Становление и развитие делопроизводства в россии – 1. История развития делопроизводства в россии

Возникновение и история развития делопроизводства в россии — Учись Как На Парах!

Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной деятельности любой организации. На основе нее принимаются управленческие решения.

Делопроизводство в Древней Руси (11-15 века) было тесно связано с дипломатическими отношениями и необходимостью оформления правовых документов – договоров с государствами, переписки, купчих грамот и пр. Гос. учреждений не было, документооборота фактически не было, системы делопроизводства не было. В 13-14 веках с увеличением числа документов, начали формироваться традиции составления и хранения документов. Первые хранилища документов – в монастырях.

Впервые делопроизводство стало появляться в России с конца 15 века. Первым центральным органом были приказы (центральные органы гос. власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления) и приказные избы (органы государственного управления на местах). Впервые в этих органах и зародилась работа с документами и формировался свой штат чиновников. В их производстве находились входящая и исходящая документация, которая регистрировалась с проставлением порядкового номера, автора документа, даты. Документы собирались в хронологическом порядке (как и сейчас), склеивались и заверялись дьяком на оборотной стороне. Документы этого периода имели форму свитка, длина которого была значительной. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. В период Приказного делопроизводства Царь (=высший орган власти) издавал Указы, Акты, Жалованные Грамоты. Боярская дума издавала Приговоры. На всех документах указывался титул, звания и полномочия, издавших их. С этого периода в наше время перешло слово «волокита».

Глубокое преобразование в аппарате управления проводил Петр 1. В 1717-1718 г. г. им были отменены приказы и приказные избы и введены коллегии, сенат, канцелярии, появилось коллежное делопроизводство, появились впервые должности секретаря, обер-секретаря, а также кабинет секретаря. Петр 1 издал «Генеральный регламент государственных коллегий», регламентирующий деятельность секретарей по ведению делопроизводства. Впервые определен порядок учета и хранения документов. Появилось слово архив.

В 1802 году коллегии заменены министерствами, которыми строго была определена компетенция их руководящих работников (должностные инструкции) с правом подписания каждым работником определенных видов документов. Для переписки стали применять бланки.

1917-1945гг. Первый этап советского делопроизводства. Уменьшаются размеры бумаги и ее сорт для документов. 20-е гг. – разработаны стандарты составления различных видов документов, форматы бланков, а также стандартизировались материалы, применяемые в делопроизводстве (бумага, чернила, ленты для пишущих машинок, и т. д.). 30-е гг. — утверждается термин документ.

1945-1990гг. Второй этап советского делопроизводства. 1965 — создаются основные положения единой гос. системы делопроизводства (ЕГСД). 70-80-е гг. — создаются ГОСТы. Начало 90-х гг. – издание Общероссийского классификатора управленческой документации.

Записи по теме

naparah.com

Становление и развитие делопроизводства

Информационные технологии возникли на Земле несколько миллионов лет назад вместе с нечленораздельными звуками, мими­кой, жестами и другими первыми приемами об­щения наших предков. В то время обеспечивался лишь обмен сию­минутной оперативной информацией между индивидами. И только около 100 тысяч лет назад с развитием речи стало возможным ин­дивидуальное накопление информации в памяти человека. Коллективную память человечеству дало возникновение письменности V–VI тысячелетий назад. Письменность позволила реализовать полный набор процессов переработки информации: сбор, пере­дачу, хранение и т. д. Эти возможности открыла фиксация информации на материальных носителях. Первая в истории информационная символика была представлена в каменном веке образами, которые в виде ри­сунка на камне отражали отдельное представление, – так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке появляются изображения повторяющихся систем понятий – идеографическое письмо. Эти способы записи информации превращаются с конца IV тысячелетия до н. э. в рисуночное иероглифическое письмо. Иероглифическое письмо сохранилось как усовершенствованный реликт, например, в Китае, Японии, Корее до наших дней. Этому явлению, наряду с малой необходимостью в передаче грамматики, а также удобством при общении между носителями фонетически различающихся диалектов, способствовали много­вековой абсолютизм государственного строя, исповедовавший консерватизм не только в общественных отношениях, но и в пись­менности как привилегии избранных.

В средиземноморском регионе межнациональные торговые контакты, относительная нестабильность государственных образований, смешение различных нацио­нальных культур, миграция населения привели к переходу от иероглифической системы письма к абстрактной, более удобной для чтения системе клинописи.

Новым этапом на этом пути явилось создание в X–IX вв. до н. э. финикийского алфавита. Революционный, по сути, и многоэтап­ный по времени переход к алфавитным системам письменности завершается в VIII в. до н. э. созданием на основе финикийского письма греческого алфавита – основы большинства современных письменных систем. Усовершенствованию алфавитной письменности послужило изобретение во II–I вв. до н. э. в Александрии начал пунктуации; развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. со­зданием пунктуации современного вида. Усложнение к XIV в. способа записи текста в виде скорописи сделало ее в условиях складывающейся государственности доступ­ной узкому кругу социально обособленных специалистов в сфере средневековых информационных технологий.

Письменные документы, дошедшие до нашего времени, а также данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что развитие информационных технологий в России проходило те же этапы раз­вития, но в более сжатые сроки. Имеются свидетельства не только в российских, но и в зарубеж­ных источниках, что еще в VIII–IX в. русичи «четами и резами» де­лали надписи на надгробиях и бытовых предметах. Но культура на­писания документов в древнерусском государстве восходит к X в. Свидетельства этого – договоры с Византией 911 г. (кн. Олег) и 945 г. (кн. Игорь). Примечательно, что в обоих договорах упоми­нается об уже существовавшей практике составления документов. В первом случае – письменных завещаний, во втором – подорож­ных грамот для купеческих кораблей.

Известно, что в период правления Владимира Святославовича (978–1015) в Киеве, столице древнерусского государства, существо­вало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников»– хранителей княжеской печати, «металников»–судейских секретарей, писцов при князьях и крупных феодалах и «диаков» – сотрудников, ответственных за княжеское делопроиз­водство. Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав по­полнялся за счет церковных служителей, не случайно с XIV в. тер­мин «дьяк» как обобщающий закрепился за всеми лицами, ведущи­ми делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться устой­чивые образцы обращений и завершений в документах, формуля­ры, т. е. типовые устойчивые формы отдельных, наиболее распро­страненных документов, которые и становились своеобразными «пособиями» по делопроизводству. В древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались «ларником», который не только заведовал ларем, хранящим документы, но и был уполномочен скреплять частноправовые акты городской печатью, которые уничтожались в присутствии свидетелей. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городс­ким вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента, на котором были написаны, а зачищен­ные листы снова шли в дело.

С увеличением объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись манерой письма, характерной для книжного дела с выписыванием букв с пря­мыми очертаниями (устав), в XIV в. стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращений отдельных слов. Древнерусские документы, как и книги, длительное время писа­лись сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.

Документы хранились в сундуках в тех же помещениях, где ве­лась текущая работа и прием посетителей, а особо ценные вместе с казной, как правило, в церкви, как наиболее надежном месте под двумя замками, т. е. под контролем двух независимых должност­ных или выборных лиц. Четкой единообразной системы учета до­кументов, их сведения в комплексы еще не существовало, но появлялись установленные законами правила аннулирования и унич­тожения перестававших действовать документов.

