Средства обмена в структуре социальных взаимодействий – : , , —

Тема 3. Социальные взаимодействия

План:

1. Понятие социального взаимодействия, его характеристики и особенности.

2. Теории социального взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид, Г.Блумер, Г.Гарфинкель).

3. Типология социальных взаимодействий.

4. Средства обмена в структуре социальных взаимодействий.

Методические рекомендации:

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии – социальному взаимодействию. Именно из социальных взаимодействий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Взаимодействие (интеракция) – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь, которая предполагает наличие реакции, а, следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека. П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия: 1)участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д. 2)участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения. Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне – это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом. Не следует отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Проблемы и аспекты социального взаимодействия разрабатывают и трактуют различные социологические теории. Одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена. Теория обмена была создана американским социологом Дж. Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно вознаграждением, которое он ожидает получить. Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. Он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия. Теория социального взамодействия, предложенная символическими интеракционистами Дж.Г. Мидом и Г. Блумером, вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Символом является практически любая вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы придаем какое-то значение: выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т.д. Без этого взаимодействие невозможно. С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя этнометодологии, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру, в готовом виде. Это обычно скрытые, неосознаваемые механизмы социальных взаимодействий. На примере своих экспериментов, где нарушались эти устойчивые механизмы и стереотипы поведения, Гарфинкель показывал, насколько тщательным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни. Классификация типов социальных взаимодействий, сформулированная П. Сорокиным, предполагает в качестве основания выделение различных факторов. 1)в зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия: между двумя одиночными индивидами, между одиночным индивидом и группой, между двумя группами; 2)в зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами: одностороннее и двустороннее, длительное и временное, шаблонное и нешаблонное, сознательное и бессознательное, интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое и т.д. 3)в зависимости от проводников: вербальное и невербальное, непосредственное и опосредованное. Под средствами обмена в социальных взаимодействиях следует понимать различные социальные ценности. К средствам обмена можно отнести материальные ценности (деньги, товары и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.), интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), уважение (признание заслуг, престиж, слава), уступки (изменение поведения, господство – подчинение).

Основные понятия:

Интеракция – взаимодействие людей – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Теория обмена – концепция, описывающая социальное взаимодействие как стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также к обмену этими выгодами и вознаграждениями.

Средства обмена– различные социальные ценности: материальные, социальные, интеллектуальные, и т.д.

Вопросы и задания:

1. Чем отличается взаимодействие людей от взаимодействия между другими живыми существами?

2. Почему взаимодействия людей называются социальными?

3. Какие условия необходимы для возникновения социального взаимодействия? Приведите примеры взаимодействия, которые не могут быть названы социальными.

4. Назовите и охарактеризуйте уровни социального взаимодействия.

5. На чем основана теория обмена Дж. Хоманса? Согласны ли вы с ее принципами?

6. Что отличает теорию обмена Дж. Хоманса от теории социального взаимодействия символических интеракционистов?

7. На основании чего, по мнению Г. Гарфинкеля, люди осуществляют социальные взаимодействия?

8. Какие основания и соответствующие типы социальных взаимодействий называл П. Сорокин?

9. Используя типологию социальных взаимодействий попытайтесь определить тип ваших взаимодействий с различными людьми.

10. Что понимают под средствами обмена в структуре социальных взаимодействий?

Темы докладов:

1. Сотрудничество и соперничество как формы социальных взаимодействий.

2. Конфликт как разновидность социального взаимодействия.

studfiles.net

Тема 3. Социальные взаимодействия — Мегаобучалка

Социология

Методические указания к практическим занятиям для студентов

очной и заочной формы обучения для всех направлений

 

 

Красноярск 2015

 

Издаётся по решению научно-методического совета НОУ ВПО СИБУП

 

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа, зав. кафедрой общественных наук

 

Фомина Н.В.

Социология: методические указания к практическим занятиям для студентов очной и заочной формы обучения / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 35 с.

 

В предлагаемом издании приведены темы и планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, перечень контрольных вопросов, вопросов для зачета, тренировочные тесты, глоссарий и список основной и дополнительной литературы.

 

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Фомина Н.В., 2015

 

 

Содержание

 

Введение
Содержание разделов
Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии
Тема 2. Социология как наука
Тема 3. Социальные взаимодействия
Тема 4. Социальные группы
Тема 5. Личность в системе социальных взаимодействий
Тема 6. Общество как объект социологии
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тема 8. Культура как фактор социальных изменений
Вопросы для подготовки к зачету
Тренировочный тест
Список литературы

 

Введение

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.



Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

Современная социологическая наука представляет собой базовую отрасль наук об обществе. Как учебная дисциплина, социология, в свою очередь ориентирована на формирование у студентов теоретического понимания и осмысления того многообразия социальных процессов и явлений, в которые молодые люди оказываются включенными в своей повседневной жизни.

