Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность: Выберите верные суждения о социальной стратификации исоциальной мобильности и запишите цифры, под которыми ониуказаны.. Обществознание 15535

Содержание

Социальная мобильностьь — презентация онлайн

Похожие презентации:

Социальная мобильность

Социальная мобильность

Социальная стратификация

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Тема 2.1

Социальная сфера

Социальная стратификация. Социальная мобильность

Социальная мобильность

Социальная стратификация и социальная мобильность

Социальная мобильность

1. Социальная мобильность

2. Социальная мобильность

— это изменение индивидом или группой
своей социальной позиции в социальном
пространстве.

3. Вертикальная мобильность

предполагает совокупность социальных
перемещений, которая сопровождается
повышением или понижением социального статуса
индивида. Различают:
• восходящую вертикальную
мобильность (социальный подъем)
• нисходящую мобильность (социальное
падение).

4. Горизонтальная мобильность

— это переход индивида от одной социальной
позиции к другой, находящейся на одном и том же
уровне. Пример:
• перемещение из одного гражданства в другое,
• из одной профессии в другую, имеющую в
обществе сходный статус.

5. Географическая мобильность

• Разновидность горизонтальной
мобильности, которая подразумевает
перемещение из одного места в другое при
сохранении имеющегося статуса (переезд на
другое место жительства, туризм и т.п.).
• Если при переезде меняется социальный статус,
то географическая мобильность превращается
в миграцию.

6. Виды мобильности 

Виды мобильности
• Межпоколенная мобильность предполагает
характер изменений социального статуса между
поколениями и позволяет определить, насколько
дети поднимаются или, наоборот, опускаются по
социальной лестнице по сравнению со своими
родителями.
• Внутрипоколенная мобильность связана
с социальной карьерой,, означающей
изменение статуса в рамках одного поколения.

7. Формы мобильности

• Групповая мобильность имеет место в случае,
когда перемещения совершаются коллективно, и
целые классы, социальные слои изменяют свой
статус.
• Индивидуальная мобильность означает
социальное перемещение конкретного человека
и связана прежде всего с достигаемыми
статусами

8. Каналы социальной мобильности

• Школа, образование в целом
• Семья
• профессиональные организации
• Армия
• Политические партии и организации
• Церковь.
• Маргинал — человек, оказавшийся вне своей
социальной среды; опустившийся, изгой.
• Люмпен — обозначение низших слоёв
пролетариата. Все деклассированные слои
населения (бродяги, нищие, уголовные элементы
и другие асоциальные личности).

10. Задания

1. Студент работает над рефератом о вертикальной
социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного
учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих
(«синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу
обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
2. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы
в Париж на двухлетнюю стажировку в известной
французской финансовой компании. А. будет во
Франции работать в той же должности, что и в
Москве, получать примерно такую же зарплату.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики
социальной мобильности, относящиеся к данному
примеру, и запишите эти цифры, под которыми они
указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
3. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие
проявление вертикальной социальной мобильности, и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в
новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении
контртеррористической операции, получил новое воинское
звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого
директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в
зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен
на должность начальника отдела логистики.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная
стратификация и мобильность
4. Выберите верные суждения о видах и особенностях
социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в стремлении
человека изменить свое общественное положение.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет
к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
5. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к
другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
6. Выберите верные суждения о каналах вертикальной
социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является
образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального
статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и
обеспечивает стабильность общества.
7. Выберите верные утверждения о социальной
мобильности.
1) Вертикальная социальная мобильность предполагает смену социального статуса.
2) Расторжение брака является примером вертикальной социальной мобильности.
3) Один человек может иметь несколько социальных статусов.
4) Социальная мобильность характерна как для отдельных людей, так и для социальных групп.
5) Понятие социального лифта связано с горизонтальной социальной мобильностью.
8. Выберите верные суждения о социальной
стратификации и социальной мобильности и запишите
цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в
порядке возрастания.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход
в социальную группу, находящуюся на другой ступени
социальной иерархии.
2) Один из критериев дифференциации социальных
групп — доход.
3) Личные качества человека выступают критерием
социальной стратификации современного общества.
4) Социологи различают индивидуальную и
коллективную мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации
общества выступает объём власти.
9. Выберите верные суждения о социальной
мобильности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) К горизонтальному виду мобильности относится
получение офицером внеочередного воинского звания.
2) К вертикальному виду мобильности относится
переход человека в более низкий социальный слой.
3) Социальная мобильность — это разделение
общества на группы, занимающие разное положение.
4) Межпоколенная мобильность — сравнительное
изменение социального статуса y разных поколений.
5) Организованной мобильностью называют
управляемые государством перемещения человека или
целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с
согласия самих людей или без их согласия.
10. Выберите верные суждения о социальной
стратификации и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) В основу деления общества на страты положены
доход, профессия, образование.
2) Одним из критериев социальной стратификации
являются индивидуально-психологические
особенности личности.
3) Социальная стратификация отражает строение
общества.
4) Изменение социального статуса индивида в
процессе вертикальной мобильности называют
социальной стратификацией.
5) Стратификационная структура общества отражает
социальное неравенство людей.

