Снг какие страны входят: Государства — участники СНГ
Страны СНГ
Абдулазиз Камилов Министр иностранных дел Республики Узбекистан
За исторически короткое время Содружество сформировало правовые организационные основы для равноправного межгосударственного диалога, а также взаимовыгодного сотрудничества в различных направлениях. Сегодня СНГ вступает в новый период своего развития, обусловленный серьезными изменениями в регионе и в мире в целом. Выход из пандемического кризиса, восстановление торгово-экономических и инвестиционных связей, поиск дополнительных резервов становится первостепенной задачей
14.10.2021 Заседание Совета министров иностранных дел СНГ
Садыр Жапаров Президент Кыргызской Республики
/…/ Кыргызская Республика и в дальнейшем будет активно участвовать в повышении имиджа и укреплении роли Содружества на международной арене и в развитии дружественных отношений между нашими странами
Садыр Жапаров Президент Кыргызской Республики
Кыргызская Республика придает важное значение расширению связей между странами Содружества и продолжит вносить свой посильный вклад в дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества и углубление интеграционных процессов в рамках СНГ
15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ
Гурбангулы Бердымухамедов Президент Туркменистана
15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ
Кохир Расулзода Премьер-министр Республики Таджикистан
Удельный вес товарооборота со странами СНГ в общем объеме внешней торговли Таджикистана за девять месяцев этого года составил 47 процента
12. 11.2021 Заседание Совета глав правительств СНГ
Содружество Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.
8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.
В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.
Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.
Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.
Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.
Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.
К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.
Уставные и другие органы СНГ
Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы Содружества Независимых Государств
Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.
Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.
Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.
В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.
Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.
Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.
Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Содружество Независимых Государств (СНГ) — Комитет ГД по делам СНГ
Содружество Независимых Государств или коротко СНГ — это международная организация, объединившая страны, некогда входившие виде республик в состав бывшего Советского Союза. Членство в составе СНГ добровольное.Образование СНГ
Содружество Независимых Государств было создано 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, Белоруссия. Договор об СНГ был изначально подписан тремя республиками бывшего СССР — Белорусской ССР, РСФСР и Украинской ССР. Документом было признано прекращение деятельности СССР и утверждено согласие сторон в продолжении дипломатического, политического, культурного, социального, экономического сотрудничества между странами-участницами договора.
Уже через несколько дней после подписания этими тремя республиками договора о Содружестве Независимых Государств, в Ашхабаде на встрече руководителей пяти азиатских государств из числа бывших республик СССР — Туркменистана, Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана и Казахстана, — было принято решение о вступлении в СНГ на равноправных началах.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече руководителей одиннадцати бывших республик СССР, среди которых отсутствовали лишь представители Литвы, Эстонии, Грузии и Латвии, была подписана, так называемая, Алма-Атинская декларация, в которой были изложены положения и правила СНГ. Тем не менее Грузия также стала страной-участницей СНГ в 1993 году.
Страны-участницы СНГ
Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) являются государства, ратифицировавшие договор об образовании СНГ от 8 декабря 1991 года и протокол этого договора от 21 декабря того же года. На данный момент следующие государства являются членами СНГ:
Цели Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств преследует следующие цели:
- интеграция государств-участников и создание общего экономического рынка;
- политическое, экономическое, культурное и иное сотрудничество между странами СНГ;
- контроль за соблюдением прав и свободы граждан стран-участниц СНГ;
- решение вопросов миграций населения;
- борьба с организованной преступностью;
- военное сотрудничество, совместная охрана границ стран СНГ.
Страны СНГ и их столицы — карта, список, на английском
Страны СНГ и их столицы на карте. Полный список — страны входящие в Содружество Независимых Государств и карта границ, их местоположения в мире, на английском языке и русском
Презентация на тему: столицы 9 стран СНГ — для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу по алфавиту, выбрать необходимый регион и его столицу, перейти на карты городов на русском языке, показать пограничные районы на схеме. Назовите входящие государства, и не подписавшие устав организации
Перечислите, кто не входит в CIS. Определить количество букв, какая первая и последняя буква
Дата основания — 8 декабря 1991 г. в Беловежская пуща, Белоруссия. Руководители трех стран (Россия, Белоруссия, Украина) подписали соглашение о создании содружества
Все страны СНГ — список по алфавиту +столица:
- Армения, Ереван
- Азербайджан, Баку
- Беларусь, Минск
- Казахстан, Астана
- Киргизия, Бишкек
- Молдова, Кишинёв
- Россия, Москва
- Таджикистан, Душанбе
- Узбекистан, Ташкент
Половина списка входит в состав мусульманских стран, и являются членами международной организации — Организация Исламского Сотрудничества (ОИС):
В августе 2005 г. Туркменистан изменил свой статус, став ассоциированным членом-наблюдателем. В марте 2014 г. Украина не подписала Устав Содружества Независимых Государств. В августе 2009 г. Грузия вышла из состава участниц. Кто не входит в международную организацию, а ранее входили в состав СССР:
- Грузия, Тбилиси
- Туркменистан, Ашхабад
- Украина, Киев
Перечень: какие страны входят в СНГ на английском языке:
- Armenia
- Azerbaijan
- Belarus
- Kazakhstan
- Kyrgyzstan
- Moldova
- Russia
- Tajikistan
- Uzbekistan
Интерактивная карта СНГ стран с возможностью выбрать участника международного союза. Увидеть контуры территорий и границы, как члены содружества соседствуют на карте
Все страны СНГ — карта +столицы
Таблица по алфавиту, в ней собраны все страны входящие в СНГ (список 2022), которые объединены единой территорией бывшего СССР, и связаны общими границами
Административные центры (штаб-квартиры) расположены в 3 городах: Москва, Минск, Санкт-Петербург
Денежная единица Союза Независимых Государств, все используют свою национальную валюту:
- Армения, Драм
- Азербайджан, Манат
- Беларусь, Белорусский рубль
- Казахстан, Тенге
- Киргизия, Сом
- Молдова, Лей
- Россия, Рубль
- Таджикистан, Сомони
- Узбекистан, Сум
Политическая карта стран СНГ и России
По списку 9 стран Европы и Азии — карта расположения их в мире. Без труда найти г. Москва и его центр, ближайшие страны с территориями вокруг: южные, северные, западные, восточные. Здесь границы соседей России +список
Международная организация на английском языке — Commonwealth of Independent States, сокращенное название CIS
Теперь вы знаете, какие страны входят в СНГ на 2022 год — единое объединение 9 государств, ранее входивших в состав бывшего СССР!
Содружество Независимых Государств — РИА Новости, 03.03.2020
24 сентября 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей сипы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. Парламент Грузии 14 августа 2008 года принял постановление о прекращении действия в отношении Грузии «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 года, «Решения Совета глав государств СНГ о принятии Устава Содружества Независимых Государств» от 22 января 1993 года и «Договора о создании Экономического союза» от 24 сентября 1993 года. 18 августа 2009 года завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.
Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Уставные цели и направления деятельности СНГ:
— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;
— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Экономический совет, Межпарламентскую ассамблею и Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ.
Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 80 органов отраслевого сотрудничества. Они развивают взаимодействие государств-участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве.
С октября 2007 года председателем Исполнительного комитета — Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Лебедев.
Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.
С марта 1994 года СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД в апреле 1994 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Вступление и выход из СНГ; участие и членство в СНГ. Досье — Биографии и справки
Согласно Уставу Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года, все государства, подписавшие и ратифицировавшие соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и протокол к этому соглашению от 21 декабря 1991 года, являются учредителями или государствами-участниками СНГ.
Соглашение о создании СНГ и протокол к нему подписали 12 стран: в 1991 году — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина; в 1993 году — Грузия. Таким образом, все 12 стран стали государствами-участниками СНГ.
Государствами-членами содружества, согласно уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия. 22 января 1993 года устав подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 году — Молдавия. Из 12 государств документ не ратифицировали два — Туркмения и Украина. Эти две страны, согласно уставу, не являются членами СНГ, они — государства-участники содружества.
При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников содружества.
26 августа 2005 года на саммите в Казани главы государств СНГ поддержали просьбу президента Туркмении признать за Туркменистаном особый статус ассоциированного члена при содружестве. Этот статус предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
Устав содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Согласно статье 9 устава, государство-член вправе выйти из содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.
Пока правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия.
Решение о выходе Грузии было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ. 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Устава СНГ от 22 января 1993 года и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 года. 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год. С 18 августа 2009 года Грузия не является государством — участником СНГ.
19 марта 2014 года директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, «Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ». Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
О чём договорились страны СНГ 19 лет назад
21 декабря 1991 года бывшие республики СССР подписали в Алма-Ате Декларацию, окончательно договорившись о прекращении существования Союза и создании Содружества независимых государств и провозгласили его цели и принципы.
8 декабря президенты России, Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств — Беловежское соглашение. Три республики решили, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились ещё восемь республик. Алма-Атинскую декларацию подписали Российская Федерация (РСФР), Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
Они подтвердили, что с образованием Содружества Независимых государств СССР больше не существует. Страны договорились развивать отношения друг с другом на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела и мирного урегулирования споров. «Укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности», — говорилось в тексте.
Стороны договаривались сохранить объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства.При этом государства подтвердили приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
СНГ в итоге не стало надгосударственным образованием. Отношения между странами-участницами регулируются отдельными соглашениями. Тем не менее у Содружества есть, например, межгосударственный орган, который занимается парламентским сотрудничеством — Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ. В неё входят парламенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Российской Федерации, Украины, Узбекистана. Возглавляет МПА СНГ спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Также членом СНГ является Туркменистан, но он не входит в Ассамблею.Содружество Независимых Государств (СНГ)
Примечание. С мая 2007 года этот файл больше не будет обновляться.
Дата основания
1991
Членство
12 государств — Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан.
Фон
Содружество Независимых Государств (СНГ) было основано в 1991 году после распада Советского Союза.Встречи проходят периодически по очереди в столицах стран СНГ. Неформальный саммит состоялся в Сочи, Россия, в июле 2001 года. В число форумов входят Совет глав государств, Совет премьер-министров и Совет министров иностранных дел.
При его основании участники приняли Алма-Атинскую декларацию, которая подтвердила обещание бывших республик сотрудничать в различных областях внешней и внутренней политики и провозгласила гарантии выполнения международных обязательств бывшего Советского Союза.Грузия присоединилась к Содружеству в декабре 1993 года.
СНГ осуществляет свою деятельность на основе Хартии, принятой Советом глав государств 22 января 1993 года, в которой закреплены цели и принципы Содружества, а также права и обязанности стран. В Хартии говорится, что Содружество было сформировано на основе суверенного равенства всех его членов и что государства-члены были независимыми и равноправными субъектами в соответствии с международным правом. В Хартии также говорится, что СНГ служит развитию и укреплению дружбы, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и сотрудничества между государствами.
Содружество не имеет наднациональных полномочий. Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров иностранных дел, министров обороны, командующих пограничными войсками, Межпарламентскую ассамблею, Исполнительный комитет ( правопреемник Исполнительного секретариата) и Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.
Совет коллективной безопасности СНГ
Совет коллективной безопасности принял такие документы, как Концепция коллективной безопасности, Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности. В соответствии с этими документами национальные контингенты разделены на три сектора (Западный, Закавказский и Центральноазиатский) и участвуют в совместных учениях внутри своего сектора.
Проверка и соответствие
Содружество не имеет наднациональных полномочий. Однако обязательства, возникающие в период участия в Хартии СНГ, являются обязательными для соответствующих государств до полного их соблюдения. Нарушения государствами-членами настоящего Устава, систематическое невыполнение государством своих обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках Содружества, или решениями органов Содружества должны рассматриваться Советом глав государств.В отношении такого государства могут применяться меры, разрешенные международным правом.
События
2009
В ноябре три основных участника СНГ; Россия, Казахстан и Беларусь договорились о создании таможенного союза, который откроет двери единого экономического пространства. В отличие от трех стран, Украина воздержалась от присоединения к Таможенному союзу, поскольку желает развивать свою политику «в соответствии с принципами ВТО», заявил Виктор Янукович 27 апреля 2010 года. Таможенный союз вступит в силу до 1 января 2012 года.
2007
Совет глав государств СНГ собрался 25 мая в Ялте, Крым, для обсуждения вопросов энергетики. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали соглашение о формировании общего энергетического рынка с целью расширения торговли электроэнергией и увеличения доступа к энергоресурсам в странах СНГ. 29 мая Электроэнергетический совет СНГ собрался в Ереване, чтобы обсудить возможность создания общего энергетического рынка.
Совет министров обороны СНГ собрался 20 июня для обсуждения военного сотрудничества. Министр обороны России Анатолий Сердюков сообщил, что Совет разработал конкретный план военного сотрудничества до 2010 года. На встрече также обсуждались финансовые вопросы Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ. Также был утвержден план совместных учений «Товарищество по оружию», которые пройдут в четыре этапа в период с июня по сентябрь. В учениях противовоздушной обороны участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан.
5 октября Сергей Лебедев сменил Владимира Рушайло на должности действующего исполнительного секретаря СНГ.
2006
В мае Украина и Грузия начали переговоры о возможности выхода из СНГ. Представители обоих государств заявили, что проанализируют, перевешивают ли выгоды от членства в СНГ затраты. В то время как Украина позже пообещала остаться членом, Грузия заявила, что рассматривается возможность медленного вывода.
25 мая главы правительств СНГ встретились в Душанбе, Таджикистан.Встреча была посвящена повышению эффективности организации. Всего было обсуждено 22 документа, 15 из которых подписаны без обсуждения. Среди одобренных документов — соглашение о создании международного фонда гуманитарного сотрудничества.
