Процесс освоения социальных и культурных норм ценностей присущих – ,

Содержание

социализация и инкультурация, механизм инкультурации.

Поскольку человек социальное существо, следовательно, ему необходимо приспосабливаться к окружающему миру, иначе наступит изоляция, мизантропия, одиночество.

Социализация – это процесс освоение индивидом норм общественной жизни и культуры. Представители данной теории, рассматривают социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду через социальные связи, а с другой – активное воспроизводство этой системы индивидов в его деятельности.

В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению (сравнить стили воспитания детей):

В Японии – воспитатель стремиться использовать метод поощрения, нежели наказания, даже за совершение плохих поступков – воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить в унизительное положение. Весь процесс воспитания сопровождается привитием навыков самоуверенности в себе через внушение. Европейцы считают, что они балуют своих детей.

В Англии – процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Баловать – значит портить детей. Традиции английской культуры требуют относиться к детям сдержано, даже холодно. Дети в подобных условиях воспитания становятся рано взрослыми, т.е. готовы к взрослой жизни. Ведь до сих пор в Англии есть школы, которые применяют метод наказания через розги.

Инкультурация – освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур.

Основоположником исследования процесса инкультурации, был американский культурный антрополог Мелвилл Херсковиц, который выделил два этапа: первичный и вторичный. Объясняя тем, что каждый человек в своей жизни проходит определенные циклы: детство, юность, зрелость, старость.

Первичная стадия (охватывает детство и юность). Для данного периода характерно формирование у детей адекватные знания для повседневной жизни. Используются следующее функции: обучающая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная, развивающая, воспитательная.

Вторичная стадия (охватывает зрелось и старость). Инкультурация носит фрагментарный характер, т.е. осваиваются только отдельные виды культуры, которые являются жизненно необходимыми. Отличительной чертой является, что данный жизненный цикл способен к самостоятельному освоению социокультурного окружения, установленного а данном обществе.

Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяжении жизни приходится осваивать множество социальных ролей. Каждая социальная роль требует придерживаться множества культурных норм, правил и стереотипов поведения. Поэтому в социальных исследованиях процесса инкультурации все шире используется понятие

«культурная трансмиссия».

Культурная трансмиссия – это процесс передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам или поколениям.

Способы культурной трансмиссии:

  1. Вертикальная – процесс в котором культурная информация, ценности и умения передаются от родителей к детям.

  2. Горизонтальная – процесс освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками.

  3. Непрямая – процесс освоение происходит путем обучения у окружающих и специализированных учреждениях.

Каждый человек на протяжении всей жизни вовлечен в процесс культурной трансмиссии, но при этом происходит непосредственная взаимосвязь с его психологическими формами: имитация, идентификация, чувство вины и стыда.

Имитация – стремление ребенка подражать определенной модели поведения взрослых.

Идентификация – способ усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

Чувство стыда –

совокупность переживаний за сделанный проступок.

Чувство вины — совокупность переживаний человека вызванных внутренним раскаянием.

С.З: Ж.Ж.Руссо «Эмиль или о воспитании».

studfiles.net

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс освоения социальных и собственных культурных норм, продолжающийся на протяжении всей жизни человека

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ –система социальных связей, норм, которые удовлетворяют потребности общества. Например, к социальным институтам культуры можно отнести религию, праздники.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – период в истории Европейской культуры V – VII вв., идеологической основой которого стало христианство.

СУБКУЛЬТУРА

– часть общей культуры, система ценностей, организаций, обычаев, присущих большой социальной группе. В главных чертах она продолжает культуру нации, но добавляет к ней новые ценности, характерны только для нее.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР – некая классификация, проведенная по определенному критерию. Например, на основе религиозного можно выделить следующие: буддистский, христианский, исламский культурные миры и др.

ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС– этнос, именем которого называется данное государство.

ТОТЕМИЗМ – верования и обряды, основанные на представлении о родстве между человеком и животным, растением (тотемом).

