Спрос объем спроса закон спроса кривая спроса: Закон спроса и предложения — понятие и наглядные примеры

КРИВАЯ СПРОСА • Большая российская энциклопедия

Авторы: Р. М. Нуреев

Рис. 1. Зависимость величины спроса от цены.

Рис. 2. Кривая спроса.

КРИВА́Я СПРО́СА, по­ка­зы­вает, ка­кое ко­ли­че­ст­во эко­но­мич. благ го­то­вы при­об­ре­сти по­ку­па­те­ли по раз­ным це­нам в дан­ный мо­мент вре­ме­ни. Ме­ж­ду це­ной то­ва­ра (P) и ко­ли­че­ст­вом про­дан­но­го (реа­ли­зо­ван­но­го) то­ва­ра (Q) су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ная связь. Чем ни­же це­на то­ва­ра, тем боль­шее его ко­ли­че­ст­во (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) го­то­вы ку­пить по­ку­па­те­ли, тем вы­ше на не­го спрос. Напр., при це­не в 60 долл. по­ку­па­те­ли го­то­вы ку­пить од­ну еди­ни­цу бла­га Х, при це­не в 30 долл. – три еди­ни­цы, при це­не в 20 долл. – че­ты­ре еди­ни­цы и т. д. Об­рат­ная за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной и ве­ли­чи­ной спро­са на­зы­ва­ет­ся за­ко­ном спро­са и мо­жет быть изо­бра­же­на гра­фи­че­ски. Не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная (це­на) от­кла­ды­ва­ет­ся по вер­ти­каль­ной оси, а за­ви­си­мая (спрос) – по го­ри­зон­таль­ной оси (рис.  1). Изо­бра­жён­ная кри­вая ха­рак­те­ри­зу­ет со­стоя­ние цен и объ­ё­ма по­ку­пок про­дук­ции Х в оп­ре­де­лён­ный мо­мент вре­ме­ни. Она име­ет от­ри­ца­тель­ный на­клон, что сви­де­тель­ст­ву­ет о же­ла­нии по­тре­би­те­лей ку­пить боль­шее ко­ли­че­ст­во благ при мень­шей це­не. В об­щем ви­де: $$Q_D=f(P)$$где $Q_D$ – ве­ли­чи­на спро­са, $P$ – це­на. 

Чем ни­же це­на, тем вы­ше спрос, и на­обо­рот. Из­ме­не­ние цен оз­на­ча­ет дви­же­ние по К. с. (рис. 2).

На спрос влия­ют не толь­ко це­ны, но и иные фак­то­ры: 1) уве­ли­че­ние (или со­кра­ще­ние) до­хо­дов по­тре­би­те­ля, 2) из­ме­не­ние вку­сов и пред­поч­те­ний, 3) це­но­вые и де­фи­цит­ные ожи­да­ния, 4) ко­ле­ба­ние рас­хо­дов на рек­ла­му, 5) из­ме­не­ние цен то­ва­ров-суб­сти­ту­тов и ком­пле­мен­тар­ных то­ва­ров, 6) рост (или умень­ше­ние) ко­ли­че­ст­ва по­ку­па­те­лей и др.

Спрос яв­ля­ет­ся функ­ци­ей всех этих фак­то­ров: $$QD=f(Р, I, Z, W, P_{\mathrm{ sub}}, P_{\mathrm{com}}, N, B),$$где $Q_D$ – спрос; $P$ – це­на; $I$ – до­ход; $Z$ – вку­сы; $W$ – ожи­да­ния; $P_{\mathrm{ sub}}$ – це­на на то­ва­ры-суб­сти­ту­ты; $P_{\mathrm{com}}$ – це­на на ком­пле­мен­тар­ные то­ва­ры; $N$ – ко­ли­че­ст­во по­ку­па­те­лей; $B$ – про­чие фак­то­ры.

Рис. 3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса).

Эти фак­то­ры спо­соб­ст­ву­ют сдви­гу К. с. впра­во или вле­во (рис. 3).