24 ноября в Минске главы правительств также встретились для обсуждения вопросов интеграции членов СНГ, в том числе совместных правоохранительных органов, безопасности и совместной системы противовоздушной обороны.
2005
На встрече глав правительств в Тбилиси, состоявшейся 3 июня 2005 г. , не было принято ни одной резолюции, касающейся нераспространения или ОМУ.То же самое и с Советом министров иностранных дел, который заседал в Москве 23 августа 2005 года.
На встрече глав государств СНГ 26 августа 2005 г. было принято несколько резолюций, в том числе одна по военному сотрудничеству, а другая по борьбе с терроризмом. В последнем постановлении стороны договорились активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом и реализовать меры действующей программы. В другом постановлении главы государств решили усилить концепцию военного сотрудничества и реализовать ее до 2010 года.
2004
На заседании Совета министров иностранных дел в Минске в марте президент Беларуси Александр Лукашенко назвал борьбу с терроризмом главным приоритетом СНГ. Члены Совета также обсудили важность усилий по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Главы правительств стран СНГ встретились 16 апреля в Чолпон-Ате, Кыргызстан, чтобы обсудить ряд вопросов, включая усилия по борьбе с терроризмом, вопросы транспорта и возможность создания единого бюро для координации усилий государств по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и т. д. и терроризм.Лидеры также договорились создать резервный фонд для оказания финансовой и материальной помощи государствам, переживающим стихийные или промышленные чрезвычайные ситуации или восстанавливающимся после них. 17 апреля было также объявлено, что Межпарламентская ассамблея СНГ направит в Косово группу наблюдателей для сбора информации о ситуации в Косово и представления своих выводов на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.
21 мая в Армении состоялось заседание Совета министров обороны.Были затронуты самые разные темы, в том числе состояние планов по созданию системы управления переносными зенитно-ракетными комплексами. Они также подчеркнули свое желание достичь многостороннего консенсуса в отношении своих позиций по ядерному нераспространению.
В июне Совет министров внутренних дел СНГ провел встречу в Кишиневе, Молдова, с участием представителей Исполнительного комитета, Антитеррористического центра и Бюро по борьбе с организованной преступностью, чтобы обсудить реализацию планов по борьбе с терроризмом. Это последовало за началом антитеррористической операции российских спецслужб в регионе СНГ.
2003
Совет министров иностранных дел собрался 11 апреля в Душанбе, Таджикистан, для обсуждения войны в Ираке и рассмотрения проекта программы борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Ситуация в Ираке, и особенно необходимость международной роли в послевоенном Ираке, была дополнительно рассмотрена на майской встрече лидеров СНГ в Санкт-Петербурге. Также в том же месяце в штаб-квартире СНГ в Москве была проведена конференция по рассмотрению эффективности систем радиолокационной идентификации и обсуждению других вопросов, связанных с военным сотрудничеством.
18-19 сентября Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет министров иностранных дел провели в Ялте встречи для обсуждения ряда экономических, социальных, гуманитарных и военных вопросов. Заместитель председателя г-н Н.Т. Премьер-министр Кыргызской Республики Танайекс и главы правительств подписали соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных перевозок путем отслеживания грузов, меморандум о сотрудничестве в области международных транспортных коридоров и декларацию обеспечение безопасности на транспорте в государствах-членах. Кроме того, они решили создать Совет руководителей государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг.
Заседание Совета министров иностранных дел было посвящено сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью и терроризмом. Министры одобрили решение о мерах по контролю за продажей некоторых переносных зенитно-ракетных комплексов в странах СНГ и дополнительное постановление о создании совместной координационной структуры по контролю за миграцией.
Заседание Совета глав государств 19 сентября проходило под председательством г-на А.Л.Д. Кучма, Президент Украины. Лидеры одобрили план создания зоны свободной торговли, а Россия, Украина, Беларусь и Казахстан подписали отдельное соглашение, которое будет согласовывать тарифное, таможенное и транспортное законодательство. Что касается ядерных вопросов, Совет напомнил об аварии на Чернобыльской АЭС и поддержал совместное предложение Беларуси, России и Украины о дополнении текста резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об укреплении международного сотрудничества и координации усилий по изучению, смягчению и минимизации последствий. Последствия чернобыльской катастрофы »в трактовке прокламации о провозглашении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных инцидентов.Совет глав государств также принял решение, в котором описывается их приверженность мерам по прекращению конфликта в Абхазии, Грузия.
На декабрьском заседании Совета министров обороны стран СНГ было проведено обсуждение и дальнейшее планирование развития многостороннего военного сотрудничества между государствами-членами.
2002
14 июня на очередном заседании Совета министров обороны стран СНГ было принято решение об обмене данными о противовоздушной обороне. Также было принято решение о создании единой базы данных по своим системам ПВО и утвержден перечень аэродромов, услугами которых в случае необходимости могут воспользоваться самолеты стран СНГ.Планируется, что механизмы «единой системы военной связи» будут проработаны на следующем заседании совета.
7 октября заседание Совета глав государств завершилось подписанием ряда документов по укреплению интеграционных процессов в Содружестве. Один из документов касается программы военно-технического сотрудничества стран СНГ. Руководители СНГ также приняли решение создать центральноазиатское подразделение Антитеррористического центра СНГ и утвердить Положение о порядке организации совместных антитеррористических мероприятий в СНГ и другие документы.
2001
Советы глав государств, глав правительств и руководителей внешней политики заседали с 31 мая по 1 июня. Среди различных затронутых вопросов были усилия по борьбе с терроризмом и другой преступностью, а также по расширению военного сотрудничества. Главы государств поддержали предложение объявить 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф в честь годовщины аварии на Чернобыльской АЭС.
Также в июне Валерий Воротников, член Постоянной комиссии по правовым вопросам Межпарламентского комитета Государственной Думы РФ, объявил, что Таможенный союз пяти стран СНГ станет Евразийским экономическим сообществом (ЕВРАЗЕС) раньше конец года.
На неформальном саммите в июле в Сочи президент Кыргызстана Аскар Акаев и президент России Путин встретились, чтобы обсудить безопасность в Центральной Азии, в частности, события в Афганистане и надвигающуюся опасность вторжения мусульманских полувоенных формирований на юг Кыргызстана. Участники саммита также обменялись мнениями о реализации программы всестороннего двустороннего партнерства до 2010 года, которая была подписана во время визита президента Акаева в Москву в 2000 году.
Юбилейный саммит СНГ проходил в Москве 29-30 ноября.Государства-члены приняли аналитический отчет о работе, проделанной за последнее десятилетие, и будущих задачах. Они также приняли план действий по повышению эффективности координации внешнеполитической деятельности между государствами-членами и поддержали инициативу Совета руководителей органов безопасности по подготовке проекта порядка проведения совместных антитеррористических действий на территории СНГ.
