Санкционные меры это: Санкции. Инфографика и ридер РСМД

Содержание

Санкции Совета Безопасности | СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

На основании главы VII Устава ООН Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В соответствии со статьей 41 санкционные меры включают широкий ряд вариантов принуждения, не связанных с использованием вооруженных сил. За период с 1966 года Совет Безопасности ввел 30 режимов санкций в отношении следующих стран: Южная Родезия, Южная Африка, бывшая Югославия (2), Гаити, Ирак (2), Ангола, Руанда, Сьерра-Леоне, Сомали и Эритрея, Эритрея и Эфиопия, Либерия (3), Демократическая Республика Конго, Кот‑д’Ивуар, Судан, Ливан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран, Ливия (2), Гвинея-Бисау, Центральноафриканская Республика, Йемен, и Южный Судан и Мали, а также в отношении организации ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каида» и движения «Талибан».

Санкции Совета Безопасности могут принимать различные формы, в зависимости от их целей. Принудительные меры варьируются от всеобъемлющих экономических и торговых санкций до более целенаправленных мер, таких как эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, финансовые ограничения и ограничения на торговлю сырьевыми товарами. Совет Безопасности вводит санкции в целях обеспечения мирных переходных процессов, предупреждения антиконституционных преобразований, сдерживания терроризма, защиты прав человека и поощрения режима нераспространения.

Санкции не действуют, успешно или безуспешно, сами по себе. Принудительные меры являются наиболее эффективными в плане поддержания или восстановления международного мира и безопасности в тех случаях, когда они осуществляются в рамках всеобъемлющей стратегии, включающей поддержание мира, миростроительство и миротворчество. Вопреки представлению о том, что санкции носят карательный характер, многие режимы санкций предназначены для оказания поддержки правительствам и регионам, стремящимся к осуществлению мирных переходных процессов. В качестве примеров такого подхода можно привести режимы санкций в отношении Ливии и Гвинеи-Бисау.

В настоящее время действует 14 режимов санкций, направленных на поддержку политического урегулирования конфликтов, ядерного нераспространения и борьбы с терроризмом. Каждый режим санкций осуществляется под руководством определенного комитета по санкциям, возглавляемого одним из непостоянных членов Совета Безопасности. В поддержку 11 из 14 комитетов по санкциям действуют 10 разнообразных групп по наблюдению.

В процессе применения санкций Совет уделяет все больше внимания соблюдению прав тех, против кого они применяются. В декларации Всемирного саммита 2005 года Генеральная Ассамблея призвала Совет Безопасности обеспечить, опираясь на поддержку со стороны Генерального секретаря, принятие справедливых и четких процедур введения и отмены санкционных мер. В качестве примеров практического применения такого подхода можно привести создание Контактного центра по вопросам исключения из перечня и учреждение Канцелярии Омбудсмена в рамках Комитета по санкциям в отношении ИГИЛ (ДАИШ)и  «Аль-Каиды».

Комитеты по санкциям и другие комитеты по контролю за осуществлением обязательных мер

Статья 41 Устава Организации Объединенных Наций уполномочивает Совет Безопасности на применение широкого спектра мер для осуществления его решений. Совет регулярно учреждает вспомогательные органы с целью поддержки или осуществления этих мер. Наиболее широкое применение среди них получили так называемые санкции, которые обычно осуществляются при поддержке Комитета, а также специальных групп или групп экспертов либо других механизмов по наблюдению за осуществлением санкций.

На данной странице приводится перечень всех указанных в Справочнике комитетов, учрежденных Советом Безопасности в связи с осуществлением обязательных мер. Комитеты сгруппированы по регионам или районам и представлены в хронологическом порядке начиная с комитетов, учрежденных в последнее время. Краткие описания функций комитетов составлены на основании материалов Справочника и снабжены ссылками на разделы Справочника, в которых освещается их деятельность. Подробная информация о санкциях и других обязательных мерах приведена в Справочнике в разделе, посвященном статье 41.

Материалы обсуждений, состоявшихся в Совете по общим вопросам введения санкций, размещены здесь.

Содержание

Комитеты по санкциям (по региону)

Африка

Северная и Южная Америка

Азия

Европа

Ближний Восток

Другие комитеты по поддержке обязательных мер

Африка

Ангола

Комитет, учрежденный резолюцией 864 (1993) о положении в Анголе

Комитет был учрежден 15 сентября 1993 года в целях наблюдения и надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия и нефти и осуществлением санкций в отношении Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА). Введение санкций было обусловлено военными действиями УНИТА во время Гражданской войны в Анголе, которые были осуждены мировым сообществом, а также нападениями на гражданское население и персонал Организации Объединенных Наций. 9 сентября 2002 года санкции были отменены и Комитет был распущен.

Гвинея-Бисау

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2048 (2012) по Гвинее-Бисау

Резолюцией 2048 (2012) от 18 мая 2012 года Совет Безопасности учредил комитет для надзора за соблюдением запрета на поездки, введенного в отношении пяти военнослужащих, под руководством которых 12 апреля 2012 года был совершен государственный переворот в Гвинее-Бисау.

Кот-д’Ивуар

Комитет, учрежденный резолюцией 1572 (2004) по Кот-д’Ивуару

Комитет был учрежден в соответствии с резолюцией 1572 (2004) Совета Безопасности от 15 ноября 2004 года для надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия Кот-д’Ивуару и осуществлением мер по замораживанию активов и введению запрета на поездки в отношении конкретных лиц. В соответствии с резолюцией 1643 (2005) от 15 декабря 2005 года мандат Комитета был расширен путем включения дополнительных функций по осуществлению надзора за соблюдением режима санкций в отношении алмазов, введенного той же резолюцией. Совет Безопасности также учредил Группу экспертов для оказания помощи в работе Комитета на основании резолюции 1584 (2005) от 1 февраля 2005 года. В резолюции 2283 (2016) от 28 апреля 2016 года Совет Безопасности принял к сведению доклад Комитета и постановил отменить санкционный режим и распустить Комитет и его Группу экспертов.

Демократическая Республика Конго

Комитет, учрежденный резолюцией 1533 (2004) по Демократической Республике Конго

Комитет был учрежден в соответствии с резолюцией 1533 (2004) Совета Безопасности от 12 марта 2004 года с целью осуществления надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Демократическую Республику Конго и введения запрета на предоставление помощи иностранным и конголезским группам, действующим на ее территории. Впоследствии Совет поручил Комитету осуществлять наблюдение за мерами по замораживанию активов и соблюдением запрета на поездки, введенного в отношении конкретных групп и физических лиц, а также за ограничениями, касающимися авиации. В соответствии с резолюцией 1533 (2004) от 12 марта 2004 года Совет также учредил Группу экспертов для оказания помощи Комитету в выполнении его мандата.

Эритрея/Эфиопия

Комитет, учрежденный резолюцией 1298 (2000) о ситуации в отношениях между Эритреей и Эфиопией

Комитет был учрежден 17 мая 2000 года для осуществления надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Эритрею и Эфиопию в связи с пограничным конфликтом и продолжением боевых действий между Эритреей и Эфиопией. Комитет был распущен 16 мая 2001 года после подписания Алжирского соглашения, которое, по оценке Совета, являлось шагом на пути к мирному урегулированию.

Либерия

Комитет, учрежденный резолюцией 1521 (2003) по Либерии

Резолюцией 1521 (2003) от 22 декабря 2003 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора за осуществлением оружейного эмбарго, запрета на поездки и торговых санкций в отношении Либерии. С 2004 года Комитет также следит за осуществлением мер по замораживанию активов в отношении физических лиц и организаций. В 2006 году Совет отменил санкции, касающиеся древесины, а в 2007 году — санкции, касающиеся алмазов. Резолюцией 2237 (2015) Совет отменил меры, касающиеся поездок и финансовых средств. В резолюции 2288 (2016) от 25 мая 2016 года Совет Безопасности принял к сведению доклад Комитета и постановил отменить санкционный режим и распустить Комитет и его Группу экспертов.

