Самый лучший педагог – 12 признаков хорошего учителя | Мел

Содержание

12 признаков хорошего учителя | Мел

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).

Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

mel.fm

Вы – самый лучший педагог — Мой наставник — Ступени профессионального мастерства — Мастерская интерактивного развития педагога

Толкачева Анна
Красноармейский автомобилестроительный колледж — филиал РАНХиГС
Педагог, подготовивший участника: Косцова Ольга Викторовна


Ваши труды неизмеримы,

Вы – самый лучший педагог.

Вы для меня незаменимы,

Я помню каждый Ваш урок….

Эти строчки я посвятила своему любимому педагогу, своему наставнику – Косцовой Ольге Викторовне.

Мы с самого детства начинаем мечтать о том, кем станем, когда вырастем. Все это проявляется в детских играх. Играя с друзьями, мы представляем себя врачами, учителями, полицейскими и т.д. У кого-то эти мечты постоянно меняются, у других остаются прежними, постепенно превращаясь в достигаемую цель.

Когда я была маленькой, почему-то всегда представляла себя в роли учителя. Я рассаживала своих кукол, проводила уроки и ставила отметки – это была любимая игра. В школьные годы, когда мне доверяли маленьких детей, я старалась быть очень внимательной и строгой, поэтому многие взрослые шутливо говорили, что мне нужно стать учителем. Но всерьез об этом я никогда не задумывалась.

После окончания 9-ти классов я решила поступить в местный Красноармейский автомобилестроительный колледж- филиал РАНХиГС, выбрав экономическую специальность. Перед поступлением была возможность посещать подготовительные курсы, чем воспользовались многие ребята. Там-то я и познакомилась с учителем, который в дальнейшем изменил мою судьбу.

Косцова Ольга Викторовна преподавала у нас русский язык на курсах. Скажу сразу, она – учитель до мозга костей. Где-то слышала, что по внешнему виду и манере общения человека можно без проблем определить, чем он занимается по жизни. Что могу сказать и про Ольгу Викторовну. На первом нашем занятии, рассказывая о своем предмете и о том, что нам предстояло в дальнейшем, она была такая эмоциональная, восторженная, словно светилась изнутри.

Было видно, что преподавание для нее не в тягость, что она этим всем дышит и живет. Зарядившись такой энергией один раз, я старалась не пропускать её занятий. И каждое из занятий для меня проходило словно на одном дыхании. Раньше я и подумать не могла, что учитель может так заинтересовать. После окончания курсов у меня не было ни капли сомнения, я точно определилась с выбором учебного заведения.

Ольга Викторовна преподавала у нас два года, посвящая не только в тайны русского языка и литературы, но и развивая культуру речи. Она очень терпелива и всегда справедлива к каждому студенту. К ней всегда можно подойти с любым вопросом, все знают, она никогда не откажет в помощи. Неудивительно, что многие студенты делятся именно с этим педагогом своими достижениями, успехами, личными переживаниями, а порой и самым сокровенным. Занятия у нас в основном проходили плодотворно, казалось, такой сложный и объемный учебный материал, но при доступном изложении трудностей с ним не возникало. Иногда наоборот хотелось, чтобы Ольга Викторовна рассказала как можно больше. Интереснее всего такой факт: все то, что я не могла понять в стенах школы, довольно-таки легко усваивалось на занятиях русского языка в колледже – чудеса или мастерство преподавателя. Только на ее парах я была действительно увлечена. А еще, как я уже упомянула выше, замечательно, когда твой учитель помимо профессиональных качеств, имеет доброе сердце, когда он просто хороший и интересный человек. Тем самым у него появляется возможность открыть и в тебе что-то новенькое или же скрытое в глубине души. У Ольги Викторовны это получается очень хорошо.

Порой, на занятиях литературы Ольга Викторовна зачитывала нам стихи собственного сочинения, в такие моменты мы, студенты, не могли пошелохнуться. А меня и еще нескольких человек вдохновило это на написание своих стихов. Впоследствии она создала литературный кружок, где собирались студенты, которые хоть в какой-то степени увлекались этим же. С того самого момента я начала писать, за что и благодарю ее.