ТРАДИЦИЯ– установления, поддержанные силой общественного мнения, передающиеся из поколения в поколение, обеспечивающие преемственность культуры.

ТРУБАДУРЫ– провансальские поэты-певцы XI-XIII в. в Западной Европе. Воспевали земную жизнь, возвышая любовные чувства человека. Предметом поклонения была замужняя женщина.

УНИВЕРСАЛИЗМ – распространение ценностей западного общества на другие культуры, насаждение западной культуры как универсальной, исключающей особенности других культур.

ФЕТИШИЗМ – религиозные поклонения предметам, которым предписывают сверхъестественную силу.

ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий, возникшая в I в. н.э. в Палестине. В основе христианства вера в искупительную миссию Иисуса Христа его воскрешение, второе пришествие, страшный суд, небесное воздаяние, установление Царства Божьего.

ХРОНОГРАФЫ– обзоры по всемирной истории, распространенные на Руси в конце XV-XII вв.

ШОВИНИЗМ –концепция и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, национальная ненависть.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ —неосознанная и глубокая реакция индивида или народа при столкновении с чужой культурой. Конфликт между привычным образом жизни и связанным с переходом в стадию цивилизации.



ЦЕННОСТИ – одобряемые, общепринятые большинством людей жизненные ориентиры.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

– 1 Этап развития человечества, связанный с его техническими достижениями.

2 Стадия культурного развития человека, следующая за первобытным обществом в соответствии со схемой варварство-цивилизация.

3 Высший период развития культуры, связанный с ее окончательным упадком, деградацией, неспособностью к творчеству, исчерпанием ее внутренней идеи и цели, которые перестают вдохновлять представителей культуры.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается привилегированной частью общества (элитой), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элитарная культура включает искусство, классическую музыку. Она трудна для восприятия и понимания «неподготовленного человека». Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества, ее формула «искусство для искусства». Э.К. является антиподом массовой, для нее характерно высокомерное отношение и противопоставление себя тем, кто не разделяет их убеждений.

ЭТНОС – исторически сложившаяся, общность людей на определенной территории, обладающая общими особенностями культуры и самосознанием, противопоставляющая себя остальным на основе чувства комплиментарности (т.е. взаимной симпатии).

ЭТНОЦЕНТРИЗМ –склонность оценивать явления и черты чужой культуры, через призму собственных ценностей и традиций, отдавая предпочтение собственным.

ЯЗЫК – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, самовыражение, средство познания мира, хранения, переработки информации. Выполняет коммуникативную и символическую функцию в культуре.

ЯЗЫЧЕСТВО – комплекс верований, основанный на политеистических представлениях. Например, славянский пантеон богов во главе с Перуном.

 

 

Вопросы к зачету по курсу культурология

1. Предмет, методы и место культурологии среди наук о культуре.

2. «Прогрессистская» и «органическая» школы в культурологии. Их подходы к истории и философии культуры.

3. Многообразие определений культуры. Основные подходы и их различия.

4. Культура элитарная, массовая и народная.

5. Культура как система ценностей.

6. Культура как целостная система и живой «организм».

7. Проблема взаимодействия культур и культурных контактов.

8. Культура первобытного общества.

9. Культура античной Греции.

10. Культура древнего Рима.

11. Истоки, сущность и значение христианства.

12. Культура средневековой Европы.

13. Культура Возрождения и Реформации

14. Специфика европейской культуры Нового Времени.

15. «Запад» и «Восток» как проблема культурологии.

16. Специфика культуры Китая.

17. Особенности индийской культуры.

18. Уникальность культуры Японии.

19. Культура исламского мира.

20. Глобальные проблемы и противоречия современной культуры.

21. Борьба «западников» и «славянофилов» в российской культуре.

22. Особенности культуры Киевской Руси.

23. Характеристика культуры Московии.

24. Культурные преобразования эпохи Петра I.

25. Российские мыслители о судьбах русской культуры.