Напр., уве­ли­че­ние де­неж­ных до­хо­дов по­тре­би­те­лей (при от­сут­ст­вии ин­фля­ции) оз­на­ча­ет по­вы­ше­ние спро­са, т. е. сдвиг кри­вой $D$ в по­ло­же­ние $D_2$. При этом спрос мо­жет воз­рас­тать бы­ст­рее или мед­лен­нее рос­та до­хо­да в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ст­ва то­ва­ра, его мес­та в бюд­же­те по­тре­би­те­ля и ря­да др. свойств. Та­кая си­туа­ция ти­пич­на для боль­шин­ст­ва то­ва­ров за ис­клю­че­ни­ем низ­ко­ка­че­ст­вен­ных. Рост до­хо­дов пе­ре­клю­ча­ет спрос по­тре­би­те­лей на то­ва­ры луч­ше­го ка­че­ст­ва, спрос же на низ­ко­ка­че­ст­вен­ные то­ва­ры сни­жа­ет­ся, т. е. кри­вая пе­ре­ме­ща­ет­ся из по­ло­же­ния $D$ в по­ло­же­ние $D_1$.

Рост цен на то­вар, яв­ляю­щий­ся суб­сти­ту­том дан­но­го то­ва­ра, по­вы­ша­ет на не­го спрос. Напр., рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки мо­жет пе­ре­клю­чить часть спро­са на ро­зо­вые (или бе­лые) гвоз­ди­ки, вслед­ст­вие че­го це­на их так­же нач­нёт рас­ти. Это по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­за­ме­няе­мы (яв­ля­ют­ся то­ва­ра­ми-суб­сти­ту­та­ми), то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки при­вёл к рос­ту спро­са на ро­зо­вые гвоз­ди­ки.

Рис. 4. Индивидуальный и совокупный спрос: а – кривые индивидуального спроса; б – совокупный спрос.

На­обо­рот, по­вы­ше­ние цен на взаи­мо­до­пол­няе­мое (ком­пле­мен­тар­ное) бла­го со­кра­ща­ет спрос на не­го. Напр., рост цен на лы­жи при­ве­дёт к умень­ше­нию объ­ё­ма их про­даж, след­ст­ви­ем че­го бу­дет па­де­ние спро­са на лыж­ные кре­п­ле­ния и это за­ста­вит про­дав­цов сни­зить на них це­ны. Т. о., ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­до­пол­няе­мы, то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь. Важ­ным фак­то­ром, влияю­щим на спрос, яв­ля­ет­ся чис­ло по­ку­па­те­лей. До­пус­тим, име­ют­ся два по­ку­па­те­ля – Ан­д­ре­ев и Бо­ри­сов, ин­ди­ви­ду­аль­ные функ­ции спро­са ко­то­рых из­вест­ны (рис.  4а). То­гда со­во­куп­ный спрос мо­жет быть оп­ре­де­лён пу­тём сло­же­ния спро­са Ан­д­рее­ва и Бо­ри­со­ва (рис. 4б).

В ре­аль­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, ко­гда речь идёт о чис­ле по­ку­па­те­лей, чрез­вы­чай­но важ­но учи­ты­вать их по­ло­воз­ра­ст­ную струк­ту­ру, сред­ний раз­мер се­мей, до­лю лиц пен­си­он­но­го воз­рас­та и т. д. На из­ме­не­ние спро­са влия­ют и вку­сы по­тре­би­те­лей, од­на­ко их влия­ние до­воль­но труд­но оп­ре­де­лить од­но­знач­но. К то­му же один и тот же фак­тор мо­жет ока­зы­вать раз­ное (не­ред­ко пря­мо про­ти­во­по­лож­ное) влия­ние на разл. груп­пы на­се­ле­ния.

Дви­же­ние вдоль К. с. от­ра­жа­ет из­ме­не­ние ве­ли­чи­ны спро­са: чем вы­ше це­на, тем ни­же (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) ве­ли­чи­на спро­са, и, на­обо­рот, чем ни­же це­на, тем вы­ше ве­ли­чи­на спро­са (рис. 2). Сдвиг кри­вой спро­са вле­во или впра­во от­ра­жа­ет из­ме­не­ние спро­са: оно про­ис­хо­дит под влия­ни­ем фак­то­ров, оп­ре­де­ляю­щих функ­цию спро­са (рис.  3).

