Принятия христианства на руси ход: Последствия принятия христианства для Руси

Содержание

Последствия принятия христианства для Руси

988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Духовные и культурные

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности и культуры, которая за образец была взята из Византии:

  • Установилась новая система летоисчисления (с 1 марта начинался новый год).
  • В жизнь вошли церковные праздники.
  • Появился римский счёт, названия месяцев (генварь, фувруарь и так далее).
  • Греческими монахами Кириллом и Мефодием, были принесены 2 славянские азбуки — кириллица и глаголица, что послужило развитию русской письменности.

Новые культурные традиции предполагали образованность определённого слоя населения — священники, мастера и политики. В связи с этим появлялись школы грамоты, из которых выходили первые поколения русской интеллигенции.

Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература и другие. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. Первые книги не были развлекательного характера, к ним относились со всей серьёзностью и бережностью.

Киевская Русь стремилась образовать своё культурное единство на основании духовных качеств: “милосердие” и “совесть” стояли выше, чем “справедливость” и “закон”.

Международные

В 9 веке христианство приняли многие страны Запада (Польша, Дания, Чехия, Венгрия и другие), поэтому христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но в то же время, ограничение их со странами Востока.

Единая религия помогла Древней Руси войти в христианскую “семью” европейских стран и стать на одном уровне с ними, впитать их культуру и науки, войти в круг доверия. Значительно укрепились отношения с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации. Наладилась международная торговля, заключались браки с европейцами, что также служило укреплению международных связей.

Нравственные

Коренной перелом в мировоззрении христианской Руси повлиял на нравственную составляющую её народа. Так, для язычника главным является достойно проводить умершего человека для приобретения им лучшей посмертной жизни, а для христианина: посмертная участь зависит от того, кем был человек всю свою жизнь. Такой принцип стал определяющим в поступках людей, что послужило становлению русского менталитета, сохраняющегося по сей день.

На смену жестокого язычника пришёл христианин, призванный жить по совести и закону Божьему. Отменены многожёнство и жертвоприношения. Народ, входивший в состав Руси, был разнообразен (угро-фины, тюрки-кочевники и другие) и имел свои традиции. Установление государственной религии положило началу единства и образования древнерусской нации, чего не удалось язычеству.

Политические

Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку.

Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя.  Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус.

Экономические

После крещения Руси начала развиваться экономика. На внутренний рынок поступили заграничные товары союзных государств, стало развивать ремесло, чеканились свои монеты. Развитию торговли послужило доверие к русским христианам, в то время как раньше их называли “варварами” и стремились не выстраивать экономические отношения.

Таким образом, христианские постулаты внедрялись во все сферы жизни народа, что и определило дальнейшее успешное развитие Руси.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

Оцените статью!

как Крещение способствовало объединению русских земель — РТ на русском

В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».

И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

  • © Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

  • © И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

  • © В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.

Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади © Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

1. Причины принятия христианства. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

Читайте также

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год — эпоху принятия апостольского христианства

25.  На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год — эпоху принятия апостольского христианства На старых русских, сербских, болгарских, иконах, на нимбе вокруг головы Христа рисовали крест и на нем три церковно-славянские буквы. На левом конце —

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год – эпоху принятия апостольского христианства

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год – эпоху принятия апостольского христианства На старых русских, сербских, болгарских, иконах, на нимбе вокруг головы Христа рисовали крест и на нем три церковно-славянские буквы. На левом конце –

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ

Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ 1.  ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ

2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ

2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ Настоящая книга в значительной степени посвящена независимому датирования эпохи принятия христианства в Империи и вытекающим отсюда следствиям. Прежде всего напомним, что представляло из себя

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

6.

 НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

6. НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА На старых русских, а также сербских и болгарских, иконах, изображающих Христа, на нимбе вокруг его головы рисовали крест и на нем писали три церковно-славянские буквы. На

Причины популярности христианства христианства

Причины популярности христианства христианства Однако что заставляло и заставляет миллионы и миллионы людей много веков веровать во Христа и исповедовать христианство? Только ли те высокие нравственные принципы, что Он поведал сему миру? Человечество на протяжении

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ХРИСТИАНСТВА

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ХРИСТИАНСТВА Появление христианства на какое-то время почти не привлекало внимание и оставило лишь слабый след в языческой или иудейской литературе того времени. Сенека (перед трибуналом, в котором председательствовал его брат и на который иудеи привели

