Сообщение культура западной европы – Средневековая культура Западной Европы

Средневековая культура Западной Европы

Гибель Западной Римской империи (V — VII вв.) Привела к культурному упадку. Но это было временным явлением. Постепенно формируется европейская культура — новая, которая отличалась от культуры античной эпохи. Возникла она путем слияния многих культур, созданных греками, римлянами, кельтами, германцами и другими народами. Объединению культур способствовало христианство, которое само стало своеобразной культурой.

Возрождению культуры способствовало император франков Карл Великий. Специальным указом он велел открыть при монастырях школы для детей и клириков, приказал разработать единый текст Библии, а также специальный красивый шрифт для переписки.

Церковные рукописные книги оформлялись в виде роскошных фолиантов, в обложках, украшенных золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Страницы этих книг были украшены прекрасными миниатюрами. Заботился Карл Великий также и о развитии архитектуры, особенно церковной. Его мастера построили более трехсот дворцов, соборов и монастырей.

Мировоззрение средневекового человека был религиозным: мир воспринимался через религиозные образы и понятия. Так, в средние получила распространение схоластика. Схоласты спорили вокруг вопроса, как надо познавать мир — верой или умом? Мнения были разными.

Пьер Абеляр (1079-1142) считал, что основой познания должна быть только разум. Если к вере не прилагать ума, то в трудах богословов оставаться многочисленные несуразицы и противоречия. Свой жизненный путь Абеляр описал в автобиографии «История моих бедствий».

Бернар Клермонский (1090-1153) был непримиримым врагом Абеляра. Смысл человеческой жизни видел в познании Бога.

Фома Аквинский (1225-1274) считал, что если выводы разума противоречат вере, то это свидетельствует лишь о нелогичный ход рассуждения.

В средние века существовали и церковные, и светские школы. В школах преподавали так называемые семь свободных наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школах взрослые учились вместе с детьми. Читать учились по церковным книгам.

В конце XII — начале XIII в. начали появляться университеты (первый в городе Болонья, Италия). Преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты, возглавляемые деканами. Главу университета (ректора) выбирали преподаватели и студенты.

Хозяйственная жизнь потребовало не только знания Библии, но и прикладных знаний. В XIII в. появились первые опытные знания по математике, механике, астрологии, химии. Большой шаг вперед сделала медицина; во времена крестовых походов расширились знания по географии. В XIII в. венецианский купец Марко Поло посетил Китай и Центральную Азию.

Героический эпос — общее название фольклорных произведений различных жанров (песни, легенды, предания), которые воспевали древние королей и героев, их борьбу за победу христианства. В нем тесно переплелись историческая правда и фантастика. Примером героического эпоса является «Сказание о Беовульфе», «Песня о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песня о Нибелугинив».

Средневековое рыцарство внесло свой вклад в историю европейской культуры. В XII в. возникли рыцарские романы: легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола; роман «Тристан и Изольда». Рыцари-поэты Франции (трубадуры и труверы) воспевали женскую красоту и свое уважительное отношение к женщинам.

В средние города становятся культурными центрами. Городская литература — стихотворные новеллы, басни — высмеивала жадность, невежество духовенства, другие недостатки общества (примером является «Роман о Лисе»). Зарождается городское театральное искусство.

Спектакли разыгрывали жонглеры — бродячие артисты. Бедные студенты (ваганты) составили жизнерадостный гимн «Гаудеамус» («Возрадуемся!»), Который и сейчас выполняют все студенты мира. Самый вагант — Франсуа Вийон.

В средневековой Европе архитектура и искусство подверглись значительному церковного влияния. К XI в. господствовал романский стиль. Он сложился на основе римских базилик — массивных приземистых церквей, в которых хоронили знатных покойников. Поэтому этот стиль назвали романским, т.е. римским. Здание церкви имела форму креста, толстые стены, щели вместо окон, полукруглую арку, массивные колонны. Стены романской церкви расписывали живописцы.

В середине XII-XVI вв. получает распространение готический стиль. Готические соборы кажутся легкими и прозрачными благодаря огромным окнам. Соборы имели крутые кровли, стрельчатые арки, высокие башни с тонким шпилем, были украшены резьбой по камню и скульптурными украшениями.

Период культурного развития стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени, назвали Возрождением. На средневековья приходятся два этапа периода Возрождения: Проторенессанс (XIII — начало XIV вв.) и Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). Особенности искусства эпохи Возрождения: глубокий гуманизм, возрождение культурного наследия античности, интерес к природе.

 

xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Культура Западной Европы в Средние век… -reshimne.ru

Культура западной европы в средние векаВсе аспекты социально-культурной жизни Западной Европы во времена Средневековья пронизывала церковь. Христианство больше обращало внимание на внутренний мир человека, нежели на любимой античностью плоть. Символ античных времён, скульптура, фактически перестала быть самостоятельным видом искусства, так как подчинилась архитектуре. Натюрморт, портрет и пейзаж практически исчезают из живописи. В Средневековье действовала парадигма о том, что искусство должно прославлять Бога-Творца. В том числе это выражалось и в красоте природы, которую Он создал. Но образ Бога однозначно воспроизвести нереально, поэтому средневековое искусство было особенно полно символов.

Раннее Средневековье отрицало всё античное как языческое. Но со временем неприязнь к античности стала затихать. Христианство окончательно закрепилось как официальная западноевропейская религия во времена Каролингского Возрождения. При дворе основателя династии Каролингов Карла Великого развивалась книжная миниатюра, и самым значимым её памятником считается Утрехтская псалтырь.

В архитектуре развивался романский стиль. Римляне строили замки из камня со сводчатым покрытием. Строили памятники архитектуры из известняка, залежей которого очень много в Луарской долине. Замки Луарской долины — возможно, самое известное творение романского стиля. Менталитет постоянного ведения войны много определял в замковой архитектуре. Строились замки на высоких холмах, и так было взять их нелегко. Замок окружался рвом, на углах и по стенам крепостей возвышались маленькие сторожевые башни. В самой середине, в самом труднодоступном для врага месте находился двор с донжоном. Это была громадная башня с окошками. Донжон чаще всего делился на три этажа. Верхний этаж был предназначен для ведения боевых действий, средний ярус занимал зал и спальные помещения, а на нижнем ярусе жила прислуга.

reshimne.ru

Культура западной европы в средние века

Все аспекты социально-культурной жизни Западной Европы во времена Средневековья пронизывала церковь. Христианство больше обращало внимание на внутренний мир человека, нежели на любимой античностью плоть. Символ античных времён, скульптура, фактически перестала быть самостоятельным видом искусства, так как подчинилась архитектуре. Натюрморт, портрет и пейзаж практически исчезают из живописи. В Средневековье действовала парадигма о том, что искусство должно прославлять Бога-Творца. В том числе это выражалось и в красоте природы, которую Он создал. Но образ Бога однозначно воспроизвести нереально, поэтому средневековое искусство было особенно полно символов.