С образованием централизованного государства, центром кото­рого стало Московское княжество, начинает складываться и аппа­рат его государственного управления, необходимый в хозяйствен­ной и политической жизни любого государства. Одновременно на основе обычаев формируется и система документационного обес­печения этого аппарата.

Процедура подготовки документов в приказном делопроизвод­стве включала следующие основные этапы:

♦     поступление документа на рассмотрение;

♦     подготовка дела к «докладу»;

♦     рассмотрение и решение дела;

♦     оформление документа, содержащего решение.

        Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или поступившему документу: жалобе, извету, челобитной или от­писке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через тех, кто был в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение, если при­каз располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых матери­алов. Если во исполнение царского указа нужно было написать гра­моту, дьяк писал ее сам или поручал это Кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей ко­роткими «памятями» (записками) подьячих одного приказа подья­чим другого приказа. При поступлении документа на нем на обороте поверх адресования делалась датированная запись о получении документа. При необходимости судья или дьяк делал пометку «вы­писать», что означало подготовить справочный материал, т. е. на­чать рассмотрение дела. Подготовкой дел к рассмотрению занима­лись столы, где в соответствии с поручением старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу) или инициативный документ по свое­му разумению; все последующие правки делались на этом же про­екте на широком левом поле (4–5 см) или поверх писаного текста.

После вынесения окончательного решения дьяк «чернил» подго­товленный документ, т. е. исправлял его. Только после этого млад­ший подьячий переписывал документ набело, подьячий «справлял», т. е. сверял беловик с черновиком, удостоверял – справлял его сво­ей подписью –»справой», которая выражала ответственность по­дьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не при­давала юридической силы документу. Для этого необходима была «припись», которая свидетельствовала об ответственности за содер­жание документа. Черновик документа –»Отпуск»– определялся на хранение.

Приказное делопроизводство было сформировано в конце ХV века с появлением первых приказов как центральных органов государственной власти, ведающих отдельными отраслями княжеского управления на местах. Именно от приказного делопроизводства унаследовано слово «волокита», т. к. документы подклеивали друг к другу и получали длинный свиток. При чтении такого документа – свитка листы документа «волочились» один за другим последовательно.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран, а со вто­рой половины XVII в. использовалась и отечественная. Первона­чально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков – наростов на дубовых листьях. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, и он почти не выцветал. Документы этого периода, хранящиеся в архи­вах, достаточно хорошо читаются.

С появлением так называемой «скорописи»– начертание округ­лых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой письма, свободно читать такие тексты стало довольно сложно, для этого требовались определенные знания и навыки.

Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться книжная (тетрадная) форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, пере­плетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись боярские списки, финансовые, учетные, регистраци­онные записи и др. Известно огромное количество разновидностей книг – более трехсот. Это – учетно-статистические стрелецкие, городовые, умолотные, денежные и другие книги. В этот период сформировались системы бухгалтерской, воен­ной, дипломатической, статистической и других обосабливающих­ся систем документации. Все остальные документы, не сформированные ни в столбцы, ни в тетради, собирались в связки, где порой вместе оказывались самые разнообразные документы.

Видовой состав документов приказного делопроизводства не был особенно разнообразным, все существовавшие в этот период документы группируются в несколько основных видов: грамоты, приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные, одна­ко внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Отписки – документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты – это документы, посылаемые из приказов на места –боярам, воеводам, приказным людям. Царю и в Думу приказы пред­ставляли отписки или доклады, воеводам и другим местным началь­никам царь давал наказы, приказы между собой сносились памятя­ми, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных. Личная переписка часто называлась грамотками. Но эти названия, как правило, не проставлялись над текстом документа, а взяты историками из самих текстов или из ссылок на них в других документах. Другие информационные элементы: обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание до­кумента – так же составляли один сплошной текст. Но документ, как правило, начинался с обращения, даты или обозначения ав­тора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана.

Кроме этих элементов можно говорить и о некоторой стабиль­ности текста для каждой группы документов, например, по едино­му образцу писались наказы воеводам о порядке вступления в дол­жность, финансах, полномочиях, обязанностях и т. д., выдававши­еся из разных приказов.

Восемнадцатый век в развитии делопроизводства – это усиле­ние законодательной регламентации всех сторон деятельности кан­целярии и учреждения в целом, формирование и закрепление об­щих административных начал деятельности учреждений, их структуры и штатной численности. Законодательной основой реформы стал утвержденный Петром I в 1720 г. Генеральный регламент. Он ввел систему делопроизводства, получившую название «кол­лежской» по названию типа учреждений. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллективный способ принятия реше­ний присутствием коллегии. С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим зако­нодательным актом окончательно отделяются обязанности присут­ствия как органа, принимающего решения, от делопроизводствен­ной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным под­разделением – канцелярией. Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организа­цию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копии­сты, переводчики (для письменного и устного перевода) и вах­мистр, он же сторож для охраны учреждения.

Особенностью регистрации документов в коллежской системе делопроизводства было то, что регистрация сопровождала доку­менты в течение всего процесса производства дела, а после – и в архиве. Все пакеты, адресованные в адрес коллегии, сдавались де­журному чиновнику, который расписывался в получении и, не рас­печатывая, передавал в присутствие. Предварительной подготовкой дела для рассмотрения в присут­ствии коллегии занимались помощники секретаря и канцеляристы под руководством секретаря. Подготовка дела к докладу включала сбор всех необходимых справок по данному делу (для этого в дру­гие учреждения могли направляться канцелярские запросы), а так­же в выписке всех существующих узаконений по данному делу. Ре­зультатом этой работы являлся доклад и краткая записка по делу. Вводились и первые типовые сроки исполнения документов: так, в первую очередь в коллегиях рассматривались государственные дела, затем – частные. Все решенные дела и оставленные копии сдавались в актохранилища, которые получили европейское наиме­нование – архивы, для заведования ими была учреждена особая должность – архивариус. Архивы должны были стать обособленными от канцелярии под­разделениями для хранения оконченных дел. Дела должны были сдаваться в архив по описи и под расписку, причем был определен и срок сдачи дел в архив – через три года по завершении их произ­водства в канцелярии. Архивы создавались при каждой коллегии.

Стремлением сохранять в тайне государственные дела, т. е. защи­тить информацию, было обусловлено введение присяги для канце­лярских чинов, запрета на хранение служебных документов дома. Особо строго каралась подделка документов, их хищение, разглаше­ние тайны голосования, неправильное составление документов, ис­кажение их смысла. Наказания предусматривались весьма строгие: смертная казнь, ссылка на галеры с вырезыванием ноздрей, конфис­кация имущества, денежные штрафы, лишение чина и др.

Существенные изменения претерпевают формы документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» – образцы, по которым следовало их составлять. В частности, в ука­зе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало изла­гать по пунктам, а титул государя указывать только один раз в нача­ле, что делало документы максимально удобными для чтения. Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. губернаторам предлагалась единая форма ведомости для присылки сведений о произведенных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.

В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и стано­вится самостоятельным элементом формуляра документа дата, во многих документах она пишется теперь под текстом с левой сторо­ны листа. Самостоятельным элементом формуляра становится и наимено­вание документа. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд спе­циальных отметок, отражающих различные стадии процесса доку­ментирования или стадии обработки документов: подписи, отмет­ки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др.

