Процесс постижения человеком законов развития природы – Ответы Mail.ru: Обществознание=))))помогите
Ответы Mail.ru: Обществознание=))))помогите
Александр Калинин Знаток (398), закрыт 4 месяца назад ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Часть 1
1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражен в понятии
1) воспитание
2) обучение
3) познание
4) искусство
2. Эстетическое знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на
1) выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3) накоплении и обобщении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
3. Особенностью социального познания, в отличие от познания природы, является
1) совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом
2) отсутствие объекта познания
3) наличие субъектно-объектного контакта
4. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.
Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признается в качестве истины.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Примером какого вида знания служит следующее утверждение: «Что делать мне, чтобы быть счастливым?» Этого я не знаю, но говорю тебе: будь счастлив и тогда делай то, к чему у тебя есть охота»?
1) теоретического
2) астрологического
3) житейского
4) мифологического
6. Знание о том, что масса веществ до их вступления в химическую реакцию равна массе веществ после реакции, было получено путем
2) предположения (выдвижения гипотезы)
3) теоретического анализа
4) божественного откровения
7. Поведенческие особенности людей, развитие личностных качеств, проблемы и сложности межличностного взаимодействия изучает область научного знания
1) этика 3) психология
2) эстетика 4) логика
8. Укажите верное высказывание:
1) Истинные знания — те, которые разделяются большинство»! людей.
2) В процессе познания приобретаются как истинные, так \ ложные знания, заблуждения.
3) Только те знания, которые соответствуют моральным нор мам, истинны.
4) Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.
А. Единственный подлинный источник знания — непосредственные ощущения. Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, I
примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Для массовой культуры характерно
1) стремление к извлечению коммерческой выгоды
2) анонимность большинства произведений
3) необходимость специальных знаний для восприятия
4) сохранение в виде традиции, передающейся из поколения поколение
11. Студенческие анекдоты, байки, притчи представляют собой произведения культуры
2) элитарной 4) экранной
12. Верны ли следующие суждения о религиях мира?
К национальным религиям, распространенным в отдельных странах, среди представителей определенных этносов, относится
А. синтоизм
Б. христианство
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. П. увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву. Резные работы П. приобретены для своих коллекций многими музеями страны. К какой области относится деятельность П.?
1) наука
2) искусство
3) религия
4) мораль
14. Верны ли следующие суждения об искусстве?
Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Дополнен 5 лет назад
16. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим. Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные
людьми.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
17. Продукты элитарной культуры
2) создаются по заказу образованной элиты для узкого круга ценителей
3) передаются в виде традиции из поколения в поколение
4) как правило, не имеют установленного авторства
18. В развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации, ее суть
1) внимание к новым информационным технологиям обучения
2) возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке
3) учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика
4) возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: Познание.Духовная сфера
Презентация на тему: Познание. Духовная сфераСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Подготовка к ЕГЭпо обществознанию Познание.Духовная сфера.
№ слайда 2 Описание слайда:Часть А
№ слайда 3 Описание слайда:1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражён в понятии: ВоспитаниеОбучениеПознаниеИскусство
2. Эстетическое знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на: Выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами.Обобщении данных, полученных экспериментальным путём.Накоплении и обобщении жизненного опыта.Отображении мира в художественных образах.
№ слайда 5 Описание слайда:3. Особенностью социального познания, в отличие от познания природы, является: Совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.Отсутствие объекта познания.Наличие субъектно-объектного контакта.Стремление приобрести истинные знания.
4. Верны ли следующие суждения?А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признаётся в качестве истины. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
№ слайда 7 Описание слайда:5. Примером какого вида знания служит следующее утверждение:«Что делать мне, чтобы быть счастливым?» Этого я не знаю, но говорю тебе: будь счастлив и тогда делай то, к чему у тебя есть охота»? ТеоретическогоАстрологическогоЖитейскогоМифологического
6. Знание о том, что масса веществ до их вступления в химическую реакцию равна массе веществ после реакции, было получено путём:Научного экспериментаПредположения (выдвижения гипотезы)Теоретического анализаБожественного откровения
№ слайда 9 Описание слайда:7. Поведенческие особенности людей, развитие личностных качеств, проблемы и сложности межличностного взаимодействия изучает: ЭтикаЭстетикаПсихологияЛогика
№ слайда 10 Описание слайда:8. Укажите верное высказывание: Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей.В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным нормам.Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.
№ слайда 11 Описание слайда:9. Верны ли следующие суждения?А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения.Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, к примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
№ слайда 1210. Для массовой культуры характерно: Стремление к извлечению коммерческой выгоды.Анонимность большинства произведений.Необходимость специальных знаний для восприятия.Сохранение в виде традиции, передающейся из поколения в поколение.