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979 Индоевропейские по своему происхождению племена славян, двигаясь, по всей вероятности, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по Центральной и Восточной Европе на широком пространстве от

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

5. Значение принятия христианства

5.  Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Глава третья Причины принятия «сухого закона»

Глава третья Причины принятия «сухого закона» Версия № 1. Конспирологическая. Бытовая. Личностная «Спасибо партии родной, Горбачеву Мишке, Мой миленок бросил пить — Поднялася шишка». Водка – персонифицированный враг Горбачева и перестройки. Самый страшный и самый

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. Отечественная история: Шпаргалка

Читайте также

§ 16 – 17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 16 – 17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Просвещение и литература. В IX веке славянские просветители из византийского города Солуня (Салоники) братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу. Кириллица напоминает современные печатные заглавные буквы,

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

§ 7. Культура Древней Руси

§ 7. Культура Древней Руси Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» — культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси Система «шестибожия» во главе с Перуном не оправдала надежд Владимира, потому что тормозила процесс объединения земель, принявший в конце X века отчетливый конфедеративный характер. К тому же дружинники молились, как и ранее, Перуну, кузнецы

2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ В 980 г. после братоубийственной войны власть узурпировал младший сын Святослава Владимир (980—1015 гг.). Он проводит активную внешнюю политику.В 981 г. князь совершает поход на Польшу, Перемышль, Червень и

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси Вопрос о том, когда было крещение Руси, совсем не риторический, поскольку в источниках существуют различные сведения об этом событии. Так, о крещении Руси вслед за событиями похода на Константинополь в 860 г. сообщает хроника Продолжателя

ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси

ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси 1. Культура языческого периода История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о ревнерусской культуре

Принятие христианства и распространение его на Руси

Принятие христианства и распространение его на Руси Владимир–язычник При жизни своей Святослав разделил Русскую землю на три части, или уделы, и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший, получил Киевскую область и звание великого князя; Олег – землю Древлянскую, а

Глава IX КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Глава IX КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Накануне образования Древнерусского государства славянские племена, населявшие территорию Восточной Европы, достигли значительного социально — экономического и культурного развития. Наследие восточнославянских племен, объединившихся

что дало народам крещение Руси?

28 июля в России, Беларуси, Молдове и Украине отмечают важный исторический праздник – День крещения Руси. Конечно, такое знаковое событие произошло не именно в этот день: крещение Руси было протяженным во времени. Но 28 июля православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, который в 988 году принял решение о крещении Руси и крестился сам, со всей своей дружиной и боярами. Поэтому праздник в честь крещения Руси было решено отмечать в этот день.

О том, как Князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным, мощным, ресурсным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают толкования и альтернативные версии. Например, что было бы, если бы князь Владимир выбрал для Руси другую религию?

Как князь Владимир выбрал восточное христианство?

А ведь действительно, такая вероятность была. Летописи рассказывают, как Князь Владимир принял решение объединить находившиеся под его рукой народы и отказался от идеи использовать для этого язычество. После этого он призвал к себе представителей самых сильных мировых религий. Они явились, чтобы обратить князя Владимира в свою веру. «И начался богословский спор, – рассказывает специалист по истории Древней Руси, профессор Игорь Данилевский. – Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие».

После этой беседы князь Владимир отправил в каждую из стран отдельную депутацию бояр, чтобы они посмотрели, как каждая из религий отражается в жизни людей и государства. Вернувшись, бояре рассказали обо всем, что видели.

Картина: Великий князь Владимир выбирает веру(1822г.)/Эггинк Иван

Игорь Данилевский: «Многое в каждой из религий понравилось князю Владимиру. Например, ему вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Однако строгие пищевые запреты, а особенно запрет на вино пришлись не по вкусу. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Бояре с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. «С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, восточная христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм», – говорит историк.

Почему крещение означало свободу и независимость?

Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.

«Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим», – говорит протоирей Всеволод Чаплин.

По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.

Картина: Крещение князя Владимира(1885-1893гг.)/Виктор Васнецов

«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Лекарство от раздоров

«Праздник Крещения Руси дает нам повод обратиться к истории, к корням, ко всему тому, что было выворочено и выморочено в нашем народе, – говорит священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков. – Это не просто торжественная дата, но настоящее событие, связанное с истоками нашего православия и русского народа, русской культуры, русского менталитета и даже русского языка, который появился из славянского, оплодотворенный Евангелием, святоотеческим наследием и первыми русскими христианскими летописями, наставлениями и словами мудрости, такими как «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» и другие».