Значительное время отнимала информационная поддержка при­нятия решений коллегиями, т. е. подготовка дела к докладу – на­ведение справок по делу, переписка с другими учреждениями, от­правка запросов на места и др., которая заканчивалась составлени­ем докладной записки или выписки. Кроме того, передача решения вопроса в вышестоящую инстанцию требовала представления всех предшествующих материалов (дела).

Достаточно сложной процедурой осталось в XVIII в. и докумен­тирование деятельности самого присутственного места. Протокол или журнал заседания должен был подробнейшим образом отра­жать деятельность присутствия по решению дел. Еще более усложнилась система регистрации. Каждая передача дела из одного стола в другой, от одного канцелярского служащего другому фиксировалась в регистрационных формах.

Основным законодательным актом, определявшим организацию и порядок работы центральных учреждений более чем на век, было «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. Им были определены: единообразная структура министерств, порядок их взаимоотношений с другими учреждениями, рабочий аппарат министерств состоял из департаментов. Они делились на отделения, отделения – на столы. В каждом департаменте также создавался совещательный орган из директора департамента и на­чальников отделений – общее присутствие. Он четко установил «предмет ведения государственных дел» министерств. Получили окончательное и единообразное устрой­ство канцелярии как специальные подразделения, где было сосре­доточено все «письмоводство» (т. е. делопроизводство).

«Общим учреждением министерств» устанавливался единообразный порядок «производства дел» во всех учреждениях и их структурных подразделениях. Весь процесс делопроизводства де­лился на следующие этапы:

♦    порядок вступления дел;

♦    движение их, или собственно так называемое «производство»;

♦    отправление дел;

♦    ревизия;

♦    отчеты.

Таким образом, были выделены основные этапы работы с доку­ментами: организация приема документов, направление на испол­нение, исполнение, регистрация документов и контроль их испол­нения, отправка документов.

Документы могли поступать как непосредственно министру че­рез канцелярию, так и в департаменты. Министр получал только указы и повеления верховной власти, документы других министров. Министр ведал секретными делами, на его имя подавались и жало­бы на действия департаментов. Департаменты вели переписку с другими равными и подчинен­ными учреждениями, составляли отзывы на предписания министра, исполняли документы, поступавшие из канцелярии министра. Представления от подчиненных органов направлялись министрам только по делам особой важности или срочности. В департаменты поступали предписания министра, о своей работе департаменты представляли министру отчеты.

Секретные и срочные документы немедленно представлялись руководителю, все прочие предписывалось раскрывать в его при­сутствии в назначенные часы. Документ, адресованный в департа­мент, распечатывался его директором. В присутственном месте до­кументы из высших инстанций распечатывались самим председа­телем, все остальные – старшим членом присутствия. На поступившем документе секретарь отмечал дату его получения. Подчиненным в типовых формулировках: «К сведению», «К делу», «К докладу со справкой»– давались указания об исполнении. Процесс регистрации документов также был многоступенчатым: поступившие документы регистрировались на всех ступенях его дви­жения — в канцелярии министерства, в департаменте, в отделении.

Порядок исполнения документов был определен отдельно для канцелярии министра, департамента, совета министра, общего при­сутствия департамента, особенных установлений (канцелярий) при директорах департаментов. В первую очередь исполнялись документы «чрезвычайные», т. е. выходящие за рамки действующего законодательства, и «не терпя­щие времени», обычно, финансового характера. Однако срок ис­полнения и этих документов был значительным, он колебался от двух до шести недель, но»никак не более шести месяцев со дня вступления дела».

До 60-х годов XIX в. был распространен коллежский порядок составления документов. Он особенно строго соблюдался (и со­блюдается сейчас) в судебных учреждениях. Коллежский порядок документирования заключается в том, что в начале документа по­вторялась вся предыстория вопроса. Позже этот порядок был заме­нен составлением справки, в которой давались краткие извлечения из всех документов с указанием их даты и номера. Такая справка получила название экстракта. Однако и в этом случае дела дости­гали солидных размеров.

Законами устанавливались определенные правила составления всех разновидностей документов. В документе выделялись: загла­вие, содержание или «расположение обстоятельств дела», под­пись, скрепа, особенные пометки, бланковые и конвертные надпи­си. Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена. Употребление наименования разновидностей документов стало обязательным и также регламентировалось. Разновидность доку­мента часто определялась положением корреспондентов на иерар­хической лестнице. Наименование таких документов, как пред­ставление, рапорт, донесение, объяснение и т. д., а также проше­ние, жалоба, донос, подаваемых должностным лицам, обознача­лось после указания их автора, например: «Отставного штабс-капитана Копейкина… прошение». Изложение содержания документа стало полностью зависеть от его формы. Таким образом, порядок составления документов и оформления реквизитов документов каждой разновидности зави­сел не столько от назначения документа, сколько от инстанции го­сударственного управления, куда он посылался. Поэтому одна и та же разновидность документа имела разные варианты оформления реквизитов.

В XIX в. документы стали изготавливаться на бланках. Блан­ком назывался лист, в левом верхнем углу которого делались бланковые надписи: наименование ведомства, учреждения, струк­турной части учреждения, от которой исходил документ, дата от­правления документа, номер его по журналу исходящих докумен­тов, заголовок к документу. Бланки вначале были рукописными, а вскоре их сменили типографские бланки и штампы с бланковы­ми надписями.

В исполнительном делопроизводстве особым этапом объявля­лась ревизия дел, т. е. проверка исполнения документов. При реви­зии дел должно было проверяться:

♦    в порядке ли дела содержатся;

♦    верно ли составляются им заглавия;

♦    нет ли медленности в делопроизводстве;

♦    не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности.

Для хранения дел в каждом департаменте министерства и в каждом учреждении создавались текущие и окончательные архи­вы. Согласно законодательству текущий архив составляли документы и книги, которые нужны для справок и соображении по те­кущему делопроизводству. Окончательный архив составляли дела, не подлежащие более ре­шению и исполнению, т. е. ненужные для текущей справочной рабо­ты. В этот архив предписывалось сдавать дела по истечении трех лет. Для сдачи дел в архив составлялась опись всем делам за год. Она имела три графы, в которых указывались порядковые номера дел, их заголовки и количество листов в деле. Опись подписывали началь­ники канцелярий, скрепляли делопроизводители. В конце описи помещался список дел, которые оставались в канцелярии. По закону архив не имел права выдавать дело или выписку из документов без разрешения директора департамента, губернатора или вице-губернатора.

Советские и современные российские технологии документационного обеспечения управления продолжили развитие делопроиз­водственных технологий, уходя корнями в традиции предшествую­щих периодов.

Исходной методологической посылкой теоретических построе­ний и практической рационализаторской деятельности 1920-х го­дов явилось утверждение о наличии общих черт в производствен­ных и управленческих процессах. С позиций данной концепции удалось эффективно решить многие «локальные» управленческие вопросы:

♦    рационализация организации управленческих структур;

♦    совершенствование документирования исполнения, планирования и учета;

♦    упрощение технологии управленческих процедур и операций;

♦    разработка частных рекомендаций по улучшению делопроизводства в аппарате управления.

Главный недостаток концепции состоял в игнорировании пре­емственности в развитии системы управления, а, следовательно, и системы делопроизводства.

Начался период активного поиска оптимальных подходов к со­вершенствованию управления и его документационного обеспече­ния. Институтом техники управления в 1928 г. совместно с Архив­ной службой были изданы «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и коопе­ративных учреждениях и предприятиях РСФСР», в которых дава­лись рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками хранения).