№ слайда 13 Описание слайда:11. Студенческие анекдоты, байки, притчи представляют собой произведения культуры: МассовойЭлитарнойНароднойЭкранной
№ слайда 14 Описание слайда:12. Верны ли следующие суждения?К национальным религиям, распространённым в отдельных странах, среди представителей определённых этносов, относится:А. Синтоизм.Б. ХристианствоВерно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
13. П. увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву. Резные работы П. приобретены для своих коллекций многими музеями страны. К какой области относится деятельность П.? НаукаИскусствоРелигияМораль
№ слайда 16 Описание слайда:14. Верны ли следующие суждения об искусстве?А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком.Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
№ слайда 17 Описание слайда:15. Верны ли следующие суждения?А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
№ слайда 18 Описание слайда:16. Продукты элитарной культуры: Обладают свойствами товара и рассчитаны на массового потребителя.Создаются по заказу образованной элиты для узкого круга ценителей.Передаются в виде традиции из поколения в поколение.
№ слайда 19 Описание слайда:17. В развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации, её суть: Внимание к новым информационным технологиям обучения.Возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке.Учёт при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика.Возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения.
№ слайда 20 Описание слайда:Ответы 310) 1411) 3112) 1313) 2314) 31315) 3216) 2217) 2
№ слайда 21 Описание слайда:Часть В
№ слайда 22 Описание слайда:1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
№ слайда 23 Описание слайда:2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «мораль». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.
№ слайда 24 Описание слайда:3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫА) бестселлер1. НароднаяБ) компьютерная игра2. МассоваяВ) анекдоты3. ЭлитарнаяГ) концерт классической музыки4. ЭкраннаяД) праздник урожаяЕ) эпические сказания
№ слайда 25 Описание слайда:4. Найдите в приведённом перечне характерные черты, отличающие науку от искусства.Отражает мир в образах.Предполагает строгую систему доказательств.Оказывает эмоциональное воздействие.Выдвигаются гипотезы.Анализируются и обобщаются отдельные факты.
№ слайда 26 Описание слайда:5. Прочитайте приведённый ниже текст и определите, какие положения текста носят:Фактический характер.Характер оценочных суждений.(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций учёных. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждает учёных изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
№ слайда 27 Описание слайда:6. Прочитайте приведённый текст, вставьте пропущенные слова.Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своём мозгу ____(А) окружающего нас мира. Мы познаём этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые учёные даже говорят о любознательности, ____(Б) как о врождённых потребностях человека.В науке под познанием понимается особая ___ (В), в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.Познание представляет собой ____ (Г) творческой деятельности человека, направлены на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.Познанием называют, как правило, только процесс поиска ____ (Д), а его результат именуют знанием. Знание – получивший подтверждение и обоснование ______ (Е) познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
№ слайда 28 Описание слайда:7. Учёный-орнитолог изучает траекторию полёта перелётных птиц. Он проводит окольцовывания птиц, изучает места их гнездований, наблюдает и фиксирует поведение птиц после перелёта, систему питания.Найдите в приведённом перечне эмпирические научные методы, используемые учёным в его исследовании.1. Проведение экспериментов.2. Выдвижение гипотезы.3. Осуществление наблюдений.4. Приведение теоретических обоснований.5. Составление описаний.
№ слайда 29 Описание слайда:8. Запишите слово, пропущенное в таблице.1. Потребность.
№ слайда 30 Описание слайда:9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
№ слайда 31 Описание слайда:Ответы Эмпирические«государственное принуждение»2413112451212735426135РелигияКультура
ppt4web.ru
Кишенкова Познание, духовна сфера
Тема 3. ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Часть 1
А1.
Процесс постижения человеком законов развития природы,
общества, самого себя отражен в понятии
1) воспитание
2) обучение
А2.
3) познание
4) искусство
Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что
1) она объективна, не зависима от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов
2) в ее достижении применяются специальные научные методы и эксперименты
3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров
4) ее выводы могут быть дополнены новыми данными, часть
положений может устареть
А3.
Обыденное знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на
1)
2)
3)
4)
А4.
А5.
1 2 3 4 А3
1 2 3 4 А4
совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом
отсутствие объекта познания
наличие субъектно-объектного контакта
стремление приобрести истинные знания
Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
А. Для чувственной ступени познания характерна фиксация
сущностных свойств и качеств предмета в понятиях.
Б. Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А6.
1 2 3 4 А2
выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами
обобщении данных, полученных экспериментальным путем
накоплении и обобщении жизненного опыта
отображении мира в художественных образах
Особенностью социального познания, в отличие от познания
природы, является
1)
2)
3)
4)
1 2 3 4 А1
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель —
1 2 3 4 А5
1 2 3 4 А6
29
человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться
в своих суждениях» является примером:
1) представления
2) восприятия
А7 1 2 3 4
А7.
