Протяженность береговой линии россии составляет почти 40 тыс км почему же: Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке ЭГП говорят, что наша страна имеет

Как оборонять длинную береговую линию России, особенно акватории морей арктической и дальневосточной зон?

Аргументы Недели → Армия 13+

23 февраля 2022, 16:18 Александр Шарковский, Специальный корреспондент

Морская оборона Российской Федерации требует значительной модернизации и усиления. Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Так, к слову: длинна экватора Земли составляет 40 075 км, а если точнее, то 40 075 696 м. Согласитесь цифры сопоставимые. Берега России омывают 13 морей, включая Каспийское. Основной проблемой для обороны являются Арктика и Дальний Восток. Протяжённость арктической береговой линии составляет 19724, 1 км, а на побережье морей Тихого океана приходится 16997,9 км.

Возьмём Арктику — это огромные пространства, наличие немногочисленных арктических баз, к сожалению, не позволяет закрыть его полностью и надёжно. Оборона хорошо организована в западном секторе российской Арктики, в акватории Баренцева моря и на архипелагах. Также созданы структуры обороны в восточном секторе, прикрывающим часть Восточносибирского и Чукотское морей. Поскольку это уже зона ответственности Восточного Военного округа, здесь система обороны объединена с силами и средствами, прикрывающими акватории Берингова пролива и Берингова моря.

ПРЕИМУЩЕСТВО ФЛОТА

Главная проблема состоит в том, что огромные северные и дальневосточные пространства не имеют сухопутной транспортной сети. В случае интервенции, переброска сюда наших войск будет предельно затруднена. Поэтому существую жесткая необходимость в наличии у РФ сильного военного флота. Нужны большие боевые десантные корабли ледового класса, способные оперировать в условиях крайнего севера. Также есть острая необходимость в авианосцах, но их строительство, в современной России крайне затруднено, возможно оно будет осуществляться в кооперации с Китаем. В советское время вся авианесущие крейсеры, которые в общем можно назвать авианосцами, строились на Николаевской судоверфи, которая по понятным причинам отошла Украине, поскольку находилась на её территории. Сейчас это предприятие практически уничтожено. Но, это другая история. Короче, у России вообще нет базы для строительства авианосцев, к тому же создание данного типа кораблей весьма дорогостоящая затея и это серьёзная проблема. Ещё, российский флот нуждается в вертолётоносцах (два из них заложены на заводе в Керчи). Возможно, что наше авиастроение вернётся к созданию самолётов вертикального взлёта и посадки (ранее над ними работало КБ Яковлева: Як-141).

Доставка войск возможна и по воздуху, но для этого необходима сеть стационарных аэродромов с полным обеспечением и мощной ПВО/ПРО. Как создавать, так и содержать такую сеть в мирное время весьма накладно. Если построить её, оставить в законсервированном состоянии и реанимировать только по необходимости, крупных структурных и финансовых потерь не избежать. Поскольку в условиях Севера конструкции и оборудование требуют постоянного ремонта. Получается, что от такой затеи лучше отказаться и делать ставку на флот, способный доставлять войска в любую точку Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также обеспечить их прикрытие огнём корабельного вооружения и поддержку с воздуха силами палубной авиации.

Одной из серьёзных проблем является оборона Курильской гряды, особенно её южной части, на которую претендует Япония. В чём геополитическая суть Южно-Курильских островов Шикотан, Кунашир, Итуруп (это практически не касается архипелага Хабомаи) и почему их нельзя отдавать Японии ни под каким предлогом? В соответствии с Конвенцией ООН по международному морскому праву, к которой Россия присоединилась в 1997 году (потеряв огромные арктические морские владения) к территориальным водам относится полоса в 12 миль, далее следует ещё 200 мильная исключительная экономическая зона.

Так вот, только в 12-мильную полосу иностранным кораблям своевольный проход запрещён. Если острова перейдут Японии — появится ниша для проникновения в Охотское море, центральная часть которого формально относится к международным водам. Американские надводные корабли и подлодки смогут заходить в его акваторию и создавать проблемы силам Тихоокеанского флота РФ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Современные силы российского военно-морского флота оцениваются следующим образом. Стратегических атомных подводных ракетоносцев с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту в боевом составе ВМФ РФ — тринадцать. Девять из них находятся в оперативном подчинении Северного флота (СФ), четыре — в составе Тихоокеанского флота (ТОФ). Атомных субмарин, вооружённых крылатыми ракетами — 11, пять из нив в составе СФ, 6 — в составе ТОФ.

Многоцелевых АПЛ — 17, из них 13 — подчинены СФ, 4 в составе ТОФ. И еще Северному флоту подчинены 8 атомных субмарин специального назначения. Дизель-электрических подлодок у ВМФ РФ — 24 единицы. Из них 7 в составе СФ, 9 — в составе ТОФ, 7 — в составе Черноморского флота. Одна находится — на Балтике. Всего парк подлодок ВМФ РФ насчитывает 73 единицы.

Надводных кораблей разных классов (включая катера) в боевом составе ВМФ РФ — 223 единицы. Крейсеры в основном сосредоточены на СФ, там их 3 единицы. Ещё по одному в составах ТОФ и ЧФ. Девять больших противолодочных кораблей приданы только СФ и ТОФ (соответственно: 5 и 4). Кроме того, ВМФ располагает двумя фрегатами, четырьмя эсминцами, 8 корветами, девятью сторожевыми и тремя патрульными кораблями.

Больше всего в состав6 нашего флота малых противолодочных кораблей — 26 единиц, чуть меньше малых ракетных кораблей — 23 единицы, больших десантных кораблей — 21. Кроме того ВМФ располагает многочисленным парком тральщиков и катеров различных типов. Все эти силы распределены между четырьмя флотами и Каспийской флотилией в соответствии с оперативной необходимостью. Согласитесь для прикрытия береговой линии, протяжённостью более 40 тыс.
км. этих сил явно недостаточно. Особое беспокойство, как мы уже знаем, вызывают Арктика и Дальний Восток. Даже если все корабли ВМФ РФ (за исключением тех, которые не могут по техническим параметрам нести службу в холодном климате и сложной ледовой обстановке) сосредоточить в этих регионах, все равно не получится обеспечить их надёжную оборону.

Конечно же такие понятия как достаточность и целесообразность никто не отменял. Но, даже с их учётом наш флот требует значительной модернизации и обновления. Бесспорно все эти нужды и хотелки правительству РФ придётся соизмерять с финансовыми возможностями страны. Думаю, есть смысл сосредоточится на строительстве кораблей определённого класса, чтобы экономить финансы и усилить морскую оборону страны. Для стратегического сдерживания, дальней и ближней зон морской обороны — строить соответствующие задачам атомные и дизель-электрические субмарины (тем более, что у российских оборонщиков это хорошо получается). Для севера — строить боевые авианесущие ледоколы, для низких широт — малые ракетные корабли.

Впрочем, всё же, стоит довериться профессионализму Генштаба ВС РФ и главного командования ВМФ РФ в планировании военного строительства.

В настоящее время идёт серия военно-морских манёвров ВМФ РФ в акваториях морей, прилегающих к российской территории, а также в оперативно важных районах Мирового океана. В них задействуют свыше 140 боевых кораблей и судов обеспечения, более 60 летательных аппаратов, 1000 единиц военной техники, около 10 тыс. военнослужащих. В ходе этих учений как раз и выясняется способность российского военного флота обеспечить безопасность морских границ страны.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

Реклама

  • войны армия
  • оборона границ России
  • береговая линия России
  • оборона Арктики
  • ВМФ РФ

Новости МирТесен

Политика

Политика

Общество

Политика

Общество

Политика

Общество

Общество

Общество

В мире

В мире

Новости МирТесен

В мире

Общество

Шоу-бизнес

Говорят, что.

..

Говорят, что…

Говорят, что…

Здоровье

Здоровье

Хоккей

Trojden | Географическое положение России: Домогацких Е. М.

Вспомните: 1. Какие страны являются соседями России? 2. Какие моря называют внутренними, а какие — окраинными?

Экономико-географическое положение. Вы помните, что физико-географическое положение — это положение географического объекта на земной поверхности, определяющее особенности его природы. Экономико-географическим положением (ЭГП) называется положение какого-либо экономико-географического объекта (например, страны) по отношению к другим аналогичным объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Иными словами, ЭГП — это особенности географического положения территории, которые влияют на её экономику (хозяйственную жизнь).

Главными факторами ЭГП конкретной страны являются её размеры, наличие и удобство выхода к Мировому океану, особенности стран-соседей, её расположение по отношению к мировым экономическим центрам и торговым путям, её положение относительно ресурсных баз.

Экономико-географическое положение России. Вы знаете, что Россия — самая большая страна мира. Это имеет существенное значение для её хозяйственной жизни. Огромные размеры страны имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные заключаются в том, что большая территория страны гарантирует наличие значительных и разнообразных природных ресурсов. Негативные обусловлены проблемами освоения такой большой территории: например, трудно обеспечить транспортную связь на огромной площади. Много сил и средств требует и охрана самых протяжённых в мире государственных границ.

В прошлом году, при изучении природы нашей страны, мы убедились в том, что суровые природные условия во многих её районах сильно затрудняют их освоение и, таким образом, отрицательно сказываются на хозяйственном развитии этих районов.

Выход к морю всегда является благоприятным элементом ЭГП страны, поскольку в современном мире очень важна роль морского транспорта. Это преимущество имеет и Россия. Правда, практически все морские границы России выходят к Северному Ледовитому и Тихому океанам, а побережья этих океанов не относятся к экономически развитым районам страны (рис. 5). Кроме того, преобладающая часть северного и восточного побережья России большую часть года скована льдами, что сильно затрудняет навигацию. Выход российских судов к Атлантическому океану возможен только через внутренние моря и узкие проливы. Короче говоря, с выходами к морю у России дело обстоит не самым лучшим образом.

