Социальная сфера жизни общества это – Урок 3: Социальная сфера общества

Социальная сфера и ее значение в жизни общества

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» — это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях:

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

spravochnick.ru

6. Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Социальная структура

включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Основные признаки класса:

1) место в исторически определённой системе общественного производства;

2) отношение к средствам производства;

3) роль в общественной организации труда;

4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда).

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т.п.

7. Диалектика исторического процесса

Исторический процесс – это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества. Своеобразие человеческой истории выражается в сознательном характере деятельности людей. Особую роль среди движущих сил исторического процесса играют потребности и интересы человека.

Потребности, в диалектико-материалистическом понимании, представляют собой субъективную форму объективно существующих противоречий. Это целостная система связей субъекта со средой (природной и общественной), выражающих необходимость в определённых благах и активность в овладении ими. Основными чертами потребности являются импульсивность (побудительность к действию), избирательность (направленность на то, что необходимо субъекту),

повторяемость (удовлетворённая потребность через какое-то время воспроизводится вновь), преемственность и возвышение (изменение старых и порождение новых, более масштабных и сложных запросов), активность (поиск средств и условий для удовлетворения потребности).

Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта – поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т.д. Различают интересы по степени общности их носителей – индивидуальные, групповые, общечеловеческие; по характеру субъекта социального действия – классовые, национальные, государственные; по сфере направленности – экономические, социальные, политические, духовные, экологические, демографические; по степени осознанности – стихийные, сознательные; по возможности осуществления – мнимые, реальные; по отношению к обществу и природе – прогрессивные, реакционные, относительно нейтральные.

С одной стороны, общество развивается по своим объективным законам, с другой – все участники социальной сферы являются движущими силами истории.

Диалектика исторического процесса также заключается в той роли. Которую в нём играют народ и личность. Понятие «народ» принято отличать от понятий «население» и «масса людей», «толпа». Под населением понимается вся совокупность (масса) людей, проживающих в определённых пространственно-временных координатах. Понятием народ охватывается совокупность групп трудящихся, создающих материальные блага и духовные ценности, решающих в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей населения. Важнейшими характеристиками народа называют общность культурных традиций, истории, языка, территории, социального характера. Сущность народа – быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности входящих в народ людей. До уровня

субъекта исторического процесса дорастает тот, кто осознаёт своё место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Человек становится членом толпы вследствие отрешённости (отстранённости) от информационных потоков, безволия. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение собственных амбиций) и люди, потерявшие своё «лицо», ставшие членами толпы, мыслящие и действующие по принципы «я как все».

В истории философии и общественной мысли в целом существуют взгляды, преувеличивавшие роль народа или личности в истории. Однако постановка вопроса о субъекте истории не носит характер дилеммы – народ или личность творит историю. Народ – не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении «народ – личность» действует диалектический принцип «и – и». Историю творит и народ, и личность.

В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс: одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими – реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет.

Указывая значение той или иной исторической личности, нельзя переходить к культу личности. Авторитет необходим в любой сфере деятельности. Хотя авторитет выдающейся личности и культ личности противоположны, но между ними есть связь. Культом может быть только обладающая выдающимися способностями личность. Нарушение меры авторитета способно породить культ личности. Поэтому нельзя забывать, что любая личность в значительной мере – это часть народа.

studfiles.net

Социальная сфера жизнедеятельности общества

Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека как биологического, социального и духовного существа. В социальную сферу входит здравоохранение и образование, социальное обеспечение, всевозможные формы общения с культурой – просмотр телевизионных программ, посещение театров, библиотек, дискотек и т. п. Производство и воспроизводство человека предполагает потребление материальных и духовных благ, которые были созданы в других сферах жизнедеятельности общества. В социальной сфере проходит вся наша жизнь в своей повседневности, будничности от рождения до ухода из жизни в старости.

Реально живущие в обществе люди занимают разное положение по отношению друг к другу. Поэтому, в исследовании механизмов воспроизводства человека важными представляются следующие аспекты: классовый,половозрастнойисемейный.

Пока собственность и получение на ее основе дохода определяет социальное положение собственника в обществе, классовый подход правомерен. Отношения собственности определяют и способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

В традиционном обществе основу социального расслоения составляли касты и сословия. Официально закреплялись в той или иной форме привилегии для одних групп людей (например, дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). В обществе классического капитализма выявилась экономическая основа деления общества на классы – собственников и не имеющих никакой собственности, кроме рабочих рук и головы. Контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления обездоленных. Впоследствии государство в капиталистических странах стало принимать меры по перераспределению накопленных обществом богатств.

