Стратегия социально экономического развития россии – — 2020 /

Содержание

Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития

Председатель Правительства Дмитрий Медведев рассказал в статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики» об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.

«Мы предотвратили развёртывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Ещё важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса. У нас устойчивый бюджет, низкий государственный долг, причём госдолг, номинированный в иностранной валюте (несущий валютные риски), чрезвычайно мал. И впервые за 30 лет удалось снизить инфляцию до уровня, обеспечивающего макроэкономическую стабильность.

Суть работы Правительства в настоящее время состоит в том, чтобы использовать позитивный потенциал и своевременно нейтрализовывать риски. На повестке дня стоит проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализовать предпринимательскую инициативу, снять избыточные ограничения на рынках труда и капитала, обеспечить рост производительности. А главное — сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей. Наши задачи заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности — как каждого человека, каждой семьи, так и всего общества и государства.

Приоритетные сферы структурных реформ в настоящее время практически идентичны для ведущих стран: это развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, совершенствование государственного управления».

Национальные цели и планы по их достижению

«Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреп­лением конкурентоспособности экономики. Эти направления — произво­дительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт — должны обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере (безусловно, как и национальные проекты в области образования и здравоохранения).

Национальные проекты должны усиливать друг друга в достижении национальных целей по естественному росту населения, повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий.

Они должны не только создать условия для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, но и сформировать со стороны рынка и государства институциональную среду, вознаграждающую профессиональный и высокотехнологичный труд.

Развитие инфраструктуры — стратегический приоритет, поскольку в результате повышается связность российских регионов и объединяются рынки. Расширение географических границ рынков и снижение логистических издержек приводят к появлению новых эффективных способов предоставления услуг образования, здравоохранения и культуры».

Образование и наука

«По качеству школьного образования мы должны войти в число десяти стран-лидеров. В числе приоритетов — дополнительное образование детей. Нужно обеспечить трансляцию высокого уровня образования от ведущих университетов к региональным вузам, стимулировать раз­витие экспорта нашего высшего образования. Важно уделять больше внимания созданию условий для непрерывного образования — образования для взрослых (включая людей старшего возраста).

Каждый российский работник в среднем повышает свою квалификацию раз в пять лет, а с учётом международного опыта этот показатель должен быть в 2—3 раза выше. Его рост станет одним из важнейших индикаторов движения российской экономики по пути научно-технологического обновления.

Сложившаяся в России структура расходов на исследования и разработки в ВВП, в которой около 70% составляют бюджетные средства и 30% частные, не может считаться приемлемой. В развитых и некоторых развивающихся странах наблюдается обратное соотношение.

Важнейшая функция государства состоит не в прямом увеличении финансирования, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своего рода привлекательного технологического офшора для реализации передовых решений.

Здравоохранение и медицина

«Эффективная социальная политика требует нового качества здравоохранения. Персонализация работы здравоохранения — профилактики и лечения заболеваний, а также разработки персонализированных препаратов для лечения.

К 2022 г. планируется обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи во всех населённых пунктах России, в том числе малонаселённых, к 2024 г. — довести укомплектованность врачей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, до 95%; обеспечить модернизацию специализированной медицинской помо­щи (особенно онкоцентров), сформировать единый цифровой контур в здравоохранении.

Телемедицина — это важный, а иногда и единственный способ повысить качество медицинских услуг в удалённых и труднодоступных местах. Но и в мегаполисах онлайн-медицина постепенно становится востребованной. Более того, благодаря этой технологии возникает новый рынок, объём которого, по прогнозам, уже в ближайшие годы превысит 1 млрд долл. Но все же социальный аспект тут сегодня самый важный».

Адресность социальной помощи. Преодоление бедности

«Уровень бедности, который составлял более 30% в 1990-е годы, сократился к 2012 г. до 10,7%. Однако в условиях обострения кризиса доля бедного населения к 2017 г. возросла, достигнув 13,2% (в значительной мере это было связано с ускорением инфляции).

При современных стандартах потребления и качества жизни уже очевидно, что бедность — вопрос не только текущего дохода, но и доступа к необходимым социальным благам: образованию, здравоохранению, культуре, услугам по уходу, государственным услугам и пр. Профиль российской бедности определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми. Так, среди малоимущих семей более 60% составляют семьи с детьми и более 60% малоимущего населения относятся к числу занятых. Государство активно расширяет доступ детей к социальным институтам — дошкольное и дополнительное образование, здравоохранение, летний отдых, что повышает качество жизни в этих семьях.

Для преодоления бедности нужно обеспечить адресность социальной помощи. Иными словами, социальную поддержку следует оказывать прежде всего тем, кто самостоятельно не может решить свои социально-экономические проблемы, то есть уязвимым социальным группам. Адресность — это главный вектор модернизации системы социальной защиты.

Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы её преодоления. Реальным шагом в этом направлении стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Таким образом, к социальной сфере будет иметь прямое отношение и цифровизация экономики».

Технологическое развитие. Цифровая экономика

«Для практической политической и хозяйственной работы важно, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека — политику и экономику, образование и науку, медицину и культуру.

Цифровизация понимается не как отдельная отрасль или совокупность технологий, а как алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурная среда.

В целом в экономике существует разрыв между предприятиями — лидерами цифровизации и остальной, весьма значительной, частью бизнеса. Первые прокладывают путь, вторые не всегда даже пытаются им воспользоваться. Наиболее вероятная причина — дефицит рыночной конкуренции, надежда на внерыночную, административную, бюджетную поддержку.

Технологическая модернизация относится к ключевым факторам роста производительности труда. Необходимо «согласование» профессиональной квалификации работ­ника с требованиями современного и высокопроизводительного рабочего места.

Современные технологии ставят вопрос о качестве государственного управления на первое место среди всех направлений институциональной модернизации. Появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими (цифровыми) компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн».

Несырьевой экспорт

«Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений. Мы не будем закрываться от глобального рынка и тем более игнорировать его. Одним из наших приоритетов высту­пает расширение участия России в мировой торговле, формирова­ние собственных цепочек добавленной стоимости, участие во внешне­экономических союзах и соглашениях.

Индикатором успешности импортозамещения должен быть несырьевой экспорт. Появилось большое количество новых экспортных позиций, включая продукцию машиностроения и АПК, увеличилось число организаций-экспортёров, прежде всего за счёт малых и средних предприятий. Особенно важно, что новые технологии расширяют возможности внешнеэкономической деятельности для малых и средних предприятий.

Предполагается снять регуляторные барьеры при перевозках, либерализовать валютный контроль при экспорте, упростить на взаимной основе визовый режим для туристов, распространить нулевую ставку НДС при экспорте на товары, используемые при сооружении объектов за рубежом.

В глобальной экономике возрастает роль экспорта услуг, и у России есть возможности занять здесь более высокие позиции. Например, на­циональный проект в сфере здравоохранения ориентирован на рост российского экспорта в этой области к 2024 г. в четыре раза — до 1 млрд долл.

Финансы. Налоговая система

Ни одну из поставленных целей нельзя достичь в полной мере, если наша совместная работа не будет обеспечена стабильным функ­ционированием финансово-экономических механизмов и основана на взаимном доверии общества, бизнеса и государства.

Для нас неприемлем рост, достигнутый ценой ускорения инфляции и наращивания пирамиды долгов, — он будет неустойчивым и не только не обеспечит повышение благосостояния, но и поставит под угрозу даже достигнутый уровень жизни.

Решение стоящих перед нашей страной задач предполагает наличие эффективной налоговой системы. При этом важно сохранить баланс интересов граждан, бизнеса и государства. Налоги должны стимулировать экономический рост, обеспечивать потребности общества и ресурсы для достойного позиционирования России в непростых геополитических условиях. В настоящее время речь может идти только об отдельных решениях по точечной настройке налоговой системы, включая вопросы администрирования, в значительной мере связанного с цифровизацией. Предлагаемые решения должны носить системный характер, то есть сочетать решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач.

Одна из непростых задач — легализация деятельности самозанятых. В нашей стране миллионы граждан имеют побочный либо даже единственный заработок, не уплачивая в бюджет обязательных платежей. Очевидно, что для них до сих пор государство не создало приемлемые, вызывающие доверие условия ведения деятельности. До конца 2018 г. должны быть зафиксированы простые правила и создана необходимая — удобная и понятная нынешним самозанятым — среда. Предлагается ввести новый специальный налоговый режим, на который они смогут при желании перейти. Без необходимости получать статус индивидуального предпринимателя, без излишней отчётности и обременительных процедур они получат возможность легализоваться, уплачивая минимальные платежи. По итогам экспериментальной работы в нескольких регионах меха­низмы будут доработаны и распространены в национальном масштабе. Однако этот потенциал, дающий миллионам людей возможность войти в легальное поле, будет реализован, если самозанятые будут уверены в неизменности предложенных условий, включая уровень налоговых ставок. Фискальные интересы тут должны, безусловно, уступить место социальным. А твердое соблюдение объявленных условий, непосредственно затрагивающих конкретных людей, будет иметь политическое значение для государства».

rusnewsday.ru

Стратегия социально-экономического развития России до 2030 года

  1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, совместно с другими участниками стратегического планирования.
  1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.
  3. Порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
  4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
  5. Корректировка стратегии социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
  6. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации содержит:

1) оценку текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;

5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;

6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;

8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации.

  1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации.

Выдержка из

ст. 16, Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

z-motiv.ru

Стратегия социально — экономического развития России

САРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: “Стратегия социально – экономического развития России”

Руководитель

Работы: Беляева Г.Д.

Автор: Михалёв А.О.

Оценка: 5(отл.)

г. Саров

©2004г.

Содержание:

1.Введение ———————————————- 3стр.

2. Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года ——- 4стр.

3. Ключевая Задача – Структурная Политика- 6стр.

4. Прогнозы развития ——————————— 8стр.

5. Основные блоки стратегии ———————- 9стр.

6. Открытость Экономики ————————— 10стр.

7. Необходимые меры ——————————— 19стр.

8. Россия и ВТО —————————————- 25стр.

9. Заключение —————————————- 27стр.

10. Используемая литература ——————— 28стр.

Введение:

Мерилом величия любой мировой державы является рост экономики и уровень благосостояния ее граждан. Только имея ясную и понятную для каждого гражданина страны стратегию социально-экономического развития, Россия сможет стать экономически и политически мощной державой, население которой будет богатым и многочисленным.

С точки зрения экономической теории существует два крайне полярных варианта развития экономики любой страны, в основе каждого из них лежит рынок сбыта продукции. Первый вариант – исключительная ориентация развития экономики на внешний рынок, второй – формирование внутреннего потребительского рынка за счет активного производства отечественной продукции.

Реализация первого сценария развития будет и дальше ориентировать нашу экономику на поставку за рубеж сырья, полностью превращая Россию в сырьевой придаток мирового рынка. Социальные и экономические последствия такого сценария вполне очевидны: кредитная, валютная политика, а также общее состояние российской экономики будут находиться в полной зависимости от мировой конъюнктуры. В таких условиях неминуемо будут происходить «утечка» высокопрофессиональных кадров за рубеж, сокращение числа научных исследований, ослабление обороноспособности страны, потеря ее позиций на международной арене.

Второй вариант предполагает ориентацию исключительно на собственные силы, проведение изоляционной политики, крайней формой которой является автаркия, т.е. замкнутость, закрытость государства. Такой сценарий развития неминуемо приведет к отсталости государства в области применения новейших научно-технических разработок, к высоким издержкам производства тех товаров, по которым мы не имеем конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами, и к другим отрицательным последствиям. Таким образом, излишняя ориентация экономики России только на внешний или на внутренний рынок может стать препятствием на пути формирования государства со стабильно высоким уровнем экономического роста. В связи с этим наиболее оптимальным сценарием развития современного государства является сочетание двух вариантов: формирование внутреннего потребительского рынка и разумная открытость экономики при одновременной активизации внешнеэкономической протекционистской деятельности.

Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года.

Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем – развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобы воспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государства и модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной

роли государства в реализации базовых общественных функций.

Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной

инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать

самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это – политика

здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого

гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие,

должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая

традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию – добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

Единственный ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская экономика, — достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Это позволит решить накопившиеся социальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международные позиции страны.

Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Только быстрое развитие национального капитала, формирование

благоприятного делового климата, обеспечение экономической свободы, говорится в проекте стратегии развития, превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций. Исходные условия – это утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условий конкуренции, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов. Государство также должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством, постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Это позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его эффективность. Структурная политика государства будет переориентирована с оказания

поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку «новых» секторов (прежде всего инновационных и информационных), стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий. На структурную перестройку экономики должна быть нацелена и

приватизация. Государство будет также стимулировать диверсификацию экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно выс

mirznanii.com

Определение стратегии социально-экономического развития государства

В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения. Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач. Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

Общие сведения

Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач. В основу стратегии социально-экономического развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели. Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.

Общественная консолидация

Реализация стратегии социально-экономического развития зависит от различных факторов. Одним из ключевых выступает консолидация общества. Для активации этого процесса необходим ряд условий:

  1. Выбор цели, обладающей объединяющим потенциалом. Она должна обеспечивать соединение усилий всех субъектов общества. Создание рыночных механизмов должно основываться на институтах легитимности собственности.
  2. Формирование новой социальной системы. Она должна обеспечивать регулирование поведения субъектов в рамках достижения государственных целей.

Уровень благосостояния

При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать качество жизни населения. Успех программ во многом будет определяться динамикой создания среднего класса в государстве. Его формирование предполагает построение новой потребительской модели в рамках стандарта благосостояния. Он, в свою очередь, должен включать в себя высокую степень обеспеченности продукцией длительного пользования, качественное жилье, услуги образования и здравоохранения. Сегодня, как показывают статистические данные, по западному стандарту благосостояния живет только 5-7% россиян. Доля населения, чей среднедушевой доход не покрывает прожиточного минимума, составляет порядка 40%.

Инвестиционный прорыв

Он выступает в качестве решающего условия обеспечения экономического роста страны. Инвестиционный прорыв предполагает:

  1. Форсированное увеличение капиталовложений.
  2. Инновационное наполнение финансирования.
  3. Инвестиционную поддержку главных народнохозяйственных секторов.

В свою очередь, для придания капиталовложениям определяющего характера, они должны быть материально обеспечены отечественным производством. Особая роль в этом принадлежит машиностроительному комплексу. В этой связи в стратегии социально-экономического развития присутствует раздел о модернизации этого сектора на базе оборудования, выпускаемого как внутри страны, так и за рубежом.

Предполагаемые угрозы динамике

При составлении стратегии социально-экономического развития следует учитывать несколько факторов, оказывающие негативное влияние на ход процесса, формирующие препятствия в достижении целей. К ним относят:

  1. Недостаточный внутренний спрос.
  2. Внешние долги.
  3. Неподготовленность инвестиционного комплекса к крупномасштабным капвложениям.
  4. Непропорционально высокая скорость повышения стоимости топлива, электроэнергии, транспортных тарифов.

Участие субъектов страны

Разработанная программа может изменяться в зависимости от общественно-хозяйственной и политической ориентации деятельности государства на том или ином этапе. Общая государственная схема всегда неоднородна относительно административно-территориальных единиц, формирующих его. Такая ситуация обуславливается в первую очередь разным уровнем обеспеченности ресурсами. Немаловажное значение имеют и специфика хозяйственной структуры, достигнуты уровень развития в той или иной экономической сфере региона. В течение нескольких последних лет отмечается активное усиление самостоятельности административно-территориальных единиц. При этом ответственность субъектов за региональное социально-экономическое развитие становится с каждым годом все выше.

Анализ ситуации

Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр. Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям. В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.

Стратегия социально-экономического развития региона: специфика

Разработка программы на долгосрочную перспективу относится к функциям центральной власти субъекта. Решение этой задачи становится наиболее актуальным в условиях постоянных структурных изменений и во время кризиса. Выход из такого состояния может быть достаточно болезненным, если процессы будут проходить без какой-либо координации со стороны администрации. При активном участии местной власти выход из сложной ситуации может сопровождаться незначительными издержками. Для этого администрации необходимо использовать имеющиеся преимущества и формировать новые. Стратегия социально-экономического развития края или иного другого субъекта страны может предусматривать использование самых разных действий. С их помощью местная власть стимулирует народнохозяйственный сектор, формирует рабочие места, повышает налоговую базу. В распоряжении администрации находится широкий спектр механизмов и инструментов. Они позволяют расширить возможности для конкретных видов деятельности, в которых наиболее заинтересовано сообщество. В стратегии социально-экономического развития республики или любой другой административно-территориальной единицы страны необходимо учитывать специфические факторы, влияющие на состояние хозяйства в пределах конкретных границ.

Концепция стадий роста

Стратегия социально-экономического развития области в частности и государства в целом разрабатывается, как выше было сказано, на долгосрочную перспективу. При ее составлении проводится анализ качественных показателей, характерных для конкретной территории. При их оценке целесообразно использовать концепцию, в соответствии с которой рост проходит в три стадии:

  1. Доиндустриальную.
  2. Индустриальную.
  3. Постиндустриальную.

В качестве преобладающих на первой стадии выступают добывающие отрасли:

  1. Лесная.
  2. Рыбная.
  3. Сельскохозяйственная.

На индустриальном этапе доминирующими считаются обрабатывающие сектора. К ним относятся пищевая и легкая, деревообрабатывающая и лесная промышленности, химическое производство, машиностроение. В постиндустриальную стадию на передний план выходят нематериальные отрасли:

  • Торговля.
  • Наука.
  • Образование.
  • Страхование.
  • Финансовый сектор.
  • Здравоохранение и пр.

Отличительной чертой постиндустриального общества становится резкое снижение товарного производства. При этом увеличивается доля сферы услуг, наукоемкость предприятий, повышается уровень квалификации работников, проявляется опережающая интернационализация хозяйства.

Основные тенденции

Стратегия социально-экономического развития района должна предполагать не столько количественные, сколько качественные изменения хозяйственной структуры. В настоящее время происходит интенсивная переориентация деятельности коммерческих предприятий. Тенденции развития общества говорят о том, что преимущественная сфера занятости сегодня – это область нематериального производства. Она является основной отраслью инвестирования и выступает в качестве фактора процветания граждан. Другими словами, сфера нематериального производства – парадигма экономического развития в современных условиях. В РФ в настоящее время отмечается два противоположно направленных процесса: увеличение доли сектора услуг и деиндустриализация. Последняя тенденция касается снижения удельного веса всех перерабатывающих отраслей при одновременном усилении добывающих. Этот процесс можно считать в определенной степени вынужденным. В плане последующего развития российской экономики деиндустриализация обладает негативным характером. Данная тенденция обуславливает «смещение» народнохозяйственного комплекса на первую стадию. Это, в свою очередь, свидетельствует о регрессе экономики. Вместе с этим в обществе отмечается увеличение доли сферы услуг, растет удельный вес финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция свойственна постиндустриальной стадии. В течение ближайшего времени в субъектах предполагается существенное перераспределение рабочих ресурсов. Указанные тенденции должна учитывать стратегия социально-экономического развития муниципального образования, в котором происходящие изменения проявляются наиболее ярко. К таким административным единицам, в частности, можно отнести крупные промышленные центры страны, в которых уровень жизни населения зависит от производственного сектора.

Сырьевой фактор

В настоящее время ключевым условием становится не наличие, а эффективность использования ресурсов. На начальных этапах экономических преобразований в регионах сложилось особое положение в сырьевых отраслях. Основная доля валовых поступлений обеспечивалась за счет экспорта цветного и черного металла, газа, нефти, леса. Это способствовало сохранению промышленного потенциала всего государства и отдельных его субъектов. В 90-е гг. расширение экспорта обуславливалось главным образом заниженным курсом нацвалюты. Вместе с этим отмечалось увеличение импорта сложных товаров. Данная тенденция негативно сказалась на уровне жизни, дополнительно снизив его. Некоторые преимущества сырьевого сектора были обусловлены низкими затратами, в первую очередь небольшими расходами на оплату труда. По ходу укрепления рубля, повышения зарплат в экспортном производстве они постепенно стали сходить на нет. В этой связи ориентация на экспортные сырьевые отрасли сегодня не имеет перспектив.