English     Русский Правила

Социальные отношения. Задания 1 части

Социальные
отношения
Задания 1 части
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на
другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного
общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и
социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую
(коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в
социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной
иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп —
уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной
стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества
выступает объём власти.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите
цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на
другой ступени социальной иерархии.
2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.
3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного
общества.
4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальные лифты»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о
наиболее распространённом канале социальной
мобильности в современном обществе;
− одно предложение, раскрывающее роль социальных
лифтов в жизни человека.
Выберите верные суждения о малой социальной группе и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Эмоциональные контакты не влияют на формирование внутренней структуры межличностных
отношений в группе.
2) Малые социальные группы в отличие от больших групп, всегда носят неформальный характер.
3) Примером малой социальной группы служит население деревни.
4) Одним из отличительных признаков малой социальной группы, является наличие постоянной
цели совместной деятельности.
5) К групповой культуре относятся нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие
ожидания членов группы по отношению друг к другу.
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров.
Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте.
Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы,
иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о
различиях межличностных связей в малой и большой
группах;
− одно предложение, в котором названа функция
социальных групп.
Какие социальные институты помимо семьи
осуществляют социализацию молодого
поколения?
Используя обществоведческие знания и факты
общественной жизни, личный социальный опыт,
укажите любые три социальных института и
поясните, в чём проявляется социализирующее
воздействие каждого из них.
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и
ближайшим социальным окружением.
2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе
его социализации.
3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих
отклоняющееся поведение.
4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к
обучающимся и их семьям.
5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми
средствами.
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля.
2) Социальный контроль служит поддержанию общественной стабильности.
3) Социализация — одна из форм социального контроля.
4) Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность
средств и методов социального воздействия на индивидов, социальные группы.
5) Поведение личности в обществе находится под контролем семьи, коллег по
работе или учёбе, соседей по дому и т. п.
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Формальный социальный контроль осуществляется путём применения исключительно
негативных санкций.
2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе
его социализации.
3) B зависимости от характера санкций принято различать горизонтальный и вертикальный
социальный контроль.
4) Социальный контроль может осуществляться через групповое давление.
5) Социальный контроль обеспечивает стабильное функционирование социальной системы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о
формах социального контроля;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию
социального контроля.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных
институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия
между участниками конфликта ещё не осознаются.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами,
зависящими от воли и сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а
загоняет социальный конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях
противоборствующих сторон.
4) Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений
людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу
новым формам — инновациям.
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период
времени и всегда перерастают в конфликт.
2) Политический конфликт всегда имеет исключительно негативные проявления.
3) Социальный конфликт имеет место только в случае осознанного противоречия между
намерениями, целями и устремлениями участников.
4) Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных
отношений, социального взаимодействия.
5) Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.
Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.
2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.
3) успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества
4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.
5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность
экономического, политического и социального развития ведут к конфликтам на различных
уровнях.
6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.
Найдите понятие, которое является
обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда. Запишите это
слово (словосочетание).
Модель поведения, престиж, социальный
статус, имидж, знаки отличия, авторитет.
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение
домашних обязанностей.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и
общественный институт, и малую социальную группу.
4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной
материальной поддержке.
Выберите верные суждения о семье как социальном институте и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Репродуктивная функция семьи связана с биологическим воспроизводством членов общества.
2) Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или
усыновлении (удочерении).
3) Эмоциональная функция семьи проявляется в физической, психологической и экономической
защите членов семьи.
4) По составу семьи выделяют нуклеарные, расширенные и неполные семьи.
5) Для семьи демократического типа характерно чёткое разграничение домашних обязанностей
по гендерному признаку.
Найдите в приведенном списке проявления экономической функции
семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной
средой проявляется коммуникативная функция семьи.
2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей,
иллюстрирует регулятивную функцию семьи.
3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция.
4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует
экономическую функцию семьи.
5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную
функцию семьи.
Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) племена
2) провинциалы
3) народности
4) нации
5) творческие союзы
6) граждане
Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) молодёжь
2) россияне
3) трудящиеся
4) украинцы
5) парижане
6) русские
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры
в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми
общности своих исторических судеб.
Верны ли следующие высказывания об этносе?
А. Государственно-территориальное единство является ведущим фактором консолидации
народов.
Б. Одно из важнейших условий формирования этноса – общность языка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Системы социальной стратификации | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Различие между системами социальной стратификации