Комитет, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии

Комитет был учрежден 7 марта 2001 года в целях обеспечения эффективного эмбарго на поставки оружия в Либерию. 22 декабря 2003 года в связи с изменением ситуации в Либерии Комитет был распущен с целью пересмотра правовых обоснований для введения санкций.

Комитет, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии

Комитет был учрежден 13 апреля 1995 года с целью осуществления надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Либерию во время первой гражданской войны. 7 марта 2001 года эмбарго было снято и Комитет распущен.

Ливия

Комитет, учрежденный резолюцией 1970 (2011) по Ливии

Этот комитет был учрежден 26 февраля 2011 года в целях надзора за выполнением соответствующих санкционных мер (оружейного эмбарго, замораживания активов, запрета на поездки). Мандат Комитета был расширен за счет включения надзора за осуществлением мер, введенных в резолюции 2146 (2014) и касающихся борьбы с попытками незаконного экспорта нефти из Ливии.

Комитет, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии

Комитет был учрежден 31 марта 1992 года в целях осуществления надзора за соблюдением эмбарго на полеты гражданской авиации и поставки оружия, а также частичного запрета на поездки в отношении Ливийской Арабской Джамахирии связи с ее отказом сотрудничать с органами, ведущими расследование обстоятельств уничтожения самолета авиакомпании «Пан Америкэн», рейс 103, над Локерби, Шотландия, и самолета авиакомпании «Юнион де транспор аэрьен», рейс 772, над Нигером. В 1993 году в свете продолжающегося невыполнения Ливийской Арабской Джамахирией соответствующих требований было принято решение об ужесточении санкций и расширена сфера применения мер, таких как запреты на поездки, замораживание финансовых активов и ведение ограничений на продажу конкретных видов нефтяного оборудования. В 1998 году после выдачи суду лиц, подозреваемых в организации взрыва над Локерби, действие санкций было приостановлено, а 12 сентября 2003 года Совет принял решение об отмене мер и роспуске Комитета.

Мали

Комитет, учрежденный резолюцией 2374 (2017) по Мали

Резолюцией 2374 (2017) от 5 сентября 2017 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях контроля за выполнением требований о запрете на поездки и замораживании активов, введенных в отношении физических и юридических лиц, указанных по причине того, что они несут ответственность за действия или меры, представляющие угрозу для мира, безопасности или стабильности в Мали, либо причастны к таким действиям или мерам, либо участвовали, прямо или косвенно, в осуществлении таких действий или мер. Совет также учредил Группу экспертов для оказания Комитету помощи в выполнении его мандата.

Руанда

Комитет, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде

Комитет был учрежден Советом Безопасности в соответствии с резолюцией 918 (1994) от 17 мая 1994 года в целях осуществления надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Руанду в связи с продолжающимся широкомасштабным насилием в отношении гражданского населения в этой стране. Введенное против правительства Руанды эмбарго на поставки оружия было снято в августе 1995 года. Действие остальных мер, введенных против неправительственных сил, а также деятельность Комитета были прекращены на основании резолюции 1823 (2008) от 10 июля 2008 года. 

Сьерра-Леоне

Комитет, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Сьерра-Леоне

Резолюцией 1132 (1997) от 8 октября 1997 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях наблюдения за осуществлением мер, касающихся нефтяного и оружейного эмбарго, а также ограничений на поездки, введенных в отношении Сьерра-Леоне после военного переворота, совершенного 25 мая 1997 года. Ре-золюцией 1171 (1998) от 5 июня 1998 года Совет отменил санкции в отношении правительства страны и вновь ввел оружейное эмбарго и запрет на поездки в отношении руководства Объединенного революционного фронта и бывшей военной хунты. Резолюцией 1306 (2000) от 5 июля 2000 года мандат Комитета был расширен, и в него был включено наблюдение за осуществлением введенного этой же резолюцией запрета, касающегося алмазов. В резолюции 1940 (2010) от 29 сентября 2010 года Совет Безопасности принял к сведению доклад Комитета и постановил отменить санкционный режим и распустить Комитет.

Сомали

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали

В резолюции 751 (1992) от 24 апреля 1992 года Совет Безопасности постановил учредить комитет для осуществления контроля за соблюдением территориального оружейного эмбарго, введенного в отношении Сомали резолюцией 733 (1992) на том основании, что в тот период в стране шла гражданская война. Впоследствии Совет расширил мандат Комитета, включив в него контроль за соблюдением адресных санкций в отношении физических лиц (оружейное эмбарго, запрет на поездки и замораживание активов) и запрета на торговлю древесным углем, и учредил в помощь Комитету Группу контроля. В резолюции 1907 (2009) от 23 декабря 2009 года Комитету было также поручено контролировать соблюдение территориального оружейного эмбарго и адресных санкций в отношении физических лиц (запрет на поездки и замораживание активов), введенных в отношении Эритреи. С учетом происходящих в регионе положительных сдвигов в резолюции 2444 (2018) от 14 ноября 2018 года Совет постановил прекратить действие режима санкций в отношении Эритреи, внес соответствующие изменения в мандат Комитета и учредил на смену Группе контроля по Сомали и Эритрее Группу экспертов по Сомали. В резолюции 2498 (2019) Совет дополнительно поручил Комитету следить за соблюдением запрета в отношении компонентов, которые могут использоваться для изготовления самодельных взрывных устройств (СВУ) в Сомали.  

Судан

Комитет, учрежденный резолюцией 1591 (2005) по Судану

Комитет был учрежден Советом Безопасности в соответствии с резолюцией 1591 (2005) от 29 марта 2005 года для надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия и осуществлением мер по замораживанию активов и запрету на поездки, введенных в связи с ситуацией в суданской провинции Дарфур. Одновременно Совет учредил Группу экспертов для оказания помощи в работе Комитета.

Южный Судан

Комитет, учрежденный резолюцией 2206 (2015) по Южному Судану

Резолюцией 2206 (2015) от 3 марта 2015 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора за осуществлением запрета на поездки и мер по замораживанию активов в отношении физических лиц и организаций, включенных в санкционный перечень в соответствии с критериями, сформулированными в пунктах 6–8 этой резолюции.  Той же резолюцией Совет учредил Группу экспертов в целях оказания содействия Комитету в его работе. В резолюции 2428 (2018) Совет также просил Комитет следить за соблюдением оружейного эмбарго, введенного в отношении Южного Судана.  

Центральноафриканская Республика

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2127 (2013) по Центральноафриканской Республике

Резолюцией 2127 (2013) от 5 декабря 2013 года Совет Безопасности учредил комитет для надзора за осуществлением оружейного эмбарго, введенного в отношении Центральноафриканской Республики (Совет также учредил группу экспертов для оказания помощи Комитету в выполнении его мандата). Последующими резолюциями мандат этого комитета был расширен — ему было поручено осуществлять надзор за соблюдением дополнительных санкций.

Южная Африка

Комитет, учрежденный резолюцией 421 (1977) по Южной Африке

Комитет был учрежден 9 ноября 1977 года для осуществления санкций и надзора за соблюдением эмбарго на поставки оружия режиму апартеида в Южной Африке. 25 мая 1994 года Совет отменил эмбарго на поставки оружия и объявил о роспуске Комитета.

Южная Родезия

Комитет, учрежденный резолюцией 253 (1968) от 29 мая 1968 года по вопросу о Южной Родезии

Комитет был учрежден 29 мая 1968 года для изучения докладов об осуществлении торговых санкций против незаконного режима Южной Родезии. 21 декабря 1979 года санкции были отменены и Комитет был распущен.

