Список идеологий – Политическая идеология — Википедия
Список политических идеологий | Kaiserreich вики
Политическая идеология — это определенный набор идеалов, принципов, доктрин, мифов и символов определенного социального движения, института, класса или большой группы, который объясняет, как должно работать общество и предлагает определенный политический и культурный план для определенного социального порядка. Политическая идеология определяет то, как распределять власть и с какой целью она должна использоваться. Некоторые партии очень тесно следуют определенной идеологии, в то время как другие могут черпать вдохновение из группы взаимосвязанных идеологий, не причисляя себя ни к одной из них.
Список политических идеологийПравить
Социалистические идеологииПравить
СиндикализмПравить
- Синдикализм — это ведущая марксистская революционная идеология, которая продвигает демократические федерации коллективизированных профсоюзов в качестве основных политических и экономических единиц социалистического государства. Профсоюзы в равной степени принадлежат ее членам, имеют полный экономический и политический контроль над рабочими местами, которые они организуют, и получают большую автономию от центрального правительства. В более широком масштабе различные профсоюзы избирают своих членов на региональные и национальные профсоюзные конгрессы, которые образуют законодательную и исполнительную власть центрального правительства.
Радикальный социализмПравить
- Радикальный социализм — это общее название для различных социалистических, коммунистических и анархистских идеологий, которые напрямую не связаны с синдикализмом. Страны с этой идеологией имеют социалистическую экономику, обычно сопровождаемую некоторой формой демократического правления. Их конечной целью является создание рая для рабочего класса, детали которого варьируются от движения к движению.
ТотализмПравить
- Тотализм — это специфическая идеология, иногда употребляемая для обозначения различных радикальных течений левого крыла со сходными характеристиками. Как идеология, тотализм продвигает новое направление для социализма в мире, подчеркивая роль социалистического государства в качестве основного идеала для нации и одновременно принижая значимость или отказываясь от марксистских идей о расширении прав и возможностей рабочих и бесклассовой утопии. Тоталисты стремятся централизовать и расширить полномочия правительств в социалистических государствах.
Реакционные идеологииПравить
Авторитарная демократия
kaiserreich.fandom.com
Политические идеологии — Викиверситет
Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.
Сущность политической идеологии
В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.
Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.
Структура идеологии:
- политическая теория
- общественно-политический идеал («светлое будущее»)
- концепция политического развития
- политические символы
Либерализм
Либерализм (от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.
К основным принципам либерализма относятся:
- Безусловная ценность человеческой личности.
- Изначальное равенство перед законом.
- Неотчуждаемые права.
- Договорной характер отношений индивида и государства.
- Верховенство закона как инструмента социального контроля.
- Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.
Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.
Анархизм
Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.
Марксизм (коммунизм)
Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!».
Социал-демократия
Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.
- Безусловная ценность человеческой личности
- Изначальное равенство перед законом
- Неотчуждаемые права
- Договорной характер отношений индивида и государства
- Верховенство закона как инструмента социального контроля
- Защищенность частной жизни человека и свободы его действия
- Диалог между слоями общества, посредник — государство
- Широкая социальная поддержка населения, уменьшение социального разрыва
Фашизм и нацизм
Фашизм с момента своего зарождения выражает интересы агрессивных сил общества и характеризуется следующими чертами:
- национализм,понимаемый как духовное единение всех частей нации ради некой общей («героической») цели
- применение крайних форм насилия против оппозиции
- расизм (характерен для нацизма)
- широкое использование государственно-монополистических методов регулирования
- максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни
- социальная демагогия
Исторически, государством наиболее полно реализовывающим принципы фашизма была Италия в период правления Бенито Муссолини. Схожим является и режим Национал-Легионерского государства в Румынии (лидер и идеолог — Корнелиу Зеля Кодряну) Ещё одним примером реализации фашизма является Германия в период правления Адольфа Гитлера (нацизм или национал-социализм) Кроме того, нередко к фашистским причисляют национал-синдикалистский режим генерала Франко в Испании 1939-1978 гг.,а также почти все крайне правые политические режимы Европы того же времени (диктатура Салазара в Португалии,Правительство Виши в Южной Франции в период Второй Мировой войны и т.д.).
В наиболее упрощенном виде фашизм можно описать как сочетание элементов национализма,синдикализма (корпоратизма) и этатизма, при этом,в своей политической программе фашистские организации могут обращаться к идее построения социального государства.
Консерватизм
Консерватизм является приверженностью традиционному миропорядку. Неотъемлемой чертой консерватизма является уважение к частной собственности. Одна из главных
ru.wikiversity.org
Основные виды политической идеологии, типы, формы и признаки
Идеология — это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.
Структура
Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:
- Обязательно должна быть политическая идея.
- В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
- Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
- Проводится оценка всех политических процессов.
- Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.
Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.
Функции политической идеологии
Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.
- Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
- Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
- Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
- Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
- Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.
Далее мы рассмотрим понятия и виды политической идеологии. Попробуем разобраться, какие сходства есть между ними и почему некоторые из них активно противостояли друг другу.
Критерии выделения видов политической идеологии
Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.
- Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
- Важным аспектом является отношение к религии.
- Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
- Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.
Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.
Либерализм
Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.
У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв — должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.
Консерватизм
Еще одним из основных видов политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество – это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.
Коммунизм
Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.
Выделяются следующие базовые ценности этого периода:
- Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
- Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
- Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
- Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.
Что касается вида политической идеологии социализма, то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.
Социалистическая демократия
Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической доктриной центристских сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как «левая» идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы социалистическое общество признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.
Национализм
Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.
Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.
Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют «ненационалы», однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.
Фашизм
К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.
В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.
Анархизм
Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм — это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.
Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.
Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.
Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.
Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.
Анархо-феминизм — это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.
Роль идеологии в политике
В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель — привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.
Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.
Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.
Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.
Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?
Многие считают, что идеология — это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.
Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.
fb.ru
Современные идеологии *
СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИИ 1
1
Консерватизм 3
Социалистическая и коммунистическая Идеология 6
Социал-демократическая идеология 8
Фашистская идеология 9
Национализм 11
Идеология глобализма 13
Либерализм
Одной из наиболее влиятельных глобальных идеологий на протяжении последних полутора-двух столетий являетсялиберализм (от лат. – свободный). Его идейно-теоретические истоки восходят к периоду буржуазных революций ХУП-ХУШ вв., сформулированы в работах Дж. Локка (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), Б. Франклина (1706-1790), Т. Джефферсона (1743-1826), А. Токвиля (1805-1859). Мировоззренческие, политические, экономические, социальные основы либерализма были сформулированы в XIX в. в трудах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера.
Содержательное ядро либеральной идеологии составляют следующие принципы:
1) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;
2) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей;
3) автономия индивидуальной воли;
4) неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу, собственность;
5) создание и функционирование государства на основе консенсуса с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;
6) договорный характер отношений между государством и индивидом;
7) верховенство закона как инструмента контроля над поведением людей;
8) разделение властей в государственном механизме и создание системы их сдержек и противовесов;
9) ограничение объема и сфер деятельности государства;
10) господство частной собственности и ее неприкосновенность как гарантии независимости и достоинства личности;
11) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;
12) развитие гражданского общества, основанного на свободном рынке и частной собственности, независимого от государства и политических институтов;
13) защищенность частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни
Разумеется, каждый из названных основных принципов либерализма нуждается в конкретизации. Если иметь в виду первый из этих принципов, то речь идет о том, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для всех людей и чтобы в обществе были созданы условия и возможности, говоря словами Т. Грина, для «свободной практической реализации человеком своих способностей». Если этот тезис конкретизировать, то либерализм признает необходимость равенства всех граждан перед лицом закона и право каждого человека пользоваться основными свободами совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий. Кроме того, признается и приветствуется свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренциякак универсально значимые социальные механизмы, позволяющие человеку реализовать свою самостоятельность и инициативу в экономике, культуре и других сферах общественной жизни и побуждающие его заботиться о повышении эффективности своей деятельности, о приобретении знаний, повышении профессионального уровня и компетенции.
В рамках развития идеологической доктрины либерализма был разработан идеал равенства возможностей каждого члена общества независимо от того, к какой социальной группе или классу принадлежит семья, в которой он родился, одобряется стремление добиваться повышения своего благосостояния и приобретения собственности, а также перемещаться на более высокие этажи социальной пирамиды, но непременно в соответствии с затраченными им усилиями, со степенью его трудолюбия, предприимчивости и других личных свойств.
Но практика частного капиталистического предпринимательства развивалась совершенно в ином направлении, чем утверждаемые либерализмом идеалы. Первый из охарактеризованных принципов реализовался в безудержном индивидуализме, а безграничная свобода конкуренции и свободный рынок не смогли сформировать гармоничные отношения между людьми, но привели к господству монополий, превративших лозунг «равных возможностей» в право жесткой эксплуатации людей наемного труда.
Кризис классического капитализма и взлелеянного в его недрах классического либерализма привел к возникновению «нового», «социального» либерализма неолиберализма. Стержневое требование этой разновидности либерализма, сформулированного в высказывании одного из видных его идеологов Л. фон Мизеса, таково: «Если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность… Все другие требования либерализма вытекают из этого требования».
Другой его крупнейший идеолог, выдающийся английский экономист Дж. Кейнс признавал допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическое развитие и отдавал предпочтение государственному сектору в экономике. В его понимании, главные задачи государства заключаются в прекращении социальных конфликтов посредством поддержки социально уязвимых слоев населения через налоги, государственную собственность и бюджетное регулирование.
По мнению новых либералов, государство должно принимать меры, способствующие реальному, а не декларативному выравниванию возможностей, и в этих целях повышать уровень социальной защищенности тех групп и слоев граждан, которые очутились в более трудном экономическом положении, оказывать им социальную помощь.
Всякая идеологическая доктрина несет в себе многосторонний набор идей, взглядов, представлений, основанных на знаниях, а нередко и на предрассудках. Но в таком наборе выделяются три основные системообразующие идеи, касающиеся отношения к собственности, распределению доходов и к власти. Этот основополагающий концептуальный ряд в либерализме приобретает следующую конфигурацию.
В современном либерализме существует консервативное, праворадикальное течение, получившее название либертаризма и сумевшее адаптировать традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в. Наиболее известные и влиятельные представители либертаризма Л. Мизес, К. Поппер, Ф. Хайек, М. Фридмен делают акцент на правах и свободе индивида и отводят государству минимальную роль в экономике. Л. фон Мизес, в частности, считал, что единственной разумной экономической политикой современного общества может быть только предоставление полной свободы выступающим на рынке производителям, а государственное вмешательство в хозяйственную жизнь вредно для общества, порождает нестабильность, поэтому должно быть максимально ограничено.
Если либералы выступают за личную свободу, но одновременно признают необходимость известной регуляции экономической деятельности, то либертаристы, в отличие от них, провозглашают свободу отдельного человека во всех сферах его деятельности при резком ограничении регулирующей роли государства. Лучшее из государств то, которое вообще «не правит», «ультраминималистское». Они решительные противники государственного контроля над ценами, заработной платой, трудовыми отношениями, социальной сферой и экономикой в целом. Однако, выступая на словах за снижение роли государства как антипода индивида и его свободы, либертаристы поддерживают ту его деятельность, которая обеспечивает благоприятные условия для развития крупного бизнеса, национальных и транснациональных корпораций, международных финансовых структур. Применительно к переходным типам общества в современных странах Латинской Америки, Восточной Европы (включая Россию и Беларусь) либертаристы выступают за применение «шоковой терапии», приводящей к падению темпов и объемов промышленного производства, к снижению уровня жизни населения, к финансовым потрясениям и обострению социальных противоречий.
В противовес классическому либерализму в общем лоне либералистской идеологии развивается течение неолиберализма, который признает не только допустимость, но и необходимость государственного вмешательства в экономику, а целью общества провозглашает прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.
В этой идеологической доктрине приобретают большую значимость и ценность такие цели, для достижения которых требуются не только действия, соответствующие законам рынка и конкуренции, но и такие поступки, которые мотивируются гуманистическими идеалами и выходят за рамки рыночных и конкурентных отношений. В частности, поборники этой доктрины активно выступают за прогрессивные налоги на доходы граждан и прибыли предприятий в целях перераспределения части национального богатства в пользу людей, которые по различным причинам не смогли стать полноправными субъектами свободного предпринимательства, рынка и конкуренции либо даже превратились в жертвы их спонтанного развития, оказались безработными.
Сторонники неолиберализма (Р. Даль, Дж. Роулс и др.) поддерживают расширение деятельности государства в социальной сфере и упрочение системы социального обеспечения имущественно уязвимых слоев населения, высказываются за многообразие и плюрализм мнений, реализуемых через осуществление многопартийности. Один из наиболее известных поборников неолиберализма, американский социолог, философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма утверждает, что в условиях коллапса коммунистической идеологии мировое человеческое сообщество движется к «концу истории». Под последним понимается универсализация государств, воплощающих в реальность принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решать фундаментальные проблемы, вставшие перед человечеством «экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя».
Но как бы ни трансформировался либерализм в своих попытках адаптироваться к новейшим социально-экономическим и политическим трансформациям, в нем сохраняются многие основополагающие идеи, демонстрирующие ограниченность данной идеологии (включая Белорусский народный фронт, либерально-демократические партии в Беларуси и России) в изменяющихся исторических условиях. К числу таких идей относится ориентация преимущественно на публичные виды человеческой жизнедеятельности политическую активность показного характера, свободу от предрассудков, предприимчивость, отношение к морали как частному делу индивида, враждебное отношение к интересам различных общностей народу («народ наш цёмны»), государству. Подобного рода принципы оказываются не в состоянии дать ответы на вызовы времени, в силу чего не получают ныне широкой поддержки народных масс, которые нередко отдают свои симпатии консерватизму.
studfiles.net
МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
1. Понятие политической идеологии
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление.
Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений.
К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений.
Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания .
И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:
овладение общественным сознанием;
внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.
При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
ПОСКОЛЬКУ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ представляет собой духовное образование, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
— теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.
— программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты.
— актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.
2. Основные идеологические течения в современном мире
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII- XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.
В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии.
Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали «успехи» либерализма после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления — Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк — пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
Правда, защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции, а следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала.
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии.
Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д. Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в.
Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX в. т.н. утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества «всеобщего изобилия» — коммунизма. В. И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движением в России и разработав учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата» и т.д., рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».
Однако, пытаясь обосновать, почему революции происходят в менее, а не в более развитых капиталистических странах, стремясь создать новое общество в соответствии с марксистской доктриной, Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталистского течения в «научном социализме». В то же время ряд немецких теоретиков (К. Каутский, А. Бебель, Э. Бернштейн), позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, стали основоположниками теоретического ревизионизма в «научном» обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.
Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и социал-демократической идеологий на протяжении всего XX столетия породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов «социально справедливого общества».
Но XX век продемонстрировал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма.
Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, всегда отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления.
Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма.
Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.
Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арии».
Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти.
В странах, где идет процесс становления национальных общностей, осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Так, например, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в. И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.
В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью.
В ряде случаев национальные идеологии используются в качестве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса. Например в конце 80 — начале 90-х гг. Прибалтийские республики под флагом защиты интересов коренных национальностей пытались решить весь комплекс проблем с бывшим союзным государством (в частности вопросы хозяйственных взаимоотношений, усиления экономической самостоятельности, обеспечения оптимальных условий роста уровня жизни граждан и т.д.).
