Структура нормативного акта – —

понятие, закон и особенности :: BusinessMan.ru

Каждый человек знает о том, что такое закон, но не далеко не все люди слышали о понятии «нормативно-правовой акт». Норма права и структура закона тесно связаны с этим понятием. При этом не обязательно быть юристом, чтобы хорошо разбираться в государственной системе. В нашей статье будет подробно рассказано про структуру и виды нормативно-правовых актов.

Понятие нормативно-правового акта

Нормативным актом называют официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом или должностным лицом. Принятие происходит путем референдума, голосования, обсуждения или любой другой процедуры, установленной законодательством. Нормативный акт, как не сложно догадаться, содержит в себе нормы — общеобязательные правила поведения. Они имеют императивный (принудительный) характер, рассчитаны на неоднократное применение среди неопределенного круга лиц. Структура и виды нормативно-правовых актов определяются в порядке правотворчества — особой процедуры, применяемой строго определенными субъектами.

Нормативный акт характерен для стран с романо-германской правовой системой. Это доминирующий, базовый источник права. В России он имеет несколько основных форм, хотя структура нормативно-правового акта неизменна.

Особенности акта

Рассматриваемый документ носит официальный характер. Он содержит в себе юридические нормы, которые регулируют общественные отношения. Какими признаками обладает нормативный правовой акт?

Структура нормативного документа чаще всего выстраивается из трех частей: преамбула, основная часть и заключение. Это не обязательное правило, хоть и является частым признаком рассматриваемого документа. Вторая особенность нормативного акта — его официальный характер. Документ содержит в себе специальные реквизиты, такие как наименование, дата принятия, номер и место оформления.

Все нормативные акты создаются государственными законодательными органами в процессе правотворчества. Это является третьей особенностью рассматриваемых документов. Наконец, все акты исполняются принудительной силой государства. Положения их императивны, то есть общеобязательны.

Структура нормативно-правого акта

Как уже было сказано, все нормативные документы обладают примерно одинаковой структурой, состоящей из трех частей. При этом ни в одном российском законе не дается четких установок о том, как именно должен выглядеть правовой акт.

Тем не менее, абсолютно в каждом нормативном документе содержатся нормы — правила поведения. Все они расставлены в определенном порядке — по разделам, главам, подглавам, параграфам и т.д. Статья в законе является основной единицей нормативного акта. При этом не всегда одна норма совпадает с одной статьей. Часто статья представляет собой совокупность правил, касающихся одной узкой темы. Это можно увидеть на примере основного российского закона — Конституции. Например, в статье 1 содержится характеристика названия страны, а также даются общие положения о правовом статусе государства.

Конституция и ФКЗ

Самой крупной и известной формой нормативно-правового акта является закон. Это документ, принимаемый российской законодательной властью в строго определенном порядке. Высшей юридической силой обладает Конституция — основной закон страны. Именно Конституция определяет государственный строй, свободы и права людей, гражданские обязанности и основы политики.

Конституция формируется на основе положений Федеральных конституционных законов. Более того, основной государственный закон — это нормативный акт, структура которого состоит из ряда федеральных законов конституционного типа. Восемь ФКЗ регламентируют положения, зафиксированные в главах основного правового акта. Еще ряд законов регулируют вопросы государственного флага, гимна и герба.

Федеральные законы и кодексы

Третья по важности группа законов именуется федеральной. Речь идет о специальных правовых актах, регулирующих основы социальной, экономической, политической, духовной, семейной и прочей политики. Федеральные законы являются крупными нормативными сборниками. Основной их особенностью является обязательность исполнения для всех без исключения граждан России.

Группа федеральных законов содержит в себе ряд кодексов. Это крупные нормативно-правовые акты РФ, структура которых имеет чуть более обширный вид, чем у федеральных законов. Более того, кодексы касаются крупных общественных отраслей, а не явлений. Например, ФЗ «О защите прав потребителей» регулирует одно конкретное явление — отношения между продавцами и покупателями. Гражданский кодекс, в свою очередь, содержит в себе положения об имущественных и неимущественных отношениях между гражданами и юридическими лицами.