Для сокращения видов и форм документов в конце 1920-х гг. были разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, те­лефонограмм, протоколов, извещений и других документов. Стан­дартизировались и материалы, применяемые в делопроизводстве: бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т. д.; средства и предметы конторского труда, включая офисную мебель. При этом учитывался и зарубежный опыт, в частности, при стандартизации форматов бумаги успешно использовался опыт Германии. В 20-е годы развивались и системы специальной документации, акцент был сделан на документировании таких функций, как пла­нирование, учет, контроль. В статистической документации в качестве основы использовались личные, посемейные и похозяйственные бланки. Статистическая документация становилась еди­нообразной по форме и включаемым показателям.

Постепенно более упорядоченными по структуре, показателям и по форме становились и документы, создаваемые в сфере планиро­вания. При рационализации бухгалтерской документации широко использовался опыт царской России, западноевропейских стран.

С 1958 года Архивная служба была наделена правомочиями контролировать постановку документальной части делопроизвод­ства и стала с тех пор ведомством, «отвечающим за координацию деятельности федеральных органов государственной власти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совме­стно с этими органами государственной системы делопроиз­водства и унифицированных систем документации».

В 1966 г. в рамках Архивной службы был учрежден Всесоюз­ный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалась основная часть разработки Единой государственной системы делопроиз­водства (ЕГСД). В подготовке проекта Основных положений ЕГСД кроме него приняли участие научно-исследовательские ин­ституты: труда, оргтехники, стандартизации, Институт государ­ства и права Академии наук СССР. В 1973 г. Основные положе­ния ЕГСД были одобрены Госкомитетом СМ СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам, ведомствам и органи­зациям для использования.

Утвержденная в 1988 г. Архивной службой «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» (ГСДОУ) является актуализированной версией ЕГСД и до настоящего времени остается основным норма­тивным документом по организации работы с управленческой до­кументацией в стране. Необходимо отметить, что при последую­щих переизданиях ГСДОУ редактировалась, актуализировалась, из нее изымались и добавлялись отдельные положения. В 1993 г. была введена в действие разработанная на ее основе Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ве­домствах Российской Федерации, замененная в 2000 г. новой Ти­повой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время основы документационного обеспечения управления регламентированы ГСДОУ и локальными норматив­но-методическими разработками, созданными на ее основе. Делопроизводство активным образом развивается на базе внедрения современных информационных технологий, так как информация превращается в один из наиболее ценных по со­держанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потреби­телем которого становится все человечество. Этап информацион­ной революции со второй половины XX в. знаменует начало нового этапа развития информационных технологий – перехода к нео­сязаемой информации, причем скорость ее передачи возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью. Компьютерные системы превращаются в производительную силу и позволяют ре­шать качественно новые задачи, в том числе в сфере управления.

magref.ru

История делопроизводства в России

Подробности
Категория: Делопроизводство

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена.

Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить в том числе и историю делопроизводства.

Условиями необходимости и возможности становления делопроизводства являются развитая письменность, овладение ею правящей элитой общества, установление государственности.

История делопроизводства в России насчитывает столетия. В конце XV в. появляются первые приказы — центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы — органы государственного управления на местах. В процессе деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказное делопроизводство — работа с документами, проводившаяся в приказах (Поместный приказ, Разрядный приказ и т.д.)

В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей, прекрасно знающих свое дело и со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов. Производство дела в приказах начиналось либо с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию царя или боярина. На входящем документе указывались дата поступления и автор. Если по делу требовалась справка, то дьяк делал на обороте документа пометку — «выписать», а после исполнения — «вклеить в столб» (подклеить к делу). Документы, относящиеся к одному делу, подклеивались один к другому, места склеек заверялись дьяком с обратной стороны подписью. Чтобы ознакомиться с делом, надо было развернуть столбец, а читая, сворачивать его. Документы этого периода имели форму свитка, длина свитка часто была значительной.

Порядок составления документа в приказе был следующий: по указанию дьяка проект документа — «черное письмо» — составлял подьячий «средней руки», дьяк «чернил» его, т.е. писал начисто. Беловик сверяли с черновиком, «старый» подьячий «справлял» переписанный документ, удостоверяя своей подписью соответствие его исправленному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов. Схема организации приказного делопроизводства — от подьячего «средней руки», составляющего «черное письмо», через исправление самим дьяком к чистовому варианту.

Указы, жалованные грамоты, акты – это документы, издаваемые царем в период приказного делопроизводства. Приговоры — документы, издаваемые Боярской Думой. Характерная особенность документов этого периода — безмерное возвеличивание власть имущих путем перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий.

В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклееные в столбцы длиной в среднем 50-80 м, документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Еще не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов; их хранение; контроль за исполнением. И все же именно на этом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их на Руси.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717 — 1718 гг. царем — реформатором Петром I было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью, или сферой управления, и подчинялась Сенату. Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря; 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности в России. Кроме секретаря, в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы (составители актов), архивариусы (работники архивов), копеисты (изготовители копий документов), писцы, фискалы (надзиратели за деятельностью госучреждений). В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и режим работы конторских служителей.

Коллежское делопроизводство — организация работы с документами в коллегиях (с 1717 г.). Этот способ организации работы с документами был более прогрессивным и европеизированным по сравнению с предыдущим. Появились упорядоченные системы регистрации, которая велась в специальных журналах. В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива — общий для всех коллегий в специальном ведении Коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.

На рубеже XVIII — XIX вв. делопроизводство в России пережило новые значительные изменения. В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами, что опять же было в русле общеевропейских преобразований. Указом об учреждении министерств, изданным в 1811 г., были строго распределены пределы компетенции руководящих чиновников. В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов. От Императора получали манифесты, рескрипты, Высочайшие указы, Высочайшие повеления; от Сената и других органов высшей власти — указы и предписания; местные губернские власти имели право рассылать указы от имени «Его Императорского Величества»; министры и руководящие чины министерств направляли нижестоящим органам предложения, циркуляры, запросы. В вышестоящие учреждения направлялись рапорты, доношения, представления. К высочайшей власти обращались со всеподданнейшими докладами, прошениями, жалобами.

Равные по положению учреждения обменивались «отношениями», «сообщениями» и «официальными письмами». Для служебной переписки применялись бланки с угловыми штампами, содержащими сведения об организации, которые изготовлялись типографским или рукописным способом. Под штампом кратко излагалось содержание письма, на которое отвечали.

Указом «Общее учреждение министерств» предусматривалось единообразие изложения по приведенным образцам. Документы сложного содержания состояли из трех частей: введение, с изложением дела; обоснование со ссылками на законодательство и «соображение и заключение» с выводами — распоряжениями или предложениями, ходатайствами или просьбами.

Дела и документы поступали в соответствии с их значимостью или в канцелярию министра, или в департаменты. Канцелярия принимала для министра корреспонденцию только от верховной власти и от руководителей учреждений, по положению равных министерству. Дела нижестоящих учреждений попадали к министру, когда требовалась его санкция. Департаменты получали предложения и предписания от министра и корреспонденцию от учреждений, равных по значению и подчиненных.

Порядок прохождения документов по инстанциям был строго регламентирован законом, который требовал: «…чтобы бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департаментах.» В каждой инстанции входящие и исходящие документы должны были регистрироваться в журналах.

Дела, решаемые в департаментах, делились на три категории: неотложные, не терпящие времени, решение которых было связано с принятием каких-либо чрезвычайных мер, обычные и текущие.