Данная работа предназначена для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу «Социология» и ориентирована на студентов всех специальностей очной формы обучения.

Семинарские занятия являются составной частью учебного курса социологии. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных принципов современного социологического общественной жизни: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни. В соответствии с этим тематическое содержание практических занятий включает темы, которые помогут студентам выработать навыки саморефлексии и осознать себя активными участниками социальных процессов и явлений.

Целью работы является формирование систематизированных представлений о социальной жизни, законах и закономерностях функционирования общества, т.е. совокупного знания по социологии. Данная цель предполагает реализацию следующих практических задач:

– сформировать у студентов целостное видение общества и социальной жизни на основе теоретического понимания практического материала.

– выработать умения и навыки анализа социальных явлений, процессов и событий, а также предвидения их развития на основе привлечения теоретического знания.

– стимулировать общественную активность студентов как самостоятельных субъектов социальных отношений, способствовать их жизненной и профессиональной ориентации.

Структура пособия построена в соответствии с обозначенными задачами и включает перечень тем семинарских занятий. В свою очередь, структура каждой из тем, построена таким образом, чтобы максимально способствовать самостоятельной подготовке студентов. Главными ориентирами в этом процессе являются пункты плана, опираясь на которые студенты должны готовить основной материал. Отдельные вопросы и аспекты отражены в темах сообщений, которые студенты выбирают по собственной инициативе или инициативе преподавателя. Основной и дополнительный списки литературы должны помочь студентам с подбором литературы и источников для подготовки к занятию. Особое внимание следует уделить ответам на контрольные вопросы и выполнение заданий, т.к. это поможет студентам проверить, насколько хорошо и всесторонне изучен основной материал. Выполнение заданий, связанных с заполнением таблиц, обязательно и считается неотъемлемой частью самостоятельной подготовки студентов к семинарскому занятию. Для более глубокого и содержательного понимания темы обозначены основные понятия.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии

 

План:

1. Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона.

2. Конфликтологическая концепция Р. Дарендорфа.

3. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

4. Символический интеракционизм: Дж. Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г. Блумер.

 

Методические рекомендации:

Социологическая мысль была раньше и является сейчас ответом на кризис динамично развивающегося общества. На протяжении ХХ века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой довольно сложную систему идей, концепций, теорий и методов. К наиболее крупным направлениям или, социологическим парадигмам, современности относят: структурный функционализм, теорию социального конфликта, этнометодологию, символический интеракционизм. Представители структурного функционализма Т.Парсонс и Р.Мертон рассматривали общество как саморегулирующуюся и самодостаточную систему. Все части этой системы интегрированы в целостный организм и выполняют соответствующие функции. Для Парсонса система – устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, которые выступают как ячейка общества. Элементарная форма, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли. При посредстве социальной роли индивид интегрируется в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом. Структуру социальной системы, таким образом, составляют четыре компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. В своем развитии социальная система должна стремиться к самосохранению посредством интеграции своих элементов, укрепления внутреннего порядка, поддержания равновесия, в котором над конфликтом доминирует согласие. В отличие от Парсонса Р.Мертон делает акцент на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений в социальной жизни. Дисфункцию он понимает как такое последствие социальной деятельности, которое угрожает единству общества, ослабляет саморегуляцию этой системы. По мнению Мертона, для объяснения определенного общественного явления нужно искать не только те следствия, которые ожидаемы, но и побочные, непредвиденные (основано на различении Мертоном скрытых, или латентных функций), исследовать позитивные и негативные следствия этого явления (основано на различении функции и дисфункции). Противоположный структурному функционализму стиль социологического мышления – конфликтологическое направление. Теории социального конфликта рассматривают общество как совокупность конфликтующих группировок, исследуют роль различных факторов в конфликтах. Общество всегда находится в нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Поэтому в основе развития общества лежит не согласие, а конфликт. Одним из представителей конфликтологического направления является Р.Дарендорф. Конфликт, по Дарендорфу, — исходная клеточка социальной жизни. Социальный конфликт – не просто реальность, а норма развития социальной системы, средство реализации интересов. Поэтому проблема не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить развитие конфликта в определенное русло. Такой конфликт из разрушительного превращается в созидательный, не тормозит, а стимулирует позитивные изменения. Термин «этнометодология» был введен Г.Гарфинкелем. Сфера явлений, которыми занимается этнометодология, — это повседневные, обыденные, практические действия людей и их практическое мышление. Задача этнометодологии – показать существование общества в этих формах повседневного поведения и обнаружить в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества. Это те модели, о которых люди сами не подозревают, но в соответствии с которыми в повседневности строят свои взаимоотношения и неосознанно соотносят свое поведение (классический пример такого социального порядка – очередь). Делая обыденную жизнь предметом своего исследования, этнометодология стремится обнаружить такие ее черты, которые становятся основой практического решения и действования. Гарфинкель именует эти черты повседневной деятельности «фоновыми ожиданиями». Это те представления индивида о социальном мире, которые в ходе взаимодействия выступают в качестве «правил». Эти правила лежат в основе норм социальной жизни. Поэтому их знание необходимо для воспитания и образования. Символический интеракционизм (от англ.interaction — взаимодействие) возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Эта теория анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ее создателями являются американские социологи Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г.Блумер. Представители этого направления полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов. Основное понятие – понятие коммуникации, обозначающее общение с помощью языка и жестов. Взаимодействие отождествляется с коммуникацией (особенно подчеркивается роль лингвистической коммуникации). Практически все взаимодействия людей предполагают обмен символами. Важнейшие из символов находятся в языке, поэтому решающее значение человеческому общению придает язык. В символическом взаимодействии люди интерпретируют жесты, слова и действуют на основе значений, полученных в процессе интерпретации. Иными словами, надо определить смысл слов, действий и мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию. Таким образом, общение – это обмен взаимно понятными символами с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

