Стресс определение – Стресс — Википедия

Содержание

Понятие стресс.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором, независимо от его природы. На воздействие разного рода организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. В этом и заключается основное биологическое значение стресса. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования. Селье определил также характерные специфические изменения, происходящие в организме в состоянии стресса. Важнейшую роль в проявлении стресса он отводил гормонам. В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхания – до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

Долгое время считалось, что стресс всегда отрицателен, что его вызывают только лишь негативные факторы. Однако многочисленные исследования последнего десятилетия показали, что механизм стресса может прийти в действие не только под влиянием вредоносных факторов. Поэтому в современной формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. В зависимости от характера влияния на организм стресс подразделяют на дистресс и эустресс. Стресс понимался как совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма.

По мере того как понятие стресса внедрялось в психологические исследования, оно приобретало все более аналитический характер. Стресс стали понимать, как состояние, обусловленное каким-то одним психологическим фактором.

В наше время стресс понимается как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности. Это состояние характеризуется сознательной ответственностью человека и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. Они выражаются как в положительных, так и отрицательных сдвигах в деятельности, динамика которых обусловлена свойствами общего типа нервной системы и темперамента, а также характера функциональной взаимосвязи между свойствами последнего.

Уже отмечалось, что исход деятельности, выполняемой в условиях стресса, далеко не всегда бывает благоприятным, т. е. характеризуется состоянием дистресса. Симптоматика этого состояния как вида эмоциональной напряженности у спортсменов характеризуется эмоционально-сенсорными, эмоционально-моторными, эмоционально-ассоциативными нарушениями.

Эмоционально-сенсорные нарушения характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства. В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. Для этого состояния характерно падение тактильного чувства, что предопределяет резкое снижение координации и точности движений.

При эмоционально-моторных нарушениях разрушаются сложившиеся координационные навыки, развивается непроизвольное напряжение мышц, скованность, поэтому в двигательном акте начинают участвовать «лишние» мышцы. Если сильно напрячь все мышцы руки и попытаться нарисовать какую-нибудь простейшую фигуру, не получится. Мышцы, которые не должны участвовать в двигательном акте, будут мешать работающим, и воздействие суммарной их силы исказит планируемую структуру движений. А ведь в состоянии напряженности непроизвольно напрягаются все основные группы мышц, поскольку в связи с переживаниями из связанного с эмоциями очага возбуждения волны иррадиации перемещаются в двигательную зону коры больших полушарий головного мозга, возбуждают эту зону, и к множеству мышц посылаются центробежные импульсы.

Скованность предопределяет также быстрое развитие утомления, так как работает много «лишних» мышц. Когда бежит скованный спортсмен, он не только перемещает свое тело в пространстве, но и, затрачивая огромные усилия, преодолевает сопротивление собственных мышц-антагонистов, которые должны быть расслаблены в соответствующий момент моторного акта. Когда же бежит высококвалифицированный спортсмен в состоянии оптимального возбуждения, он делает это легко, красиво, будто бы летит над игровым полем. Игрок в состоянии скованности уже к середине первого тайма еле-еле передвигается по полю, даже в матче который имеет тренировочный характер, а опытный, в отличной форме футболист, преодолевший скованность, напряженность, и в конце матча все движения выполняет очень свободно, несмотря на естественную усталость.

Эмоционально-ассоциативные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности, ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны, и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Дело в том, что в нервной системе в связи с тем, что доминанта малоуязвима. Как выявил А. А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.

Характерно, что, когда состояние напряженности проходит, человек осознает свои ошибки, видит неадекватность ранее принятых решений, горько сожалеет о допущенных грубостях, о своем ненужном упрямстве и не может понять, как это он не принимал очевидных доводов. Это значит, что доминанта ослабла, что она уже не гасит другие очаги возбуждения.

Существенное значение в происхождении этого состояния имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г. Селье, при действии сильного раздражителя в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Переутомление непосредственно вызвано нарушением процессов корковой нейродинамики, аналогично тому, как это имеет место при неврозах.