Северная и Южная Америка

Гаити

Комитет, учрежденный резолюцией 841 (1993) по Гаити

Комитет был учрежден 16 июня 1993 года для осуществления контроля за соблюдением эмбарго на поставки оружия и санкций в отношении финансовых средств и нефти, введенных против «властей де-факто» Гаити. Комитет осуществлял свои функции до 29 сентября 1994 года, когда санкции были отменены Советом.

Азия

Афганистан

Комитет, учрежденный резолюцией 1988 (2011)

Комитет был учрежден резолюцией 1988 (2011) от 17 июня 2011 года, в которой Совет Безопасности постановил разделить режим санкций против «Аль-Каиды» и «Талибана» и учредить отдельный комитет для осуществления надзора за применением санкций в отношении лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Талибаном» и представляющих угрозу миру, стабильности и безопасности Афганистана, которые обозначены Комитетом в перечне, составленном в соответствии с той же резолюцией.

Корейская Народно-Демократическая Республика

Комитет, учрежденный резолюцией 1718 (2006)

Резолюцией 1718 (2006) от 14 октября 2006 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора за осуществлением санкций, введенных в отношении Корейской Народно-Демократической Республики в связи с проведением ею ядерных испытаний в 2006 году. В 2009 году Совет учредил Группу экспертов в целях оказания содействия Комитету в его работе.

Европа

Бывшая Югославия

Комитет, учрежденный резолюцией 1160 (1998)

Комитет был учрежден 31 марта 1998 года для контроля за осуществлением эмбарго на поставки оружия, введенного в отношении Федеративной Республики Югославии, включая Косово, в целях содействия установлению мира и стабильности в Косово. 10 сентября 2001 года санкции были отменены и Комитет был распущен.

Комитет, учрежденный резолюцией 724 (1991) по Югославии

Комитет был учрежден 15 декабря 1991 года для наблюдения за осуществлением эмбарго на поставки оружия, введенного в отношении Югославии в свете боевых действий, развернувшихся в Югославии в результате распада страны. Впоследствии Комитет также осуществлял надзор за введением торговых ограничений и запрета на поездки. Комитет был распущен 1 октября 1996 года.

Ближний Восток

Иран

Комитет, учрежденный резолюцией 1737 (2006)

Резолюцией 1737 (2006) от 23 декабря 2006 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора и наблюдения за осуществлением санкций, введенных Организацией Объединенных Наций в отношении Исламской Республики Иран в связи с ее чувствительными в плане распространения программами в областях ядерной деятельности и баллистических ракет. В 2010 году Совет учредил Группу экспертов в целях оказания содействия Комитету в его работе. В 2015 году Германия, Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция и Высокий представитель Европейского союза (Е3/ЕС+3) и Исламская Республика Иран подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), который был одобрен Советом в его резолюции 2231 (2015). В результате этого 16 января 2016 года, в день начала реализации СВПД, в соответствии с резолюцией 2231 (2015) и на определенных в ней условиях действие санкций было прекращено.

Ирак/Кувейт

Комитет, учрежденный резолюцией 1518 (2003)

Комитет был учрежден резолюцией 1518 (2003) Совета Безопасности от 24 ноября 2003 года на смену Комитету, учрежденному в соответствии с резолюцией 661 (1990) по Ираку и Кувейту. Задачи Комитета состояли в том, чтобы продолжить работу по идентификации лиц и организаций, средства которых, а также другие финансовые активы и экономические ресурсы должны быть заморожены и переведены в Фонд развития Ирака, как предусмотрено в резолюции 1483 (2003) от 22 мая 2003 года.

Комитет, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом

Комитет был учрежден 6 августа 1990 года для обеспечения надзора за осуществлением всеобъемлющих санкций в отношении Ирака, включая запрет на поездки, замораживание финансовых активов и введение эмбарго на поставки оружия после военных действий, развернутых Ираком против Кувейта. Функции Комитета предусматривали также надзор за реализацией программы «Нефть в обмен на продовольствие» и определение потребностей в гуманитарной помощи. Комитет был распущен 21 ноября 2003 года.

Ливан

Комитет, учрежденный резолюцией 1636 (2005)

Комитет был учрежден Советом Безопасности в соответствии с резолюцией 1636 (2005) от 31 октября 2005 года для надзора за осуществлением мер по введению запрета на поездки и замораживанию активов лиц, указанных Международной независимой комиссией по расследованию или правительством Ливана в качестве подозреваемых в причастности к организации террористического взрыва 14 февраля 2005 года в Бейруте, Ливан.

Йемен

Комитет, учрежденный резолюцией 2140 (2014) по Йемену

Резолюцией 2140 (2014) Совет учредил Комитет в целях надзора и наблюдения за осуществлением мер по замораживанию активов, запрета на поездки и адресного оружейного эмбарго, введенных в отношении физических лиц и организаций, которые участвуют в совершении действий, угрожающих миру, безопасности и стабильности в Йемене, или оказывают поддержку при их совершении.

Другие комитеты по поддержке обязательных мер

Комитет, учрежденный резолюциями 1267 (1999), 1989 (2011) и 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям

Резолюцией 1267 (1999) от 15 октября 1999 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора за осуществлением адресных санкционных мер в отношении внесенных в перечень физических лиц, организаций и воздушных судов, которые находятся в собственности или под контролем «Талибана» или арендуются или эксплуатируются им. В дальнейшем в эти меры были внесены изменения, в частности резолюциями 1333 (2000) и 1390 (2002), в целях включения в них замораживания активов, запрета на поездки и оружейного эмбарго в отношении включенных в перечень лиц и организаций, связанных с Усамой бен Ладеном, «Аль-Каидой» и «Талибаном», где бы эти лица и организации ни находились. Резолюциями 1988 (2011) и 1989 (2011) от 17 июня 2011 года Совет Безопасности постановил разделить санкционный режим в отношении «Аль-Каиды» и «Талибана». В соответствии с резолюцией 1989 (2011) с момента ее принятия санкционный перечень, который велся Комитетом, учрежденным резолюцией 1267 (1999), получил название «Санкционный перечень в отношении “Аль-Каиды”» и должен был содержать имена и фамилии только тех физических лиц, которые связаны с «Аль-Каидой», и наименования только тех групп, предприятий и организаций, которые связаны с ней. Резолюцией 1526 (2004) от 30 января 2004 года Совет также учредил Группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, которой было поручено, в частности, выносить оценки и рекомендации в отношении осуществления упомянутых мер, проводить конкретные исследования и изучать другие вопросы по указанию Комитета. Резолюцией 1904 (2009) от 17 декабря 2009 года Совет Безопасности ввел меры, направленные на укрепление справедливости и прозрачности режима санкций в отношении «Аль-Каиды», и учредил Канцелярию Омбудсмена, в которую физические лица, группы, предприятия и организации, добивающиеся исключения из перечня Комитета по санкциям против «Аль-Каиды», могут обращаться с просьбами об этом. Резолюцией 2253 (2015) от 17 декабря 2015 года Совет Безопасности постановил расширить охват критериев для включения в перечень, с тем чтобы в него вошли физические лица и организации, поддерживающие «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). В этой резолюции также дается указание Группе по наблюдению представлять доклады о глобальной угрозе, создаваемой организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, также известной как «ДАИШ»), «Аль-Каидой» и связанными с ними физическими лицами, группами, предприятиями и организациями. В ней мандаты Группы по наблюдению и Канцелярии Омбудсмена продлеваются до декабря 2019 года.