 

Основные понятия:

Структурный функционализмнаправление в западной социологии ХХ в., представители которого рассматривают общество как саморегулирующуюся систему, все части которой интегрированы в целостный механизм и выполняют соответствующие функции.

Теория социального конфликта – направление в западной социологии ХХ в., рассматривающее общество как совокупность конфликтующих группировок и исследующее роль различных факторов в конфликтах.

Этнометодология– направление в западной социологии ХХ в., представители которого изучают существование общества в формах повседневного поведения и обнаруживают в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества.

Символический интеракционизмтеория в современной западной социологии, представители которой анализируют взаимодействия людей с помощью интерпретации символов.

 

 

Вопросы и задания:

1. Какие концепции получили распространение в социологии ХХ века? Почему?

2. Как понимали общество представители структурного функционализма?

3. Что обеспечивает стабильность и устойчивость социальной системы в теории Т.Парсонса?

4. Почему Р.Мертон уделял особое внимание дисфункциональным явлениям в социальной системе?

5. Что имел в виду под латентными функциями социальной деятельности Р.Мертон?

6. Какое значение имеет для развития общества конфликт в концепции Р.Дарендорфа? Почему неизбежны конфликты в обществе?

7. Что является предметом исследования этнометодологии? Почему?

8. Приведите примеры моделей повседневного поведения людей, «фоновых ожиданий».

9. Как понимали взаимодействие людей представители символического интеракционизма?

10. На основе подготовленного по теме материала заполните таблицу (табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика основных направлений западной социологии в ХХ в.

 

Направление Представители Предмет изучения Основная идея
       
       

 

Темы докладов:

1. «Философия действия» П.Бурдье.

2. Гендерная социология.

 

Тема 2. Социология как наука

 

План:

1. Структура социологии и социологического знания.

2. Место социологии в системе наук.

3. Социология и другие науки: история, политология, психология.

4. Функции социологии.

5. Социальное действие: его типология и специфика.

 

Методические рекомендации:

Социология – сравнительно молодая наука, но за полтора с небольшим века своего существования ею накоплен огромный теоретический и эмпирический материал. В настоящее время структуру социологии разделяют на уровни: 1)уровень эмпирических социологических (или конкретно-исторических) исследований, главная научная цель которых – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. 2)социологические теории среднего уровня, которые весьма многообразны и описывают фактически все более или менее значимые социальные подсистемы: социология семьи, социология религии, социология образования, социология организации, социология права, экономическая социология и т.п. 3)общесоциологические теории – образуют высший уровень социологического знания и исследуют общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развития общества как социального организма. Структуру социологического знания составляют макросоциология и микросоциология, что отражает различные уровни анализа в социологической науке. Макросоциология – теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей – социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Социальные явления, человек в системе общественных связей являются предметом изучения двух комплексов наук – гуманитарных и социальных. Для последних характерно достаточно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни и именно к ним относится социология. История, политология, психология имеют единый с социологией объект исследования, но различаются конкретными интересами и подходами к ними, т.е. отличаются предметом исследования. С другой стороны, каждая из этих наук тесно связана с социологией, т.к. она изучает социальную реальность в совокупности ее множества проявлений. Социология как наука выполняет функции: теоретико-познавательную, преобразовательную, прогностическую, мировоззренческую. Отграничить сферу социальной жизни от более широкой от более широкой области жизнедеятельности человека позволяет понятие социального действия. Социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Т.е., по определению М. Вебера, для того, чтобы действие стало социальным оно должно отвечать двум условиям: 1)преднамеренность, мотивированность и 2)ориентированность на других. М.Вебер предложил типологию социальных действий. М. Вебер выделял различные типы социальных действий: целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный, аффективный. С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект (того, кто совершает действие) и объект (того, на кого это действие направлено). В функциональном аспекте выделяют два этапа действия: 1)этап, на котором субъект ставит перед собой цель. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие. 2)этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата, используя определенные средства. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а также осуществляться на основе традиции.