I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб, или изредка спортсмен жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже – снижение работоспособности. Объективными признаками состояния являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.

II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, спортсмены предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев жалуются на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным, с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил.

В сердечно-сосудистой системе функциональные нарушения проявляются в неадекватно большой реакции на психологические нагрузки, в замедлении восстановительного периода после них и в нарушениях ритма сердечной деятельности, и в ухудшении приспособляемости сердечной деятельности к нагрузкам.

Для изучения реакции организма на утомление широко применяются психологические тесты – цветовой тест Люшера, СМОЛ, САН, тест Спилбергера, Айзенка и другие, которые достаточно легко поддаются анализу и проводятся с использованием персонального компьютера.

Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека.

studfiles.net

Стресс — Циклопедия

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление) — неспецифическая реакция организма в ответ на очень сильное воздействие (раздражитель), а также ответная реакция нервной системы.

Термин «стресс» в физиологию и психологию впервые ввел в 1932 году Уолтер Брэдфорд Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. Fight-or-flight response).[1] Достаточно часто авторство термина приписывают канадскому физиологу Гансу Селье, однако использовать само понятие «стресс» он начал только в 1946 году для объяснения общего адаптационного синдрома (хотя первая его работа по этой теме датируется 1936 годом).

Адаптация и стресс

За последние годы значительно вырос темп жизни. Вместе с этим увеличилось психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека в соответствии с индивидуальными особенностями психики и типа высшей нервной деятельности. Каждый человек пытается успеть адаптироваться к современному течению технического прогресса, информационной перегрузке, социальным, политическим, экологическим условиям.

Адаптация — это биологическая функция стресса. То есть стресс, как особое психо-физиологическое состояние, обеспечивает защиту организма от угрожающих и разрушительных воздействий, как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включился в определенную деятельность, направленную на противодействие опасным для него воздействиям. При этом в организме развивается функциональное состояние, которое характеризуется комплексом реакций нервной, гормональной и других систем организма. Таким образом, стресс — это нормальная реакция здорового человека, защитный механизм биологической системы. Но способность к адаптации не безгранична. В том случае, когда интенсивность воздействия и его продолжительность превышает функциональные возможности противодействия организма человека, когда влияние оказывает резко негативный характер, такое состояние называется дистресс.

[править] Физиологические изменения в организме в ответ на действие стрессоров

В процессе эволюции при столкновении организма с трудом, было доказано, что он производит следующие основные типы реагирования: активный — это борьба; пассивный — это бегство; компромиссный — это терпение. Независимо от того, какой тип реагирования выберет организм, первая реакция будет однотипна — мобилизация функциональных возможностей для преодоления слишком высоких потребностей. Происхождение стрессовых факторов (стрессоров) может быть разнообразным. Это физические, химические, тепловые, социальные, психические факторы. Напряжение, усталость, боль, унижение, потеря крови, длительная физическая или умственная работа, бессонница, внезапный успех, однако, независимо от того положительные факторы действуют или негативные, ответ организма будет одинаковым. Стресс не всегда является результатом нарушения. Любая нормальная деятельность — игра в шахматы, эмоциональные объятия, приобретение щенка, могут обусловить развитие состояния стресса, не причиняя организму вред.

После воздействия на организм стрессового раздражителя активизируется функция гипофиза. Он начинает в повышенном количестве выделять АКТГ, который в свою очередь стимулирует деятельность коры надпочечников. Те же начинают производить больше гормонов, в частности кортикостероидов. Кортикостероиды стимулируют механизмы, благодаря которым организм приспосабливается (адаптируется) к новым условиям.