Глядя на то, как студенты любят и уважают Ольгу Викторовну, как она сама безумно любит свою профессию, в какой-то момент я поняла, что хочу стать такой же.

Я всегда мечтала стать учителем, но не признавалась себе в этом. Раньше не было определенности. Теперь я точно знала, что хочу стать филологом. За несколько лет мой преподаватель смог привить мне любовь к родному языку и к поэзии, стать частью её.

Окончив колледж, я получила диплом бухгалтера, о чем нисколько не жалею, потому что очень люблю это учебное заведение. Но дальше я выбрала иной путь, твердо решив стать учителем, стараясь во всем подражать своему наставнику. Сейчас я учусь в педагогическом университете и понимаю, что не ошиблась!

Хочется закончить словами, прочитанными на просторах интернета, которые врезались в мою память: «Плохой учитель описывает, хороший – объясняет, отличный – показывает, а великий – вдохновляет».

xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai

Великие учителя, изменившие отношение школы к детям

3,88 5 8

Читать также Обучение детей школьного возраста дома

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку. «Образование должно приносить практическую пользу, – писал он, – обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка». От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости «развивать всего человека». Автор книги «Воспитание: умственное, нравственное, физическое» (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий. Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера – создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

«Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов». Г. Спенсер

Свободное образование

Эллен Кей (1849–1926) – шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги «Век ребенка» (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Лозунг «Жить ради детей» Кей заменила новым: «Дайте жить детям». Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

«Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком». Э. Кей

Обучение действием

Джон Дьюи (1859–1952) – американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги «Школа и общество» (1899). Основная идея: «Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него». Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу. Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи «Демократия и общество» (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной. Образование по Дьюи – не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

«Мышление – единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум». Д. Дьюи

Стремление к истине

Рудольф Штайнер (1861–1925) – австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка»(1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями. Основной метод – «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Р. Штайнер

Не мешайте ребенку

Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги «Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка» (1909), «Впитывающий разум ребенка» (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. По ее мнению, дисциплина – это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

«Свобода – это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка». М. Монтессори

Обучение чувством

Генрих Шаррельман (1871–1940) — немецкий педагог, противник традиционного образования. Автор книги «Трудовая школа» (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь. Противник программы и планирования, сторонник эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Направление уроку дает детское любопытство. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

«Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин – свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка». Г. Шаррельман

Право быть собой

Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – «Как любить ребенка» (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга «Право ребенка на уважение», написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

«Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно». Я. Корчак

Учение общением

Роже Кузине (1881–1973) – французский педагог. Требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами – как для игры. Суть метода – полная свобода и познавательная деятельность. Ученики объединяются в группы, выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией. К примеру, его ученики изучали не историю политики и войн, а историю предметов, одежды, транспорта, жилища. Если девочки хотели научиться шить, им требовалась математика для расчета ткани, крой и шитье. Кузине разделял преподавание и учение. Его метод позволял детям жить, общаться, трудиться в команде и развивать скромность, настойчивость, терпимость и инициативу.

«Мой метод позволяет детям учиться в настоящем смысле этого слова, а не быть учимыми». Р. Кузине

Никакого давления

Александр Нилл (1883–1973) — английский педагог, теоретик свободного воспитания. Автор книги «Саммерхилл – воспитание свободой» (1960). Основная идея: ребенок внутренне мудр и реалистичен. Педагогическое давление уродует ребенка. Не надо на него давить, и он сам будет развит настолько, насколько способен. Основной принцип: нет ничего важнее счастья ребенка, а счастье невозможно без личной свободы. Интеллектуальное развитие Нилл ценил ниже, чем эмоциональное и эстетическое. В школе Саммерхилл Нилл создал радостную комфортную обстановку, в которой дети обучались демократии и самоуправлению, а также занимались активной трудовой деятельностью. Цель: научить ребенка мыслить, а не наполнить его голову знаниями. Результат: раскрепощенный, уверенный в себе, мыслящий человек. Нилл был противником подавления сексуальности и заявлял, что отрицание секса равносильно отрицанию жизни.

«Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями». А. Нилл

Обучение открытием

Карл Роджерс (1902–1987) – американский психолог и психотерапевт, продолжатель идей Дьюи. Главная задача – самореализация человека, основанная на раскрытии внутреннего потенциала. В работе «Личные мысли по поводу обучения и учения» (1953) Роджерс показывает, что невозможно передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на своем опыте, поэтому учащиеся должны сами «открывать» знания. Он считал, что традиционная школа – обязательная программа, стандартные тесты, внешняя оценка успеваемости – подавляет активность детей, снижает их интерес к занятиям. Такая система не отвечает запросам общества. Только гуманный подход развивает самое ценное в детях – ум и сердце. Дети чувствуют, что им доверяют, их уважают; они учатся принимать решения и делать ответственный выбор. Учитель превращает группу учеников в сообщество исследователей. Цель образования: сделать все предметом изучения и выяснения, понять, что все изменчиво. Роджерс называет три признака учителя: честность, доверие к ученику, эмпатия – способность понять ученика.

«Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими». К. Роджерс

Никакого давления

Алис Миллер (1923–2010) – швейцарский психолог и психотерапевт, исследовала проблемы физического, эмоционального и сексуального насилия над детьми. Основная идея: любое воспитание – это насилие, которое оставляет негативный след в психике ребенка. По ее мнению, педагогическая практика основана на произволе и подавлении, зависимости и неравенстве. Алис считала, что педагогические стереотипы травмируют детей и исследовала, как это влияет на ситуацию в обществе. Человек должен осознать свои детские страдания и преодолеть их последствия. Автор мирового бестселлера «Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я», заставившего многих людей пересмотреть свои отношения с родителями и детьми.

«До сих пор общество защищает взрослых и обвиняет их жертвы… В действительности дети склонны винить во всем себя, снимая с родителей ответственность за жестокое обращение с ними». А. Миллер

Вспомним и учителей русской школы. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – основоположник русской педагогики, считал важным обучение в труде, а воспитание понимал как всестороннее развитие человека. Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор «Педагогической поэмы», «Книги для родителей». В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) соединил принципы гуманизма с коммунистическими идеалами: ценность личности ребенка, творчество коллектива единомышленников, обучение как радостный труд и воспитание красотой. Его литературное наследие «Сердце отдаю детям», «Верьте в человека», «Сто советов учителю» актуально и неисчерпаемо.

В России развивается педагогика сотрудничества (Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова), или гуманная педагогика, а с ней – мыслящий уверенный в своих силах ученик.

Этот список продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу.

 

Автор: Наталья Калиниченко

hochu.ua

13 способов стать замечательным учителем

Самым лучшим учителем в жизни становится тот, кто сильно влияет на учеников, кто меняет их взгляд на жизнь и предмет, кто позволяет им раскрыться и мотивирует на свершения. Тот, благодаря которому ученики чувствуют себя особенными. Многие люди помнят любимого учителя всю жизнь, а не только до выпускной церемонии. Они даже рассказывают свои воспоминания о школе собственным детям. Чем отличается хороший педагог? Как стать тем, кто запоминается? Попробуйте поступать так, как делают лучшие учителя. Вот тринадцать важных отличий.

Они не контролируют все слишком жестко

Хорошим можно назвать учителя, присутствие которого со временем становится необязательным. Он подталкивает учеников в нужном направлении, а не определяет каждый их шаг. Он понимает, что роль педагога в том, чтобы быть источником знаний, а не их хранителем. Такой педагог никогда не диктует свое мнение, он заставляет учеников учиться самостоятельно. Хорошему учителю просто не нужна диктатура — ученики готовы слушаться его сами и мотивированы на обучение без угроз. Это лучший подход из возможных.