Инструменты управления

Какой должна быть стратегия социально-экономического развития? Города федерального значения, как правило, одни из первых начинают разрабатывать и внедрять программы эффективного управления. Как показывает практика, наиболее эффективными инструментами являются планирование и маркетинг. Они являются испытанными средствами современного менеджмента. В условиях перехода к рыночной системе в некоторых случаях стратегическое планирование не только целесообразно, но и необходимо использовать во всех видах деятельности. Это в равной степени относится и к сельскохозяйственному, и к производственному, и к строительному, и к транспортному секторам.

Структура программы

Стратегическое планирование включает в себя:

  1. Определение целей.
  2. Анализ внешних факторов.
  3. Определение слабых и сильных сторон местности.
  4. Использование существующих и формирование новых территориальных преимуществ.
  5. Составление концепции.
  6. Разработка плана, включающего конкретные мероприятия и действия.
  7. Анализ результативности, корректировка задач и методов их решения.

Стратегическое планирование является процессом непрерывным. Оно задает ориентиры для принятия различных, в том числе, оперативных, тактических решений. При наличии долгосрочного плана реализация задач осуществляется на проработанной и обоснованной базе.

fb.ru

Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность

Государственная политика регионального развития Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ, в том числе посредством снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала регионов и городов.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривается подготовка принципиально нового для России типа документа, сочетающего в себе подходы стратегического и территориального планирования, – Стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия), призванная стать «проекцией» социально-экономических приоритетов развития на территорию, оценить сложившуюся систему расселения в Российской Федерации, дать предложения по ее гармонизации.

Стратегия должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению. В составе Стратегии разрабатываются предложения о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации с детализацией ее положений в разрезе субъектов Российской Федерации.

В Стратегии должны быть зафиксированы следующие основные положения пространственного развития:

  • приоритеты совершенствования системы расселения на территории Российской Федерации и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения;
  • направления изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте;
  • перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого и регионального развития;
  • прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализацией и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий;
  • прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий;
  • перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации;
  • варианты территориального размещения национальных технологических платформ;
  • направления интеграции Российской Федерации в единое евразийское и мировое экономическое пространство;
  • состав макрорегионов на территории Российской Федерации;
  • результаты отнесения городов и регионов Российской Федерации к определенным типам.

Помимо этого, предусматривается, что Стратегия должна включать в себя анализ особенностей и проблем пространственного развития Российской Федерации, принципы и приоритеты, цели и задачи, сценарные варианты, показатели пространственного развития, этапы реализации, механизмы достижения установленных приоритетов и целей пространственного развития Российской Федерации. В качестве отдельного этапа подготовки Стратегии проектом постановления предусматривается подготовка ее концепции.

economy.gov.ru

Стратегия социально-экономического развития России

Содержание

Введение

1. Модели социальной политики

2. Принципы стратегии социально-экономического развития России

3. Приоритеты социальной политики

4. Современный этап развития социальной политики в России

Заключение

Список литературы

Введение

Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики.

Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально – защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения. В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условий жизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающая адресную социальную поддержку и социальное обслуживание.

Система социальный защиты населения Российской Федерации вступила во второй десяток лет своего развития. С 1991, возродившись как новый вид профессиональной деятельности, она прошла определенный путь, отмеченный бурным развитием.

Основной целью написания данной курсовой работы является определение нового курса развития социальной политики в Росси. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть основные модели социальной политики;

— обозначить основные принципы стратегии социально – экономического развития России;

— выявить приоритеты социальной политики;

— рассмотреть ситуацию развития социальной политики на современном этапе.

Для рассмотрения данной темы использованы учебники и периодическая литература таких авторов как Гончаров П.К., Лайкам К., Пронин С., Ишаев В., Карелова В. и других.

1. Модели социальной политики

Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере. Среди них одна из главных – наличие огромных государственных социальных обязательств, унаследованных от социалистической системы и не обеспеченных финансовыми ресурсами.

В современной истории постсоциалистического периода выделяются две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.

Патерналистская модель социального развития была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза. Для нее характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.Низкая эффективность патерналистской модели, неспособность решить современные социальные проблемы определили в качестве одной из основных задач современного социально – экономического развития необходимость проведения комплексных, системных преобразований в социальной сфере. (5)

Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.

Период перехода к более эффективной модели социальной политики характеризуется сложностью и глубиной необходимых преобразований и требует к себе комплексного, системного подхода. Реформирование социальной сферы не может рассматриваться и реализовываться в отрыве от осуществления макроэкономических преобразований, проведения реформы государственной власти. В этот период действует специфическая переходная модель.

Уровень социальной напряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требует придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой модели социальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можно выделить следующие основные стадии:

— антикризисное управление социальными процессами в обществе;

— достижение социальной стабильности;

— устойчивое развитие социальной сферы.

Социальная политика в постсоциалистической России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентированна преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. При этом усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. На фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.

Основной формой социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой является социальное страхование. Для современной системы социального страхования все еще характерны основные черты и проблемы патерналистской модели социального развития. Процесс реформирования системы, сформировавшийся в условиях централизованного, планового управления и уравнительных признаках, далеко не завершен.

Основу системы государственного страхования составили государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения. Помимо внебюджетных фондов источником финансирования социальной политики является трехуровневая бюджетная система, включающая Федеральный бюджет Российской Федерации, региональные и местные бюджеты. (4)

Произошедшее в 90-е годы повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни населения, включая работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.