Физиологический стресс связан с объективными изменениями условий жизнедеятельности человека. Стрессорами при этом могут быть микроклимат, радиация, шум, вибрация, природные стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, извержение вулкана) и даже затопление квартиры соседями. Психоэмоциональный стресс возникает из личной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает согласно своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных характеристик, социального статуса, ролевого поведения, возраста, воспитанности, жизненного опыта. Скажем, кража кошелька для одного станет стимулом быть внимательным, сконцентрированным, больше работать, чтобы вернуть утраченное. А другого наоборот охватит апатия, ощущение своей никчемности и постоянного невезения. Полное отсутствие состояния стресса при воздействии возбуждающих факторов означает смерть. Способность организма к адаптации постепенно теряется с возрастом.

[править] Стадии стресса

Г. Селье предложил выделить три стадии развития стрессовой реакции:

  1. Стадия тревоги — характеризуется уменьшением размеров тимуса, селезенки, лимфатических узлов, что связано с активацией глюкокортикоидов.
  2. Стадия резистентности — развивается гипертрофия коры надпочечников с устойчивым повышением секреции кортикостероидов и адреналина. Они увеличивают количество циркулирующей крови, повышают артериальное давление, усиливается образование печенью гликогена. В этой стадии обычно повышается устойчивость и противодействие организма к чрезвычайным раздражителям. У человека на этой стадии активизируется умственная и мышечная деятельность, мобилизуется воля и желание преодолеть необычные обстоятельства или чрезвычайной ситуации. Если действие стрессора на этой стадии прекращается или ослабевает, изменения, которые он вызвал, постепенно нормализуются.
  3. Стадия истощения. Однако, если воздействие патогенного фактора не прекращается, он продолжает быть слишком сильным и длительным, развивается стойкое истощение коры надпочечников. Опять появляются реакции тревожности. Эти процессы являются необратимыми и заканчиваются гибелью организма (смертью).

[править] Заболевания, вызванные стрессом

[править] Соматические болезни

Все болезни от стресса

Хотя синдром адаптации имеет защитный и адаптивный характер, в некоторых случаях ответная реакция организма может оказаться не адекватной условиям, которые ее вызвали. Она может быть сильнее чем надо, слишком слабой или искаженной. И тогда эта реакция становится причиной последующих патологических изменений в организме. Эти патологические изменения Г. Селье назвал «болезнями адаптации». Решающее значение имеют не столько сильные, но редкие волнения, сколько неприятности, которые действуют постоянно изо дня в день. Они незаметно подтачивают силы человека и вызывают хронические патологические процессы.

Ишемическая болезнь сердца. Наиболее распространенным расстройством сердечно-сосудистой системы, которое возникает в результате частого психоэмоционального возбуждения является ишемическая болезнь сердца и атеросклероз. В процессе действия стрессора активизируется гипофиз, гипоталамус, надпочечники, выделяется адреналин. В результате повышается пульс, артериальное давление, дыхание. В крови увеличивается уровень жироподобных веществ — липидов. Если организм не тратит их мышечными усилиями, жир откладывается на внутренней поверхности стенки сосудов. Впоследствии там образуется соединительная ткань, накапливается кальций. На этих участках сужается просвет сосудов, ухудшается их упругость, развивается атеросклероз, а впоследствии и ишемическая болезнь.

Артериальная гипертензия или гипертоническая болезнь возникает в результате нарушения тонуса сосудов, который регулируется нервной системой. Если человека постоянно сталкивается с ситуациями при которых повышается психоэмоциональное напряжение, тонус сосудов все время остается высоким, патологическим по повседневных потребностей организма. Это приводит к повышению артериального давления.

Язвенная болезнь. Постоянные расстройства нервной системы играют определенную роль, а в некоторых случаях и ведущую в возникновении заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как гастрит и язва желудка и 12-перстной кишки. В нормальных условиях желудочный сок действует только на пищу, которая попадает в желудок. Во время стресса, в результате возбуждения нервной системы, желудочный сок начинает выделяться независимо от того есть в желудке что переваривать нет ли. Он нарушает целостность (разъедает) слизистую оболочку желудка и 12-перстной кишки. Когда это продолжается длительное время, на ней возникают эрозии, а впоследствии и язвы.