 

Основные понятия:

Макросоциология– это теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и структур.

Микросоциология– это область социологического знания и познания, в которой на первый план в изучении выступают механизмы поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

 

Вопросы и задания:

1. Какие уровни можно выделить в структуре социологической науки? Как вы объясните такое деление?

2. В чем различие исследовательских задач каждого из этих уровней?

3. Определите, к какому уровню социологического знания – макросоциологии или микросоциологии – относятся следующие теории и концепции: структурный функционализм, конфликтологическое направление, этнометодология, символический интеракционизм.

4. В ХIХ веке О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики и биологии. На какое место поставили бы вы современную социологию? Почему?

5. В чем сходство и различие социологии и других социальных наук?

6. Как вы думаете, смогла бы социология развиваться, не привлекая данные других наук?

7. Назовите и охарактеризуйте функции социологии. Приведите примеры выполнения социологией своих функций.

8. Что отличает социальное действие от простого действия человека?

9. Как характеризовал каждый из типов социального действия М. Вебер?

10. Охарактеризуйте ваши действия в течение дня с точки зрения отнесения их к социальным.

 

Темы докладов:

1. Социальный факт и социальная реальность в социологии Э. Дюркгейма.

2. Понимающая социология М. Вебера.

Тема 3. Социальные взаимодействия

 

План:

1. Понятие социального взаимодействия, его характеристики и особенности.

2. Теории социального взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид, Г.Блумер, Г.Гарфинкель).

3. Типология социальных взаимодействий.

4. Средства обмена в структуре социальных взаимодействий.

Методические рекомендации:

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии – социальному взаимодействию. Именно из социальных взаимодействий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Взаимодействие (интеракция) – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь, которая предполагает наличие реакции, а, следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека. П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия: 1)участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д. 2)участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения. Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне – это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом. Не следует отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Проблемы и аспекты социального взаимодействия разрабатывают и трактуют различные социологические теории. Одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена. Теория обмена была создана американским социологом Дж. Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно вознаграждением, которое он ожидает получить. Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. Он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия. Теория социального взамодействия, предложенная символическими интеракционистами Дж.Г. Мидом и Г. Блумером, вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Символом является практически любая вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы придаем какое-то значение: выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т.д. Без этого взаимодействие невозможно. С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя этнометодологии, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру, в готовом виде. Это обычно скрытые, неосознаваемые механизмы социальных взаимодействий. На примере своих экспериментов, где нарушались эти устойчивые механизмы и стереотипы поведения, Гарфинкель показывал, насколько тщательным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни. Классификация типов социальных взаимодействий, сформулированная П. Сорокиным, предполагает в качестве основания выделение различных факторов. 1)в зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия: между двумя одиночными индивидами, между одиночным индивидом и группой, между двумя группами; 2)в зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами: одностороннее и двустороннее, длительное и временное, шаблонное и нешаблонное, сознательное и бессознательное, интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое и т.д. 3)в зависимости от проводников: вербальное и невербальное, непосредственное и опосредованное. Под средствами обмена в социальных взаимодействиях следует понимать различные социальные ценности. К средствам обмена можно отнести материальные ценности (деньги, товары и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.), интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), уважение (признание заслуг, престиж, слава), уступки (изменение поведения, господство – подчинение).

 

Основные понятия:

Интеракция– взаимодействие людей – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Теория обмена– концепция, описывающая социальное взаимодействие как стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также к обмену этими выгодами и вознаграждениями.

Средства обмена – различные социальные ценности: материальные, социальные, интеллектуальные, и т.д.

 

Вопросы и задания:

1. Чем отличается взаимодействие людей от взаимодействия между другими живыми существами?

2. Почему взаимодействия людей называются социальными?

3. Какие условия необходимы для возникновения социального взаимодействия? Приведите примеры взаимодействия, которые не могут быть названы социальными.

4. Назовите и охарактеризуйте уровни социального взаимодействия.

5. На чем основана теория обмена Дж. Хоманса? Согласны ли вы с ее принципами?

6. Что отличает теорию обмена Дж. Хоманса от теории социального взаимодействия символических интеракционистов?

7. На основании чего, по мнению Г. Гарфинкеля, люди осуществляют социальные взаимодействия?

8. Какие основания и соответствующие типы социальных взаимодействий называл П. Сорокин?

9. Используя типологию социальных взаимодействий попытайтесь определить тип ваших взаимодействий с различными людьми.