В целом патерналистская модель социального развития показа свою низкую эффективность в регулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества её недостатков необходимо выделить следующие:

· несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;

· неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;

· недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики;

· перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;

· несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;

· отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения.

Несбалансированность ресурсов и обязательств государства являются наиболее острой бюджетной проблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе.

Существенное влияние на эффективность реализации социальной политики оказывает проблема нечеткого разграничения расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней.

Таким образом, социальная система современной России несет в себе архаичную структуру распределения социальных услуг по видам, категориям получателей, источникам финансирования и месту оказания помощи.

Тем не менее, применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России патерналистской модели социальной политики было обосновано в силу ряда объективных причин:

— резкого падения уровня жизни большей части населения;

— отсутствия опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;

— необеспеченности техническими и нормативно-методическими средствами для решения многих задач социальных реформ;

— недостаточной определенностью социально-экономических приоритетов государства;

— несформированностью социальной структуры общества;

— необходимостью полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

Ввиду масштабности и значимости накопившихся проблем реформирование социальной политики государства определено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе. Социальная реформа рассматривается как неразрывная составляющая часть экономической и финансовой стратегии государства.

Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели – модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.

Адресный подход позволит перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличит

mirznanii.com

Стратегия социально – экономического развития России — Экономика

Содержание:

1.Введение ———————————————- 3стр.

2. Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года ——- 4стр.

3. Ключевая Задача – Структурная Политика- 6стр.

4. Прогнозы развития ——————————— 8стр.

5. Основные блоки стратегии ———————- 9стр.

6. Открытость Экономики ————————— 10стр.

7. Необходимые меры ——————————— 19стр.

8. Россия и ВТО —————————————- 25стр.

9. Заключение —————————————- 27стр.

10. Используемая литература ——————— 28стр.

Введение:

Мерилом величия любой мировой державы является рост экономики и уровень благосостояния ее граждан. Только имея ясную и понятную для каждого гражданина страны стратегию социально-экономического развития, Россия сможет стать экономически и политически мощной державой, население которой будет богатым и многочисленным.

С точки зрения экономической теории существует два крайне полярных варианта развития экономики любой страны, в основе каждого из них лежит рынок сбыта продукции. Первый вариант – исключительная ориентация развития экономики на внешний рынок, второй – формирование внутреннего потребительского рынка за счет активного производства отечественной продукции.

Реализация первого сценария развития будет и дальше ориентировать нашу экономику на поставку за рубеж сырья, полностью превращая Россию в сырьевой придаток мирового рынка. Социальные и экономические последствия такого сценария вполне очевидны: кредитная, валютная политика, а также общее состояние российской экономики будут находиться в полной зависимости от мировой конъюнктуры. В таких условиях неминуемо будут происходить «утечка» высокопрофессиональных кадров за рубеж, сокращение числа научных исследований, ослабление обороноспособности страны, потеря ее позиций на международной арене.

Второй вариант предполагает ориентацию исключительно на собственные силы, проведение изоляционной политики, крайней формой которой является автаркия, т.е. замкнутость, закрытость государства. Такой сценарий развития неминуемо приведет к отсталости государства в области применения новейших научно-технических разработок, к высоким издержкам производства тех товаров, по которым мы не имеем конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами, и к другим отрицательным последствиям. Таким образом, излишняя ориентация экономики России только на внешний или на внутренний рынок может стать препятствием на пути формирования государства со стабильно высоким уровнем экономического роста. В связи с этим наиболее оптимальным сценарием развития современного государства является сочетание двух вариантов: формирование внутреннего потребительского рынка и разумная открытость экономики при одновременной активизации внешнеэкономической протекционистской деятельности.

Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года.

Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем – развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобы воспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государства и модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной

роли государства в реализации базовых общественных функций.

Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной

инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать

самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это – политика

здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого

гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие,

должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая

традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию – добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

Единственный ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская экономика, — достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Это позволит решить накопившиеся социальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международные позиции страны.

Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Только быстрое развитие национального капитала, формирование

благоприятного делового климата, обеспечение экономической свободы, говорится в проекте стратегии развития, превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций. Исходные условия – это утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условий конкуренции, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов. Государство также должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством, постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Это позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его эффективность. Структурная политика государства будет переориентирована с оказания

поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку «новых» секторов (прежде всего инновационных и информационных), стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий. На структурную перестройку экономики должна быть нацелена и

приватизация. Государство будет также стимулировать диверсификацию экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА

Кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России рассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны.

Речь идет об улучшении общих условий хозяйствования, развитии финансовых рынков и институтов, дерегулировании экономики. Имеется в виду коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного

бюрократического регулирования и повышение эффективности

действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо и эффективно. Для ослабления бюрократического давления на бизнес, повышения уровня

экономической свободы всех участников хозяйственной деятельности предлагаются такие меры: снижение барьеров выхода на рынок; устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности; обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основное направление – повышение конкурентных преимуществ

российской экономики на внутренних и внешних рынках.

Для этого предусмотрено:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону увеличения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций – реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям.

3. Завершение трансформации малоэффективных институтов экономики (структуры госсобственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы,

предприятий и рынков в процессе общемировой экономической

трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития. Формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

2. Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику. Задачей государства будет формирование предпосылок для появления эффективного частного собственника.

