Происхождение человека в исламе: Как начиналась история человечества

Коран о сотворении человека — Исламоведение

Человек — одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

35. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».

36. Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определённого срока».

37. Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный.

38. Мы сказали: «Низвергнитесь [из Рая] все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены.

39. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно (сура 2 «Корова», аяты 35-39).

Второй этап сотворения человека — умножение рода человеческого и расселение его на Земле. Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране: «Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

Если говорить на языке современной науки, то поначалу эмбрион человека представляет собой крошечную каплю, помещённую в надёжном месте — утробе матери. Спустя некоторое время он вытягивается, приобретая форму пиявки. Арабское слово алака имеет несколько значений: «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».

На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.

Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови. Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.

Следующая стадия, упомянутая в аяте, называется стадией разжёванного кусочка. Арабское слово мудга означает «нечто разжёванное». Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её во рту, а затем сравнить её с эмбрионом на двадцать пятый — двадцать шестой день развития, то сходство между ними будет очевидно: сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванной пластинке.

Согласно коранической классификации, далее начинается стадия формирования костей. Первичные центры оссификации появляются лишь на седьмой неделе развития. Вслед за этим наступает стадия облечения костей мясом: формирование креплений мышц происходит после начала процесса оссификации средних и концевых фрагментов костей (на седьмой — восьмой неделе развития). На девятой неделе плод больше не называют зародышем, и по своему внешнему виду он уже напоминает человека. На это указывается в словах: «Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура «Верующие» 23, аят 14).

О сотворении человека из глины и стадиях внутриутробного развития говорится во многих аятах Корана, чтобы человек осознал своё место в мироздании и выполнял миссию, возложенную на него Создателем: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 70).

Аллах не создал человека для того, чтобы тот творил зло и предавался утехам. Он сделал его наместником на Земле, чтобы он благоустроил её и установил на ней мир и справедливость. С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (сура 2 «Корова», аят 29).

Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4). Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы. Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.

Цель сотворения человека, наделённого этими благами, которых не были удостоены другие творения, Аллах раскрыл следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56). В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворённого для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (сура 33 «Полчища», аят 72).

Эта ответственность, возложенная исключительно на человека, определяется разумом, который удерживает его от соблазнов. Разум ставит его выше животных, которые руководствуются только инстинктами, и благодаря ему человек может достичь больших высот. Но если разум не удерживает его от потакания низменным страстям, то он опускается до уровня низших творений.

Благодаря разуму человек отличает истину ото лжи, а прямой путь — от заблуждения, принимает высшие ценности и отвергает дурные качества. Гуманизм, любовь, справедливость, сострадание и прочие духовные ценности, которыми наделён человек, отличают его от других существ и определяют его превосходство.

Происхождение человека | islam.

ru

«Пусть же посмотрит человек, из чего он сотворен»(cура 86 «Идущий ночью», аят 5)

Информация, опубликованная 22 и 23 ноября 1984 года в двух канадских ежедневных изданиях «The Gazette» и «The Globe and Mail», удивила многих читателей. Газеты сообщали сенсационную новость о том, что в Священной книге мусульман — Коране подробным образом описываются явления, ставшие научным открытием лишь спустя 14 столетий после его ниспослания.

Первоначально ученые, в частности эмбриологи, отнеслись к этой информации скептически и даже сочли подобные сопоставления неуместными. Отметим, что речь шла о развитии зародыша в утробе матери. Однако представленные в газете «The Globe аnd Mail» материалы принадлежали не случайному лицу, а одному из известнейших в Канаде эмбриологов, профессору Кейсу Моору. Опубликованная здесь же фотография доктора Моора с листом бумаги в руках, где были запечатлены суры из Корана, не оставляла места сомнениям.

Дело в том, что Моор возглавлял отделение анатомии в университете города Торонто и его исследования подтверждали изыскания другого известного в этой области специалиста Роберта Эдвардса, выступления которого состоялись в этих же средствах массовой информации.

22 декабря газета «The Globe and Mail» опубликовала более подробный материал под длинным заголовком «Ученые-мусульмане в шоке! Специалист в области эмбриологии раскрывает тайны Корана», тем самым подчеркивая, какое впечатление это открытие произвело на исламский мир.

Однако сам доктор Моор, наделавший шума своим выступлением, придерживался иного мнения: он не скрывал своего восхищения сурами Корана, выдвигавшими еще в VII веке теорию зарождения и развития человеческого организма, которая в медицинской практике утвердилась лишь в 1940 году. Свои наблюдения Кейс Моор обобщил в отдельном издании, озаглавив его следующим образом: «О чуде зарождения человека в Коране и хадисах».