Контртеррористический Комитет (КТК), учрежденный резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности

Контртеррористический комитет был учрежден Советом Безопасности в соответствии с резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года для осуществления контроля за выполнением резолюции, призывавшей страны принять широкий спектр мер по борьбе с терроризмом после террористических нападений 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах. В дополнение к этому на основании резолюции Совета 1535 (2004) от 30 января 2004 года был учрежден Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК), в задачи которого входило осуществление политических решений КТК, проведение экспертной оценки каждого государства-члена и оказание содействия в предоставлении странам технической помощи в области борьбы с терроризмом.

Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК)

2004–2007 2008-2009 2010-2011 2012-2013 2014-2015

Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК) был учрежден в 2004 году в целях осуществления политических решений КТК, проведения экспертной оценки каждого государства-члена и оказания содействия в предоставлении странам технической помощи в области борьбы с терроризмом.

Комитет, учрежденный резолюцией 1540 (2004)

Резолюцией 1540 (2004) от 28 апреля 2004 года Совет Безопасности учредил Комитет в целях надзора за осуществлением этой резолюции, которая обязывает государства ввести меры национального контроля для предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки, в том числе посредством установления надлежащего контроля над относящимися к ним материалами. Мандат Комитета регулярно продлевался. В 2011 году, когда это делалось последний раз, с учетом долгосрочного характера стоящих перед Комитетом задач Совет продлил его мандат на десятилетний срок и поручил ему провести два всеобъемлющих обзора: через пять лет, в 2016 году, и в конце срока действия мандата, в 2021 году.

Что такое экономические санкции? | Совет по международным отношениям

Правительства и многонациональные организации вводят экономические санкции, чтобы попытаться изменить стратегические решения государственных и негосударственных субъектов, которые угрожают их интересам или нарушают международные нормы поведения. Критики говорят, что санкции часто плохо продуманы и редко способны изменить поведение цели, в то время как сторонники утверждают, что они стали более эффективными в последние годы и остаются важным инструментом внешней политики. Санкции были определяющей чертой реакции Запада на ряд геополитических вызовов, включая ядерную программу Северной Кореи и вмешательство России в Украине. В последние годы Соединенные Штаты расширили использование санкций, применяя и усиливая их против противников в Иране, России, Сирии и Венесуэле.

Что такое экономические санкции?

Подробнее от наших экспертов

Эдвард Олден

Пограничный контроль не решит миграционный кризис в США

Брэд В. Сетсер

Надвигающаяся глобальная рецессия — опасный момент для центральных банков

Бенн Стайл

Повышение ставок ФРС и рост доллара на индексе CFR Mini Mac

Экономические санкции определяются как прекращение обычных торговых и финансовых отношений в целях внешней политики и политики безопасности. Санкции могут быть всеобъемлющими, запрещающими коммерческую деятельность в отношении всей страны, как, например, давнее эмбарго США в отношении Кубы, или они могут быть целенаправленными, блокируя операции с конкретными предприятиями, группами или отдельными лицами.

Подробнее:

Санкции

экономика

Иран

Россия

Северная Корея

После 11 сентября произошел явный сдвиг в сторону целенаправленных или так называемых «умных» санкций, которые направлены на то, чтобы свести к минимуму страдания ни в чем не повинных гражданских лиц. Санкции принимают различные формы, включая запреты на поездки, замораживание активов, эмбарго на поставки оружия, ограничение капитала, сокращение иностранной помощи и торговые ограничения. (Общий экспортный контроль [PDF], который не является карательным, часто исключается из обсуждения санкций.)

Когда применяются санкции?

Краткий обзор ежедневных новостей

Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.

Просмотреть все бюллетени >

Национальные правительства и международные организации, такие как Организация Объединенных Наций и Европейский Союз, ввели экономические санкции, чтобы принудить, удержать, наказать или пристыдить организации, которые ставят под угрозу их интересы или нарушают международные нормы поведения. Санкции использовались для достижения ряда внешнеполитических целей, включая борьбу с терроризмом, наркотиками, нераспространение, продвижение демократии и прав человека, разрешение конфликтов и кибербезопасность.

Санкции, хотя и являются формой вмешательства, обычно рассматриваются как менее затратный и безопасный способ действий между дипломатией и войной. Политики могут рассматривать санкции как ответ на зарубежные кризисы, когда национальные интересы менее чем жизненно важны или когда военные действия невозможны. Лидеры иногда вводили санкции, оценивая более карательные меры. Например, Совет Безопасности ООН ввел всеобъемлющие санкции против Ирака всего через четыре дня после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт 19 августа.

90. Совет Безопасности санкционировал применение военной силы лишь несколько месяцев спустя.

Подробнее от наших экспертов

Эдвард Олден

Пограничный контроль не решит миграционный кризис в США

Брэд В. Сетсер

Надвигающаяся глобальная рецессия — опасный момент для центральных банков

Бенн Стайл

Повышение ставок ФРС и рост доллара на индексе CFR Mini Mac

Что такое санкционный процесс в ООН?

Как основной орган ООН по урегулированию кризисов, Совет Безопасности может реагировать на глобальные угрозы, разрывая экономические связи с государственными и негосударственными группами. Резолюции о санкциях должны быть приняты советом из пятнадцати членов большинством голосов и без права вето со стороны любого из пяти постоянных членов: США, Китая, Франции, России и Великобритании. Наиболее распространенными типами санкций ООН, обязательными для всех государств-членов, являются замораживание активов, запреты на поездки и эмбарго на поставки оружия.

Режимы санкций ООН обычно управляются специальным комитетом и группой наблюдения. Глобальное полицейское агентство Интерпол помогает некоторым комитетам по санкциям, особенно тем, которые касаются «Аль-Каиды» и «Талибана», но ООН не имеет независимых средств правоприменения и полагается на государства-члены, многие из которых имеют ограниченные ресурсы и мало политических стимулов для судебного преследования за несоблюдение. Неподтвержденные данные свидетельствуют о том, что соблюдение санкций ООН часто бывает слабым.

Подробнее:

Санкции

экономика

Иран

Россия

Северная Корея

До 1990 г. Совет ввел санкции только против двух штатов: Южной Родезии (1966 г.) и Южной Африки (1977 г.). Однако после окончания «холодной войны» этот орган применял санкции более двадцати раз, чаще всего в отношении сторон внутригосударственного конфликта, как, например, в Сомали, Либерии и Югославии в XIX веке.90-е. Но, несмотря на это сотрудничество, санкции часто вызывают разногласия, отражая конкурирующие интересы мировых держав. Например, с 2011 года Россия и Китай наложили вето на несколько резолюций Совета Безопасности, касающихся конфликта в Сирии, некоторые из которых могли привести к санкциям против режима президента Башара Асада.

Что такое санкционный процесс в ЕС?

Европейский Союз вводит санкции (более известные в блоке из двадцати восьми членов как ограничительные меры [PDF]) в рамках своей Общей внешней политики и политики безопасности. Поскольку у ЕС нет совместных вооруженных сил, многие европейские лидеры считают санкции самым мощным инструментом внешней политики блока. Санкционная политика должна получить единогласное согласие государств-членов в Совете Европейского Союза, органе, который представляет лидеров ЕС.

С момента своего основания в 1992 году ЕС налагал санкции более тридцати раз (в дополнение к тем, которые установлены ООН). Аналитики говорят, что всеобъемлющие санкции, введенные блоком против Ирана в 2012 году, которые он позже снял в 2015 году в рамках ядерного соглашения, стали поворотным моментом для ЕС, который ранее стремился ограничить санкции конкретными лицами или компаниями.

Отдельные государства ЕС также могут независимо вводить более жесткие санкции в пределах своей национальной юрисдикции.

Что такое санкционный процесс в США?

Соединенные Штаты используют экономические и финансовые санкции больше, чем любая другая страна. Санкционная политика может исходить как от исполнительной, так и от законодательной власти. Президенты обычно запускают процесс, издавая исполнительный указ (ЭП), который объявляет чрезвычайное положение в стране в ответ на «необычную и экстраординарную» внешнюю угрозу, например, «распространение ядерного, биологического и химического оружия» (ЭО 12938 [PDF ]) или «действия и политика Правительства Российской Федерации в отношении Украины» (ЭО 13661 [PDF]).

Это дает президенту особые полномочия (в соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях [PDF]) по регулированию торговли в связи с этой угрозой в течение одного года, если только президент не продлит их или не отменит совместная резолюция Конгресса. (Распоряжения исполнительной власти также могут изменять санкции.)

Примечательно, что большинство из более чем пятидесяти чрезвычайных положений, объявленных после наложения Конгрессом ограничений на их продолжительность [PDF] в 1976 году, остаются в силе и сегодня, включая первое, введенное президентом Джимми Картером в 1979 году в отношении Ирана.

Конгресс, со своей стороны, может принять закон, вводящий новые санкции или изменяющий существующие, что он и делал во многих случаях. В случаях, когда существует несколько юридических органов, как в случае с Кубой и Ираном, для изменения или отмены ограничений могут потребоваться действия Конгресса и исполнительной власти. Иногда две ветви противоречат санкционной политике. Например, в июле 2017 года Конгресс принял, а президент Дональд Трамп неохотно подписал законопроект, устанавливающий новые санкции против России за вмешательство в предыдущие президентские выборы в США. Законопроект, который спорно наложил ограничения на способность Трампа снять санкции с России, был принят большинством голосов, защищенным от вето.

Управление более чем двумя дюжинами существующих программ санкций США находится в ведении Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC), в то время как другие ведомства, в том числе Государственный департамент, Торговля, Национальная безопасность и Юстиция, также могут играть неотъемлемую роль. Например, госсекретарь может объявить группу иностранной террористической организацией или объявить страну государством, поддерживающим терроризм, и оба эти действия влекут за собой санкции. (Запреты на поездки также находятся в ведении Государственного департамента.) Государственные и местные власти, особенно в Нью-Йорке, также могут способствовать правоприменению.

В 2019 году Соединенные Штаты действовали режимы всеобъемлющих санкций в отношении Кубы, Северной Кореи, Ирана, Судана и Сирии, а также более дюжины других программ, нацеленных на физических и юридических лиц, связанных с определенными политическими кризисами или определенными видами предполагаемого преступного поведения. , такие как незаконный оборот наркотиков. OFAC регулярно добавляет (и удаляет) записи в свой черный список из более чем шести тысяч физических лиц, предприятий и групп (вместе известных как особо обозначенные граждане или SDN). их иностранным филиалам запрещено вести с ними дела. При президенте Трампе OFAC внесло в список высокопоставленных лиц и политически связанных фирм с Кубы, Мьянмы, Никарагуа и Венесуэлы. Агентство также недавно обратило внимание на то, что некоторые компании, контролируемые российскими олигархами, были исключены из списка SDN.

Как теракты 11 сентября изменили санкционную политику?

Совместно со своими союзниками правительство США предприняло всемерные усилия по разрушению финансовой инфраструктуры, поддерживающей террористов и международных преступников. Эта кампания была сосредоточена на шлюзах глобальной финансовой системы — международных банках — и опиралась на несколько новых полномочий, предоставленных агентам США в дни после атак.

23 сентября президент Джордж Буш подписал ЭО 13224 [PDF], который предоставил должностным лицам министерства финансов широкие полномочия замораживать активы и финансовые операции физических и других лиц, подозреваемых в поддержке терроризма. Несколькими неделями позже Буш наделил Казначейство широкими полномочиями (в соответствии со статьей 311 Патриотического акта США) определять иностранные юрисдикции и финансовые учреждения как «основные проблемы отмывания денег». (Примечательно, что Министерству финансов нужны только разумные подозрения, а не обязательно какие-либо доказательства, чтобы преследовать организации в соответствии с этими законами.)

Эксперты говорят, что эти меры коренным образом изменили среду финансового регулирования, значительно повысив риски для банков и других учреждений, даже невольно занимающихся подозрительной деятельностью. Центральное место Нью-Йорка и доллара в мировой финансовой системе означает, что эта политика США ощущается во всем мире.

Штрафы за нарушение санкций могут быть огромными с точки зрения штрафов, потери бизнеса и репутационного ущерба. В последние годы федеральные власти и власти штата особенно жестко преследовали банки, урегулировав с 2009 года не менее пятнадцати дел со штрафами на сумму более 100 миллионов долларов.. В результате рекордного мирового соглашения крупнейший кредитор Франции, BNP Paribas, в 2014 году признал себя виновным в обработке миллиардов долларов для кубинских, иранских и суданских организаций, внесенных в черный список. Банк был оштрафован почти на 9 миллиардов долларов — самый крупный такой штраф в истории — и лишен права конвертировать иностранную валюту в доллары для определенных типов транзакций на один год.

Точно так же лица, запятнанные американскими обвинениями в отмывании денег, могут понести огромные убытки. В сентябре 2005 года чиновники Казначейства назвали Banco Delta Asia (BDA) основным источником отмывания денег, утверждая, что банк, базирующийся в Макао, был «добровольной пешкой для правительства Северной Кореи». В течение недели клиенты сняли 133 миллиона долларов, или 34 процента депозитов BDA. Финансовый шок прокатился по всему миру, вынудив другие международные банки разорвать связи с Пхеньяном.

«Этот новый подход сработал, сосредоточившись непосредственно на поведении финансовых учреждений, а не на классической системе санкций прошлого», — написал Хуан Сарате, высокопоставленный чиновник администрации Буша, участвующий в усилиях по борьбе с терроризмом, в своей книге Война Министерства финансов  ( 2013). «В этом новом подходе политические решения правительства далеко не так убедительны, как расчет соответствия финансовых учреждений на основе рисков».

Что такое экстерриториальные санкции?

Традиционно санкции запрещают только корпорациям и гражданам страны или региона вести бизнес с организацией, занесенной в черный список (в отличие от санкций ООН, которые носят глобальный характер). Однако экстерриториальные санкции (иногда называемые вторичными санкциями или вторичным бойкотом) предназначены для ограничения экономической деятельности правительств, предприятий и граждан третьих стран. В результате многие правительства считают эти санкции нарушением своего суверенитета и международного права.

В последние годы санкции США продолжали вызывать гнев некоторых близких союзников. Руководство Франции раскритиковало судебное преследование BNP Paribas в США как «несправедливое» и указало, что это будет иметь «негативные последствия» как для двусторонних отношений, так и для отношений США и ЕС. «Экстерриториальность американских стандартов, связанная с использованием доллара, должна побудить Европу мобилизоваться для продвижения использования евро в качестве валюты для международной торговли», — заявил министр финансов Франции Мишель Сапен.

Это разочарование достигло пика после того, как Соединенные Штаты вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года и пообещали восстановить экстерриториальные санкции в отношении европейских фирм, которые вели дела с Ираном. В ответ ЕС объявил о создании «механизма специального назначения», который теоретически позволит европейским компаниям торговать с иранскими коллегами и обходить режим санкций США. Однако большинство рассматривают обходной путь, известный как Instex, просто как дипломатический жест.

Санкции работают?

Многие ученые и практики говорят, что санкции, особенно целенаправленные санкции, могут быть хотя бы частично успешными и должны оставаться в наборе инструментов политиков. При оценке санкций следует учитывать следующее:

  • Динамика каждого исторического случая сильно различается . Санкции, которые эффективны в одних условиях, могут не сработать в других, в зависимости от множества факторов. Программы санкций с относительно ограниченными целями, как правило, имеют больше шансов на успех, чем программы с большими политическими амбициями. Более того, санкции могут достичь желаемого экономического эффекта, но не изменить поведение. Санкции ООН в отношении Афганистана в 2000 и 2001 годах нанесли тяжелый урон, но не побудили режим талибов выдать Усаму бен Ладена.
  • Санкции часто меняются со временем . Классической иллюстрацией этого является режим США в отношении Ирана. За исключением короткого периода в 1980-х годах, Вашингтон ввел санкции против Тегерана после захвата американских заложников в 1979 году. Однако масштаб этих мер и их логика резко изменились.
  • Можно определить только корреляции, а не причинно-следственные связи . Например, многие считают, что санкции ООН, введенные против Либерии в 2003 г., способствовали падению режима Чарльза Тейлора, но более решающую роль могли сыграть любые внутренние и международные факторы.
  • Значение имеет сравнительная полезность санкций, а не только то, достигли ли они своей цели . Санкции США и ЕС против России, возможно, не положили конец кризису на Украине, но другие варианты действий, включая бездействие, могли оказаться хуже (и дороже). В некоторых случаях санкции могут быть просто задуманы как выражение порицания.

Между тем эксперты приводят несколько лучших практик разработки санкционной политики:

  • Разработать комплексный подход . Эффективная стратегия часто связывает карательные меры, такие как санкции и угроза военных действий, с положительными стимулами, такими как финансовая помощь. Некоторые аналитики в качестве хорошего примера указывают ливийскую стратегию , принятую Соединенными Штатами и их союзниками в конце 1990-х и начале 2000-х годов.
  • Ставьте достижимые цели . Санкции, направленные на смену режима или предлагающие правительству мало средств защиты, за исключением того, что оно считает политическим самоубийством, скорее всего, потерпят неудачу. Многие эксперты называют эмбарго США против режима Кастро предостережением.
  • Создание многосторонней поддержки . Чем больше правительств подпишут (и приведут в исполнение) санкции, тем лучше, особенно в тех случаях, когда цель является экономически диверсифицированной. Санкции против режима апартеида в Южной Африке в 1980-х годах, против Ирака Саддама Хусейна в 1990-х или против Ирана и России сегодня не были бы такими мощными без многосторонней поддержки.
  • Быть заслуживающим доверия и гибким . Цель должна верить, что санкции будут увеличены или уменьшены в зависимости от ее поведения. В 2012 году администрация Обамы отреагировала на крупные политические реформы в Мьянме, ослабив некоторые финансовые и инвестиционные ограничения. Программа санкций была прекращена в 2016 году. Однако в этом случае лидеры Мьянмы вскоре усилили нарушения в отношении меньшинства рохинджа в своей стране, а Соединенные Штаты вновь ввели санкции в начале 2019 года..

Забегая вперед, некоторые эксперты предупреждают, что санкции следует рассматривать как обоюдоострый меч, который может помочь Соединенным Штатам в достижении политических целей в краткосрочной перспективе, но при неосторожном использовании может поставить под угрозу финансовый рычаг страны в долгосрочная перспектива. Бывший министр финансов Джейкоб Дж. Лью и бывший чиновник Госдепартамента Ричард Племянник пишут, что «сегодня страна в основном добивается своего, потому что нет альтернативы доллару и нет такого привлекательного экспортного рынка, как Соединенные Штаты. Но если Вашингтон продолжит заставлять другие страны проводить политику, которую они считают незаконной и неразумной, в течение следующих 20–30 лет они, вероятно, отойдут от экономики и финансовой системы Соединенных Штатов».

 

Эндрю Чацки участвовал в подготовке этого отчета.

Слишком много плохого

Экономические санкции все чаще используются для достижения полного спектра целей американской внешней политики. Тем не менее слишком часто санкции оказываются не более чем выражением предпочтений США, которые наносят ущерб американским экономическим интересам, не меняя поведение цели к лучшему. Как правило, санкции должны быть менее односторонними и более сфокусированными на решаемой проблеме. Конгрессу и исполнительной власти необходимо установить гораздо более строгий надзор за санкциями как до их принятия, так и регулярно после этого, чтобы гарантировать, что ожидаемые выгоды перевешивают вероятные затраты и что санкции приносят больше пользы, чем альтернативные инструменты внешней политики.

POLICY BRIEF #34

Широкое применение экономических санкций представляет собой один из парадоксов современной американской внешней политики. Санкции часто критикуют и даже высмеивают. В то же время экономические санкции быстро становятся предпочтительным политическим инструментом для Соединенных Штатов в мире после окончания «холодной войны». В настоящее время Соединенные Штаты сохраняют экономические санкции против десятков стран; действительно, санкции настолько популярны, что их вводят многие штаты и муниципалитеты. Более того, решающее значение имеет не только частота применения экономических санкций, но и их растущее значение для внешней политики США.

Санкции, определяемые в основном как экономические, а также политические и военные наказания, вводимые для изменения политического и/или военного поведения, применяются Соединенными Штатами для противодействия распространению оружия массового уничтожения и баллистических ракет, укрепления прав человека, прекращения терроризма, пресекать незаконный оборот наркотиков, препятствовать вооруженной агрессии, содействовать доступу на рынки, защищать окружающую среду и заменять правительства.

Для достижения внешнеполитических целей санкции принимают форму эмбарго на поставки оружия, сокращения и прекращения иностранной помощи, ограничений экспорта и импорта, замораживания активов, повышения тарифов, отзыва торгового статуса наибольшего благоприятствования (НБН), голосования против в международных финансовые учреждения, прекращение дипломатических отношений, отказы в выдаче виз, отмена авиасообщения и запрет на кредит, финансирование и инвестиции.

Чем объясняется такая популярность? Санкции могут стать пропорциональным ответом на вызов, в котором интересы, поставленные на карту, менее чем жизненно важны. Кроме того, санкции — это способ выразить официальное недовольство определенным поведением. Они могут служить цели укрепления приверженности поведенческим нормам, таким как уважение прав человека или противодействие распространению. Еще одним мотивом является нежелание американцев использовать военную силу. Санкции представляют собой видимую и менее затратную альтернативу военному вмешательству и бездействию. Еще одним объяснением является более широкий охват средств массовой информации. Эффект CNN может увеличить видимость проблем в другой стране и вызвать у американцев желание отреагировать. Возросшая сила избирательных округов по одному вопросу в американской политике также является фактором. Небольшие, организованные, целеустремленные группы — часто действующие через Конгресс — могут иметь влияние, выходящее далеко за пределы их фактической силы, особенно когда не существует столь же целеустремленной противодействующей силы.

Связанные книги

The Record

Из недавнего использования американцами экономических санкций в целях внешней политики можно сделать ряд выводов:

  • Санкции сами по себе вряд ли принесут желаемые результаты, если цели велики или времени мало. Санкции — даже всеобъемлющие и пользующиеся почти всеобщей международной поддержкой в ​​течение почти шести месяцев — не смогли заставить Саддама Хусейна уйти из Кувейта. В конце концов, потребовалась операция «Буря в пустыне». Другие санкции также не сработали. Иранский режим продолжает поддерживать терроризм, выступать против ближневосточного мирного процесса и продвигать свою программу создания ядерного оружия. Фидель Кастро все еще находится на вершине в значительной степени авторитарной политической и экономической системы. Индию и Пакистан не удержала от испытаний ядерного оружия угроза драконовских наказаний. Ливия отказалась представить двух человек, обвиняемых в уничтожении самолета Pan Am 103. Санкции не смогли убедить гаитянскую хунту признать результаты выборов. Они также не могли убедить Сербию и другие страны отказаться от военной агрессии. А Китай продолжает экспортировать чувствительные технологии в отдельные страны и остается обществом, в котором нарушаются права человека.
  • Тем не менее, санкции могут иногда достигать (или способствовать достижению) различных внешнеполитических целей, от скромных до весьма значительных. Санкции, введенные после войны в Персидском заливе, повысили уровень соблюдения Ираком резолюций, призывающих к полной ликвидации его оружия массового уничтожения, и ограничили возможности Ирака по импорту оружия. В бывшей Югославии санкции были одним из факторов, способствовавших решению Сербии принять Дейтонское соглашение 19 августа.95. Судя по всему, Китай проявляет некоторую сдержанность в отношении экспорта деталей или технологий ядерных и баллистических ракет.
  • Односторонние санкции редко бывают эффективными. В условиях глобальной экономики односторонние санкции, как правило, возлагают на американские фирмы большие расходы, чем на цель, которая обычно может найти альтернативные источники поставок и финансирования.
  • Вторичные санкции могут усугубить ситуацию. Попытка заставить других присоединиться к усилиям по санкциям, угрожая вторичными санкциями против третьих сторон, не желающих применять санкции против цели, может нанести серьезный ущерб целому ряду внешнеполитических интересов США. Именно это произошло, когда были введены санкции против зарубежных фирм, нарушивших положения законодательства США, затрагивающие Кубу, Иран и Ливию. Эта угроза могла оказать некоторое сдерживающее воздействие на готовность некоторых лиц заниматься запрещенной коммерческой деятельностью, но ценой усиления антиамериканских настроений, стимулирования вызовов внутри Всемирной торговой организации и отвлечения внимания от провокационного поведения целевые правительства.
  • Санкции — это грубые инструменты, которые часто приводят к непреднамеренным и нежелательным последствиям. Санкции усугубили экономическое положение Гаити, вызвав опасный и дорогостоящий исход людей из Гаити в Соединенные Штаты. В бывшей Югославии эмбарго на поставки оружия ослабило боснийскую (мусульманскую) сторону, учитывая тот факт, что боснийские сербы и хорваты имели более крупные запасы военного снаряжения и более широкий доступ к дополнительным поставкам из внешних источников. Военные санкции против Пакистана увеличили его зависимость от ядерного варианта, поскольку санкции отрезали Исламабад от доступа к американскому оружию и ослабили уверенность Пакистана в надежности Америки.

    В более общем смысле, санкции могут иметь извращенный эффект, укрепляя авторитарные, этатистские общества. Создавая дефицит, они позволяют правительствам лучше контролировать распределение товаров. Опасность является как моральной, поскольку затрагиваются невиновные, так и практической, поскольку санкции, наносящие ущерб населению в целом, могут привести к нежелательным последствиям, в том числе укреплению режима, спровоцированию крупномасштабной эмиграции и замедлению появления среднего класса. и гражданское общество. Умные или дизайнерские санкции в лучшем случае являются частичным решением. Собрать необходимую информацию об активах, а затем достаточно быстро заморозить их, часто бывает невозможно.

  • Санкции могут дорого обойтись американскому бизнесу, фермерам и рабочим. Существует тенденция упускать из виду или недооценивать прямую стоимость санкций, возможно, потому, что их стоимость не отображается в таблицах государственного бюджета США. Однако санкции влияют на экономику, сокращая доходы американских компаний и частных лиц. Более того, даже эту стоимость трудно измерить, поскольку она должна отражать не только упущенные продажи, но и упущенные возможности. Санкции обходятся американским компаниям в миллиарды долларов в год в виде потерянных продаж и возврата инвестиций, а также лишают многих тысяч рабочих мест.
  • Обычно санкции легче ввести, чем отменить. Изменить статус-кво почти всегда труднее, чем сохранить его. Часто бывает трудно или невозможно прийти к консенсусу для отмены санкции, даже если был достигнут некоторый прогресс в вопросе, вызывающем обеспокоенность, если санкция оказалась бесполезной или контрпродуктивной, или если можно показать, что другие интересы пострадали как результат. Скорее всего, это произойдет с Индией и Пакистаном, где санкции США были введены после событий 19 мая.98 ядерных испытаний сорвут попытки повлиять на их поведение в той или иной сфере. Случай с Боснией представляет собой яркий пример опасности закрепления санкций, поскольку неспособность изменить или отменить санкции ООН, блокировавшие военную поддержку всех главных действующих лиц боснийской войны, сработала в ущерб более слабой боснийской стороне.
  • Усталость от санкций со временем проходит, а соблюдение международных норм снижается. Проблема, которая привела к введению санкций, неизбежно теряет свою эмоциональную значимость. Опасения по поводу гуманитарного воздействия санкций также ослабляют решимость. В то же время у целевой страны есть время на адаптацию. Обход санкций, импортозамещение и любое повышение уровня жизни за счет адаптации — все это делает санкции терпимыми. Все эти факторы ослабили влияние санкций против Ирака, Ливии и Кубы.

Новый подход

Вывод ясен: слишком часто экономические, гуманитарные и внешнеполитические издержки санкций США намного перевешивают любые выгоды. Что же тогда можно и нужно было сделать?

Вот несколько рекомендаций по информированию политики США:

  • Экономические санкции являются серьезным инструментом внешней политики и должны применяться только после не менее тщательного рассмотрения, чем то, что предшествует военному вмешательству. 902:15 Вероятные выгоды от конкретных санкций для внешней политики США должны быть больше, чем ожидаемые издержки для правительства США и американской экономики. Более того, взаимосвязь между тем, как санкции могут повлиять на интересы США, должна выгодно отличаться от возможных последствий всех других политик, включая военное вмешательство, тайные действия, государственную и частную дипломатию, предложение стимулов или бездействие.

    Не менее важно следствие из вышесказанного: Широкие санкции не должны использоваться в качестве выразительного средства способом, не оправданным тщательным учетом вероятных затрат и выгод . Опять же, санкции — дело серьезное. Санкции – это форма вмешательства. В зависимости от того, как они используются, они могут нанести большой ущерб невинным людям, а также американскому бизнесу, рабочим и внешнеполитическим интересам США. Кроме того, санкции могут уменьшить влияние США. Прекращение образования, обучения и помощи для иностранных вооруженных сил, по поручению Конгресса выражать недовольство Пакистаном и Индонезией, уменьшило влияние США за счет мощного электората в обеих этих странах. Внешняя политика — это не терапия, и ее цель не в том, чтобы чувствовать себя хорошо, а в том, чтобы делать добро. То же самое относится и к санкциям.