Существование социального неравенства всегда было проблемой для общества. Сложились два альтернативных подхода к решению этой проблемы:

предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни; успех или неудача является его личным делом, а не делом государства;

предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания ему более или менее достойной жизни в обществе, а остальное все зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.

В своих крайних формах оба эти подхода не приносят пользу обществу. В сегодняшних условиях речь должна идти о справедливом социальном неравенстве, когда все социальные слои в основном согласны с тем, как распределяются между людьми накопленные обществом богатства.

Разделение людей по половозрастному признаку также определяет способ их включения в общественную жизнь. Потребности, интересы, участие в общественном производстве различаются у детей, молодежи, людей зрелого возраста, пожилых и глубоких стариков-пенсионеров. Демографические исследования отмечают тенденцию к старению населения большинства развитых стран, что не может не сказаться на всей социальной сфере жизнедеятельности общества.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. При переходе от традиционного общества к техногенному наблюдается массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность, что ведет к ослаблению семейного уклада жизни. Возросшая нагрузка на женщину – на работе и дома – приводит к сокращению рождаемости, к ослаблению контроля родителей за воспитанием детей.

studfiles.net

38. Социальная сфера жизни общества, её содержание и значение в жизни людей.

Социальная сфера – это совокупность различных социальных групп, связанных социальными отношениями. Каждому историческому средству производства соответствует своя специфическая социальная сфера. В первобытном обществе люди объединились в род, семью, племя, союз племен, между ними существовали отношения равенства коллективизма, кооперации и взаимопомощи. Основным элементом классового общества является класс – большая группа людей, отличающаяся от других своим отношением к средствам производства. Классы бывают: 1.антогонистическими. 2.неантогонистическими противоречия между которыми можно разрешить мирным путем. 3. основные – связанные с господством способов производства. 4. не основные – связанные с прошлым или будущем способами производства. Еще одним элементом классового общества являются сословия – чьи права и обязанности зафиксированы в законах. Сословия бывают: 1. открытыми – доступ в которые не затруднен. 2. закрытыми – доступа в которые нет. Каста – это замкнутая профессиональная группа, профессии в ней передаются по наследству. Каста и сословия просуществовали до капитализма, а современности в качестве пережитков. Господствующим социальным отношением в классовом обществе является отношения неравенства. Господство, подчинение, эксплуатация. В классовом обществе появляются этносоциальные группы. Народность которая возникает из союза племен. Племена в союз объединяет кровное родство, поэтому люди одной народности имеют в далеком прошлом общих предков. Их объединяет единый язык, который им достается от предков. У них единая народная культура. Двумя возможными признаками народности являются: 1.проживание на общей территории. 2.ведение общего хозяйства. Еще одним признаком является осознание человеком принадлежности к этой народности. Народности возникают в рабовладельческом обществе, а при капитализме формируется нация. Нация – этносоциальная группа, включающая в себя представителей одной или нескольких народностей. Признаки нации: 1.проживание на общей территории, 2. общая экономика, 3.общий язык межнационального общения, 4.общая современная культура. В социальной сфере существует и демографические группы, которые различаются по полу и возрасту. Главную роль в социальной сфере играют классы, но в XX веке появляется теория согласно которой современное общество нельзя поделить на классы, потому что человек играет в пр-ве одновременно несколько ролей, например: работая на заводе он играет роль наемного рабочего, но имея акции этого предприятия он одновременно и является его совладельцем. Теория социальной стратификации. Страта – это социальная группа принадлежность к которой определяется 3 факторами: 1.уровень доходов. 2.отношения к политической власти. 3.социальный престиж. Страты очень подвижны и отличаются высокой мобильностью – возможностью свободного перехода из одной в другую. Мобильность бывает: 1. горизонтальная – переход в другую страту находится на том же уровне. 2. вертикальная: восходящая и нисходящая. Количество страт в обществе может быть сколько угодно. Оно зависит от позиции исследователя.