Вот что он пишет: «Известно, что первые опыты и исследования в области эмбриологии были предприняты в VI веке до нашей эры: ученые древнего мира пытались сделать некоторые выводы, изучив эмбрион цыпленка, однако определенных результатов так и не добились.

На протяжении последующих двух тысячелетий в области эмбриологии существенных сдвигов не наблюдалось. Лишь в XVII веке с изобретением микроскопа наступил некоторый прогресс в деле изучения этапов развития зародыша.
В течение нескольких лет, — пишет исследователь, — я изучал Коран и хадисы, параллельно наблюдая за развитием плода в чреве матери, и пришел к выводу, что в Священной книге, ниспосланной еще в VI веке, есть строчки, содержащие информацию научного характера, полностью совпадающую с сегодняшними научными выводами. Это открытие потрясло меня.
Теперь я прокомментирую выбранные мною из Корана суры в сопоставлении с последними достижениями в области эмбриологии. Идея цикличного развития плода в утробе матери была выдвинута в 1942 году, а как научная мысль она окончательно сформировалась и нашла признание у многих исследователей лишь в 1974 году.
В Коране и хадисах ясно говорится о развитии плода в трех мраках. Эти сведения полностью совпадают с последними научными данными, где утверждается, что плод развивается под тремя покровами: первый — брюшная полость, второй — стенка матки, третий — образующаяся после оплодотворения амниокорионическая мембрана. Эти три анатомических покрова предохраняют плод от неблагоприятных внешних воздействий.

Аяты Корана сообщают о развитии зародыша в первые недели, досконально описывают плод, рассказывая о переходе его от облика «присосавшейся пиявки» к подобию надкусанного мяса. Не сомневаясь в правильности этих описаний, мы, тем не менее, сопоставили двадцатичетырехдневный плод с арабскими пиявками и испытали неописуемый восторг: контуры плода полностью совпадали с контурами присосавшейся пиявки. Этот период в медицине определяется как период прилипания плода к матке матери («присосавшаяся пиявка» — удивительно точное и образное выражение)».

Доктора Моор писал: «Согласно научным данным, через десять дней после оплодотворения зародыш проникает в матку. В течение восьмой недели он начинает обретать форму человека, а через 50-55 дней с момента попадания в матку полностью принимает его облик. При этом следует отметить, что уши и глаза формируются раньше: на четвертой неделе, то есть через 42 дня после зачатия. Когда в связи с этим мы, группа исследователей, обратились к словам Пророка (хадисам), то испытали невольное удивление».

Вот содержание хадиса, пересказанного имамом Муслимом в споре правоверных о судьбе:
«После зачатия, через 42 дня, Аллах присылает одного из своих ангелов, чтобы наделить зачатого нравом и характером, вложить в него чувства (посредством глаз и ушей), сотворить ему мясо и кости. После чего ангел вопрошает: «Аллах мой, это мужчи-на или женщина?»

Разве это не чудо, когда явление, ставшее открытием в науке сегодня, было описано вплоть до мелочей, с указаниями дня и часа, 1400 лет назад?!

В этом хадисе кроется глубокий смысл. Дело в том, что в период развития плода у него сформировались кости, мышцы, нервная система и органы чувств, однако принадлежность к полу остается еще неопределенной, и вот так удивительно сообщается об этом в хадисе.

Далее, доктор Моор излагает другие восхитившие его факты: «Почему в аятах Корана четырехнедельный плод уподобляют надкусанному мясу, и откуда такое сравнение проистекает?

Смысл содержания рассматриваемых аятов стал понятен после изучения нами зародыша на данном этапе его развития. Оказывается, на 28-й день на зародыше появляются заметные следы в форме четок, нанизанных на нитку. По конфигурации они напоминают следы зубов. Для наглядности мы из мягкого материала слепили форму плода и надкусили его. Когда мы сравнили макет с оригиналом, т.е. четырехнедельным плодом, то убедились, что они очень похожи. Вот почему в Коране зародыш человека на начальной стадии своего развития уподобляется «надкусанному мясу».

Это удивительное явление. Закончить эту статью хочется следующим утверждением Кейса Моора: «Я чувствую, что с ростом наших знаний, развитием научно-технического прогресса мы сможем еще глубже изучить аяты и хадисы, чтобы понять и объяснить содержащуюся в них научную информацию. Хочется верить, что преграды, существующие между наукой и религией, рухнут, благодаря истинам, содержащимся в Коране и исламских преданиях».

История создания Ислама

История создания Ислама


Отрывки, относящиеся к творению, встречаются в Коране в разных местах, например: «Воистину, на небесах и на земле знамения для верующих. И в сотворении вас самих, и в том, что животные рассеяны (по земле ), являются знамениями для тех, кто уверен в вере. И в смене ночи и дня, и в том факте, что Аллах ниспосылает пропитание с неба и оживляет им землю после ее смерти, и в смене ветров являются знамениями. для мудрых» (45:3-5).

Большой взрыв?

В Коране сказано, что «небеса и земля были соединены в единое целое, прежде чем Мы разделили их на части» (21:30). После этого большого взрыва Аллах «повернулся к небу, и оно было (как) дымом. Он сказал ему и земле: «Соберитесь вместе, вольно или невольно». Они сказали: «Мы приходим (вместе) в добровольном послушании» (41:11). Таким образом, элементы и то, что должно было стать планетами и звездами, начали остывать, собираться вместе и формироваться в соответствии с естественными законами, которые Аллах установил во вселенной.

Далее в Коране говорится, что Аллах создал солнце, луну и планеты, каждая из которых имеет свой индивидуальный курс или орбиту. «Это Он сотворил ночь и день, солнце и луну; все (небесные тела) плывут, каждое по своему круговому пути» (21:33).

Расширение Вселенной

«Небеса, Мы построили их силой. И поистине, Мы расширяем их» (51:47). Среди мусульманских ученых велись исторические споры о точном значении этого стиха, поскольку знание о расширении Вселенной было открыто только недавно.

Шесть дней?

В Коране говорится, что «Аллах сотворил небеса и землю и все, что между ними, за шесть дней» (7:54). Хотя на первый взгляд это может показаться похожим на историю, изложенную в Библии, есть некоторые важные отличия.

В стихах, в которых упоминается «шесть дней», используется арабское слово «йум» (день). Это слово встречается в Коране еще несколько раз, каждый раз обозначая разное измерение времени. В одном случае мера дня приравнивается к 50 000 лет (70:4), тогда как в другом стихе говорится, что «день в глазах твоего Господа подобен 1000 годам по твоему счету» (22:47).

Таким образом, слово «юм» понимается в Коране как длительный период времени — эра или эон. Поэтому мусульмане интерпретируют описание «шестидневного» творения как шесть отдельных периодов или эонов. Продолжительность этих периодов точно не определена, равно как и конкретные события, которые происходили в течение каждого периода.

После завершения Творения Коран описывает, что Аллах «воссел на Трон» (57:4), чтобы наблюдать за Своей работой. Особое внимание уделяется библейской идее дня покоя: «Мы сотворили небо и землю и все, что между ними, за шесть дней, и никакое чувство усталости не коснулось Нас» (50:38).

Аллах никогда не «завершает» Свою работу, потому что процесс творения продолжается. Каждый новый ребенок, который рождается, каждое семя, которое прорастает в саженец, каждый новый вид, который появляется на земле, является частью продолжающегося процесса творения Аллаха. «Это Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем утвердил Себя на Престоле. Он знает, что входит в сердце земли и что выходит из него, что нисходит с небес и что восходит Он с вами, где бы вы ни были.

Аллах видит все, что вы делаете» (57:4).

Описание сотворения в Коране соответствует современной научной мысли о развитии вселенной и жизни на земле. Мусульмане признают, что жизнь развивалась в течение длительного периода времени, но видят за всем этим силу Аллаха. Описания творения в Коране приведены в контексте, чтобы напомнить читателям о величии и мудрости Аллаха. «Что с вами, что вы не осознаете величия Аллаха, видя, что это Он сотворил вас на различных стадиях? Разве вы не видите, как Аллах сотворил семь небес одно над другим и сделал луну светом? среди них, и сделал солнце как (славный) светильник? И Аллах произвел вас из земли, растущими (постепенно)» (71:13-17).

Жизнь пришла из воды

В Коране говорится, что Аллах «сотворил из воды все живое» (21:30). В другом аяте описывается, как «Аллах сотворил всех животных из воды. Среди них есть те, что ползают на животе, есть те, что ходят на двух ногах, а есть те, что ходят на четырех. вещи» (24:45). Эти стихи подтверждают научную теорию о том, что жизнь зародилась в океанах Земли.

Сотворение Адама и Евы

В то время как ислам признает общую идею поэтапного развития жизни в течение определенного периода времени, люди рассматриваются как особый акт творения. Ислам учит, что люди — это уникальная форма жизни, созданная Аллахом особым образом, с уникальными дарами и способностями, не похожими ни на какие другие: душой и совестью, знаниями и свободной волей. Короче говоря, мусульмане не верят, что люди случайно произошли от обезьян. Жизнь людей началась с создания двух человек, мужчины и женщины, по имени Адам и Хава (Ева).

Коран описывает, как Аллах сотворил Адама: «Мы сотворили человека из звучащей глины, из грязи, приданной форме…» (15:26). И «Он начал сотворение человека из глины и создал потомство его из квинтэссенции жидкости» (32:7-8). Таким образом, люди имеют фундаментальную привязанность к земле.

Хотя сотворение Евы подробно не описано, Коран ясно дает понять, что с Адамом была создана «партия» из той же природы и души.

«Это Тот, Кто сотворил вас из одного человека и сотворил себе пару из единой природы, чтобы он мог жить с ней в любви» (7:189).). Она не упоминается по имени в Коране, но в исламской традиции она известна как «Хавва» (Ева).

От этих двух людей на Земле произошли поколения людей. «О человечество! Мы сотворили вас из одной пары мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (а не чтобы вы презирали друг друга). Воистину, самые почитаемые среди вас в Аллаха видят самые праведные из вас. Аллах обладает полным знанием и сведущ (во всем)» (49).:13).


Выдержка и адаптация из: Сотворение Вселенной

Происхождение человека и Корана

«Ваш Господь сказал ангелам: Я собираюсь создать человека из глины; и когда Я сотворю его полностью и вдохну в него Мой дух, падите ниц перед ним. (Коран 38: 71-72)

Существуют различные взгляды, верования и теории о происхождении человека. Индусы верят, что человек произошел от Брахмы или Ману. Евреи, христиане и мусульмане верят, что первого человека создал Всемогущий Бог. Есть и другие, которые не верят в Бога и говорят, что человек есть результат органической эволюции, как это упоминается в теории эволюции Дарвина, в течение миллионов лет без какого-либо вмешательства Бога.

Вышеупомянутый стих Корана говорит нам, что Адам был создан из глины. И когда он полностью развился, Бог вдохнул в него Свой дух, и он стал живым существом, которого назвал Адамом. Как именно это было сделано, в Коране не описано. Из чего состояла глина и какова природа духа, вдохнутого в Адама, также не раскрывается в Коране. Подробности знает только Всеведущий Бог.

Есть и другие аяты Корана, которые касаются темы, указанной ниже.

«Когда твой Господь сказал ангелам: «Я назначу халифа на земле», они сказали: «Вы назначите там кого-нибудь (халифом), который наведет на нее порчу и прольет кровь, а мы прославим Тебя». хвалите и превозносите святость вашу», — ответил Бог; конечно, я знаю то, чего вы не знаете.

(Коран- 2:30)

Вышеприведенный аят повествует о диалоге между Богом и ангелами до сотворения первого человека. Когда Владыка Вселенной раскрыл план назначения человека халифом или правителем на Земле, ангелы выразили свое сомнение в них и сказали, что если их сделать правителями земли, то они вызовут разложение и кровопролитие в мире, и что они всегда здесь для Твоей хвалы и прославления. Но Всезнающий Бог отверг их подозрения и сказал: «Конечно, я знаю то, чего не знаете вы». И Он продолжил Свой план.

После сотворения Адама Он благословил его знанием, которое не было дано ангелам. Он попросил их назвать Ему названия некоторых вещей вокруг них, но Ангелы выразили свою неспособность ответить. Формулировки второго диалога приведены ниже.

И Он научил Адама всем именам (разных вещей), затем Он поставил их перед ангелами и сказал: «Назови мне их имена, если ты действительно можешь это сделать. Они ответили: «Слава Тебе, у нас нет знания, кроме того, чему Ты нас научил. Ты Всезнающий, Всемудрый. Затем он сказал: «О Адам, назови им их имена. Когда Адам назвал им их имена, Бог сказал ангелам: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайны небес и земли, и знаю, что вы открываете и что скрываете                     Коран 2:31-33

В приведенном выше стихе упоминаются следующие важные моменты.

i)  Бог благословил человека знанием, которого нет у ангелов.

ii) Ангелы ничего не знали о талантах новых существ и поэтому выразили свое подозрение в отношении человечества.

iii) Изначальным источником всех знаний является Бог. Он обладает полным знанием всего видимого и невидимого, открытого и тайного.

Вышеупомянутые аяты Корана говорят нам, что человек создан Всемогущим Богом из глины, Он благословил его знаниями и другими способностями, которые не даны другим существам, и Он назначил человечество халифом или правителем на земле.

{{:комментарий}}

{{если идентификатор!=-1}}

{{если мнение && мнение[0] && мнение[1]}} {{:мнение[0].