Рефлекторная дуга мигательного рефлекса схема – Рефлекторная дуга, строение, функции и особенности

Рефлекторная дуга, строение, функции и особенности

Нервная деятельность организма человека заключается в передаче импульсов. Одним из результатов подобных передач являются рефлексы. Для того, чтобы некий рефлекс выполнялся организмом, должна быть налажена связь от получения сигнала до ответной реакции на раздражитель.

Рефлекторная дуга

Виды рефлексов

Рефлекс представляет собой реакцию части организма на видоизменения наружного или внутреннего окружения в результате воздействия на рецепторы. Находиться они могут на поверхности кожи, порождая экстерорецептивные рефлексы, а также на внутренних органах и сосудах, что лежит в основе интерорецессивного или миостатического рефлекса.

Ответные реакции на раздражители по своей природе бывают условными и безусловными. Ко вторым относят рефлексы, дуга которых сформирована уже ко времени рождения. У первых она создается под влиянием внешних факторов.

Виды рефлексов

Из чего состоит дуга рефлекса?

Сама дуга представляет собой весь путь нервного импульса от момента соприкосновения человека с раздражителем до проявления ответной реакции. Рефлекторная дуга содержит различные типы нейронов: рецепторный, эффекторный и вставочный.

Рефлекторная дуга организма человека работает так:

  • рецепторы воспринимают раздражение. Чаще всего такими рецепторами служат отростки нервных волокон центростремительного типа либо нейронов.
  • чувствительное волокно транслирует возбуждение к центральной нервной системе. Структура чувствительного нейрона такова, что его тело располагается вне нервной системы, они цепочкой пролегли в узлах вдоль позвоночника и у основания головного мозга.
  • переключение с волокна чувствительного типа на двигательное происходит в спинном мозге. Головной мозг отвечает за формирование более сложных рефлексов.
  • двигательное волокно несет возбуждение к реагирующему органу. Это волокно является элементом двигательного нейрона.

Эффектор — собственно сам реагирующий орган, отвечает на раздражение. Рефлекторная реакция бывает сократительной, двигательной либо выделительной.

Схема возникновения рефлекторной дуги

Полисинаптические дуги

К полисинаптическим относится трехнейронная дуга, в которой между рецептором и эффектором располагается нервный центр. Такую дугу наглядно иллюстрирует отдергивание руки в ответ на боль.

Полисинаптические дуги имеют особое строение. Такая цепь обязательно проходит через мозг. В зависимости от локализации нейронов, обрабатывающих сигнал, выделяют:

  • спинномозговые;
  • бульбарные;
  • мезэнцефальные;
  • кортикальные.

Если рефлекс обрабатывается в верхних частях центральной нервной системы, то в его обработке принимают участие и нейроны нижних отделов. Отделы ствола головного мозга и спинной мозг также участвуют в формировании рефлексов высокого уровня.

Какой бы ни был рефлекс, если нарушается непрерывность рефлекторной дуги, то происходит исчезновение рефлекса. Чаще всего такой разрыв происходит в результате травмы либо болезни.

В сложных рефлексах для реакции на раздражитель в звенья цепи включаются различные органы, что может изменять поведение организма и его систем.

Дуга мигательного рефлекса

Дуга мигательного рефлекса

Также интересно строение дуги мигательного рефлекса. Этот рефлекс в силу своей сложности позволяет изучить такое движение возбуждения по дуге, которое исследовать в других случаях затруднительно. Рефлекторная дуга этого рефлекса начинается с активизации возбуждающего и тормозящего нейронов одновременно. В зависимости от характера повреждения активизируются различные части дуги. Спровоцировать начало мигательного рефлекса может тройничный нерв — ответ на прикосновение, слуховой — ответ на резкий звук, зрительный — ответ на перепад света или видимую опасность.

Рефлекс имеет раннюю и позднюю составляющие. Поздняя составляющая отвечает за формирование задержки ответа. В качестве эксперимента касаются пальцем кожи века. Глаз закрывается молниеносно. При повторном касании кожи реакция проходит медленнее. После обработки мозгом получаемой информации происходит осознанное торможение приобретенного рефлекса. Благодаря такому торможению, например, женщины очень быстро приучаются красить веки, преодолевая естественное желание века прикрыть роговицу глаза.

Другие варианты полисинаптических дуг также поддаются исследованию, однако они зачастую слишком сложны и не очень наглядны для изучения.

Каких бы высот не достигла наука, базовыми рефлексами для изучения реакции человека остаются мигательный и коленный рефлексы. Изучение и замеры скорости прохождения импульса в тройничном и лицевом нервах являются основой оценки состояния ствола головного мозга при различных патологиях и болях.

Моносинаптическая рефлекторная дуга

Дуга, которая состоит всего из двух нейронов, которых вполне достаточно для импульса, носит название моносинаптической. Классическим примером моносинаптической дуги является коленный рефлекс. Именно поэтому подробная схема рефлекторной дуги колена размещается во всех медицинских учебниках. Особенностью состава такой дуги является то, что она не задействует головной мозг. Коленный рефлекс относится к мышечным безусловным. У человека и других позвоночных такие мышечные рефлексы отвечают за выживание.

Схема коленного рефлекса

Неудивительно, что именно коленный рефлекс проверяется невропатологом как один из показателей состояния соматической нервной системы. При ударе молотком по сухожилию, растягивается мышца, после прохождения раздражения через центростремительное волокно к спинномозговому узлу, сигнал через двигательный нейрон в центробежное волокно. В этом эксперименте рецепторы кожи участия не принимают, тем не менее результат его весьма заметен и силу реакции легко дифференцировать.

Вегетативная рефлекторная дуга обрывается на части, образуя синапс, тогда как в соматической системе путь, преодолеваемый импульсом от рецептора до действующей скелетной мышцы, ничем не прерывается.

 

 

sustavam.ru

Рефлекторная дуга в биологии — виды, схема строения, примеры

Рефлекторная дуга — что это такое? Рефлекс с точки зрения биологии – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды.

Проведение осуществляется по нервным волокнам в составе рефлекторной дуги.

Каждая рефлекторная дуга состоит минимум из двух элементов: двигательного и чувствительного, дополнительно присутствуют вставочные. Выделяют приобретенные (условные) и врожденные (безусловные) рефлексы.

Рефлекторная дуга — понятие, схема, строение



Совокупность нервных путей, по которым происходит распространение импульса. Для восприятия раздражения необходимы рецепторы – первое звено рефлекторной дуги. От рецепторов возбуждение передается по афферентым путям, имеющим всегда восходящее направление в головной мозг.

Простая рефлекторная дуга

Из центральной нервной системы импульс направляется вниз по нисходящим эфферентным волокнам. Последние оканчиваются на исполнительном органе, замыкающем рефлекторную дугу. Так образуется рефлекторное кольцо.

Общую схему строения рефлекторной дуги можно представить в следующем виде.

Расшифровка подписей:

  1. Мышца.
  2. Рецептор.
  3. Вставочный нейрон.
  4. Чувствительный нейрон.
  5. Двигательный нейрон.

Виды рефлекторных дуг с примерами


Выделяют соматическую и дугу вегетативной нервной системы.

Первая начинается с возбуждения рецепторов болевой чувствительности, от которых импульс поступает по спинно-мозговому нерву в чувствительный узел, расположенный на заднем корешке.

Затем — на вставочный нейрон, где в составе переднего рога серого вещества импульс направляется вниз по двигательным волокнам к соответствующим мышцам.

При вегетативной иннервации раздражение поступает с внутренних органов, направляется в симпатический узел, спинномозговой чувствительный узел, задний рог, далее в боковой (в отличие от соматической) рог.

Там становится эфферентным, достигает предпозвоночного узла, затем исполнительного органа.

Важно знать: в чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической? Вегетативные реакции осуществляются только от внутренних органов и являются периферическими (замыкаются вне центральной нервной системы), проходят в боковом роге спинного мозга.

Простые

В физиологии под ними понимают рефлексы двухнейронной рефлекторной дуги.

Простейший спинно-мозговой рефлекс осуществляется по этому механизму, без дополнительного переключения нервных волокон. Так, если раздражитель действует на механорецепторы языка и близлежащих к нему структур, запускается механизм глотательного рефлекса.

Раздражение с рецепторов передается на ветви тройничного, языкоглоточного, блуждающего нервов, затем в глотательный центр головного мозга. Далее по двигательным волокнам возбуждение передается на мышцы верхнего отдела пищеварительного тракта.

