Структура общества по марксу: Исторический материализм и структура общества по Марксу
Исторический материализм и структура общества по Марксу
Историософия
Три варны. Стереотеизм. Восстание вайшья
Карл Маркс упрощает структуру общества до двух групп, называя их классами. В соответствии с теорией трёх страт, три общественных слоя дополняют друг друга. Духовная страта формирует, хранит и передаёт духовные ценности. Властная страта занимается общественным управлением (политики) и безопасностью (воины). Материальная страта (предприниматели, крестьяне, рабочие) занимается материальным воспроизводством. Теория Маркса объединяет духовную и властную страты с предпринимательской верхушкой материальной страты в класс эксплуататоров, а остальную часть материальной страты (городских и сельских работников) — в класс эксплуатируемых, настаивая на естественной необходимости конфликта между этими двумя группами.
Историософия Маркса, называемая историческим материализмом, описывает прогресс человечества от примитивного малоэффективного производства к высокоэффективному автоматизированному машинному производству. В соответствии с этой теорией в первобытном обществе (первобытно-общинный строй) классов не существует, так как нет возможности эксплуатировать людей. Возможности материального производства настолько скудны, что якобы не позволяют сформироваться классу эксплуататоров, которые бы присваивали себе часть производимых обществам материальных благ. Такое представление, по всей видимости, ошибочно, так как, широко распространенные в древности мегалиты строились свободными от принуждения людьми при отсутствии государства. При этом трудозатраты были настолько большими, что вполне позволили бы произвести «прибавочный продукт» для появления эксплуатации. Еще более древние памятники наскального искусства также предполагали крайнюю трудоёмкость. За этих древних «художников» кто-то охотился и занимался собирательством.
После первобытного состояния следующим этапом истории является рабовладельческий строй. На этом этапе классом эксплуатируемых являются рабы, а класс эксплуататоров составляют все остальные группы, которые присваивают прибавочный продукт, производимый рабами. Такая трактовка является ошибочной, так как в древних обществах рабы производили только часть материальных ценностей. Основное производство материальных ценностей осуществлялось свободными людьми.
За рабовладельческим этапом следует феодализм. Феодалы как собственники земли эксплуатируют земледельцев.
После феодализма наступает капитализм. Капиталисты (буржуазия) угнетают наёмных рабочих, присваивая результаты труда последних. Действительно, предпринимательская верхушка материальной страты (торговцы, ростовщики, банкиры, владельцы мануфактур, а позднее фабрик) в Западной Европе с помощью буржуазных революций создала эффективную систему эксплуатации остальной части своей страты (крестьян и рабочих). При этом духовная и властная страты стали обслуживать интересы верхушки материальной страты.
Именно духовная страта сформировала, с одной стороны, идеологию протестантизма, духовно легализовавшую ростовщичество и неограниченное накопление богатства, якобы подтверждающего богоугодность человека. С другой стороны, эта же духовная страта развила и укрепила атеизм в качестве доминирующей идеологии, которая позволила поставить материальные ценности на первое место перед духовными. Это, в свою очередь, открыло дорогу эффективной манипуляции массами за счет материальных стимулов и удовлетворения их низменных потребностей. Властная страта (политики, чиновники и армия) в целом выполняет свою функцию обеспечения стабильности и безопасности общества, несмотря на то, что оно является изначально эксплуататорским по отношению к большинству. Понимание капитализма у Маркса в целом адекватно реальности. Но причины, которые привели к этому состоянию и выводы, которые делаются, ошибочны.
Следующим этапом после капитализма должен стать коммунизм через революционное возвращение к бесклассовому обществу. Угнетаемый класс рабочих подавляет угнетателей. Средства производства (земля, фабрики, оборудование и т.п.) становятся общими. Высокий уровень автоматизации машинного производства позволяет людям заниматься только интеллектуальным трудом. При этом производимых продуктов хватает, чтобы удовлетворить все потребности людей. Фактически предлагается сложную общественную структуру превратить в монолитное общество, где не будет ни духовной страты, отвечающей за духовные ценности (инструмент оправдания эксплуатации по Марксу), ни властной страты, отвечающей за государственное управление и безопасность (не будет государства и необходимости защиты материальных ценностей, находящихся в изобилии), ни предпринимательской верхушки материальной страты (товарно-денежные отношения отомрут). Остается только основная часть материальной страты (вчерашние наемные работники), которая по Марксу будет бездельничать, и получать всё необходимое бесплатно.