3. Открытость экономики, которая не может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Любые меры протекционизма должны носить временный и экономический, а не запретительный характер.

4. Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Устранение многочисленных ограничений и препятствий для развития бизнеса на микроуровне. Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства государства в функционирование конкретных предприятий должны сопровождаться целенаправленными и настойчивыми действиями государства по формированию стратегических направлений развития российской экономики.

АКТИВНОЕ ПОЗИЦИРОВАНИЕ НА РЫНКАХ

Достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делают возможной стратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позицирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народно-хозяйственные комплексы.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В форме федеральных государственных унитарных предприятий ныне существует 14 тыс. предприятий, в форме учреждений – 23 тысячи. Государство является акционером в 2500 акционерных обществах, где его доля превышает 25% уставного капитала. А всего государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580 акционерных обществ используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция». В федеральной собственности находятся 100% акций 382 акционерных обществ. В 470 акционерных обществах государство владеет более 50%, еще в 1601 акционерном обществе имеет 25-50% акций и менее чем 25% в 863 акционерных обществах. К 2004 году в ходе приватизации предложено сократить государственный сектор экономики до 1,5 – 2,5 тысячи предприятий.

Прогнозы развития

1. Добыча газа должна возрасти на 15,9 – 10,5%, нефти – на 8,7 – 2,3 и твердых энергоносителей – на 33 – 20,4%. Производство электроэнергии потребуется увеличить на 34 – 16%. Ныне доля экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу. Рост экспорта энергетических ресурсов к 2010 году прогнозируется на 19 – 15%.

2. В период 2004-2005 годов среднегодовые темпы роста промышленного производства составят около 6-8%, топливных отраслей – до 20, отдельных отраслей машиностроения – до 20, а пищевой и легкой промышленности – соответственно 7 и 11%. Важнейшая особенность периода 2005-2007 годов – переход к непрерывному инновационному процессу.

3. В 2010 году доля продукции обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства увеличится с 53% в 1999 году до 65%, а доля продукции топливно-сырьевых отраслей сократится с 47 до 35%.

4. Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум 5% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28% к 2005 году и на 70% к 2010 году (в сравнении с 1999 годом).

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Пенсионная реформа

Реформирование образования

Стратегия реформирования здравоохранения

Политика в сфере культуры

Стратегия жилищной политики и развития

жилищно-коммунального хозяйства

Трудовые отношения и занятость населения

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Создание благоприятного предпринимательского

и инвестиционного климата

Общие условия хозяйствования

Защита прав собственности

Выравнивание условий конкуренции

Дерегулирование экономики

Улучшение информационного обеспечения

бизнеса, реформирование бухучета и статистики

Развитие финансовых рынков и институтов

Реформирование банковской системы

Развитие фондового рынка

и инвестиционных институтов

Развитие рынка страховых услуг

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления структурной политики (цели и задачи, основные этапы и инструменты реализации,

направления развития промышленности, инфраструктуры и сферы услуг)

Управление государственной собственностью

Инновационное развитие экономики

Развитие транспортной инфраструктуры

Реформирование естественных монополий

Развитие топливно-энергетического комплекса

Развитие оборонно-промышленного комплекса

Развитие аграрно-промышленного комплекса

Развитие рынка земли и недвижимости

Государственная внешнеэкономическая политика

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления бюджетной политики

Реформирование налоговой системы

и таможенной политики

Реформа межбюджетных отношений

Денежно-кредитная политика

Платежная система

Открытость экономики

Открытость экономики, направленная на более активную интеграцию России в мировое хозяйство, позволит нам занять достойное место в международном разделении труда и тем самым увеличить долю готовых товаров российского производства на мировых рынках. Кроме того, перенимая опыт зарубежных стран, Россия сможет создавать более конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Однако в настоящее время номенклатура товаров отечественного производства, поставляемых на экспорт, довольно скудна: на цветные металлы, нефть, газ, космические технологии и продукцию оборонного промышленного комплекса приходится 90% от общего объема экспортируемой продукции. Поэтому в долгосрочном плане структуру российского экспорта нужно менять в сторону увеличения доли готовых товаров и услуг.

Очевидно, в ближайшее время рынки зарубежных стран не смогут стать основными для сбыта готовых отечественных товаров, поэтому нам необходимо развивать внутренний потребительский рынок.

Для этого необходимо, с одной стороны, повысить платежеспособный спрос населения, преимущественно ориентированного на приобретение отечественной продукции, с другой – активизировать производство высококачественных и конкурентоспособных отечественных товаров.

Повышение платежеспособного спроса, особенно наименее защищенных слоев населения, а также сокращение «пропасти» между наименее бедными и наиболее состоятельными слоями населения являются одной из первоочередных задач страны на ближайшую перспективу.

Данная проблема в настоящее время приобретает особую остроту, так как разрыв в уровне жизни малообеспеченных и богатых людей огромен.

В целом население России можно разделить на две совершенно неравные части. Первую часть составляет узкий круг очень богатых людей, вторую – небольшая часть людей со средним уровнем дохода, а также те, кто находится за чертой бедности. Доля богатых людей составляет не более 3%, в то время как на среднее и бедное население приходится около 97%, из которых к населению с доходами ниже прожиточного минимума относится более 40% населения.