Сложные

Представлены трехнейронными дугами за счет включения вставочных нейронов. Количество последних может варьировать, достигая трех и четырех.

Сюда относятся следующие рефлексы:

  1. Рефлекс слюноотделения развивается при непосредственном соприкосновении пищи с рецепторами ротовой полости, а также запахом еды или воспоминании о ней. После этого раздражение передается на чувствительные волокна, идущие в составе ветвей лицевого, языкоглоточного, тройничного, блуждающего нервов. Обработка информации происходит в продолговатом мозге, что ведет к активации волокон парасимпатической нервной системы и симпатического отдела верхней трети спинного мозга.
  2. Роговичный или мигательный рефлекс происходит во время прикосновения к роговице. Это приводит к активации афферентных рецепторов пятого черепного нерва (тройничный нерв), импульс передается в ретикулярную формацию. Далее по эфферентному пути лицевого нерва достигает мотонейрона круговой мышцы глаза. Происходит смыкание век, параллельно выделяется слеза (обусловлено анатомической близостью проходящих путей).
  3. При изменении освещенности можно проследить дугу зрачкового рефлекса. Свет раздражает рецепторы сетчатки, импульс с них передается на восходящие волокна зрительного нерва. Далее импульсация расщепляется: часть идет в таламус, часть — в средний мозг, после чего импульс по нисходящим волокнам черепных нервов достигает цилиарной мышцы и заканчивается на ней, зрачок изменяет свой диаметр. Яркий свет ведет к сужению, низкая освещенность — к расширению.

Также в эту группу будут входить реакции, координирующие работу внутренних органов, например, мочеиспускательный рефлекс.

Моносинаптические двухнейронные

Данная группа представлена единичным соединением нейронов в центре дуги. Представителями данной группы служат сгибательный-локтевой, коленный рефлексы.

Первый проявляется при раздражении рецепторов двуглавой мышцы плеча, второй чаще исследуют при неврологическом осмотре, оценивая сокращение квадрицепса бедра (который оканчивается под коленной чашечкой). Это глубокие рефлексы мышечно-сухожильного чувства.

Полисинаптические

Включают более двух синапсов (соединений нейронов). Большинство рефлексов принадлежат к этой группе. Чихательный и кашлевой рефлексы контролируются дыхательным центром продолговатого мозга, относятся к сложным реакциям. Оба акта имеют сходные компоненты, возникают при механическом раздражении.

Чихание происходит при открытой голосовой щели, кашель при закрытой (что ведет к повышению внутригрудного давления, вовлечению к процессу межреберных мышц и диафрагмы).

Исполнительные мотонейроны дуги чихания располагаются на волокнах последних трех пар черепных нервов, нейроны кашлевой дуги на ветви вагуса (блуждающего нерва), спинальных и нервах, иннервирующих верхнюю треть передней брюшной стенки (живота).

Заключение



Рефлекторные дуги – необходимое условие для проведения рефлексов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма и выполнение функций.

1001student.ru

Урок биологии в 8-м классе по теме «Рефлекторная регуляция физиологических функций организма»

3. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста с вопросами закрытого типа по вариантам.

I вариант

 Укажите номера верных суждений:

  1. Синапс – это место контакта двух нервных клеток или нейрона с тканью рабочего органа.
  2. Мякотные волокна состоят из одного осевого цилиндра, покрытого миелином.
  3. Нервный импульс распространяется быстрее по безмиелиновому волокну.
  4. Эфферентные нервы состоят из чувствительных нервных волокон.
  5. В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении.
  6. Рецепторы, «узнающие» нейромедиатор, расположены на пресинаптической мембране.
  7. Ацетилхолин и норадреналин – тормозные нейромедиаторы.
  8. Проницаемость мембраны для K+ в 20 раз выше, чем для Na+.
  9. При возбуждении нейрона происходит деполяризация мембраны и возникает потенциал действия равный +40 мВ.
  10. При передаче нервного импульса один нейрон может вызывать у другого только возбуждение.