26. Проблемы и противоречия в российской культуре на пороге XXI века.

 

megaobuchalka.ru

Инкультурация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Инкультурация — процесс освоения индивидуумом норм общественной жизни и культуры.

Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация»[править | править код]

В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

По мнению Мацумото, термин «социализация» относится к самому процессу и механизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т.е. к тому, что говорится, кому, когда и в каком контексте. Термин инкультурация относится уже к продуктам процесса социализации — субъективным внутренним психологическим аспектам культуры, которые усваиваются в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение к культуре» и «социализация» связаны с различием и сходством понятий «культура» и «общество».

В культурно-антропологической концепции М.Херсковица ключевым понятием является «энкультурация», которое тесно связано с понятием инкультурация. Энкультурация — вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Особенность интерпретации М.Херсковицом процесса энкультурации состоит в том, что, начавшись в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и тому подобном, она продолжается в виде обучения и совершенствования навыков и во взрослом состоянии.

Инкультурация — это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Инкультурацию так же можно определить, как процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к стандартам того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей

ru.wikipedia.org

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Социализация как инкультурация. Зависимость процессов формирования личности от социального окружения может быть рассмотрена на разных уровнях обобщения. Если развести их предельно дихотомично, то социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определюят содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений,

еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов (культурной вариативностью человечества) и определенной инвариантностью сущности человека. Как соотносятся

Параметры уникального (свойственного конкретной культуре) и всеобщего (свойственного разным культурам) в развитии индивида — вот тот вопрос, который задал кросс-культурный подход в психологическом анализе. И если для общей психологии интересна

Роль культуры в формировании психических процессов1, то социальная психология ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности — формировании социального поведения, становлении системы персональных ценностей и Я-

концепции. 1 В основном выделяются три исторически сложившихся направления анализа: исследования культурных различий перцептивных процессов, мышления и памяти. Начиная с конца прошлого века, когда впервые англичанин У. Риверс экспериментально исследовал остроту зрения, восприятие цвета и пространства у туземцев островов Торресова пролива, и до современных кросс-культурных исследований когнитивного развития«центральным пунктом спора является культура как независимая переменная» [Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. С. 84]. На сегодняшний день большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой культурная среда не влияет непосредственно на психические процессы, а задает существование определенных социальных практик. Последние и оказывают влияние; так, например, острота зрения культурно инвариантна, но в каждой культуре есть свои привычки интерпретации видимого, которые и влияют на конкретный результат. Подробнее о кросс-культурных исследованиях когнитивных процессов см.: Коул М., 1997. В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в



Инаковом культуральном окружении просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека —

существующий на уровне индивидуального и общественного сознания ответ на вопросы о возможных и должных качествах личности. Эти ответы могут быть достаточно неструктурированны, но, как справедливо замечает И. С. Кон, «именно они составляют ядро, стержневую ось так называемой наивной, обыденной, житейской, народной психологии любого народа, нации или этнической группы, интегрируя и суммируя особенности его социального воспитания, ожиданий и оценок» 1. 1 Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 110. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет

Особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективныедостижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная «собранность» Я-концепции.

Так, в американской культуре исторически сложилась высокая оценка таких, например, личностных качеств как уверенность в себе и умение владеть собой, и, следовательно, в процессе социализации ребенок будет ориентирован именно на эту модель —

Институты социализации будут формировать у него навыки уверенного и сдержанного в проявлении негативных чувств социального поведения, данные качества будут представлены как ценности на уровне индивидуального сознания и т.п.



Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей (от способов

Пеленания и времени отлучения от груди до представлений о смысле человеческого существования), то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином инкультурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи»

В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек,

компетентный в культуре — в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации иинкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества [Herskovits,

1967]. 1 Коул М. Культурно-историческая психология., М. 1997. С. 27. М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:# детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры; # зрелость, т.е. инкультурацию во взрослом возрасте,

Которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры —изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и

Ее развитие. В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида: # вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям; # горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до

Взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; # «непрямую» (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимородителей, взрослых — родственников, старших членов общины,

соседей и т.п. [Стефаненко Т. Г., 1999]. Очевидно, что изучение процессов инкультурации

«принадлежит» не только социальной психологии — с самого начала постановки данной проблемы и до настоящего времени исследования роли культуры в социальном развитии человека составляли предмет культурантропологии, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики. Для социально-психологических же исследований личности в

Культуральном контексте характерно внимание к различиям социальных норм и ценностей, вариативности ролевого поведения и особенностям социальной идентичности и Я-концепции1. 1 Анализ этой проблематики будет представлен в главе 1 второй части

Пособия.

2.3. Интернализа́ция (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

cyberpedia.su

2. Культура как система социальных ценностей и норм. Функции культуры.

Культура оказывает влияние на общественную жизнь через систему ценностей. Они отражают социокультурные предпочтения людей по отношению к различным природным и общественным явлениям, результатам материальной и духовной деятельности.

Ценности – это общепринятые убеждения, к которым человек должен стремиться.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям.

Каждый индивид усваивает и формирует определенную иерархию ценностей. Высокий культурный уровень человека позволяет ему отличить подлинные ценности от ложных.

Ценности культуры в нравственной, политической, правовой форме могут выступать в виде социокультурных норм, то есть совокупностей требований и вместе с тем образцов, стандартов поведения.

Выделяют правовые и нравственные системы норм.

Правовая система норм охраняется государством, обеспечивает регулирование деятельности людей. Правовые нормы направлены на соблюдение Конституции и законов. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает юридические санкции.

Нравственные нормы выражаются в моральных требованиях, обычаях, которым человек должен следовать в человеческом общении и своей жизнедеятельности. Они активно влияют на духовно–нравственную атмосферу в обществе, на взаимоотношения и поведение людей.

Культура выполняет ряд важных общественных функций:

  1. Познавательная функция. Приобщение людей к знаниям и способам профессионально–трудовой, общественно–политической, культурно–эстетической деятельности;

  2. Социализирующая функция. Обусловлена процессом становления личности, усвоения индивидами ценностей, норм, способов поведения, присущих данному обществу;

  3. Нормативно–регулятивная функция. Она вызвана общественной потребностью в социально–культурной ориентации человека, в регуляции его деятельности, регламентации общественных отношений на основе правовых и нравственных норм, эстетических образцов и художественных ценностей, обычаев и традиций;

  4. Коммуникативная функция. Отвечает потребностям людей в общении, во взаимном обмене информацией, социокультурными ценностями, опытом жизнедеятельности;

  5. Функция социальной (исторической) памяти. Культура выполняет важную роль воспроизведения и передачи от поколения к поколению накопленных социальных ценностей, традиций и образцов жизнедеятельности;

  6. Созидательно–преобразовательная функция. Выступает в качестве социокультурного фактора социально–экономического, духовно–нравственного развития общества, его демократизации;

  7. Функция гуманизации всех сфер жизни общества. Эта функция обусловлена необходимостью «очеловечить» производственные отношения, условия и содержание труда, деятельность политических институтов и т.п.

Таким образом, культура – неотъемлемая часть общественной жизни. Культура общества может быть «высокой» и «низкой», но общества вне культуры не бывает.

3. Типология культуры.

Осуществить типологию культуры совсем не просто, поскольку существуют разные и многочисленные критерии ее возможной классификации.

1. Выделяют материальную и духовную культуру. Под материальной культурой подразумеваются все предметы и материальные объекты культуры; каналы связей (дороги, пути связей, информационные сети), созданные носителями данной культуры в процессе жизни разных поколений.

Под духовной культурой понимается обширное пространство позитивно направленных духовных ценностей – образов, представлений, оценок, символов, приобретающих высокую смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.