Также следует сказать, что длительный стресс значительно ухудшает функции и возможности иммунной системы. А при снижении иммунитета у человека чаще обостряются хронические болезни, труднее протекают воспалительные, бактериальные, вирусные и другие заболевания.

[править] Психические болезни

К психоэмоциональных последствий стресса можно отнести депрессию, «синдром хронической усталости», неврозы, в частности истерию и психастению. Синдром хронической усталости можно наблюдать чуть ли не у каждого второго работающего человека. Это связано с достаточно большими требованиями на работе, зачастую невыполнением работодателем норм трудового кодекса, вследствие чего происходит уменьшение времени отдыха у работника, недоразумения в семье. Затем появляется бессонница, постоянная напряженность, раздражительность. Без надлежащей коррекции такого состояния может начаться депрессия, которая в свою очередь является стрессом для организма. И чтобы разорвать этот «замкнутый круг», наверняка придется обратиться к врачу-специалисту.

Неврозы развиваются чаще у людей, которых по типу темперамента можно отнести к холерикам и меланхоликам. Истерия — результат слабого типа нервной системы. Она характеризуется преимуществом эмоциональных реакций, близких к безусловных рефлексов. То есть процессы возбуждения резко преобладают над процессами торможения. В таком состоянии человек путает вымышленное с действительным, теряет критическое отношение к своему окружению, становится очень нервным, оскорбительным. Психастения оказывается в недоверии к своим способностям, памяти, снижении самооценки, преувеличении своих вымышленных страданий. Эти проявления имеют слишком навязчивый характер.

[править] Стресс и нервные процессы

[править] Ориентировочный рефлекс

Каждому известно ощущение, которое возникает при ожидании нового необычного раздражителя. У человека обостряется слух, внимание, напрягаются мышцы. В физиологии такая реакция называется ориентировочным рефлексом. Если раздражитель, который вызвал ориентировочный рефлекс, является вредным для организма, это может привести к стрессу. Примером может быть аварийная ситуация на дороге. Водитель концентрируется, напрягается, чтобы избежать аварии, но она все же случается. В результате — стресс.

Если стрессовая ситуация решается положительно, организм тренируется, обостряется внимание, воля. В энергичных и уверенных в себе людей любые трудности вызывают энтузиазм и успешно преодолеваются. Напротив, у людей со слабой волей жизненные препятствия разрушают ориентировочный рефлекс, что делает их нерешительными и беспомощными.

[править] Состояние аффекта

При воздействии слишком сильного и длительного раздражителя на нервную систему, процесс возбуждения может охватить нервные клетки головного мозга. В таком состоянии тормозные рефлексы не срабатывают и человек полностью теряет контроль над своими действиями. Такое состояние организма называется — состояние аффекта. Многие уголовные преступления совершается именно в состоянии аффекта.

[править] Способы борьбы со стрессом (стресс-менеджмент)

[править] Признаки и причины стрессового напряжения

Важно знать какие события и в каких случаях является стрессогенными именно для вас — это поможет смягчить негативные последствия. Также важно научиться выявлять у себя признаки стрессового напряжения и переводить эти сигналы из сферы чувств (эмоциональной) в сферу разума (рациональную) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения: 1) Невозможность сосредоточиться на чем; 2) Слишком частые ошибки в работе; 3) Ухудшение памяти; 4) Постоянное чувство усталости; 5) Очень быстрая речь; 6) Мысли исчезают; 7) Беспричинные боли в голове, спине, желудке; 8) Работа не предоставляет прежнего удовольствия; 9) Потеря чувства юмора; 10) резко возрастает количество выкуриваемых сигарет; 11) Страсть к алкогольным напиткам; 12) Постоянное чувство голода или наоборот потеря аппетита.