3) понятия
4) умозаключения
По заданию учителя биологии ученик проводил исследование
уровня загрязненности воздуха в центре города.
Какая дополнительная информация позволит сделать вывод
о том, что ученик использовал в своей работе теоретические
методы познания?
1) составление дневника наблюдений за лишайниками, растущими на деревьях
2) измерение уровня загрязненности воздуха при помощи специальных приборов
3) выдвижение гипотезы о том, что уровень загрязненности
влияет на характер флоры в центре города
4) описание состояния растений, находящихся в центральном
парке города
А8 1 2 3 4
А8.
Человеку свойственны различные пути и способы познания.
Что из перечисленного характерно для обыденного (житейского) познания?
1) выдвижение и обоснование гипотез, подбор теоретических
доводов и обоснований
2) проведение серии экспериментов, призванных доказать выдвинутые предположения
3) опора на жизненный опыт, наблюдения за явлениями природы, обобщение пережитого и прожитого
4) принятие на веру, без доказательств, отдельных суждений
и предположений
А9 1 2 3 4
А9.
Мышление посредством художественных образов свойственно
познанию
1) научному
2) эстетическому
А10 1 2 3 4
3) обыденному
4) религиозному
А10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Единственный подлинный источник знания — непосредственные ощущения.
Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать,
к примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
30
А11. В отличие от природы, естественной среды обитания людей,
культура
1 2 3 4 А11
1) представляет собой систему, подчиняющуюся стихийным
законам развития
2) включает в себя живые организмы, минералы, водные и земельные ресурсы
3) отличается целостностью и комплексностью связей и отношений, взаимозависимостью всех элементов
4) является продуктом созидательной деятельности человека
и общества
А12. В каком из приведенных предложений понятие «культура»
употреблено в смысле «совокупность духовных достижений народа в определенную историческую эпоху»?
1 2 3 4 А12
1) Культура представляет собой своего рода «вторую природу»,
среду, созданную умом, творческими усилиями человека.
2) Для древнерусской культуры характерно органическое сочетание языческих и христианских традиций.
3) Этот человек, вне всякого сомнения, отличается низким
уровнем культуры, его нельзя допускать в приличное общество.
4) Отличительной чертой демократической политической культуры является широкое участие народа в управлении государством.
А13. Религию от иных форм духовной культуры общества отличает
свойство —
1 2 3 4 А13
1) признание идеи сотворенности мира высшими нематериальными силами
2) отражение предметов и явлений материального мира посредством художественных образов
3) выдвижение гипотез, проведение экспериментов, постановка опытов, осуществление исследовательских проектов
4) построение стройной непротиворечивой логической системы
доказательств
А14. Какой из признаков свойственен как искусству, так и науке?
1) обладание механизмами, при помощи которых человек познает окружающий его мир
2) создание эмоциональных условных образов предметов и явлений
3) посредническая роль художника-творца между познающим
субъектом и объектом познания
4) особый понятийный аппарат, в котором фиксируются объективные свойства познаваемых объектов
1 2 3 4 А14
31
А15 1 2 3 4
А15. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком.
Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном
и безобразном.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А16 1 2 3 4
А16. Какое из приведенных понятий соответствует определению:
«Самостоятельная деятельность, направленная на приобретение знаний о природе, обществе, месте человека в мире и внутреннем мире личности»?
1) самореализация
2) самообразование
А17 1 2 3 4
3) самодеятельность
4) самосовершенствование
А17. В 2008—2012 гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам-родителям было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к сокращению
количества обязательных предметов в старшей школе и расширению выборности предметов и времени на самостоятельные
проекты?»
В результате опроса получены следующие данные (в %), представленные в таблице:
Варианты ответа
2008
2012
В целом оцениваю положительно, однако если в число необязательных предметов попадут наиболее значимые, это принесет вред интересам страны
38
31
Думаю, что количество обязательных предметов сокращать нельзя, так как за необязательные предметы наверняка придется платить родителям
40
52
Поддерживаю однозначно, так как ученик в современной школе больше должен учиться сам, искать
знания в Интернете
22
17
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Разнообразие образовательных услуг обязательно повлечет
за собой рост платности в образовании, но большинство родителей это поддерживает.
2) Родители и общественность являются активными сторонниками сокращения количества уроков и увеличения свободного времени детей.
32
3) Большинство опрошенных полагает, что надо переходить
от классно-урочной системы к индивидуальным проектам
и элективным курсам.
4) Идея сокращения обязательных предметов в школе нуждается в серьезном обсуждении со специалистами и общественностью, чтобы не пострадали интересы детей.
А18. В развитии современного образования проявляется тенденция
гуманитаризации, ее суть —
1 2 3 4 А18
1) внимание к новым информационным технологиям обучения
2) возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке
3) учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика
4) возможность начать предпрофессиональную подготовку
в рамках профильного обучения
А19. В российской системе образования в качестве отдельного направления выделяется дополнительное образование как для
взрослых, так и для детей. Среди приведенных примеров найдите ситуацию, в которой реализуется дополнительное образование для детей.