Не исключено, что основной целью марксизма был развал Германии, которая находилась на этапе своего объединения как раз во время активной деятельности Маркса в качестве журналиста и партийного функционера.
2. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества. Философия: конспект лекций
2. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества
Можно считать, что наиболее разработанной, с классовых позиций анализирующей социальную структуру общества является марксистско-ленинская теория, у истоков которой находились Маркс и Энгельс, и в которую весомый вклад внесли их последователи в том числе советские обществоведы.
Напомним, что существование классов и борьбы между ними было открыто французскими историками Ф. Гизо (1787–1874), Ж. Н. О. Тьерри (1795–1856), Ф. Минье (1796–1884), А. Тьера (1797–1877). В их трудах был показан процесс формирования классовых интересов, классов, исторического развития борьбы между ними. В работах экономистов того периода была дана экономическая анатомия классов. С этих пор классовый анализ общественной жизни продолжает сохраняться в общественных науках, хотя принципы и методы, используемые при этом, существенно отличаются друг от друга.
Классы, представляющие большие группы людей, являются, согласного марксистам, основными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества. Род и община с их внутренне слабо дифференцированной общностью по мере социального расслоения общества привели к возникновению классов, более широких и стабильных социальных общностей людей. Вообще общество делится на различные группы людей, отличающиеся друг от друга, например, по возрасту, полу, национальности, расе.

Исторически первой формой деления общества на классы была рабовладельческая формация. Хотя при рабстве существует грубая физическая форма принуждения, это вовсе не означает, что оно возникло только с помощью насилия. Так считать нельзя, поскольку насилие в виде вооруженных стычек и столкновений между племенами существовало много раньше, однако классы не появлялись. Их возникновение становится возможным благодаря экономическим факторам, в первую очередь росту производительности труда, в силу чего существование рабов становится вполне оправданным.
Формирование первых в истории человечества классов происходило следующим путем: во-первых, обособление от своих соплеменников тех лиц, которые обладали властью – военной, административной, религиозной. Затем эта социальная прослойка, постепенно превращавшаяся в класс, пополнялась за счет появившихся богатых людей. Во-вторых, через обращение в рабов воинов, захваченных в плен во время войн. Затем их ряды пополнялись теми, кто в силу разных причин, в первую очередь экономических, попадали в долговую зависимость.
Определяющим фактором принадлежности к тому или иному классу становится наличие или отсутствие частной собственности. В последующие периоды образование новых классов происходило уже по апробированной схеме. Те лица, которые захватывали командные высоты в экономической и социально-политической жизни, образовывали господствующие классы, другие же, попадавшие в зависимость от них, становились угнетенными классами. Управление общественным производством в классовом обществе осуществляется тем классом, в руках которого находятся средства производства. Владение средствами производства делает из собственников богатыми людьми, поскольку каждый работник, нанятый ими помимо рабочего времени, необходимого для поддержания его самого, вынужден еще затрачивать прибавочное время для того, чтобы содержать собственника средств производства. А поскольку собственником выступает одно или несколько лиц, а работники исчисляются сотнями или даже тысячами, то становится ясным происхождение богатства. Оно возникает за счет эксплуатации одних людей другими.
Отмечая этот момент, Маркс писал: «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, – наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист. Высшая власть в промышленности становится атрибутом капитала, подобно тому как в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности».[43]
Владение господствующим классом средствами производства обеспечивает ему доминирующие позиции во всех других сферах общественной жизни и прежде всего политических и идеологических, с помощью которых он поддерживает свое господство.
Уход с исторической сцены одних и приход других классов обусловлен необходимостью смены производственных отношений, становящихся препятствием для развития производительных сил. Господствующий класс теряет свою организаторскую и руководящую роль в производстве, становится тормозом экономических и общественных преобразований и в силу уже только этого должен уступить место новому классу. Вся человеческая история свидетельствует, что именно так происходила смена социально-классовой структуры во всех общественно-экономических формациях.
Помимо основного классообразующего фактора, заключающегося в отношении к средствам производства, существуют и другие тоже существенные, но все же уступающие по значимости первому. Это – роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого общественного дохода. Об управлении обществом лицами, средства производства имеющими, или же их ставленниками, уже говорилось. Господствующие классы, овладевая властью, прежде всего защищают свои интересы, подчиненные классы вынуждены выполнять те функции, которые им определены власть имущими. Каждое улучшение ими своего положения – повышение заработной платы, социальные гарантии достигается за счет борьбы с господствующими классами, с использованием различных форм классовой борьбы.
Способы и размеры получения людьми доходов весьма разнообразны и являются существенным класообразующим признаком, но только в совокупности с другими. Сам по себе он таковым не является. С учетом сказанного «классами, – по определению Ленина, – называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».[44]
Классовое деление общества проявляется не только в экономике, но в политике и духовной жизни. Чтобы сохранить определяющую роль в экономической жизни, господствующий класс должен постоянно обладать политической властью, чтобы проводить и отстаивать нужные для него законы. В духовном и идеологическом плане он обязан утверждать те принципы, которые соответствуют его положению и устремлениям.
Помимо классовых различий, являющихся основными, в обществе еще существуют другие социальные различия. К ним относятся неравенство между людьми, обусловленное их местом в сфере производства, имущественные, культурные, бытовые различия. Социальными различиями следует также считать внутриклассовые и групповые различия, характеризующие разное имущественное положение, приближенность к власти.
Учитывая многообразие социальных различий, существующих в обществе, вместе с тем следует всегда выделять главные, по сути дела, определяющие. Таковыми являются классовые, которые, во-первых, определяют природу существующего строя и его основные сферы жизнедеятельности; во-вторых, классы представляют собой наиболее многочисленные и мощные группы людей, от взаимоотношения между которыми, по существу, зависит ход истории общества, его экономическая, социальная и политическая жизнь.
Социальной структурой общества называется совокупность классов, общественных слоев и групп и система взаимоотношений между ними. Смена социальной структуры общества происходит вслед за сменой способа производства и связанного с этим распределения средств производства. При смене способа производства в обществе появляются новые классы и одновременно более или менее длительное время сохраняются старые классы. Поэтому в каждой социальной структуре общества обычно продолжают сосуществовать наряду с основными классами, которые порождаются господствующим в нем способом производства, неосновные, или переходные, классы. Их существование предопределено или остатками ранее функционировавшего способа производства, или появлением ростков нового способа производства. Так, анализируя прежние общественно-экономические формации, нетрудно заметить, что при рабовладельческом строе наряду с рабовладельцами и рабами, существовали мелкие свободные земледельцы-крестьяне, а также ремесленники. При феодализме, по мере развития городов, рос слой ремесленников и торговцев, из которых в позднее средневековье незначительная часть превратилась в капиталистов, а большая – в наемных работников.
По мере развития человеческой цивилизации социальная структура общества имеет тенденцию к усложнению и усилению своего многообразия. Так, при капитализме, особенно на его монополистической стадии развития существуют и взаимодействуют между собой большее количество классов и социальных групп, чем когда-либо раньше. А это значительно усложняет управление общественными процессами и сохранение доминирующей роли господствующих классов.
Одним из важнейших положений марксистского учения о социальной структуре общества является положение о классовой борьбе как важнейшем факторе общественного развития. Марксизм исходит из того, что вся история человеческой цивилизации после распада первобытной общины – это история борьбы между классами. «Свободный и раб, – писали основоположники марксизма, – патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». [45]
Происхождение классовой борьбы объясняется марксизмом противоположностью положения в обществе и противоречием интересов различных классов. Определяющим в понимании классового интереса является не сознание класса, хотя это тоже имеет место, а положение и роль данного класса в системе общественного производства. Считается, что интересы буржуазии и пролетариата противоположны и они – антагонистические классы. Антагонизмом пронизаны отношения основных классов предшествующих общественно-экономических формаций – рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных крестьян. Антагонистический характер могут также носить отношения между классами различных формаций, приходящих на смену друг другу. Так, на стыке двух формаций, феодальной и капиталистической, когда буржуазия утверждала в обществе свое экономическое и политическое господство, в смертельную схватку, по крайней мере на первых порах, вступили с ней феодалы. Но это противоборство не носит абсолютный характер. Во-первых, это происходило не во всех странах, а во-вторых, эти классы, то есть феодалы и буржуазия находят в конечном счете общие интересы и общий язык.
Согласно марксизму, классовая борьба является основным двигателем исторического развития, а ее высшей формой проявления является социальная революция. Классовая борьба при капитализме ведется в трех основных формах: экономической, политической и идеологической.
