Протяженность береговой линии россии составляет почти 40 тыс км почему же: Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке ЭГП говорят, что наша страна имеет
Как оборонять длинную береговую линию России, особенно акватории морей арктической и дальневосточной зон?
Аргументы Недели → Армия 13+
23 февраля 2022, 16:18 Александр Шарковский, Специальный корреспондент
Морская оборона Российской Федерации требует значительной модернизации и усиления. Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Так, к слову: длинна экватора Земли составляет 40 075 км, а если точнее, то 40 075 696 м. Согласитесь цифры сопоставимые. Берега России омывают 13 морей, включая Каспийское. Основной проблемой для обороны являются Арктика и Дальний Восток. Протяжённость арктической береговой линии составляет 19724, 1 км, а на побережье морей Тихого океана приходится 16997,9 км.
Возьмём Арктику — это огромные пространства, наличие немногочисленных арктических баз, к сожалению, не позволяет закрыть его полностью и надёжно. Оборона хорошо организована в западном секторе российской Арктики, в акватории Баренцева моря и на архипелагах. Также созданы структуры обороны в восточном секторе, прикрывающим часть Восточносибирского и Чукотское морей. Поскольку это уже зона ответственности Восточного Военного округа, здесь система обороны объединена с силами и средствами, прикрывающими акватории Берингова пролива и Берингова моря.
ПРЕИМУЩЕСТВО ФЛОТА
Главная проблема состоит в том, что огромные северные и дальневосточные пространства не имеют сухопутной транспортной сети. В случае интервенции, переброска сюда наших войск будет предельно затруднена. Поэтому существую жесткая необходимость в наличии у РФ сильного военного флота. Нужны большие боевые десантные корабли ледового класса, способные оперировать в условиях крайнего севера. Также есть острая необходимость в авианосцах, но их строительство, в современной России крайне затруднено, возможно оно будет осуществляться в кооперации с Китаем. В советское время вся авианесущие крейсеры, которые в общем можно назвать авианосцами, строились на Николаевской судоверфи, которая по понятным причинам отошла Украине, поскольку находилась на её территории. Сейчас это предприятие практически уничтожено. Но, это другая история. Короче, у России вообще нет базы для строительства авианосцев, к тому же создание данного типа кораблей весьма дорогостоящая затея и это серьёзная проблема. Ещё, российский флот нуждается в вертолётоносцах (два из них заложены на заводе в Керчи). Возможно, что наше авиастроение вернётся к созданию самолётов вертикального взлёта и посадки (ранее над ними работало КБ Яковлева: Як-141).
Доставка войск возможна и по воздуху, но для этого необходима сеть стационарных аэродромов с полным обеспечением и мощной ПВО/ПРО. Как создавать, так и содержать такую сеть в мирное время весьма накладно. Если построить её, оставить в законсервированном состоянии и реанимировать только по необходимости, крупных структурных и финансовых потерь не избежать. Поскольку в условиях Севера конструкции и оборудование требуют постоянного ремонта. Получается, что от такой затеи лучше отказаться и делать ставку на флот, способный доставлять войска в любую точку Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также обеспечить их прикрытие огнём корабельного вооружения и поддержку с воздуха силами палубной авиации.
Одной из серьёзных проблем является оборона Курильской гряды, особенно её южной части, на которую претендует Япония. В чём геополитическая суть Южно-Курильских островов Шикотан, Кунашир, Итуруп (это практически не касается архипелага Хабомаи) и почему их нельзя отдавать Японии ни под каким предлогом? В соответствии с Конвенцией ООН по международному морскому праву, к которой Россия присоединилась в 1997 году (потеряв огромные арктические морские владения) к территориальным водам относится полоса в 12 миль, далее следует ещё 200 мильная исключительная экономическая зона.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Современные силы российского военно-морского флота оцениваются следующим образом. Стратегических атомных подводных ракетоносцев с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту в боевом составе ВМФ РФ — тринадцать. Девять из них находятся в оперативном подчинении Северного флота (СФ), четыре — в составе Тихоокеанского флота (ТОФ). Атомных субмарин, вооружённых крылатыми ракетами — 11, пять из нив в составе СФ, 6 — в составе ТОФ.
Многоцелевых АПЛ — 17, из них 13 — подчинены СФ, 4 в составе ТОФ. И еще Северному флоту подчинены 8 атомных субмарин специального назначения. Дизель-электрических подлодок у ВМФ РФ — 24 единицы. Из них 7 в составе СФ, 9 — в составе ТОФ, 7 — в составе Черноморского флота. Одна находится — на Балтике. Всего парк подлодок ВМФ РФ насчитывает 73 единицы.