В данном контексте можно говорить также о смешанном типе, сочетающем в себе признаки как материальной, так и духовной культуры. Например, музей изобразительного искусства, если мы рассматриваем здание, как часть какого–нибудь архитектурного комплекса, является объектом материальной культуры, а произведения художников, выставленные в музее, скорее, духовной культурой.

2. По субъекту – носителю выделяют массовую и элитарную культуру. Массовая культура возникла в Новое время и порождалась процессами индустриализации. Сегодня она развивается под воздействием перехода развитого общества к постиндустриальной, информационной культуре. Проявления массовой культуры заметны в разных областях деятельности: массовая общеобразовательная школа формируется в процессе социализации детей; СМИ развиваются в области культурных коммуникаций; массовые движения и партии – в политической жизни; массовый потребительский спрос и стандарты престижных услуг – в потреблении жизненных благ, проведении досуга.

Продукты массовой культуры создаются профессионалами–специалистами в сфере потребительского спроса, образования, политики, массового искусства, рекламы и адресованы широким слоям населения. Важным рычагом развития массовой культуры выступают коммерческие цели, а также ориентация на создание своеобразного эрзац–продукта, то есть товаров, услуг, художественных ценностей, рассчитанных на усредненный вкус.

Массовой культуре противопоставляется элитарная культура, которая представляет собой так называемую «высокую культуру», концентрирующую духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений и адресованную более образованным слоям и группам.

Пример массовой культуры: книги и фильмы про Гарри Поттера. Пример элитарной культуры: произведения Ф.М. Достоевского (не из школьной программы).

Но бывает и так, что один и тот же продукт культуры может относиться как к массовой, так и к элитарной ее разновидности. Например, музыкальное произведение Людвига ван Бетховена, исполненное оркестром в Филармонии – это элитарная культура. А то же самое произведение в качестве рингтона на телефоне – это пример массовой культуры.

3. По уровню общности выделяют общую культуру (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие сознание и поведение основной массы населения) и субкультуру1. Субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой–либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры2. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В качестве примеров различных субкультур можно привести следующие: рэперы, готы, толкиенисты, роллеры, ролевики, байкеры, диггеры и т.д.

Следует отметить, что в социологии понятие «субкультура» в большей степени рассматривается применительно к изучению молодежи, как социально–демографической группы и девиации (как примеры позитивного или же негативного отклоняющегося от нормы поведения).

4. По отношению к власти можно выделить господствующую культуру и контркультуру. Под контркультурой понимается такой тип субкультуры, который отвергает ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивает свою альтернативную культуру, новые духовные ориентиры3. Примером контркультуры может служить леворадикальное, анархистское социально–политическое и идеологическое движение, возникшее в 1960–х годах и носившее форму социального протеста. Теоретики контркультуры выступают против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма и т.д., поощряют индивидуальную свободу, раскрепощение личности и т.п.

5. По цивилизационному или национальному признакам выделяют западную, исламскую, православно–славянскую культуру или британский, японский, китайский, российский культурно–исторический тип. В основе его часто лежит так называемая народная культура. В современных условиях народная культура обозначает собирательное понятие, которое сводится к некоторому этническому или религиозному варианту как совокупность ценностно–нормативного и смыслового содержания, закрепленного в ментальности и развиваемого в традициях. Важная составляющая народной культуры наших дней – это сознание человеком принадлежности к собственной культуре, духовной близости к своему народу и адаптация народных традиций к современному социальному контексту.