Системы стратификации

Социологи различают две системы стратификации. Закрытые системы приспосабливаются к небольшим изменениям в социальном положении и обычно основаны на приписываемом статусе или какой-либо черте, присущей рождению. Они не позволяют людям переходить на другой уровень и не допускают социальных отношений между уровнями. Открытые системы , основанные на достижениях, позволяют перемещаться и взаимодействовать между слоями и классами. Эти различные системы отражают, подчеркивают и поддерживают определенные культурные ценности и формируют индивидуальные убеждения. Некоторые системы стратификации включают рабство, кастовые системы, феодальные/сословные системы и классовые системы.

Рабство

При изучении социальной стратификации мы можем начать с рассмотрения рабства в США, которое было основано на расе и привело к системе социальной стратификации — люди не были порабощены из-за совершенных ими преступлений, долгов, которые они задолжали, или проигранных войн. Рабство движимого имущества  происходит, когда один человек владеет другим как собственностью. Рабы были вывезены из Западной Африки в начале 17 века и доставлены в колонии США, в основном для работы в качестве рабочих в растущей сельскохозяйственной экономике. Система поддерживалась по рождению, поэтому дети, рожденные рабами, автоматически становились рабами и считались собственностью — или «движимым имуществом» — рабовладельца.

Несмотря на то, что работорговля была прекращена в 1808 году, рабство не отменялось до тех пор, пока в 1865 году (в том же году закончилась Гражданская война) не была ратифицирована 13-я поправка, а пережитки рабства сохранялись в эпоху Реконструкции и после нее. 0023 [1] . Расовое расслоение американцев продолжалось из-за законов о сегрегации Джима Кроу, которые исчезли в 1950-х и 1960-х годах, когда возникло Движение за гражданские права, а также из-за системы аренды осужденных, от которой также постепенно отказывались в 20-м веке. Система апартеида в Южной Африке — еще один пример социального расслоения по признаку расы или цвета кожи. Апартеид официально начался в 1948 году и дал меньшинству белого населения политическую и культурную власть, одновременно угнетая черных, «цветных» (то есть людей смешанной расы), индейцев и азиатских народов. Это не закончилось до 1994. Обе эти системы использовали расу для оправдания закрытых систем стратификации.

Глобальная наблюдательная группа Anti-Slavery International признает другие формы рабства: торговлю людьми (при которой людей вывозят из их общин и заставляют работать против их воли), работу детей в качестве домашней прислуги и детский труд, а также некоторые формы подневольного брака, в котором женщины фактически являются собственностью или рабами движимого имущества (Anti-Slavery International 2012).

Еще один вид рабства  долговая кабала , или кабальный труд, при котором бедняки обещают себя слугами в обмен на стоимость предметов первой необходимости, таких как транспорт, проживание и питание. В этом сценарии людям платят меньше, чем они берут за проживание и питание. Когда требуется поездка, они могут прибыть в долг по своим дорожным расходам и не иметь возможности работать бесплатно, поскольку их заработная плата не позволяет им когда-либо продвигаться вперед.

Дальнейшее исследование

Люди часто думают, что Соединенные Штаты защищены от жестокости торговли людьми. Узнайте больше о торговле людьми в США.

Узнайте больше о существующей практике рабства в современном мире.

Система поместья

Девятый век дал начало феодальным обществам. В этих обществах существовала строгая иерархическая система власти, основанная на владении землей и ее защите. Дворянство, известное как лорды, поставило вассалов во главе участков земли, называемых вотчинами. В обмен на ресурсы, которые давала земля, и гарантированное место для жизни, вассалы обещали сражаться за своих лордов. Феодализм был закрытой системой, в которой собственность на землю передавалась по наследству. Крестьяне, обрабатывавшие землю, служили господам из поколения в поколение, поскольку иерархия сословной системы автоматически воспроизводилась при рождении.

Подобно рабству в США, социальное положение человека определялось его рождением. В сословной системе это означало, что человек мог родиться крестьянином, простолюдином или иметь доступ к большему количеству собственности и возможностей, как, например, член духовенства или дворянство. Оправдание этой жесткой иерархии часто основывалось на определенных религиозных убеждениях, особенно на «божественном праве» или на идее, что некоторые люди правят по воле Бога. В конечном итоге социальная и экономическая система феодализма потерпела неудачу и была заменена капитализмом и технологическими достижениями индустриальной эпохи.