1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.



1.     Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

2.     Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.

3.     Рыночное равновесие, его виды.

4.     Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения по цене.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Как правило, спрос меньше пот­ребности, поскольку любая цена ограничивает число поку­пателей.

Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на верти­кальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при  высокой. Это на­ходит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

Рис. 1. Кривая индивидуального спроса

Кривая индивидуального спро­са представлена в виде нисходя­щей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса сущест­вует обратная зависимость.

В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантойколичества любого поку­паемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерми­нанты, или так называемые факторы изменения спроса: 1) предпочтения потребителей, их вкусы; 2) число поку­пателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей отно­сительно будущих цен доходов.

 

 

Рис. 2. Изменения в спросе

Изменение одной или более детерминант спроса вызывает измене­ние спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, напри­мер от D

1 к D2 . Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, на­пример от D1 к D3 . Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от  а  к  b.

Неценовые детерминанты спроса вызывают «измене­ния в спросе».

 «Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в сме­щении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса) (рис. 2). Изме­нение же величины спроса означает передвижение с од­ной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

Таким образом, как было сказано выше, суть закона спроса заключается в следующем: сниже­ние цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

Рыночное предложение – это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.

Предложение следует рассматривать с точки зрения его ве­личины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество бу­дет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, каки­ми должны быть цены, которые побудят производителя пред­лагать разное количество товара.

Суть закона предложения такова: с повышением цен соот­ветственно возрастает и величина предложения; со сниже­нием цен сокращается также и предложение. Закон предло­жения показывает, что производители хотят изготовить и предло­жить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

 Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.

Кривая предложения

Рис. 4. Кривая индивидуального предложения

На графике кривая индивидуального предложения представлена в виде вос­ходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой суще­ствует прямая связь: по закону предло­жения производители производят боль­шее количество продукта, если цена на него растет.

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена — основная детерминанта величи­ны предложения любого продукта. Однако кривая предло­жения, так же как и кривая спроса, строится на предполо­жении, согласно которому определенные неценовые детер­минанты величины предложения даны заранее и не подвер­гаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерми­нант предложения в действительности претерпевает изме­нения, положение кривой предложения также будет ме­няться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: цены на ресурсы; технология производства;  налоги и дотации;  цены на другие то­вары;  ожидания изменения цен;  число продавцов на рынке.

Рис. 5. Изменения в предложе­нии

Увеличение   предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2 . Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к  S3;  передвижение от  а  до  b  означает изменение величины предложе­ния.

Неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении, которые  выражаются в смещении всей кривой пред­ложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.

Напротив, изменение величины предложения озна­чает передвижение с одной точки на другую на посто­янной кривой предложения. Причиной такого передви­жения является изменение цены на рассматриваемый про­дукт.

Как это работает плюс экономические детерминанты и кривая спроса

Что такое спрос?

Спрос – это экономическое понятие, которое связано с желанием потребителя приобретать товары и услуги и готовностью платить за них определенную цену. Увеличение цены товара или услуги ведет к уменьшению величины спроса. Точно так же снижение цены товара или услуги приведет к увеличению объема спроса.

Спрос — это понятие, с которым хорошо знакомы потребители и предприятия, потому что оно имеет смысл и возникает естественным образом в течение практически любого дня. Например, покупатели, присматривающиеся к товарам, которые им нужны, будут покупать больше, когда цены на товары будут низкими. Когда происходит что-то, что повышает цены, например, смена сезона, покупатели покупают меньше или вообще ничего не покупают.

Вообще говоря, существует рыночный спрос и совокупный спрос. Рыночный спрос – это общее количество, на которое потребуются все потребители на рынке данного товара. Совокупный спрос – это совокупный спрос на все товары и услуги в экономике. Для удовлетворения спроса часто требуется несколько стратегий хранения.

Основные выводы

  • Закон спроса касается меняющегося желания потребителей приобретать товары и услуги по заданным ценам.
  • Спрос может относиться либо к рыночному спросу на конкретный товар, либо к совокупному спросу на все товары в экономике.
  • Спрос и предложение определяют фактические цены товаров и объемы, которые переходят из рук в руки на рынке.
  • Предприятия изучают спрос, чтобы установить цену на продукцию для удовлетворения спроса и получения прибыли.
  • Кривая спроса наглядно демонстрирует, как снижение цены на продукт увеличивает количество приобретаемого товара.
Что такое спрос?