Они учатся в процессе

Дело не в том, какие оценки будут у вас в университете и как хорошо вы изучите теорию педагогики. Тот, кто от природы хорош в преподавании, не нуждается в инструкциях. Он готов учиться в процессе, оттачивая свои навыки с каждым новым днем. Как доктора или инженеры, такие педагоги обретают знания в ходе работы. Кроме того, они не считают, что могут стать экспертами, и готовы всю жизнь работать над собственным мастерством педагога.

С ними не всегда весело

Людям часто кажется, что учителя должны уметь развлекать детей, но знаете, это совсем не часть их работы. Учитель должен делиться знаниями и умениями, его цель – научить. Иногда для этого нужно быть жестким, иногда – давать скучный урок. Это необходимо. Хорошие педагоги знают, что обучение не всегда очень веселый процесс, они не собираются развлекать учеников. Только так можно добиться максимума — покидая зону комфорта и не стараясь обеспечить веселье на каждом уроке.

Они не знают всего

Учитель не должен приходить в класс с видом эксперта, которому все давно известно. Каждый день приносит новые изобретения и знания, которые можно применять. Поэтому хорошие педагоги всегда занимаются саморазвитием. Кроме того, они готовы учиться у собственных учеников. Только открытый новым знаниям специалист может считаться талантливым учителем.

Они ориентируются на программу, но мыслят шире

Прекрасный преподаватель обладает обширными знаниями и полон энтузиазма насчет предмета, который преподает. Он не просто знает все о программе и стандартах образования, он готов давать ученикам больше. Поэтому хорошего учителя никогда не ограничивает программа — он знает о ее важности и готов опираться на нее как на проверенную основу, легко выходя за рамки стандарта.

Они вовлекают учеников в процесс

Бенджамин Франклин считал, что если рассказывать – ученик забудет, если учить – он может запомнить, а если вовлекать в процесс – он научится. У хорошего учителя полно энергии. Он готов отвечать на все вопросы и поддерживать интерес к предмету, он мастер объяснений. С хорошим учителем в процессе заняты все ученики, даже самые скромные и замкнутые.

Они не пытаются найти идеальных учеников

Хороший учитель умеет найти подход к любому ученику. У него нет ярлыков и предубеждений. Он понимает, как непросто иногда сконцентрировать свое внимание на нужной теме, и не осуждает даже отстающих. Все люди разные, именно поэтому процесс обучения и интересен, хотя и очень непрост. Учителя должны это понимать и уметь с этим справляться. Они никогда не сдаются и не считают, что кто-то из учеников просто ни на что не способен. Учитель уверен, что любой человек может учиться, если правильно его направлять. Он умеет ставить себя на место других, особенно тех, кому приходится тяжело. Для хорошего учителя важен любой ученик, он не ищет любимчиков и не ждет, пока в классе появится идеал.

Они умеют достучаться

Конечно же, трудно ожидать от педагога близкого знакомства с каждым учеником в классе. Это просто нереально, но все же испытывать к каждому искренний интерес вполне реально. Прекрасный учитель не обязан знать всех лично, он просто умеет понимать людей и знает, как повлиять на каждого из них для того, чтобы вместе двигаться к цели. Талантливый педагог может быть немного психологом и при этом просто другом. Он легко разбирается в людях и их нуждах.

Они облегчают процесс обучения

Хороший учитель умеет делать процесс проще, но не упрощает информацию. Он просто создает идеальную для обучения атмосферу, которая настраивает учеников на нужный лад. Ему не нужна строгая дисциплина – он умеет управлять людьми без жесткого контроля, он поощряет, а не ругает. Учителю высокого качества под силу создать атмосферу, в которой каждый ученик будет считать себя причастным к процессу, и только после этого педагог начинает учить. Он не придерживается рутины и одной-единственной тактики – он готов пробовать разное и каждый раз изменяет свой подход по ситуации.