К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.

«Сегодня особенно важно вспомнить о том, что в киевской купели родился народ, ценящий мир, – говорит Георгий Кочетков. – Таковой была политика князя Владимира после 988 года, что, конечно, связано с христианской верой. Именно эта вера веками питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».

И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.

По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.

Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев

«Мы вышли из одной купели – и русские, и украинцы, и белорусы, и карпатороссы, являясь по сути одним народом, связанным и одной верой, и очень близкой культурой. Именно гонения на православную церковь, искоренение ее на русской земле позволили заложить семя раздора между Украиной и Россией, что было невозможно до 1917 года, какие бы ни были у нас противоречия и разногласия, обычные между любыми соседями», – говорит Георгий Кочетков.

По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.

Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.

Новости / День крещения Руси / Правительство Брянской области

Ежегодно 28 июля отмечается День крещения Руси. Он совпадает с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория Севастополя). После принятия христианства князь Владимир организовал крещение киевлян, а позднее — и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в Новгороде установлена епископская кафедра. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII–XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Тогда по всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».

В 1987 году XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отпраздновать грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

В августе 2009 года по инициативе патриарха Московский и всея Руси Алексия II Министерству культуры Российской Федерации было поручено разработать законопроект о включении дня памяти святого Владимира в число государственных памятных дат. В мае 2010 года документ был подписан главой государства.

Пресс-служба Губернатора и Правительства области

Выбор на века | Мнения

Крещение Руси стало ключевым моментом в истории нашей государственности и культуры. Память об этом событии заставляет нас вновь и вновь задумываться о значимости человеческого выбора. Как в прошлом, так здесь и сейчас. И сегодня этот выбор актуален как никогда.

Сама по себе история принятия христианства — один из наиболее сложных вопросов истории Древней Руси. В том числе из-за весьма запутанного рассказа «Повести временных лет» — главного источника об эпохе Владимира Святославича. Тем не менее большинство исследователей склоняется к тому, что сам князь принял святое крещение на территории Крымского полуострова — в древнем городе Корсунь (Херсонес), на окраине современного Севастополя. А потом уже, вернувшись в Киев, крестил дружину, горожан, положив тем самым начало растянувшемуся на долгие годы крещению Руси.

Впрочем, если верить «Повести временных лет», даже в XI веке шли споры о месте и обстоятельствах крещения князя. Не случайно, подробно изложив «корсунскую легенду», летописец добавил ремарку: «несведующие же говорят, будто крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василеве (город в нескольких десятках километров от Киева, построенный князем Владимиром и названный в честь его крестильного имени — Василий), а другие иначе скажут».

Собственно, научные споры по поводу деталей крещения самого князя, а затем и всей Руси, продолжаются до сих пор. Впрочем, к сожалению, не только научные: на Украине некоторые особо ретивые «историки» и вовсе утверждают, что святой равноапостольный князь никакую Русь не крестил, ограничившись лишь территорией Незалежной. Смешно даже обсуждать такие трактовки истории.

Между тем, если вдуматься, история о крещении князя Владимира — это прежде всего история о значимости человеческого выбора. Не стоит вслед за Львом Николаевичем Толстым недооценивать роль личности в истории. Конечно, объективные факторы, случайные совпадения, суммы человеческих устремлений — всё это оказывает влияние на ход событий. Однако убежден: в основе любого поступка все-таки лежит человеческий выбор.

Без преувеличения: выбор князя Владимира — и личный, и государственный — предопределил развитие России на века. Именно в этом — в масштабе и значении сделанного им выбора — ему не было и, наверное, уже не будет равных.

Принесенные им на Русь христианство и письменность — эти неразрывные части российской духовности и культуры — вот уже тысячу лет являются краеугольными столпами нашей идентичности. Без Владимира Россия была бы иной. Нет, даже не так: без него ее просто бы не было в том смысле, к которому мы все привыкли и без которого мы ее не мыслим. Про какого еще исторического деятеля можно сказать такое?