10. Что понимают под средствами обмена в структуре социальных взаимодействий?

 

Темы докладов:

1. Сотрудничество и соперничество как формы социальных взаимодействий.

2. Конфликт как разновидность социального взаимодействия.

 

megaobuchalka.ru

27. Сущность социального взаимодействия

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – факторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался.

Взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Рассмотрим более подробно условия социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга.

Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие;

2) совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, направленный на другого;

3) наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Самым существенным отличием социального взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия;

4) наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию.

28. Теории социального взаимодействия. Концепция социального обмена

Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования – микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп. Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего социальные институты.

Наиболее известные теоретические концепции: теория обмена, символический интерак-ционизм, теория управления впечатлениями.

Концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения обмена отношениями имеет давнюю историю в антропологии, хотя лишь сравнительно недавно была принята на вооружение социологами. Одна из исходных предпосылок, на которых базируется теория обмена, это допущение, что в социальном поведении человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных выгод – товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д.

В начале 1960-х гг. американский социолог Джордж Хоманс пришел к выводу, что такие утвердившиеся в социологии понятия, как «статус», «роль», «конформизм», «власть» и другие следует объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения тех социальных отношений, которые порождают их. Суть же этих отношений, как считает Хоманс, состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «деятелем» и «другим», предполагая, что в подобном взаимодействии каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В такой ситуации нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие – возникновение агрессивной реакции; при этом само проявление агрессивности становится в определенной степени получением удовлетворения.

studfiles.net

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН

Количество просмотров публикации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН — 1987

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, этообмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальны­ми предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы слу­жить средством обмена. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсаль­ный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху.Структура обмена достаточно проста:

агенты обмена — два или более человека; процесс обмена — совершаемые по определœенным правилам действия;

правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внима­ния и т.п.;

место обмена — заранее условленное или спонтанно воз­никшее место встречи.

Согласно теории обмена джорджа хоманса, поведение чело­века в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

1.Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем веро­ятнее, что он будет повторяться. В случае если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наобо­рот, он снижается в случае неудачи.

2.В случае если вознаграждение (успех) за определœенный тип дей­ствий зависит от тех или иных условий, то высока вероят­ность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и ук­рываете ее от налоговой инспекции, но прибыль, как и любые Другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удач­ного поведения.

3.В случае если вознаграждение велико, человек готов преодолеть лю­бые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стиму­лирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, указывал в свое вре­мя К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4.Когда потребности человека близки к насыщению, он всœе в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлет­ворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мо­тивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного челове­ка и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же сооб­ражениями.

В общем видесоциальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграж­дений и затрат. В случае если предполагаемые затраты выше ожидае­мого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодейство­вать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на базе свободного выбора.

В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет пря­мо пропорциональной зависимости. Иначе говоря,, в случае если вознаг­раждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было:

они лишь делали вид, что стараются. По природе человек скло­нен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуа­ции, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — производ­ные от разных потребностей или биологических побуждений. Ста­ло быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение — могут действо­вать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает слож­нейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределœение вознаграждения, равенство результатов и нера­венство условий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная ос­нова интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. При этом в действитель­ности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

Выделим ключевые понятия из пройденного материала:

referatwork.ru

Взаимодействие как социальный обмен

Министерство Российской Федерации

по связи и информации

СибГУТИ

Кафедра СПП

Реферат по социологии на тему:

«Взаимодействие как социальный обмен: теория Дж.Хоманса»

Выполнила: Бакшина Е.А., Э-72.

Проверила: Микиденко Н.Л.

Новосибирск, 2008.

Содержание.

1.Введение.

2.Теория социального обмена Дж.Хоманса.

2.1. Постулат успеха.

2.2. Постулат стимула.

2.3. Постулат ценности.

2.4. Постулат депривации – пресыщения.

2.5. Постулат агрессии – одобрения.

2.6. Постулат рациональности.

3. Критика теории Дж.Хоманса.

3.1. Т.Парсонс против Дж.Хоманса.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

1. Введение.

Одной из парадигм современной западной социологии является теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американским социологом Джорджем Хомансом (род. в 1910г.). Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.

Стремление (на психологическом уровне) человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Бдагодаря обмену в обществе имеют место не только различные структурные образования (в том числе такие сложные, как социальные институты и организации), но и действуют многие механизмы отношений, в частности, признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д. Таким образом, на основе обмена можно интерпретировать и объяснять любые проявления социальной жизни.

Но при этом необходимо соблюдать одно важное условие: они должны рассматриваться в тесной связи с социальным взаимодействием и поведением индивидов. Абстрактные процессы и отношения не рассматриваются сторонниками теории обмена под углом зрения социологического (а от части психологического) подхода на том основании, что они (процессы и отношения) «лишены» конкретного человека.

Собственно говоря, именно здесь, в вопросе об исследовании элементарного человеческого поведения и его субъекта – индивида – в качестве предмета социологии, и проходит водораздел между парадигмами обмена и структурного функционализма, о чем постоянно пишут их исследователи. Если в последнем подчеркивается необходимость изучения социальных систем и социальных структур, а человек предполагается и мыслится лишь как абстрактная «начинка» и той и другой, то сторонники теории обмена ставят перед собой цель «вернуть» человека в социологию, «забрав» его предварительно из психологии.

Поэтому не случайно эту теорию, и в первую очередь взгляды Дж.Хоманса как наиболее яркого ее представителя и, по существу, основателя, рассматривают как направление социальной мысли, соединяющее социологию и психологию. Об этом свидетельствует и бихевиористское происхождение теории обмена, что также всегда подчеркивается исследователями.

Следует напомнить, что «бихевиоризм – это направление, возникшее в американской социологии и психологии, в основе которого лежит понимание поведения (behavior) как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул – реакция. Подобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора в качестве формы обмена» [Цитата дана по Г.Е.Зборовскому].

Взаимодействие между людьми на такой основе рассматривается социологами как обмен «выгодами», приносящий пользу обеим сторонам. Обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни. Следует отметить при этом, что речь идет не о сделках, связанных с куплей-продажей, что было бы крайне примитивным теоретическим толкованием социального обмена. Имеются в виду отношения и взаимодействия между людьми, связанные с социальным «присвоением» качеств, характеристик, свойств личности другими.

Для написания данного реферата я использовала литературу из 4 источников, которые приведены в конце работы. «История социологии» Г.Е. Зборовского дает хорошее введение в парадигму обмена, а так же содержит краткое описание основных постулатов теории Дж.Хоманса. Основной материал данного реферата приведен мной из учебников «История социологии в Западной Европе и США» Осипова Г.В. и «Современные социологические теории» Дж. Ритцера, которые обширно раскрывают содержание теории социального обмена, описывают ряд фундаментальных постулатов, а так же критику хомансовской теории общества и культуры. В «Современной западной социологии» В.И. Курбатова рассматриваются основные положения концепции Хоманса и основные гипотезы этой концепции. Полученные знания позволили мне написать работу на данную тему.

2. Теория социального обмена Дж.Хоманса.

Сердцевиной теории обмена Джорджа Хоманса является ряд фундаментальных положений. Хотя иные из постулатов Хоманса касаются по меньшей мере двух взаимодействующих индивидов, он уточнял, что они основаны на прин­ципах психологии. Согласно этому исследователю, подобные постулаты имеют пси­хологическую природу по двум причинам. Во-первых, «они обычно устанавливают­ся и эмпирически верифицируются людьми, называющими себя психологами» [Цитата дана по Дж.Ритцеру]. Во-вторых, и это более важно, они носят психологический характер вследствие того уровня, на котором они изучают индивида в обществе: «Это постулаты о поведении отдельных человеческих существ, а не о группах или обще­ствах как таковых; а поведение человека, именно как человека, обычно считается ком­петенцией психологии» [Цитата дана по Дж.Ритцеру]. Поэтому Хоманс согла­шался, что он « — ужасное выражение — психологический редукционист» [Цитата дана по Дж.Ритцеру]. Редукционизм, с точки зрения этого исследователя, есть «демонстра­ция того, как положения одной науки (в данном случае социологии) логически вы­текают из более общих положений другой науки (в данном случае психологии)» [Цитата дана по Дж.Ритцеру].

Хотя Хоманс приводил доводы в пользу психологических принципов, он не считал индивидов изолированными существами, признавая, что люди социальны и значительную долю своего времени проводят во взаимодействии с другими людь­ми. Он попытался объяснить социальное поведение на основе психологических принципов: «Позиция (Хоманса) предполагает, что общие положения психологии, служащие постулатами, касающимися влияния на человеческое поведение его ре­зультатов, не меняются, если эти результаты исходят от людей, а не от физической среды» [Цитата дана по Дж.Ритцеру]. Хоманс не отрицал точку зрения Дюркгейма, соглас­но которой в процессе взаимодействия возникает нечто новое. Но он утверждал, что эти появляющиеся свойства можно объяснить, исходя из психологических прин­ципов; и нет необходимости в новых социологических постулатах для объяснения социальных фактов. В качестве иллюстрации он привлек базовое социологическое понятие нормы:

Яркий пример социального факта — социальная норма; групповые нормы, несомнен­но, влияют на поведение индивидов сдерживающим образом, способствуя его конфор­мности. Вопрос состоит не в наличии принуждения, а в его объяснении… Нормы влияют сдерживающим образом вовсе не автоматически: если индивиды следуют им, то только потому, что осознают — это подчинение принесет им чистую выгоду, и именно психология рассматривает влияние осознаваемого преимущества на поведение [Цитата дана по Дж.Ритцеру].

Хоманс детально разработал программу «возврата к социологии», но в то же время попытался развить теорию с уклоном в психологию, теорию, которая изу­чает поведение людей и «элементарные формы социальной жизни». Согласно Хомансу, она «рассматривает социальное поведение как обмен деятельностью, осязае­мый или неосязаемый, приводящий к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайней мере, два человека» [Цитата дана по Дж.Ритцеру; курсив мой].

Ученый, в частности, объяснял появление станка с механическим приводом в текстильной промышленности и свершившийся промышленный переворот на ос­нове психологического принципа, гласящего, что люди, по всей видимости, посту­пают таким образом, чтобы увеличить свое возможное вознаграждение. А в целом он, исходя из своей теории обмена, истолковывал элементарное социальное пове­дение с точки зрения вознаграждений и издержек. Побудила его к этому и теория структурного функционализма, разработанная «коллегой и другом» Толкоттом Парсонсом. Он утверждал, что такого рода теории «обладают всеми достоинства­ми, за исключением способности что-либо объяснить» [Цитата дана по Дж.Ритцеру]. По м

mirznanii.com

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Поиск Лекций

Социальное действие. Действие в социологии – это конкретные, отграниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходимо отличать поведение человека от его действий. Поведение – это реакция на внутренние или внешние раздражители. Поведение может быть инстинктивным, неосознанным или разумным, осмысленным, преднамеренным.

Действия (по м. Веберу) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т. е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях. Особенностью социального действия, помимо преднамеренности и мотивированности, является ориентация на других и их возможные ответные действия (например, открытие зонтика во время дождя не является социальным действием, т.к. нет ориентации на других).

Модель единичного действия (идеальный тип), предложенная Т. Парсонсом, включает в себя следующие элементы:

1. Деятель (А’ктор) – с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнозирования последствий и т.д.. Действие побуждается потребностью Актора.

2. Цель – ожидаемый результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение. При этом цель не есть прямое воплощение потребности (например, потребность в знаниях порождает цель купить книгу, сходить в библиотеку и т.д.).

3. Неконтролируемые элементы ситуации, т.е. внешние, не зависимые от Актора (по крайней мере, в данный момент):

— природные, материально-технические, вещественные и другие условия (в том числе генетические особенности, интеллектуальные способности самого Актора, финансово-материальные возможности и т.д.). Эти условия содержат в себе более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели.

— принятые в данном обществе правила, нормы и другие культурные традиции, диктующие как, каким образом следует удовлетворять эту потребность в данных условиях, т.е. что следует считать целью и какие средства следует выбрать для ее достижения.

4. Контролируемые элементы ситуации – это отобранные самим деятелем средства, методы, тактика действия для достижения цели.

Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор со своими потребностями и способностями, а с другой стороны – ситуация. Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Деятелем ситуации и выработка цели, плана действий по удовлетворению своих потребностей.

Таким образом, разложив действие на составляющие элементы, можно сделать несколько выводов: во-первых, в любом действии существует оппозиция Деятеля к ситуации, в результате этого потребность удовлетворяется не в максимальной (желаемой для Актора) степени, а в приемлемых для данной ситуации степени и форме; во-вторых, в действии необходимо различать его замысел, ход и результат. Результат всегда отличается от замысла, поскольку многие факторы, например, реакция окружающей среды, других людей, да и собственная воля, не всегда могут быть просчитаны Актором до конца, и, в соответствии с обстоятельствами цели могут быть пересмотрены. В-третьих, влияние на действие неконтролируемых элементов ситуации состоит в том, что внешние условия предлагают действия, создают для них возможности, а культурные традиции и нормы повелевают, как вести себя в этих условиях, как этими возможностями распорядиться.

Итак, социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. А сама социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей. По каким принципам люди друг с другом входят в связь?

Социальная связь, структура и разновидности. Люди вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения потребностей, реализации жизненных целей и установок. Зависимость может быть элементарной (непосредственной) от брата, начальника и т.д. или сложной (опосредованной), например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, экономической системы. Существуют также зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного и физического труда). Социальная жизнь возникает и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, которые и создают предпосылки взаимодействия людей. Таким образом, связь – это взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий (т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера). Социальная связь включает в себя следующие элементы:

1. Субъекты связи (ими может быть любое количество людей).

2. Предмет связи (т.е. то по поводу чего осуществляется связь).

3. Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (так называемые «правила игры»).

Все элементы тесно связаны между собой, так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регламентации (например, хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных принципов, а между заводами, где связь носит опосредованный характер, – на основе хозяйственных законов). Предмет связи также влияет на регламентацию (например, предметом связи между военнослужащими является вооруженная защита страны, следовательно, регламентация связи будет носить жесткий командно-распорядительный характер, в научной же сфере будет иная регламентация).