Они умеют измерять успех по-своему

Учитель пробуждает в ученике амбиции. Конечно же, у педагога есть собственные ожидания по поводу каждого из учеников – особенно то, что они будут стараться изо всех сил. При этом он умеет измерять прогресс правильно – тем, насколько продвинулся каждый, а не количеством полученных оценок. Именно такой подход наиболее эффективен и не лишает мотивации ни одного из учеников.

Они со страстью относятся к работе

Среднего уровня учитель рассказывает, хороший – объясняет, прекрасный – демонстрирует, а великий вдохновляет. Все мы хотим учиться у того, кто не просто любит преподавать, но и наполнен вдохновением. Такие учителя не ограничиваются сферой своей деятельности, они просто интересны как собеседники. Педагог такого рода может поболтать с учениками о жизненных событиях, к примеру, обменяться соображениями о последнем матче или новостях, увиденных по телевизору. С таким человеком можно поговорить обо всем, и беседа всегда будет захватывающей, он интересный собеседник и полон разнообразной информации.

Они гордятся учениками

Помните ли вы радость от первой полученной пятерки или просто удачно выполненного задания? Что сказал ваш учитель в начальной школе в тот день? А в университете, был ли у вас преподаватель, который отметил бы вашу работу, как идеал, к которому стоит стремиться другим? Вы чувствовали легкое смущение, это естественно, но при этом ваше сердце наполняла радость. Идеальный учитель умеет порадовать учеников, он всегда отмечает их успехи и поощряет их на новые свершения, позволяя каждому добиваться большего. Великие педагоги рады прогрессу, они не пытаются измерить его. Это должно быть одной из главных особенностей характера талантливого преподавателя — умение гордиться своими учениками и делать это искренне.

У них правильная мотивация

Никто не может быть успешным в преподавании, если не относится к ученикам с теплом и уважением и не наполнен искренним интересом к тому, чтобы научить их всему необходимому. Лучшие специалисты не приходят в профессию ради денег. Они выбирают свой путь потому, что хотят что-то изменить в мире. Преподавание может быть крайне разочаровывающим, при этом оно приносит и величайшие плоды. Люди, которые родились с призванием учителя, понимают этот факт.

fb.ru

10 признаков хорошего учителя / TeachMePlease

Компетентность

Хороший преподаватель – талантливый ученик. Он постоянно занимается самообразованием: в наше время знания динамичны, открытия происходят каждый день. Если педагог не в тренде, однажды он рискует опростоволоситься перед любознательным учеником.

Владение методикой

Во времена, когда во Всемирной паутине можно отыскать ответы на любые вопросы, учитель перестаёт быть транслятором знаний. И задача его не выложить факты на блюдечке, а научить эти знания добывать, проводить исследования, проверять достоверность, допускать возможность оспаривать. Учитель должен знать свой предмет на высоком уровне, но ещё лучше он должен уметь обучать.

Любовь к работе

Звучит высокопарно, но иначе хорошим учителем стать не получится. Лишь подходя к преподаванию с положительными эмоциями, удастся разжечь интерес к предмету. Ученики чутко улавливают такой настрой и проникаются доверием. Иначе процесс обучения выглядит так, как если бы вегетарианец рассказывал о пользе и вкусе мяса. Незаурядный учитель‑предметник всегда будет считать свой предмет самым лучшим. А как же иначе, ведь это любовь!

Индивидуальный подход

За этим формальным словосочетанием скрывается умение видеть в каждом обучающемся личность. У профессионала нет плохих учеников, а есть педагогические задачи, которые он старается решить так, чтобы каждый смог достигнуть поставленных целей.

Ответственность

А также пунктуальность, вежливость, честность. К учителю устремляются взгляды, его оценивают, с него берут пример. И конечно, образец для подражания должен быть достойным. Причем профессия обязывает быть таковым и за пределами учебного заведения, иначе педагога могут уличить в лицемерии. Педагог – это образ жизни.

Всестороннее развитие

Хороший учитель — яркая личность, с которой интересно общаться. Мысли его не ограничены работой. У него есть увлечения и собственный взгляд на различные вопросы. Наличие всего этого можно сравнить с соусом, без которого блюдо съедобно, но с ним гораздо вкуснее.

Чувство юмора

Это замечательное качество позволяет проще относиться к тому, что происходит вокруг, к ученикам, к себе. Умеренная самоирония, а также умение признавать свои ошибки укрепляют доверие и помогают не бояться промахов. В такой атмосфере обучаться гораздо легче.

Человеколюбие

Педагог должен быть терпим к людям, уметь сопереживать, видеть в ученике прежде всего человека и принимать его со всеми особенностями. Для такого преподавателя успехи обучающегося – лучшая награда и ради неё он готов сделать многое.

Требовательность

Причём и к ученикам, и к себе. Высокая планка – это стимул, маяк, к которому следует стремиться. И если эту планку снижать, то можно так и не узнать, какой потенциал скрыт в каждом. Преподаватель начинает с себя, выкладывается по максимуму, чтобы быть примером для учеников.

Успешность

Хороший учитель доволен жизнью, но не стоит на месте. Он стремится к успеху в работе, в личной жизни, в общественных делах. Иначе у ученика возникает закономерный вопрос о том, правильно ли его учат. Сомнительно лечить зубы у стоматолога без зубов или стричься у непричёсанного парикмахера.

Указанные десять признаков лишь обобщённый образ. Преимущество каждого отличного преподавателя в индивидуальности, которую нельзя загнать в рамки или перекроить под заданные идеалы. Но если описанный здесь портрет срисован с вашего педагога, будьте уверены, вам крупно повезло!

А какие признаки хорошего учителя вы считаете главными?

blog.teachmeplease.ru

Чем отличается хороший педагог от лучшего для ребенка

Как понять хороший педагог у вашего ребенка или нет. Как выбрать этого педагога. Как не делать таких ошибок, которые делают большинство людей.

Как понять, что педагог хороший

Есть большое количество мифов, которые тянуться со времен советского союза за нами, о том, какой педагог хороший, а какой педагог плохой.

Миф №1.

Хороший педагог тот, у которого дети сидят на уроке смирно. Неправда.

Миф №2.

Хороший педагог тот, который задает много домашнего задания, и дети у которого устают, и много работают. Неправда.

Миф №3.

Если педагог много и интересно рассказывает, много информации дает детям, а они слушают. Неправда.

Рассмотрим поподробнее эти мифы.

У хорошего педагога дисциплина на уроке – миф №1

Очень многие родители, когда видят, что дети сидят смирно на уроке, очень внимательно слушают учителя — говорят, что учитель хороший. На самом деле, это может быть учитель, который просто умеет хорошо поддерживать дисциплину в классе. Но это совсем не означает, что он хороший педагог, и что в результате ваш ребенок вынесет от него очень много знаний.

Уже многими исследованиями доказано, что ребенок, который напряжен, который в стрессе или в страхе, который боится, что ему сейчас сделают замечания, который боится, что его сейчас выгонят из класса, расскажут маме, что он не слушал на уроке, а в окно смотрел и т.д. – он запоминает очень плохо и мало.

Поэтому так много образовательных систем во многих странах перешли на совсем другой подход. Детям в классах разрешают спокойно гулять, спокойно перемещаться, хочешь сиди на полу, хочешь на парте, делай, что хочешь, хочешь пока учитель тебе что-то рассказывает, в это время рисуй карандашом. Есть люди, которые действительно так лучше думают, лучше запоминают. Они берут карандаш и что-то рисуют, и детям это разрешают делать.

Для многих, выросших в советском союзе это просто шок. Они хотят тут же взять своего ребенка в охапку и убежать оттуда и сказать: «Беспредел, дети на уроке ходят!».

Поймите пожалуйста, что такое время, когда столько денег выделяется на изучение психологии, на разные исследования, по поводу того, как информация лучше запоминается. Уже доказано, что лучше, чем состояние полной расслабленности, когда человек не напряжен, а чувствует себя комфортно – лучше состояния для запоминания новой информации нет.

Поэтому, как раз те занятия, где дети сидят смирно, сложив руки на парте, должны вас пугать.