Понимание спроса

Предприятия могут потратить значительную сумму денег, чтобы определить объем спроса населения на их продукты и услуги. Сколько своих товаров они смогут продать по любой заданной цене?

Неправильные оценки могут привести к потере продаж со стороны желающих покупателей, если спрос недооценен, или потерям из-за остатков запасов, если спрос завышен. Спрос помогает подпитывать прибыль и экономику. Вот почему это важная концепция.

Спрос тесно связан с понятием предложения. В то время как потребители стараются платить за товары и услуги как можно более низкие цены, поставщики стараются максимизировать прибыль.

Если поставщики запрашивают слишком высокую цену за продукт, объем спроса падает, и поставщики могут не продать достаточного количества продукта, чтобы получить достаточную прибыль. Если поставщики взимают слишком низкую плату, объем спроса увеличивается, но более низкие цены могут не покрывать затраты поставщиков и не обеспечивать получение прибыли.

Некоторые факторы, влияющие на спрос, включают привлекательность товара или услуги, наличие конкурирующих товаров, доступность финансирования и предполагаемую доступность товара или услуги.

Эластичность спроса показывает, насколько чувствителен спрос на товар к изменению цены на него. Например, если есть большое изменение спроса из-за небольшого изменения цены, говорят, что эластичность спроса высока. Покупатели могут выбрать привлекательные товары-заменители, если цена их обычного товара несколько увеличилась. Это может указывать на высокую эластичность спроса, и бизнесу это полезно знать.

Детерминанты спроса

Существует пять основных факторов, влияющих на спрос:

  • Цена товара/услуги
  • Доход покупателя
  • Цены товаров-заменителей
  • Потребительские предпочтения
  • Потребительские ожидания относительно изменения цены

По мере изменения этих факторов может меняться и спрос на продукт или услугу. На самом деле они постоянно меняются, поэтому спрос может постоянно меняться.

Закон спроса

Закон спроса гласит, что когда цены растут, спрос падает. Когда цены падают, спрос будет расти.

Закон спроса есть просто выражение обратной зависимости между ценой и спросом. Это касается только цены. Ни один из других факторов спроса, упомянутых выше, не задействован. Если они вступают в игру, это может повлиять на функционирование закона. Можно увидеть, что спрос меняется по причинам, отличным от цены.

Кривая спроса

Кривая спроса — это график, отображающий изменение спроса в результате изменения цены. Это визуальное представление закона спроса.

Кривая спроса может быть полезным инструментом для предприятий, поскольку она может показать им цены, по которым потребители начинают покупать меньше или больше. Он может указывать цены, при которых компания может поддерживать потребительский спрос и получать разумную прибыль.

На графике кривой спроса вертикальная ось обозначает цену, а горизонтальная ось обозначает объем спроса. График спроса или таблица, созданная бизнесом, в которой указано количество продукта, которое потребители купят в определенных ценовых категориях, могут предоставить цифры для диаграммы кривой спроса.

После построения кривая спроса имеет нисходящий наклон слева направо. По мере роста цен потребители требуют меньше товаров или услуг.

Кривая предложения имеет восходящий наклон. По мере роста цен поставщики предлагают больше товаров или услуг.

Рыночное равновесие

Точка пересечения кривых спроса и предложения представляет собой рыночную клиринговую цену или рыночную равновесную цену. Увеличение спроса сдвигает кривую спроса вправо. Затем две кривые пересекаются при более высокой цене, что означает, что потребители готовы платить больше за продукт.

Равновесные цены обычно изменяются для большинства товаров и услуг, потому что факторы, влияющие на спрос и предложение, постоянно меняются. Свободные конкурентные рынки склонны подталкивать цены к рыночному равновесию.

Рыночный спрос и совокупный спрос

Рынок каждого товара в экономике сталкивается с различным набором обстоятельств, которые различаются по типу и степени. В макроэкономике мы также рассматриваем совокупный спрос в экономике.