  • Многосторонняя поддержка экономических санкций, как правило, должна быть предпосылкой для их применения Соединенными Штатами. Такая поддержка не обязательно должна быть одновременной, но она должна быть почти гарантированной и, вероятно, последует с небольшой задержкой. Следует избегать односторонних санкций, за исключением тех обстоятельств, при которых Соединенные Штаты находятся в уникальной ситуации, позволяющей использовать рычаги воздействия на основе экономических отношений с целью. Это не столько нормативное утверждение, сколько прагматическое, основанное на неопровержимых доказательствах того, что односторонние санкции мало что дают.
  • Вторичные санкции не являются желательным средством обеспечения многосторонней поддержки санкций. Введение санкций против тех, кто не соблюдает рассматриваемые санкции, является признанием дипломатической неспособности убедить. Это также дорогостоящий ответ. Издержки внешней политики США, включая состояние отношений с основными партнерами и усилия США по построению эффективной ВТО, почти всегда перевешивают потенциальные выгоды от принуждения друзей присоединиться к санкциям.
  • Экономические санкции должны быть сосредоточены на тех, кто несет ответственность за противоправное поведение, или на наказании стран в сфере, которые в первую очередь стимулировали санкции. Целенаправленный ответ помогает не ставить под угрозу другие интересы и все двусторонние отношения с целью по одной области разногласий; наносит меньший побочный ущерб невиновным; и упрощает получение многонациональной поддержки. Ярким примером являются санкции, направленные на сдерживание распространения оружия массового уничтожения. Там, где есть нарушения, Соединенные Штаты должны направить любые санкции против вовлеченной иностранной фирмы или, если в этом виновато правительство, должны прекратить технологическое сотрудничество или торговлю в этой области. Следствием этого является то, что политические санкции следует использовать с осторожностью, если вообще. Мы должны сопротивляться искушению разорвать дипломатические отношения или отменить встречи на высоком уровне. Такое взаимодействие дает официальным лицам США возможность донести свою позицию до правительств и общественности и помочь Соединенным Штатам в той же или большей степени, что и целевая сторона.
  • Санкции не должны использоваться для того, чтобы держать важные или сложные двусторонние отношения в заложниках одной проблемы или комплекса проблем. Это особенно касается такой страны, как Китай, где Соединенным Штатам приходится балансировать между интересами, включая поддержание стабильности в Южной Азии и на Корейском полуострове, препятствуя любой поддержке программ оружия массового уничтожения или баллистических ракет государств-изгоев. , управление тайваньско-китайской ситуацией и продвижение торговли, рыночных реформ и прав человека. Почти такой же аргумент можно привести в отношении целесообразности применения широких санкций против России или Индии из-за их нарушений в одной области. Альтернативой широким санкциям в таких случаях является либо принятие узких санкций, соответствующих рассматриваемому вопросу, либо обращение к другим инструментам политики.
  • Гуманитарные исключения должны быть включены в состав любых всеобъемлющих санкций. Невинные не должны страдать больше, чем это абсолютно необходимо. Включение исключения, которое позволяет цели импортировать продукты питания и лекарства, также должно облегчить получение внутренней и международной поддержки.
  • Политики должны подготовить и направить в Конгресс программное заявление до или вскоре после введения санкций. Такие заявления должны четко указывать цель санкции; необходимые юридические и/или политические полномочия; ожидаемое воздействие на цель, включая возможные ответные шаги; возможные гуманитарные последствия и шаги по их минимизации; ожидаемые затраты для Соединенных Штатов; перспективы исполнения санкции; степень международной поддержки или оппозиции, которую можно ожидать; и стратегия выхода, т. е. критерии снятия санкции. (В качестве примера можно привести 19В законодательстве, которое привело к санкциям в 1998 году против Индии, отсутствует какая-либо дорожная карта того, как санкции могут быть смягчены или сняты.) Кроме того, политики должны объяснить, почему была выбрана конкретная санкция, а не другие санкции или другие инструменты политики.
  • Все предусмотренные законодательством санкции должны предусматривать дискреционные полномочия президента в виде отказа от полномочий. Усмотрение позволит Президенту приостановить или отменить санкции, если он сочтет, что это отвечает интересам национальной безопасности. Такая свобода необходима, если отношения не должны стать заложниками одного интереса, и если исполнительная власть должна иметь гибкость, необходимую для изучения того, может ли введение ограниченных стимулов привести к желаемой цели политики. Отказы (осуществлены 19 мая98) в законах, призывающих к вторичным санкциям против неамериканских фирм, ведущих дела с Ираном, Ливией и Кубой, оказали благотворное влияние на внешнюю политику США, хотя они ничего не сделали для американских фирм, которым первичные санкции по-прежнему не позволяли работать в этих странах. Отсутствие отказов, вероятно, будет преследовать политику США в отношении Индии и Пакистана. Санкции затруднят влияние на будущие решения Индии и Пакистана, касающиеся размещения или даже применения ядерного оружия, и могут способствовать нестабильности внутри Пакистана, тем самым подрывая контроль над этим оружием.
  • Федеральное правительство должно оспорить право штатов и муниципалитетов вводить экономические санкции против компаний и частных лиц, работающих в их юрисдикции. Конституция не может урегулировать борьбу между исполнительной и законодательной ветвями власти за полномочия в области иностранных дел, но ограничивает борьбу федеральной властью. Те штаты и муниципалитеты, которые принимают избирательные законы о закупках, запрещающие государственным учреждениям приобретать товары и услуги у компаний, ведущих бизнес в определенных целевых странах или с ними, переходят границы. Администрация Клинтона должна объединить усилия с теми представителями бизнес-сообщества, которые подали иск, чтобы запретить Массачусетсу применять его закон, фактически запрещающий штату вести дела с компаниями, работающими в Мьянме.
  • Разведывательные возможности США должны быть переориентированы на удовлетворение требований, создаваемых политикой санкций. Возможность разрабатывать и применять умные санкции потребует экстраординарных требований к сбору платежей. Но потребность в лучшей разведывательной поддержке санкционной политики также требует анализа. Следует создать подразделение для подготовки прогнозов вероятного воздействия санкций на государство-объект и другие. Аналитики могут помочь определить конкретные уязвимые места целевых государств или лидеров, изучить вероятную реакцию объекта и третьих сторон и отслеживать влияние санкций с течением времени.
  • Любая санкция должна быть предметом ежегодного отчета о последствиях. Такое заявление, которое должно быть подготовлено исполнительной властью и представлено в несекретной форме Конгрессу, должно предоставить гораздо больше информации и анализа, чем проформа документы, написанные для оправдания многих текущих санкций. Он должен включать оценку степени, в которой санкция достигла своих целей; экономическое, политическое и/или военное воздействие на цель; любой гуманитарный эффект; реакции целевой страны; степень международного соответствия и несоответствия; и финансовые затраты для американских предприятий, рабочих и правительства США.

Нестандартное мышление (инструмент)

Быстрого решения проблемы санкций не существует. Принятие законодательства в соответствии с предлагаемым Законом об усилении торговли, безопасности и реформе санкций в области прав человека приведет к более тщательному контролю санкций до и после их введения. Большая исполнительная активность и осмотрительность также помогли бы. Администрацию Клинтона можно обвинить в том, что она не наложила вето на законы, призывающие к вторичным санкциям, и в поспешности в применении санкций, вызванных ядерными испытаниями Индии и Пакистана.

При этом задача выходит за рамки улучшения санкций, что сделает их более узкими и менее односторонними. Более фундаментальный вопрос заключается в выборе наиболее подходящего внешнеполитического инструмента для решения конкретной проблемы. Любые санкции необходимо сопоставлять с вероятными издержками и выгодами военных действий, тайных программ, а также публичной и частной дипломатии.

Иногда лучше применить военную силу. Это был урок «Бури в пустыне» и Боснии — и, возможно, еще окажется уроком Косово. Куба также заслуживает внимания в этом контексте. Вместо ужесточения санкций (которые усугубили страдания кубинского народа) и согласиться с введением Конгрессом вторичных санкций против союзников США, администрация Клинтона, возможно, поступила бы более разумно, нанеся залп крылатых ракет, чтобы уничтожить МИГи, сбившие безоружных кубинцев. Самолет кубинских эмигрантов. В более широком смысле можно утверждать, что американские доллары, туристы и идеи представляют большую угрозу для Фиделя Кастро и коммунизма на Кубе, чем эмбарго.

В других случаях целенаправленные санкции кажутся привлекательными. Более подходящим ответом на ядерные испытания Индии и Пакистана был бы экспортный контроль, призванный замедлить разработку и развертывание ракет и ядерных бомб. В случае с Гаити узкие санкции, направленные против нелегитимного руководства, не спровоцировали бы исход людей, вынудивший администрацию к вооруженному вмешательству, которое могло оказаться чрезвычайно дорогостоящим. Разногласия с Китаем и Россией по поводу экспорта их технологий и оружия лучше всего разрешать с помощью узких санкций. При этом санкции не смогут нести полную нагрузку на политику нераспространения, и необходимо будет рассмотреть инструменты политики, начиная от превентивных атак на объекты государства-изгоя и заканчивая более надежной защитой.

Однако основную альтернативу экономическим санкциям лучше всего описать как условное обязательство , т. е. сочетание узких санкций и политических и экономических взаимодействий, которые ограничены и обуславливаются определенными поведенческими изменениями.