Большое внимание на труд секретарей в России было обращено в начале XX столетия, особенно в области его механизации. В секретариатах использовались 23 модели пишущих машин. Широкое развитие получила стенография. Итак, исполнительное делопроизводство есть организация работы с документами в министерствах в период с 1811 по 1918 гг. включительно.

В результате Октябрьской революции 1917 г. в России прекратил существование старый государственный аппарат, шло конструирование нового. Уже в 1917 г. был разработан проект декрета об улучшении «письмоводства» и сокращении переписки, а в 1918 г. — постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Проекты декретов по вопросам упрощения делопроизводства в советских учреждениях были подготовлены в конце 1918 — начале 1919 гг. В 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, на которой наряду с вопросами НОТ в производстве были поставлены вопросы научной организации управленческого труда и работы с документами, а также о создании в стране органов, координирующих и направляющих эту работу.

В 1923 г. при ВСНХ СССР было создано бюро «Стандартизация», которое занималось вопросами документационного обеспечения управления. В 1926 г. при НК РКИ был создан Государственный институт техники управления, который стал заниматься совершенствованием государственного аппарата.

Однако скоро все эти начинания были завершены. В 1925 г. секретарей включили в канцелярско-техническую группу специалистов и уравняли их с машинистками, рассыльными, конторщиками и архивариусами. В 1926 г. коллегия Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции пыталась навести порядок в секретарских должностях, предложив считать секретарей помощниками руководителей. Однако эти предложения остались на бумаге, а в жизнь вошло принятое в 1932 г. волевое решение, разделившее всех секретарей на две неравноценные (в должностных обязанностях и окладах) группы. Первые стали называться помощниками и референтами, а вторые — машинистками — секретарями 1-ой и 2-ой категорий. На вторых были возложены чисто механические функции: печатание, простые канцелярские работы, оформление и хранение документов.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала подчинения всех ресурсов нуждам военного времени. Многие работники аппарата ушли на фронт, разработки по рационализации работы с документами, их стандартизация были приостановлены. Послевоенный период потребовал значительных усилий по восстановлению и перестройке работы аппарата. Несмотря на объективные трудности, вызванные последствиями войны, продолжалось совершенствование работы аппарата. Был принят ряд постановлений, регламентирующих такие направления работы аппарата, как механизация документационных процессов, внедрение достижений НОТ, улучшение работы в области стандартизации и унификации.

В начале 1960-х годов секретари получили новые должности — секретарь — машинистка и секретарь — стенографистка, и им были переданы все административные и технические функции, которые раньше выполняли помощники и референты.

25 июля 1963 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР», оно ввело в действие «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов», подготовленные Главархивом СССР. Была поставлена задача разработки Единой государственной системы делопроизводства для предприятий, организаций и учреждений. В 1964 г. в Московском государственном историко — архивном институте был открыт факультет государственного делопроизводства.

В 1966 г. в системе Главного архивного управления СССР был образован Всесоюзный научно — исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), одной из основных задач которого было создание Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).

Если до 1969 г. советские секретари имели только производственную подготовку и частично курсовую, то позднее они стали получать среднее специальное образование на базе профессионально — технических училищ.

В 1969 -1970 гг. была разработана и утверждена серия государственных стандартов на управленческую документацию, однако после их пересмотра и доработки были утверждены только два: ГОСТ 6.38-72 «Требования к оформлению документов» и ГОСТ 6.39-72 «Формуляр — образец».

С 1972 г. в СССР стали действовать единые правила подготовки и оформления организационно — распорядительных документов и единые правила организации работы с документами. Началась активная разработка отраслевых стандартов и стандартов предприятий, содержащих требования к документам. Постановлением от 04.09.73 № 435 Госкомитет СССР по науке и технике ввел в действие основные положения ЕГСД. В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 «Унифицированные системы документации. Система организационно — распорядительной документации. Основные положения», определяющий основные требования к унифицированным фондам организационно — распорядительных документов.

Общее научно — методическое руководство работами по унификации и стандартизации документов, разработке соответствующих унифицированных систем документации и унифицированных форм документов осуществляет Госстандарт. К началу 1984 г. было разработано и утверждено 16 УСД общесоюзного значения, 27 государственных стандартов на УСД и 26 общесоюзных классификаторов технико — экономической информации. Всего унифицировано более 4,5 тыс. форм документов.

В начале 1970 г. в Ленинграде началось комплексное повышение квалификации секретарей — практиков. В 1984 — 1986 гг. ВНИИДАД разработал стройную систему документационного обеспечения управления, получившую название «Единая государственная система документационного обеспечения управления» (ЕГСДОУ).

 

В условиях кардинальной перестройки экономики России резко возросли роль и значение документационного обеспечения управления, которое постепенно переходит на машинную основу.