Раннее Средневековье отрицало всё античное как языческое. Но со временем неприязнь к античности стала затихать. Христианство окончательно закрепилось как официальная западноевропейская религия во времена Каролингского Возрождения. При дворе основателя династии Каролингов Карла Великого развивалась книжная миниатюра, и самым значимым её памятником считается Утрехтская псалтырь.

В архитектуре развивался романский стиль. Римляне строили замки из камня со сводчатым покрытием. Строили памятники архитектуры из известняка, залежей которого очень много в Луарской долине. Замки Луарской долины — возможно, самое известное творение романского стиля. Менталитет постоянного ведения войны много определял в замковой архитектуре. Строились замки на высоких холмах, и так было взять их нелегко. Замок окружался рвом, на углах и по стенам крепостей возвышались маленькие сторожевые башни. В самой середине, в самом труднодоступном для врага месте находился двор с донжоном. Это была громадная башня с окошками. Донжон чаще всего делился на три этажа. Верхний этаж был предназначен для ведения боевых действий, средний ярус занимал зал и спальные помещения, а на нижнем ярусе жила прислуга.

Романский храм по архитектуре был схож на замок. Особое внимание уделялось нефам — большим прямоугольным помещениям храма по оси запад-восток, и травеям — конструкциям, поддерживавшим очень тяжёлую крышу храма. Из-за этого утолщались и стены, которые могли достигать даже шести метров. Орнамент храмов был в основном растительным. В изображениях Бога, Богоматери, святых выражалось подчинение живописи архитектуре. Ими были украшены стены и потолки храмов.

Уже в XI веке пыталась произойти революция в храмовом строительстве. Зодчие пытались объединить все стены под одним куполом, но такая конструкция сильно мешала освещению. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Много таких храмов находится в Германии. В Испании романский стиль испытал сильное мавританское влияние. Рядом с итальянскими храмами стояли отдельные круглые башни — кампанилы. Таковой является и известная Пизанская башня. В XII веке становятся популярными человеческие структуры.

Христианство уделяло огромное внимание спасению души и подавлению плотских прихотей. Многое светское ограничивалось. То, что противоречило интересам церкви, безусловно репрессировалось и подвергалось остракизму. Церковь для борьбы с инакомыслием утвердила карательный орган в лице инквизиции, сжигавшей «еретиков» — тех, кто противостоял официальному учению Церкви. На Западе после 1054 года образовалась Католическая церковь, а на Востоке (в Византии) — Православная. У католиков власть государей была подчинена Папе Римскому, а вот в Византии императоры подчинили себе церковь, оставив ей широкое поле для действий.

Практически полное всевластие религии никак не делало европейскую культуру однородной. Напротив же, так закреплялась сословная структура общества. Духовенство было первым сословием, крупнейшим землевладельцем — церкви принадлежало более трети земель в Западной Европе. Белым духовенством являлись простые священники, а чёрным — монахи. У католиков духовенству запрещалось иметь семьи, в православии целибат накладывался лишь на монашество. Монашество было воплощением христианских ценностей — любви к Богу, аскетизму, любви к труду, смирения. Но оно не было единым никогда. Чего стоят множество монашеских орденов, которые трактовали христианские ценности по-своему.

Крупных ордена было три. Бенедиктинцы являлись наиболее терпимыми к античной культуре, они спасли Европу от засилья варваров в культурной сфере. Образование для них было обязательным, изучались у них даже светские дисциплины, к которым официальная Церковь относилась скептически. В монастырях бенедиктинцев присутствовали огромные библиотеки, они занимались переписыванием книг учёных прошлых лет для их сохранения, это были опытнейшие миссионеры — именно этот орден стал движущей силой при обращении новых народов в веру христианскую. Бенедиктинцы относились негативно к крайнему аскетизму и поддерживали умеренное стяжательство. Сады и огороды — обязательный атрибут бенедиктинского монастыря тех времён, физический труд ради собственного и общего блага бенедиктинцы уважали и ценили. Медицинские и агрономические знания были в почёте у доминиканцев.

Франциск Ассизский был полной противоположностью Венедикта Нурсийского, что основал Бенедиктинский орден. Он проповедовал крайний аскетизм и призывал отказываться от личного имущества, так как наличие личного имущества требует его защиты. А возможно это лишь с помощью силы, что идёт вразрез с нравственными принципами христианства. Примером аскетической жизни Франциск видел жизнь птиц.

Орден доминиканцев, основанный Домиником де Гусманом в 1205 году, ставил своей целью активное проповедничество. Доминиканский орден готовил проповедников высокого уровня. Бедность, которую почитали доминиканцы, заставляла их скитаться по городам и привлекать к вере Христовой всё большее число людей. Но столь жёсткие порядки были со временем смягчены. Доминиканцы уделяли большое внимание образованию и молитве, физическим трудом занимались они крайне редко.

Делами земными занималась аристократия, наиболее сильно выраженная рыцарством. Аристократия также являлась крупным землевладельцем, и из него рыцарство являлось самой бедной группой. Образ жизни второго сословия был тесно связан с христианством, но от духовенства он отличался очень серьёзно.

Рыцари создавали ордена, подобно монашеским, и стремились распространять христианскую веру в народе. Часто это носило характер знаменитых крестовых походов. И если монахи миссионерствовали словом, то рыцари — часто силой и войной.
Образ жизни рыцарей носил светский характер. Сила, слава, влияние и богатство были в почёте у рыцарей, эти качества демонстрировались в рыцарских турнирах — это было время, когда рыцарь брался за оружие не в военное время. Воспевание образа Прекрасной Дамы — неотъемлемая составляющая рыцарской культуры.

Третье сословие — это крестьяне, городские ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия, которая относилась наименее догматично к христианской вере. Представители третьего сословия часто смешивали христианство с языческими обрядами, что сохранилось на селе в Западной Европе и поныне, божественное с человеческим и были наименее религиозными в каноническом смысле. Простым народом была создана смеховая культура, где отходили от всякой догматики. Расцвет её приходился на различные праздники и карнавалы.

Главенствующей наукой в Средневековье была теология (богословие). Философия объявлялась её служанкой, но и это не мешало осуществляться прогрессу в философской мысли. Схоластическое течение в философии пыталось растворить философию в богословских рамках, не открывая ничего нового. Зато хорошо сохранялось наследие античных мыслителей, которое потом будут принимать за идеал мыслители Эпохи Возрождения. Например, философию Аристотеля переосмыслил с точки зрения бытия Бога Фома Аквинский.

Второе направление философии старалось больше вывести философию как науку за рамки религии. Так сделал монах-францисканец 13 века Роджер Бэкон, объясняя философскую мысль с точки зрения естествознания, математики и астрономии. Через три века совершает прорыв его более известный однофамилец Фрэнсис Бэкон — он становится основоположником современной науки и философии.