Совокупный спрос относится к общему спросу всех потребителей на все товары и услуги в экономике на всех рынках отдельных товаров. Поскольку совокупный спрос включает все товары в экономике, он не чувствителен к конкуренции или замещению товаров. И не в изменении потребительских предпочтений между различными товарами. Эти факторы могут влиять на спрос на рынках отдельных товаров.

Макроэкономическая политика и спрос

Фискальные и монетарные органы, такие как Федеральная резервная система, уделяют большую часть своей макроэкономической политики управлению совокупным спросом.

Если ФРС хочет снизить спрос, она может поднять процентные ставки и цены, сдерживая рост денежной массы и кредита. Если ему необходимо увеличить спрос, ФРС может снизить процентные ставки и увеличить денежную массу, предоставив потребителям и предприятиям больше денег для трат.

В некоторых случаях даже ФРС не может стимулировать спрос. Когда безработица растет, люди могут быть не в состоянии позволить себе тратить или брать более дешевые долги, даже при низких процентных ставках.

Что понимается под спросом?

Экономический принцип спроса касается количества определенного продукта или услуги, которое потребители готовы приобрести по различным ценам. Спрос рассматривает рыночные цены и покупки с точки зрения потребителя. С другой стороны, принцип снабжения подчеркивает точку зрения поставщика товара или услуги.

Что такое кривая спроса?

Кривая спроса является графическим представлением закона спроса. Он отображает цены на графике. Линия, соединяющая эти цены, представляет собой кривую спроса. Вертикальная ось представляет цены на продукты. Горизонтальная ось представляет количество продукта. Как правило, кривая начинается с левой стороны вверх по вертикальной оси и спускается по диаграмме вправо. Наклон указывает на то, что по мере снижения цен спрос, о чем свидетельствует растущее количество приобретаемых товаров, увеличивается.

Какое значение имеет спрос?

С экономической точки зрения принцип спроса важен как для потребителей, так и для предприятий, продающих товары и/или услуги. Для предприятий понимание спроса жизненно важно при принятии решений о запасах, ценообразовании и стремлении к конкретной прибыли. Потребители, которые понимают спрос, могут принимать уверенные решения о том, какие продукты покупать и когда их покупать.

Экономика: ценообразование, спрос и экономическая эффективность — Учебник — основные экономические концепции: спрос и предложение на шоссе

Экономика: ценообразование, спрос и экономическая эффективность — Содержание

В этом разделе представлены некоторые основные экономические принципы, которые обеспечивают основу для понимания экономического обоснования ценообразования в условиях перегрузки, обсуждаемого в следующих разделах. Ключевые понятия включают:

  • Явные и неявные затраты, связанные с проездом по шоссе;
  • Спрос на пользование дорожными сооружениями;
  • Основные взаимосвязи объемов перевозок и транспортных потоков; и
  • Взаимодействие спроса и предложения для определения объемов движения и затрат пользователей автомагистралей.

Стоимость путешествия

Мы живем в мире дефицита, а это означает, что ресурсы не безграничны. В результате, когда мы потребляем товар или услугу, мы отказываемся от возможности потреблять что-то еще. Экономисты называют это «альтернативными издержками», и это, пожалуй, самая фундаментальная концепция во всей экономике. В важном смысле «цена», которую люди платят за потребление, является этой альтернативной стоимостью.

Для большинства товаров и услуг цена, которую платят потребители, представляет собой просто наличные денежные затраты пользователя; упущенная возможность — потратить эти деньги на что-то другое. Однако экономисты также признали, что потребление требует времени, а также денег, которые сами по себе ограничены. Эта информация оказалась полезной при анализе спроса на устройства, экономящие время (например, микроволновые печи) и развлекательные услуги, среди многих других.

При поездках по шоссе время, проведенное в пути, является одним из наиболее важных компонентов цены, с которой сталкиваются пользователи. Время, проведенное в путешествии, — это время, которое можно посвятить другим занятиям, таким как получение дохода или участие в досуге. Ценность этих других занятий представляет собой альтернативную стоимость времени в пути.