Надводных кораблей разных классов (включая катера) в боевом составе ВМФ РФ — 223 единицы. Крейсеры в основном сосредоточены на СФ, там их 3 единицы. Ещё по одному в составах ТОФ и ЧФ. Девять больших противолодочных кораблей приданы только СФ и ТОФ (соответственно: 5 и 4). Кроме того, ВМФ располагает двумя фрегатами, четырьмя эсминцами, 8 корветами, девятью сторожевыми и тремя патрульными кораблями.

Конечно же такие понятия как достаточность и целесообразность никто не отменял. Но, даже с их учётом наш флот требует значительной модернизации и обновления. Бесспорно все эти нужды и хотелки правительству РФ придётся соизмерять с финансовыми возможностями страны. Думаю, есть смысл сосредоточится на строительстве кораблей определённого класса, чтобы экономить финансы и усилить морскую оборону страны. Для стратегического сдерживания, дальней и ближней зон морской обороны — строить соответствующие задачам атомные и дизель-электрические субмарины (тем более, что у российских оборонщиков это хорошо получается). Для севера — строить боевые авианесущие ледоколы, для низких широт — малые ракетные корабли.
В настоящее время идёт серия военно-морских манёвров ВМФ РФ в акваториях морей, прилегающих к российской территории, а также в оперативно важных районах Мирового океана. В них задействуют свыше 140 боевых кораблей и судов обеспечения, более 60 летательных аппаратов, 1000 единиц военной техники, около 10 тыс. военнослужащих. В ходе этих учений как раз и выясняется способность российского военного флота обеспечить безопасность морских границ страны.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
Реклама
- войны армия
- оборона границ России
береговая линия России- оборона Арктики
- ВМФ РФ
Новости МирТесен
Политика
Политика
Общество
Политика
Общество
Политика
Общество
Общество
Общество
В мире
В мире
Новости МирТесен
В мире
Общество
Шоу-бизнес
Говорят, что.
Говорят, что…
Говорят, что…
Здоровье
Здоровье
Хоккей
Trojden | Географическое положение России: Домогацких Е. М.
Вспомните: 1. Какие страны являются соседями России? 2. Какие моря называют внутренними, а какие — окраинными?
Экономико-географическое положение. Вы помните, что физико-географическое положение — это положение географического объекта на земной поверхности, определяющее особенности его природы. Экономико-географическим положением (ЭГП) называется положение какого-либо экономико-географического объекта (например, страны) по отношению к другим аналогичным объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Иными словами, ЭГП — это особенности географического положения территории, которые влияют на её экономику (хозяйственную жизнь).
Главными факторами ЭГП конкретной страны являются её размеры, наличие и удобство выхода к Мировому океану, особенности стран-соседей, её расположение по отношению к мировым экономическим центрам и торговым путям, её положение относительно ресурсных баз.
Экономико-географическое положение России. Вы знаете, что Россия — самая большая страна мира. Это имеет существенное значение для её хозяйственной жизни. Огромные размеры страны имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные заключаются в том, что большая территория страны гарантирует наличие значительных и разнообразных природных ресурсов. Негативные обусловлены проблемами освоения такой большой территории: например, трудно обеспечить транспортную связь на огромной площади. Много сил и средств требует и охрана самых протяжённых в мире государственных границ.
В прошлом году, при изучении природы нашей страны, мы убедились в том, что суровые природные условия во многих её районах сильно затрудняют их освоение и, таким образом, отрицательно сказываются на хозяйственном развитии этих районов.
Выход к морю всегда является благоприятным элементом ЭГП страны, поскольку в современном мире очень важна роль морского транспорта. Это преимущество имеет и Россия. Правда, практически все морские границы России выходят к Северному Ледовитому и Тихому океанам, а побережья этих океанов не относятся к экономически развитым районам страны (рис. 5). Кроме того, преобладающая часть северного и восточного побережья России большую часть года скована льдами, что сильно затрудняет навигацию. Выход российских судов к Атлантическому океану возможен только через внутренние моря и узкие проливы. Короче говоря, с выходами к морю у России дело обстоит не самым лучшим образом.
Рис. 5. Тикси — один из немногочисленных портов на Северном Ледовитом океане
Распад СССР ещё больше снизил роль этого фактора ЭГП для России, поскольку некоторые крупные порты на Чёрном и Балтийском морях оказались на территории стран ближнего зарубежья.