На данный момент в России существует не так много кодексов. Среди самых известных следует выделить уголовный, гражданский, семейный, административный, трудовой, налоговый, градостроительный, водный и другие кодексы.

Подзаконные акты

Итак, Конституция и федеральные конституционные акты, а также кодексы относятся к группе законов. Второй по значимости отраслью в системе нормативно-правовых актов является группа подзаконных документов. Основное отличие подзаконного акта (ПА) от закона — меньшая юридическая сила. ПА базируются на законе. Основное требование к ним — отсутствие противоречий в отношении высших нормативных актов.

Существует четыре группы ПА: общие, местные, ведомственные и корпоративные (локальные). К группе общих актов относятся указы и распоряжения главы государства, правительственные постановления, а также указы Верховного суда. Стоит при этом отметить, что далеко не все акты Верховного суда входят в правовую систему. В большинстве случаев суд издает прецеденты, которые не относятся к группе нормативных актов. Однако распоряжения, дополнения к законам и пояснения вполне могут выступать в качестве таковых. Почему здесь нет представительных органов? Все они заняты производством законов, а потому не могут встать в один ряд с Правительством и президентом.

Вторая группа ПА — местная. Здесь следует выделить региональные постановления, решения муниципалитетов, указы мэрии и многое другое. Особенность местного ПА — распространение в пределах только одного региона.

Третья, ведомственная группа ПА касается некоторых правительственных министерств и ведомств. Например, Министерство финансов может издать постановление только в рамках своей компетенции.

Внутриорганизационные (локальные) акты принимаются конкретными организациями и предприятиями. Они могут касаться расписания и времени работы, увольнения и сокращения, установления выходных и т.д. Все локальные акты должны соответствовать законам, в особенности, Трудовому кодексу РФ.

Разница между подзаконными актами и законами

Разобравшись в структуре и содержании нормативно-правовых актов, следует теперь выявить отличия между основными их видами. Для романо-германской правовой системы деление на ПА и законы — наиболее распространенная классификация. Первое отличие основное, а потому наиболее очевидное. Касается оно разницы юридических сил. Так, законы могут издавать только представительные органы власти. ПА формируют исполнительные инстанции и президент. Все ветви власти равны, но почему же не равны в своей силы обе категории нормативных актов? Здесь все просто: законотворчество является основной компетенцией представительных органов власти. Исполнительные органы способны лишь дополнять акты, принятые «соседними» органами.

Второе отличие ПА от законов заключается в процедуре принятия. Представительная власть обладает сложной и многоуровневой системой законодательства. Исполнительные органы принимают акты гораздо быстрее.

Судебная система

Структура нормативно-правовых актов хоть и не зависит от какого-то конкретного образца, тем не менее, должна отвечать принципам оформления документов, а также содержать главы, статьи, название и т.д. Постановление об этом может вынести Верховный суд (ВС РФ), и оно будет обязательным для исполнения. Получается, что судебный акт имеет юридическую силу. Но будет ли он являться источником права? Ведь, как уже сказано, в романо-германской системе стран судебные акты не входят в правовую систему. Вопрос, надо отметить, довольно спорный.

В классическом понимании судебные акты действительно не являются источниками права. Однако ВС РФ может разъяснить тот или иной акт и тем самым немного «подкорректировать» его. То же касается и Конституционного суда. Путем выявления неточностей, пробелов, коллизий и прочих проблем суды уточняют и конкретизируют правовые нормы, но не создают при этом ничего нового.

Правотворческая деятельность

Понятия, виды и структура нормативно-правовых актов значительно отличаются друг от друга. Все зависит от формы и содержания документов. Более того, разные акты по-разному принимаются. Так, законы формируются за счет законодательной процедуры. В Государственной Думе появляется инициатива, которая выносится на обсуждение. Проходят три процедуры чтения, на каждой из которых выявляются проблемные места законопроекта. Если все чтения завершаются успешно, будущий закон отправляется в Совет Федерации. Там также рассматривается структура нормативно-правового акта. Статьи могут меняться или ликвидироваться. Далее закон проверяется в Конституционном суде, а после подписывается главой государства — президентом.