Безопасность — еще одна неявная стоимость, связанная с передвижением по шоссе. Когда люди решают путешествовать, они также берут на себя риск повреждения имущества, травм или даже смерти в результате аварий. Эти риски могут быть оценены на основе готовности людей платить за снижение риска таких неблагоприятных последствий.

Другие виды затрат, которые несут пользователи автомагистралей, представляют собой фактические прямые затраты. Затраты на эксплуатацию транспортного средства включают такие статьи, как топливо, масло, шины, техническое обслуживание и амортизация. Налоги и сборы, связанные с поездками, представляют собой еще одну прямую стоимость для пользователей. В случае оплаты наличными или монетами в пунктах взимания платы это может быть буквально «наличными» расходами.

Предшествующее обсуждение затрат пользователей основано на преобладающей форме использования автомагистралей, а именно на частных лицах, которые водят или передвигаются в частных пассажирских транспортных средствах. Аналогичные соображения применимы и к коммерческим автомобилям, за двумя ключевыми исключениями. Во-первых, ценность времени для водителей — это прямые затраты, а не неявные, поскольку водителям платят за их услуги. Во-вторых, пользовательские затраты на автомобильные перевозки также включают временную стоимость груза в пути.

Спрос на автомобильные перевозки

Спрос на автомобильные перевозки представляет ценность, которую потребители придают путешествию в определенное время, способом и в определенном месте, измеряемое их готовностью «заплатить» за поездку. Некоторые поездки будут цениться очень высоко, тогда как другие будут цениться гораздо меньше. Эта взаимосвязь между стоимостью поездки и уровнем спроса на поездки обычно изображается в виде кривой спроса на поездки (см. рис. 1).

График. Приложение 1: Кривая спроса на поездки. На графике показана прямая линия с наклоном вниз слева направо, что указывает на то, что по мере снижения стоимости проезда по шоссе (ось Y) объем трафика (ось X) также уменьшается.

Кривая спроса на поездки наклонена вниз, отражая основную экономическую истину: по мере того, как цена товара или услуги падает, объем спроса увеличивается, при этом другие факторы остаются неизменными. Спрос на путешествия ничем не отличается: когда цена проезда высока (в обобщенном смысле пользовательских затрат, описанном выше), меньше людей будут готовы совершать меньше поездок; когда эта цена упадет, будет больше людей, желающих совершить больше поездок.

Кривая спроса характеризуется двумя важными качествами: уровнем и формой. На уровень спроса (т. е. положение кривой спроса) влияет ряд факторов. Например, у каждой поездки есть пункт отправления и пункт назначения. Чем больше людей находится в конкретном пункте отправления и чем больше видов деятельности (например, покупка товаров или работа) в конкретном пункте назначения, тем более востребованными будут маршруты между пунктом отправления и пунктом назначения для путешествий. По мере роста уровня доходов увеличивается и готовность платить за проезд, сдвигая кривую спроса наружу. Уровни спроса также могут значительно различаться (и это важно для обсуждения здесь) в зависимости от времени суток из-за того простого факта, что люди предпочитают спать ночью и быть активными в течение дня, что приводит к более высокому уровню спроса на поездки утром и ранним вечером и более низкие уровни спроса в полдень и в ночное время. Наконец, на уровень спроса могут влиять такие субъективные качества, как комфорт и удобство.

Реакция объема спроса на поездки на изменение цены поездки измеряется эластичностью спроса на поездки . Математически это просто процентное изменение объема спроса, деленное на процентное изменение цены. Интуитивно эластичность представляет собой форму кривой спроса. Если объем спроса значительно изменяется в ответ на небольшие изменения цены, говорят, что спрос относительно эластичен; таким образом, кривая спроса довольно плоская. И наоборот, если спрос изменяется лишь незначительно в ответ на большие изменения цены, говорят, что спрос относительно неэластичен; таким образом, кривая спроса будет относительно крутой. В крайних случаях спрос можно назвать совершенно эластичным (т. е. любое изменение цены приводит к бесконечному изменению величины спроса) или совершенно неэластичным (т. е. любое изменение цены не приводит к изменению величины спроса).

Эластичность спроса также зависит от ряда факторов. Возможно, наиболее важным является рассматриваемый период времени: спрос обычно менее эластичен в краткосрочной перспективе, чем в долгосрочной. Когда стоимость проезда значительно меняется (как это произошло недавно в связи с резким скачком цен на топливо), у путешественников изначально остается относительно мало возможностей для корректировки своего поведения. Они могут принять решение не совершать некоторых поездок или изменить свой способ передвижения на работу, но их место жительства и место работы, ключевые факторы, определяющие уровень поездок, скорее всего, останутся неизменными на начальном этапе. Однако в долгосрочной перспективе все переменно. Люди могут решить переехать ближе к своей работе или устроиться на работу ближе к дому. Модели развития коммерческой недвижимости также могут реагировать на сокращение расстояния между потребителями и центрами деятельности. В результате долгосрочное влияние увеличения транспортных расходов на объем автомобильных дорог может быть намного выше, чем краткосрочное воздействие.

Эластичность спроса также зависит от качества и наличия близких заменителей. Например, если две компании производят очень похожие продукты, то потребители, вероятно, с готовностью переключатся с одного продукта на другой в значительном количестве, если цена на один из продуктов изменится, что приведет к высокой эластичности спроса на каждый продукт. И наоборот, если нет хороших заменителей товара или услуги, то потребители могут просто столкнуться с выбором между уплатой более высокой цены или отказом от них, и в этом случае спрос, вероятно, будет неэластичным.

При движении по шоссе общественный транспорт часто может служить разумной альтернативой движению по шоссе. В целом, чем выше качество этой услуги (например, частота и удобство), тем лучше она заменит вождение автомобиля и тем более эластичным будет спрос на поездки по шоссе. Удаленная работа также может заменить поездки по шоссе в периоды пиковой нагрузки; чем охотнее его предлагают работодатели и чем лучше он заменяет время, проведенное в офисе (например, благодаря высококачественным телекоммуникациям), тем больше автомобильный транспорт будет реагировать на изменения в стоимости проезда.

Сторона предложения

При определении рыночных результатов предложение соответствует спросу. Для большинства товаров и услуг предложение просто связано с производством: сколько игрушек будет изготовлено, сколько уроков тенниса будет проведено и т. д. Однако для поездок по шоссе отношения более сложные. Инфраструктура автомагистралей может быть построена и обслуживаться государственным учреждением или частной организацией, но потребители предоставляют транспортные средства (и их людей) для передвижения по этой инфраструктуре. Для того чтобы понять сторону предложения при движении по автомагистралям, сначала полезно рассмотреть некоторые основные принципы транспортного потока и то, как автомагистрали становятся перегруженными.

Транспортные инженеры обычно характеризуют транспортный поток как соотношение между скоростью движения, интенсивностью движения и плотностью движения (например, количество транспортных средств, занимающих заданное место на дороге). На рис. 2 показан общий вид этих отношений.

График. Приложение 2: Фундаментальные отношения транспортных потоков. Соотношение между объемом (ось ординат; в автомобилях/час) и плотностью (ось абсцисс; в автомобилях/миля). На графике показана кривая, которая движется вверх от начала координат под крутым углом слева направо, а затем достигает максимума почти до вершины оси y и в середине оси x. Затем кривая начинает наклоняться вниз в крайней правой части графика, останавливаясь почти на полпути вниз по графику. Это указывает на то, что до определенного момента по мере увеличения количества автомобилей в час на дороге будет увеличиваться и плотность движения. По мере увеличения плотности транспортных средств на дороге количество транспортных средств в час начинает уменьшаться.

График. Приложение 2: Фундаментальные отношения транспортных потоков. Соотношение между скоростью (ось Y; в милях/час) и объемом (ось X; транспортное средство/миля). На графике показана боковая J-образная кривая, открывающаяся влево. При высоких скоростях (ось Y) объем трафика (ось X) относительно невелик. По мере увеличения объема скорость, с которой транспортные средства могут двигаться, постепенно уменьшается, пока не достигнет точки, в которой объем начинает уменьшаться, поскольку скорость также продолжает уменьшаться.

График. Приложение 2: Фундаментальные отношения транспортных потоков. Зависимость транспортного потока между скоростью (ось y; в милях/час) и плотностью (ось x; в транспортных средствах/миля). На графике показана прямая линия, идущая вниз слева направо, что указывает на то, что по мере увеличения плотности транспортных средств на дороге скорость, с которой они движутся, уменьшается.