Если вы видите, что дети счастливы на уроке, что они занимаются тем, что им нравится, и при этом им умудряются подать информацию, в это же время – это супер.

Если ребенок не загружен заданием и ему легко – значит он ничего не выучит – миф №2

Второй момент заключается в том, что, если давать очень много заданий, если ребенок будет уставать, значит это хорошо. А если он не устает, он постоянно играется, улыбается, значит что-то тут не то на уроке – «они там ерундой занимаются». Это тоже не правда.

Игра – это лучший способ для детей выучить что-либо. Это значит, вы нашли идеальное занятие, идеальную группу, идеального педагога – если ваш ребенок выходит оттуда с улыбкой, если он туда хочет возвращаться. Не бойтесь, что они там только играются. Чего вы хотели? Отбить у ребенка желание вообще к каким-либо занятиям на всю оставшуюся жизнь? Пусть он радуется, пусть он думает, что это весело.

Если ребенок очень сильно устает на уроке, мы бы наоборот вам рекомендовали задуматься о том, а нужны ли ему такие занятия. Или может стоит как-то их разбавить, так чтобы он получал от них больше удовольствия.

Чем больше учитель даст материала за урок – тем лучше – миф №3

Еще один момент о том, что педагог должен дать как можно больше информации. Это конечно правильно, но гораздо лучше тот педагог, который умеет «включать» ребенка. Ребенок учится чему-то только тогда, когда делает что-то сам. Он должен сам проговаривать, сам выполнять, сам пробовать, сам предлагать, давать какие-то идеи во время урока. Имеется ввиду, что он должен быть хотя бы на половину также активен, как и педагог.

Часто бывает такое, что педагог пришел, у него есть программа, разработанная 10 лет назад, и он ее тараторит: «Тема такая-то, пункт номер 1, слушай меня дальше». И ребенок послушал. В конце дали ему упражнение, он его выполнил, педагог ушел. Чем тогда отличается эта модель преподавания от той, чтобы вы поставили ему видеозапись, программу, где бы это точно также рассказывалось? Сейчас их очень много. Или допустим, вы бы сами сели и прочитали ему учебник.

Не ведитесь на то, что у ребенка в тетради очень сложные примеры, или очень сложную поделку он сделал или картину нарисовал, или очень сложный текст перевел. Ваша задача понять — что из этого сделал ребенок, а не педагог. И желательно, чтобы он это делал без помощи, без постоянной подсказки и надиктовки. Хороший педагог больше молчит – он дает направление, он дает минимальную информацию, и потом он старается сделать так, чтобы говорил или делал больше ребенок. Это действительно называется учебный процесс.

Хороший учитель не позволит ребенку говорить на уроке на отвлеченные темы – миф №4

Есть жесткие, старой закалки педагоги, у которых есть программа, и не дай бог влево или вправо…

Хороший педагог готов пристроится к ребенку. Если ребенок говорит, что не хочет заниматься здесь, а хочет заниматься на диване. Хороший педагог возьмет и перейдет на диван. Он скажет, «хорошо, давай сидеть здесь», а не так: «место для занятий — это парта и все». Если ребенок в это время не пишет, то почему бы ему не послушать вас на диване.

Выводы

Если педагог хороший:

  1. Дети чувствуют себя на уроке свободно.
  2. Ребенок выходит с занятия в хорошем настроении, а не «еле живой».
  3. Ребенок на уроке активно отрабатывает материал, а не слушает и записывает большую часть времени.
  4. Ребенок может завести разговор на любую тему, которая ему интересна. Педагог должен поддержать эту тему и за 1-2 фразы уметь направить разговор к теме урока.

Так мы бы советовали подбирать педагога, по этим критериям.

Рекомендуем прочитать другую статью о 7 правилах легкого обучения.

mypupsiki.com

Педагоги по призванию. 5 самых известных русских учителей | образование | ОБЩЕСТВО

5 октября более чем в ста странах отмечают Всемирный день учителя. В этот день принято поздравлять всех, кто трудится в сфере образования. Для России это особый праздник, ведь наших педагогов знают во всем мире! SPB.AIF.RU вспоминает самых известных русских учителей.