Пример народной культуры: фольклор, бытовая утварь, народные костюмы и т.д.

studfiles.net

3. Социализация и инкультурация — Textb.net

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

3. Социализация и инкультурация

  Прежде всего, культура формирует определенный тип личности. Исторические традиции, нормы и ценности, образцы поведения, свойственные конкретному обществу, специфика географического положения, доминирующие экономические модели — все богатство существования данной культуры — вот неполный перечень факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. Зачастую общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях, так или иначе проявляются в индивидуальных особенностях психики и жизненного опыта личности.
  С другой стороны, личность можно считать творцом культуры. Без личности невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов культуры. Личность не просто приспосабливается к культуре, а создает свой собственный микромир.
  Но для того, чтобы человек мог находиться в социуме, ему необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию, и одиночество. Для этого человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления, тем самым включается в окружающий мир. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
  Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать терминами «социализация» и «инкультурация». Они достаточно часто используются как синонимы, поскольку оба понятия отражают процесс усвоения культурных ценностей какого-либо общества и во многом совпадают друг с другом по содержанию (если рассматривать термин культура в широком смысле: как любую биологически ненаследуемую деятельность, закрепленную в материальных или духовных продуктах культуры).
  Тем не менее большинство ученых, понимают культуру как исключительно человеческий способ бытия, который разделяет человека и всех других живых существ нашей планеты, считая рациональным различать эти термины, отмечая специфику каждого из них.
  Термин инкультурация понимается как постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Социализацию же сторонники данной точки зрения рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой, — активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности, процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.
  Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволяет ему успешно существовать в качестве полноценного гражданина.
  Научно доказано, что в каждом обществе на первый план выдвигаются свои качества личности, формирование и развитие которых происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению.
  Так, например, можно выделить два противоположных по своему характеру стиля воспитания детей — японский и английский.
  Если рассматривать воспитание в Японии с точки зрения европейского человека, то можно предположить, что японских детей невероятно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6-7 лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших; чтить долг и быть преданным семье. С возрастом ограничение поведения значительно усиливается, но и тогда воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, а не наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя дурное, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Японских детей не порицают, а обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.
  И совершенно противоположным образом строится процесс воспитания в Англии. Англичане считают, что чрезмерное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. По их мнению, баловать детей — значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступка ребенка ждет суровое наказание. Англичане с детства приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, их не надо специально подготавливать к взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети устраиваются на работу, некоторые из них покидают родительский дом и живут отдельно.
  Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот процесс включает в себя формирование таких основополагающих человеческих навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к различным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.
  Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культурный антрополог М. Херсковиц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. При этом он выделял две стадии инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.
  1) первичную, которая охватывает детский и подростковый период, когда человек впервые осваивает самые необходимые общезначимые социокультурные нормы;
  2) вторичную, при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки, социальные роли и т.д. (например, иммигранты, адаптирующиеся к новым условиям).
  На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Его основное содержание составляют воспитание и обучение, здесь отмечается превалирование роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры.
  Игровые формы представляют собой универсальное средство инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:
  — обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации различно модальности;
  — коммуникативную, ориентированную на объединение разрозненного сообщества людей в коллектив и установление межличностных эмоциональных контактов;
  — развлекательную, выражающуюся в создании благоприятной атмосферы в процессе общения;
  — релаксационную, предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в различных сферах жизнедеятельности;
  — развивающую, состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;
  — воспитательную, направленную на усвоение общественно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.
  Как

textb.net

Политическая социализация как процесс усвоения ценностей и норм политической культуры

Политическая социализация как процесс усвоения ценностей и норм политической культуры

Неотъемлемой частью политической культуры любого современного общества является политическая социализация личности. Словосочетание «политическая социализация» состоит из двух слов. Слово «социализация» (от лат. socialis – общественный) означает процесс становления личности, то есть усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Это, как не без основания считает Ж. Т. Тощенко, постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом (Тощенко Ж. Т. Социология: Общ. курс.- М.: Прометей. 1994.- С. 228). Социализация представляет собой процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.

Политическая же социализация – это процесс включения индивида в политическую систему, вхождение его в мир политики.

По определению авторов учебника «Политология» под ред. М. А. Василика (М.: Гардарики, 2001.- С. 379) политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Соловьев рассматривает политическую социализацию как процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции (Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- М., 2002.- С. 324).