Международные акты

Согласно статье 15 российской Конституции, нормативные акты международного характера признаются источниками права. Более того, они приоритетны, то есть имеют большую юридическую силу, нежели национальные законы и подзаконные акты.

Международные акты могут иметь форму конвенций, договоров, нот и т.д. Такие документы могут регулировать отношения, возникающие по поводу материальных и нематериальных благ, а также вопросов внешней политики.

businessman.ru

Структура нормативного правового акта | Департамент юстиции города Нур-Султан

Основными структурными элементами нормативного правового акта являются абзац, часть, подпункт, пункт и статья, содержащие в себе нормы права.

Внутри статьи, пункта и подпункта нормативного правового акта может быть часть — логически законченная отдельная норма права, выделяемая отступом, которая начинается с заглавной буквы.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

     Законодательные акты, как правило, состоят из статей с наименованием «статья», которые могут включать в себя часть, пункт, подпункт и абзац.
     Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов без их наименования словом «пункт», которые могут включать в себя подпункты, части, абзацы.

     Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы — в части нормативного правового акта. В больших по объему главах и разделах могут выделяться параграфы и подразделы соответственно.

     Параграфы и подразделы в нормативных правовых актах обозначаются соответственно словами «параграф» и «подраздел».

     Кодекс состоит из статей, которые, как правило, подразделяются на части без их наименования словом «часть», которые нумеруются арабскими цифрами.

     Каждые пункт, статья, параграф, глава, подраздел и раздел нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей, глав, разделов и частей нормативного правового акта является сквозной. Самостоятельными являются нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.

     Нумерации подпунктов в пунктах и пунктов в статьях соответственно самостоятельны. Нумерация подпунктов в пунктах обозначается арабскими цифрами со скобкой следующим образом: 1), 2), 3) и далее.

     В случаях, когда необходимо разъяснить цели принятия закона и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).

     Вступительная часть (преамбула) не излагается в проектах законов о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты Республики Казахстан.

     При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их смысл. Термины и определения в нормативном правовом акте на казахском языке располагаются в алфавитном порядке. Термины и определения в нормативном правовом акте на русском языке должны соответствовать порядку их изложения на казахском языке.

     Термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте, регулирующем однородные общественные отношения.

     Структурный элемент нормативного правового акта может быть дополнен примечанием, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте нормативного правового акта без ущерба для смысла нормы права.

     В целях удобства пользования каждые глава, раздел, часть, а также параграф главы и подраздел раздела нормативного правового акта должны иметь заголовки.

     Статьи законодательных актов должны иметь заголовки, за исключением законодательных актов о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты.

     Заголовки частей, разделов, подразделов, глав и параграфов нормативного правового акта отделяются от предыдущего текста двумя межстрочными интервалами, а от последующего текста — одним. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.

 

Отдел регистрации нормативных правовых актов

www.astana.adilet.gov.kz

Структура нормативного акта

Поиск Лекций

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей.

Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения.

Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования.

Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения.

Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона.

Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой. Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– общедоступность образования;

– бесплатность образования;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

Прежде всего Закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников – это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом гос-ве свойственно деление на законы и подзаконные н-п акты. Закон – это принимаемый в особом порядке (высшими органами власти федерации и ее членов или в ходе референдума) и обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий гос-венную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные (конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и гос-венного устройства). Особое место в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они относятся к подзакон.актам и должны носить исполнительский характер. Однако, в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостановить или корректировать законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юрид.силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. НПА отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные подзаконные акты издаются территориальными органами гос-венной власти и управления или органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов.

15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды. Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами, поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва. 3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5) Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности. Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.

studfiles.net