2000
25 января на встрече глав государств и правительств г. Владимир Путин избран председателем Совета глав государств. На встрече были приняты решения о противодействии международному терроризму в свете Стамбульского саммита ОБСЕ и решения по проекту Программы действий по развитию СНГ до 2005 года. Также главы государств проанализировали отчет о реализации межгосударственной программы совместных мер по борьба с организованной преступностью и другими опасными преступлениями на территории государств-участников СНГ на период до 2000 года.
На майском заседании Совета коллективной безопасности участники Договора о коллективной безопасности приняли меморандум о повышении эффективности Договора.
На саммите 20-21 июня в Москве президенты 12 стран СНГ приняли Декларацию о поддержании стратегической стабильности. В этом документе главы государств выразили приверженность укреплению стратегической безопасности мира. Они приветствовали ратификацию Россией Договора СНВ-2, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и пакета соглашений 1997 года по противоракетной обороне. Они выразили надежду, что эти документы вскоре будут ратифицированы США. Вдобавок они выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что Договор по противоракетной обороне (ПРО) должен оставаться «основой глобальной стратегической стабильности, международной безопасности и мира во всем мире», и что любое его прекращение подорвет «шаги по дальнейшему сокращению». стратегических ядерных вооружений ». Они также создали совместный антитеррористический центр в Москве, которым совместно будут руководить Россия и Украина.Только Туркменистан не будет участвовать.
Главы государств и правительств СНГ встречались в Минске с 30 ноября по 1 декабря. Делегаты в основном сосредоточили внимание на планах Антитеррористического центра СНГ, который будет служить для координации усилий различных органов в странах СНГ по предотвращению распространения международной террористической деятельности и помощи в проведении расследований и операций. Они также приняли совместную декларацию о закрытии Чернобыльской атомной электростанции, среди других решений.
1999
На заседании Совета коллективной безопасности 2 апреля Договор о коллективной безопасности был продлен еще на пять лет Протоколом к Договору, который также создал автоматический пятилетний механизм продления на будущее. Узбекистан вышел из Договора незадолго до его продления.
1998
В апреле Совет глав государств собрался в Москве и принял решение о проведении Специального межгосударственного форума по совершенствованию деятельности СНГ и его реформированию.Также было принято протокольное решение по программе развития военного сотрудничества государств СНГ.
1997
В марте состоялись заседания Совета глав государств и Совета глав правительств. Они обсудили документы, касающиеся вопросов поддержания мира в зоне конфликта Абхазия, Грузия, и продлили пребывание коллективных миротворческих сил в Таджикистане.
1996
Таможенный союз СНГ был создан в марте и включает пять стран СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан).
1995
31 мая руководители служб безопасности СНГ подписали соглашение о борьбе с организованной преступностью, которое включало протоколы о ядерной контрабанде, терроризме, незаконном обороте наркотиков и «незаконных вооруженных формированиях».
1994
По завершении процесса ратификации Договор о коллективной безопасности вступил в силу 20 апреля сроком на пять лет. Члены СНГ подписали Договор о зоне свободной торговли СНГ.
1993
В сентябре главы государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором разработали концепцию трансформации экономического взаимодействия в рамках Содружества.Договор был основан на необходимости формирования единого экономического пространства, основанного на принципах свободного передвижения товаров, услуг, рабочих и капитала; разработать согласованную денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную и внешнеэкономическую политику; гармонизировать методы управления хозяйственной деятельностью; и создать благоприятные условия для развития прямых производственных связей.
1992
26 июня в Минске восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан) подписали Соглашение о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования. , технологии и услуги, которые используются или могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения и ракет в качестве средств их доставки.Государства-участники договорились проводить согласованную политику экспортного контроля, включая применение санкций против всех хозяйствующих субъектов, нарушающих требования экспортного контроля.
Договор о коллективной безопасности был заключен 15 мая в Ташкенте Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позднее к Договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия.
Контактное лицо
Действующий председатель Исполнительного комитета СНГ: Яров Юрий
Заместитель председателя: Буляков Дмитрий Пятрович
Улица Кирова, 17
Минск, 220050
БЕЛАРУСЬ
Тел . : (8-1037517) 222-3517, 227-8074
Факс: ( 8-1037517) 227-2339
Эл. Почта: [адрес электронной почты защищен]
Веб-сайт: www.cis.minsk.by
участников СНГ — Содружество Независимых Государств
▶ Интерактивная карта
Происхождение СНГ
После распада Советского Союза в декабре 1991 года 15 республикам Советского Союза была предоставлена независимость. В том же месяце бывшие республики России, Белоруссии и Украины основали «Содружество Независимых Государств». Еще 8 последовали ближе к концу того же месяца: Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (Молдова), Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.Грузия была членом только с 1993 по 2009 год.Прибалтийские государства, такие как Литва, Латвия и Эстония, ранее также были частью Советского Союза, но никогда не присоединялись к СНГ.
Распад Советского Союза поставил бывших партнеров в невыгодное экономическое и военное положение по сравнению с западными государствами Европы. Также сохранялись многочисленные связи с торговыми партнерами на территории бывшего Советского Союза. Основной целью изначально было экономическое и военное сотрудничество и взаимная поддержка.
Снижение значимости и признания
Из-за различных политических и идеологических событий в конечном итоге были реализованы лишь некоторые цели. Таким образом, Молдова и Украина не участвовали в соглашениях о безопасности. Запланированный таможенный союз даже не был реализован. По мере усиления доминирования России другие партнеры также все больше дистанцировались от нее. С принятием в Европейский Союз многих стран бывшего Восточного блока изменились и торговые интересы более западных стран СНГ.Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Беларусь и Украина теперь прочно связаны с ЕС торговыми соглашениями — бывшим врагом и настоящей причиной союза. Грузия вышла из СНГ уже во время войны за Южную Осетию. Аннексия Крыма стала причиной ухода Украины.Тот факт, что Россия тоже теперь не может остановить распад СНГ, можно увидеть в создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был создан в 2014 году Россией, Беларусью и Казахстаном в качестве очевидной замены.
Бывшие страны-члены
Страны СНГ — обзор
Реформа выпускных и отборных экзаменов в университеты
Оценка учащихся в регионе ЦВЕ / СНГ была и в значительной степени остается задачей, делегированной школам. Учителя должны использовать различные методы для регулярной оценки учащихся в течение учебного года, но им предоставляется большая свобода в выборе задач оценки и в том, как они устанавливают стандарты. Утвержденные методы включают тесты, проводимые учителями, и контрольные работы — термин из советских времен для классных заданий, специально устанавливаемых для оценки успеваемости учащихся.Кроме того, в отличие от западной практики, формальные устные экзамены остаются обычным явлением в базовом и среднем образовании. Для каждой оценки успеваемость учащихся традиционно оценивается по простой числовой шкале из пяти или десяти баллов. Например, по пятибалльной шкале 1 балл считается неудовлетворительным, 2 — удовлетворительным и 5 — отлично. По десятибалльной шкале 4 — это минимальный проходной балл, а 10 — отличный балл. В конце каждого года числовые баллы по всем экзаменам по конкретному предмету объединяются для получения общей оценки.В конце, например, среднего образования эти школьные отметки отмечаются в дипломе учащегося, где также могут быть записаны результаты любых формальных централизованных экзаменов.