eksdan.ru

Тема 6. Становление и развитие делопроизводства в советских учреждениях

В результате Октябрьских событий 1917 года наряду с разрушением государственной машины Российской империи было формально ликвидировано и прежнее делопроизводство. Был произведен коренной слом старого управленческого аппарата. Действительно, форма государственного аппарата претерпела существенное изменение. Высшим органом государственной власти стал Всероссийский съезд Советов, в период между его съездами избирался Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) — орган, выполняющий функции законодательной и исполнительной власти. Для управления страной было сформировано правительство — Совет Народных Комиссаров. Для руководства отраслями государственного управления были созданы 13 Народных комиссариатов (наркоматов). Для работы в госучреждениях были привлечены профессиональные революционеры, рабочие, солдаты, а также другие, не имеющие специального образования кадры. Уровень документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные правила письмоводства и делопроизводства были отменены, а новые не созданы. Немногочисленные практические руководства по составлению и оформлению документов типа дореволюционных письмовников не смогли оказать существенного влияния на упорядочение документообразования в административном аппарате т.к. касались главным образом документов по урегулированию гражданско-правовых отношений. Необходимо было законодательно отрегулировать деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования. 30 октября 1917 года правительство издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Для улучшения качества оформления документов было принято Постановление от 02 марта 1918 года «О форме бланков государственных учреждений». В этом документе перечислялись обязательные реквизиты бланков документов. Уделялось внимание упрощению и рационализации делопроизводства. 08 декабря 1918 года было издано Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Политика привлечения в аппарат управления советских учреждений чиновников с дореволюционным опытом работы неизбежно приводила к возрождению прежних бюрократических процедур работы с документами. Так при создании «Положения о письмоводстве и делопроизводстве» за основу был принят аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 года. Изменения в проекте были незначительными: исключены устаревшие канцелярские шаблоны при составлении текстов документов, рекомендации по уменьшению формата бумаги и т.д., работа не была доведена до конца. В этих условиях по инициативе В.И. Ленина был создан специальный орган — Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ), который контролировал работу государственного аппарата и осуществлял его рационализацию. В соответствии с решениями XII съезда РКП (б) был создан объединенный партийно-советский орган ЦККРКИ, который в числе других должен был осуществлять мероприятия по рационализации техники управления, делопроизводства. Основную нагрузку в этой работе выполнял отдел административной техники ЦККРКИ. Деятельность отдела отличалась многообразием: изучение государственного аппарата с использованием хронометража, анкетирования, консультаций по улучшению деятельности органов управления на местах, методическая помощь. Благодаря деятельности РКИ в стране в 1920 годы сложилась система научно-исследовательских, хозрасчетных, ведомственных и общественных организаций, разрабатывающих вопросы научной организации управления на единой методической основе. В 20-е годы большой вклад в развитие научной организации управленческого труда внес Государственный институт техники управления (ИТУ), созданный в 1926 году. Согласно положению об институте, на него возлагались следующие задачи: научная разработка вопросов техники управления; изучение и обобщение работы в советских учреждениях по упрощению и механизации вопросов техники управления и организации работы с документами; осуществление консультационной и популяризаторской деятельности и т.д. Исходя, из этого, мы можем сказать, что деятельность института включала два основных направления: теоретическое и практическое. Научная работа института выполнялась в кабинетах, лабораториях и конструкторском бюро. Практическая работа осуществлялась ИТУ через акционерное общество «ОРГСТРОЙ», которое использовало научные разработки института и в свою очередь финансировало научно-исследовательскую работу института. Структура института была достаточно гибкой и видоизменялась в зависимости от актуальности той или иной задачи, решаемой институтом Большими тиражами выходила научно-техническая литература, в том числе и по делопроизводству. Учеными и специалистами была развернута острая, но сохраняющая этические нормы научная полемика. Институт вел активную консультационную деятельность. Только в 1927 году рационализаторы-практики получили в институте более 200 различных консультаций. Особой популярностью пользовались совещания рационализаторов, проводимые институтом с целью повышения квалификации и обмена опытом. В 1928 году ИТУ совместно с архивной службой были изданы «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР», в которых давались рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками хранения). В 1931 году издан проект «Общих правил документации и документооборота», который был тиражирован и разослан на согласование во все учреждения и организации. В данном документе обобщен передовой практический опыт, который к тому времени был уже накоплен различными ведомствами и организациями. Также обобщались исследования отечественных и зарубежных ученых. Предполагалось ввести «Общие правила…» в качестве типовых и единых для всех организаций и учреждений. Во введении указывалось, на что необходимо обращать внимание при работе с документами, но также и разъяснялось, что и как надо делать и кто должен это делать. «Общие правила …» содержали следующие разделы — «Организация документации и документооборота»; «Организация секретариата»; «Обязанности конторско-секретарского персонала»; «Организация приема корреспонденции»; «Прием, проверка, вскрытие и отметки о получении корреспонденции»; «Разноска корреспонденции в учреждении»; «Организация отправки корреспонденции». Данные «Общие правила …» также содержали многочисленные образцы учетно-регистрационных форм, табличек, штемпелей и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что содержание материала в проекте данного документа было изложено в последовательности, которая характерна современным обучающим инструкциям. Проект «Общих правил …» можно считать результатом широкомасштабной научно-практической деятельности по рационализации техники управления рассматриваемого периода. Этому проекту не суждено было реализоваться; уже к моменту его издания (начало 1930-х гг.) в новых политических и социально-экономических условиях, движение НОТ стремительно шло на убыль. Партийно-государственное руководство указало увлекшимся рационализаторам на их место. Государственный институт техники управления (ИТУ) был ликвидирован в апреле 1932 года. Значительное сокращение масштабов централизованной научно-исследовательской деятельности в области управления и делопроизводства, в связи с ликвидацией института, не означает что в 1930-е гг. развитие в этой сфере прекратилось. Новые технологии реализовывались в деятельности отдельных крупных ведомств. В них разрабатывались отдельные нормативно-методические материалы, инструкции по ведению делопроизводства, правила. В последующие годы, вплоть до 60-х годов, деятельность по созданию общей научно-методической базы делопроизводства в советских учреждениях не предпринималась. В 1958 году архивная служба наделяется полномочиями по осуществлению контроля за организацией делопроизводства. Впервые идея создания в СССР единой государственной системы делопроизводства прозвучала в специальном Постановлении Правительства СССР о механизации труда инженерно-технических работников административно-управленческого аппарата, принятом в декабре 1959 года. В 1963 году архивная служба выпустила «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были руководящим материалом (единственным), способствовали упорядочению деятельности служб документации и архивов. Практическая работа по созданию единой системы делопроизводства началась в 1966 году, когда эта проблема была включена в пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг. В 1966 году в рамках архивной службы был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому была поручена разработка Единой государственной системы делопроизводства. В подготовке проекта ЕГСД приняли участие: НИИ труда, ВНИИ оргтехники, Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации. В 1973 году основные положения «Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД)» были утверждены Государственным комитетом Совмина СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам и ведомствам для использования их в практической работе. ЕГСД представлял собой научно-методический, упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с момента поступления или создания документов до передачи их в архив. В ЕГСД также излагались требования к службам делопроизводства в учреждениях и их порядок работы. Положения ЕГСД дополнялись Унифицированной системой организационно-распорядительной документации и подкреплялись ГОСТами, перечень которых был указан в приложении. На базе ЕГСД практически во всех республиках СССР были утверждены республиканские инструкции по делопроизводству. Необходимо также отметить, что ЕГСД была рассчитана на ручные методы работы с документами, кроме того, основные положение ЕГСД касались только организационно-распорядительной документации, оставляя за пределами своего влияния остальные системы документации. Формально, основные положения ЕГСД не являлись юридически обязательными для применения, не имели статуса общегосударственного норматива, так как система не была утверждена, а лишь была рекомендована к использованию специальным решением Госкомитета СССР по науке и технике. Определенную роль в повышении качества подготовки управленческих документов и общей культуры управления сыграли государственные стандарты (ГОСТы). Первые стандарты на организационно-распорядительную документацию были разработаны в 1972 году — ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр — образец». Стандарты на ОРД установили состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к текстам документов и документам, изготавливаемым с помощью печатающих устройств. Все эти нормы были включены в отдельный раздел «Подготовка служебных документов» в ЕГСД. В 1990 г. они были переработаны и объединены в ГОСТ 6.38-90 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». В 70-е годы установлена единая терминология, применяемая в делопроизводстве и архивном деле. Толкование терминов стало однозначным с введением ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Он был переработан в 1983 году. Появившиеся на практике в 80-е гг. проблемы с внедрением ЕГСД были, в первую очередь, связаны с появлением новых информационных технологий, с появлением электронно-вычислительных машин различного класса. В 80-х гг. с учетом сложившихся условий была подготовлена ее вторая редакция, получившая название «Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ)». Разработка этого документа была вызвана следующими причинами: внедрением в практику управления, в процессы подготовки и обработки документов вычислительной техники, а затем и персональных компьютеров, что и повлекло за собой изменение ряда традиционных (ручных) делопроизводственных операций, а также необходимость упорядочения работы с машинограммами и т.д. идей распространения основных положений ЕГСДОУ на документы всех систем документации, создаваемых и используемых в управленческой деятельности. ЕГСДОУ — это документ, развивающий, уточняющий и дополняющий Основные положения Единой государственной системы делопроизводства в связи с изменениями, которые претерпело делопроизводство к этому периоду времени. На основе ЕГСДОУ был подготовлен новый нормативный документ «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», который одобрен коллегией Главархива СССР 27.04.88 и утвержден приказом Главархива СССР от 25.05.88 № 33. До настоящего времени он остается основным нормативным документом по организации делопроизводства в нашей стране. ГСДОУ — это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Устанавливаются нормативные требования в организации службы делопроизводства, в частности предусматриваются некоторые условия ее создания в управленческих структурах негосударственных форм собственности. «Основные правилах работы ведомственных архивов», утвержденные приказом Главархива СССР от 05.09.85 № 263 установили — основные требования для систематизации документов в текущем делопроизводстве; принципы и критерии ценности документов, организация экспертизы ценности документов и порядок ее проведения; правила подготовки и передачи дел на хранение в архив. Утвержденный 1989 году «Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий с указанием сроков хранения документов», состоящий из двух частей, предназначался для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение типовых документов. В 1992 году по распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.06.92 №1118-р руководителем Государственной архивной службы утверждена и зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.08.93 № 321 «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации». Данная инструкция устанавливала общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственном аппарате с целью совершенствования документационного обеспечения управления на единой основе. В данном документе впервые нормативно были закреплены требования не только к оформлению реквизитов, но и к текстам конкретных видов документов (проектам указов Президента, приказам, указаниям, инструкциям, протоколам). В ней была расписана процедура регистрации документов, построения поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирования дел, составления описей, оперативного хранения дел и передачи их на архивное хранение. Необходимо отметить, что данная инструкция предназначалась в первую очередь для министерств и ведомств и носила рекомендательный характер для организаций и учреждений любых форм собственности при составлении инструкции по делопроизводству конкретной организации. Данная инструкция отменена в 2000 году в связи с введением «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти». С 70-х годов в управление стали внедрять средства вычислительной техники, в связи с этим возникли планы создания автоматизированных систем управления (АСУ) и Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления хозяйством (ОГАС). Для реализации этих планов необходимо было разработать унифицированные системы документации, представляющие собой комплексы взаимосвязанных правил и требований, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Полный перечень унифицированных систем документации (УСД) дан в Общесоюзном классификаторе управленческой документации (ОКУД). Каждая УСД, включенная в ОКУД, содержала наименования унифицированных форм документов, кодовое обозначение каждой формы. Наличие кодов обеспечивало автоматизированную обработку данных, содержащихся в формах конкретных УСД. Наряду с ОКУД действовал еще ряд классификаторов, необходимых как средство информационного обеспечения в области экономики, финансов и т.д. Например, Общесоюзный классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общесоюзный классификатор продукции (ОКП) и др. Концепция ОГАС была в 1980-х гг. была реализована в народном хозяйстве лишь частично. Развитие делопроизводства в советский период положило основу для дальнейшего формирования современного делопроизводства в Российской Федерации. Необходимо отметить, что многие нормативные документы, созданные и принятые в этот период, действуют и в настоящее время. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какие меры были предприняты советским правительством для организации работы государственного аппарата? 2. Какие реформы были проведены в период 20 -30 -х годов? 3. Для чего были разработаны Единая государственная система делопроизводства? 4. Какие документы установили единые требования к оформлению организационно-распорядительных документов? 5. Систематизируйте законодательные акты, нормативно-методические акты регулирующие вопросы управления документацией.