Основным направлением экономической борьбы трудящихся масс является борьба за повышение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Как правило, организующей силой в данном случае выступают профсоюзы.
Суть политической борьбы заключается в организованных действиях трудящихся, направленных на завоевание власти на различных государственных уровнях, начиная от муниципальных или районных органов до центральных государственных учреждений. Главной же задачей является завоевание политической власти в национальном масштабе.
Идеологическая борьба – это борьба идей и концепций. Она включает в себя необходимость освобождения сознания трудящихся от мелкобуржуазных идей и предрассудков и внесение прогрессивной идеологии в сознание трудящихся и в первую очередь рабочего класса.
Ни в коей мере не отрицая классовую борьбу и ее значение в историческом развитии, нам представляется, что марксизм несколько абсолютизирует ее роль и в какой то степени даже вступает в противоречие с основополагающими положениями своей доктрины. Известно, что фундаментальными теоретическими и методологическими принципами марксизма являются законы материалистической диалектики, первым из которых является закон о единстве и борьбе противоположностей. Коротко, суть этого противоречия заключается в том, что каждая вещь, явление и процесс содержат в себе противоречия и противоположности. Когда они «снимаются» или взаимно «перегорев» нейтрализуются, то вещь, явление, процесс не исчезают, а продолжают существовать и даже развиваться, находясь в относительном единстве. Так вот, это единство, имея универсальный характер, распространяется в том числе и на социальные явления. Следовательно, можно сделать вывод, что сама марксистская теория допускает не только борьбу, но и единство в социальных процессах. Другими словами, общество получает импульсы для развития не только в процессе классовой борьбы, но и находясь в социальном мире. Можно привести десятки примеров из истории и современной мировой действительности, которые подтверждают этот тезис. Так, если обратиться к истории России, то можно увидеть, что самые впечатляющие реформы были осуществлены при Петре I и Александре II, когда классовой борьбы в обществе в целом не было.
Если же обратиться к истории человечества, то самые выдающиеся преобразования в различных странах, например, в древнем Египте и античной Греции были свершены при консолидированном обществе. В современной истории также немало примеров, свидетельствующих о том, что в том случае, когда в обществе достигался компромисс между различными классами, налицо были колоссальные успехи. Уже не один десяток лет царит внутренний мир в скандинавских странах – Норвегии, Швеции, Финляндии и в Японии. Хорошо известны успехи, достигнутые этими странами в экономическом, технологическом и научном плане. Высоким является в них уровень социальной защищенности граждан. И по-видимому, совершенно не случайно, что в этих странах самый высокий в мире уровень жизни и продолжительности жизни. Не учитывать эти факты при анализе современной концепции классовой борьбы было бы неразумно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
5. Дискуссии о классовой природе СССР
5. Дискуссии о классовой природе СССР Дискуссии о классовой природе СССР и подобных ему государств, о том, какой общественно-экономической формации присущи эти государства, начались практически одновременно с образованием СССР и не утихают до сих пор. В данной статье мы
Глава VII. Марксистский взгляд на природу
Глава VII. Марксистский взгляд на природу
Мы уже говорили о том, что марксизм считает человека, а следовательно, и человеческое общество частью природы. Поэтому происхождение человека следует искать в развитии мира; человек развился из предшествующих форм жизни, в
Становление «массового общества» в трактовке социально-философской мысли начала века
Становление «массового общества» в трактовке социально-философской мысли начала века Почти все значительные философы XX в. обращают особое внимание на чувство одиночества человека, его заброшенности, по словам Хайдеггера, в этот мир. Человек оказался лишенным части
Т.Н.Панченко. Стросон и Витгенштейн. Анализ как выявление формальной структуры неформального языка и анализ как терапия
Т.Н.Панченко. Стросон и Витгенштейн. Анализ как выявление формальной структуры неформального языка и анализ как терапия
***
Людвиг Витгенштейн и Питер Стросон некоторым образом определяют границы философии анализа, ее начало и конец. Один из них принадлежит к
1.1. Методологический анализ структуры знания студентов
1.1. Методологический анализ структуры знания студентов Решение проблемы эвристической оценки содержания текстов методами математической лингвистики [5], вскрытия методами математики дискриминации целеустремленных систем [6], с одной стороны, а с другой, —
1.3. Методология исследования элементов структуры техники и анализ параметров структуры прогресса
1.3. Методология исследования элементов структуры техники и анализ параметров структуры прогресса Проблема открытия, рационализации, изобретения как форм умственной деятельности интеллектуальных систем (И.С. Ладенко), лейтмотивом функционального поведения которых
«Объективность» социально-научного и социально-политического познания1
«Объективность» социально-научного и социально-политического познания1
При появлении нового журнала2 в области социальных наук, а тем более социальной политики или при изменении состава его редакции у нас обычно прежде всего спрашивают о его «тенденции». Мы также не
§ 34. Принципиальное развитие феноменологического метода. Трансцендентальный анализ как анализ эйдетический
§ 34. Принципиальное развитие феноменологического метода. Трансцендентальный анализ как анализ эйдетический В учении о Я, как полюсе своих актов и субстрате хабитуальностей, мы уже затронули, и притом в важном пункте, проблематику феноменологического генезиса и, таким
2. Межпредельные, или внутрипредельные, то есть промежуточные, структуры, или структуры в собственном смысле слова
2. Межпредельные, или внутрипредельные, то есть промежуточные, структуры, или структуры в собственном смысле слова Ясно, что такого рода структуры как раз и являются теми структурами, как они обычно понимаются. Однако здесь должна быть соблюдаема та античная специфика,
Глава II.

