Спрогнозируйте возможные последствия невыполнения государством социальной функции: Конспект урока «Социальная функция государства»

Задача 20

Спрогнозируйте возможные последствия невыполнения государством социальной функции.

Ответ:

Ответ необходимо начать с того, что раскрыть понятие функций государства и раскрыть содержание социальной функции государства.

Функции государства — это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Ученые предлагают такую трактовку функций государства — это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы, потому что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов

Социальная функция государства многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности.

Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Социальная функция призвана обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей

Невыполнение государством своих функций, в том числе и социальной, несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

Невыполнение государством социальной функции повлечет обострение отношений в обществе. Произойдет обострение социальных связей между людьми. Малоимущий класс будет доведен до степени обнищания. Поскольку исчезнет механизм перераспределения доходов, не будут выплачиваться социальные пособия, на лицо будет всплеск преступности. Административные правонарушения и преступления тесно связаны, среди прочего, с невыполнением государством своей социальной роли, поскольку в обмен на это “отклонение” государства граждане “воздают” эквивалентно.

Социальные противоречия в обществе обострятся до крайности. Повысится уровень безработицы.

Сделайте прогноз о возможности новых функций государства при определенных условиях его развития.

Ответ:

Развитие экономики может повлечь появление новых функций государства.

В последние 300 лет в мировой истории доминировал особый тип государственности, который получил название «национального государства». Считается, что образование «национальных государств» — в оппозиции к городам-государствам и империям поздней античности и раннего средневековья — завершается в европейской истории с концом 30-летней войны как результат наложения (совпадения, единства) культурных (прежде всего — языковых), административных и хозяйственно-экономических границ. Этот драматичный и сложный процесс занимает несколько столетий.

На наш взгляд, вызовы ХХI века заставляют проектировать иной тип государственности, который можно назвать космополитическим — постнациональным и постиндустриальным — государством

Для нас очевидно, что космополитическое государство сегодня исторически более эффективно, чем национальное. Именно в нем возникает новый опыт мультикультурной коммуникации и транспрофессиональной деятельности; именно в нем создаются оазисы (анклавы) постиндустриального развития; именно в нем формируются новые технологии государственного управления и новые ребра жесткости постнациональной государственности.

Более того, возникает и новая государственная форма, которая соединяет в себе два плана: с одной стороны — управленческое ядро , ориентированное на создание современных коммуникационных инфраструктур (систем общего пользования) и эффективное выполнение группы социальных и экономических услуг для различных общественных субъектов, проживающих на данной территории, и — с другой стороны — геокультурную и геоэкономическую периферию (зонтичную структуру политического влияния) , ориентированную на обеспечение конкурентоспособности страновых ресурсов на арене (плацдарме) мировых процессов и создание глобальных инфраструктур, обеспечивающих подобное включение.

В этом контексте могут быть обозначены и новые задачи (функции) государства:

во-первых, создание условий для повышения производительности общественного капитала;

во-вторых, концентрация усилий на задачах повышения занятости населения в интеллектуалоемких секторах деятельности;

в-третьих, создание условий для распространения и использования инноваций;

в-четвертых, создание условий для развития профессиональных и транспрофессиональных сетей как каркасной структуры производства, распространения и использования знаний, а также включения страновых ресурсов в мировое развитие;

в-пятых, создание системы обеспечения горизонтальной и вертикальной мобильности населения, а также других условий, повышающих конкурентоспособность человеческих ресурсов;

в-шестых, создание геокультурного и геоэкономического «зонтика», обеспечивающего включение страновых ресурсов в мировое развитие.

Конспект урока «Социальная функция государства»

Введение

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,— охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной, социальной, экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов.

В данной работе я исследую социальную функцию государства и возможности ее исполнения. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства.

Понятие функции государства

Функции государства — главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

1) Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

  1. 1. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  2. 2. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  3. 3. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  4. 4. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.
  5. 5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

2) Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

3) Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Понятие социальной функции государства

Социальная функция государства — гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

1) Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и т. д.