39.Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь. Деятельность – это способ существования человека. Это целенаправленное преобразование действительности в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности и изменяется сам. Деятельность человека отличается от действия животных целеполагания, т.е. постановка цели. В зависимости от потребности деятельность делится на: материальную или трудовую и духовную. Имеет целью создание необходимых материальных условий жизни человека, в результате труда удовлетворяются материальные потребности. Труд может быть индивидуальным и коллективным. Он может быть оруйдинным и умственным. Труд всегда созидателен он не может быть деструктивным(разрушительным), если он основан на воспроизведении уже существующего, то это репродуктивная деятельность, если он заключается в создании чего то качественного нового, то это творчество. Труд это главный вид человеческой деятельности. Еще один вид познания – это активное, целенаправленное отображение сознания человека, объективного мира, субъектом познания является только человек, средством познания – органы чувств и сознание. Результат – знания, они могут быть истинными и ложными, критериями истинности знаний является практика. Еще один вид общение – это межличностный или групповой процесс обмена результатами психической деятельности (информацией, мыслями, оценками, чувствами). Общение бывает прямое, опосредованное или косвенное. Общение бывает вербальное (речевое) и не вербальное. Разновидностью общения является коммуникативное, т.е. односторонняя передача информации от человека к человеку с помощью какой-либо знаковой системы. Игра (еще один вид) – это бесцельная и часто безрезультатная деятельность. Человек получает удовольствие от самого процесса игры. Игру можно не заканчивать и многократно возобновлять.

40. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и характер взаимодействия. Общество социальная философия рассматривает как динамическую систему, состоящую из подсистем. Система – это единство элементов определенным образом связанных друг с другом. Способ соединения элементов системы называется структурой. Элементы системы общества: 1.Люди, объединенные в социальные группы, и связанные друг с другом общественными отношениями. В эти отношения они вступают в процессе совместной деятельности. 2. производительные силы. 3 политический строй. 4. общественное сознание. Структурой системы общество является совокупность всех общественных отношений: 1.производственных, 2.социальных, 3.политических, 4.идеологических. Систему общества можно представить как единство 4 подсистем или сфер общественной жизни. Экономика → социальна сфера → политика → духовная сфера. Все подсистемы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и могут развиваться разными темпами. Обычно опережающим развитием отличается экономическая сфера, но возможно развитие духовной сферы на базе старой экономической системы. В этом случае идеология оказывает стимулирующее влияние на экономику. Общество – это развивающаяся, т.е. динамичная система и причины развития всегда имеют внутренне происхождение. Вот почему нельзя из вне воздействовать на развитие общества если оно к этому не готово. Общество – это саморазвивающаяся система. В обществе действуют общие законы материального мира, потому что оно является часть этого мира, но в обществе действует человек, наделенный высокоразвитым сознанием, поэтому кроме объективных законов в обществе действует и субъективный фактор: теории, взгляды, убеждения, ценности, нормы, психологические качества людей, которые влияют на направление развития системы общества и на темпы этого развития. Человек действует в обществе в соответствии со своими интересами.

studfiles.net

общая характеристика и основные элементы.

Социальная сфера – это совокупность различных социальных групп, связанных социальными отношениями. Каждому историческому средству производства соответствует своя специфическая социальная сфера. В первобытном обществе люди объединились в род, семью, племя, союз племен, между ними существовали отношения равенства коллективизма, кооперации и взаимопомощи. Основным элементом классового общества является класс – большая группа людей, отличающаяся от других своим отношением к средствам производства. Классы бывают: 1.антогонистическими. 2.неантогонистическими противоречия между которыми можно разрешить мирным путем. 3. основные – связанные с господством способов производства. 4. не основные – связанные с прошлым или будущем способами производства. Еще одним элементом классового общества являются сословия – чьи права и обязанности зафиксированы в законах. Сословия бывают: 1. открытыми – доступ в которые не затруднен. 2. закрытыми – доступа в которые нет. Каста – это замкнутая профессиональная группа, профессии в ней передаются по наследству. Каста и сословия просуществовали до капитализма, а современности в качестве пережитков. Господствующим социальным отношением в классовом обществе является отношения неравенства. Господство, подчинение, эксплуатация. В классовом обществе появляются этносоциальные группы. Народность которая возникает из союза племен. Племена в союз объединяет кровное родство, поэтому люди одной народности имеют в далеком прошлом общих предков. Их объединяет единый язык, который им достается от предков. У них единая народная культура. Двумя возможными признаками народности являются: 1.проживание на общей территории. 2.ведение общего хозяйства. Еще одним признаком является осознание человеком принадлежности к этой народности. Народности возникают в рабовладельческом обществе, а при капитализме формируется нация. Нация – этносоциальная группа, включающая в себя представителей одной или нескольких народностей. Признаки нации: 1.проживание на общей территории, 2. общая экономика, 3.общий язык межнационального общения, 4.общая современная культура. В социальной сфере существует и демографические группы, которые различаются по полу и возрасту. Главную роль в социальной сфере играют классы, но в XX веке появляется теория согласно которой современное общество нельзя поделить на классы, потому что человек играет в пр-ве одновременно несколько ролей, например: работая на заводе он играет роль наемного рабочего, но имея акции этого предприятия он одновременно и является его совладельцем. Теория социальной стратификации. Страта – это социальная группа принадлежность к которой определяется 3 факторами: 1.уровень доходов. 2.отношения к политической власти. 3.социальный престиж. Страты очень подвижны и отличаются высокой мобильностью – возможностью свободного перехода из одной в другую. Мобильность бывает: 1. горизонтальная – переход в другую страту находится на том же уровне. 2. вертикальная: восходящая и нисходящая. Количество страт в обществе может быть сколько угодно. Оно зависит от позиции исследователя.