Глава II. «Кем осознает себя эта масса и чего она хочет?»[6] Анализ советского общества «Всем народом, сверху донизу мы чему-то научились, хотя успели при этом уничтожить свою культуру и попросту одичать. Но то, чему мы научились, кажется очень существенно». Н. Мандельштам
Марксистский нигилизм
Марксистский нигилизм Многих приверженцев марксизма привлекают в нем его позитивные аспекты: социалистические идеалы и решимость искать действенные методы для их осуществления. Однако нигилистический аспект марксизма — это его важнейшая черта, определяющая
Возникновение внесословной классовой солидарности
Возникновение внесословной классовой солидарности
Новая бедность затаивается в молчании и растет в нем. Это столь же скандальное, сколь и затруднительное состояние, которое срочно нуждается в организационной и политической защите. В противном случае сам факт так и
2. А.А. Богданов – марксистский позитивист
2. А.А. Богданов – марксистский позитивист Среди русских ученых, которые внесли значительный вклад в науковедение, нельзя не назвать двух выдающихся энциклопедистов: В.И. Вернадского и А.А. Богданова. Хотя деятельность Вернадского в большей степени связана с
5.5.1. Психоисторический анализ общества и относительность ценностей
5.5.1. Психоисторический анализ общества и относительность ценностей Во многих уголках планеты проблема мужской и женской психологии стала актуальной[168], однако, на мой взгляд, родилась она не сегодня.В историческом социальном, экономическом и военном развитии нашей
социальная структура | Определение, примеры, теории и факты
Карл Маркс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Герберт Спенсер
Юрген Хабермас
Гуннар Мюрдал
Талкотт Парсонс
А.
Л. Роуз
- Похожие темы:
- управление родство защита окружающей среды институционализм свадьба
См. весь связанный контент →
социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.
Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.
Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вещи, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, даже если явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на свое окружение. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.
Социальную структуру иногда определяют просто как структурированные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.
Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами. Кроме того, в любом обществе существует более или менее регулярное разделение труда. Еще одной универсальной структурной характеристикой человеческих обществ является регулирование насилия. Любое насилие является потенциально разрушительной силой; в то же время это средство принуждения и координации деятельности. Люди сформировали политические единицы, такие как нации, внутри которых применение насилия строго регламентировано и которые в то же время организованы для применения насилия против внешних групп.
Кроме того, в любом обществе существуют механизмы в рамках структуры полового размножения, а также заботы и воспитания молодых. Эти договоренности принимают форму родственных и брачных отношений. Наконец, системы символической коммуникации, особенно язык, структурируют взаимодействие между членами любого общества.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Ключевые идеи для AS Sociology – ReviseSociology
Буржуазия, пролетариат, идеологический контроль, ложное сознание, революция и коммунизм.
Марксистская перспектива является центральной теорией социологии уровня A. В этом посте излагаются некоторые из ключевых концепций Карла Маркса, такие как его идеи о структуре социальных классов, его критика капитализма и коммунизма как альтернативы.
Карл Маркс (1818-1883) жил в середине 19 века, и важно понимать, что его теории основаны на анализе европейских обществ 150 летней давности.