II вариант

Укажите номера верных суждений:

  1. Безмякотные нервные волокна толще мякотных.
  2. Участки мякотного волокна, не покрытые миелином, называются перехваты Ранвье.
  3. Нерв – совокупность нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.
  4. Смешанные нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.
  5. В синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.
  6. В химических синапсах возбуждение передается от одного нейрона к другому с помощью нейромедиатора.
  7. Наружная сторона клеточной мембраны отрицательно заряжена по отношению к внутренней.
  8. Мембранный потенциал покоя у нейрона равен примерно -70 мВ.
  9. Торможение – это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.
  10. Потенциал действия у нейрона может длиться несколько секунд или минут.

Ответы: I Вариант 1, 2, 4, 5, 8, 9. II Вариант 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

По окончании теста ребята обмениваются работами с одноклассниками и производят взаимопроверку, а затем сдают их на проверку учителю. После чего можно провести устное обсуждение вопросов теста, в ходе которого учащиеся выявляют правильные ответы и свои ошибки.

 Письменно отвечают на поставленные вопросы, производят взаимопроверку тестовых работ. После сдачи работ в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем выявляют правильные ответы.

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

  1. Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
  2. Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.
  3. Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
  4. Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним
  5. Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
  6. Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных и условных рефлексов.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Неизменные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

 Используя этот пример, заполните по памяти таблицу «Звенья рефлекторной дуги»:

Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

1. Рецептор

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция — эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.

Прочитайте в учебнике описание мигательного рефлекса и составьте схему «Виды рефлекторных дуг», учитывая, что этот рефлекс имеет сложную рефлекторную дугу, а коленный – простую.

Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

I. Безусловные

  1. Моносинаптические. Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс. Например, коленный рефлекс.
  2. Полисинаптические спинномозговые. Имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов. Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс руки.
  3. Полисинаптические с участием спинного и головного мозга. Имеют сложную рефлекторную дугу. Нервный импульс с чувствительного нейрона передается по восходящему пути спинного мозга в головной мозг, где идет анализ информации. Далее по нисходящему пути импульс попадает на исполнительный нейрон и направляется к рабочему органу. Таким образом, спинномозговые центры таких рефлексов контролируются определенными центрами головного мозга. Впервые этот факт установил И.М. Сеченов – «отец русской физиологии». В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказал, что вышележащие отделы ЦНС (головной мозг) контролируют работу нижележащих (спинного мозга).

II. Условные

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Рассмотрите раздаточный материал (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4). Определите рефлекторные дуги. Каким видам рефлексов они соответствуют. (Моносинаптическому, полисинаптическому спинномозговому, безусловному полисинаптическому с участием спинного и головного мозга и условному рефлексам соответственно).

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

На данном примере мы убедились, что организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи. В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.

Обсуждают проблемный вопрос, приходят к выводу, что у младенца проявляется сосательный рефлекс в ответ на раздражение.
Часто ребята ошибочно полагают, что рефлекс – ответная реакция на действие раздражителя (раздражимость).
В ходе обсуждения ребята предлагают свои определения и приходят к выводу, что рефлекс — один из примеров раздражимости и для его осуществления необходимо участие нервной системы.
Слушают, отвечают на в

urok.1sept.ru

БИОЛОГИЯ . Рефлекторная дуга мигательного рефлекса .

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС. Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится. С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Возникает торможение мигательного рефлекса. При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится. Мигательный рефлекс — защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые и нижележащие отделы. А мигательный рефлекс замыкается ниже коры. Значение: мигательный рефлекс ЗАЩИТНЫЙ.

Или 1) нарисуйте сами 2)При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. 3) С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Возникает торможение мигательного рефлекса. 4)Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток 5)Мигательный рефлекс — защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые и нижележащие отделы. А мигательный рефлекс замыкается ниже коры. Значение: мигательный рефлекс ЗАЩИТНЫЙ.

touch.otvet.mail.ru

Ответы Mail.ru: как осуществляется мигательный рефлекс

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение рецепторов — чувствительных образований, — осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

3. Рефлекторная дуга — путь, по которому передаются сигналы от рецептора к исполнительному (рабочему) органу; путь, по которому передаются нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

С. 41

Опыт.
1. Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса (рис. 17):
Рецептары (находятся во внутреннем углу глаза) Чувствительный нейрон (передает нервные импульсы) ЦНС — продолговатый мозг (вставочные нейроны обрабатывают информацию) Исполнительный нейрон — двигательный (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган) Рабочий орган — круговая мышца глаза, смыкающая веки.

2. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС. Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

3. С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.

4. При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается.

http://kbendin.narod.ru/stranica_9.html

Мигательный рефлекс — защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности, в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.

Ссылки по теме
http://www.smolensk.ru/user/headache/08.htm —

otvet.mail.ru

БИОЛОГИЯ . Рефлекторная дуга мигательного рефлекса .

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС. Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Возникает торможение мигательного рефлекса.

При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.

Мигательный рефлекс — защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые и нижележащие отделы. А мигательный рефлекс замыкается ниже коры.
Значение: мигательный рефлекс ЗАЩИТНЫЙ.

otvet.mail.ru

Рефлекс и рефлекторная дуга — биология, уроки

План урока биологии в 8 классе

Тема: Строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лабораторная работа №2 «Изучение коленного рефлекса»

Цель:

  1. Образовательная: Сформировать знания об особенностях строения и функционирования нервной системы человека, дать понятие рефлекс, рефлекторная дуга, научить проверять коленный рефлекс.

  2. Развивающая: Развитие навыков работы с учебником, памяти, логического мышления.

  3. Воспитательная: Воспитание научного мировоззрения

Оборудование: учебники, тетради, тетради для лабораторных работ, интерактивное оборудование.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Позитивный настрой на урок.

  1. Актуализация знаний.

Что такое орган?

Какая наука изучает органы и их строение?

Что такое организм?

Какая наука изучает функционирование органов и организма вцелом?

Какие системы органов вы знаете?

Какие функции выполняет ЦНС?

  1. Изучение новой темы.

«Строение и функции нервной системы»:

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица н. с.

Нейрон — это нервная клетка с отростками.

Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами цнс.

Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

Медиаторы — физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

Строение нейрона: тело и отростки (длинный — аксон и короткие — дендриты). Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Их скопления в ц. н. с. образуют белое вещество.

Нейроны по функциональным свойствам делятся на чувствительные(центростремительные), несущие возбуждение от рецепторов ц. н. с, двигательные (центробежные), передающие возбуждение из ц. н. с к рабочему органу и вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы ц. н. с.

Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.                            

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) ипериферическую (соматическую и вегетативную: симпатическую и парасимпатическую).

Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

«Рефлекс и рефлекторная дуга» из электронного пособия).

Рефлекс и рефлекторная дуга.

Раздражитель – стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.

Раздражение — реакция организма на действие раздражителя.

Раздражимость – способность живых клеток, тканей, организма реагировать на внешние и внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.

Раздражимость проявляется у живых организмов по – разному:

— у растений проявляется в виде реакций на свет – фототропизмов;

— у животных, не имеющих нервной системы, в форме двигательных реакций– таксисов;

— у многоклеточных животных нервная и мышечные ткани обеспечивают быстрые и

точные реакции на раздражения (возбудимость — способность клеток отвечать на

раздражение, возбуждение — реакция их на раздражение).

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

Рефлексы делятся на безусловные и условные

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу. 

В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. 

Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а орефлекторном кольце или рефлекторной цепи.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов – основоположники рефлекторной теории.

4. Лабораторная работа№2

Изучение коленного рефлекса

5. Закрепление ЗУН

1. Работа с терминами. Подбери пару «Целое – часть». Например, нейрон – аксон, нерв – нервное волокно, головной мозг – серое вещество и т. д.

«Антонимы»: Аксон – дендрит, возбуждение – торможение и т. д.

2. Дайте определения понятий:

Нервная система — .

Нерв — .

Нервный узел — .

Аксон — .

Дендрит — .

Нервный импульс — .

3. Объясните, как достигается согласованная работа органов в организме?

4. Объясните следующую фразу: Нервная система обеспечивает выживание организма как целого во внешней среде.

5. Объясните, как реагирует организм человека на изменение внешних условий — на колебания температуры окружающей среды, на резкий звуковой сигнал, при виде красивой картины, на приятный запах пищи.

6. Объясните, почему нейрон считают структурной и функциональной единицей нервной системы.

7). Биологические задачи:

А). Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

Б). Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки.

  Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие — к условным? Ответ поясните.

Заполните таблицу «Строение и функции нервов»:

Типы нервов

Чем образованы

Функции

Заполните схему:

Функциональное деление н.с.


Нервная ткань



10
. Заполните таблицу « Характеристика отростков»:

Название отростков

Длина

Форма

Количество

Направление передачи нервного импульса

Миелиновая оболочка

Образова-ние в ЦНС

11. Работа с рисункам:

Рассмотрите рис.1 «Различные формы нейронов». Какой формы бывают нейроны?

Рис.1 «Различные формы нейронов».

12. Закончите предложение:

Серое вещество образуют…..

Белое вещество образуют…..

Нервы состоят из….

Нервные узлы состоят из

13. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

…….- структурная и функциональная единица нервной системы. Он состоит из….и ….. Один длинный, мало ветвящийся отросток -…..и несколько коротких отростков- ….

Длинный отросток нервной клетки покрытый ….. оболочкой называется нервным волокном, скопления которых образуют ….. …… Скопления

коротких отростков образуют ….. ….. . Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительно-тканной оболочкой, называется ….. .

относятся к безусловным рефлексам, а какие — к условным? Ответ поясните.

14. Объясните, что произойдет с человеком, если в его правой руке:

А) нарушена функция чувствительных нейронов;

Б) нарушена функция двигательные нейронов;

В) нарушены функции чувствительных и двигательных нейронов.

6. Домашнее задание

§12

Приложение 1.

Рис. 2. Схема строения нервной клетки.

Рис. 3. Разнообразие нейронов.

Рис. 4. Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса.

Рис. 5. Звенья рефлекторной дуги.

Приложение 2.

Таблица 1. Сравнительная характеристика отделов периферической нервной системы.

Признак

Соматическая нервная система

Вегетативная нервная система

Какие органы и системы органов иннервирует

Скелетная  мускулатура (поперечно-полосатая мышечная ткань), суставы, сухожилия.

Гладкая мускулатура органов, железы, сердечная мышца.

Подконтрольность сознанию

Подконтрольна.

Не подконтрольна, автономна.

Расположение управляющих центров

Кора больших полушарий.

Промежуточный, средний, продолговатый и спинной мозг.

Местоположение центробежного нервного узла (ганглия)

В передних рогах спинного мозга.

В средних рогах и передних корешках спинного мозга. Парные узлы, расположенные в два ряда.

Наличие вторых узлов (ганглиев) вне центральной нервной систем.

Нет.

Есть (вблизи спинного мозга – у симпатической системы).

Наличие миелиновой оболочки

Имеется на всем протяжении нерва.

Имеется лишь до узлов, после узла отсутствует.

Скорость проведения нервного импульса

Высокая (30 – 120 м/с).

Низкая (1 – 3 м/с).

Приложение 3.

Таблица 2. Особенности формирования условных и безусловных рефлексов.

 Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные.

Приобретенные организмом в течении жизни.

Видовые.

Индивидуальные.

Жизнь без них, как правило, невозможна.

Способствуют выживанию.

Осуществляется в ответ на безусловный раздражитель.

Осуществляется в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение;

формируется на базе безусловных рефлексов.

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг;

их дуги временны и формируются при определенных условиях.

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни.

Непостоянные, могут вырабатываться и исчезнуть.

Не поддаются торможению.

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение.

Независимы от внешней среды.

Изменяются под влиянием внешней среды — адаптируются.

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (то есть рефлекторные дуги проходят через эти отделы центральной нервной системы).

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (то есть рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий).

Являются основой инстинктивного поведения.

Являются основой формирования навыков.

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и другие.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет0 в опытах И.П.Павлова: дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и  другие.

Приложение 4.

Таблица 3.  Состав рефлекторных дуг безусловного и условного рефлексов.        

Безусловный  рефлекс

Условный  рефлекс

1. Рецептор, воспринимающий раздражение.

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель.

2. Чувствительный нерв.

2. Чувствительный нерв.

 

3. Восходящий путь

 

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель.

 

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса.

3. Центр безусловного рефлекса.

6. Центр безусловного рефлекса.

4. Двигательный нерв.

7. Двигательный нерв.

5. Исполнительный орган.

8. Исполнительный орган.

kopilkaurokov.ru