До 1990 года любые централизованные экзамены, используемые в регионе, имели мало отношения к сложным внешним экзаменам, обычным для всей Западной Европы. Министерства образования выделили немного человеческих, физических или финансовых ресурсов на подготовку и сдачу экзаменов. Например, в Румынии один служащий министерства работал в основном изолированно, готовя вопросники для экзаменов на степень бакалавра, сдаваемых по окончании среднего образования.Контрольные работы, как правило, составлялись с использованием заданий предыдущих тестов и утвержденных учебников. Мастер-копии тестов были продублированы для распространения в школах, где в назначенное время учителя копировали вопросы на классные доски, чтобы ученики отвечали. Затем учителя оценивали (отмечали) ответы своих учеников; однако, поскольку предполагалось, что все учителя будут знакомы с правильными ответами, подробные критерии выставления оценок предоставлены не были.
Альтернативная модель, все еще используемая в Сербии, предполагала предварительную публикацию всех возможных экзаменационных заданий.Этот банк открытых заданий был широко доступен по очень низкой цене, чтобы учащиеся могли заранее подготовиться или быть подготовленными учителями и наставниками. В день экзамена номера отобранных для тестирования заданий были оглашены по национальному радио. Учащиеся написали свои ответы на выбранные задания, которые затем были отмечены и оценены учителями.
Такие экзамены были чрезвычайно дешевыми и в целом безопасными, но они поощряли механическое заучивание и не способствовали развитию высших навыков в классе.Кроме того, поскольку условия прохождения теста не были единообразными и отсутствовал механизм стандартизации оценок, результаты были слишком ненадежными, чтобы их можно было использовать для сравнения стандартов или отбора студентов для дальнейшего обучения. Например, было обнаружено, что результаты, присуждаемые учителями учащимся из неблагополучных школ в отдаленных сельских районах, не отличаются от результатов учащихся самых престижных городских школ. Кроме того, непропорционально большое количество студентов получили высшие баллы, что не позволяет высшим учебным заведениям (ВУЗам) отбирать наиболее способных студентов (Bethell and Zabulionis, 2000).В результате факультеты университетов устанавливают, а в некоторых странах продолжают устанавливать свои собственные отборочные экзамены. Такие раздвоенные системы, в которых выпускные экзамены не имеют формальной связи с процедурами отбора в университет, приводят к ряду проблем. Во-первых, мощный обратный эффект вступительных испытаний в университеты подрывает центральное положение национальной учебной программы в школах. Студенты, приближающиеся к окончанию среднего образования, направляют все свои усилия на подготовку к вступительным экзаменам на предпочитаемые ими факультеты.В некоторых случаях школы просто приостанавливают учебные программы к концу года, чтобы дать ученикам возможность попрактиковаться в отборочных тестах. Там, где конкуренция за места в университете особенно высока и где ставки, связанные с успехом или неудачей, высоки, частный коучинг для вступительных испытаний в университет становится обычным явлением и проблемой для министерств образования, родителей и студентов. В некоторых странах бытует мнение и, возможно, реальность, что если студент не заплатил за частное обучение у репетитора университета, его шансы на успех на вступительных экзаменах минимальны.Если такие наставники имеют возможность напрямую влиять на решения об отборе либо в качестве маркеров письменных ответов, либо в качестве членов оценочных комиссий для устных экзаменов, предотвращение коррупции становится чрезвычайно трудным, а доверие общества подрывается.
Чтобы исключить давление на студентов (и их семьи), связанное с необходимостью сдавать несколько экзаменов по одному и тому же предмету в разных местах, и снизить предполагаемый уровень коррупции при распределении мест в университетах, политики и преподаватели стремились ввести новые экзаменационные системы на интерфейсе школа / университет. Были использованы два альтернативных подхода. Первым, принятым в нескольких странах ЦВЕ и СНГ, была разработка централизованной системы экзаменов, основанной на модели европейского бакалавриата. В этом случае большинство выпускников школ сдают формальные экзамены по обязательным предметам (обычно по государственному языку и математике) и по ряду факультативных или факультативных предметов. Результаты используются для двух целей: подтверждения достижений в аттестате об окончании школы и отбора кандидатов на места в высших учебных заведениях.Второй подход заключался во внедрении единой централизованно управляемой системы вступительных экзаменов в университет, чтобы заменить множество вступительных испытаний, устанавливаемых различными факультетами университета. Здесь общая модель более тесно связана с системой стандартизированных объективных тестов, используемых в США и Турции.
Первой страной с переходной экономикой, которая ввела радикальные реформы экзаменов, была бывшая югославская Республика Словения, где в 1989 году Министерство образования рекомендовало ввести централизованно контролируемую систему экзаменов на аттестат зрелости ( Matura ), которая будет служить одновременно и в качестве выпускных экзаменов. квалификации и паспорта в университет (Габрщек, 2001).Для этого была создана Национальная комиссия по аттестату зрелости для определения принципов, правил и процедур новых экзаменов. После долгих раздумий была выбрана модель, основанная на Международном бакалавриате и во многом основанная на экзаменах A-level в Англии. Обязательными предметами были родной язык, математика и иностранный язык. Кроме того, студенты должны были выбрать два факультативных предмета из установленного списка. Для того, чтобы сдать Matura и, следовательно, иметь право претендовать на место в высшем учебном заведении, кандидаты должны были сдать как минимум минимальный балл по каждому из пяти взятых предметов.
Проведение экзаменов с высокими ставками в национальном масштабе требует гораздо больше ресурсов, чем управление децентрализованной системой, где большая часть ответственности делегируется школам. В Словении эта задача была решена путем создания независимого национального экзаменационного центра. Он отвечает за составление контрольных вопросов, печать и распространение экзаменационных материалов в школах, организацию отметки школьных сценариев и обработку результатов. Затраты, связанные с размещением, оснащением и укомплектованием персоналом такой организации, значительны.В большинстве стран ЦВЕ / СНГ эти расходы покрываются из государственного бюджета на образование.
Словенские реформы в целом считались большим успехом и оказали влияние на политиков во всем регионе. Всемирный банк, Европейский Союз и другие международные агентства были заинтересованы в предоставлении финансовой поддержки аналогичным реформам в странах ЦВЕ, СНГ и Балтии. Типичные проекты включают создание новых национальных агентств по оценке, обучение специалистов по оценке, а также разработку и апробирование новых процедур оценки.К странам, которые на сегодняшний день успешно применили эту модель, относятся Армения, Эстония, Латвия, Литва и Румыния.
