Социализация в широком значении характеризуется как взаимодействие – Раздел 8. Социализация как педагогическое явление. Тема 12. Особенности рассмотрения социализации в современной педагогике.

Социализация и воспитание, их соотношения в широком и узком социальном смысле

 Социализация  и  воспитание,   их соотношения в широком  и  узком социальном смысле.

Рассмотрев различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки :целенаправленность, усвоение ребенком социального опята, создание условий для усвоения определенных норм.

Отличительными признаками является, что воспитание в широком социальном смысле это объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связанное с развитием человеческого общества, в узком социальном смысле, воспитание — основной процесс социализации, в педагогическом значении же это целенаправленная содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка.

 Специфика воспитательного процесса, который, с одной сто­роны, включает в себя обучение, а с другой — формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике понятий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь про­цесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно пони­мается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования социальных и духовных отношений

В реальной педагогической деятельности, выделение в общем воспитательном процессе его спе­цифических сторон — обучения и воспитания в узком смыслев известной мере носит условный характер, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у учащегося такое качество, как веж­ливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих пра­вил, при выработке соответствующих умений и привы­чек поведения.

Всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и уз­ком значении, начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Но и само обуче­ние нуждается в воспитательном подкреплении и, в частнос­ти, в формировании у учащихся таких нравственных отноше­ний, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная зако­номерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо по­ставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

2. Приведите примеры из педагогической практики, иллюстрирующие следующие особенности воспитательного процесса: а) длительность, 

Длительность воспитательного процесса означает, что отношения человека и личностные качества развиваются и формируются не одномоментно. Они являются результатом длительной воспитательной работы и, конечно, самовоспитания. Невозможно за одно занятие воспитать у ребенка, например, патриотизм или бережное отношение к природе. Сложность воспитательных результатов предполагает систематичность, кропотливость, последовательность действий воспитателя. Например, «Программа патриотического воспитания учащихся», которую реализуют в одном из образовательных учреждений.. Целью программы является: Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

Воспитание у учащихся любви и уважения к родному краю.

Развитие патриотического воспитания учащихся.

Создание условий для творчества, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.

Сохранение и укрепление традиций связанных с Вооруженными силами Российской Федерации.

Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.

Одномоментно выполнить все намеченные задачи и достичь цели не возможно, т.к.. все поставленные задачи реализуются поэтапно, при помощи деятельности педагогов и учащихся, а так же мероприятий , проводимых для реализации поставленных звдвч.

б) вариативность и неопределённость результатов воспитания.

Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны. Это обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, с другой — профессиональной подготовленностью воспитателей, их мастерством.

Например, инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

В одних и тех же условиях одинаковыми действиями можно добиться разных итогов. Это обусловлено персональными характеристиками воспитанников, их отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности педагогов, их профессионализм, умение сотрудничать с детьми помимо прочего оказывают большое влияние на ход воспитания и результаты

infourok.ru

Выбрать правильный ответ

I. Основы воспитательной деятельности

Выбрать правильный ответ

Воспитание может быть рассмотрено как:

1 Общественное явление, воздействие общества на личность

2 Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса

3 Целенаправленное управление процессом развития личности

4 Все ответы верны

Выбрать правильный ответ

Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

1 Воспитательная работа

2 Воспитательная система

3 Воспитательное мероприятие

4 Система воспитательной работы

Выбрать правильный ответ

Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

1 Гуманистического воспитания

2 Гуманитарного воспитания

3 Демократического воспитания

4 Поликультурного воспитания

Выбрать правильный ответ

Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность – это явление, которое:

1 Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей

жизни

2 Проявляется в ходе онтогенетического развития

3 Характеризует индивидуальность человека

4 Свойственно лишь избранным людям

Выбрать правильный ответ

Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания – это:

1 Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и

стремление к их реализации

2 Удовлетворение всех имеющихся потребностей

3 Отсутствие потребностей, следование за обозначенными

авторитетным лицом целями

4 Никогда не реализуемая потребность

Выбрать правильный ответ

Социализация в широком значении характеризуется как:

1 Взаимодействие человека и общества

2 Приспособление человека к требованиям общества

3 Развитие и саморазвитие человека

4 Общественное воспитание

Выбрать правильный ответ

К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

1 Космос, общество, государство и др.

2 Телевидение, город, поселок и т.п.

3 Семья, группа сверстников и пр.

4 Генетика, физиология человека

Выбрать правильный ответ

Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

1 Социальное воспитание

2 Диссоциальное воспитание

3 Коррекционное воспитание

4 Семейное воспитание

 

9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

1. Принцип соединения воспитания с трудом 1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения
2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности 2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки
3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости 3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива
4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему 4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

1. Принцип связи воспитания с жизнью 1. Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими событиями
2. Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности 2. Единство требований, предъявляемых обучающимся
3. Принцип сочетания прямых и непрямых управленческих действий со стороны педагога 3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность
4. Принцип эстетизации детской жизни Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Воспитание и социализация | PSYERA

Социализация — это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.

Существующие подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации быть в обществе других людей и быть принятой социальной группой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).

Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. Однако степень влияния различных социальных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском — группа сверстников, в зрелом — трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.

В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.

Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) коллектив незаменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.

psyera.ru

понятие, содержание, механизмы. Стадии и институты социализации.

  1. Содержание социализации.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

  1. Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

  2. Происходит формирование структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

  • способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

  • избирательное отношение к социальным воздействиям;

  • низкую социальную ригидность;

  • сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

— в узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

— в широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

  • Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

  • Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

  • Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

studfiles.net

Статья на тему: Воспитание и социализация. Сходства и различия. Может ли быть образование излишним?