Если у вас присутствуют некоторые из перечисленных основных признаков стресса, попробуйте найти его причину. Причины стрессового напряжения: 1) Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы; 2) Вам постоянно не хватает времени — не успеваете ничего сделать; 3) Вы постоянно хотите спать; 4) Вы видите слишком много цветных снов, особенно когда очень устали за день; 5) Вы очень много курите и / или потребляете больше обычного алкогольных напитков; 6) Вы почти ничего не нравится; 7) У вас постоянные конфликты, как дома, так и на работе; 8) Чувствуете неудовлетворенность жизнью и жить вообще не хочется; 9) Появляется комплекс неполноценности; 10) Вы не с кем поговорить о своей проблеме, никто вас не понимает; 11) Вы не чувствуете уважения к себе; 12) У вас есть какое-то хроническое заболевание или постоянно беспокоит боль; 13) Вы недовольны своей личной и сексуальной жизнью.

[править] Методы самопомощи

Обязательным является налаживание режима работы и отдыха. Отдыхать нужно активно, занимаясь любимым делом. Это может быть рыбалка, туристический поход, плавание, работа на дачном участке. Сон должен длиться не менее восьми — девяти часов. Полезно соблюдать определенную диету согласно возрасту, полу, имеющимися болезнями вместе с тем с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. К специфическим методам можно отнести: Релаксацию — метод с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физической и психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко. Но есть одно непременное условие — мотивация, то есть человек должен четко знать для чего ей это надо. Концентрация — предусматривает выполнение специальных упражнений на сосредоточение, внимание. Ауторегуляция дыхания — сознательно управляя дыханием, человек имеет возможность использовать его для успокоения, снятия напряжения, как мышечного, так и психического. Аутогенная тренировка — это влияние определенных умственных установок человека на изменение собственных представлений, переживаний, ощущений и других психических процессов, а также на состояние отдельных систем организма с конкретной целью. То есть, другими словами, аутогенная тренировка — это психофизиологическая саморегуляция без врача.

[править] Профессиональная помощь

Профессиональную помощь при стрессе и его последствиях может предоставить психолог, психотерапевт, а в тяжелых запущенных случаях — психиатр. При необходимости врач назначит антидепрессанты, успокоительные препараты, снотворные, адаптогены, корректоры иммунной системы, лекарства для улучшения аппетита. Эффективны гипноз, физиотерапевтические процедуры — гимнастика, ванны, электросон, фитотерапия, применение адаптогенов.[2][3]

[править] Методы профилактики стресса

Снятие стресса

Образ жизни — это повседневная жизнь человека с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха, и взаимоотношения с окружающей средой и людьми, окружающими, и реакция на стресс. Именно от человека зависит, каким будет ее образ жизни — активным, продуктивным, здоровым или пассивным и бессмысленным. Вообще можно выделить несколько основных методов профилактики стресса. Это релаксация и аутогенная тренировка, оказания первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса и противострессовым стиль жизни, который в себя включает:

  • Отстаивание своих прав и потребностей; установление низкострессовых отношений взаимного уважения; тщательное отбора друзей и завязывания отношений, которые являются обнадеживающими и спокойными.
  • Участие в интересной, благодарной работе, которая обречена на настоящую вознаграждение. Сохранение стимулирующего рабочей нагрузки, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами отдыха.
  • Уравнивание опасных событий полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.
  • Сохранение хорошей физической формы, хорошее питание, малое употребление или отказ от алкоголя и табака.
  • Расходование энергии на виды деятельности, которые в целом приносят чувство удовлетворения (работа, общественная деятельность, отдых, культурные мероприятия, семья, близкие друзья, при необходимости, пребывание в одиночестве).
  • Нахождение удовольствия в простой деятельности — созерцание восхода солнца, цветов, поверхности моря, приготовления вкусного блюда, игра с ребенком.
  • Наслаждение полноценной сексуальной жизнью.
  • Наслаждение жизнью в целом; возможностью смеяться над собой; иметь хорошо развитое чувство юмора.
  • Способность выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания.
  • Эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций.
  • Мурза В. П. Физическая реабилитация. Учебное пособие. — Киев: «Олан», 2004. — 559 с.
  • Нестеровский Е. Б. Что такое аутотренинг. — М .: Знание, 1984. — 96 с.
  • Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под редакцией А. Д. Адо, М. А. Адо, В. И. Пыцкого, Г. В. Порядина, Ю. А. Владимирова. — М .: Триада-Х, 2002. — 616 с.
  • Филиппов М. М. Психология функциональных состояний: Учеб. пособие. — К .: МАУП, 2006. — 240 с.

