Структура конституция рф – 2.2 Структура Конституции рф

Структура Конституции РФ

Структура Конституции РФ

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

 

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

 

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

 

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

www.old.nbrkomi.ru

Структура Конституции Российской Федерации

Различные нормы и положения основного закона страны группируются в разделы и главы по принципу однородности. Система и порядок их расположения представляет собой структуру Конституции Российской Федерации.

Принцип однородности означает единство сферы общественных отношений, которую регулируют те или иные нормы.

Последовательность расположения разделов и глав в тексте определяется степенью их значимости. Не случайно основной закон России открывает глава «Основы конституционного строя»

, ведь приведенные в ней положения первичны по отношению к другим правовым нормам, действующим в нашей стране.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения», он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.

Наибольшее значение для жителей страны и защиты их законных интересов имеет первый раздел Конституции РФ, в который входят следующие главы:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Структура действующей Конституции РФ предопределена ее многоцелевым и многофункциональным характером. В ее преамбуле содержатся декларативные цели и задачи нашей страны:

  1. соблюдение прав и свобод человека;
  2. утверждение гражданского мира и согласия;
  3. сохранение государственного единства;
  4. незыблемость демократических основ государства;
  5. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти задачи должны являться ориентиром для органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, различных учреждений и общественных объединений. Данные положения определяют общие обязательства государства перед гражданами, применяются Конституционным судом при разрешении различных противоречий, в том числе касающихся и принципов федерального устройства России, разграничения полномочий между центральной властью и регионами.

Рисунок 1.

Концептуальные идеи в структуре Конституции РФ

В структуре Конституции РФ отражены концептуальные идеи и принципы, на которых она построена. Первая глава этого важнейшего документа называется «Основы конституционного строя», в ней утверждается демократический характер нашей страны.

Тот факт, что вторая глава Конституции РФ посвящена правам человека, показывает особое значение, которое придается в основном законе реализации и защите гражданских свобод. Это доказательство самоценности личности, а также свидетельство того, что конституционно-правовой статус человека не зависит от его отношения к государству.

Переход на парламентскую систему управления, определение статуса Президента России как главы государства, четкое следование принципу разделения властей – все это нашло свое отражение в структуре Конституции РФ. Имеющиеся главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, органах судебной власти располагаются в строгой последовательности, тем самым определяя степень значимости данных государственных институтов в системе гражданского общества.

В Конституции России закреплены основы федеративного устройства страны, определен статус субъектов РФ. В данном документе отражены основные принципы разграничения полномочий между органами центральной власти и административными структурами республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения. Положения Федеративного договора непосредственно установлены в тексте Конституции РФ.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ не содержит главы о государственном плане социально-экономического развития России, что знаменует переход к рыночным отношениям, произошедший в конце 80-х годов ХХ века.

Второй раздел Конституции РФ носит организационно-правовой характер. Это нередкое явление в структурах основных законов многих стран.

Исторический аспект рассмотрения структуры Конституции РФ

Замечание 2

На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.

На структуре Конституции РФ сказался уровень формирования социально-правовых отношений в стране, а также степень развития юридической науки. Действующий основной закон нашего государства является более четким, компактным и последовательным с точки зрения расположения и последовательности глав, чем предыдущая Конституция РСФСР, принятая в 1978 году.

Статус союзной республики в составе СССР во многом определил структуру и содержание прежнего основного закона страны. Его положения практически полностью воспроизводили Конституцию СССР. Этот документ отличался юридическим несовершенством. Нормы и положения группировались в нем без должной логической связи и строгой систематизации.

Во время разработки проекта Конституции РФ 1993 года планировалось начать ее с утверждения прав и свобод человека и гражданина, тем более что в некоторых демократических странах именно аналогичные разделы открывают тексты основных законов. Подобный вариант предложили и некоторые российские ученые-юристы.

Однако разработчики Конституции РФ в итоге решили, что начинать текст основного закона страны с утверждения гражданских свобод было бы нелогичным, так как сначала необходимо определить конституционный строй и общие принципы организации общества, которые и являются главной опорой и условием соблюдения и защиты прав человека. Неотчуждаемые и естественные гражданские свободы, которыми могут воспользоваться все россияне, установлены уже во второй главе действующей Конституции РФ, что подтверждает признание человека и его интересов высшей ценностью нашего государства.

По мнению большинства ученых-юристов, структура принятого в 1993 году основного закона страны является логически выверенной, четкой и последовательной.

spravochnick.ru

30. Конституция рф: понятие, структура и особенности

Понятие и сущность Конституции

ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ

Конституция как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

учредительный, первичный характер конституционных установлений;

всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражён рассматриваемый признак. В её преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ … принимаем Конституцию РФ». Причём, это первая Конституция, которая принята действительно народом, а не от имени народа.

Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции — её учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть, именно право принимать конституцию. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений.

Важной чертой понятия конституции является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которое она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим другим правовым актам.

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Она выражается:

в верховенстве конституции;

в её высшей юридической силе;

в её роли как ядра правовой системы;

в особой охране конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок.

В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не было. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство конституции означает, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15). Высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это её место в иерархии правовых актов в России.

Конституция — ядро правовой системы России. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией.

К юридическим свойствам Конституции относится её особая охрана. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов.

Конституцию отличает и особый, усложнённый порядок её пересмотра и внесения поправок.

Конституция — особый единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Существуют октроированные конституции, т.е. дарованные народу королём, монархом, а не провозглашённые народом или от имени народа. Бывают гибкие и жёсткие конституции в зависимости от установленного в них порядка принятия их изменения.

Конституции, как правило, представляют собой единый писанный акт. Однако роль конституции государства может выполнять (Англия) система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим бываю писаные и неписаные конституции.

СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали её к жизни.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носители верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества.

Конституция — «учреждаю», «устанавливаю».

Марксистско-ленинская теория усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. конституция является классовой по своей сущности.

В сущности современной конституции России заложены другие начала — не классовые, а общедемократические. Это народная конституция, принятая народом на референдуме, а не как установленная государством.

Конституция РФ по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа РФ, выраженной путём всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, т.е. связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

Основы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина.

Федеративное устройство.

Президент.

Федеральное собрание.

Правительство РФ.

Судебная власть.

Местное самоуправление.

Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура существенно отличается от предыдущих конституций РФ и СССР.

Введение нового понятия «Основы конституционного строя» не простая замена терминов «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания».

Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

Последовательное и чёткое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, Судебной власти.

Концепция обновления Федерального устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путём устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе России.

Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.

В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки её статуса непосредственно с государством.

В отличие от предыдущей современная Конституция стала более компактной, более чёткой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «заключительные и переходные положения» появился впервые. Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

studfiles.net

Понятие, юридические свойства, структура Конституции РФ — Конституционное право

1. Конституция — Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция — это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

В ряде стран к основному закону могут примыкать один или несколько так называемых конституционных законов, которые дополняют конституцию и являются частью конституции. В этом случае все вместе они как бы составляют единую «писаную конституцию».

Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание федеральных конституционных законов и определяет особый порядок их принятия, но вместе с тем она не дает оснований считать федеральные конституционные законы составной частью Конституции РФ и ставить их на один уровень в иерархий источников конституционного права. По своей юридической силе и значимости федеральные конституционные законы следуют сразу после Конституции РФ.

2. Юридическое верховенство конституции. Одним из главных юридических свойств конституции является ее верховенство в правовой системе. Конституция — это не просто основной закон государства, а такой закон, который обладает особой, высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативными актами.

Нормы конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей российского права. Все законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции. Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституцию.
Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

3. Конституция — база текущего законодательства. Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Более того, в ряде случаев в Конституции РФ содержатся нормы, адресованные законодателю, о необходимости принятия законов, которые именуются федеральными конституционными законами: о референдуме РФ (ст. 84 п. «в»), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103 ч. 1 п. «д»), о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114 ч. 2), о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 128 ч. 3) и др.

Но этим не ограничивается роль Конституции РФ как базы текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства — гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Прямое действие конституции означает, что нормы конституции «работают», как говорится, без посредников — законов и других нормативных актов, принятых на основе конституции и в ее развитие. Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму. В этой связи представляет интерес Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в котором Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении конкретных дел следует применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права — охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия — охрана и защита Конституции РФ — объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ — это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции. Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно «жестких», в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

jurkom74.ru

Структура Конституции России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г………………………………………………………………………….. 6

2. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ.. 11

2.1 Основы конституционного строя……………………………………………….. 18

2.2 Права и свободы человека и гражданина……………………………………. 19

2.3 Федеративное устройство………………………………………………………….. 20

2.4 Президент………………………………………………………………………………… 20

2.5 Парламент……………………………………………………………………………….. 21

2.6 Правительство………………………………………………………………………….. 22

2.7 Судебная власть……………………………………………………………………….. 23

2.8 Местное самоуправление…………………………………………………………… 24

2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения…………………………………………………………………… 25

3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РФ……………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г .

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти, закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и предпринимателей.

mirznanii.com