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗЛИШНИМ

        Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

        Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

        Как указывал Л.С. Выготский, «…Учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

        Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Сходства и различия

        Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

        В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

        Социализация — процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), так как являясь планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем.

        Воспитание — одна из основных категорий педагогики, но общепринятого определения нет. Многозначность воспитания можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

        Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

        В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

        — воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;

        — воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

        — воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

        — воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).

        Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

        С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

        По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

        В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

        И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена на развитие духовного здоровья общества, а воспитание — на развитие духовности в личности. В случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.

        Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, «приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность. Здесь происходит интернализация культуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, которая направлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в систему общественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт, адаптируется к обществу». Аналогично, есть часть воспитания, направленная только на развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смысла жизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Это сфера не только морали, но и религии, и веры.

        Благодаря тому, что в процессе социализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитие личности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровья общества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности. Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством или развитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовного развития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вносит дальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессе приспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать анормичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.

Может ли быть образование излишним

        Всегда ли высшее образование идет на пользу? Надо ли получать второе, третье или тратить лучшие годы на первое, которым всё равно заведомо не воспользуешься? Является ли непрофильное высшее образование или степень преимуществом или помехой при приеме на работу? Вопросы не такие простые, как может кому-то показаться. С другой стороны, есть более очевидные проблемы: падение уровня и престижа высшего образования в разных странах, получение дипломов без получения сколь-нибудь высшего образования и т.д. Во многом это взаимосвязанные вещи, ведь чем ниже средние требования к дипломам, тем ниже оказывается и предложение.

        Высшее образование как институт в России выполняет кучу совершенно ненужных и не свойственных ему функций. Рассмотрим их по порядку, начав со столь модного в последние десятилетия второго, а то и третьего высшего образования. Если в школе ученик овладевает неким установленным набором знаний, то в университете человек учится осваивать знания в том числе и самостоятельно. Дипломная работа — это свидетельство того, что человек сам может пойти в библиотеку, найти книги, прочитать и понять их и выдать какой-то, хоть небольшой, но новый результат. Человек с высшим образованием вполне в состоянии освоить как минимум смежную область знаний, а то и совершенно противоположную. Но тут возникает вопрос об оценке знаний и выдаче соответствующего документа. Этот процесс называется сертификацией и лицензированием, и к институту высшего образования он имеет очень отдаленное отношение. Реально в России люди зачастую вынуждены получать второе и третье высшее именно из-за диплома. Нормальная система сертификации и лицензирования сделает это ненужным.

        Еще две причины, толкающие молодых россиян в вузы, — это призыв и поиски брачного партнера соответствующего уровня. Последняя проблема есть не только в России, но и в конфуцианских странах (Японии, Корее, Китае), где сопоставимость уровня престижности вузов молодых необходима для получения родительского благословения.

        Наконец, есть еще одна сила, которая гонит россиян в вузы, — это незаконные требования работодателей к образованию. Если утрировать, то объявления в стиле «требуется уборщица с в/о» отнюдь не редкость.

        В Северной Европе, где нет упомянутых выше российских проблем. Там часть учеников еще на школьной скамье выбирает рабочие профессии и спокойно идет в аналоги наших ПТУ. В 20 лет они не корпят над учебниками, а уже получают первую зарплату и платят налоги. Но при этом, если ученик передумает, он снова может вернуться из «ПТУ» в школу. Если человек решил стать инженером или бухгалтером, то после школы он идет не в университет, а в «высшую школу», где за три года овладевает специальностью и быстрей бежит на работу. И только люди, решившие заниматься наукой или желающие «прокачать мозг» так, чтобы потом достигнуть высот в карьере, идут в университет. Эти люди отлично осознают, что теряют несколько лет рабочего стажа и выплат в пенсионные фонды ради своих планов, поэтому в Северной Европе количество студентов в вузах на душу молодого населения на порядок меньше российского.

Заключение

В заключение можно сформулировать некоторые выводы.

        1. Преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.

        2. Успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.

        3. В процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

        4. Перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.

        5. Систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.

        Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.

        Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания), то это общие исходные положения, в которых выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

        Механизмы социализации молодежи касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

        Может ли в принципе высшее образование быть лишним? И да, и нет. Всё зависит от конкретной личности и частных обстоятельств. Те, у кого есть академический талант, амбиции и кто действительно обладает сильным интеллектом, несомненно, должны идти в университет. Те же, кто такими качествами не обладает (а таких, по мнению американского ученого Чарльза Мюррея, автора многих книг по образованию, больше половины из сегодняшних студентов) и кому нужна лишь «корочка» для резюме, — нет.

nsportal.ru

2. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

  • Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

  • Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, «стать как все»;

— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

studfiles.net

социализация, развитие, формирование и воспитание


ТОП 10:

Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация- это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» — это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых»(Э. Дюргейм).

При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .

В процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Развитие — это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек, и как он может ответить на эти требования). Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. При этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), его индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Сошлемся на афоризм Конфуция: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Воспитание— это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова — как управление процессом развития личности — можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитаниепредполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

 

Что касается обучения, то его цель — изменить индивида. Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование индивидуальных и личностных свойств.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование — придание определенной формы. Это — непедагогическое (межнаучное) понятие.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования … в результате его социализации и воспитания» . Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма — воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание и формирование, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация — самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью — полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение — к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуется и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.




infopedia.su