Карл МарксМаркс путешествовал по Европе в середине и во второй половине 19 -го -го века, где он видел много бедности и неравенства. Чем больше он путешествовал, тем больше объяснял увиденное неравным доступом к ресурсам и владением собственностью, богатством. Он утверждал, что рабочий класс (пролетариат) в Великобритании (и других странах) эксплуатируется правящим классом (буржуазией).
Правящий класс платил рабочему классу меньшую заработную плату, чем он заслуживал, заставлял его работать сверхурочно в плохих условиях и удерживал прибыль от продажи произведенных товаров. Таким образом, правящий класс богател, а рабочий класс становился все более бедным, и у него не было возможности улучшить свои перспективы, если только… Маркс утверждал, что все они объединились, чтобы свергнуть правящий класс в ходе революции. Равенство для всех в форме коммунизма заменит неравную капиталистическую систему.
студента в первые две недели обучения. Я бы представил это как часть двух-трехнедельного модуля «Введение в социологию».
Шесть
Ключевые идеи Карла Маркса- Капиталистическое общество разделено на два класса
- Буржуазировая революция. Пролетариат
- Те, кто контролирует экономическую власть. Другие общественные институты
- Идеологический контроль
- 11119.
- 9006 9006 9006 9006
- 9001 СОБИДА .
Буржуазия или класс капиталистов — это те, кто владеет и контролирует богатство страны. Они контролируют производительные силы в обществе (то, что Маркс называл экономической базой), которые в основном состоят из земли, фабрик и машин, которые можно использовать для производства товаров, которые затем можно продавать с прибылью.
Большинство, или массы, или то, что Маркс называл пролетариатом, может зарабатывать себе на жизнь, только продавая свою рабочую силу буржуазии за определенную плату.
Буржуазия увеличивает свое богатство за счет эксплуатации пролетариатаМаркс утверждал, что буржуазия сохраняет и увеличивает свое богатство за счет эксплуатации рабочего класса.
Отношения между этими двумя классами являются эксплуататорскими, потому что сумма денег, которую Капиталист платит своим рабочим (их заработная плата), всегда ниже текущей продажной или рыночной цены всего, что они произвели. Разница между ними называется прибавочной стоимостью. Таким образом, Маркс говорит, что капиталист извлекает из рабочего прибавочную стоимость. Из-за этого извлечения прибавочной стоимости класс капиталистов может поддерживать и увеличивать свое богатство только за счет пролетариата. Для Маркса прибыль — это в основном накопленная эксплуатация рабочих в капиталистическом обществе.
Таким образом, Маркс утверждает, что в основе капитализма лежит несправедливая система, потому что те, кто действительно выполняет работу, не получают справедливого вознаграждения за свою работу, а интересы класса капиталистов противоречат интересам рабочего класса.
Те, кто обладает экономической властью, контролируют все остальные институты в обществеМаркс утверждал, что те, кто контролирует экономическую базу, также контролируют и надстройку, то есть те, кто обладает богатством или экономической властью, также обладают политической властью и контролем над остальными. общества.
T Экономическая база (Способ производства): Состоит из производительных сил (инструменты, машины, сырье, которые люди используют для производства товаров и услуг) и производственных отношений (общественных отношений между людьми, участвующими в производство товаров и услуг). Вместе они составляют способ производства
Надстройка : все остальные институты: правовая система, средства массовой информации, семья, образование и т. д. Затем они используются для осуществления Идеологического Контроля и, в конечном счете, Ложного Сознания.
Идеологический контрольМаркс утверждал, что правящие классы использовали свой контроль над социальными институтами для достижения идеологического господства или контроля над тем, как люди думают в обществе. Маркс утверждал, что идеи господствующих классов представляются здравыми и естественными, и поэтому неравные эксплуататорские отношения принимаются пролетариатом как норма.
Результатом вышеизложенного является ложное классовое сознание Конечным результатом идеологического контроля является ложное сознание, когда массы или пролетариат вводятся в заблуждение, думая, что все в порядке и что ужас, в котором они живут и работают, неизбежный. Это заблуждение известно как Ложное Сознание. С точки зрения марксизма, массы страдают от ложного классового сознания и не могут реализовать свои общие интересы против своих эксплуататоров.
Товарный фетишизмФетиш – это объект желания, поклонения или навязчивой заботы. Капитализм очень хорош в производстве «вещей». В капиталистическом обществе люди начинают зацикливаться на материальных предметах и деньгах, которые необходимы для приобретения этих предметов. В капиталистических обществах поклоняются материальным объектам и деньгам. Некоторым людям даже нужны материальные объекты для конструирования личности — это отчасти объясняет, почему большинство из нас держится в «ложном сознании» |
Что касается Маркса, то он осознал истину – капитализм был несправедлив, но люди просто не знали. т понял это! Он считал, что политические действия необходимы, чтобы «разбудить» пролетариат и привести его к революционному классовому сознанию. В конце концов, после революции частная собственность будет упразднена, а вместе с ней мотив прибыли и желание эксплуатировать. В коммунистическом обществе люди были бы более равными, имели бы больше свободы и были бы счастливее.
- Марксова концепция социального класса подвергалась критике за слишком упрощенную концепцию – сегодня явно существует не два социальных класса, а несколько; более того, большинство людей не идентифицируют себя с другими членами своего социального класса, поэтому сомнительно, насколько актуальна сегодня концепция социального класса.
- Ясно, что предсказания Маркса о конце капитализма и «неизбежном успехе коммунизма» оказались неверными с крахом коммунизма.
- Капитализм сильно изменился со времен Маркса, и, похоже, он работает на большее количество людей — он менее эксплуататорский, так что, может быть, это объясняет, почему он существует и по сей день?
Современные социологи-марксисты утверждают, что марксизм по-прежнему актуален во многих отношениях. Например:
В семье
Родители хотят иметь идеальную семью, и они соревнуются друг с другом за лучший дом, машину, отдых и самых лучших одетых/самых успешных детей и т. д. Это поощряется рекламой и телевизионными программами. Значительные суммы денег тратятся на погоню за «идеальной» семьей.
Это выгодно буржуазии двумя способами: 1) Родители усерднее работают, повышая прибыль владельцев своих компаний — буржуазии. 2) Родители тратят больше своей зарплаты на обеспечение такого образа жизни — это выгодно буржуазии, поскольку они могут получать больше прибыли, продавая товары и услуги для родителей.
Кроме того, это заставляет родителей чувствовать себя «счастливыми» в семейной жизни и обществе в целом, даже если они могут работать по 13 часов в день за среднюю зарплату, редко видя свою семью. Наконец, дети вырастают, наблюдая, как их родители ведут себя таким образом, а затем копируют это, став взрослыми, в своих семьях.
The
Media Средства массовой информации контролируются несколькими богатыми людьми, которые продвигают идеи и убеждения, поддерживающие богатое положение буржуазии в обществе. Это побуждает людей принимать убеждения, которые приносят пользу капитализму и узаконивают (оправдывают) эксплуатацию пролетариата (рабочих) как норму. СМИ оправдывают эксплуатацию и даже превращают ее в игровые шоу.
Призывает людей принимать иерархию и быть послушными. Это хорошо для капитализма, поскольку создает студентов, которые впоследствии станут хорошими работниками. Кроме того, в школах делается акцент на высокой успеваемости и высоком уровне работы — косвенно это означает высокооплачиваемую работу, более высокую прибыль для владельцев компаний и большую эксплуатацию для рабочих. Школы также поощряют идею, что люди получают то, что заслуживают в образовании, тогда как на самом деле образовательные достижения в первую очередь являются результатом случайных обстоятельств вашего рождения, то есть кем являются ваши родители.
Указатели и
Связанные сообщения Этот пост был написан как введение в марксизм для студентов-социологов высшего уровня в первые две недели обучения. Я бы представил это как часть двух-трехнедельного модуля «Введение в социологию».
Связанные сообщения для первого года обучения социологии A-level включают:
Марксистский взгляд на семью
Марксистский взгляд на образование
Щелкните здесь, чтобы вернуться на главную домашнюю страницу ReviseSociology!
Узнайте mor e о марксизме- Прочтите «Маркс: руководство для начинающих» Эндрю Кольера
- Прочтите биографию Карла Маркса, написанную Фрэнсисом Уином.
- http://www.marxism.org.uk – довольно полезный обзор основных идей Маркса и марксизма в целом
- http://www.marxists.org/archive/marx/works/subject/quotes/index .htm – цитаты Маркса
На YouTube есть много видеороликов, посвященных основам марксизма, но, на мой взгляд, два приведенных ниже являются наиболее полезными в качестве введения.