studfiles.net

Социальная сфера жизни общества.

Общество, как известно, представляет собой сверхсложную систему многообразных и многоуровневых отношений между людьми. Люди, вступая в эти многообразные отношения, образуют различные общности. Совокупность этих общностей и отношения между  ними составляют социальную сферу жизни общества, а сами эти общности выступают как элементы социальной структуры общества.

Социальная общность — это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Социальные общности различаются  по своему масштабу, общественной роли, типу связей  между людьми и т.п.

Общности, включающие большое число людей, можно назвать большими социальными группами. К ним относятся такие общности, как нация, класс, поколение и т .п. В соответствии с этим в социальной  структуре общества выделяют такие макросоциальные структуры, как этническая,социально-классовая,социально-территориальная поселенческая), поколенческая, социально-демографическая, профессиональная и т.п.

Малочисленные общности образуют малые социальные группы, члены которые объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в себя как эмоционально — личностные отношения, так и групповые ценности и нормы поведения. К числу таких малых групп относятся семья, трудовой коллектив, учебный коллектив, воинское подразделение и т.п. Малые группы являются элементами сложной и многообразной микросоциальной структуры общества, которая органически взаимосвязана с макросоциальной структурой. Эта органическая  взаимосвязь и взаимопроникновение проявляется в том, что один и тот же человек может входить в различные структуры (класс, нацию и другие макро — и микросоциальные структуры). С другой стороны, одна и та же национальная общность включает в себя представление различных классов, а один и тот же класс может включать в себя представителей различных национальностей.

Большие социальные группы играют масштабную роль в историческом процессе в целом. Однако, эту роль не следует преувеличивать (как было, например, с абсолютизацией роли классов в марксистской философии), как и не следует преуменьшать  роль малых социальных групп. Ведь в конце концов и классы  и нации состоят из отдельных людей, личные интересы и цели которых теснейшим образом переплетаются с групповыми интересами и целями тех общностей, куда они входят.

Характер связей людей в различных социальных группах будет разный. Связи могут быть прямыми и опосредованными, внешними и внутренними, устойчивыми и мимолетными и т.п. Например, люди, входящие в какой — то класс, нацию или  другую социальную общность могут не иметь прямых связей между собой, однако, будут связаны общими устойчивыми опосредованными связями. Для  классов эти устойчивые связи обусловлены общим отношением к собственности, ролью в организации производства и т.п. Для нации характерна общность экономической жизни, территории, языка, культуры, психического склада, хотя представитель каждой нации лично знаком и связан с ограниченным  кругом людей. Другое дело, малые группы. Например, трудовой коллектив — группа людей, связанные конкретными целями  и задачами производственной деятельности и находящихся в более тесных и непосредственных взаимоотношениях. Или, например, семья как малая группа, члены которой связаны брачными и родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и т.п.

filosofedu.ru

Социальная сфера жизни общества — обществознание, прочее

Социальная сфера жизни общества

Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члены малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений) , но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. Например, народности, нации, этносы – социальные общности. Приведите другие примеры многообразия социальных групп и общностей.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

 Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей:   биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

 

Источники

  1. http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=618&mode=cht

  2. http://festival.1september.ru/articles/500010/

  3. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-k-urokam-obschestvoznaniya-socialnaya-sfera-zhizni-obschestva-372072.html

  4. https://infourok.ru/osnovnye_sfery_zhizni_obschestva.-388299.htm.

kopilkaurokov.ru