studfiles.net

История становления делопроизводства в России

В XI в. были созданы первые своды законов: Русская Правда, Правда Ярослава, Правда Ярославичей. К началу XII в. они были объединены в Краткую правду.  В грамотах фиксировались также привилегии купцов, доходы церкви, различные соглашения, завещания. В конце XV в. появляются первые приказы — центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы — органы государственного управления на местах. Это называлось приказное делопроизводство.  Схема организации приказного делопроизводства — от подьячего «средней руки», составляющего «черное письмо», через исправление самим дьяком к чистовому варианту. Взамен устаревшей системы приказов в 1717 — 1718 гг. царем — реформатором Петром I было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью, или сферой управления, и подчинялась Сенату.

Список:

Иностранных дел(внешняя политика).

Камер-коллегия, или Коллегия казённых сборов (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)

Юстиц-коллегия(суд).

Коммерц-коллегия(торговля).

Штатс-контора(ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).

Берг-Мануфактур-коллегия(промышленностьи добычаполезных ископаемых).

Ревизион-коллегия(государственный контроль).

Военная коллегия(армия).

Адмиралтейств-коллегия(флот).

В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами, что опять же было в русле общеевропейских преобразований. Указом об учреждении министерств, изданным в 1811 г., были строго распределены пределы компетенции руководящих чиновников. В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов. От Императора получали манифесты, рескрипты, Высочайшие указы, Высочайшие повеления; от Сената и других органов высшей власти — указы и предписания; местные губернские власти имели право рассылать указы от имени «Его Императорского Величества»; министры и руководящие чины министерств направляли нижестоящим органам предложения, циркуляры, запросы. В вышестоящие учреждения направлялись рапорты, доношения, представления. К высочайшей власти обращались со всеподданнейшими докладами, прошениями, жалобами. Равные по положению учреждения обменивались «отношениями», «сообщениями» и «официальными письмами». Для служебной переписки применялись бланки с угловыми штампами, содержащими сведения об организации, которые изготовлялись типографским или рукописным способом. Под штампом кратко излагалось содержание письма, на которое отвечали. Указом «Общее учреждение министерств» предусматривалось единообразие изложения по приведенным образцам. Документы сложного содержания состояли из трех частей: введение, с изложением дела; обоснование со ссылками на законодательство и «соображение и заключение» с выводами — распоряжениями или предложениями, ходатайствами или просьбами.

В результате Октябрьской революции 1917 г. в России прекратил существование старый государственный аппарат, шло конструирование нового. Уже в 1917 г. был разработан проект декрета об улучшении «письмоводства» и сокращении переписки, а в 1918 г. — постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».

Важной вехой для развития советского делопроизводства явилось решение Правительства СССР 1959 г. о разработке единой государственной системы делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе широкого использования технических средств. Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г. «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» головной организацией по разработке Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) назначается Главное архивное управление при Правительстве СССР.

Одновременно начинается решение вопроса о подготовке кадров: в ряде средних школ с 1962/63 уч. г. начата подготовка учащихся по специальности «Делопроизводство».

Важнейшей из них стала Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД), одобренная Комитетом по науке и технике СССР в сентябре 1973 г. Основные положения ЕГСД — это научно упорядоченный комплекс правил, нормативов, рекомендаций, определивших и регламентировавших организацию делопроизводственных процессов в учреждениях, организациях, предприятиях СССР.

В 1988 г. руководство Главархива СССР утвердило ее вторую редакцию, названную Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). Положения ЕГСДОУ распространялись на все системы документации.

Развитие делопроизводства в 1970-80-е годы явилось основой для постановки делопроизводства в Российской Федерации. С начала 1990-х годов в Российской Федерации стала развиваться законодательная и нормативная правовая база, которая установила требования как к документам, так и к работе с ними.

studfiles.net

Этапы развития делопроизводства в России 2

ГОУ СПО

Строительный колледж № 26

Самостоятельная работа по предмету

“Документационное обеспечение управления”

По теме “Этапы развития делопроизводства в России”.

“Приказное делопроизводство”.

Преподаватель:

Казакова Татьяна Анатольевна

Студентка:

Донской Кирилл Дмитриевич

Оценка:

Москва 2011 год

Содержание

1. Введение.

2. Приказное делопроизводство.

3. Заключение.

4. Литература.

Введение.