В связи с этим реальными участниками внутреннего потребительского рынка из 145-миллионного населения нашей страны являются лишь 40 миллионов человек, а остальные зарабатывают недостаточно для того, чтобы осуществлять регулярные покупки, и поэтому потребляют только товары первой необходимости. В условиях, когда покупательной способностью обладает менее 30% населения, поднять экономику страны невозможно. Залогом устойчивого экономического развития любого государства является существование широкой прослойки среднего класса.

Таким образом, изменение сложившейся структуры покупательной способности российского населения должно быть сконцентрировано на тех 97% населения, которые являются потенциальными потребителями преимущественно товаров отечественного производства.

Каких конкретных результатов в повышении материального благосостояния населения нам удалось достичь за последние несколько лет?

Ряд преобразований, проведенных в социальной сфере, в частности реформирование трудового и пенсионного законодательства, увеличение расходов федерального бюджета, направляемых на выделение льгот и субсидий малоимущим гражданам, уже позволили несколько улучшить материальное положение наименее защищенных слоев населения.

Повышение размеров заработной платы и пенсии является важным, но не единственным фактором улучшения благосостояния граждан. Особая роль в данном случае отводится реформам трудового и пенсионного законодательства.

Новый Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, направлен на улучшение условий работы граждан. Кодекс усиливает защиту прав работников через установление таких видов защиты, как государственная и профсоюзная, а также впервые предоставляет работнику право на самозащиту. Трудовой кодекс предусматривает существенные изменения в области усиления прав профсоюзов на контроль за обеспечением соблюдения законодательства о труде, четко регламентирует права и обязанности работодателя и механизмы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Кроме того, в Кодексе установлено, что размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, при этом оплата труда должна осуществляться без задержек. Кодекс также запрещает дискриминацию в сфере труда, содержит ограничения в отношении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.

Пенсионная реформа направлена на переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, что позволит создать условия для увеличения доходов нынешних пенсионеров, а также для накопления пенсионного капитала населением трудоспособного возраста.

Важным нововведением пенсионной реформы является то, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, теперь имеют право на получение заработной платы и пенсии в полном объеме без каких-либо ограничений.

Пенсионная реформа также предоставила гражданам, продолжающим трудовую деятельность, возможность распоряжаться частью своих пенсионных накоплений и инвестировать их как в государственные ценные бумаги, так и в акции и облигации российских и иностранных эмитентов с целью наращивания собственного пенсионного капитала.

Новое пенсионное законодательство также предусматривает, что к пенсионным средствам, помимо государственного Пенсионного фонда, будут также допущены негосударственные пенсионные фонды. При этом негосударственные пенсионные фонды, через которые будет осуществляться инвестирование накопительной части трудовой пенсии, должны носить дополнительный добровольный и необязательный характер. Создание такой схемы инвестирования части пенсий позволит населению самостоятельно делать выбор, куда направить свои пенсионные накопления – в Пенсионный фонд, который разместит пенсионные деньги в консервативные инструменты с невысокой, но гарантированной доходностью, или в негосударственные пенсионные фонды, способные предложить своим участникам более рисковые инвестиционные портфели с большей доходностью.

Подобная система инвестирования части пенсий позволит не только увеличить размер выплачиваемой пенсии, но и сможет стать реальным источником инвестирования в экономику.

Увеличение внутреннего платежеспособного спроса населения само по себе будет оказывать позитивное влияние на развитие отечественного производства, так как деньги граждан в конечном итоге попадут на потребительский рынок. Однако этого недостаточно для формирования потребительского рынка. Более того, повышение платежеспособного спроса, не сопровождающееся увеличением производства товаров, может привести к «давлению» на рубль и росту инфляционных процессов, что окажет отрицательное воздействие на экономику страны в целом.

Таким образом, рост доходов населения должен быть обязательно подкреплен насыщением потребительского рынка товарами и услугами отечественного производства, а это, в свою очередь, возможно через создание благоприятного предпринимательского климата за счет грамотного проведения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, банковской, инвестиционной, административной, судебной политики.

В этом направлении удалось достичь определенных положительных результатов. За последние несколько лет российская правовая система стала более эффективной с точки зрения адаптации отечественных предприятий к изменяющимся экономическим и социальным условиям и, таким образом, позволила несколько активизировать экономическую жизнь в стране. Этому способствовало, в частности, принятие ряда федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики, на реформирование земельного и судебного законодательства, создание более понятных правил и эффективных условий приватизации государственного и муниципального имущества.

В частности, Земельный кодекс, вступивший в силу 25 октября 2001 года, позволил решить ряд накопившихся проблем. А именно, закрепил частную собственность на землю, существующую во всем цивилизованном мире, что позволило вывести земли из-под нелегального оборота и поставить продажу земель под государственный контроль. Кроме того, Кодекс предоставил возможность хозяйствующим субъектам приобретать земельные участки, на которых располагаются объекты их недвижимости, что направлено на повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий, особенно малых и средних.

Новый закон о приватизации государственного и муниципального имущества, вступивший в силу в марте 2002 года, также оказал позитивное воздействие на экономику. Он позволил сделать процесс приватизации более открытым, прозрачным и плановым, а также исключает су

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

referatzone.com