Кастовая система

Рисунок 1. Раньше в Индии существовала жесткая кастовая система. Люди низшей касты страдали от крайней нищеты и избегались обществом. Некоторые аспекты несуществующей кастовой системы Индии остаются социально значимыми. На этом фото индианка специфической индуистской касты работает на стройке, сносит и строит дома. (Фото предоставлено Elessar/flickr)

Кастовые системы — это закрытые стратификационные системы, в которых люди практически ничего не могут сделать для изменения своего социального положения. А кастовая система — это система, в которой люди рождаются в своей категории социального положения, или «касте», и остаются в ней всю свою жизнь. Людям назначают профессии независимо от их талантов, интересов или потенциала. Возможностей улучшить социальное положение человека практически нет.

В индуистской кастовой традиции предполагалось, что люди будут работать по роду занятий своей касты и вступать в брак в соответствии со своей кастой. Эндогамия  относится к практике вступления в брак в пределах своей собственной кастовой категории. Принятие этого социального положения считалось моральным долгом. Культурные ценности укрепляли систему. Кастовые системы поощряют веру в судьбу, предназначение и волю высшей силы, а не продвигают индивидуальную свободу как ценность. Человек, живший в кастовом обществе, социализировался, чтобы принять свое социальное положение.

Хотя кастовая система в Индии официально ликвидирована, ее остаточное присутствие в индийском обществе глубоко укоренилось. В сельской местности аспекты традиции, скорее всего, останутся, в то время как в городских центрах меньше свидетельств этого прошлого. В крупных городах Индии у людей теперь больше возможностей выбирать свой карьерный путь и брачных партнеров. С появлением Индии как экономической державы корпорации ввели в стране стандарты найма и занятости, основанные на заслугах.

Смотреть

Подумай об этом

  • Каким образом классовая система поддерживает миф о чистой меритократии? Кому помогает и кому вредит эта идеология?
  • Используя свое социологическое воображение, подумайте, как история колониализма, и/или империализма, и/или рабства остаточно влияет на систему стратификации страны. Пожалуйста, рассмотрите Соединенные Штаты и, по крайней мере, еще одну страну.

глоссарий

кастовая система:
система, в которой люди рождаются в социальном положении, которое они сохраняют всю свою жизнь
движимое рабство:
форма рабства, при которой одно лицо владеет другим («движимое имущество» означает «собственность»)
класс:
группа, которая имеет общий социальный статус, основанный на таких факторах, как богатство, доход, образование и род занятий
класс системы:
социальное положение, основанное на социальных факторах и личных достижениях
долговая кабала:
действия людей, которые обещают себя слугами в обмен на деньги за проезд, и впоследствии им платят слишком мало, чтобы восстановить свою свободу
эндогамия:
относится к практике заключения брака в пределах своей кастовой категории
доход:
деньги, которые человек зарабатывает на работе или в результате инвестиций, приносящих дивиденды
меритократия:
идеальная система, в которой демонстрируемые личные усилия и способности — или заслуги — определяют социальное положение
богатство:
стоимость денег и имущества, которыми владеет лицо, возможно, в силу наследства

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Конгресс отменяет африканскую работорговлю. History.com. https://www.history.com/this-day-in-history/congress-abolishes-the-african-slave-trade ↵

9.2 Социальная стратификация и мобильность в Соединенных Штатах – Введение в социологию 3e

Обучение Цели

К концу этого раздела вы должны уметь:

  • Опишите структуру классов США
  • Опишите несколько типов социальной мобильности
  • Распознавать характеристики, определяющие и идентифицирующие класс

Как социальное расслоение влияет на вашу способность двигаться вверх или вниз по социальным классам? Что такое уровень жизни? Какие факторы важны для того, чтобы подняться или стать более успешным в глазах окружающих? Влияет ли принадлежность к определенному социальному классу на ваш стиль, поведение или возможности?

Социальные классы в США

Рисунок 9,7 Вкус или чувство моды указывают на класс? Есть ли способ определить, происходят ли эти люди из высшего, среднего или низшего класса? (Фото: Келли Бейли/flickr)

Для социологов категоризация социальных классов — это изменчивая наука. Социологи обычно выделяют три уровня класса в Соединенных Штатах: высший, средний и низший класс. Внутри каждого класса есть множество подкатегорий. Богатство — наиболее важный способ различения классов, потому что богатство может быть передано детям и увековечить классовую структуру. Один экономист, Дж. Д. Фостер, определяет 20 процентов граждан США с самым высоким доходом как «высокий доход», а 20 процентов с более низким доходом — как «низкий доход». Остальные 60 процентов населения составляют средний класс (Mason 2010). С учетом этого различия экономисты могут описать диапазон годовых доходов домохозяйств среднего класса, но они не могут показать, как варьируется диапазон всех доходов и как они меняются с течением времени. По этой причине Pew Center определяет классы на основе среднего дохода домохозяйства. К низшему классу относятся те, чей доход составляет две трети от среднего по стране, к среднему классу относятся те, чей доход составляет от двух третей до удвоенного медианного, а к высшему классу относятся те, чей доход превышает средний национальный показатель в два раза (Kochhar 2015). ). Хотя средний уровень дохода варьируется от штата к штату, на национальном уровне вас будут считать представителем среднего класса, если вы заработаете от 48 500 до 145 500 долларов США в долларах США в 2018 году (Bennett 2000).