cyclowiki.org

значение, природа, значение стресса в жизни человека

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Характеристика состояния

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Причины

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Симптомы

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Стадии

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Основные теории

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Г. Селье

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

У. Кеннон

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

И. Павлов

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Л. Орбели

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Э. Геллгорн

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Р. Лазарус

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

Виды

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Эустресс

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистресс

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

Лечение расстройства

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, — заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

Заключение

Психологическое, моральное, физическое истощение организма, которое возникает из-за суеты, плохого самочувствия, недосыпа, нервозности называется стрессом. Человек проходит 3 стадии расстройства – тревогу, сопротивление и истощение, последняя из которых без лечения может закончиться фатальным исходом. Заметив у себя симптомы любого из видов стресса, следует обратиться к психологу и срочно начинать лечение.

psyhoday.ru

стресс — это… Что такое стресс?

   СТРЕСС (с. 569) — понятие, настолько прочно укоренившееся в нашем языке, что, кажется, даже не требует пояснений. Это английское слово мы сегодня используем на каждом шагу, когда сетуем на нелегкую жизнь и нервные перегрузки. Все понимают, что стресс — это неприятность и с ней надо бороться. Однако стресс — гораздо более широкое явление, чем мы себе это представляем. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 г. он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Поэтому, если быть верным первоисточнику, проблема борьбы со стрессом теряет позитивный смысл. Сам Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе. Как видим, простого обращения к первоисточнику достаточно, чтобы понять: такая трактовка не вполне точна.

   С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

   Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)… Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

   Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат — «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

   Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

   Таким образом, становится очевидно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

   Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий…

   Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек, «что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»). Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство — физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правда, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно разбитым и опустошенным.

   Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс — это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни — это будет означать, что жизнь закончилась.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Глава 1. Определение стресса, стрессоров, стрессовой реакции и дистресса

    1. Сущность стресса: определение, природа.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье.

Канадского физиолога Ганса Селье считают основоположником теории стресса. По его мнению, самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название «общий адаптационный синдром». «Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные усиливают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была».

Г. Селье удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

В фазе тревоги осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие раздражители, но и представляемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе.

При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения .

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты. Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации. Необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной. В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщил и о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2 событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — и есть сущность стресса.

Если стресс нарушает баланс функций организма, всякий ли стресс является плохим? Необязательно. Легкий стресс и напряжение иногда могут быть полезными. Например, ощущение легкого стресса при выполнении проекта или распоряжения часто заставляет сделать работу лучше, хорошо сконцентрироваться и работать энергично.

Подобно этому, физические упражнения могут вызывать временное стрессовое влияние на некоторые функции организма, но их польза для здоровья неоспорима. Только, когда стресс подавляет или плохо управляемый, появляются его негативные эффекты.

Природа стрессов

Кто наиболее уязвим для стресса? Стресс может проявляться в любых формах и у людей разных возрастов и сфер деятельности. Не существует никаких внешних стандартов для предсказания уровня стресса у отдельных лиц. Одному не нужно традиционных стрессовых ситуаций на работе, чтобы испытать стресс на рабочем месте. Родитель одного ребенка, может испытывать больше стресса, связанного с отцовством или материнством, чем родитель нескольких детей. Уровень стресса в нашей жизни зависит от индивидуальных факторов, таких как:

физическое здоровье,

качество межличностных взаимоотношений,

количество обязательств и обязанностей, которые мы несем,

степени зависимости других людей от нас и их ожиданий от нас,

количества поддержки, которую мы получаем от других людей,

количества изменений или травматических событий, которые недавно произошли в жизни.