Новые системы экзаменов на аттестат зрелости и бакалавриата успешно решают многие образовательные проблемы, с которыми сталкиваются переходные государства. Однако они не только дороги в эксплуатации, но и сложно обеспечить их безопасность из-за их крупномасштабного и рассредоточенного администрирования. Действительно, утечка, то есть потеря вопросника до даты экзамена, может быть как дорогостоящей, так и политически разрушительной.В странах, где конкуренция за места в высших учебных заведениях является жесткой и где широко распространено мнение о коррупции, обеспечение безопасности экзамена является главным приоритетом. В этих случаях политики выступают за введение стандартизированных экзаменов при отборе в университеты, основанных на использовании объективных вопросов и автоматизированных методов выставления оценок.
Ранний и яркий пример такого подхода можно найти в Азербайджане, который был первой бывшей советской республикой, которая ввела централизованный экзамен, построенный на автоматизированных системах и новых технологиях для приема во все высшие учебные заведения.Система вступительного тестирования проводится Государственной комиссией по приему студентов (ГКП), созданной в 1992 году под контролем не Министерства образования, а аппарата президента. В настоящее время около 90 000 студентов ежегодно поступают примерно на 25 000 мест в вузах. Все студенты, поступающие на каждую из пяти специальностей (т. Е. Медицина, математика, экономика, гуманитарные науки и социология), сдают экзамены в определенный день. Например, в 2004 году около 23 000 абитуриентов по математике сдали экзамены в один и тот же день.Для этого потребовалось 20 вариантов вопросника. Для этой группы результаты были опубликованы в течение 7 дней. (Сравните это с экзаменами на аттестат зрелости, которые обычно включают в себя вопросы с построенными ответами и эссе. В этом случае оценка и обработка результатов занимает более месяца с даты экзамена.)
Для достижения высокого уровня безопасности как до, так и во время экзаменационной сессии все варианты теста производятся из большого банка заданий, созданного SSAC с момента его создания.Предметы в банке классифицируются по уровню сложности и тестируемому содержанию / навыкам. Когда требуется вариант теста, информационная система выбирает элементы случайным образом до тех пор, пока не будут выполнены спецификации теста. Дальнейшее вмешательство человека для обеспечения секретности не производится. Листы с ответами помечаются оптическими считывающими устройствами, чтобы убрать все элементы субъективизма.
Азербайджанская автоматизированная система тестирования отвечает своим основным целям в том, что система приема стандартизирована для всех кандидатов и что коррупция при обработке тестов устранена.Однако критики утверждают, что использование объективных тестов, построенных на основе открытых банков заданий, устраняет необходимость для школьников развивать более высокие навыки и способствует механическому обучению и использованию индивидуальных занятий. Действительно, по оценкам, более 80% абитуриентов в Азербайджане платят за частных репетиторов или подготовительные классы в среднем около 200 долларов США (ESP, 2006).
Земельная реформа в Восточной Европе
Земельная реформа в Восточной Европе — Западная часть СНГ, Закавказье, Балканы и страны, вступающие в ЕСБывшие социалистические страны Восточной Европы (то есть Европа к востоку от Германии и к западу от Урала, но включая всю Россию) начали переход к рыночной экономике в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В данной статье рассматривается один аспект этого перехода: переход от государственной собственности к частной собственности на сельскохозяйственные земли и сопутствующий переход к земельному рынку сельскохозяйственных земель.
Страны, включенные в это исследование, были разделены на четыре группы:
- Западные страны СНГ: Беларусь, Молдова, Украина, Россия;
- СНГ Закавказье: Армения, Азербайджан и Грузия;
- Балканы: Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия, Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория) и административный протекторат Косово; и
- Страны, вступающие в ЕС: Болгария, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения.
Западные страны СНГ, за исключением Молдовы, все еще борются за реальную частную собственность на сельскохозяйственные земли и право продавать землю, закладывать землю и использовать землю для ее наилучшего использования без вмешательства со стороны государства. Все западные страны СНГ по-прежнему в основном занимаются сельским хозяйством через крупные колхозы, при этом индивидуальные землевладельцы получают мало льгот. Сделок с землей происходит немного, и большинство тех сделок с землей, которые действительно происходят, связаны с сдачей в аренду колхозам, из которых земля была выделена или разделена.Западным странам СНГ, за исключением Молдовы, не хватило политической воли для продвижения земельной реформы.
Страны Закавказья лидируют в СНГ по приватизации и реорганизации фермерских хозяйств, а также опережают некоторые страны-члены ЕС в этих областях. У каждой из этих стран есть политическая воля к приватизации земли и переходу к рыночной экономике. Страны Закавказья плюс Молдова передали часть ответственности за управление земельными ресурсами на местный уровень.Кроме того, они приняли закон, прямо разрешающий сделки с землей.
В балканских странах на рынки земли в сельской местности влияют не только проблемы экономического перехода, но и этнические конфликты, политическая нестабильность и войны. Балканские страны направили значительную часть своей энергии и ресурсов, которые в противном случае могли бы быть направлены (по крайней мере частично) на цели развития земельного рынка, на земельные вопросы, связанные с нестабильностью и конфликтами.
Страны, вступающие в ЕС, меньше боролись с идеологией рыночной экономики, чем многие страны СНГ, поэтому приватизация земли не вызывала сомнений.Однако в некоторых случаях страны, вступающие в ЕС, решили продолжить поддержку крупных колхозов, и распад хозяйств происходил гораздо реже, чем в Армении, Азербайджане и Грузии. Хотя есть много факторов, способствующих этому, похоже, что в странах, где нет независимых частных фермеров, рынок земли функционирует на более низком уровне, чем в странах с большим количеством частных фермерских хозяйств.
В документе обсуждаются следующие вопросы, связанные с земельной реформой и усилиями на рынке земли в странах Восточной Европы.
1. Приватизация земли
В западных странах СНГ, за исключением Молдовы, большая часть сельскохозяйственных земель была приватизирована по системе «земельных паев», при которой подавляющее большинство частных собственников (бывших членов государственной и колхозной системы) по-прежнему владеют своими правами на владение недвижимостью. обычное, с некоторой формой права на раздел земли в натуре (еще не реализованного). В этих странах право на земельную долю не имеет особой ценности, потому что мало шансов осуществлять значимый контроль над этой земельной долей.
В Закавказье одновременно осуществлялась раздача земли и реструктуризация хозяйств. Частные фермеры имеют право собственности на свою землю.
Приватизация на Балканах продвигается вперед, при этом крупные государственные фермы и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции представляют собой небольшой процент сельскохозяйственных земель. Будущие задачи включают приватизацию небольшого количества оставшейся земли, предоставление частным фермерам льготных кредитов и субсидий, предназначенных для совхозов, и планирование развала (и распада) тех крупных хозяйств и предприятий, которые сохраняются как частные акционерные общества. .