 

Приложение 2. Основные взаимосвязи транспортных потоков.

При очень низкой интенсивности движения транспортные средства оказывают минимальное воздействие друг на друга, а скорость их движения ограничивается только устройствами управления дорожным движением и геометрией дороги. Однако по мере увеличения объемов дорожного движения плотность движения увеличивается, и свобода маневрирования транспортных средств становится все более ограниченной. В результате скорость движения начинает снижаться, сначала относительно незначительно, но значительно падает по мере того, как объемы движения приближаются к максимальной пропускной способности (скорости обслуживания) на объекте. По мере того, как плотность движения продолжает увеличиваться после этой точки насыщения, соотношение скорости и объема фактически изгибается в обратную сторону, поскольку транспортный поток нарушается, и меньше транспортных средств может проехать.

Снижение скорости движения по мере того, как интенсивность движения приближается к пропускной способности проезжей части, конечно, является тем, что мы все знаем как задержка из-за пробок . Важным следствием этого является то, что будет существовать взаимосвязь между затратами пользователей автомагистралей и интенсивностью движения на конкретной дороге. При меньших объемах затраты пользователей будут относительно постоянными по отношению к объему. Однако по мере увеличения объемов трафика расходы пользователей в конечном итоге начнут расти все более высокими темпами; точка, в которой это происходит, зависит от пропускной способности дороги (см. Приложение 3). Это соотношение иногда называют обобщенной кривой затрат пользователя.

График. Приложение 3: Обобщенные затраты пользователей и объемы трафика. На графике показаны общие затраты пользователей и объемы трафика, измеренные по объему (ось X) и стоимости проезда (ось Y). На графике показана прямая линия, начинающаяся на одной трети пути вверх по оси Y и двигающаяся горизонтально слева направо, прежде чем начать изгибаться вверх в середине оси X. Это указывает на то, что при низком объеме трафика стоимость проезда остается постоянной, но по мере увеличения объема стоимость также начнет постепенно расти.

Рыночное равновесие

Когда спрос и предложение находятся в равновесии, говорят, что рынок находится в равновесии . Это часто представляется как пересечение кривой предложения и кривой спроса, которая определяет рыночную цену и количество (см. рис. 4). В этот момент каждый, кто покупает товар, готов (коллективно) купить это количество по этой цене, а производители готовы поставлять это количество по этой цене. Если сместятся кривые спроса или предложения, рыночная цена и количество также изменятся.

Для движения по шоссе спрос определяется, как описано выше. Однако кривая «предложения» по существу представлена ​​обобщенной кривой затрат. Пересечение этих двух кривых определяет, насколько высокими будут объемы движения и каковы будут соответствующие средние затраты пользователей автомагистралей при таком уровне объема. Когда уровень спроса низок по сравнению с пропускной способностью дороги, она не будет перегружена, а цены будут относительно постоянными даже при увеличении объемов («плоская» часть кривой затрат пользователя на рис. 4). Однако, когда уровень спроса высок, а дорога перегружена, как затраты пользователей, так и объемы трафика будут выше, что может резко возрасти по мере того, как спрос продолжает расти.

График. Приложение 4: Равновесные затраты пользователей и объемы трафика. На графике показаны две сплошные линии. Одна линия начинается на одной трети пути вверх по оси y (стоимость) и движется прямо по горизонтальной линии слева направо, прежде чем начать изгибаться вверх на две трети пути по оси x (объем), указывая на то, что когда объем трафика низкий, стоимость проезда остается постоянной, но по мере увеличения объема стоимость также начнет постепенно расти. Другая линия представляет собой прямую линию, которая представляет спрос. Эта линия наклонена вниз слева направо, показывая, что по мере снижения стоимости и увеличения объема спрос также уменьшается. На графике также есть две пунктирные линии (одна движется горизонтально от оси Y, P0, а другая движется вертикально от оси x, V0), которые пересекаются в точке, где первая сплошная линия (стоимость пользователя) и вторая сплошные линии (спрос) пересекаются.