Городская культура была более светской. Светская литература развивается именно там. В городах процветают наука, искусство и культура. В «Романе о лисе» лис Ренар — пародия на хитроумного горожанина, постоянно обводящего вышестоящих лиц и высмеивающих их нечестность. Волк Изенгрин — образ жадного богача, гоняющегося за наживой. В Медведе Бирюке можно узнать простодушного государева слугу, а царь зверей — лев Нобль — олицетворяет алчность правителей. Собственно, вольные города и образовались именно из-за недовольства их жителей королевской властью, которая чрезмерно вмешивалась в их дела.

Несмотря на крайне неоднозначное отношение к средневековой эпохе, культура Средневековья — неотъемлемая часть мировой сокровищницы. Эпоха Возрождения критиковала Средние века, а романтизм 18-19 веков, напротив, черпал вдохновение в образах средневекового рыцарства. Женщины всех эпох сравнивали желанного мужчину с благородным рыцарем. Многие говорят, что современный кризис духовности позволяет обратиться к средневековому опыту.


www.istmira.com

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В то время как восточные области бывшей Римской империи процветали, западные

приходили в упадок. Западная Римская империя начиная с V B. испытывала

бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен: остготов,

вестготов, свевов, аланов, гуннов, вандалов, скифов, франков, кельтов, лангобардов.

Испанией завладели вестготы, в Англию вторглись и основали королевство ан-

глы и саксы, в Скандинавии обосновались норманны, еще долго тревожившие ев-

ропейские страны своими набегами, в Галлии укрепилось королевство бургундов

и усилился приток франков в ее северные провинции.

В 410 г. вестготы во главе с Аларихом разграбили Рим. Впечатление от этого со-

бытия было ошеломляющим, и его наиболее ярко отобразил в своем трактате «О

граде Божьем» Аврелий Августин, христианский теолог и философ, один из «отцов

церкви». «Граду земному» — грешному языческому миру, воплощением которого

являлась Римская империя, св. Августин противопоставлял «град Божий» — общи-

ну избранных, объединенных любовью к Богу, т.е. Церковь. Исторический процесс

Августин рассматривал как борьбу темных и светлых сил, зла и добра, язычества

и христианства. Концепция Божественного града, идущего на смену земным цар-

ствам, вызвала необычайно мощный резонанс во всех культурных слоях Средизем-

номорья, обусловив понимание обреченности Западной Римской империи, ее куль-

туры, всего общественного устройства.

В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории

разгрому.

Все культурные ценности, которые нельзя было увезти с собой, они уничтожили.

Закономерным эпилогом разваливающейся западноримской государственности

стала бесконечная смена императоров на равеннском троне. В 476 г. был низложен

последний римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории

стал концом древнего мира, концом рабовладельческой социально-экономической

формации и началом средневекового периода. Историю художественной

культуры

средневековой Европы принято подразделять на три этапа: дороманский (VI-X вв.),

романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.),

ДОРОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Развитие средневекового искусства в Западной Европе началось с примитивных

форм, поскольку варварские народы не могли воспринимать античные традиции

в

силу своей враждебности Древнему Риму, с одной стороны, и в силу совершенно

иного уровня собственной художественной культуры — с другой.

И хотя античные традиции не угасли сразу, их влияние не было определяю-

щим даже на территории бывшей Римской империи. Внешне постройки римлян

напоминала

гробница остготского короля Теодориха в Равенне. Это центрическое

двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором, производило

впечатление приземистости и тяжести. Особенностью постройки являлось

необычное перекрытие, не имеющее аналогов и представляющее собой выдолбленный

наподобие купола камень. Римская конструкция купола оказалась для

варваров недоступной.

198

Интенсивная христианизация Европы

в VI-VII вв. вызвала повсеместное

строительство церквей, в большинстве

своем базиликального типа.

Напомним, что базилика представляет

собой вытянутое прямоугольное

здание, разделенное внутри колоннадой

на три или пять частей, называемых

нефами (кораблями). И сама

церковь уподоблялась кораблю. Перекрытие

делали плоским из дерева, а

в качестве опор использовали колонны,

нередко перенесенные из античных

зданий. Средний неф обычно

был выше и шире боковых. В верх-

ней части его стен имелись окна. Вход

в базилику был на одной из ее узких

сторон — западной. Напротив входа

средний неф заканчивался апсидой.

Арка, соединяющая апсиду с центральным

нефом, называлась триумфальной,

за ней располагался алтарь.

В апсиду прихожане не допускались.

Вся алтарная часть в средневековой

церкви называлась хором, поскольку

во время богослужений в восточной

части храма находился хор певчих.

С ростом и расслоением христианской общины, увеличением числа духовенства,

усложнением обряда богослужения возникла необходимость разграничить пространство

храма. Между апсидой и нефом появился трансепт — поперечный неф.

Несколько выступая за пределы основной части здания, он придавал церкви фор-

му латинского креста. Автор старинной хроники, рассказывая о постройке в VI в.

церкви Сен-Жермен де Пре в Париже, утверждал, что форма креста была придана

ей, дабы положить в основу храма важнейший христианский символ.

В V-VIII вв. зодчими меровингской Франции (Меровинги — первая династия

франкских королей) были введены и другие новшества в церковные здания. В восточной

части храма пол приподняли и образовали подземное помещение — крипту,

являющуюся погребальной церковью. Крипта с захоронением святого находилась

значительно ниже уровня пола, но своды ее возвышались над ним, составляя

ос-

нование для хора. Над перекрестием центрального нефа и трансепта появился

тибурий — шатровая башня с окнами. Таким образом, вертикальный разрез церковного

пространства на уровне алтаря тоже оказывался в плане крестом. При

входе в базилику с западной стороны оформилось небольшое поперечное помещение

в виде закрытой галереи — нартекс, где могли находиться лица, не имеющие

права входить в храм во время богослужения, и куда со временем перенесли крестильную

купель. Возле церкви ставили башни, служившие колокольнями, либо

специальные постройки для крещения — баптистерии. Со временем башни слились

со зданием, оформив западный конец базилики.

Особенности архитектуры базиликального храма не позволяли охватить всю

роспись единым взглядом. Поэтому в центральном нефе, над колоннадой, по наЦерковь

Сен-Жермен де Пре. Париж

199

правлению к алтарю, помещали библейские сюжеты, располагая их в той же последовательности,

что и в Священном Писании. Однако в выборе сюжетов не было

строго установленного канона. Главный акцент делался на росписи триумфаль-

ной арки и центральной апсиды. На триумфальной арке живописцы предпочитали

изображать ангелов, апостолов, аллегорические фигуры. В апсиде помещали изображение

Христа в «славе», реже — фигуру Богоматери.

Здания светского характера, которые строили в период раннего средневеко-

вья из дерева и других непрочных материалов, бесследно исчезли. Художествен-

ное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами

прикладного

искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряж-

ки, подвески,

фибулы — застежки на плаще, браслеты, ожерелья). В его развитии

прослеживается

несколько стадий. Первоначально получил распространение так

называемый

филигранный стиль. Металлические изделия украшали нанесенны-

ми на поверхность тонкими золотыми или серебряными нитями, зернью1. В пери-

од «великого

переселения народов» в Европу с Востока был принесен многоцвет-

ный полихромный стиль. Серебряные и золотые изделия полихромного стиля в

изобилии

украшались вставками из эмали, цветного стекла, драгоценными камня-

ми, которые помещались в виде кабошонов2 или шлифованных пластинок между

золотыми

перегородками причудливого узора.

Мастера полихромного стиля извлекали художественный эффект из природных

свойств материала — блеска золота, свечения камней, что сообщало стилизованным

изображениям птиц и животных характер магического знака. Это было

созвучное пели варварского искусства VI—VIII вв. — не только украсить, но и ох-

ранить человека от враждебных ему сил. Излюбленными мотивами являлись

1 Зернь — мелкие золотые и серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное изделие.

2 Кабошон — форма обработки камня с приданием ему округлой выпуклой поверхности.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна

200

силуэты птиц, зверей, различных чудовищ, демонов, в образах которых причудливо

переплелись древние языческие верования и христианское представление о

греховном начале в мире.

Орнаменты, состоящие из бесконечного плетения линий, среди которых внезапно

возникали то птичья, то звериная лапа, то голова, то крыло, то оскаленная

морда хищника, то звероподобный лик, почти сплошь покрывали любую свободную

поверхность, архитравы порталов, алтарные преграды, спинки и подлокотники

де-

ревянных скамей. Такой декор получил название абстрактного звериного

орнамента.

Его широко использовали также при украшении рукописей.

Книгам всегда придавалось очень большое значение в христианском искусстве.

Для христиан книга была символом Божественного завета, и недаром Иисус всегда

изображался с кодексом либо свитком в руках. Поэтому все религиозные рукописи

украшались очень богато, и в этом плане книга VII-VIII вв. сильно отличалась от

античной. В античной рукописи текст и орнамент были четко разграничены.

Текст

писали предельно простым шрифтом, иллюстрации располагались

либо на отдель-

ных листах, либо на специально оставленных пустых местах в колонках текста. В

рукописях раннего средневековья плетения орнаментов, стилизованные

изображе-

ния животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклинивались

между строч-

ками. Буквы приобрели изящные завитки, и сама линия — строка

— походила на орна-

мент. Наиважнейшее внимание уделялось инициалу — заглавной

букве. В античной

рукописи заглавная буква отличалась от остальных только размером, в рукописях

раннего средневековья инициалы стали важным декоративным

элементом, запол-

няющим половину, а иногда и целую страницу. Сначала это было изображение в

виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного, затем

появились более

сложные композиции на темы Ветхого или Нового завета.

Расцвеченная яркими красками, изукрашенная причудливым узором, заключенная

в роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эма-

ли и драгоценных камней, средневековая рукопись сама являлась драгоценно-

стью. Тем более что и переписка книг была делом кропотливым и трудоемким.

Поскольку

грамотность в те времена была распространена главным образом сре-

ди духовенства, именно монастыри, церковные библиотеки и скриптории были

местом

хранения и создания рукописей. Здесь хранились не только религиоз-

ные книги, но и сочинения древних авторов по медицине, астрономии, астроло-

гии, описания земли, флоры, фауны, путешествий. Таким образом, античная нау-

ка, поэзия, философия, хотя и в урезанном, а подчас и искаженном виде, все-таки

становились достоянием средневековья.

«Каролингское Возрождение»

Государство франков, возникшее в V в. в северо-восточной части современной

Франции, достигло небывалых размеров благодаря правителю Карлу Великому

(768-814 гг.). Успешные сражения с арабами укрепили его могущество и престиж.

Под его властью находились многочисленные народности романо-германского

мира, объединенные христианством. В 800 г. Карл Великий короновался в Риме

императорской короной. Теперь романо-германский мир, объединенный не только

христианством, но и императорской властью Карла, окончательно обособился

от Византии и стал самостоятельным государством. Так возникла Священная Рим-

ская империя со столицей в Аахене, которая включала в себя современную Фран-

цию, южную и западную Германию, Бельгию, Голландию, среднюю и северную

Италию, северную Испанию.

201

Средневековая культура каролингского периода, получившая впоследствии

название «каролингское Возрождение», поскольку ориентирована была на античную

римскую культуру, несла на себе ярко выраженный отпечаток античности.

Но обращение к античности означало не разрыв с церковью, а, наоборот, стрем-

ление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии. Раз-

витие искусства шло в основном по трем ключевым направлениям: храмовое

строительство, монастырское строительство и создание книг.

Немалую роль в строительном искусстве сыграло приобщение франков к

античной цивилизации во время их походов в Равенну и Рим. Наиболее извест-

ным примером подражания античному образцу стала капелла в Аахене, кото-

рая являлась

частью дворцового комплекса, возведенного Карлом Великим в

императорской

резиденции. Капелла имела много общего с раннехристиан-

ской церковью

св. Виталия в Равенне. Как и равеннский храм, она представля-

ла собой центрическое сооружение, имеющее в основании восьмиугольник с вы-

сокой средней частью и более низким обходом. Для ее отделки и отделки дворца

были вывезены колонны и облицовочные материалы из равеннского дворца Тео-

дориха Великого, сооруженного в античных традициях. Некогда капелла славилась

как одно из красивейших зданий «каролингского Возрождения». Вторым

сохранившимся с тех пор центрическим сооружением является церковь Жерминьи

де Пре близ Орлеана, принадлежавшая епископу Теодульфу, самому влия-

тельному представителю духовенства при дворе Карла Великого. Эта церковь

в плане представляла собой квадрат с примыкающими к нему с четырех сторон

апсидами; внутри она была богато декорирована роскошными мозаиками на темы

Ветхого и Нового завета.

При Карле Великом и его преемниках особенно большой размах приобрело

монастырское строительство, связанное с ростом могущества монастырей и их

влиянием в империи. Монастырские школы готовили не только лиц духовного

звания, но и кадры имперской администрации, дипломатов, ученых, историографов,

писателей.

Монастырские комплексы IX в. представляли собой целые поселки с до-

мом настоятеля, школой, госпиталем, гостиницей, кухней, пекарней, пивовар-

ней, мельницей, конюшней, амбарами, ремесленными мастерскими, кладбищем.

Их планировка, ставшая основой для всего последующего монастырского строительства,

имела регулярный характер: пересекающиеся под прямым углом дороги,

выложенные плитами, образовывали участки для строительства зданий,

удаленность которых от монастырской церкви зависела от их функционального

на-

значения.