Одна социологическая точка зрения различает классы отчасти в соответствии с их относительной властью и контролем над своей жизнью. Члены высшего класса не только обладают властью и контролем над собственной жизнью, но и их социальный статус дает им власть и контроль над жизнями других. Средний класс обычно не контролирует другие слои общества, но его члены контролируют свою собственную жизнь. Напротив, низший класс практически не контролирует свою работу и жизнь. Ниже мы рассмотрим основные подразделения социального класса США и их ключевые подкатегории.

Высший класс

Рисунок 9,8 Представители высшего класса могут позволить себе жить, работать и развлекаться в эксклюзивных местах, таких как загородные клубы и закрытые поселки, созданные для роскоши, безопасности и комфорта. (Источник: PrimeImageMedia.com/flickr)

Высший класс считается высшим, и только могущественная элита может увидеть вид оттуда. В Соединенных Штатах люди с огромным богатством составляют один процент населения, и им принадлежит примерно одна треть богатства страны (Beeghley 2008).

Деньги дают доступ не только к материальным благам, но и к большой власти. Как корпоративные лидеры представители высшего класса принимают решения, которые влияют на статус работы миллионов людей. Как владельцы СМИ, они влияют на коллективную идентичность нации. Они управляют основными сетевыми телевизионными станциями, радиопередачами, газетами, журналами, издательствами и спортивными франшизами. Как члены правления самых влиятельных колледжей и университетов, они влияют на культурные взгляды и ценности. Как филантропы, они создают фонды для поддержки социальных целей, в которые они верят. Как участники кампаний и инициаторы законодательства, они финансируют политические кампании, чтобы повлиять на политиков, иногда для защиты своих собственных экономических интересов, а иногда для поддержки или продвижения дела. (Методы, эффективность и воздействие этих политических усилий обсуждаются в главе «Политика и правительство».)

Американское общество исторически различало «старые деньги» (унаследованное богатство, передающееся от одного поколения к другому) и «новые деньги» (богатство, которое вы заработали и построили сами). Хотя оба типа могут иметь одинаковую чистую стоимость, они традиционно занимают разное социальное положение. Люди со старыми деньгами, из поколения в поколение занимавшие прочное положение в высшем классе, пользовались высоким авторитетом. Их семьи научили их знать обычаи, нормы и ожидания, связанные с богатством. Часто очень богатые не работают за зарплату. Некоторые изучают бизнес или становятся юристами, чтобы управлять семейным состоянием. Другие, такие как Пэрис Хилтон и Ким Кардашьян, извлекают выгоду из того, что они богатые светские львицы, и превращают это в статус знаменитости, выставляя напоказ богатый образ жизни.

Однако новоденежные представители высшего класса не ориентируются на обычаи и нравы элиты. Они не ходили в самые престижные школы. У них не налажены старые денежные социальные связи. Люди с новыми деньгами могут выставлять напоказ свое богатство, покупая спортивные автомобили и особняки, но они могут по-прежнему демонстрировать поведение, приписываемое среднему и низшему классам.

Средний класс

Рисунок 9,9 Эти члены клуба, вероятно, считают себя средним классом, как и многие американцы. (Источник: United Way Canada-Centraide Canada/flickr)

Многие люди считают себя средним классом, но существуют разные представления о том, что это значит. Люди с годовым доходом в 150 000 долларов называют себя средним классом, как и люди, которые ежегодно зарабатывают 30 000 долларов. Это помогает объяснить, почему в Соединенных Штатах средний класс делится на высшие и низшие подкатегории.

Представители низшего среднего класса, как правило, получают двухлетнюю степень младшего специалиста в общественных или технических колледжах или четырехлетнюю степень бакалавра. Люди из высшего среднего класса, как правило, продолжают обучение в аспирантуре. Они изучали такие предметы, как бизнес, менеджмент, право или медицина.

Люди среднего класса много работают и живут довольно комфортно. Люди из высшего среднего класса, как правило, делают карьеру, владеют собственным домом и путешествуют в отпуск. Их дети получают качественное образование и медицинское обслуживание (Gilbert 2010). Родители могут поддерживать более специализированные потребности и интересы своих детей, такие как более обширное обучение, уроки искусства и спортивные усилия, что может привести к большей социальной мобильности для следующего поколения. Семьи среднего класса могут иметь доступ к некоторому богатству, но также должны работать, чтобы получать доход, чтобы поддерживать такой образ жизни.