Документы сопровождают человека уже несколько веков. За это время они неузнаваемо изменились. С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю всей нашей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена. Люди пытались передавать свои знания и опыт из поколения в поколение. Сначала, в первобытном обществе; с помощью нечленораздельных звуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее, с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксации информации. И появляются берестяные письма, одни из первых носителей информации. На следующих этапах это уже написание на бумаге талмудов, дневников, книг. Документы составлялись на самых различных материалах. В Ассирии — на глиняных табличках, в Индии и Цейлоне — на пальмовых листьях, в Египте — на каменных плитах и папирусах, в Древнем Новгороде — на бересте. Изобретенная в 105 г. в Китае бумага открыла новую эру в жизни документов. На многие столетия она стала практически единственным материалом для оформления. Реальная альтернатива документам на бумажной основе возникла только несколько десятилетий назад с появлением компьютера.

Документы возникли вместе с письменностью. Вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческой деятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации (документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого внимания и напряжения. Однако научно технический прогресс не стоит на месте, и с его развитием процесс документирования автоматизировался.

Выделяют несколько периодов делопроизводства:

1) приказное (столбцовое) — ХV — XVII вв.

2) коллежское (коллегиальное) — XVII -XIX вв.

3) министерское (исполнительное) — XIX -XX вв.

Организацию делопроизводства условно можно разделить на две части:документирование – составление и оформление документов;организация работы с документами – получение-отправка, обработка, регистрация, контроль, хранение, подготовка в архив, уничтожение.

Приказное делопроизводство.

Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины XV в. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государство, сколько хозяйство князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.

Становление русского централизованного государства сопровождалось внедрением приказного делопроизводства, порядок которого последовательно закреплялся в Судебнике 1497, 1550 годов, Соборном уложении 1649 года.

Приказная система прошла в своем развитии ряд стадий:

— приказа как разового поручения

— приказа как постоянного поручения

— приказа — «избы» (канцелярии)

— приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями.

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований. Официальное приказное делопроизводство XVII века делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление. В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного устройства отдельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное административное деление страны. Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.

По мере превращения Московского княжества в великорусское государство в нем усложнялись административные задачи, отдельные части управления, находившиеся в ведении того или иного лица по приказу князя, превратились в сложные и постоянные присутственные места — избы или приказы. Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению — князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением — Боярской Думой. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом — по названию первых государственных учреждений — приказов. Этот период охватывает время с XV по XVII вв. В целом система органов государственного управления в этот период выглядит следующим образом 1:

Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» — какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.В этот период в системе государственного управления не прослеживался последовательно принцип отраслевого управления, и только часть приказов являлась органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не известно, в частности, в XVII в. разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи), назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки — от одного до трех, а к концу XVII в. в крупных приказах — от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших), «середних» и «молодых» (младших). В крупных приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, — структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые должности — толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и др. В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Определенно можно лишь сказать, что распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль дьяков была гораздо скромнее. Они наряду с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья.

mirznanii.com

Становление делопроизводства в России — доклад

Становление делопроизводства в России.

 

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить в том числе и историю делопроизводства.

Условиями необходимости и возможности становления делопроизводства являются развитая письменность, овладение ею правящей элитой общества, установление государственности.

История делопроизводства в России насчитывает столетия. В конце XV в. появляются первые приказы — центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы — органы государственного управления на местах. В процессе деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказное делопроизводство — работа с документами, проводившаяся в приказах (Поместный приказ, Разрядный приказ и т.д.)

В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей, прекрасно знающих свое дело и со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов. Производство дела в приказах начиналось либо с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию царя или боярина. На входящем документе указывались дата поступления и автор. Если по делу требовалась справка, то дьяк делал на обороте документа пометку — «выписать», а после исполнения — «вклеить в столб» (подклеить к делу). Документы, относящиеся к одному делу, подклеивались один к другому, места склеек заверялись дьяком с обратной стороны подписью. Чтобы ознакомиться с делом, надо было развернуть столбец, а читая, сворачивать его. Документы этого периода имели форму свитка, длина свитка часто была значительной.

Указы, жалованные грамоты, акты – это документы, издаваемые царем в период приказного делопроизводства. Приговоры — документы, издаваемые Боярской Думой. Характерная особенность документов этого периода — безмерное возвеличивание власть имущих путем перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий.

В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклееные в столбцы длиной в среднем 50-80 м, документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Еще не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов,  их хранение, контроль за исполнением. И все же именно на этом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их на Руси.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717 — 1718 гг. царем — реформатором Петром I было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью, или сферой управления, и подчинялась Сенату. Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря; 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности в России. Кроме секретаря, в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы (составители актов), архивариусы (работники архивов), копеисты (изготовители копий документов), писцы, фискалы (надзиратели за деятельностью госучреждений). В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и режим работы конторских служителей.

С 1972 г. в СССР стали действовать единые правила подготовки и оформления организационно — распорядительных документов и единые правила организации работы с документами. Началась активная разработка отраслевых стандартов и стандартов предприятий, содержащих требования к документам. Постановлением от 04.09.1973г. № 435 Госкомитет СССР по науке и технике ввел в действие основные положения ЕГСД. В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 «Унифицированные системы документации. Система организационно — распорядительной документации. Основные положения», определяющий основные требования к унифицированным фондам организационно — распорядительных документов.

Общее научно — методическое руководство работами по унификации и стандартизации документов, разработке соответствующих унифицированных систем документации и унифицированных форм документов осуществляет Госстандарт. К началу 1984 г. было разработано и утверждено 16 УСД общесоюзного значения, 27 государственных стандартов на УСД и 26 общесоюзных классификаторов технико — экономической информации. Всего унифицировано более 4,5 тыс. форм документов.

В начале 1970 г. в Ленинграде началось комплексное повышение квалификации секретарей — практиков. В 1984 — 1986 гг. ВНИИДАД разработал стройную систему документационного обеспечения управления, получившую название «Единая государственная система документационного обеспечения управления» (ЕГСДОУ).

В условиях кардинальной перестройки экономики России резко возросли роль и значение документационного обеспечения управления, которое постепенно переходит на машинную основу.

В заключение сформулируем основные этапы становления делопроизводства в России:

1. В России к началу XVII века первым сложилось приказное  делопроизводство. Приказами в то  время именовались органы государственной власти. Документы имели форму свитка, составлявшего иногда в длину десятки и даже сотни метров.

2. При Петре I было введено  коллежское делопроизводство, более  прогрессивное по сравнению с  приказным. Коллегиями назывались  центральные учреждения, ведавшие  отдельными отраслями государственного  управления. В коллегиях были  созданы канцелярии, введена должность  секретаря, сложилась журнальная  форма регистрации документов.

3. В начале XIX века коллегии  были заменены министерствами, коллегиальность  в руководстве сменилась единоначалием. Сложилось исполнительное делопроизводство. Появились бланки служебных документов, началось внедрение механизации  конторского труда.

4. В годы Советской  власти было выработано делопроизводство, характерное для централизованного  управления народным хозяйством. В практике делопроизводства  был установлен единый порядок  документирования, внедрены стандартные  требования к форме и структуре  документов. Установлен типовой  состав информационных элементов  документов. Была предпринята попытка  внедрения Единой государственной  системы делопроизводства (ЕГСД). В  целях применения средств вычислительной  техники в ряде отраслей осуществлялось  освоение унифицированных систем  документации, позволяющих одновременно  использовать их и при традиционных  методах обработки документов.

5. В настоящее время  сложившаяся система обработки  документов развивается с учетом  специфики рыночных отношений, механизации  и компьютеризации делопроизводства.


myunivercity.ru