В странах, вступающих в ЕС, вопросы приватизации связаны в первую очередь с процессом реституции. Потенциальные претензии бывших владельцев, противоречащие друг другу законы относительно процесса реституции и невостребованная земля замедлили процесс приватизации.
2. Государственные земельные резервы
В процессе приватизации некоторые страны не спешили приватизировать государственную землю и вместо этого сдают ее в аренду. Многие страны официально учредили «земельные фонды», цели которых варьируются от консолидации небольших участков до содействия развитию семейных фермерских хозяйств и простой сдачи земли в аренду крупным бывшим колхозам или совхозам.Постоянная озабоченность по поводу аренды государственной земли заключается в том, что она часто сдается по очень низкому уровню арендной платы, что препятствует развитию арендной платы на частном рынке. В любом случае, до тех пор, пока большие количества сельскохозяйственных земель доступны для аренды бесплатно или практически бесплатно, сельскохозяйственные земли будут иметь очень небольшую рыночную стоимость, если вообще будут иметь ее.
3. Реструктуризация хозяйств
Отсутствие реорганизации хозяйств является препятствием для развития рынка в четырех западных странах СНГ и во многих странах-кандидатах на вступление в ЕС, которые вернули сельскохозяйственные земли их бывшим владельцам.Размер фермы в рыночной экономике — это экономическая переменная, отражающая рыночные сигналы. Создание правовой и политической основы, в которой отдельные фермеры могут регулировать размер фермы в соответствии с рыночными сигналами, имеет решающее значение. Политика и правовая база должны не только позволять, но и поощрять реорганизацию хозяйств в единицы любого размера, выбранного фермерами.
В западных странах СНГ и во многих странах, вступающих в ЕС, приватизация земли и реорганизация хозяйств не происходили одновременно, и даже когда земля была фактически разграничена и присвоены права собственности, реорганизация хозяйств была незначительной.В западных странах СНГ фермеры не забирали свои земли из коллективов, а в странах, вступающих в ЕС, многие из новых владельцев не были фермерами или даже сельскими жителями, и поэтому сдали свою землю в аренду обратно коллективу. Как упоминалось выше, балканские фермы в основном приватизируются и обрабатываются индивидуально. Немногие приватизированные участки или земельные доли обрабатываются как крупные предприятия.
4. Сделки с землей
Сделки купли-продажи сельскохозяйственных земель не будут происходить в западных странах СНГ, если законодательство четко не разрешает такие сделки, разрешение местных бюрократов не требуется, а процедуры нотариального заверения и регистрации просты и доступны.
В остальных странах Восточной Европы правовая база для сделок с землей является адекватной, а препятствия для сделок связаны с административным процессом и несовершенством рынка. Такая ситуация в целом характерна для опрошенных балканских стран. Наиболее распространенным правовым ограничением является запрет на иностранную собственность на сельскохозяйственные земли, который имеет место не только в странах Восточной Европы, но и во многих странах по всему миру.
5.Ипотека
Ипотека сельскохозяйственных земель не может происходить без гарантированных прав на землю и земельного рынка. Помимо необходимости в законодательстве, разрешающем ипотеку сельскохозяйственных земель, необходимо наличие законодательства, разрешающего бесплатную передачу земли. Земельное кредитование не будет происходить до тех пор, пока не появится активный рынок сельскохозяйственных земель, а в России, Украине и Беларуси сначала должны произойти серьезные изменения в законодательстве и политическая воля.
После того, как ипотека сельскохозяйственных земель станет законным правом, как и в остальных странах Восточной Европы, она все равно должна быть частью более крупной схемы предоставления кредитов фермерам.Немногие землевладельцы используют землю в качестве обеспечения ссуд в странах Восточной Европы. Фактически, ипотечное кредитование в значительной степени не будет происходить до тех пор, пока: (1) не будет существовать активный земельный рынок и сельскохозяйственные земли не приобретут рыночную стоимость; и (2) процедуры обращения взыскания достаточно быстры и эффективны.
6. Регистрация
Одной из ключевых мер, необходимых для полноценного функционирования земельного рынка, является система регистрации юридических прав, позволяющая легко идентифицировать правообладателей и обеспечивать защиту их прав.
В западных странах СНГ системы регистрации серьезно не функционируют, и они нуждаются в базовой законодательной помощи для начала. Эффективная регистрация земли (за заметным исключением Албании) в основном не происходит в обследованных балканских странах, хотя подавляющее большинство сельскохозяйственных земель находится в частной собственности и обрабатывается в частном порядке. Закавказье и страны-кандидаты в ЕС находятся в процессе преобразования и улучшения своих систем регистрации, но все еще имеют проблемы из-за большого количества новых владельцев и необходимости восстановления границ.
7. Консолидация земель
Фрагментация земель — это проблема, которая поднималась во всех странах Восточной Европы, за исключением Беларуси, России и Украины. В опрошенных балканских странах фрагментация рассматривается некоторыми как проблема в Македонии, Албании и Хорватии. Постконфликтные проблемы сделали эту проблему второстепенной в других балканских странах. Страны, вступающие в ЕС, получают большую помощь от Европейского Союза в отношении усилий по консолидации.Многие из этих программ представляют собой сочетание рыночной реформы и государственного вмешательства на уровне сообществ. Поскольку многие страны ЕС имеют государственный земельный фонд, уже существует система покупки и перераспределения земли.
8. Роль государственного и частного секторов
Существует ряд мер, которые могут быть предприняты, чтобы помочь создать и укрепить институты частного сектора, которые участвуют и поддерживают здоровые рынки земли.Следует больше подумать о том, как количественно оценить прогресс таких программ.
Земельная реформа в Восточной Европе
Земельная реформа в Восточной Европе — Западная часть СНГ, Закавказье, Балканы и страны, вступающие в ЕСБывшие социалистические страны Восточной Европы (то есть Европа к востоку от Германии и к западу от Урала, но включая всю Россию) начали переход к рыночной экономике в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В данной статье рассматривается один аспект этого перехода: переход от государственной собственности к частной собственности на сельскохозяйственные земли и сопутствующий переход к земельному рынку сельскохозяйственных земель.
Страны, включенные в это исследование, были разделены на четыре группы:
- Западные страны СНГ: Беларусь, Молдова, Украина, Россия;
- СНГ Закавказье: Армения, Азербайджан и Грузия;
- Балканы: Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия, Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория) и административный протекторат Косово; и
- Страны, вступающие в ЕС: Болгария, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения.
Хотя страны Восточной Европы имеют общую историю социализма на разные периоды времени, между ними существуют сильные социальные, экономические и философские различия. Кроме того, на реформы в Восточной Европе повлияла недавняя история отдельных стран, начиная с 1989 года, а также их социалистическое прошлое.