Из этих определений видно, что политическая социализация это процесс усвоения определенной политической культуры, как составной части духовной культуры общества.

Политическая культура, как отмечалось в предыдущем разделе, состоит из познавательного, эмоционально-чувственного, оценочного и поведенческого элементов. Следовательно, процесс политической социализации предполагает усвоение содержания этих элементов.

Говоря о познавательном элементе, следует подчеркнуть, что он включает в себя прежде всего политические знаний индивида, его политическую образованность, способы политического мышления, которые являются исходным звеном, клеточкой политической культуры личности. Речь идет о знании и понимании Конституции, других законов страны, программных положений крупных политических партий, сущности, функций, структуры государственных органов, органов местного самоуправления, основных политических процессов международной жизни.

Однако само по себе познание политических явлений, ценностей, норм еще не означает превращения их в культурный арсенал отдельного человека, как и социальной группы, в глубокие убеждения, то есть в стойкие, осознанные ориентации личности на определенные политические ценности. Ценности и нормы становятся элементами внутреннего мира человека, превращаются в убеждения, в жизненные ориентиры и позиции, преобразуются в способ деятельности в процессе политической практики. Именно в процессе политической практики, накопления собственного социального опыта личности, ее взаимодействия с обществом, социальными группами, другими индивидами происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт помогает человеку корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения.

Политическая социализация выполняет ряд важных функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет достичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Вхождение человека в мир политики – сложный процесс. Темпы и степень этого вхождения обусловливаются многими факторами. В их числе влияние: а) макросреды – государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества; б) микросреды – институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей; в) биопсихологических характеристик; г) самовоспитания (См.: Тавадов Г. Т. Указ. соч.- С. 270).

Среди факторов, влияющих на социализацию индивида, особое место занимают специальные институты, отвечающие за вовлечение в ту или иную группу новых членов и обучение их своим требованиям. Под институтами социализации принято понимать те элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы, ценности культуры. Эти институты включают как специально организованные механизмы целенаправленного воздействия на личность (школа, пропаганда и пр.), так и стихийные, не поддающиеся общественному контролю (неформальные группы сверстников).

Вместе с тем следует отметить, что на личность воздействуют не только собственно политические факторы, хотя они и имеют первостепенное значение, но и неполитические условия, в которых происходит созревание человека. Так, к числу неполитических факторов, играющих заметную роль в передаче политических идей, взглядов, ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, искусство, культура, средства массовой информации. Их значение определяется тем, что в непрямой форме они канализируют базовые личностные ориентации на власть, конфликт и порядок, насилие и терпимость, свободу и дисциплинуЮ которые в политике оформляются в ее специфическом контексте. Исследования, проводившиеся в 90-е годы, обнаружили, что из многочисленных факторов социализации указали на семью 79,2 % и друзей – 49 % опрошенных (См.: Шестопал Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии.- М.: РОССПЭН, 2000.- С. 281).

Говоря о факторах политической социализации необходимо подчеркнуть, что чаще всего факторы выступают в виде персонифицированных носителей общественного влияния, которые получили название агентов социализации. Это непосредственные «проводники» социологизирующего воздействия. К их числу относятся преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.

Первый – это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний. Второй путь – это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т. д.

Это свидетельствует о том, что политическая социализация – это сложный, внутренне противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, она представляет собой интериоризацию требований политической системы, то есть усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей, а с другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.

Избирательность процесса социализации выражается в освоении тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненных позиций личности.

Таким образом, главный смысл политической социализации заключается в достижении необходимого умения ориентироваться в мире политического: вырабатывать интересы, оценивать политическую ситуацию, принимать определенную тактику и стратегию политического действия, отстаивать свои властно значимые интересы, взаимодействовать с другими субъектами политики. Осваивая общепринятые нормы и навыки политического действия, человек воспринимает все стороны политического сознания группы, себя, класса и общества в целом, учится быть политически сознательным.

politics.ellib.org.ua