1 2 3 4 А19
1) После занятий в школе ученица посещает школу танца,
изучая классические, народные и современные танцы.
2) Учащийся профессионального колледжа осваивает профессию слесаря по ремонту автомобилей.
3) Старшеклассник выбрал в качества курсов по выбору «Экономику фирмы» и «Основы маркетинга».
4) Молодой специалист после окончания вуза пошел на курсы
краткосрочного повышения квалификации.
А20. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии образования?
1 2 3 4 А20
А. Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания к изучению гуманитарных предметов.
Б. Интернационализация образования связана со сближением
образовательных стандартов и программ между разными
странами.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А21. В обществознании под наукой понимается
1) образное отображение в сознании человека предметов и явлений окружающего нас объективного мира
2) совокупность всех результатов и продуктов познавательной
деятельности человека
1 2 3 4 А21
33
3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному
объяснению сущности явлений и процессов
4) процесс проникновения человека в суть вещей, поиск ответов на вечные вопросы бытия и смысла человеческой жизни
А22 1 2 3 4
А22. Какой признак отличает науку современной эпохи от науки
прошлых времен?
1) стремление к постижению сущности природных и социальных явлений
2) выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли
3) применение при проведении многих исследований методов
компьютерного моделирования
4) построение рационалистической, логически стройной картины мироздания
А23 1 2 3 4
А23. Ученые разработали новые принципы градостроительства,
обеспечивающие повышение комфортности жилья, качества
окружающей среды, доступности учреждений досуга и поддержания здоровья людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?
1) мировоззренческую
2) социальную
А24 1 2 3 4
3) прогностическую
4) объяснительную
А24. Науку отличает от иных форм духовной культуры (религии,
искусства, морали) то, что она
1) помогает человеку решать его вечные вопросы о смысле
жизни, предназначении человека на земле
2) служит отысканию истины, постижению истинной сути духовных и материальных предметов и явлений
3) стремится к объективности, логичности, доказательности
формулируемых выводов
4) характеризуется максимальным субъективизмом и иррациональностью, уповает более на чувства, чем на разум
А25 1 2 3 4
А25. Верны ли следующие суждения современной науки?
А. Современная наука отличается как интеграцией так и дифференциацией научных школ, направлений, исследовательской деятельности.
Б. Возросла мощь науки в современном обществе, и одновременно с этим повысилась ответственность ученых за последствия своих исследований и открытий.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
34
А26. Школьные психологи на протяжении ряда лет исследовали
побудительные мотивы к учению среди учащихся 5-х и 10-х
классов. Школьникам задавали вопрос: «В чем вы видите цель
вашей учебной деятельности?»
1 2 3 4 А26
% отвечавших
Варианты ответов учащихся
5-й класс
10-й класс
Получить знания об окружающем
мире
18
12
Порадовать своими успехами родителей и учителей
45
12
Лучше узнать самого себя, свои
способности и призвание
22
22
Продолжить обучение в высшей
школе
5
44
Успешнее общаться с окружающими людьми
10
10
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) Пятиклассники в меньшей степени, чем десятиклассники,
видят в школьном учении путь к познанию мира.
2) Для учеников пятых классов важным мотивом учения является одобрение и похвала старших.
3) Большинство опрошенных учеников обеих возрастных
групп выдвигает в качестве главного мотива учения общение с людьми.
4) Больше десятиклассников, чем пятиклассников, стремится
к познанию самих себя, к самоопределению.
А27. Продукты элитарной культуры
1) обладают свойствами товара и рассчитаны на массового потребителя
2) создаются по заказу образованной элиты для узкого круга
ценителей
3) передаются в виде традиции из поколения в поколение
4) как правило, не имеют установленного авторства
А28. Картины художника В. Кандинского, по мнению искусствоведов, сложны для понимания неподготовленному зрителю.
Язык выразительных средств художника сложен.
1 2 3 4 А27
1 2 3 4 А28
О продукте какой культуры идет речь?
1) массовой
2) народной
3) элитарной
4) популярной
35
А29 1 2 3 4
А29. Буддийские монахи на службе в храме монотонно произносят
мантры, время от времени ударяя в барабаны. Какой элемент
религии представлен приведенным примером?
1) догма
2) обряд
А30 1 2 3 4
3) вероучение
4) заповеди
А30. Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. На содержание продуктов массовой культуры влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его образования и духовных запросов.