Сильвестр

Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором «Домостроя». Фото: Commons.wikimedia.org

Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог. Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю – молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.

Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» – знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии. Среди глав книги были «Как жить человеку по средствам своим», «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем», «Как сохранять порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать» и другие.

«В этой книге отыщешь ты устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать — и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах, – написано в предисловии к «Домострою». Далее Сильвестр подробно разбирал каждую сферу жизни. Так, священник учил при входе в помещение «носъ высмаръкати», снять шапку, вытереть грязные ногти, помолиться и постучаться в дверь. Муж должен работать и быть трудолюбивым, жена – слушаться его и заниматься домашним хозяйством, а дети – уважать и почитать своих родителей. Далее Сильвестр объяснял, что у каждого должна быть нарядная одежда, предназначенная для праздничных дней. В конце книги автор писал, как хранить и готовить разные овощи.

«Домострой» – не просто средневековый учебник. Из книги можно почерпнуть подробные сведения о быте и социальном устройстве на Руси.

Василий Жуковский

Жуковский долгое время был придворным учителем. Фото: Commons.wikimedia.org

Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.

И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко. «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, – писала императрица. – Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей – Александры и Павла.

Константин Ушинский

Ушинский разработал основы научной педагогики. Фото: Commons.wikimedia.org

Константин Ушинский стал основоположником научной педагогики в России. В середине XIX века он переехал из Москвы в Петербург и получил место преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. В стенах учреждения Ушинский обнаружил большую библиотеку с книгами по педагогике. Прочитанная литература оказала на молодого педагога сильное влияние, и он стал автором «Журнала для воспитания», где публиковал свои статьи о реорганизации образовательной системы в стране.

В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик – повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала  и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Позже он перешел на работу в Смольный институт благородных девиц, где открыл класс для подготовки воспитательниц. По воспоминаниям современников, Ушинский экзаменовал учениц в два счета: он формулировал свои вопросы четко и ясно, а по ответам девочек сразу был понятен уровень их знаний. «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, — говорил Ушинский. – Оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

Лев Толстой

Толстой открыл школу для крестьянский детей. Фото: www.globallookpress.com

Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.

В школе велось обучение по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, – объяснял это Толстой. – Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».

В свободные от уроков часы Толстой ходил с детьми на прогулки: летом они все вместе собирали грибы в лесу, а зимой писатель учил школьников кататься на коньках. Дети очень любили учителя, который отдавал им все свое время . «В школе у нас было весело, занимались с охотой, — вспоминал впоследствии один из учеников Толстого, Василий Морозов. – Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!».

О теплом отношении учеников к Толстому как к педагогу можно судить и по сохранившемуся до наших дней рисунку, сделанному одним из школьников. На нем ребенок изобразил, как двое ребят соревнуются в перетягивании каната, а рядом стоит учитель и поддерживает их. Рядом автор рисунка подписал: «Милый человек Лев Николаевич».

Надежда Крупская

  Крупская была домашней учительницей. Фото: Public Domain

Перед тем, как стать верной соратницей и женой Владимира Ленина, Крупская занималась преподавательской деятельностью. После окончания гимназии она получила звание домашней учительницы и давала уроки математики. Позже, когда Крупская изучила марксистские идеи и прониклась их духом, она перешла на работу в вечернюю школу для рабочих. Там Крупская учила пролетариат считать и писать, а также активно пропагандировала марксизм среди трудящихся.

При этом она продолжала заниматься и образованием для детей. Крупская заявляла, что школа должна «воспитывать нового человека», а труд и знания должны стать неотделимыми. Она работала над организацией пролетарского юношеского движения, комсомола и пионерии. Именно Крупская первой выступила с речью о том, что школы должны быть светскими, а обучение в них – патриотическим и интернациональным.

www.spb.aif.ru