Россия, Украина и Беларусь в западных странах СНГ до сих пор не имеют правовой и политической базы, которая в достаточной мере позволяла бы иметь частную собственность на землю, частные фермы или эффективные сделки с землей.Они все еще борются за то, какой должна быть роль государства в отношении использования сельскохозяйственных земель и продуктивности. Государство твердо контролирует сельскохозяйственные земли, и у него недостаточно политической воли, чтобы одержать победу над бывшими коммунистами, которые выступают против частной собственности и продажи сельскохозяйственных земель.
Закавказье, также входящее в состав СНГ, сделало совершенно иной философский выбор и быстро приватизировало сельскохозяйственные земли и реструктурировало фермы в небольшие семейные единицы.Конечно, разница в размерах стран в некоторой степени повлияла на способность проводить реформы быстрее, но, помимо размера, влияние также оказали культурные различия и политическая воля к реформам.
История балканских стран оказала большое влияние на их сельскохозяйственный сектор и возможности рынка земли. Бывшая Югославия после непродолжительного эксперимента с коллективизацией сделала выбор в пользу частных фермерских хозяйств. Затем, в 1989 году, произошло то, что некоторые считают первым звеном в длинной цепи событий, навсегда изменившей Югославию, как она существовала тогда, и подготовило почву для создания балканских стран, рассмотренных в этом документе (за исключением Албании). .В том же году Слободан Милошевич через парламент протолкнул одобренные сербами изменения в Конституцию Югославии. Хорватия сделала заявку на независимость в 1991 году. Позднее в том же году ее провозгласила Македония. В 1992 году их примеру последовала Босния и Герцеговина. Сербия, Черногория и Косово боролись друг с другом по вопросам независимости в конце 1990-х годов. Война и политические разногласия, сопровождающие каждый из этих переходов, значительно усложнили процесс перехода земель.
Страны, присоединяющиеся к ЕС, по некоторым стандартам находятся дальше всех в плане земельной реформы и развития рынка. Но некоторые из стран, вступающих в ЕС, сопротивлялись и опасались изменений в сельскохозяйственном секторе и продолжают поддерживать крупные коллективные и разваливающиеся фермы. Из всех рассмотренных стран реформа Польши была наименее травматичной, поскольку Польша никогда не коллективизировала свое сельское хозяйство, а польский рынок земли ближе всего к западноевропейским земельным рынкам с точки зрения оборота земли.
Одним из важнейших факторов, влияющих на реформу сельскохозяйственных земель, является роль сельского хозяйства в экономике рассматриваемых стран. Что касается стран СНГ и Балкан, доля сельского хозяйства в общем ВВП каждой из этих стран составляет более 10%, за исключением России и Хорватии. Однако в странах, вступающих в ЕС, сельское хозяйство составляет менее 10% от общего ВВП во всех странах, кроме Болгарии и Румынии. См. Рисунок A.
Ввиду этого такие страны, как Армения и Азербайджан, проявили смелость и полностью перестроили свое сельское хозяйство.С другой стороны, когда так много людей зависело от сельскохозяйственного сектора, неэффективные колхозы пришлось ликвидировать. В Армении занятость в сельском хозяйстве достигла 41% от общей занятости в 1999 году, отражая удвоение с конца 1980-х годов, а частный сектор обеспечивает 98,5% сельскохозяйственного производства (одна треть ВВП). В Азербайджане в сельскохозяйственном секторе занята треть всего населения. 1 Напротив, роль сельского хозяйства в экономике Венгрии снизилась за последнее десятилетие, несмотря на то, что в Венгрии на душу населения больше пахотных земель, чем в большинстве других европейских стран, а земля относительно плодородна и хорошо подходит для ведения сельского хозяйства. 2 Кроме того, Венгрия не претерпела значительных преобразований в своем сельскохозяйственном секторе, и колхозные хозяйства все еще преобладают.
В данной статье исследуется относительный статус стран Восточной Европы по отношению к земельной реформе. Он разделен на четыре раздела, и в каждом разделе обсуждается одна группа стран — Раздел I, Западная часть СНГ; Раздел II, СНГ Закавказье; Раздел III, Балканы; и Раздел IV, страны, присоединяющиеся к ЕС. В каждом разделе документа обсуждаются политика и законодательная база для земельной реформы и развития земельного рынка в этих странах, включая приватизацию земли, государственные земельные резервы, реструктуризацию хозяйств, сделки и ипотеку.После обсуждения политики и законодательной базы обсуждается административная структура, включая регистрацию, программы консолидации, землепользование и роль государственного и частного секторов.
Раздел V сравнивает и анализирует состояние земельной реформы и рынка земли в странах Восточной Европы и предлагает варианты политики для решения некоторых из вопросов, поднятых в документе. В соответствующих случаях упоминаются и обратные стороны некоторых вариантов политики.
Проект технической помощи ОЭСР / INFE по финансовому образованию в Содружестве Независимых Государств (СНГ) поддерживает разработку, реализацию и оценку стратегий финансового образования в регионе. Страны-партнеры включают Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Проект был запущен в 2017 году после сотрудничества ОЭСР с председательством России в G20 в 2013 году, и сейчас он находится на второй фазе.Приоритетные направления включают:
Этот проект возглавляется Международной сетью ОЭСР по финансовому образованию (INFE) и основан на ее международно признанном опыте и давней приверженности делу повышения финансовой грамотности во всем мире. Он осуществляется при финансовой поддержке Министерства финансов Российской Федерации, благодаря его технической экспертизе и участию в проектной деятельности. В проекте также используется опыт Целевой группы G20 / ОЭСР по защите потребителей финансовых услуг. I этап (2017-2019) Фаза I проекта охватывала шесть стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Таджикистан) и была сосредоточена на четырех рабочих направлениях:
Загрузить сводный отчет по фазе I | Этап II (2020-2022) Фаза II проекта охватывает семь стран-партнеров (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан).Основываясь на достижениях Фазы I, проект будет продолжать развиваться:
|
Учебный курс по статистике информационной экономики для стран СНГ
Обучение будет проводиться для сотрудников национальных статистических управлений (НСУ) и других учреждений, отвечающих за производство официальной статистики по информационной экономике из Содружества Независимых Государств (СНГ).Ожидаются участники из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, Российской Федерации, Таджикистана и Украины.
Целью регионального семинара для стран СНГ является укрепление их потенциала в области подготовки национальных статистических данных и показателей по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). С 2004 года в рамках своей деятельности в качестве ведущего члена Партнерства по измерению ИКТ в целях развития ЮНКТАД работает с НСУ над гармонизацией и сбором официальных статистических показателей по информационной экономике.
Сюда входят показатели использования ИКТ предприятиями, добавленной стоимости и занятости в производственном секторе ИКТ, а также международной торговли товарами ИКТ.
Информационная экономика включает в себя такие отрасли, как телекоммуникации, издание программного обеспечения, а также производство компьютеров и коммуникационного оборудования.
Хотя ИКТ недавно были определены как сектор со значительным потенциалом развития для региона, официальная статистика по информационной экономике доступна только для 20–50 процентов стран СНГ, в зависимости от показателя.