Б. Элитарная культура ни при каких обстоятельствах не может иметь коммерческую направленность.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Часть 2
В1.1
В1.1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Формы культуры
Формы культуры
Особенности
основывается на выявлении сущностных
черт, объективных законов развития
и функционирования предметов и явлений материального мира
наука
искусство
отображает мир в эмоционально-образной
форме, в виде субъективных образов, создаваемых художником-творцом
основана на идее сотворения мира сверхестественными силами
Ответ:
В1.2
___________________________________________ .
В1.2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
______________________
методы научного познания
наблюдение
за объектами
Ответ:
36
описание
наблюдаемых
объектов
постановка
опытов
проведение
экспериментов
___________________________________________ .
В2.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух,
относятся к понятию «народная культура».
1)
2)
3)
4)
5)
6)
В2
анонимность большинства произведений
сохранение и трансляция из поколения в поколение
эпические предания
популярные сериалы
бестселлеры
студенческие анекдоты и байки
Найдите две позиции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
В3.
Установите соответствие между уровнями научного познания
и иллюстрирующими их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) выдвигаются и обосновываются научные гипотезы
Б) исследуются внешние изменения изучаемых объектов
В) проводятся замеры количественных показателей
Г) исследуемый объект наблюдается в контролируемых учеными условиях
Д) формулируются теоретические
обоснования и доказательства
Е) постигаются внутренние сущностные закономерности исследуемых объектов
В3
УРОВНИ
1) эмпирический
2) теоретический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ:
А
В4.
Б
В
Г
Д
Е
Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства.
В4
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
37
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты
Ответ:
В5
В5.
___________________________________________ .
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Современная наука представляет непосредственную
производительную силу общества и участвует в процессе социального управления. (Б) Как представляется, сегодня ни один
из общественных процессов не должен и не может обходиться
без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (В) Сложность современного общества и его противоречивость выступают важнейшими обстоятельствами, которые
вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг,
каждое решение. (Г) Иное поведение способно привести к катастрофическим и разрушительным результатам и последствиям.
(Д) Данные ученых привлекаются политиками всего мира при
принятии решений.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А
В6
В6.
Б
В
Г
Д
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, от
freedocs.xyz
Итоговый тест по курсу «обществознание»
ВАРИАНТ №1
1. Под обществом в самом широком смысле слова понимается
1) | весь материальный мир в его многообразии |
2) | объединение людей по интересам |
3) | преобразованная человеком часть естественной среды (природы) |
4) | способ и форма существования человечества |
Ответ: 4
2. Общество, для которого характерны стремительные перемены, интернационализация экономики и средств коммуникации, становление единых стереотипов потребления ученые оценивают как
1) | традиционно |
2) | аграрное |
3) | постиндустриальное |
4) | индустриальное |
Ответ: 3
3. К глобальным проблемам современного мира демографического характера относится
1) | действия международных террористических организаций |
2) | хищническое истребление лесов – «легких планеты» |
3) | снижение рождаемости в ряде развитых стран |
4) | локальные войны, создающие угрозу стабильности в ряде регионов |
Ответ: 3
4. Процессы глобализации связаны с
1) | сохранением традиционных религий |
2) | развитием национальных культур |
3) | формированием мирового рынка и его институтов |
4) | сохранением монархических режимов |
Ответ: 3
5*. Назовите черты, отличающие общество от природы.
1) | Действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей |
2) | Представляет собой совокупность взаимосвязей людей |
3) | Является естественной средой обитания человека |
4) | Формируется в результате деятельности людей |
5) | Представляет собой все человечество в целом |
Ответ: 245
1.
6. Важным отличием человека от иных живых существ служат
1)инстинкты 2) рефлексы
3)потребности 4)сознание
Ответ: 4
7.Верны ли следующие суждения?
А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
1) | Верно только А |
2) | Верно только Б |
3) | Верны оба суждения |
4) | Оба суждения неверны |
Ответ 3
8. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
1) | личность |
2) | индивид |
3) | деятель |
4) | субъект |
Ответ: 2
9. Верны ли следующие суждения?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.
1) | Верно только А |
2) | Верно только Б |
3) | Верны оба суждения |
4) | Оба суждения неверны |
Ответ: 3
10*. Каковы качества, отличающие человека от животного?
Ответ: 125 | |||||||||||
11. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя —
Ответ: 3 | |||||||||||
12. Обыденное (житейское) знание основано на
Ответ: 3 | |||||||||||
13. Особенностью познания человеком общественных явлений, в отличие от познания природы, является
Ответ: 1 |
studfiles.net
Познание, духовная культура часть 1
ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРАЧасть 1
1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражен в понятии
1) воспитание
2) обучение
3) познание
4) искусство
2. Эстетическое знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на
1) выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3) накоплении и обобщении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
3. Особенностью социального познания, в отличие от познания природы, является
1) совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом
2) отсутствие объекта познания
3) наличие субъектно-объектного контакта
4) стремление приобрести истинные знания
4. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.
Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признается в качестве истины.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Примером какого вида знания служит следующее утверждение: «Что делать мне, чтобы быть счастливым?» Этого я не знаю, но говорю тебе: будь счастлив и тогда делай то, к чему у тебя есть охота»?
1) теоретического
2) астрологического
3) житейского
4) мифологического
6. Знание о том, что масса веществ до их вступления в химическую реакцию равна массе веществ после реакции, было получено путем
1) научного эксперимента
2) предположения (выдвижения гипотезы)
3) теоретического анализа
4) божественного откровения
7. Поведенческие особенности людей, развитие личностных качеств, проблемы и сложности межличностного взаимодействия изучает область научного знания
1) этика 3) психология
2) эстетика 4) логика
8. Укажите верное высказывание:
1) Истинные знания — те, которые разделяются большинство»! людей.
2) В процессе познания приобретаются как истинные, так \ ложные знания, заблуждения.
3) Только те знания, которые соответствуют моральным нор мам, истинны.
4) Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.
9. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Единственный подлинный источник знания — непосредственные ощущения. Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, I
примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Для массовой культуры характерно
1) стремление к извлечению коммерческой выгоды
2) анонимность большинства произведений
3) необходимость специальных знаний для восприятия
4) сохранение в виде традиции, передающейся из поколения поколение
11. Студенческие анекдоты, байки, притчи представляют собой произведения культуры
1) массовой 3) народной
2) элитарной 4) экранной
12. Верны ли следующие суждения о религиях мира?
К национальным религиям, распространенным в отдельных странах, среди представителей определенных этносов, относится
А. синтоизм
Б. христианство
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. П. увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву. Резные работы П. приобретены для своих коллекций многими музеями страны. К какой области относится деятельность П.?
1) наука
2) искусство
3) религия
4) мораль
14. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком.
Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Школьные психологи на протяжении ряда лет исследовали побудительные мотивы к учению среди учащихся 5-х и 10-х классов. Школьникам задавали вопрос: «В чем вы видите цель вашей учебной деятельности?»
Варианты ответов учащихся | % отвечавших | |||
5-й класс | 10-й класс | |||
Получить знания об окружающем мире | 18 | 12 | ||
Порадовать своими успехами родителей и учителей | 45 | 12 | ||
Лучше узнать самого себя, свои способности и призвание | 22 | 22 | ||
Продолжить обучение в высшей школе | 5 | 44 | ||
Успешнее общаться с окружающими людьми | 10 | 10 |
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение
1) пятиклассники в меньшей степени, чем десятиклассники видят в школьном учении путь к познанию мира
2) для учеников пятых классов важным мотивом учения является одобрение и похвала старших
3) большинство опрошенных учеников обеих возрастных груш выдвигает в качестве главного мотива общение с людьми
4) больше десятиклассников, чем пятиклассников, стремите* к познанию самих себя, к самоопределению
16. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим. Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные
людьми.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
17. Продукты элитарной культуры
1) обладают свойствами товара и рассчитаны на массового потребителя
2) создаются по заказу образованной элиты для узкого круга ценителей
3) передаются в виде традиции из поколения в поколение
4) как правило, не имеют установленного авторства
18. В развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации, ее суть
1) внимание к новым информационным технологиям обучения
2) возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке
3) учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика
4) возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения
Часть 2
1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ: _____________________
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.
Ответ: ____________________________________________ .
3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) бестселлер Б) компьютерная игра В) анекдоты Г) концерт классической музыки Д) праздник урожая Е) эпические сказания | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 1) народная 2) массовая 3) элитарная 4) экранная |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты
5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_______________(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,_______________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______________
(В), в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
_______________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
— получивший подтверждение и обоснование_______________
(Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
7. Ученый-орнитолог изучает траекторию полета перелетных птиц. Он проводит окольцовывания птиц, изучает места их гнездований, наблюдает и фиксирует поведение птиц после перелета, систему питания.
Найдите в приведенном перечне эмпирические научные методы, используемые ученым в его исследовании.
1) проведение экспериментов
2) выдвижение гипотезы
3) осуществление наблюдений
4) приведение теоретических обоснований
5) составление описаний
Ответ: _______________________________
8. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Формы культуры
Формы культуры | Особенности |
наука | основывается на выявлении сущностных черт, объективных законов развития и функционирования предметов и явлений материального мира |
искусство | отображает мир в эмоционально-образной форме, в виде субъективных образов, создаваемых художником-творцом |
————————— | основана на идее сотворения мира сверхъестественными силами |
Ответ: _______________________________
9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:__________________________
Часть 3
Научная картина мира
Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Мегагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.
В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.
Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в развитии Вселенной снимает проблему бытийственной укорененности человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.
Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого постижения звездного неба над своей головой.
(Е.И. Попов)
С опорой на текст сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте приведенные в тексте два компонента этой картины мира.