Некоторые обобщения, тем не менее, могут быть сделаны. Люди с сильной социальной поддержкой (состоящей из семьи, друзей, религиозных организаций или других социальных групп) сообщают о меньшем стрессе и общем лучшем психическом здоровье в сравнении с теми людьми, которые не имеют этих социальных контактов. У людей, которые плохо питаются, которые недостаточно высыпаются или физически чувствуют себя не хорошо, также снижена способность выдерживать напряжение и стрессы повседневной жизни, такие люди могут сообщать о высоком уровне стресса.

Некоторые стрессоры связаны с определенными жизненными стадиями. Дети, подростки, работающие родители и лица пожилого возраста являются примерами групп, которые часто сталкиваются с распространенными стрессорами, связанными с жизненными переходными периодами.

Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору» На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза — истощение — становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

studfiles.net

Стресс — Медицинская википедия

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая адаптационная (нормальная) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

— Ганс Селье, «Стресс жизни»

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

— Ганс Селье, «Стресс жизни»

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела, который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

  1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии. Метод систематически используется в задачах мониторинга.

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе.

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

«Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Литература

  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  • Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  • Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

См. также

medviki.com

СТРЕСС это что такое СТРЕСС: определение — Право.НЭС

СТРЕСС

совокупность защитных физиологических реакций в организме человека и других животных в ответ на воздействие неблагоприятных факторов (стрессоров): холода, голода, психических и физических травм, облучения, загрязнения окружающей среды и т.п. С. — это защитная реакция в ответ на действие стрессора с целью сохранения целостного организма, связанная с перестройкой его функциональных систем и адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Синдром С. в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма; если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия — 2) стадия резистентности или сопротивления, когда осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей; если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия — 3) стадия истощения, когда энергия исчерпана, физиологические и психологические защиты оказываются сломленными. Т.е. при некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (см. Стресс травматический).

Оцените определение:

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

СТРЕСС

англ. stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающее у человека (и животных) под влиянием сильных воздействий. Согласно утверждению канадского патолога Ганса Селье (Selye; 1907-1982), автора концепции и термина «стресс», это общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявленное ему требование. При любом воздействии различных экстремальных факторов, как физических (жара, холод, травма и др.), так и психических (опасность, конфликт, радость), в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Г. Селье назвал с т р е с с о р а м и факторы, вызывающие состояние С., а совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, — а д а п т а ц и о н н ы м с и н д р о м о м. амер. физиолог уолтер брэдфорд Кеннон (Cannon; 1871-1945) предложил несколько иную формулировку для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма, — «общий адаптационный синдром». термин Г. Селье стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и класссификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (утверждено Минздравом России 23 апреля 1999 г.) позволяет определить природу С. (физиогенный или психогенный) и судить о характере С. (острый или хронический). С. выступает не только как острая медицинская проблема (вызывает многие заболевания), но и как проблема социальная. научно-технический прогресс так изменяет условия труда и окружающую среду, что человек неизбежно попадает в различные стрессогенные ситуации. Появились ранее не свойственные трудовому процессу профессиональные вредности: информационные перегрузки, интенсивная интеллектуализация труда, гиподинамия, сенсорная изоляция или чрезмерные сенсорные нагрузки, монотония на фоне эмоционального напряжения и ряд др. факторов трудового процесса. в совокупности с непрофессиональными раздражителями (социальными, экологическими) они существенно влияют на здоровье человека. Ф и з и ч е с к и е факторы на рабочем месте, вызывающие С., включают вредные и опасные условия труда: интенсивный шум, высокую или низкую температуру окружающей среды, воздействие токсических газов и паров и т. д. П с и х о л о г и ч е с к и е факторы связаны с организацией работы: степень широты и свободы принимаемых решений, уровень влияния и контроля над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроль над ними. организационная структура и складывающиеся межличностные отношения на работе являются одним из самых сильных факторов, который может вызывать производственный С. хронический производственный С. — это особое функциональное состояние организма человека, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных механизмов физиоло

determiner.ru