Центром монастырской жизни был храм — базилика, имеющая апсиды с обеих

сторон. Подобные базилики стали типичными для каролингского монастырского

зодчества. В них сливались как бы несколько храмов, каждая апсида имела алтарь,

посвященный своему святому. Главные входы располагались либо на западном фа-

саде по сторонам апсиды, либо на боковых фасадах. К трансептам пристраивали

ризницу и библиотеку со скрипторием. Центром монастырской жизни являлся

клуатр

— обнесенный крытой галереей дворик с водоемом наподобие античного

атри-

ума, но расположенный у южной стены церкви. С востока к нему примыкали зал

капитула (совет духовных лиц) и спальни монахов, с юга — трапезная,

с запада —

складские помещения.

Огромное значение в эпоху Карла Великого уделялось живописи в церквах.

В императорском указе говорилось, что «живопись допустима в церквах для того,

чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может уз202

нать из книг». Росписи располагались в традиционной для базиликального храма

последовательности: над аркадами центрального нефа, на триумфальной арке и в

центральной апсиде.

Но IX век был временем расцвета и светской монументальной живописи. В

этот период были созданы целые циклы исторических фресок, покрывавших сте-

ны королевских дворцов. В старинных рукописях содержится свидетельство о том,

что в Ингельсхейме, резиденции Людовика Благочестивого, сына Карла Великого,

на стенах его апартаментов были изображены подвиги Кира, Александра Македонского,

каролингских королей, деяния римских императоров. Во дворце епископа

Теодульфа в Жерминьи де Пре были представлены аллегории времен года,

наук, искусств.

Карл несомненно был личностью выдающейся, властелином, понимавшим не-

обходимость просвещения. В школе, основанной им, дети вельмож учились вместе

с его детьми поэзии, риторике, диалектике, астрономии. Сам Карл тоже посещал

классы, он владел латинским и греческим языками. Как свидетельствует его современник

и биограф, историк и зодчий Эйнгард. Карл страстно желал научиться пи-

сать и для этого «возил с собой на постели под подушкой дощечки и листки, что-

бы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд,

начатый не в свое время, слишком поздно».

В империи Каролингов созданию книг, как религиозных, так и светского содержания,

придавалось очень большое значение. Благодаря использованию единообразного

упрощенного шрифта — каролингского минускула — книга была доступной

для чтения. В оформлении рукописи декоративный принцип сочетался с иллюстративным.

Орнаментированный декор на полях, огромные инициалы перестали

быть единственным украшением книги.

Иллюстрации, почти совершенно отсутствующие

в рукописях меровингской

Франции,

вновь начали украшать кни-

ги, воспроизводя

раннехристианские

и византийские

образцы. Книги по-

прежнему создавались

в монастырских

скрипториях, и в связи с возросшим спро-

сом на них в империи

было образовано не-

сколько крупных центров изготовления ма-

нускриптов. В каждом

центре сложились

свои художественные

приемы.

Отличительной особенностью книг придворной

школы Карла Великого являлась

пурпурная окраска страниц, наличие орнамента,

роскошные иллюстрации с обилием

золота. Иллюстрации ограничивались

почти исключительно изображением евангелистов

— величавых мужей в античных

тогах с книгой и пером в руках. Торжественно

восседая на троне, на фоне античных

строений, они либо демонстрировали открытую

книгу Священного Писания, либо,

подняв руку, произносили проповедь. Над

их головами, в нише арки, помещались символы

— ангел, лев, телец, орел (см. цв. вкл.).

Евангелист Матфей. Евангелие Эбо.

Библиотека. Эперне

203

Придворная школа Карла Велико-

го носила также название «школа Годескалъка

», или «школа рукописи Ады», по

условному наименованию важнейших

рукописей, созданных здесь.

Для Реймсской школы были характерны,

прежде всего, простота декоративного

оформления листа и свобод-

ное размещение фигур в пространстве.

В иллюстрациях

не было ни ниш, ни

орнамента,

ни пышной архитектуры.

Графическая

манера исполнения пред-

полагала передачу движения, естествен-

ного динамичного

перемещения фигу-

ры в пространстве.

Живописное пятно,

преобладающее

над контуром в «школе

рукописи

Ады», в Реймсской школе почти

вытеснилось беспокойной, вибрирующей

линией. Самым выдающимся па-

мятником каролингской миниатюры,

занимающим особое место среди рукописей

Реймсской школы, явилась Утрехтская псалтырь, вызвавшая огромное чис-

ло подражаний, особенно в Англии. Утрехтская псалтырь — рукопись, не содержа-

щая живописных миниатюр. Ее иллюстрации представляют собой перьевые беглые

рисунки без рамок, прямо на страницах с текстом, сделанные коричневой тушью.

Причем, поскольку псалмы и молитвы не имеют связного сюжета, художник иллюстрировал

отдельные слова, понятия, метафоры, вызвавшие у него ту или иную

ассоциацию. Такая буквальная интерпретация текста обусловила наличие в религиозной

книге массы бытовых светских мотивов. Так, например, слово «сон» в тек-

сте сопровождалось изображением трех кроватей со спящими людьми, фраза «Я

был как тягловое животное» — изображением кобылы с жеребенком. При всей бе-

глости рисунка и едва намеченных штрихами холмов, деревьев, пещер художник на

редкость точно передает детали: отдернутую занавеску в маленьком домике, при-

открытую дверь храма, спадающие мягкими складками, словно невесомые,

одея-

ния ангела.

Самое поразительное в иллюстрациях Утрехтской псалтыри — их необычайная

динамика и передача малейших оттенков настроения. Словно подхваченные ветром,

несутся, едва касаясь земли, воины, путники, ангелы; с нетерпением скачут

вокруг охотников собаки; взмывают в небо соколы; готовы сорваться в полет раз-

горяченные резвые скакуны.

В Турской школе впервые в книжной миниатюре стали создаваться повествовательные

иллюстративные циклы, занимавшие ранее скромное место на полях или

внутри инициала. Наряду с иллюстрациями из Ветхого и Нового завета в рукопи-

сях Турской школы встречались изображения каролингских монархов. Лишенные

какого-либо портретного сходства, величественные и отрешенные, они являлись

своеобразным символом королевской власти. В Библии Карла Лысого

и в Еванге-

лии Лотаря, самых замечательных памятниках Турской школы, представлены ми-

ниатюры, на которых изображены эти властелины.

Миниатюра из Библии Карла Лысого представляет сцену поднесения королю

изготовленной для него рукописи. Кроме ценного исторического свидетельства о

Страница Утрехтской псалтыри. Фрагмент.