Приведите указанные в тексте два основных признака научной картины мира. Кроме научной картины мира, автор называет донаучные и ненаучные картины. С опорой на знание курса приведите две любых, отличных от научной, картины мира, указав в каждой из них отличающий ее признак.
Изложите по тексту сущность идеи космизма. Поясните с опорой на текст и знание курса вывод автора о психотерапевтической функции этой идеи (приведите три пояснения).
«В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». Приведите три аргумента в обоснование приведенного суждения.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина и ее критерии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех, пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия | «Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе». (Т. Харди) | |
Философия | «Прекрасное и безобразное — все таится в человеческом сердце». (Конфуций) | |
Философия | «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант) | |
Философия | «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться». (Ж. Врак) |
fil.na5bal.ru
1. Природа и общество: основные этапы развития.
Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле
отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком
смысле природа – это область жизни на Земле. Понимаемая таким
образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот
термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера — это вся совокупность
живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы,
верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек,
который являясь частью живой природы, выделился из нее и со
временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало,
постоянно приспосабливая природу под свои нужды.
Отношение человека к природе на протяжении всей истории
человечества изменялось.
1 ЭТАП. Первобытнообщинный. Первобытный человек
занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои
потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной
зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей.
Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его
жизнь — бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа
вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной
зависимости. Явления природы обожествляются.
2 ЭТАП. Античность. Исходный пункт нового этапа –
возникновение и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется
переход от присваивающей к производящей экономике. Человек
начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся
ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает
оказывать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в
долине Тигра и Ефрата явилось результатом ирригационных работ.
Однако разрушение носит локальный характер и зачастую приводит к
исчезновению самих цивилизаций — зависимость от природных условий
жизни людей очень велика.
Природа остается грозной силой, превосходящей человека
практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В
античной философии природа – идеал гармонии, совершенства и
красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие
звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко
не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам,
если хочет добиться такой же гармонии в себе.
3 ЭТАП. Средневековье (1У-Х1У вв.) и эпоха Возрождения (ХУ-
82
ХУ1 вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается,
освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато
меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе.
Это период господства в Европе христианства, в котором
противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа,
одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой
жизни – в соединении с Богом, природа отходит на второй план.
Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер.
Однако, в рамках все той же христианской традиции постепенно
получает развитие совершенно иной взгляд на природу и отношение к
ней. Познать (соединиться) с Богом человек может не только через
молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование
природы (!). Бог отражается в природе. Познавая законы природы,
человек познает Бога и приближается к нему. Но это еще не все: задачей
человека в приближении к Богу является также со-творчество ему. Он
призван не только познавать, но и активно изменять, преображать
существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного
взлета науки в последующие века, современной технократической
эпохи. На востоке же отношение к природе не изменялось с античных
времен – сохраняется представление о человеке как части природы и
запрет на вмешательство в естественные процессы мироздания
(нарушение закона и гармонии).
4 ЭТАП. Новое время (ХУ11-Х1Х вв.). Основная задача, стоящая
перед человеком – освоение и приспособление природы для все
возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее
освоения и покорения – познание законов природы — наука. «Знание –
сила!» (Ф.Бэкон) — девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не
часть природы, он – ее вершина в силу своего сверхприродного
происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в
человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет
свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство
существования человека. Отношение к ней носит агрессивно-
потребительский характер.
В ХХ веке активная преобразовательная деятельность человека
на Земле приобретает разрушительный характер и в конце концов
ставит человечество перед проблемой не только само-уничтотожения,
но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. ХХ век – это
век экологического кризиса.
83
2.Проблемы социальной экологии.
Экология как наука, изучающая взаимодействие общества и
природы, последствия воздействия человека на природные процессы,
возникла в середине прошлого столетия. Фактически это наука о Земле
как об общем «доме» человечества, о котором нужно заботиться, не
разрушать, а сохранять ( дом учение).
Суть «экологического кризиса» состоит в следующем:
1. В результате вмешательства происходит нарушение равновесия
в природных процессах, естественные взаимосвязи внутри
экологических систем разрушаются (например, площадь лесов в
Африке за последнее столетие сократилось вдвое, причина – в
экстенсивном земледелии; резко увеличилось количество пустынь на
планете — 40% поверхности суши)
2. Природа не справляется с антропогенными нагрузками,
значительно превышающими ее естественные возможности (сама
численность людей угрожающе увеличивается: при существующих
темпах к 2150-2200 гг. достигнет 60 млрд. человек – предельное число,
которое способна прокормить Земля)
3. Разрушение природы начинает носить необратимый характер
(озоновые дыры, возможность «ядерной зимы», парниковый эффект
и т.д.).