В низшей части среднего класса люди работают под надзором членов верхней части среднего класса. Они заполняют технические, управленческие или административные должности более низкого уровня. По сравнению с работой низшего класса, рабочие места низшего среднего класса более престижны и приносят немного более высокую заработную плату. С такими доходами люди могут позволить себе достойный, обычный образ жизни, но им трудно поддерживать его. Как правило, у них нет достаточного дохода, чтобы создать значительные сбережения. Кроме того, их власть над классовым статусом более ненадежна, чем у тех, кто находится на верхних уровнях классовой системы. Когда компаниям нужно сэкономить деньги, люди из низшего среднего класса часто теряют работу.

Низший класс

Рисунок 9.10 Велокурьеры и доставщики велосипедов часто считаются представителями рабочего класса. Они вынуждены работать в тяжелых и опасных условиях, и они не всегда хорошо представлены государственными органами и в правилах, разработанных для обеспечения безопасности или справедливости. (Фото: edwardhblake/flickr)

Низший класс также называют рабочим классом. Так же, как средний и высший классы, низший класс можно разделить на подмножества: рабочий класс, работающая беднота и низший класс. По сравнению с низшим средним классом люди из низшего экономического класса имеют меньше формального образования и зарабатывают меньшие доходы. Они работают на работах, требующих меньшего обучения или опыта, чем представители среднего класса, и часто выполняют рутинные задачи под пристальным наблюдением.

Люди из рабочего класса, высшая подкатегория низшего класса, часто получают постоянную работу. Работа ручная и часто требует физических усилий, например, озеленение, приготовление пищи, уборка или строительство.

Ниже рабочего класса находится работающая беднота. У них неквалифицированная, низкооплачиваемая работа. Однако их работа редко предлагает такие преимущества, как здравоохранение или планирование выхода на пенсию, и их должности часто носят сезонный или временный характер. Они работают сельскохозяйственными рабочими-мигрантами, домработницами и поденщиками. Образование ограничено. Некоторым не хватает диплома о среднем образовании.

Как люди могут работать полный рабочий день и при этом оставаться бедными? Даже работая полный рабочий день, миллионы работающих бедняков зарабатывают слишком мало, чтобы содержать семью. Правительство требует, чтобы работодатели платили минимальную заработную плату, которая варьируется от штата к штату, и часто оставляют отдельных лиц и семьи за чертой бедности. В дополнение к низкой заработной плате, стоимость заработной платы не поспевает за инфляцией. «Реальная величина федеральной минимальной заработной платы снизилась на 17% с 2009 г. и на 31% с 1968 г. (Cooper, Gould, & Zipperer, 2019).). Кроме того, прожиточный минимум, сумма, необходимая для удовлетворения минимальных стандартов, различается по стране, потому что разная стоимость жизни. Таким образом, сумма дохода, необходимая для выживания в таком районе, как Нью-Йорк, резко отличается от суммы дохода в маленьком городке в Оклахоме (Glasmeier, 2020).

Низший класс — это самый низкий уровень в Соединенных Штатах. Сам термин и его классификация людей подвергались сомнению, и некоторые видные социологи (в том числе бывший президент Американской социологической ассоциации) считают, что его использование является либо чрезмерным обобщением, либо неправильным (Gans 19). 91). Но многие экономисты, социологи, государственные учреждения и группы защиты признают рост низшего класса. Представители низшего класса живут в основном в городских районах. Многие безработные или частично занятые. Те, кто работает, обычно выполняют черную работу за небольшую плату. Некоторые представители низшего класса бездомны. Многие полагаются на системы социального обеспечения для обеспечения продовольствием, медицинским обслуживанием и жилищной помощью, которая часто не покрывает все их основные потребности. Бедняки больше подвержены стрессу, у них хуже здоровье, и они довольно регулярно страдают от кризисов.

Признаки класса

Указывает ли внешность человека на класс? Можно ли определить уровень образования человека по его одежде? Знаете ли вы доход человека по машине, которую он водит? Черты класса, также называемые классовыми маркерами, представляют собой типичные модели поведения, обычаи и нормы, определяющие каждый класс. Черты класса указывают на уровень знакомства человека с широким спектром культур. Черты класса также указывают на количество ресурсов, которые человек может потратить на такие вещи, как хобби, отпуск и досуг.

Люди могут ассоциировать высший класс с наслаждением дорогостоящими, утонченными или высокоразвитыми вкусами — дорогой одеждой, роскошными автомобилями, сбором денег на дорогие товары и частыми или дорогими отпусками. Люди также могут полагать, что представители среднего и низшего классов больше любят походы, рыбалку или охоту, покупки в крупных розничных магазинах и участие в общественных мероприятиях. Хотя эти описания могут идентифицировать черты класса, они являются стереотипами. Более того, подобно тому, как в последние десятилетия стираются классовые различия, стираются и классовые черты. Фабричный рабочий мог быть искусным французским поваром. Миллиардер может ходить в рваных джинсах, а бедный студент может ходить в дизайнерской обуви.

Для известных богатых людей выбор, который, кажется, не соответствует их экономическому статусу, часто может привести к общественным комментариям. Дженнифер Лопес была замечена в платье стоимостью менее 30 долларов, а Зак Эфрон делал покупки в секонд-хэндах. Другие, такие как Холли Берри и Киану Ривз, известны частым использованием общественного транспорта и относительно скромным образом жизни (по крайней мере, с учетом их собственного капитала). На вопрос большинство указывает не более чем на практичность. Леди Гага написала в Твиттере: «Почему люди смотрят на меня как на сумасшедшую, когда я использую купоны в продуктовых магазинах или пытаюсь торговаться в магазинах…» (2012). А в густонаселенных городах, таких как Вашингтон, Чикаго и Нью-Йорк, ездить на поезде зачастую быстрее и проще, чем на машине.

Социальная мобильность

Людей часто вдохновляют и поражают способности людей преодолевать чрезвычайно трудное воспитание. Мариано Ривера, признанный лучшим запасным питчером в истории, сделал бейсбольную перчатку из картона и ленты, потому что его семья не могла позволить себе настоящую. Элис Коучман выросла с ограниченными ресурсами, и ей было отказано в доступе к тренировочным базам из-за ее расы; она бегала босиком и построила собственное снаряжение для прыжков в высоту, прежде чем стать первым чернокожим спортсменом (и одним из первых американских легкоатлетов), выигравшим олимпийское золото. Пеле, возможно, самая трансформирующая фигура в футболе, научился игре, используя вместо мяча носок, набитый тряпкой. Вот некоторые из историй, рассказанных в документальных фильмах или биографиях, призванных вдохновлять и делиться проблемами неравного воспитания. По отношению к общей численности населения число людей, которые вырываются из бедности и становятся очень успешными, невелико, а число тех, кто становится богатым, еще меньше. Системные барьеры, такие как неравное образование, дискриминация и отсутствие возможностей, могут замедлить или уменьшить способность человека продвигаться по карьерной лестнице. Тем не менее, люди, получившие высшее образование, получившие повышение по службе или вступившие в брак с кем-то с хорошим доходом, могут продвигаться в социальном плане.

Социальная мобильность относится к способности людей менять положение в системе социальной стратификации. Когда люди улучшают или понижают свой экономический статус таким образом, что это влияет на социальный класс, они испытывают социальную мобильность. Люди могут испытывать восходящую или нисходящую социальную мобильность по разным причинам. Восходящая мобильность относится к увеличению или сдвигу вверх, когда они переходят из более низкого социально-экономического класса в более высокий. Напротив, люди испытывают нисходящую мобильность, когда они переходят из более высокого социально-экономического класса в более низкий. Некоторые люди скатываются вниз из-за неудач в бизнесе, безработицы или болезни. Уход из школы, потеря работы или развод могут привести к потере дохода или статуса и, следовательно, к нисходящей социальной мобильности.

Нередко разные поколения семьи принадлежат к разным социальным классам. Это известно как межпоколенческая мобильность. Например, у руководителя высшего класса могут быть родители, принадлежащие к среднему классу. В свою очередь, эти родители могли быть воспитаны в более низком классе. Модели межпоколенческой мобильности могут отражать долгосрочные социальные изменения.

С другой стороны, внутрипоколенческая мобильность относится к изменениям социальной мобильности человека в течение его жизни. Например, богатство и престиж одного человека могут сильно отличаться от их братьев и сестер.

Структурная мобильность возникает, когда социальные изменения позволяют целой группе людей двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Структурная мобильность связана с изменениями в обществе в целом. В первой половине двадцатого века индустриализация расширила экономику США, повысив уровень жизни и приведя к вертикальной структурной мобильности почти для всех. В течение полутора десятилетий двадцать первого века рецессии и аутсорсинг рабочих мест за границей способствовали уходу американцев с рынка труда (BLS 2021). Многие люди испытали экономический спад, породив волну структурной мобильности вниз.

Анализируя тенденции и движения социальной мобильности, социологи рассматривают все виды мобильности. Ученые признают, что мобильность не так распространена или ее легко достичь, как думают многие.

Стратификация социально-экономических классов

В прошлом веке в Соединенных Штатах наблюдался неуклонный рост уровня жизни, уровня богатства, доступного для приобретения материальных потребностей и удобств для поддержания определенного образа жизни. Уровень жизни в стране зависит от таких факторов, как доход, занятость, класс, уровень грамотности, уровень смертности, уровень бедности и доступность жилья. Страна с высоким уровнем жизни часто отражает высокое качество жизни, что в Соединенных Штатах означает, что жители могут позволить себе дом, машину и брать отпуск. В конечном счете уровень жизни определяется богатством и распределением богатства в стране, а также ожиданиями граждан в отношении своего образа жизни.

В большинстве стран богатство распределено неравномерно. В Соединенных Штатах небольшая часть населения имеет средства на самый высокий уровень жизни. Самый богатый один процент населения владеет одной третью национального богатства, в то время как нижние 50 процентов американцев владеют только двумя процентами. Те, кто находится между ними, от 50 до 90 процентов самых богатых людей, владеют почти двумя третями национального богатства (Федеральная резервная система, 2021).

Многие считают Соединенные Штаты «обществом среднего класса». Они думают, что некоторые люди богаты, некоторые бедны, а большинство довольно обеспечены, находясь в середине социальных слоев. Подняться из низших классов в средний класс означает осуществить американскую мечту. По этой причине ученые особенно обеспокоены сокращением среднего класса. Хотя средний класс по-прежнему значительно больше, чем низшие и высшие классы, он сократился с 69процентов в 1971 году до 51 процента в 2020 году. Вероятно, самой серьезной угрозой относительно высокому уровню жизни в США является упадок среднего класса. Богатство среднего класса также сокращалось в последние десятилетия. Его доля в богатстве упала с 32 процентов в 1983 году до 16 процентов в 2016 году (Horowitz, Igielnik, & Kochhar 2020).

Богатые люди часто получают самое лучшее образование, имеют доступ к лучшему медицинскому обслуживанию и потребляют больше всего товаров и услуг. Кроме того, богатые люди также обладают властью принимать решения в своей повседневной жизни, потому что деньги дают им доступ к лучшим ресурсам. Напротив, многие люди с более низкими доходами получают меньше образования и неадекватного медицинского обслуживания и имеют меньше влияния на обстоятельства своей повседневной жизни.

Кроме того, десятки миллионов женщин и мужчин изо всех сил пытаются платить за квартиру, покупать еду, находить работу и оплачивать базовое медицинское обслуживание. Женщины, которые являются одинокими главами домохозяйств, как правило, имеют более низкий доход и более низкий уровень жизни, чем их замужние или одинокие коллеги-мужчины. Это всемирное явление, известное как «феминизация бедности», которое признает, что женщины непропорционально составляют большинство людей, живущих в бедности во всем мире, и имеют более низкий уровень жизни. В Соединенных Штатах женщины составляют примерно 56 процентов американцев, живущих в бедности. Одной из причин такой разницы является борьба матерей-одиночек за обеспечение своих детей. Каждая четвертая незамужняя мать живет в бедности (Bleiweis, 2020). Разрыв в заработной плате, широко обсуждаемый в главе «Работа и экономика», также способствует гендерному неравенству в бедности.

В Соединенных Штатах бедность чаще всего называют относительным, а не абсолютным показателем. Абсолютная бедность — это экономическое состояние, при котором семья или отдельный человек не могут позволить себе предметы первой необходимости, такие как еда и кров, так что повседневное выживание находится под угрозой. Относительная бедность — это экономическое состояние, при котором семья или отдельные лица имеют доход на 50% меньше среднего среднего дохода. Этот доход иногда называют уровнем бедности или чертой бедности. Например, в 2021 году бедность на одного человека была установлена ​​на уровне 12 880 долларов США на одного человека, 17 420 долларов США на пару и 26 500 долларов США на семью из четырех человек (ASPE 2021).

Как богатая развитая страна, Соединенные Штаты инвестируют в ресурсы для обеспечения основных потребностей нуждающихся в рамках ряда федеральных и государственных программ социального обеспечения. Эти программы предоставляют продовольственную, медицинскую и денежную помощь. Временная помощь нуждающимся семьям (TANF) предоставляет денежную помощь. Цель TANF — помочь семьям с детьми достичь экономической самодостаточности. Взрослые, получающие помощь, должны подпадать под определенный уровень дохода, обычно половину уровня бедности, установленного государством. Финансирование TANF идет на уход за детьми, поддержку родителей, которые работают или учатся необходимое количество часов в неделю, и другие услуги. TANF ограничен по времени. Большинство штатов предоставляют помощь только на срок до 5 лет (CBPP).

Одной из самых известных программ является Программа дополнительной продовольственной помощи (SNAP), администрируемая Министерством сельского хозяйства США и ранее известная как Программа продовольственных талонов. Эта программа началась во времена Великой депрессии, когда голодающим раздавали нетоварную или излишнюю еду. Он не был официально оформлен до 1961 года, когда президент Джон Ф. Кеннеди инициировал пилотную программу талонов на питание. Его преемник Линдон Б.