Россия только на суше граничит с 16 странами. Такого количества соседей нет ни у одной страны мира. Однако при оценке ЭГП важно не количество пограничных стран, а возможности экономического партнёрства с ними. Распад СССР привёл к нарушению экономических связей, существовавших между входившими в его состав республиками (ныне независимыми странами). Поэтому в настоящее время основными экономическими партнёрами России являются не страны-соседи, а государства Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии, многие из которых не имеют общих границ с Россией.
Именно эти три района мира являются экономическими центрами нашей планеты. Легко увидеть, что территория России приближена только к одному из них — к Восточной Азии. Но с Японией и Китаем — странами, представляющими этот регион, соседствуют российские экономические районы, не отличающиеся развитой экономикой. Экономический центр страны удалён от этих границ на тысячи километров, что снижает роль этого фактора ЭГП.
Россия всегда находилась на достаточно большом расстоянии и от важных торговых путей. Лишь в древности по южным окраинам страны проходил Великий шёлковый путь, а в Средние века — знаменитый путь «из варяг в греки». Современные мировые грузопотоки через территорию России не проходят. Они ориентированы на морской транспорт и соединяют Западную Европу, Америку и Восточную Азию.
Политико-географическое положение. Политико-географическое положение страны характеризует её положение относительно других государств. В данном случае государства рассматриваются уже не как экономические партнёры, а как политические силы. Кто они: союзники или соперники? Стабильна ли политическая ситуация в них или нет?
Современное политико-географическое положение России нельзя назвать благоприятным. Оно ухудшилось после распада СССР. В прошлом бывшие союзники СССР — Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО1, некоторые другие государства-соседи планируют вступить в этот союз, который в целом направлен на достижение политических целей, отличающихся от интересов России. Международные организации, созданные во времена СССР, распались, а новые находятся в стадии формирования. Япония, Эстония, Латвия, Финляндия имеют к России территориальные претензии, претендуя на некоторые приграничные районы. Калининградская область оказалась полностью отрезанной от остальной территории России.
1 НАТО — Организация Североатлантического договора. Военно-политический союз, объединяющий США, Канаду, большинство стран Европы, Турцию.
Новые соседи — бывшие союзные республики по-прежнему испытывают серьёзные экономические трудности. Новые российские границы большей частью не обустроены, они легко преодолимы. Это опасно для России и потому, что у южных рубежей СНГ лежат Афганистан, Пакистан и другие страны, где действуют террористические и сепаратистские силы и даже идут войны.
Наша страна, заключив договоры о сотрудничестве с Китаем, Индией и Ираном, усилила свои позиции в Азии. В 2000 г. Россия заключила договор с Белоруссией об образовании союзного государства.
Краткие выводы. Суммируя сказанное, можно утверждать, что географическое положение России нельзя назвать очень выгодным. К тому же распад СССР ещё более ухудшил его.
Большой беды в этом нет. Есть страны, географическое положение которых ещё менее благоприятно, но вопреки этому они являются лидерами современного мира. Есть и обратные примеры стран, не реализовавших преимущества своего географического положения.
Географическое положение может способствовать или сдерживать развитие хозяйства страны, но в конечном итоге не оно определяет успехи государств. Главное богатство нашей страны — это её люди, которые, опираясь на богатейшие природные ресурсы, при грамотной социально-экономической политике способны вывести Россию в число передовых стран планеты.
Кстати, грамотной территориальной политикой можно улучшить своё ЭГП. Ведь кратчайший путь из Европы в стремительно растущий Китай и другие страны Восточной Азии лежит через нашу территорию. Ещё более 100 лет назад, когда строили Транссиб, морские судовладельцы были в панике, опасаясь грозного конкурента в лице российских железных дорог. Однако до сих пор наши «тихоходные» железные дороги проигрывают морскому транспорту. Между тем современные технологии и методы организации перевозок позволяют сделать их скоростными и надёжными. Перенос главной транспортной магистрали Евразии на нашу территорию значительно улучшит российское экономико-географическое положение.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
- 1. Экономико-географическим положением (ЭГП) называется расположение какого-либо экономико-географического объекта (например, страны) по отношению к другим аналогичным объектам, имеющим для него хозяйственное значение.
- 2. Политико-географическое положение страны характеризует её положение относительно других государств, которые могут быть политическими союзниками или соперниками, странами со стабильной или нестабильной политической ситуацией.