В настоящее время и человечеству, которое стоит на краю гибели
и ученым ясно, что необходимо преодолеть противопоставление
человека и общества, остановить «экологический кризис», согласовать
«стратегию природы» и «стратегию человека», выработать новое
экологическое сознание. Еще в середине 70-х годов нашего столетия
Коммонером Б. были сформулированы четыре основных закона
социальной экологии:
— все связано со всем;
— все должно куда-то деваться;
— природа знает лучше;
— ничто не дается даром.
Эти законы определили неразрывную взаимосвязь и
взаимозависимость человека с окружающей средой и установили
запрет на необдуманное вмешательство в природу. Выдвинут
«экологический императив» по аналогии с категорическим
императивом И.Канта: поступай так, чтобы норма твоего поведения
могла стать всеобщим экологическим законом. Этот императив
возлагает ответственность за все, происходящее с природой не только
84
на человечество в целом, но и на каждого человека.
Выдающий русский ученый В.И. Вернадский, анализируя
проблему взаимоотношения природы и общества, в 30-40 гг. прошлого
века пришел к выводу, что в связи с активной деятельностью человека
наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой
появилась новая сфера – ноосфера или сфера разума. Преобразование
природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном
масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной
«геологической силой», его деятельность — определяющий фактор в
развитии биосферы вообще и носит уже не локальный, а глобальный
характер. Вернадский описывал это новое качественное состояние
биосферы со знаком «+». Ноосфера понимается ученым как высший
этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества,
их дальнейшего гармоничного развития в одном направлении. Переход
биосферы в ноосферу предполагает, что человек берет всю
ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так
и самого себя на себя, руководствуясь принципом «Не навреди». Этот
этап только формируется, но он обязательно должен быть. Концепция
В.Вернадского и должна быть положена в основание принципиально
нового отношения человека к природе, если он хочет выжить на планете.
Ключевые понятия и слова: природа, ноосфера, экология,
экологический кризис, парниковый эффект.
Контрольные вопросы и задания:
1. Как изменялось отношение человека к природе на протяжении
всей истории человечества?
2. В чем состоит суть «экологического кризиса»?
3. Что понимал В.Вернадский под «ноосферой»?
studfiles.net
Законы природы и законы общества
Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.
Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.
С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие «закон природы» тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.
Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.
Чел. о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни — труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.
В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:
1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы — зак не только мат, он и духовной деятельноси.
2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак — это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История — это деятельность преследующего свои цели человека.
3.Соц законы по хар своей деят — статистические.
4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.
Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.
антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.
натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.
Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.
Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Социальные законы: 1. общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке 3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил. 4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций 5. закон социальной революции 6.закон возрастающей роли нар масс в истории 7. закон относительной самостоятельности общ сознания. 8. закон возвышения потребностей.
Поппер. Особое внимание Поппера привлекает такой важнейший вид детерминационной связи как закон. Закон природы описывает, по его мнению, жесткую, неизменную регулярность. Поскольку законы природы неизменны и не допускают исключений, то они не могут быть нарушены или созданы. И если мы сталкиваемся с событием, противоречащим закону, мы говорим не об исключении, а о том, что наша гипотеза о существовании закона опровергнута.
Закону науки свойственны две особенности. Во-первых, у физического закона есть логическая форма, любой закон природы имеет количественную сторону и может быть формализуем. Во-вторых, всякий закон науки может быть выражен запретом. Однако Поппер в дальнейших рассуждениях на эту тему существенно ослабил силу требований к понятию «закон природы». Гак, читатель узнает, что законы могут открываться не только наукой, но и здравым смыслом, обыденным сознанием. Правда, такие законы никогда не называют законами, поскольку они являются банальностями, к таким законам не применима та логическая форма, о которой сам же он писал. Интересны рассуждения Поппера по поводу законов развития, законов истории, в частности. Он занимает жесткую позицию, утверждая, что таких законов не существует, и существовать не может. Дело в том, что, по мнению Поппера, если взять эволюцию вообще или историю человеческого общества, то каждая из них, по сути своей представляет собой один огромный факт, причем факт уникальный, единственный в своем роде. Сравнить эволюцию или историю человеческого общества просто не с чем. Когда речь идет об эволюции или истории, то всегда неявно предполагается, что они всегда «окончены» к тому моменту времени, которое мы обозначаем словом «сейчас». По отношению к таким явлениям возможен лишь ситуационный анализ, т.е. выявление факторов, влияющих на то-то и то-то в сегодняшней ситуации. Правда, в истории есть то, что часто принимается за законы, это — тенденции, которые указывают на некоторую направленность хода событий. Но любая тенденция тем и отличается от закона, что она может резко измениться, развитие событий может пойти в совершенно другом направлении. Отсюда Поппер и делает вывод, что предвидение в истории (наподобие предвидения солнечного затмения в астрономии) невозможно, возможен лишь прогноз, имеющий большую или меньшую степень вероятности осуществления.
studfiles.net