Рис. 5. Тикси — один из немногочисленных портов на Северном Ледовитом океане

Распад СССР ещё больше снизил роль этого фактора ЭГП для России, поскольку некоторые крупные порты на Чёрном и Балтийском морях оказались на территории стран ближнего зарубежья.

Россия только на суше граничит с 16 странами. Такого количества соседей нет ни у одной страны мира. Однако при оценке ЭГП важно не количество пограничных стран, а возможности экономического партнёрства с ними. Распад СССР привёл к нарушению экономических связей, существовавших между входившими в его состав республиками (ныне независимыми странами). Поэтому в настоящее время основными экономическими партнёрами России являются не страны-соседи, а государства Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии, многие из которых не имеют общих границ с Россией.

Именно эти три района мира являются экономическими центрами нашей планеты. Легко увидеть, что территория России приближена только к одному из них — к Восточной Азии. Но с Японией и Китаем — странами, представляющими этот регион, соседствуют российские экономические районы, не отличающиеся развитой экономикой. Экономический центр страны удалён от этих границ на тысячи километров, что снижает роль этого фактора ЭГП.

Россия всегда находилась на достаточно большом расстоянии и от важных торговых путей. Лишь в древности по южным окраинам страны проходил Великий шёлковый путь, а в Средние века — знаменитый путь «из варяг в греки». Современные мировые грузопотоки через территорию России не проходят. Они ориентированы на морской транспорт и соединяют Западную Европу, Америку и Восточную Азию.

Политико-географическое положение. Политико-географическое положение страны характеризует её положение относительно других государств. В данном случае государства рассматриваются уже не как экономические партнёры, а как политические силы. Кто они: союзники или соперники? Стабильна ли политическая ситуация в них или нет?

Современное политико-географическое положение России нельзя назвать благоприятным. Оно ухудшилось после распада СССР. В прошлом бывшие союзники СССР — Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО1, некоторые другие государства-соседи планируют вступить в этот союз, который в целом направлен на достижение политических целей, отличающихся от интересов России. Международные организации, созданные во времена СССР, распались, а новые находятся в стадии формирования. Япония, Эстония, Латвия, Финляндия имеют к России территориальные претензии, претендуя на некоторые приграничные районы. Калининградская область оказалась полностью отрезанной от остальной территории России.

1 НАТО — Организация Североатлантического договора. Военно-политический союз, объединяющий США, Канаду, большинство стран Европы, Турцию.

Новые соседи — бывшие союзные республики по-прежнему испытывают серьёзные экономические трудности. Новые российские границы большей частью не обустроены, они легко преодолимы. Это опасно для России и потому, что у южных рубежей СНГ лежат Афганистан, Пакистан и другие страны, где действуют террористические и сепаратистские силы и даже идут войны.

Наша страна, заключив договоры о сотрудничестве с Китаем, Индией и Ираном, усилила свои позиции в Азии. В 2000 г. Россия заключила договор с Белоруссией об образовании союзного государства.

Краткие выводы. Суммируя сказанное, можно утверждать, что географическое положение России нельзя назвать очень выгодным. К тому же распад СССР ещё более ухудшил его.

Большой беды в этом нет. Есть страны, географическое положение которых ещё менее благоприятно, но вопреки этому они являются лидерами современного мира. Есть и обратные примеры стран, не реализовавших преимущества своего географического положения.

Географическое положение может способствовать или сдерживать развитие хозяйства страны, но в конечном итоге не оно определяет успехи государств. Главное богатство нашей страны — это её люди, которые, опираясь на богатейшие природные ресурсы, при грамотной социально-экономической политике способны вывести Россию в число передовых стран планеты.

Кстати, грамотной территориальной политикой можно улучшить своё ЭГП. Ведь кратчайший путь из Европы в стремительно растущий Китай и другие страны Восточной Азии лежит через нашу территорию. Ещё более 100 лет назад, когда строили Транссиб, морские судовладельцы были в панике, опасаясь грозного конкурента в лице российских железных дорог. Однако до сих пор наши «тихоходные» железные дороги проигрывают морскому транспорту. Между тем современные технологии и методы организации перевозок позволяют сделать их скоростными и надёжными. Перенос главной транспортной магистрали Евразии на нашу территорию значительно улучшит российское экономико-географическое положение.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. Экономико-географическим положением (ЭГП) называется расположение какого-либо экономико-географического объекта (например, страны) по отношению к другим аналогичным объектам, имеющим для него хозяйственное значение.
  • 2. Политико-географическое положение страны характеризует её положение относительно других государств, которые могут быть политическими союзниками или соперниками, странами со стабильной или нестабильной политической ситуацией.
  • 3. Россия — северная страна с ограниченным выходом к морям Мирового океана. Географическое положение России ухудшилось после распада СССР.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЕ

1. Что называется экономико-географическим положением? 2. Сколько стран-соседей у России? 3. Какое событие ухудшило экономико-географическое положение России?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Протяжённость береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке ЭГП говорят, что наша страна имеет ограниченный выход к морю? 2. Что такое политико-географическое положение страны? 3. Почему географическое положение не всегда определяет экономические успехи стран?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница