Профессор ильин – Ильин, Иван Александрович — Википедия

Иван Ильин: изгнанник и патриот

Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин более тридцати лет прожил за границей. Однако наряду с Николаем Бердяевым и Львом Шестовым он стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века. «Культура.РФ» рассказывает о трудах Ильина, его отношении к русской жизни и возвращении архивов в Россию.

Иван Ильин после окончания гимназии. 1901

Родители Ивана Ильина — Александр Ильин и Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион

Иван Ильин. Москва, 1909

Становление философа

Иван Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II, присяжным поверенный Московской судебной палаты, а дед служил инженером, строил Московский Кремль, где в дальнейшем проживал со своей семьей.

Иван стал третьим сыном в семье. Оба его брата были юристами и юноша не смог противиться воле отца. «Золотой» выпускник гимназии, он поступил не на филологический, как того хотел, а на юридический факультет Московского университета. К этому времени 18-летний Ильин знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский язык.

В университете блестящее образование продолжилось: учителями Ильина стали видный религиозный философ князь Евгений Трубецкой и выдающийся философ-правовед Павел Новгородцев. Последний вспоминал о студенте: «Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы». Идейными центрами школы Новгородцева были Платон, Руссо, Кант и Гегель. Именно Гегель оказался для Ильина самым важным философом в жизни – ему он посвятил множество научных работ.

С 1910 года началась научная карьера Ивана Ильина. Он стал членом Московского психологического общества, вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце года Ильин вместе с женой отправился в научную командировку в Германию и Францию. Там занимался изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию, а по некоторым источникам, имел даже встречу-сеанс с Фрейдом. Расширение мира и новый этап ученичества Ильин встретил с азартом: «Иногда, предвкушая, ляскаю зубами от писательского аппетита. Вообще обдумываю и задумываю так много, что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем».

В 1913 году Ильин в последний раз возвратился на родину. Обновленный, утвердившийся в собственных силах, он упрочил свою репутацию молодого ученого, блестящего лектора: его занятия собирали полные залы, а любящие студенты даже посвятили ему эпиграмму:

Рассеять может всякий сплин
Доцент Ильин.

В то же время вооруженный новыми знаниями Ильин стал еще более безжалостен к своим оппонентам. «Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных противников была у Ильина исключительной. И с этой, только с этой стороны знали его москвичи тех нет», — вспоминала Евгения Герцек.

22 февраля 1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». С него началась серия из шести работ, составивших диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

Этот научный труд до сих пор считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. В нем Ильин подверг критике неспособность «разумного понятия» подчинить себе «иррациональную стихию» эмпирического мира. Диссертация прославила Ильина как философа мирового уровня, на долгое время оказалась последним его изданием в России, а также – в конечном счете – спасла ему жизнь.

Первый арест

Иван Ильин. Перед высылкой, Москва, 1922

Иван Ильин. Лекционное выступление в Берлине, после 1925-го

Иван Ильин. Прага, 1925

Советскую власть Ильин не принимал никогда. Он писал: «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо». Эти взгляды сформировались в философе достаточно рано, но если Февральскую революцию он воспринял как временный беспорядок, к последующей Октябрьской отнесся уже как совершенной катастрофе.

Противостояние Ильина молодому советскому государству было вполне открытым: он поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово, а по версии следствия, и вовсе являлся членом ее южного объединения «Добровольческая армия», заведовал петроградским отделением. Сразу же после переворота Ильин публиковал в «Русских ведомостях» статью «Ушедшим победителям». В ней он обращался к павшим в борьбе белогвардейцам: «Вы победили, друзья и братья! И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам мы исполним завещанное».

Первый раз Ильина задержали в апреле 1918 года. Уже тогда резонанс, вызванный арестом доктора государственных наук, преподавателя кафедры истории права и энциклопедии права, был значительным. Вплоть до того, что многие ученые и коллеги Ильина по кафедре требовали взять себя в «заложники», лишь бы сам философ был отпущен. Тогда дело кончилось амнистией.

К 1922 году Ильин попадал под арест уже шесть раз. И шестой мог оказаться последним: после ареста его сразу же осудили, приговорив к смертной казни – расстрелу. Тогда под следствием находилось более 200 человек — сплошь творческая интеллигенция. Позволить себе ликвидацию такого количества «золотых умов» советская власть не могла. Немыслимость расстрела Ильина понимал и сам Ленин. «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле», — писал он, имея в виду диссертацию философа. Так казнь было решено заменить массовой высылкой в Европу, вошедшей в историю под именем «философский пароход». Троцкий резюмировал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека: все деньги и другое имущество, в том числе обширные библиотеки, подвергались конфискации.

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Oberburgermeister Haken» — первый из двух «философских пароходов». Его пассажирами в числе прочих были философы Бердяев, Трубецкой и Ильин.

Берлин и второе изгнание

Супруги Ильины — Наталья и Иван. Горы Шюниге. 1941

Иван Ильин в своем кабинете. 1950

Иван Ильин за работой. 1951

Едва ли не первое, что сделал Ильин по прибытию в Германию – связался с генералом А фон Лампе, представителем барона Врангеля, к которому относился с большим пиететом. Врангель отвечал взаимностью: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности «насилия», которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза». Белый генерал имел в виду брошюру «О сопротивлении злу силой», в которой встречаются такие цитаты:

«Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное».

Многие эмигранты отнеслись к новой радикальной патетике Ильина менее восторженно. Зинаида Гипиус назвала книгу «военно-полевым богословием», а Николай Бердяев заметил, что «чека» во имя Божие более отвратительно, чем «чека» «во имя диавола».

В Германии Ильин организовал работу Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского издания «Русский колокол», который имел характерный подзаголовок: «Журнал волевой идеи». Кроме того, философ начал работу в Русском научном институте, где стал деканом юридического факультета. С 1924 года Ильин избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Словом, его берлинская общественная жизнь была едва ли не более насыщенной, чем на родине. Ильин, как многие пассажиры парохода Oberburgermeister Haken, не растворился в потоках эмиграции, а обнародовал в европейском культурном поле новую, прежде неизвестную Европе русскую идеологическую платформу.

Однако над философом сгущались тучи – в Германию пришел фашизм.

Отношение Ильина к фашизму менялось так же, как и отношение к русской революции: от недооценки угрозы – к крайнему неприятию. Первоначально философ видел в зарождении новой радикальной доктрины естественную, пусть и вынужденную меру. По Ильину, фашизм возник «как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым». Несимпатичными аспектами доктрины Ильин находил самую расовую теорию (он был ярым противником антисемитизма) и антицерковную борьбу.

Однако сам нацистский строй был к Ильину куда менее благосклонным. Сразу после прихода к власти Гитлера в 1933 году у философа назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. В результате Ильин был уволен из Берлинского университета. Затем последовал запрет на преподавательскую деятельность. После – арест на все его печатные труды и полный запрет публичных выступлений. Философ остался без средств к существованию.

Новый удар от страны-«мачехи» Ильин воспринял болезненно: «Что за страшное время выпало нам на долю, что негодяям, законченным лжецам и бесстыдникам пути открыты, а нам — поток унижений». В июле 1938 года Ильин был вынужден покинуть Германию и переехать в Швейцарию. В будущее он смотрел без оптимизма: «Когда яйцо разбито оно выливается или в стакан или на сковородку. Чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана ни сковородки».

Третья попытка наладить жизнь

Иван Ильин. Цолликон, 1934

Кабинет Ивана Ильина в Цолликоне. 1955

Супруги Ильины — Наталья и Иван.1927

Попытка заново, в третий раз, наладить свою жизнь началась безрадостно. В Швейцарии Ильину не хотели предоставлять право проживания и даже пытались отправить обратно в Германию. Только личное вмешательство композитора Сергея Рахманинова, согласившегося внести 4000 франков на «пансион» писателю, облегчило дело. Тем не менее, швейцарские власти сразу оговорили условие – запрет на любую политическую деятельность. Ильин был унижен, свою роль и судьбу он осознавал как мученическую: «Если бы только рассказать, — писал Ильин Сергею Рахманинову в августе 1938 года, — сколько раз люди обманывали и предавали меня, то это целое мученичество. Ибо — скажу Вам совершенно откровенно и доверительно — моя душа совсем не создана для политики, для всех этих цепких интриг».

Философ с женой поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. Новая жизнь проходила в ином для Ильина качестве. Он, оратор, лектор, публицист, организатор, идеолог – все чаще проводил время в затворничестве и – лишенный возможности публиковаться – начал писать в стол. В эти годы была создана наиболее обширная часть литературного и философского наследия Ильина.

На закате дней своих дней философ писал: «Пишу и откладываю – одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам… И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь сбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».

Упорный каждодневный труд и частые болезни изнурили философа. 21 декабря 1954 года Ивана Ильина не стало. Над его могилой в Цолликоне был водружен памятник с эпитафией:

Все пережито,
Так много страданий.
Пред взором любви
Встают прегрешенья.
Постигнуто мало.
Тебе благодарность, вечное благо.

Возвращение на Родину

Иван Шмелев. 1935

Рукопись Ивана Ильина. Аксиомы религиозного опыта, предисловие.

Иван Ильин и Николай Метнер. 1913

Архив Ильина сохранили его ученики и единомышленники. В 1965 году он был вывезен из Цюриха в США студентом философа, профессором русского языка и литературы в Университете штата Мичиган Николаем Полторацким. Это соответствовало воле Ильина – он завещал хранить свой архив за рубежом, «пока в России не закончится большевистский режим». Однако путь наследия философа на родину был долгим. В СССР публикации и анализ его трудов были под полным запретом. Только в конце перестройки, в эпоху гласности, стали появляться работы, посвященные деятельности Ильина. Но о публикации трудов речи еще не шло.

В октябре 2005 года прах Ильина и его супруги Натальи Вокач был перенесен на Донское кладбище в Москве. Рядом с философом похоронены писатель Иван Шмелев и белый военачальник Антон Деникин, общение с которыми было важной частью его заграничной жизни. А в 2006 году вернулся на родину и архив Ильина. Он был доставлен из США в Россию и передан в альма-матер философа – МГУ.

В 100 коробках архива – рукописи, фотографии, личная библиотека философа. Здесь содержатся и уникальные эпистолярные материалы: переписка Ильина с известным русским композитором Николаем Метнером, писателем Иваном Шмелевым и белым военачальником Петром Врангелем.

Оцифровка архива заняла более четырех лет. Сегодня уже изданы 27 томов собрания сочинений Ильина. Цитаты и тексты из них широко используются как задания для школьного Единого государственного издания, их можно встретить в речах первых лиц государства. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге был открыт первый в России памятник Ивану Ильину.

Автор: Денис Спиридонов

www.culture.ru

Профессор Иван Александрович Ильин — РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ — ЖЖ

Замечания Я.Л. Михеева, Почетного Председателя РОВСа, Донского Атамана о фильме, который не совсем полно освещает жизнь и деятельность экстраординарного профессора Ивана А. Ильина и его супруги проф. Наталии Ильиной.


Фильм о профессоре Иване Александровиче Ильин снят хорошо, но редакция представила профессора однобоко, утаив большую часть его работы, его идеологию и многолетнюю борьбу за свободу народов России от коммунистических захватчиков и очищение русской Церкви на Родине.

Несмотря на то, что всем известно, что проф. И.А.Ильин создал идеологию белого воинства, к нашей грусти, в настоящее время, мало кто из людей, считающих себя сторонниками «белой идеи», знают, как она появилась и в чем она заключается.

Проф. И.А.Ильин был очень высоко ценим российской студенческой молодежью. У него были тысячи последователей по всей Совдепии, и красная власть не решалась покончить с ним и придать ему мученический ореол. Советская власть, после 6-го ареста в 1922 году, выслала профессора Московского университета И.А.Ильина, со многими другими профессорами, в Германию. Из Берлина проф. И.А.Ильин по болезни уехал на юг, в Рим, там лечился и усиленно производил философские изыскания. Вернувшись в Берлин, проф. Ильин выступил в печати с обширной статьей «Идея Корнилова». Большевики, толстовцы и русские зарубежные социалисты сразу встрепенулись, и на проф. Ильина посыпались нападки. Через несколько месяцев проф. Ильин начал печатать по частям свою новую книгу, посвященную белому делу «Сопротивление Злу силою»..

Анализируя толстовское учение непротивления злу, которым была заражена русская интеллигенция 19-го и первой части 20-го столетия, проф. Ильин пришел к заключению, что именно это и привело к сравнительно легкой победе, сначала социалистического блока, а затем и коммунистов. Исходя из этого, он пришел к выводу: чтобы преодолеть зло коммунизма необходимо преобразить самый подход к решению задачи. Необходимо одухотворенное сопротивление злу, доходя до применения православного меча против врагов Божиих, если другие способы не воздействуют.

Базируясь на этом, он и написал книгу «Сопротивление Злу силою», а затем целый ряд других, как из рога изобилия.

Сразу же на него обрушились большевики, толстовцы и левый блок зарубежных социалистов, так как его философская система сплотила белых и дала им возможность сплотиться духовно и противостоять, все время непрекращающимся, атакам на белое воинство и на проф. Ильина до самой его смерти в 1954 году и даже позже. Им необходимо было уничтожить рассадник белой идеологии, заключенной в творениях проф. Ильина. Они и сейчас работают над тем, чтобы имя проф. Ильина и его труды канули в вечность. Боюсь, что им, в какой-то степени, это почти удалось это сделать: они похитили гробы проф. Ильина и его жены из Швейцарии и зарыли их в простой могиле на московском кладбище. Они объявили об «примирении красных с белыми», что по своей идее невозможно, сколько бы они не старались изворачиваться.

А проф. Ильин написал более 30 книг, многие сотни статей и исследований. В настоящее время, кто из молодежи, или даже людей среднего возраста знакомы с его работами: «О сопротивлении Злу силою», «О грядущей России», «Путь духовного обновления», «Поющее сердце», «О тьме и просвещении», «Аксиомы религиозного опыта», «Путь к очевидности», «О сущности правосознания», «Наши задачи», «Философия Гегеля как учение о конкректности Бога и человека», «Творческая идея нашего будущего», «Основы борьбы за национальную Россию, «Понятие права и силы», «Религиозный смысл философии», «Яд большевизма», «Основные задачи правоведения в России» и многими, многими другими его трудами?

Диктор фильма много говорит о том, что у профессора Ильина и его супруги была «тоска по родине» и что они скучали заграницей. Это не так. Проф. И.А. Ильин был очень занят и у него не было времени скучать. Статьи которые впоследствии напечатаны как «Наши Задачи» являлись передовицами помещенными в Бюллетене РОВСа. РОВС руководил зарубежными воинскими организациями, военной разведкой положения в СССР, военной подготовкой офицерских кадров на Высших военно-научных курсах Генерального штаба. Кроме активной борьбы с большевизмом в России, РОВС оказал поддержку Испании, Португалии, Финляндии, Эфиопии, ряду государств южной Америки, национальному Китаю, Монголии, Африки и Ирану. Ильин создал идеологию белой борьбы и внедрял ее в умы молодежи.

Иван Александрович Ильин был председателем Союза Русских Академических Организаций с правом высшаго учебного заведения, утверждающаго дипломы и диссертации русских академических организаций в Европе, Азии, Африке и Америках. Это было признано рядом западных государств. Он разъезжал по многим странам, устраивая конференции и читая доклады на пяти языках.

Его супруга Наталия Ильина много работала по русской праистории. Известна ее работа «Изгнание норманнов», в которой она доказывала, что норманны не имели никакого отношение к образованию древнего русского государства. Князья Рюрик, Синеус и Трувор были внуками новгородского князя Гостомысла и его дочери Умилы, замужем за славянским полабским князем (на верховьях Одера). Их княжества были завоеваны германцами, и трое братьев с их дружиной, оставшись без земель пришли к деду. После смерти деда, они оказали сопротивление норманнским захватчикам и выбросили их из новгородскаго княжества. Остатки этой норманнской дружины впоследствии завоевали Нормандию. Кроме Ильиных над праисторией Руси работал ряд зарубежных русских и украинских историков, таких, как Парамонов (Сергей Лесной) — Австралия, генерал Кур (Куренков) и Миролюбов — Сан-Франциско, прот. Ляшковский — Джорданвилл, Нью Йорк, Борис Ребиндер (Франция) и много других.

Ильин был убежденным монархистом и до конца жизни проповедовал возвращение к «русскому правописанию» протестовал против «ленинского кривописания», которое совершенно извращало значение русских слов. Одновременно он не признавал употребление «варваризмов» в русском языке — иностранных слов, для которых существуют равнозначащие слова (синонимы).

В своем завещании он подчеркивал, что хотел бы вернуться на родную землю, но когда она будет совершенно свободна. Россия сегодня является наследницей не Российской Империи, а СССР. Его с женой не следовало выкрадывать из могил. Сделано это кощунство было только для того, чтобы коммунистические наследники могли показать, что белая идея исчезла и гражданская война закончена. Это не так, гражданская война не закончилась и народы России еще закованы в красные цепи, и они еще задыхаются. Пора бы было сбросить красное иго и прогнать вчерашних чекистов сидящих на шее народов России.

Ярополк Л. Михеев,
Атаман донских казаков за рубежом
Председатель Общества Галлиполийцев в США
Почетный Председатель РОВС

pereklichka.livejournal.com

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН это кто такой ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН — Философия.НЭС

ИЛЬИН Иван Александрович

16(28).3.1882, Москва — 21.12.1954, Цюрих], рус. религ. философ, представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус. идеализма труда о Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1-2, 1918, нем. пер. 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Характеризуя ее как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчеркивает универс. значение понятия «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с «конкретно-эмпирическим» и «Абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И. характерно обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие «религ. акта» как «личного духовного состояния» человека.

Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине, в 1934 уволен нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ИЛЬИН Иван Александрович

род. 16 марта 1882, Москва — ум. 21 дек. 1954, Цюрих) — рус. мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права, представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном труде о Гегеле «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (т. 1 — 2, 1918) выдвигает собственное содержательное метафизическое миросозерцание, полагая, что для разумного понятия и раскрытия религиозного опыта необходимо подчинить и «пронизать собой» иррациональную стихию эмпирического мира. Последующие философские работы Ильина («Религиозный смысл философии», 1925; «Аксиомы религиозного опыта», т. 1 — 2, 1953) характерны обращением к феноменологии религиозного опыта как своего рода «религиозного акта», «личного духовного состояния» человека. Ильин, которого в 1922 вместе с др. величайшими представителями духовной культуры России большевистское правительство выдворило из страны на «философском пароходе», был из тех немногих&деятелей рус. зарубежья, кто до конца отстаивал традиционные человеческие ценности — религию, государство, семью, свободу духа как защиту от жестоких социальных экспериментов 20 в. Через его работы «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1949), «Мир перед пропастью» (1950), «Путь к очевидности» (1955) красной нитью проходила мысль, что без свободы «нет путей к достойной человека жизни, к духу и к Богу», что, поскольку человек только свободно может любить, веровать, молиться, постольку он только свободно, самостоятельно и самодеятельно может мыслить и исследовать.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

terme.ru

Биография Ивана Ильина

Рисунок Г. Габрического,
1924 г.

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в дворянской семье в Москве. Его родители были глубоко религиозными людьми, что существенно повлияло на формирование и развитие мировоззрения Ильина. Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания, которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. Еще, будучи студентом, И. А. Ильин вошел в научную школу П. И. Новгородцева. Вмести с ним трудились Марк Вишняк, впоследствии оставивший занятия наукой и Н. Н. Алексеев, ставший крупным правоведом и философом.

В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910—1912 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в Россию, вел преподавательскую деятельность.

После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции Ильин начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован по подозрению в участии в организации «Добровольческая армия», вскоре был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В качестве оппонентов на защите выступили Е. Н. Трубецкой и П. И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой. Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П. Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что „нельзя было выехать“, а потому, что Наталия Николаевна (жена И. А. Ильина) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве — там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».

Находясь в эмиграции с 1923 по 1934 год, И. А. Ильин был профессором Русского Научного Института в Берлине. В 1926 году он активно участвовал в деятельности Российского Зарубежного съезда. В 1925—1926 гг. выходил в редакцию парижской газеты «Возрождение», с 1927 по 1930 год издавал «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». И. А. Ильин читал лекции в ряде европейских университетов, продемонстрировав способности замечательного оратора.

После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность, ему так же было запрещено печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года. В число основных работ И. А. Ильина входят: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1935), «Аксиомы религиозного опыта» (в 2-х томах, 1953), «Путь к очевидности» (1957), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (1958). Особое место в творчестве И. А. Ильина занимает цикл статей «Наши задачи», которые представляли собой ряд периодических бюллетеней «Русского Обще-Воинского Союза», рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом.

ivan-article.narod.ru

Профессор Ильин и Армения — Василий Мархинин — LiveJournal

Вот по этому адресу (http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=23910&SectionID=0&RegionID=0&Date=04/03/2010&PagePosition=1) находится любопытный текст, в котором автор использует идеи Ильина для анализа политической ситуации в Армении и прогноза ее развития.
Кстати, вполне вменяемый текст, выгодно отличающийся от многих российских заклинаний, поминающих Ильина в совершенно бессодержательном контексте. Пример такого бессодержательного камлания можно встретить, например, тут: http://www.regions.ru/news/2283845/

Итак, предлагаю вниманию нашего сообщества статью А. Папукяна

Общество и власть в Армении: морально-политические аспекты
Armenia Today [ 03.04.2010 | 13:18 ] Политика , Общество , Армения

В истории развития общества одним из актуальных вопросов для ученых, философов и политиков являлась взаимосвязь морали и политики. Разумеется, эти два понятия и их прикладной характер в жизни любой страны определялся многими факторами, характером общества, исторической эпохой и т.д. Например, Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Хорошая политика, по мнению Габриэля Бонно де Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Те же принципы встречаются и в новой истории, в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, несмотря на несколько разное понимание морали и политики, подчеркивается, что войны, которые вели европейские государства, являются грабительскими, а цели их внешней политики называются преступными. Одновременно для западной культуры было характерно и разделение политики и морали. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что начиная с Макиавелли «теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела, был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики».

Суть традиции, заложенной Никколо Макиавелли, заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами. Для достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели.

Однако в наше время, как считают исследователи, очевидным стало и другое: абсолютизация политических утопических целей опасна и даже непредсказуема по своим последствиям. Лев Троцкий, например, относил к революционерам тех, у кого нет внутренних препятствий, есть только внешние. Идейной основой политизации морали в советском обществе была ленинская постановка вопроса о коммунистической морали. Для коммунистов, считал Ленин, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Большевизм показал, куда может завести свобода от морали. Красный террор, организации концлагерей, всеобщая коллективизация, отношение к тем, кто оказался в плену у немцев или на оккупированных территориях и т.д.

Советской моралью был предписан «просоциальный альтруизм» — советский человек во всем должен был подчинять личные интересы общественным, следуя принципу — «Человек – для семьи, семья – для государства». Естественно, в моральном плане такая позиция не вызывает возражений, однако, как показал опыт СССР, она мало реалистична. Более реалистична позиция «разумного эгоизма», в целом характерная для западного общества: человек думает, прежде всего, о себе, но старается, чтобы его действия не наносили ущерба окружающим, дабы и они платили ему тем же.

Каковы же морально-политические аспекты в жизни современной Армении? Сначала попробуем понять, что представляет собой в нормальном государстве моральная политика или моральный авторитет власти. Иван Ильин, русский философ и публицист, в свой работе «О сущности правосознания» сформулировал так называемые «аксиомы власти», которые, с его точки зрения, составляют необходимые основы права и государства и являются условием обеспечения морального авторитета власти:

1) Властью может быть только та социальная сила, которая обладает правовыми полномочиями на это, то есть легальная.

2) Государственная власть должна быть единой в рамках одного политического союза. Если есть несколько политических сил, которые в рамках, якобы, союза проводят свою властно-политическую деятельность, то политического союза нет и, рано или поздно, в государстве возникнет угроза потенциальной или реальной гражданской войны.

3) Субъектом, носителем власти должны быть лучшие люди государства, то есть люди прошедшие этический и политический ценз. В политической практике многие силы бывают заинтересованы, чтобы к власти пришли люди, которые используют власть в своих интересах, а значит ими самими легко манипулировать, использовать в своих интересах.

4) В основу политической программы может быть положен только общесоциальный, внеклассовый, внегрупповой интерес. То есть власть тогда является социальной, когда есть сформулированный общественный интерес, учитывающий реальные нужды народа.

5) Власть должна выдвигать только осуществимые меры и реформы. Утопизм – болезнь, провоцирующая разрастание противоречий, порождающая конфликты идеалов и действительности.

6) Распределительная справедливость является основной справедливостью, за которую должна браться власть, но существуют ситуации, когда надо жертвовать распределительной справедливостью, если необходимо отстаивать более высокие ценности общества – моральные, а может быть даже экономические.

А теперь посмотрим, какая картина вырисовывается в современной Армении в отношении моральной характеристики властных институтов?

1) Нравственные качества чиновников и политиков трансформировали ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность, обобщивших в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

2) Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного армянского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и продолжившие эту традицию в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, с поразительной легкостью сменившие социалистическую мораль на капиталистическую.

3) Возведенные в ранг идеологии формулировки,- «можно все, что не запрещено законом», «надо жить по закону, а не по совести», «главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающие всякую мораль и приведшие к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и вовсе не по закону, а по понятиям».

4) Криминализация не только в общепринятом (рост преступности и др.), но и в расширенном смысле слова, т.е. криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение и «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения любых спорных ситуаций (от «бытовухи» до выборов в парламент), престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

5) Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» (мол, неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он – «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения) негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной Армении, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали.

6) Отсутствие социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., при всех их общеизвестных недостатках выполнявших очень важную социальную функцию – морального контроля.

Такой контраст того, что должно быть и того что имеем, привело к тому, что в Армении наблюдается колоссальная нравственно-психологическая деградация населения, катастрофически ухудшается моральное самочувствие общества.

В результате негативных социальных процессов и пропаганды ценностей «общества потребления», социологи отмечают падение престижа производительного творческого труда на благо общества. Подрастающее поколение привлекают профессии банкира, бизнесмена, менеджера и т.д., то есть профессии, не связанные с реальным производством. Хуже того, как показывают социологические исследования и опросы общественного мнения, зачастую оказывается, что весьма нередко подростки и юношество привлекает криминальная и асоциальная деятельность, например, деятельность бандитов, воров и мошенников, в значительной степени, пропагандируемые со стороны некоторых СМИ, кино и телевидения.

Современное армянское общество, несомненно, духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать. Армянское общество еще не забыло невиданный прежде духовный подъем общественного самосознания 89-91 гг., поэтому оценивает любые факты действительности, любые действия государственных структур, в том числе, с точки зрения своих моральных симпатий и антипатий. Поэтому проблема морального авторитета власти для армянского народа особенно актуальна, тем более что сказанное актуально для всего армянства в целом.

Разумеется, может быть ситуация неблагоприятная для гармонизации политики и морали. Ориентируясь на вечные ценности, мораль способна снижает эффективность и результативность политических решений. Ведь всякий раз при принятии решений лидерам, элитам приходится соизмерять их с нравственными нормами общества. Как же быть в этом случае? Выход из этого двести лет назад предложил президент США Томас Джефферсон, автор проекта декларации независимости (1776 г.), который считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным.

Читатели наверняка согласятся, что вышесказанное является немаловажным именно с учетом сегодняшних внешних угроз, потому что эффективное функционирование системы национальной безопасности социума предполагает наличие нравственного консенсуса в обществе, высокий моральный авторитет власти. Потому что власть в нормальном обществе выступает одним из социально значимых способов поддержания моральных норм, в то же самое время господствующие в обществе моральные нормы накладывают на власть определенные ограничения, что в итоге позволяет социальной системе поддерживать состояние равновесия. Если этого нет, то власть рано или поздно утрачивает доверие населения, отдаляется и обособляется от граждан, неминуемо превращаясь из демократической в олигархическую, что мы и наблюдаем.

Политика современного демократического государства, в том числе по обеспечению национальной безопасности страны, должна быть глубоко нравственной, опираться на исконные духовные традиции народа, служить мотивирующим фактором действий ее граждан по защите отечественных интересов. Современное общество Армении, издавна принимая христианскую мораль, основой которой является принятие мира и одновременно его улучшение, совершенно спокойно относится к идее, как подчинения любой власти, так и права народа на восстание. Осознает ли власть, что любая капля может оказаться последней в чаше терпения народа?

Армен Папукян

basiliobasilid.livejournal.com

ИЛЬИН Леонид Андреевич

ИЛЬИН Леонид Андреевич

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Правительства РФ, директор Государственного научного центра — Института биофизики, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор

Родился 15 марта 1928 года в Харькове (Украина). Отец — Ильин Андрей Васильевич (1893—1968). Мать — Ильина Валентина Васильевна (1903—1944). Супруга — Ильина Жанна Федоровна (1929—2002). Дочь — Ильина Светлана Леонидовна (1956 г. рожд.).

По окончании 1-го Ленинградского медицинского института с отличием в 1953 году Леонид Ильин служил на Военно-морском флоте. Был начальником медицинской службы боевого корабля, затем создал первую на Черноморском флоте радиологическую лабораторию. После демобилизации работал в Ленинграде старшим научным сотрудником медико-биологического отдела Научно-исследовательского института Военно-морского флота СССР. В 1961 году избран по конкурсу руководителем лаборатории радиационной защиты Ленинградского научно-исследовательского института радиационной гигиены Минздрава РФ, в 1962 году назначен заместителем директора по научной работе этого института.

С 1968 года и по настоящее время Леонид Андреевич — директор и научный руководитель Государственного научного центра — Института биофизики, который за успехи, достигнутые в развитии медицинской науки, здравоохранения и подготовки кадров, в 1977 году удостоен ордена Ленина.
Основные научные исследования Л.А. Ильина посвящены важнейшим направлениям радиационной медицины: изысканию и созданию лекарственных препаратов и средств защиты организма от воздействия гамма-нейтронного излучения, инкорпорации радионуклидов в организме и контактного радиоактивного загрязнения кожных покровов, ран и ожогов; разработке медико-гигиенических проблем защиты профессионалов и населения при создании и освоении новых атомных технологий и в случае радиационных аварий; регламентации допустимых уровней облучения человека; радиобиологии низкоинтенсивного излучения и прогнозированию стохастических последствий радиоактивного облучения людей.

Благодаря работам Леонида Андреевича, его учеников и сотрудников созданы, испытаны и внедрены в отечественную практику высокоэффективные препараты для профилактики и лечения острых радиационных поражений. Например, радиопротектор индралин в качестве средства профилактики гамма-нейтронного облучения принят в атомной промышленности и энергетике, на атомном флоте и в других профильных организациях. Препарат дезоксинат рекомендован в качестве одного из эффективных средств лечения острых радиационных поражений. В результате исследований Л.А. Ильина для борьбы с инкорпорацией различных радионуклидов в организме разработаны и выпускаются препараты альгисорб, ферроцин, препараты стабильного йода и группа комплексонов. Известный практикам препарат “Защита” является одним из наиболее эффективных средств для деконтаминации кожных покровов от продуктов деления урана и плутония и др. С именем Л.А. Ильина связаны разработка и внедрение в практику атомной промышленности и энергетики специальных портативных аптечек для профессионалов и аптечек для населения с соответствующими противорадиационными препаратами для применения в случае радиационных аварий. По идеям Леонида Андреевича и при его непосредственном участии разработаны медико-биологические средства и специальные системы защиты личного состава от одного из видов ядерного оружия, за это ему в 1985 году присуждена Ленинская премия. Неоднократно принимал участие, в том числе в качестве научного руководителя, в испытаниях разработанных препаратов в полигонных условиях. Ветеран подразделений особого риска.

Под руководством и при непосредственном участии Л.А. Ильина разработаны отечественные регламенты аварийного облучения людей и впервые в мировой практике (1971) — методические рекомендации по защите населения в случае аварии на ядерных реакторах. Эти разработки и дальнейшая их модификация (1983) стали основополагающими в обосновании мероприятий по защите людей во время и после аварии на ЧАЭС.
С первых дней и в течение наиболее тяжелого периода этой катастрофы работал в очаге поражения, был одним из научных руководителей медико-биологических и гигиенических работ по ослаблению последствий аварии, принимал принципиальные решения по стратегии и тактике защиты людей.
Л.А. Ильин первый в мире ученый, который разработал и обосновал прогноз радиологических последствий этой катастрофы, в последующем подтвержденный ведущими зарубежными и отечественными специалистами.
Теоретические работы Леонида Андреевича посвящены одной из наиболее актуальных проблем радиационной медицины и гигиены — оценке реальных рисков облучения людей и на этой основе регламентации уровней низкоинтенсивного хронического облучения. Он разработал концепцию “практического порога” в радиационной эпидемиологии и гигиеническом нормировании.
Автор и соавтор 15 монографий, учебников, руководств и более 300 научных публикаций. Среди них такие фундаментальные монографии, как “Основы защиты организма от воздействия радиоактивных веществ” (1977), “Радиоактивный йод в проблеме радиационной безопасности” (1972; переведена на английский язык, 1975), “Крупные радиационные аварии: последствия и защитные меры” (2001; переведена на японский язык, 2003; английский язык, 2004). Монография Л.А. Ильина “Ядерная война: медико-биологические последствия” (1982, 1984), написанная в соавторстве с Е.И. Чазовым и А.К. Гуськовой, вышла двумя изданиями и переведена на пять языков. Эта книга сыграла важную роль в мировой политике предотвращения ядерной катастрофы в качестве одного из первых научных обоснований и расч№тных оценок последствий термоядерной войны, свидетельствующих о невозможности достижения победы в такой войне. Е.И. Чазов, Л.А. Ильин и А.М. Кузин вместе с тремя американскими учеными Б. Лауном, Г. Миллером и Э. Чевианом в декабре 1980 года в Женеве создали международное движение “Врачи за предотвращение ядерной войны”. В 1985 году это движение было удостоено Нобелевской премии мира.
Научно-публицистическая книга Л.А. Ильина “Реалии и мифы Чернобыля” вышла двумя изданиями в России (1994, 1996), издана на английском языке (1995) и опубликована в Японии (1998). В этой монографии автор впервые на основании собственных исследований и опыта работ в Чернобыле представил объективную картину медико-биологических и психосоциальных последствий катастрофы. Учебник Л.А. Ильина “Радиационная гигиена” (в соавторстве с В.Ф. Кирилловым и И.П. Коренковым) стал настольной книгой врачей и студентов, а по заключению известных физиков, работающих в атомной области, этот учебник может быть с успехом использован для преподавания в технических вузах при подготовке специалистов в области радиоэкологии, дозиметрии и защиты. В 2001 году этот учебник и его авторы удостоены премии Правительства Российской Федерации.
В 1974 году избран членом-корреспондентом, а в 1978 году — действительным членом Академии медицинских наук СССР.
С 1980 по 1984 год был членом Президиума АМН, с 1984 по 1990 год — вице-президентом Академии медицинских наук СССР. В течение двух сроков (1993—2000) избирался членом Главного комитета Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ). С 1972 года является представителем СССР, затем — Российской Федерации в Научном комитете по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН). В течение 20 лет был председателем НКРЗ СССР. Л.А. Ильин — главный редактор журнала “Медицинская радиология и радиационная безопасность” (2001).
Л.А. Ильин — лауреат Ленинской (1985) и Государственной премий СССР (1977), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2000) и премии Правительства Российской Федерации (2001). За заслуги перед страной и выдающиеся достижения в развитии науки о действии излучения на человека Л.А. Ильин в 1988 году удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В свободные часы любит читать книги об истории Российского государства.
Живет и работает в Москве.

www.biograph.ru

Александр Ильин — человек, живущий для людей. Фильм.

ВЕЛИК ТОТ УЧИТЕЛЬ, КТО ИСПОЛНЯЕТ НА ДЕЛЕ ТО, ЧЕМУ УЧИТ.

Александр Ильин – человек, живущий для людей.

Александр Яковлевич родился в многодетной семье в Белоруссии. Вырос в детдоме. Воспитание и развитие подросткового сознания происходило под влиянием детдома.  Александр Яковлевич всегда стремился к миру, спокойствию, истине и правде, к искренним человеческим отношениям.

В 1980 году  получил строительное образование, в 1982 году – женился, в 1983 году – родился сын Донат.

Всю свою деятельность направил на исцеление человека. Театрал и актер по природе все свое творчество проявлял в шоу-программах: любовь и уважение к человеку, труд во благо человека.

Ильин стремился помогать другим людям, давал им возможность почувствовать себя довольными, счастливыми и полноценными на основе психологических знаний о человеке.

Биоэнерготерапия – это фундамент построения личной и индивидуальной психологии человека. Ильин направил человека на формирование новой личной психологии человека, развитие талантов и способностей человека, создание баланса между божественным проявлением и человеком через окружающую среду и коммуникации.

Признание Александра Яковлевича Ильина за границей экстрасенсом, целителем и диагностом повлекло за собой сотни и тысячи звонков, мировую известность и в тоже время недоверие со стороны советской  власти.

Александр Яковлевич Ильин – настоящий петербуржец, патриот Родины, предан Отчизне и русскому народу.

Александр Яковлевич – самостоятельный и организованный, пунктуальный, интеллигентный человек, заслуженный артист эстрады России шел по жизни неторопливо, не состоял ни в какой секте, не работал с ФСБ, а честно жил для людей.

Александр Яковлевич Ильин – человек науки, а не человек бизнеса. У истоков воспитания Александра Яковлевича стояли известные педагоги.

Это русское, российское, петербургское имя – доктор-профессор Ильин Александр Яковлевич. Человек, не гнавшийся за славой, не ищущий выгоды в своем труде, человек образованный, имеющий много образований: строительное, театральное, психологическое, педагогическое, медицинское, духовное.

Последняя школа для Александра Яковлевича – это суровая школа жизни в Александро-Невской Лавре: познание божественного проявления и духовной природы и культуры.

Признание Божественного дара создания человека Богом, вера в Бога, изучение природы Бога в разных вероисповеданиях: ислам, буддизм, католицизм.

Александр Яковлевич – истинный православный христианин.

А.Я. Ильин создал Школу Знаний психологов Ильиных – это частный Мультицентр дополнительного получения практических знаний. Александр Яковлевич является уникальным руководителем и наставником. Студентами Школы являются люди, имеющие талант к созданию блага, желающих быть самостоятельными, творческими и независимыми.

Александр Яковлевич создал собственный стиль создания коммуникаций, личную экономику. В настоящее время Александр Яковлевич Ильин научный руководитель Школы Знаний психологов Ильиных, художественный руководитель Театра Психологии «Возрождение Человека», теолог, богослов, психолог, духовный наставник, супервизор; руководитель проекта «Научно-образовательный отдых»; целитель-биоэнерготерапевт.

Обучение в Школе Знаний дает человеку возможность быть свободным, независимым, самостоятельным, общаться с людьми здоровыми, честными, любящими. Изучение разных областей знаний: теологии, богословия, экономики, социологии, миллионоведения и многие другие расширяют кругозор обычного человека и открывают огромные перспективы для будущего развития.

В течение жизни Александру Яковлевичу довелось общаться со многими известными людьми. Его деятельность привлекала внимание ученых. Его опыт изучали такие известные ученые-медики как Фролова, Бехтерева Наталья, Спиркин Анатолий.

Работая на эстраде и гастролируя по миру с шоу-программами Александр Яковлевич знакомился с молодыми артистами, которые и в настоящее время являются заслуженными деятелями и артистами России: это народная артистка России Исаева, заслуженный деятель искусства – Исаак Штокбант, заслуженный артист России – Юрий Гальцев, заслуженный артист России – пианист – Александр Каган, журналист – Михаил Садчиков, заслуженный артист России – Александр Невзоров, известный ведущий Дмитрий Нагиев.

Для Ильина Александра Яковлевича в приоритете – семья. Он женат, есть сын. Женат 30 лет, обвенчался в Николаевском соборе г. Санкт-Петербурга.

Александр Яковлевич – это Человек с большой буквы. Свободен, открыт, опрятен. Любит путешествовать. Для Александра Яковлевича нет рассизма, ему интересен человек в разных странах, его быт, культура народностей, опыт существования человека во времени. Он изучает и привозит научный опыт для обобщения его в России.

Александр Яковлевич – аналитик. Он обрабатывает информацию.

В арсенале Ильина 24 страны, в которых Александра Яковлевича знают как человека, познающего,  любящего природу и людей. Там, где он пройдет, начинается жизнь. Те люди, которым повезло пообщаться с Александром Яковлевичем – оживают.

ai-club.ru