2) В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Социальная политика правового государства предполагает выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи, а значит, обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых, жилище, образование, пользование достижениями культуры, т. е. тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

 «Российская Федерация это социальное государство…»

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации: “ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

В статье 39 Конституции Российской Федерации сказано: “ Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991. Федеральный Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992. В сфере защиты интересов граждан в охране здоровья — в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991. В области культуры — в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

Актуальность социальной функции в РФ (Вывод).

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них люди преклонного возраста, трудоспособные рабочие, интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыносимы условия жизни многих молодых семей. В обществе возникло вопиющее и уродливое по своим исходным нравственным началам неравенство. Баснословно богатыми оказались не талантливые люди, не активные предприниматели и товаропроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, продавал за рубеж созданное многолетним трудом общенародное достояние, что привело к социальному диссонансу.

Например, актуальная сейчас тема, законопроект которой внесен на рассмотрение в Государственную Думу «О запрете абортов». Да, статистика действительно оставляет желать лучшего демографическому положению страны, но нельзя же «рубить с плеча». Если вникнуть в ситуацию, рассмотреть аспекты, те самые причины, толкающие людей на принятие того или иного решения, то можно выявить, что ключевым фактором является социальное и экономическое положение будущих родителей. По статистике всего 10 – 12% абортов происходят «по медицинским показаниям», то есть либо ребенок имеет тяжелую болезнь, либо беременность может угрожать жизни матери. Так же от 20 до 25% абортов происходят из-за тяжелой социальной ситуации родителей, например тяжелая инвалидность или смерть мужа, изнасилование, многодетность, отсутствие мужа и т.д. Остальной процент абортов, который как мы видим больше 50%, происходит по желанию родителей, которые в большинстве своем мотивируют свое решение тяжелыми жизненными обстоятельствами, а именно материального положения. Да, в этот процент входят «некомпетентные» родители, которые не воспринимают плод, как живого человека, но большинство тех, кто реально рассчитывает свои силы и понимает, что банально не «вытянет» малыша. Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя однозначно сказать «да» или «нет» в данном вопросе. Но я считаю, что в первую очередь государству следует пересмотреть свою политику в области социальной поддержки молодых семей, здравоохранения, трудоустройства молодых специалистов и выплаты «достойной» заработной платы, на которую можно будет обеспечить себя и свою семью, тем самым создавая людям условия, в которых не будет надобности в абортах.

Используемая литература

1.Скакун О.Ф «Теория государства и права» 2007 издательство «Эспада»

2.Алексеев С.С. «Теория государства и права» 2005 издательство «Норма»

  1. 3. Данные ВЦИОМ.
  2. 4. «Конституция Российской Федерации» 2013 издательство «Проспект» Москва

Непредвиденные последствия — Econlib

Закон непреднамеренных последствий, часто цитируемый, но редко определяемый, заключается в том, что действия людей — и особенно правительства — всегда имеют непредвиденные или непреднамеренные последствия. Экономисты и другие социологи веками прислушивались к его силе; столько же времени политики и общественное мнение в значительной степени игнорировали его.

Концепция непреднамеренных последствий является одним из строительных блоков экономики. «Невидимая рука» Адама Смита, самая известная метафора в социальных науках, является примером положительного непреднамеренного последствия. Смит утверждал, что каждый человек, стремящийся только к собственной выгоде, «невидимая рука ведет к достижению цели, которая не входила в его намерения», поскольку эта цель представляет собой общественный интерес. «Не от благосклонности мясника или булочника мы рассчитываем на наш обед, — писал Смит, — а исходя из их собственных интересов».

Однако чаще всего закон непреднамеренных последствий освещает порочные непредвиденные последствия законодательства и регулирования. В 1692 г. английский философ Джон Локк, предшественник современных экономистов, призывал к отклонению парламентского законопроекта, направленного на снижение максимально допустимой процентной ставки с 6 до 4 %. Локк утверждал, что вместо того, чтобы принести пользу заемщикам, как предполагалось, это навредит им. Люди найдут способы обойти закон, а затраты на обход будут нести заемщики. В той мере, в какой закон соблюдается, заключал Локк, главным результатом будет сокращение доступного кредита и перераспределение доходов в пользу «вдов, сирот и всех тех, чье состояние выражается в деньгах».

В первой половине девятнадцатого века известный французский экономический журналист Фредерик Бастиа в своих работах часто проводил различие между «видимым» и «невидимым». Увиденное было очевидными видимыми последствиями действия или политики. Невидимое было менее очевидным и часто непреднамеренным последствием. В своем знаменитом эссе «Что видно и чего не видно» Бастиа писал:

Между плохим экономистом и хорошим есть только одна разница: плохой экономист ограничивается видимый эффект ; хороший экономист принимает во внимание как эффект, который можно увидеть, так и тот эффект, который необходимо предвидеть.

1

Бастиа применил свой анализ к широкому кругу вопросов, включая торговые барьеры, налоги и государственные расходы.

Первый и наиболее полный анализ концепции непреднамеренных последствий был сделан в 1936 г. американским социологом Робертом К. Мертоном. В влиятельной статье под названием «Непредвиденные последствия целенаправленного социального действия» Мертон определил пять источников непредвиденных последствий. Первыми двумя — и наиболее распространенными — были «невежество» и «ошибка».

Мертон назвал третий источник «властной непосредственностью интереса».

Под этим он имел в виду случаи, когда кто-то так сильно хочет предполагаемых последствий действия, что намеренно предпочитает игнорировать любые непреднамеренные последствия. (Этот тип преднамеренного невежества сильно отличается от истинного невежества.) Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, например, создает чрезвычайно разрушительные непреднамеренные последствия своим регулированием фармацевтических препаратов. Требуя, чтобы лекарства были не только безопасными, но и эффективными для конкретного применения, как это делается с 1962, FDA на годы замедлило внедрение каждого препарата. Непреднамеренным последствием является то, что умирает или страдает много людей, которые могли бы жить или процветать. Это последствие, однако, было так хорошо задокументировано, что регуляторы и законодатели теперь его предвидят, но принимают.

«Основные ценности» были для Мертона четвертым источником непредвиденных последствий. Он писал, что протестантская этика тяжелого труда и аскетизма «парадоксальным образом ведет к собственному упадку из-за накопления богатства и имущества». Его последний случай был «саморазрушающим предсказанием». Здесь он имел в виду случаи, когда публичное предсказание общественного развития оказывается ложным именно потому, что предсказание меняет ход истории. Например, ранее в этом столетии предупреждения о том, что рост населения приведет к массовому голоду, способствовали научным прорывам в области сельскохозяйственной производительности, что с тех пор сделало маловероятным, что мрачное пророчество сбудется. Позже Мертон развил оборотную сторону этой идеи, придумав фразу «самоисполняющееся пророчество». В примечании к 1936 статьи он пообещал написать книгу, посвященную истории и анализу непредвиденных последствий. Хотя Мертон работал над книгой в течение следующих шестидесяти лет, она так и осталась незавершенной, когда он умер в 2003 году в возрасте девяноста двух лет.

Закон о непреднамеренных последствиях служит основой для многих критических замечаний в отношении государственных программ. По мнению критиков, непреднамеренные последствия могут настолько увеличить стоимость некоторых программ, что делают программы неразумными, даже если они достигают заявленных целей. Например, правительство США ввело квоты на импорт стали, чтобы защитить сталелитейные компании и сталелитейщиков от конкуренции с более низкими ценами. Квоты действительно помогают сталелитейным компаниям. Но они также производят меньше дешевой стали, доступной американским автопроизводителям. В результате автопроизводителям приходится платить за сталь больше, чем их зарубежным конкурентам. Таким образом, политика, защищающая одну отрасль от иностранной конкуренции, затрудняет конкуренцию другой отрасли с импортом.

Аналогичным образом, Социальное обеспечение помогло снизить уровень бедности среди пожилых людей. Однако многие экономисты утверждают, что это повлекло за собой затраты, выходящие за рамки налогов на заработную плату, взимаемых с рабочих и работодателей. Мартин Фельдштейн и другие утверждают, что сегодняшние работники меньше откладывают на старость, потому что знают, что после выхода на пенсию будут получать чеки социального обеспечения. Если Фельдштейн и другие правы, это означает, что доступно меньше сбережений, меньше инвестиций, а экономика и заработная плата растут медленнее, чем без социального обеспечения.

Закон непредвиденных последствий действует всегда и везде. Например, люди, возмущенные высокими ценами на фанеру в районах, опустошенных ураганами, могут выступать за регулирование цен, чтобы удерживать цены ближе к обычному уровню. Непреднамеренным последствием этого является то, что поставщики фанеры из-за пределов региона, которые были бы готовы быстро поставить фанеру по более высокой рыночной цене, менее склонны делать это по цене, контролируемой государством. Таким образом, возникает нехватка товара там, где он крайне необходим. Государственное лицензирование электриков, например, удерживает предложение электриков ниже того уровня, который был бы в противном случае, и, таким образом, поддерживает цену на услуги электриков выше, чем в противном случае. Одним из непреднамеренных последствий является то, что люди иногда сами выполняют электромонтажные работы, и иногда один из этих любителей получает удар током.

Последний отрезвляющий пример — разлив нефти Exxon Valdez в 1989 году. Впоследствии многие прибрежные штаты приняли законы, возлагающие неограниченную ответственность на операторов танкеров. В результате группа Royal Dutch/Shell, одна из крупнейших в мире нефтяных компаний, начала нанимать независимые суда для доставки нефти в Соединенные Штаты вместо использования собственного флота из 46 танкеров. Специалисты по нефтяной промышленности опасались, что другие авторитетные грузоотправители тоже сбегут, вместо того чтобы столкнуться с таким не поддающимся количественной оценке риском, оставив поле деятельности операторам танкеров-однодневок с прохудившимися кораблями и сомнительной страховкой. Таким образом, вероятность разливов, вероятно, увеличилась, а вероятность взыскания убытков, вероятно, уменьшилась вследствие принятия новых законов.


Об авторе

Роб Нортон является автором и консультантом, а ранее был редактором экономического отдела журнала Fortune .


Дополнительная литература

Бастиа, Фредерик. «Что видно и чего не видно». В Интернете по адресу: http://www.econlib.org/library/Bastiat/basEss1.html.

Хайек, Фридрих А. Новые исследования в области философии, политики, экономики и истории идей. Чикаго: University of Chicago Press, 1978.

Мертон, Роберт К. Социологическая амбивалентность и другие очерки. New York: Free Press, 1976.


Сноски

Закон непредвиденных последствий

Закон непредвиденных последствий Роб Нортон

Закон о непреднамеренных последствиях, часто цитируемый, но редко определяемый, является что действия людей, и особенно правительств, всегда имеют последствия которые являются непредвиденными или «непреднамеренными». Экономисты и другие соц. ученые веками прислушивались к его силе; так же долго, политики и общественное мнение в значительной степени игнорировали его.

Концепция непреднамеренных последствий является одним из строительных блоков экономика. «Невидимая рука» Адама Смита — самая известная метафора в социальная наука, является примером положительного непреднамеренного последствия. Смит утверждал, что каждый индивидуум, стремящийся только к своей выгоде, «ведом невидимой рукой для достижения цели, которая не входила в его намерения». что конец является общественным интересом. «Это не от благосклонности мясник или пекарь, что мы ожидаем наш обед, — писал Смит, — но исходя из своих личных интересов».

Однако чаще всего закон непреднамеренных последствий освещает порочные непредвиденные последствия законодательства и регулирования. В 1692 г. Джон Локк, английский философ и предшественник современной экономисты призвали к отклонению парламентского законопроекта, направленного на сокращение максимально допустимая процентная ставка от 6 процентов до 4 процентов. Локк утверждал, что вместо того, чтобы принести пользу заемщикам, как предполагалось, это навредит их. Люди найдут способы обойти закон ценой обход средств заемщика. В той мере, в какой закон соблюдался, Локк пришел к выводу, что главным результатом будет менее доступный кредит и перераспределение доходов от «вдов, сирот и всех тех, кто имеют свои поместья в деньгах».

Первый и наиболее полный анализ концепции непреднамеренного Последствия были сделаны в 1936 году американским социологом Робертом К. Мертон. В влиятельной статье под названием «Непредвиденные последствия Целенаправленного социального действия», Мертон выделил пять источников непредвиденные последствия. Первые два, и самые распространенные, были невежество и ошибка.

Мертон назвал третий источник «властной непосредственностью интереса». По что он имел в виду случаи, когда человек хочет предполагаемое последствие действия настолько, что он намеренно выбирает игнорировать любые непреднамеренные эффекты. (Этот тип преднамеренного невежества очень отличается от истинного невежества.) Нация, например, может запретить аборты по моральным соображениям, даже если дети, рожденные в результате политики, могут быть нежелательным и, вероятно, будет более зависимым от государства. Нежелательный дети являются непреднамеренным следствием запрета абортов, но не непредвиденный.

«Основные ценности» были четвертым примером Мертона. Протестантская этика жесткого труд и аскетизм, писал он, «парадоксальным образом ведет к собственному упадку путем накопления богатства и имущества». Его последний случай был «саморазрушающее предсказание». Здесь он имел в виду случаи когда публичное предсказание общественного развития оказывается ложным именно потому что предсказание меняет ход истории. Например, предупреждения ранее в этом столетии, что рост населения приведет к массовый голод способствовал научным прорывам в сельском хозяйстве. производительность, которые с тех пор сделали маловероятным, что мрачное пророчество сбудется. Позже Мертон развил оборотную сторону этой идеи. придумал фразу «самосбывающееся пророчество». В примечании к 1936 статьи, он пообещал написать книгу, посвященную истории и анализ непредвиденных последствий. К 1991 году восьмидесятилетний Мертон напечатал шестьсот страниц рукописи, но до сих пор не завершил Работа.

Закон непреднамеренных последствий дает основу для многих критических замечаний. государственных программ. По мнению критиков, непредвиденные последствия могут так увеличить стоимость некоторых программ, что они делают программы неразумно, даже если они достигают заявленных целей. Например, Соединенные Штаты ввели квоты на импорт стали, чтобы защитить сталь компаний и металлургов от более дешевой конкуренции. квоты делают помочь металлургическим компаниям. Но они также производят меньше дешевой стали. доступны американским автопроизводителям. В результате автопроизводителям приходится платить больше. стали, чем их иностранные конкуренты. Итак, политика, защищающая одного отрасль от иностранной конкуренции затрудняет для другой отрасли конкурировать с импортом.

Точно так же система социального обеспечения помогла снизить уровень бедности среди пожилых людей. граждане. Однако многие экономисты утверждают, что это повлекло за собой издержки, которые выходит за рамки налогов на заработную плату, взимаемых с работников и работодателей. Мартин Фелдштейн и другие утверждают, что сегодняшние рабочие меньше откладывают на свои нужды. старости, потому что они знают, что получат чеки социального обеспечения, когда они уходят на пенсию. Если Фельдштейн и другие правы, значит, меньше имеются сбережения, меньше инвестиций, а экономика и заработная плата растет медленнее, чем без социального обеспечения.

Закон непреднамеренных последствий действует всегда и везде. В Например, в 1968 году в Вермонте были запрещены придорожные рекламные щиты и большие вывески. в целях защиты пастырских перспектив государства. Один непреднамеренный Следствием этого стало появление больших причудливых «скульптур», примыкающих к предприятия. Автодилер заказал двенадцатифутовый шестнадцатитонный горилла, сжимающая настоящий Volkswagen Beetle. Магазин ковров отмечен девятнадцатифутовый джинн, держащий в руках свернутый ковер, выходит из чайник для курения. Другие скульптуры включают лошадь, петуха и белка в красных подтяжках.

После разлива нефти Exxon Valdez в 1989 г. многие прибрежные штаты приняли законы, возлагающие неограниченную ответственность на операторов танкеров.