Связь может прекратиться в силу нескольких причин:

— изменение или утрата предмета связи.

— сохранение предмета связи, но несогласие одного участника (или обоих) с принципами ее регулирования (иногда, связь в силу некоторых причин, не может быть расторгнута, ибо предмет связи оказывается неделим и тогда возникает конфликт).

Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Социальный контакт носит мимолетный поверхностный характер. Он может выступать как единичный акт (например, контакт с прохожим, у которого мы спрашиваем время), а может носить регулярный характер (например, контакт с гардеробщицей учреждения, в котором мы работаем). Ожидания, ориентация на партнеров не простираются далее, чем на этот конкретный контакт. Но, несмотря на обилие контактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют основу социальной жизни.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Именно возобновляемость действий, их координация, устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта. Взаимодействие может быть прямым (преподаватель и студент) и опосредованным (ректор взаимодействует со студентами опосредованно, вырабатывая стратегию развития вуза, подбирая кадры и т.д.).

Итак, в целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, все, без чего мы не можем жить, базируется на скоординированных, взаимообязывающих надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной, человек берет на себя немалые обязательства.

Социальное взаимодействие в теории обмена. Социальное взаимодействие – главный предмет социологического анализа. Социологи пытаются обнаружить скрытый от глаз механизм социальных взаимодействий. Вступая в социальную связь, люди стремятся удовлетворить свои потребности. Следовательно, социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, которые каждому партнеру необходимы. Иными словами социальную связь можно представить как обмен материальными, моральными и т.п. услугами, ресурсами. Не случайно ученые, стремившиеся установить элементарные основы социальных взаимоотношений, основывали свои исследования на обменном подходе, основные положения которого сформулировали Д. Хоманс и П. Блау.

Итак, согласно этой теории, социальную жизнь можно представить как обмен какими-либо ресурсами. Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату – издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является «пусковым механизмом» социального взаимодействия. Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобновляемости.

Социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей:

1. Обмен на основе определенных договоренностей, они могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, а могут быть и неформального характера (устная договоренность). Этот вид обмена предполагает, что обязательства сторон, сроки и формы возврата строго определены. Наиболее отчетливо проявляется в экономической сфере, политической жизни (например, конституция может рассматриваться как договор между гражданами и государством).

2. Диффузный обмен. В этом случае точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться, услуга предоставляется человеком по собственной инициативе. Главным здесь является доверие к получателю услуги и ожидание взаимности (в перспективе), если ожидание не оправдывается – доверие утрачивается, и взаимодействие может прекратиться. Диффузный обмен проявляется в обменах имеющих морально-этическое содержание (дружба, соседство и т.п.) и является наиболее массовым.

Кроме того, взаимодействие (и, соответственно, обмен вознаграждениями) может быть прямым, непосредственным, оно является наиболее наглядным (например, плата за репетиторство является вознаграждением в прямом обмене между учителем и учеником). Но в современном обществе доминирующая роль принадлежит сложным, косвенным взаимодействиям, когда вознаграждаются одни, а расплачиваются другие – это, как правило, взаимодействие индивида с социальной группой, организациями, обществом (например, учитель, взаимодействуя с учениками, вознаграждение получает от государства, которое выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников).

Взаимодействие может осуществляться как на уровне индивидов, так и на уровне социальных групп, общностей.

Принципы регуляции взаимодействий, рассмотренные ниже, носят всеобщий характер, т.е. касаются всех видов взаимодействий:

1. Принцип личностной целесообразности: Деятель стремится максимизировать вознаграждения и минимизировать затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом нужно иметь ввиду, что, во-первых, вознаграждения (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д., во-вторых, человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии – ценности. То, что в одном обществе считается выгодным, в другой системе ценностей теряет это значение.

2. Принцип взаимной эффективности интеракций (взаимодействий). Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия. Если интересы одной стороны ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать.

3. Принцип единого критерия. Для того чтобы взаимодействие состоялось, участники социальных связей должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаграждения (если за некачественный продукт требуют высокую (на ваш взгляд) цену, то взаимодействие не состоится).

4. Принцип социальной дифференциации. Взаимодействующие партнеры обладают разными способностями и, соответственно, обмен между ними носит несимметричный характер. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данном обществе дефицитными (знаниями, имуществом, связями и т.п.) вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляется важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ – как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.).

5. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результатирует все рассмотренные ранее. Именно взаимоувязанность, совокупность этих принципов дает нам представление о стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так и опосредованных. Равновесие – это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данном обществе.

Конечно, данный перечень принципов не является исчерпывающим, но эти принципы становятся организующим началом социальной жизни, определяют основные рамки ее функционирования.

 

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru