Социальный институт в жизни человека – Социальные институты в жизни общества

Содержание

Социальный институт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный, или общественный, институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части[1]. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил[2].

Существует мнение, что характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны в долгосрочной перспективе (см. ниже ).

Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие как семья, кооперация, церковь, право, государство. Своё продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры»

[3]. Хотя в этих работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Все же введение термина «социальный институт»

ru.wikipedia.org

Что такое социальный институт и какова его роль в обществе? — Мегаобучалка

 

Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической и т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легетимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.



Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т. д.

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.

Основными социальными институтами в обществе являются:

семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические (государство, партии и др.) – потребность в безопасности, порядке и управлении;

экономические (производство, собственность и др.) – потребность в добывании средств существования;

образования – потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;

культуры – потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

религии – потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.

По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии

существенно трансформировались.

 

megaobuchalka.ru

Социальные институты и их роль в жизни общества — Мегаобучалка

 

Продолжим наше выявление существенных и в то же время своеобразных черт социальной жизни. Мы видим, что социальные отношения в обществе определяются системой статусов и ролей. Их существование их не случайно. Статусно-ролевая система призвана обеспечить нормальную жизнь общества и решать проблемы человеческого взаимодействия. Такую же задачу выполняют социальные институты.

Когда мы встретим слово «институт», то должны понимать, что это не просто совокупность людей, работающих в научном заведении, а совокупность любых отношений между людьми, которые предназначены выполнять в обществе определенные функции, регулируются определенными социальными нормами и носят легитимный характер

. Например, семья в современном обществе является институтом. Это не каждая отдельная семья, а тип отношений, созданный для удовлетворения определенных потребностей и узаконенный обществом через юридические нормы, моральные принципы и санкции за их нарушение. Общество придает семье определенные функции, важные для обеспечения социальной стабильности. Образование сейчас является институтом, но не было им в архаических обществах. Это не значит, что людей ничему не учили. Не были созданы специальные отношения, которые выполняли бы функцию образования и были бы легитимированы коллективом. Важно отметить, что социальные институты – это не просто совокупность привычек, обычаев, традиций. Мы не зря употребили слово «функции». Это значит, что люди совершают некоторые типичные, повторяющиеся действия, не потому что привыкли к этому, а потому что именно они позволяют решать насущные проблемы.

Теперь можно сформулировать признаки, по которым можно определить факт существования институтов.

1. Это наличие идеологии. В данном случае этим словом обозначают основополагающие убеждения, принципы, которые лежат в основе создания и функционирования институтов. Идеология показывает, для чего они нужны. Так прежде чем создать институт частной собственности, следует сначала доказать или убедить общество, что это благо, что он необходим, что его введение позволяет решить многие важные проблемы.



2. Это разработка статусно-ролевой системы, т.е. системы социальных норм, которые определяют позиции индивидов в структуре данного института и поведение его участников. Так если в обществе укрепилось представление о ценности частной собственности, то оно должно воплотиться в конкретных социальных и правовых нормах, регулирующих это отношение. Иначе мы просто не определим, действует институт или нет, превратился ли он из идеи в реальность.

3. Одним из характерных, хотя и не всегда обязательных, признаков института является наличие организации или совокупности людей, специализирующихся на выполнении той или иной социальной функции. Наиболее ярким примером таких институтов являются государство как организация служащих и церковь как организация служителей культа.

4. Одной из задач институтов является не только эффективное решение задач, ради которых они созданы, но и демонстрация факта своего существования. И это важно. Иначе как мы узнаем об их существовании. Эту функцию выполняет ритуализация поведения. Ритуалы – это особые действия. Как правило, они формализованы, т.е. придают большее значение порядку исполнения действий, периодически повторяются и не имеют прямой практической пользы. Скорее они нечто демонстрируют. Подъем флага, парад, периодические выступления главы правительства по ТВ – вот характерные признаки, призванные демонстрировать существование такого института, как государство.

5. Эту же задачу выполняют символические признаки. Символы – это особые предметы с особой задачей. Они всегда указывает на нечто, что-то обозначают. Типичным примером является знамя, задача которого указать на существование государства. По символам мы определяем, с каким институтом мы имеем дело. Для религии – это иконы, святыни, для бизнеса — патентные знаки, фабричная марка, знаки фирмы.

Создание и развитие системы социальных институтов отражает важную потребность общества. Чем сложнее и динамичнее социальные отношения, тем больше задач приходится решать, но тем менее каждый отдельный человек способен их эффективно решать. Нельзя быть специалистом во всех областях жизни, да и не всегда возможно справиться с задачами одними своими силами. И люди находят выход. Они создают систему посредников, позволяющих и предназначенных за них решать многообразнейшие проблемы социальной жизни. Государство, церковь, профсоюзы, партии, семья, система среднего и высшего образования – вот далеко не полный перечень институтов, призванных быть такими посредниками. Более того. Создание таких институтов – показатель устойчивости, стабильности общества. Процесс их формирования принято назвать словом «институализация».

В чем же воплощается их посредническая роль. Прежде всего, в выполнении коммуникативной функции. Институты обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей). Выработка таких стандартов создает понятность, предсказуемость и приемлемость действий индивида для окружающих и их действий для индивида.

Также институты выполняют интегративную функцию, т.е. обеспечивают пути и способы вовлечения человека в общественную жизнь. Институт становится средством, благодаря которому индивидуальное усилие в большом обществе может приобрести коллективные формы или получить общественный резонанс. Одно дело идти со своей жалобой к чиновнику, а другое – передать ее в газету. Тогда вместо тебя начинает действовать организация, твоя проблема приобретает гласный, публичный характер.

Институты выступают также способом объединения индивидов, благодаря тому, что предоставляют модели коллективных действий. Как выразить, к примеру, протест, чтобы он был понят и принят окружающими? Митинги, демонстрации, шествия – вот немногие примеры таких форм связи, которые обеспечивают мобилизацию людей и консолидацию их усилий.

Наконец, благодаря осуществлению интегративной функции институт обеспечивает включение индивида в социальную жизнь и признание им общественных ценностей. Это может быть служба в армии, участие в общественных святынях и ритуалах, оказание особого внимания символам государственности и т.д. Когда люди в них участвуют, то они показывают обществу, что признают его ценности. И общество или государство тем самым определяет отношение людей к себе.

Кроме того, социальные институты выполняют функцию трансляции. Она состоит в закреплении и воспроизводстве общественных отношений путем передачи накопленного социального опыта. Ведь способ существования общества парадоксален. Люди приходят и уходят, их взгляды меняются. Но общество постоянно восстанавливает или длит себя, благодаря сохранению моделей поведения и подключению к ним каждого нового поколения.

megaobuchalka.ru

их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества — КиберПедия

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

 

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

 

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).



 

К признакам социального института относятся:

совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

общественно признанная миссия, цель, идеология.

 

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

экономические институты — разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

 

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

 

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.



 

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

 

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право

 

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

реляционные;

регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Общие функции:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

 

Отдельные функции:

Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

cyberpedia.su

Социальные институты и их роль в обществе


ТОП 10:

 

Первоначально понятие «институт» использовалось в юриспруденции и охватывало совокупность норм права, регулирующих определенную сферу общественной жизни: институт семьи, брака, институт собственности и др. Затем оно стало использоваться в социологии и его объем расширился.

В переводе с латинского institutum означает установление, устройство. В социологии под понятием «социальный институт» понимается не только совокупность норм, но и сама деятельность по их реализации, связи, возникшие при этом, люди, реализующие эту деятельность, материальные средства, необходимые для осуществления этой деятельности.

В социологии социальный институт мыслится как многоаспектное явление. В силу этого существует множество определений понятия «социальный институт», когда акцент делается на том или ином компоненте социального института.

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Т. Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, который по своей природе не отличается от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Иначе понимал институты Р. Миллс, а именно как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным), образующим институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт – культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье». В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов». Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты – часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и вузы, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Однако компьютер и радиоприемник, кинотеатр и телевизор следует рассматривать, конечно, не как институты, а как технические устройства передачи знаний, т. е. коммуникации. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды и т. д.

Институты одновременно выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Все социальные институты носят исторический характер. Их появление можно сравнить с появлением новых положительных наследственно передаваемых признаков у биологических организмов. Из множества случайных мутаций в генотипе закрепляются и передаются по наследству только носящие позитивный характер, обеспечивающие более высокий уровень адаптации организмов к среде. При решении той или иной проблемы удовлетворения определенной потребности используются различные формы человеческой деятельности. Наиболее удачные, оптимальные из них приобретают устойчивый характер, и находят повсеместное распространение, т. е. происходит институционализация этой формы деятельности.

Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Постепенно они были ограничены запретами, первым из которых был запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, этот запрет, воспрепятствовавший генетическому вырождению человеческого рода, являлся первой в истории человечества социальной нормой. Позже появились и другие нормы. Люди не смогли бы выжить, не организовав свои отношения с помощью норм. Так зародился самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

Передаваемые из поколения в поколение нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителям (на языке социологии – девиантам) грозило суровое наказание (санкции).

С развитием общества возникают новые потребности, ищутся способы их удовлетворения, некоторые из них становятся социальными институтами. Другие же институты, не отвечающие более требованиям времени, отмирают. В качестве примера можно назвать такой социальный институт, как дуэль. Дуэль была устойчивой формой разрешения спора между мужчинами дворянского происхождения до начала ХХ века. Как известно, русские поэты А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов погибли на дуэли. Дуэль была социальным институтом, ибо эта была нормативно упорядоченная форма деятельности, где было строго указано в каких случаях можно и нужно назначать поединок, характер протекания поединка, кто участвует в поединке, роль секунданта, а также нормированными были и действия участников поединка после дуэли.

В советский период появляется такой социальный институт, как социалистическое соревнование. В настоящее время мы можем говорить о таких новых институтах, как брокерство, дилерство, президенство. Нужно отметить, что меняется содержание институтов общих для ряда исторических эпох. Так меняется институт семьи, меняется институт собственности, содержание социального института суда и т. д.

Таким образом,институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей, спонтанные состязания в силе (драки) превращаются в высокоформализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация – восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы – институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Около 60% россиян в начале XXI века не доверяли практически ни одному институту. При таких условиях проявляются две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышенные возможности политических партий привлечь граждан недемократическими методами – с другой.

Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института. Так, институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы – в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна, догоняя, ушедшие вперед страны (сначала СССР, а позже Японию) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас еще не достигли поставленной цели, тем не менее, многого добились на этом пути и американское образование считается сейчас престижным.

Американские социологи различают два процесса – институцию норм и их институционализацию. Нормы не считаются институционализированными до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм, независимо от того, как к ним относится население.

 




infopedia.su

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Общество как социальная система

Похожие главы из других работ:

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

ГЛАВА I. Роль физической культуры и спорта в жизни общества

Долг и ответственность как фактор общественных отношений

1. Роль сознания долга в жизни личности и общества

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями…

Методология классификаций качества жизни

1. Роль социальной политики в жизни общества

Социальная политика — сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей…

Общество и социальные институты

Социальные институты

«Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации…

Основы социально–гуманитарных наук

3 Роль СМИ в политической жизни общества

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика…

Современное толкование сущности социального конфликта

3. Роль конфликтов в жизни украинского общества

«Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива…

Социальная структура общества

3. Социальные институты и социальные организации

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Этот термин означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как определенная организация социальной деятельности и социальных отношений…

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

3.1 Роль института науки в жизни общества

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства…

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

3.2 Роль института религии в жизни общества

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря…

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

3.3 Роль института культуры в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры — формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей…

Социальный аспект государственной службы

1.1 Социальные организации и социальные институты

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности — конфликтности и т. д…

Социология как наука об обществе

1.4 Социальные институты

Задание 4.2. Заполните таблицу: Виды институтов Пример 1 Распределительные Собственность, обмен, банки, деньги, хозяйственные объединения 2 Контролирующие Государство, партии…

Социология образования

2. Роль образования в жизни общества

Образование — важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности…

Труд как социальный институт

2. Роль труда в жизни человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства. Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал…

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

1.1 Понятие урбанизации, ее черты и роль в жизни общества

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus — городской, urbs — город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил…

soc.bobrodobro.ru

Социальные институты и их роль в обществе


⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 53Следующая ⇒

 

Первоначально понятие «институт» использовалось в юриспруденции и охватывало совокупность норм права, регулирующих определенную сферу общественной жизни: институт семьи, брака, институт собственности и др. Затем оно стало использоваться в социологии и его объем расширился.

В переводе с латинского institutum означает установление, устройство. В социологии под понятием «социальный институт» понимается не только совокупность норм, но и сама деятельность по их реализации, связи, возникшие при этом, люди, реализующие эту деятельность, материальные средства, необходимые для осуществления этой деятельности.

В социологии социальный институт мыслится как многоаспектное явление. В силу этого существует множество определений понятия «социальный институт», когда акцент делается на том или ином компоненте социального института.

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Т. Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, который по своей природе не отличается от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Иначе понимал институты Р. Миллс, а именно как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным), образующим институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт – культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье». В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов». Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

· формальную и неформальную организацию;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

· обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты – часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и вузы, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Однако компьютер и радиоприемник, кинотеатр и телевизор следует рассматривать, конечно, не как институты, а как технические устройства передачи знаний, т. е. коммуникации. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды и т. д.

Институты одновременно выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Все социальные институты носят исторический характер. Их появление можно сравнить с появлением новых положительных наследственно передаваемых признаков у биологических организмов. Из множества случайных мутаций в генотипе закрепляются и передаются по наследству только носящие позитивный характер, обеспечивающие более высокий уровень адаптации организмов к среде. При решении той или иной проблемы удовлетворения определенной потребности используются различные формы человеческой деятельности. Наиболее удачные, оптимальные из них приобретают устойчивый характер, и находят повсеместное распространение, т. е. происходит институционализация этой формы деятельности.

Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Постепенно они были ограничены запретами, первым из которых был запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, этот запрет, воспрепятствовавший генетическому вырождению человеческого рода, являлся первой в истории человечества социальной нормой. Позже появились и другие нормы. Люди не смогли бы выжить, не организовав свои отношения с помощью норм. Так зародился самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

Передаваемые из поколения в поколение нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителям (на языке социологии – девиантам) грозило суровое наказание (санкции).

С развитием общества возникают новые потребности, ищутся способы их удовлетворения, некоторые из них становятся социальными институтами. Другие же институты, не отвечающие более требованиям времени, отмирают. В качестве примера можно назвать такой социальный институт, как дуэль. Дуэль была устойчивой формой разрешения спора между мужчинами дворянского происхождения до начала ХХ века. Как известно, русские поэты А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов погибли на дуэли. Дуэль была социальным институтом, ибо эта была нормативно упорядоченная форма деятельности, где было строго указано в каких случаях можно и нужно назначать поединок, характер протекания поединка, кто участвует в поединке, роль секунданта, а также нормированными были и действия участников поединка после дуэли.

В советский период появляется такой социальный институт, как социалистическое соревнование. В настоящее время мы можем говорить о таких новых институтах, как брокерство, дилерство, президенство. Нужно отметить, что меняется содержание институтов общих для ряда исторических эпох. Так меняется институт семьи, меняется институт собственности, содержание социального института суда и т. д.

Таким образом,институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей, спонтанные состязания в силе (драки) превращаются в высокоформализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация – восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы – институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Около 60% россиян в начале XXI века не доверяли практически ни одному институту. При таких условиях проявляются две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышенные возможности политических партий привлечь граждан недемократическими методами – с другой.

Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института. Так, институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы – в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна, догоняя, ушедшие вперед страны (сначала СССР, а позже Японию) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас еще не достигли поставленной цели, тем не менее, многого добились на этом пути и американское образование считается сейчас престижным.

Американские социологи различают два процесса – институцию норм и их институционализацию. Нормы не считаются институционализированными до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм, независимо от того, как к ним относится население.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com