- 3. Россия — северная страна с ограниченным выходом к морям Мирового океана. Географическое положение России ухудшилось после распада СССР.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЕ
1. Что называется экономико-географическим положением? 2. Сколько стран-соседей у России? 3. Какое событие ухудшило экономико-географическое положение России?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке ЭГП говорят, что наша страна имеет ограниченный выход к морю? 2. Что такое политико-географическое положение страны? 3. Почему географическое положение не всегда определяет экономические успехи стран?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Арктический институт – Центр исследований циркумполярной безопасности
Арктическая территория России простирается вдоль 24 140 километров береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана и вод за Полярным кругом от Баренцева моря на западе на границе с Норвегией до Берингова моря и моря Охотска на Дальнем Востоке. Береговая линия России составляет 53 процента береговой линии Северного Ледовитого океана и охватывает Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. В арктических водах страны можно найти ряд архипелагов, в первую очередь Новая Земля в Карском море, Северная Земля в море Лаптевых и Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море. К северо-востоку от норвежского архипелага Шпицберген российская Земля Франца-Иосифа расположена всего в 950 километров от Северного полюса. Ближайшая точка России к Северному полюсу — мыс Флигели на острове Рудольфа. Мыс находится всего в 911 километрах от полюса.
На арктической территории России преобладают три крупные речные системы: река Енисей на западе впадает в Карское море, река Лена впадает в море Лаптевых, а река Колыма впадает в Восточно-Сибирское море. Хотя эти реки в течение части года замерзают, в течение части года они представляют собой жизненно важный транспортный маршрут, которому отчасти помогает специализированный флот мелкосидящих ледоколов, обеспечивающий доступ к населенным пунктам и городам вдоль этих рек.
Температура на арктической и субарктической территории России является самой низкой за пределами Антарктиды. В селе Оймякон в Якутской области регулярно наблюдаются температуры ниже -50°C, а в 1924 г. была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2°C. Среднесуточные низкие температуры зимой, хотя и неизбежно колеблются на таких больших участках земли, колеблются в пределах -20°C. С –40°С. В течение летних месяцев среднесуточные высокие температуры колеблются в пределах 15-25°C, но могут достигать 35°C, особенно во внутренних субарктических регионах России. Летом 2018 года в северных прибрежных регионах России также наблюдалась беспрецедентная жара с температурой выше 30°C.
Эта страница была обновлена 1 августа 2022 года. Если мы что-то пропустили, свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Арктическое население России составляет около 2 млн человек, что составляет около половины населения Арктики во всем мире. Крупнейшими городами России за Полярным кругом являются Мурманск, также самый густонаселенный город Арктики и исторически известный как арктический центр, с населением 303 754 человека. В Норильске проживает 175 365 человек, а в Воркуте — 70 548 человек. Однако по последней переписи 2017 года население Мурманской области явно сокращалось. С 2010 года за последние 7 лет население сократилось почти на 40 000 человек.
В России насчитывается более 100 выявленных этносов, из которых 41 юридически признана Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока . Из 41 группы 11 проживают за Полярным кругом или за ним. Ловозеро в Мурманской области считается российской «саамской столицей» с населением 2800 человек. В российской Арктике проживает около 67 000 человек, принадлежащих к коренным малочисленным народам, из которых 75 процентов проживает в сельской местности. Крупнейшими коренными народами России являются долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы (или юпики) и юкагиры.
В то время как традиционные возможности получения средств к существованию варьируются от региона к региону, жизнь всех арктических народов России тесно переплетена с долгой историей эксплуатации ресурсов на Севере России, который содержит огромное количество природных ресурсов, включая нефть и газ, уголь, древесина и различные полезные ископаемые. Разведка ресурсов часто происходит в непосредственной близости от традиционных мест проживания коренных народов. Хотя воздействие индустриализации и приспособление к ней варьируется от региона к региону, большие участки земли и рек, используемые для оленеводства, рыболовства и охоты, были утрачены или деградированы в результате промышленного развития. При этом традиционные знания были утеряны, а вековые модели землепользования игнорировались, что привело к высоким социальным издержкам и упадку традиционной культуры.
В то время как экономическое развитие в Арктике составляет растущую долю валового национального продукта России, коренным народам по-прежнему трудно воспользоваться возможностями получения высшего образования и прямо или косвенно воспользоваться экономическими возможностями , связанными с индустриализацией севера. Кроме того, таяние вечной мерзлоты в тундре вызвало вспышки смертельной сибирской язвы и серию мощных взрывов в российской Арктике. Это представляет серьезную опасность как для оленей, экосистемы, так и для жителей Арктики. В 2017 году на Ямале от сибирской язвы умер мальчик, а 20 инфицированных вылечились и выжили. Температуры, достигающие более 30 ° C во время сильных волн тепла по всей Сибири, привели к таянию вечной мерзлоты.