Перестроить политическую вселенную на собственных принципах, повлиять на умонастроения людей хотят и доктрины, строящие свои требования на основании религиозных постулатов и ценностей (в том числе и те, что увязывают собственную картину мира с демократическими идеалами — как, например, христианско-демократическая идеология, а также те, которые исповедуют фундаменталистские воззрения: ортодоксальный иудаизм, сикхизм, исламский фундаментализм и др.), различные лево- и праворадикальные идеологии (например, соответственно, неотроцкизм и «новые правые«). Существенное политическое влияние в отдельных странах оказывает идеология «комьюнити» (проповедующая «новый стиль жизни» путем создания различных соседских, профессиональных и прочих общин, построенных в духе братства и локальной солидарности граждан, стремящихся к «немедленному счастью»), феминизм (борющийся за полное равноправие женщин в обществе), различные экологические («зеленые») идеологии (например «комплюралистическое» учение, стремящееся предотвратить самоуничтожение человечества путем сохранения окружающей среды, развития коллективного капитала и прекращения роста населения), многочисленные футурологические концепции и т.д.
studfiles.net
Перечень идеологий
Перечень идеологий
По алфавиту
По географии
В порядке возникновения
По географии
Западные Восточные Северные
Западные идеологии
По алфавиту
В порядке возникновения
По алфавиту
Анархизм
Коммунизм
Консерватизм
Либерализм
Национал-социализм
Социализм
Фашизм
Христианский социализм
В порядке возникновения
С. XIX — н. XX в.в.
1/2 XX в.
2/2 XX в.
XVIII в.
Консерватизм
Либерализм
С. XIX — н. XX в.в.
Коммунизм
Социализм
Христианский социализм
1/2 XX в.
Национал-социализм
Фашизм
2/2 XX в.
(Перечисление не закончено)
Восточные идеологии
Китай: Великоханьский шовинизм
Сев. Корея: Чучхэ
Северные идеологии
Мы считаем, что есть лишь одна идеология Севера — активный эволюционизм (далее на сайте АЭ или актэв)
Прежде всего, Север — это Россия и те народы, которые ей близки духовно или этнически. Она находится на Севере географически; деление на Восток и Запад сложилось исторически — отчего не быть и Северу; идеология тоже зависит от истории
Все учения, имевшие место на нашей земле,
— Либо взяты с Запада (революционная демократия и коммунизм, экзистенциализм и проч.)
— Либо взяты с Востока (учение об арийцах и орусаченные кришнаизм, буддизм и др.)
— Либо суть попытка их объединить (учение Блаватской или Рерихов)
— Либо слабые попытки создать своё (народники)
— Либо даже попытки мыслить по-западному, но оригинально (Розанов, Мережковский)
Кроме одного, не имеющего корней на Западе и Востоке: актэва
(На Западе и Востоке есть школы, близкие АЭ:
— Самостоятельно создавшие его аналоги в более позднее время или одновременно с нами, но не имеющие корней в своих идеологиях
— Есть предтечи АЭ — Ориген, — хотя кто кому является предтечей, ещё вопрос
— Есть активизм и есть эволюционизм — западные и восточные варианты — не соединяющиеся в АЭ. «Да, человек един с космосом, но зло в мат. мире неисправимо» — и т.д. )
evdemosfera.narod.ru
Основания для классифи- кации Идеологии | Социально — классовая природа | Общая идейно- полити-ческая ориента -ция | Способы Достижен-ия идеологи-ческой цели | Отноше-ние к государ-ству и его будущему | Характер демокра-тии |
Либерализм | Буржуазная | Правая | Революци-онно-демократи-ческие | Минимиза-ция государства, сведение его к роли «ночного сторожа» | Политиче-ская (элитарная) |
Коммунизм | Пролетар-ская | Левая | Революци-онно- диктатор-ские | Уничтоже-ние буржуазного,укрепление пролетарско-го госуд-тва вплоть до его отмирания | Социаль- но-классовая (коллективистская) |
Социал- демокра-тизм | Всех трудящих-ся классов и групп общества | Левая | Реформист-ско- парламент-ские | Демократизация государства через выборы | Плюральная (эконом-я социал-я, полит-я и междуна-родная) |
Консерва-тизм | Среднего класса | Правая | Реформи-стско- силовые | Укрепление государства – главного института реформиро-вания общ-ва | Политиче-ская (элитар-ная) |
studfiles.net