Библиотека университета. Утрехт

204

том времени, миниатюра служит примером перехода к принципиально новому по-

строению композиции, ставшему основным в изобразительном искусстве сред-

невековья. Во-первых, фигура короля, помещенная на втором плане, значительно

больше остальных — таким способом выражена идея иерархии, ставшая определяющей

как в светском, так и в религиозном искусстве средневековья. Во-вторых,

монахи (фигуры первого плана) расположены ниже короля и его телохранителей

(фигуры второго плана) и при ракурсе сверху должны были быть показаны укороченными,

чего в миниатюре нет. Такое нарушение пространственной среды и размещение

различных пространственных планов не друг за другом, а друг над другом

стало второй стилевой особенностью средневекового изобразительного искусства.

Каролингская культура оказалась недолговечной. Громадное государство Карла Ве-

ликого могло держаться лишь благодаря его силе и энергии. Сын его и преемник

Людовик Благочестивый не отличался ни талантом, ни волей отца, что замечатель-

но отражено в эпосах «Коронование Людовика» и «Нимская телега». После его

смерти началась «война трех братьев», закончившаяся разделом монархии

Карла.

В 40-х годах IX в. империя Каролингов перестала существовать.

РОМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

В истории континентальной Европы X век был веком разрухи и буквально апо-

калиптических бедствий: войн, голода, эпидемий.

Еще с середины IX столетия началось вторжение норманнов, двигавшихся мор-

ским путем из Скандинавии и опустошивших сначала северные, а затем и юж-

ные страны. Со стороны Средиземного моря делали набеги арабы. Самое могущественное

государство — империя франков — распалось. Культурная жизнь

Европы замерла.

Начало второго тысячелетия явилось важным рубежом во всех областях европейской

жизни. Вторжением норманнов в Англию завершилась волна миграций.

Государства, возникшие на развалинах Священной Римской империи Карла Великого,

несмотря на крайнюю политическую раздробленность, оказались более

стабильными. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось оживление

культурной жизни. Искусство, получившее в дальнейшем название романского,

развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге,

Великобританию и Скандинавские страны на севере. Термин «романское искус-

ство», «романский стиль» (от лат. romanus — римский) возник в начале XIX в., ког-

да художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья, заме-

тили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.

Исторически оно соответствовало периоду феодализма. Желая иметь надежную

армию, короли как награду за службу раздавали своим верным воинам земельные

наделы, которые назывались на германский лад леном (займом) или

феодом,

что и дало наименование сложившемуся в IX-XI вв. общественно-

му строю. К этому же времени относится и зарождение рыцарства. Само сло-

во «рыцарь

» означает в переводе с немецкого «всадник». Рыцарем сын знат-

ного человека

становился с момента вручения ему оружия, когда он достигал

возраста, чтобы стать воином. Юноша благородного происхождения, прежде

чем сделаться

рыцарем, в течение некоторого времени должен был исполнять

обязанности

оруженосца при каком-либо сеньоре. Когда подходил срок, юноша

получал

меч как символ его нового положения. Кроме меча посвящаемый получал

панцирь, шлем и копье. Ночь перед посвящением будущий рыцарь проводил в

205

церкви в молитве, а его меч, положенный на алтарь, получал благословение духов-

ного лица. Это означало, что рыцарь являлся защитником церкви и христианской

веры. Рыцари должны были также оказывать покровительство вдовам,

сиротам,

паломникам. Но вместо этого они постоянно враждовали между собой, соверша-

ли набеги и грабили.

Бесконечные распри рыцарей при почти не прекращающихся войнах обусловили

появление укрепленных замков. Европа буквально покрылась замками. Несмотря

на свое сугубо утилитарное назначение, замок стал символом власти сеньо-

ра над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок

строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью,

либо на островах широких рек и озер. Замок являлся одновременно и жилищем

фе-

одала, и крепостью, поэтому большое внимание уделялось стенам. Толщиной они

были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, заполненные водой. Един-

ственным входом в замок служили ворота через башню, от которой через ров на-

водили подъемный мост. Но даже если авангард наступающих перескакивал через

мост, в узком проходе башни опускалась массивная решетка. Стены замка увенчи-

вались зубцами, позади которых был деревянный настил, и защитники оттуда стре-

ляли по врагу или же сбрасывали камни, или выливали кипящую смолу, нечистоты

— все, что оказывалось под рукой. Со временем башни стали делать круглыми, что-

бы увеличить радиус обстрела, а в верхней части помещали особые нависающие

галерейки с люками в полу. В центре двора возводилась каменная

башня — донжон

— последнее убежище в случае осады. Обычно это была трех-четырехэтажная баш-

ня, весьма уродливая, с очень толстыми стенами и узенькими,

редко расположен-

ными окнами. В XII в. рядом с донжоном стали строить дом, возле него капеллу,

погреба, кухню, конюшни. К внутреннему двору примыкал

более широкий двор с

мельницей, пекарней, ремесленными мастерскими. Во время осады замок служил

убежищем для окрестных жителей. Таким был один из величественных и мощных

замков Франции — замок Пьерфон к северу от Парижа.

При общем сходстве планировки и укрепления феодальных замков существо-

вали некоторые региональные различия. К примеру, архитектура Испании несла

на себе отпечаток реконкисты — освободительных религиозных войн с маврами.

Почти все строения — монастыри, города, замки — имели характер крепостей и возводились

studfiles.net

Культура Западной Европы в средние века

Поделись с друзьями

Романский стиль

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.

В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V—VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526—548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие, как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни Святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же, как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Декоративное искусство. Прароманские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях и в мозаике.

Прароманская и романская обработка металлов — широко распространенная форма искусства — использовалась, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода — ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г.). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210 г.). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Этот так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года, на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора производящие впечатление ряби классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Средневековая музыка и театр

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В X веке Многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

Религиозная драма или чудесные пьесы. В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные места и представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

Средневековая светская драма. В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как-то связать специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно — сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основные формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали так же. Во Франции применялись синхронные постановки — различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями. Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» — на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены, зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной драмы.

students-library.com

Средневековая культура Западной Европы.

Термин «средние века» ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их время от классической древности. Предполагается, что римский историк XV в. Флавио Бьондо, автор «Истории от падения Рима», описывая современную ему действительность, назвал «Средним веком» (dium aevum) период лежащий между его эпохой и античностью. С позиций высоких достижений культуры Возрождения Средние века виделись гуманистам как период дикости и варваризации античного мира. Эта оценка долгое время присутствовала в научной литературе.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения римской империи на Западную и Восточную части (завершение этого процесса произошло при Феодосии I в 395 г.) до падения Константинополя от нашествия турок в 1453 г.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья. Время формирования варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств). Период временного упадка культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском варварского, менее развитого мира. На этом этапе происходит синтез варварской культуры с римскими традициями, христианство утверждается как общая для всех народов религия. Католическая церковь в этот период оказывала решающее созидательное воздействие на сознание и культуру общества.

Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В это время в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства, что отражает тенденцию усиления центральной власти и социальной активизации сословий, в первую очередь городских. Культурная жизнь определяется развитием городской культуры, которая способствует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Содержательность этих процессов была усилена с оформлением на данном этапе культуры Возрождения, идеологии гуманизма.

XVI — XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь этого периода характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. В рамках этого этапа оформляется политическая система феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли Реформация и Контрреформация, нисхождение идеологии гуманизма, развитие естественнонаучного знания.

Средние века начинаются с активного процесса, который вошел в историю под названием — эпоха Великого переселения народов. Миграционные процессы, причины которых до конца не ясны, охватили практически весь европейский континент и радикально изменили его этнический, культурный и политический облик. В 476 г. юный римский император Ромул Августул сложил свои полномочия перед предводителем германских наемников Одоакром. Свержение Ромула Августула принято считать концом не только Западной Римской империи, но и всего античного периода истории. К концу V в. на территории бывшей Западной Римской империи сложилось несколько варварских королевств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии. Племена, обитавшие во внутренних областях Германии, равно как в Британии, Скандинавии еще не имели собственной государственности. В это поистине драматическое время происходит рождение основ европейской цивилизации, как некой культурно-исторической общности с единой судьбой и культурой в мировой истории. Начало собственно европейской культурной традиции произрастало на почве взаимодействия наследия цивилизационной культуры Римской империи, христианства и многочисленных культур варварских народов.

Отрезок истории с VI по VII вв. обычно называют «долгой ночью» средневековья. Именно в это время, бесструктурного культурного хаоса, хаотически сталкивались и перемешивались осколки разных систем культуры. Общую картину этого хаоса трудно восстановить, ибо памятники культуры сохранились в незначительном количестве, каменное строительство прекратилось, место камня заменило дерево, многие ремесленные традиции были утрачены. Латинская Европа пострадала наиболее сильно в отличие от византийского и арабского мира Римской империи. Как следствие из Византии и арабского мира в Европу стало проникать обратно античное наследие Римской империи, Этот обратный поток явился своеобразным стимулятором первого культурного подъема, приведшего к становлению средневековой культуры.

В самой латинской Европе в качестве культурной доминанты сохранилось христианство с его ведущей личностной и субъективистской традицией. Христианские монастыри и церковные кафедры на западе были в эти века преимущественно хранилищами христианской культуры, локальными очагами в пространстве варваризированной культурной стихии. Христианизация Европы, по сути дела, только еще начинала разворачиваться. На территории бывших римских провинций и Германии нередки были случаи принятия христианства в виде неортодоксальных ересей (арианства, несторианства), более понятных иногда варварским народам, чем сложная интеллектуалистическая система ортодоксальной троичности.

Непростой процесс христианизации варварских народов в определенной степени трансформировал христианство, особенно в культовой и праздничной сферах. Ситуация культурного дуализма — сосуществования христианских и языческих традиций, особенно долго сохранялась в народной, повседневной культуре.

Для понимания генезиса средневековой культуры важно учитывать, что она формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации, которая не могла исчезнуть исторически одномоментно. Продолжали еще существовать социальные отношения и институты, культура, порожденные ею, были живы люди этой цивилизационной культуры. Даже в самое тяжелое для Западной Европы время не пресекалась римская школьная традиция. Средневековье восприняло ее важнейший элемент образования — систему семи свободных искусств, делившуюся на два уровня: нижний, начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику, и высший — квадривиум, в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Один из самых распространенных в средние века учебников был написан африканским неоплатоником V в. Марцианом Капеллой. Это было его сочинение «О браке Филологии и Меркурия». Важнейшим средством культурной преемственности между античностью и средневековьем был латинский язык, сохранивший свое значение как язык церкви и государственного делопроизводства, международного общения. Именно латынь стала впоследствии лингвистической основой романских языков.

Наиболее яркие явления в культуре конца V — первой половины VII в. связаны с усвоением античного наследия, которое стало питательной средой для оживления культурной жизни в остготской Италии и вестготской Испании.

Магистр оффиций (первый министр) остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-525) входит в число наиболее почитаемых учителей средневековья. Его трактаты об арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии. Боэция нередко называют «последним римлянином» и «отцом схоластики». Блестящая карьера Боэция внезапно прервалась: по ложному доносу он был брошен в тюрьму и затем казнен. Перед смертью он написал небольшое сочинение в стихах и прозе «Об утешении Философией», которое стало одним из самых читаемых произведений в средние века.

Идея соединения христианской теологии и риторической культуры определила направление деятельности квестора (секретаря) и магистра оффиций остготских королей Флавия Кассиодора (ок. 490 — ок. 585). Он вынашивал планы создания первого университета на Западе, которым, однако, не суждено было сбыться. Его перу принадлежат «Варии», уникальный сборник документов, деловой и дипломатической переписки, ставший на много веков образцом латинской стилистики. На юге Италии в своем поместье Кассиодор основал обитель Виварий — культурный центр, объединивший школу, скрипторий, библиотеку. Виварий стал образцом для бенедектинских монастырей, которые, начиная со второй половины VI в., становятся хранителями античной культурной традиции на Западе вплоть до эпохи классического средневековья. Среди них наибольшей известностью пользовался монастырь Монтекассино в Италии.

Вестготская Испания выдвинула Исидора Севильского (ок. 570 — 636), за которым закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста. Его главное произведение «Этимологии» в 20 книгах — свод того, что сохранилось от античного знания.

Раннее средневековье — время роста самосознания варварских народов, вышедших на авансцену европейской истории. Именно тогда создаются первые письменные «истории», освещающие деяния не римлян, а варваров: «Гетика» историка готов Иордана (VI в.). «История франков» Григория Турского (вторая половина VI в.), «История о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (первая треть VII в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (конец VII — начало VIII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.)

На рубеже VII — IX вв. обозначаются процессы, которые можно характеризовать как культурное возрождение. Впервые, после долгого спада, медленно, но неуклонно растет население Европы. Демографический подъем создавал критическую человеческую массу для роста в перспективе городов. Интенсивность развития городской культуры меняло облик самой культуры, ее материальные, сословные, духовные, интеллектуальные черты.

Строительство Европы было строительством христианизирующейся культуры. В этом поступательном процессе западный регион имел свои преимущества:

  • более длительную христианскую традицию в ведущих центрах, расположенных в южных и юго-западных зонах;

  • более живое и органичное для этих мест римское культурное наследие;

  • сеть уже готовых, хотя и сильно ослабленных городов;

  • устойчивые связи с экономически развитыми Восточным Средиземноморьем, византийским христианским и арабским мирами.

Исторические и географические преимущества были дополнены борьбой франкских королей за объединение Западной Европы. Эта цель была достигнута при династии Каролингов. Для Карла Великого политическим идеалом была империя Константина Великого. В культурно-идеологическом отношении он стремился к консолидации разноплеменного государства на основе христианской религии. Об этом свидетельствует тот факт, что реформы в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления ее единого канонического текста для всего Каролингского государства. Тогда же была осуществлена реформа литургии, установлено ее единообразие, соответствие римскому образцу.

Карл Великий (768-814) создает свою обширную империю и принимает из рук папы Льва III в 800 г. титул императора Священной Римской империи. Процесс объединения разрозненных земель в единое целое имел положительный аспект — утверждалась и внедрялась в сознание мысль, идея о европейском культурном единстве, единстве западнохристианского мира. Реформаторские устремления государя совпали с глубинными процессами, происходившими в обществе, которое нуждалось в расширении круга образованных людей, способных содействовать практическому осуществлению новых политических и социальных задач.

К X в. импульс культурной жизни Европы, приданный Каролингским возрождением, иссякает из-за непрекращающихся войн и междоусобиц, политического упадка государства. Наступает период «культурного безмолвия», продлившийся почти до конца века и сменившийся кратким временем подъема, так называемым Оттоновским возрождением. После него в культурной жизни Западной Европы уже не будет периодов столь глубокого упадка, как с середины VII в. до начала IX в. и на протяжении нескольких десятилетий в X в. XI-XIV века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.

studfiles.net

история, развитие, культура :: SYL.ru

Западная Европа – это огромная часть света с богатой историей и культурой. Сегодня европейские страны являются наиболее развитыми в мире и более других влияют на международную политику.

Период Античности

Античную Грецию именуют колыбелью европейской цивилизации. Именно здесь зародилась привычная для нас модель демократической организации общества, сложились предпосылки для развития экономической системы и культурных традиций будущих стран. Эта цивилизация оказала огромное влияние не только на области Средиземноморья, а и на Азию и Африку.

Экономической основой античного мира был полис, где уже в ранее время, в отличие от восточных стран, произошло выделение частной собственности из коллективной. Древние Греция и Рим дали толчок к формированию европейского права как особого регулятора отношений между государством и гражданином.

Достижения античной культуры, несмотря на забвение в Средние века, в дальнейшем были переосмыслены и составили основу для развития различных областей знаний в Западном мире в Новое время. Кроме того, в эту эпоху образовались союзы племен, послужившие фундаментом для формирования европейских наций.

Период Средневековья

История Западной Европы в Средние века насыщена войнами и новыми достижениями науки. Именно в это время на политической карте мира возникли многие европейские государства, сложились принципы работы отдельных политических институтов.
Европа в эпоху Средневековья становится «христианским миром». Религия оказывает огромное влияние не только на общественные отношения, но и на политическую жизнь.

В это время возвышаются такие государства Западной Европы, как Остготское, Вестготское, Франкское и Англосаксонское королевства.

Важным достижением средневековой европейской цивилизации является отмена рабства. Это открыло возможность внедрения инноваций в общественную жизнь и в производство.

В период Зрелого Средневековья появляется романский стиль, который нашел свое отражение в архитектуре (например знаменитая «падающая» башня в Пизе), живописи, скульптуре, а также готика, колыбелью которой стала Франция.

Возрождение

Эпоха Возрождения – это переходный период между Средневековьем и Новым временем, который охватывает с XIV по XVI вв. Именно тогда сформировался новый образ европейского человека – волевого, сильного, интеллектуального.

Ренессанс – это особый период, который в своем развитии прошла культура Западной Европы. Его главной задачей и целью было возрождение античного наследия, его переосмысление и применение в новую эпоху.

Родиной Возрождения считается Италия. Именно здесь творили знаменитые Леонардо да Винчи, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли.

В эпоху Возрождения Западная Европа вступила на путь Великих географических открытий, что способствовало расширению кругозора каждого человека, развитию культуры и ее внедрению в других частях света.

В это время сложилась особая форма мировоззрения – гуманизм (признание людей самой высшей ценностью и их права на свободное развитие и реализацию своих возможностей).

Новое время

Новое время охватывает период с XVI по XIX вв. Развитие Западной Европы в эту эпоху характеризуется такими понятиями, как «промышленная революция», «первоначальное накопление капитала», «колониальная система», «просвещение» и т. д.

В Новое время происходят изменения в религиозной жизни европейских стран, что было следствием Реформации (духовного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви). Важнейшим событием этого периода стала Великая французская революция, повлекшая за собой ряд социальных и политических изменений в других странах Европы.

В XIX в. меняется карта Европы. В 1870-х годах были объединены Германия и Италия, а также образована Австро-Венгрия.

С Нового времени берет свое начало эпоха колониализма. Ведущие европейские страны, заинтересованные в торговле с Востоком, основывают там фактории. Позже появляются первые колонии в Индии, Африке, Канаде и т. д.

Огромным потрясением на завершающем этапе периода стала Первая мировая война.

Культурное развитие Западной Европы в Новое время

Западная Европа в XVIII веке вступила в эпоху Просвещения, которая по своему содержанию была продолжением Ренессанса. В это время все более актуальными становятся гуманистические идеи, признается огромная роль человеческого разума, растет авторитет науки. Выдающиеся просветители (Вольтер, Ш. Монтескье, И. Гете, И. Кант, Ж. Руссо, И. Гердер) разработали концепцию «естественного развития» и отстаивали неотъемлемые права человека.

В искусстве Нового времени выделяются такие направления, как классицизм и барокко. К концу периода они были вытеснены рококо, сентиментализмом и модернизмом. С этого времени европейские страны становятся ведущими в мировой культуре, отодвинув на задний план Китай и другие восточные государства.

Следует отметить и революцию в науке. Она связана с именами Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера, Р. Бойля, Р. Декарта, В. Паскаля, У. Гарвея и других. В Новое время наука приобретает глобальный характер.

Новейшее время

В Новейшее время Западная Европа окончательно приобрела свой современный облик. Самым значительным событием эпохи считается Вторая мировая война, в которой приняла участие 61 страна. В ходе этого конфликта впервые было применено ядерное оружие. После Второй мировой войны были созданы такие международные организации, как ООН и НАТО.

В Новейшее время были изобретены телефон, компьютер, АЭС, спутник, компакт-диск, Интернет, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого современного человека.

Культура Западной Европы в Новейшее время

Этот период отмечен появлением новых философских течений: экзистенциализма, неопозитивизма и неотомизма.

В начале Новейшего времени в литературе преобладали фантастическое и демократическое направления. Первое связано с попытками человека осознать значение войны и мира (Г. Уэллс), второе – понять смысл происходящих вокруг событий (Бернард Шоу, Теодор Драйзер, Томас Манн).

В искусстве Новейшего времени следует отметить появление разных течений модернизма (экспрессионизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм) и авангардизма.

www.syl.ru