В экономике России преобладает добыча природных ресурсов, прежде всего нефти и природного газа. Страна является третьим по величине производителем углеводородных ресурсов в мире, и более 50 процентов федерального бюджета России зависит от доходов, полученных от добычи нефти и газа. На российские арктические и субарктические регионы приходится 90 процентов добычи природного газа в России и 10 процентов добычи нефти. Однако в последние годы Россия достигла рекордного уровня добычи природного газа. Всего в российскую энергетику в 2017 году было инвестировано 3,5 миллиарда рублей, что на 10 процентов больше, чем в предыдущие годы. Добыча природного газа в 2017 году достигла самого высокого уровня за 17 лет, при этом экспорт также достиг пика. К 2020 году на новом Бованенковском месторождении на полуострове Ямал будет добывать рекордные 115 миллиардов кубометров9. 0003
Разработка нефти и газа в российской Арктике восходит к началу 1930-х годов. В 1930 году в Республике Коми было открыто первое в Арктике нефтяное месторождение — Чибьюское, а в 1932 году — Ярегское нефтяное месторождение. В ходе геологоразведочных работ в 1960-е и 1970-е годы. Развитие сосредоточено в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а точнее в арктической части провинции, известной как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО).
В ЯНОА открыт ряд гигантских месторождений природного газа, превосходящих по масштабам и размерам все известные ранее месторождения природного газа, начиная с Тазовского месторождения, за которым в 1964 г. последовали Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение, Губкинское нефтегазоконденсатное месторождение и Заполярное газовое месторождение в 1965 году, Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение в 1966 году, Медвежье газовое месторождение в 1967 году и Русское нефтяное месторождение в 1968 году. 80-х гг. в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции по низовьям Енисея с открытием Ванкорского, Тагульского, Лодочного и Сузунского месторождений. В 1970-х и 1980-х годах на полуострове Ямал последовала разработка Бованенковского газового месторождения в 1971 году, Харасавэйского и Южно-Тамбейского месторождений в 1974 году и Ростовцевского нефтегазового месторождения в 1986 году. нефтегазоносная провинция остается крупнейшим газодобывающим регионом мира, а также обеспечивает значительную долю добычи нефти в России.
В 2010 году Норвегия и Россия урегулировали 44-летний спор о делимитации границы в Баренцевом море. Страны договорились разделить спорную территорию площадью 175 000 квадратных километров, которая может содержать до 4 миллиардов баррелей нефти и 878 триллионов кубических футов природного газа. Реализация западных санкций Соединенными Штатами и Европейским союзом против России влияет на разведку и разработку углеводородных ресурсов в Арктике. ExxonMobil подписала соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью» по 10 совместным предприятиям, в первую очередь по разведке в Карском и Черном морях, а также по совместной разработке баженовских сланцев в Западной Сибири.
После санкций ExxonMobil была вынуждена приостановить свою деятельность в совместных предприятиях. Это следует за объявлением от сентября 2014 года об успешном обнаружении нефтяных ресурсов на скважине Кей-1 в Карском море. Точно так же в июне 2015 года французская энергетическая компания Total вышла из совместного предприятия с российской «Лукойл», в рамках которого они планировали разрабатывать сланцевые месторождения Бажено в Западной Сибири. Компания также решила вернуть «Газпрому» 25-процентную долю в отложенном Штокмановском газовом месторождении. Не затронуты западными санкциями разработка первой в мире ледостойкой нефтяной платформы «Приразломное», которую «Газпром» построил в Печорском море. Добыча нефти началась в апреле 2014 года.
Сотрудничество России с Китаем
В 2014 году российский энергетический гигант «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставках газа из российской Арктики в Китай. Сумма сделки составила около 400 миллиардов долларов. Хотя Европа остается для России крупнейшим экспортным рынком энергоносителей, Россия использует такие сделки для диверсификации партнеров по торговле газом со странами Азии.
Проект «Ямал СПГ», пожалуй, самый примечательный пример сотрудничества Китая и России в Арктике. «Ямал СПГ» — это газовый завод в российской Арктике, на который, по оценкам, приходится 22 процента мировых запасов газа. Китайские компании обеспечивают финансирование и владеют крупными пакетами акций проекта. В 2013 году «Новатэк» и Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписали контракт, по которому 20-процентная доля в проекте «Ямал СПГ» была передана Китайскому фонду Шелкового пути (SRF). Контракт включает соглашение о поставках более 3 млн тонн СПГ в год в Китай.
В июле 2018 года «Новатэк» доставил первую партию СПГ по Северному морскому пути (СМП) в Китай. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что «использование Северного морского пути как перспективного транспортного маршрута способствует развитию северных регионов и очень важно для экономического развития страны». На данный момент CNPC и SRF совместно владеют около 30% проекта «Ямал СПГ». «Новатэку» принадлежит 50,1% акций, а французскому энергетическому гиганту Total — 20%. Китайские СМИ отмечают «Ямал СПГ» как «веху в китайско-российском сотрудничестве» в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Это первый крупный арктический энергетический проект Китая в рамках его стратегии развития. В настоящее время CNPC и SRF рассматривают возможность присоединения к многомиллиардному проекту «Арктик СПГ-2», который должен быть запущен в 2023 году9.0003
Развитие Северного морского пути (СМП) началось в июне 1936 года, когда Советом Народных Комиссаров бывшего СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Перед Управлением была поставлена задача установить и развить маршрут от Баренцева моря до Берингова пролива. В его задачу входило создание морских, речных и воздушных транспортных путей, необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и руководство всеми советскими исследованиями в Арктике. Кроме того, он также возглавил освоение природных ресурсов Арктики и строительство необходимых производственных мощностей. Кроме того, он также отвечал за содействие экономическому развитию коренных народов Арктики. С тех пор Северный морской путь стал иметь первостепенное значение в национальных и региональных планах развития.
После окончания Холодной войны многие пути сообщения пришли в негодность, а связанная с ними инфраструктура пришла в упадок из-за сокращения использования Северного морского пути. Грузовые перевозки сократились почти на 90 процентов в течение 1990-х годов по сравнению с началом 1980-х годов. С наступлением все более свободных ото льда летних сезонов, особенно после рекордного сезона таяния 2007 и 2012 годов, СМП начал возрождаться как национальный и международный транспортный коридор. Несмотря на то, что объемы остаются весьма ограниченными по сравнению с глобальными точками судоходства, такими как Суэцкий и Панамский каналы, маршрут, тем не менее, имеет ключевое значение для экономического развития российского региона, расположенного вдоль маршрута, а также для доступа, разработки и экспорта углеводородных ресурсов в Арктический.
В 2018 году президент Путин подписал указ, в котором говорится, что СМП будет развиваться непрерывно, а к 2024 году объемы грузов в год должны увеличиться до 80 миллионов тонн. Это в 8 раз больше, чем в 2017 году. стратегия, в которой делается упор на превращение СМП в глобальную и всеобъемлющую транспортную артерию. Всего через 5 месяцев после открытия проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал» на севере России объемы отгрузки превысили два миллиона тонн СПГ. Еще одним существенным приростом товаров на СМП является уголь. По данным VostokCoal, к 2025 году на Таймыре ежегодно можно будет добывать 30 млн тонн угля. Кроме того, судно Maersk, загруженное российской рыбой и южнокорейской электроникой, стало первым судном, полностью прошедшим арктический морской путь. Россия надеется, что это станет ее новой судоходной магистралью, которая значительно сократит время транспортировки из Азии в Европу, избегая Суэцкого канала. СМП по-прежнему не является жизнеспособным и устойчивым вариантом для большинства судоходных компаний, поскольку проход возможен только в течение 3 месяцев в году.
В 2020 году первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» также спроектирована для Арктики и эксплуатируется Росатомом. Это новый тип инфраструктуры, используемый в арктических водах и предназначенный для обеспечения электроэнергией отдаленных российских населенных пунктов.
Учитывая важность Арктики для развития национальной экономики, а также централизованный характер и доминирование государственных компаний нефтегазового сектора, управление Арктикой в основном было централизованным при прямом влиянии Москвы. Этот факт был подчеркнут созданием новой федеральной Арктической комиссии в феврале 2015 года9.0003
Комиссия отвечает за координацию работы всех других органов, задействованных в Арктике, включая Совет национальной безопасности и Министерство природных ресурсов, Министерство энергетики, Министерство экономического развития и Министерство транспорта. Комиссии и примерно 60 ее должностным лицам поручено оценивать эффективность существующей политики и принимать решения, связанные с региональным развитием. Создавая Комиссию, президент Путин стремился к тому, чтобы единый ответственный орган реализовывал арктическую политику. Более того, он передает больший контроль над арктической политикой и развитием в руки назначаемых на федеральном уровне должностных лиц, таких как глава Комиссии, а не избираемых на региональном уровне губернаторов и других должностных лиц, еще более удаленных от контроля Москвы.
Стратегия Российской Федерации в Арктике является предметом споров в академических кругах, СМИ и при разработке политики. Правительство России заявило, что вся деятельность в Арктике должна быть связана с интересами «обороны и безопасности в максимальной степени». Однако политика России, как правило, больше сосредоточена на внутренней безопасности и экономических проектах, чем на внешней экспансии. Когда аналитики говорят о «борьбе за Арктику» и о «плане России доминировать в Арктике», мы рискуем столкнуться с дилеммой безопасности.
В отчете Министерства обороны США за 2013 год содержится предупреждение: «Существует некоторый риск того, что восприятие милитаризации Арктики может привести к гонке вооружений». Изображение России как угрожающего соперника в Арктике искажает наше понимание стратегии Кремля в регионе. Адмирал Роберт Папп, специальный представитель Госдепартамента по Арктике при президенте США Обаме, заявил: «Россия делает то, что мы делали бы сами, если бы движение над нашим побережьем увеличилось».
Россия обновила свою официальную Арктическую стратегию 2020 года на следующие пятнадцать лет документом под названием «Основные принципы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года». Стратегия во многом похожа на предшествующие документы. Сохранение Арктики в качестве «региона мира» остается ключевым национальным интересом, а также необходимостью развития сотрудничества и взаимовыгодного партнерства с арктическими и неарктическими субъектами. «Обеспечение суверенитета и территориальной целостности» указано в качестве главного приоритета, тогда как «улучшение благосостояния коренных народов в российской Арктике» возведено в ранг национальных интересов. Эти приоритеты также включены в повестку дня российского председательства в Арктическом совете на 2021–2023 годы. Россия приняла председательство в Арктическом совете в мае 2021 года и передаст председательство Норвегии в мае 2023 года. Приоритеты председательства включают ответственное управление, коллективные подходы к устойчивому развитию, многостороннюю дипломатию и защиту окружающей среды, включая изменение климата. В новой арктической стратегии России также делается упор на «закрепление Арктического совета как ключевого регионального института, координирующего международное сотрудничество в Арктике».
Серьезное ухудшение отношений России и Запада после эскалации конфликта на Украине серьезно повлияло на сотрудничество в Арктике и привело к паузе в деятельности Арктического совета. Семь государств-членов Арктического совета осудили военные действия России на Украине, а многие другие арктические организации приостановили сотрудничество с Россией. Российские арктические чиновники назвали приостановку «прискорбной» и ориентировали свое председательство на внутреннее развитие.
В июле 2022 года Российская Федерация подписала новую Военно-морскую доктрину, которая охватывает многие аспекты национальных интересов России в Мировом океане, включая развитие Арктической зоны, а также Северного морского пути.
Черноморское побережье, Россия и сопредельные страны
Черноморское побережье – самый популярный среди жителей России курортный регион. Это одно из немногих мест на морском побережье, подходящее для летнего отдыха на территории России. На курорты Краснодарского края (и соседних регионов) приезжает большое количество туристов из многих городов России. Многие жители России предпочитают проводить свой летний отдых на Черноморском побережье России, несмотря на популярность курортов в таких странах, как Турция, Греция, Испания или Таиланд.
Город и пляжи, которые расположены в Краснодарском крае и на Крымском полуострове, пользуются наибольшей популярностью у российских туристов. Черноморское побережье Болгарии пользуется популярностью у туристов из европейских стран.
Советуем и вам присмотреться к Грузии, если вы собираетесь провести отпуск на побережье Черного моря. Лучшие морские курорты Грузии находятся в городе Батуми. Протяженность Черноморского побережья России в Краснодарском крае составляет около 400 километров (по прямой около 350 километров). В этом районе расположены самые популярные курортные города России: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Крупнейшие города Крыма – Ялта, Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия.
Полезные ссылки для путешественников:
- Сочи — самый популярный курорт России.
- Красная Поляна — горнолыжный курорт, расположенный недалеко от Сочи.
- Карта Черноморского побережья России.
- Забронируйте отель в Сохи заранее
- Купить билет на самолет в Россию онлайн.
- Закажите трансфер из аэропорта перед поездкой.
Курорты Черноморского побережья России расположены примерно на той же широте и в сходной климатической зоне, что и самые популярные курорты Французской Ривьеры. Например: Анапа — 44°53’40″с.ш., Сочи — 43°35’07″с.ш., Канны — 43°33’с.ш., Ницца — 43°42’10″с.ш.
Пик туристического сезона на большей части Черноморского побережья России длится с июня по сентябрь (включительно).
К сожалению, многие пляжи принадлежат отелям и доступ туристов на территорию побережья закрыт или возможен за деньги. (В отличие от многих популярных туристических стран, в которых морское побережье доступно для всех.)
Расстояние между некоторыми населенными пунктами побережья (прямое): Анапа — Геленджик 70 км, Геленджик — Туапсе 100 км, Туапсе — Сочи 76 км, Сочи — Адлер 30 км.
Нажмите на карту.
Климат
Российская часть Черноморского побережья расположена в районах со средиземноморским и субтропическим климатом. На климат региона большое влияние оказывают Кавказские горы (горы защищают от холодных северных ветров) и море (море делает воздух несколько прохладным летом и теплым зимой).
- Северо-западнее г.
Туапсе высота гор не превышает 1000 метров. Горы не являются серьезной преградой для воздушных потоков. Юго-восточнее Туапсе высота гор достигает 3000 метров и более. Это оказывает существенное влияние на погоду.
- Участок от Анапы до Туапсе расположен в средиземноморском климате с жарким сухим летом и мягкой дождливой зимой. От Туапсе до Адлера субтропический влажный климат. Осадков выпадает значительно больше, а морозы зимой бывают редко.
Города и места
Сочи
Сочи — самый популярный и крупнейший курортный город России. Муниципалитет Сочи также известен как Большой Сочи. Береговая линия в Большом Сочи имеет протяженность более 100 километров. Муниципальное образование города Сочи разделено на четыре района: Центральный район (Сочи), Адлерский район, Лазаревский район и Центральный район. В Большом Сочи проживает более 445 000 человек. Среди известных мест отдыха в Большом Сочи можно назвать Дагомыс, Лазаровский, Адлер. Пляжи возле города Сочи почти все галечные. В горах, недалеко от поселка Красная Поляна, расположены популярные горнолыжные курорты. Лучшее время года для посещения города Сочи для любителей пляжного отдыха — с июня по октябрь.
В Сочи можно приехать по железной дороге или на машине. В городе Адлер находится крупный международный аэропорт, принимающий рейсы из многих городов России.
- Город Адлер входит в состав муниципального образования Сочи и является административным центром Адлерского района. Адлер расположен в юго-восточной части Черноморского побережья России, недалеко от границы с Абхазией. Курортный сезон у Адлера может продолжаться с мая до середины ноября.
- «Красная Поляна». «Красная Поляна» расположена в Адлерском районе муниципального образования Сочи. Расстояние от поселка Красная Поляна до побережья около 40 километров, высота над уровнем моря 538 метров. Поселок связан автомобильной дорогой с Адлером и аэропортом Сочи. Есть планы по развитию этого района как престижного горнолыжного курорта.
В окрестностях поселка расположены горнолыжные базы «Альпика Сервис», «Лаура», «Горная Карусель», «Роза Хутор».
Анапа
Анапа расположена в северо-западной части Черноморского побережья России, недалеко от Крыма и Азовского моря. Расстояние от Анапы до Москвы около 1690 километров, до Краснодара 170 километров, до Сочи 360 километров. Черноморское побережье в районе Анапы считается одним из лучших мест для семейного отдыха на территории России. Многие из расположенных здесь пляжей песчаные и гравийно-песчаные, имеют плоское дно и хорошо подходят для отдыха с детьми. Вода местами хорошо прогревается. Купальный сезон в хорошую погоду может длиться с мая по октябрь.
Вблизи Анапы (в морской лагуне на Большом Утрише) находится единственный в России черноморский дельфинарий, в котором содержатся морские млекопитающие и действуют прижизненно (бегают в морской воде на открытом воздухе). (Утришский дельфинарий имеет филиалы в других городах, например, в Санкт-Петербурге. )
Туристы в Анапе часто добираются до работы поездом, автомобилем или самолетом. В Анапе расположены крупный аэропорт и железнодорожный вокзал. Железнодорожные поезда до Анапы ходят в туристический сезон (зимой поезда до Новороссийска).
Геленджик
Геленджик расположен на берегу Черного моря в Краснодарском крае России. Он расположен примерно в 70 км к юго-востоку от города Анапа. Это один из самых популярных летних курортов России. Постоянное население города составляет около 61 000 человек. Пик туристического сезона длится с июня по сентябрь. Температура моря может быть благоприятной для купания в хорошую погоду с мая по октябрь. Большинство природных пляжей покрыты галькой. В центре Геленджикской бухты есть искусственный песчаный пляж протяженностью около 1 километра.
В Геленджике есть аэропорт. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Новороссийске.
Туапсе
Город Туапсе расположен на берегу Черного моря, примерно в 80 километрах к северо-западу от Сочи.