Христианский подвиг Александра Невского и воинское служение Дмитрия Донского, опричнина Ивана Грозного и «окно в Европу» Петра Первого, толстовское богоискательство и ленинское богоборчество. Всё это и многое другое, нравится нам это или нет — производные его выбора. Кто-то из его потомков пытался идти в фарватере предначертанного им пути, кто-то сознательно шел в противоположном направлении. Но точкой отсчета был он. Вернее, его выбор…

Этот выбор и сегодня актуален как никогда. Вера или безверие? Верить ли в Бога? Довериться ли человеку? Каждый из нас решает это для себя сам. Похоже, князь Владимир одним из первых (по крайней мере здесь, на земле, которую называют то грешной, то святой) понял, что без Веры всё и вся рассыпается, превращается в тлен. Осознав это, он сделал свой выбор в пользу веры…

Автор — главный редактор журнала «Историк», учитель истории ГБОУ «Школа № 1505 «Преображенская»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Принятие христианства на Руси

первые знания о проникновении христианства в Россия относится к 1-му веку н.э. В IX веке Русь приняла Христианство дважды: сначала в году из 957 при Ольге и затем во времена Владимира в 988.
После Крещение Ольги, Крещение из Россия стали быстро развиваться. Россия поддерживала дружеские отношения с и Византией Империей и Римской Церковью ; было также место для мусульман и евреев . Но принять христианство было необходимо по нескольким причинам:
1. Это было необходимо в интересах развития государства — во избежание изоляции от остального мира .
2. Единобожие было сущностью единого государства с монархом во главе.
3. Христианство укрепило семью и ввело новые нравы.
4. христианство сделано для развития культуры — философии, теологии литературы .
5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество — равноправие).
Видимо, сам Владимир думал о своей жизни полной братоубийства и разврата. Христианство могло дать отпущение грехов и очистить душу.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии и иудейской Хазарии. Ислам не стал популярным, потому что запрещал употребление вина. Католицизм тоже не подходил, так как служба велась на латыни и Папа, а не светская власть , стоял во главе Церкви.
В 987 году Россия вступила в сношения с Византией для крещения.Владимир потребовал сестру императора Василия II — княгиню Анну — взять в жены. Что касается Византийской империи, то ей потребовалось дополнительных человек для борьбы с мятежниками человек. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но Владимир, в свою очередь, должен был креститься и сложить восставших . В Византию был послан русский отряд и восстание подавлено, но греки не спешили выполнять условия договора о браке.Владимир собрал войско и в 988 году выдвинулся в центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды со стен под осадой была послана стрела с посланием в лагерь Владимира . В сообщении говорилось о необходимости перекрытия водопровода . Послание написал священник Анастас.
Херсонес пал, и Владимир отправил гонцов в Константинополь с требованием выдать Анну замуж за него.В своем послании он пообещал креститься. Именно здесь где его окрестили Василием . После этого он вернулся в Киев , взяв с собой иконы, церковную утварь и священнослужителей.

Крещение Россия

Много времени прошло между Крещением Владимира и Крещением Россия . В 990 году были предприняты первые попыток ввести новую веру.Оно встретило большое сопротивление со стороны язычников.
Первым крестился Киев. началось строительство церквей. Un Новгород Владимир поручил миссию заботам своего дяди Добрыни. Но горожан разрушили его двор и убили его родственников. Тем не менее восстание года года было подавлено. Византийская империя всячески помогала России — напр. в перевозке книг, которые были тщательно переведены.
Светская власть стояла во главе Церкви, а не священнослужитель (как римский папа).

Значение христианизации Руси

Потребовалось несколько веков для укрепления христианства , но влияние язычества не ослабело. Так что это было время для двух религиозных верований. С одной стороны люди молились в церкви, а с другой продолжали праздновать языческие праздники . Таким образом, праздник Коляды слился с Рождеством , а Масленица с Великим постом.
1. В распоряжение Церкви поступило земель . Что касается монастырей, то они придерживались безбрачия и отказа от всех плотских и мирских удовольствий. Игумен стоял во главе монастыря . В течение года монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества.
2. Став сильной с экономической точки зрения, Церковь стала играть большую роль в политической жизни. В политических интригах участвовало около архиепископов и митрополитов, но в целом они были против междоусобиц и за единство России .
3. Было создано около школ при церкви. Церковное искусство : икона живопись и летопись были в большом расцвете.
4. Более того, князья стали поручать судебных дел, касающихся семьи и религии, Церкви.
5. Содействуя развитию культуры и грамотности, Церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, считая веселые праздники Коляды и Масленицы бесовскими.
6. Содействуя экономической , культурной, религиозной близости с Византийской империей и другими православными государствами, Церковь выступала против римско-католической веры, содействуя изоляции от стран
Западной Европы и культурным процессам , который там проходил.

Как христианство пришло в Украину и Россию | Христианская история

Подпишитесь на «Христианство сегодня» и получите мгновенный доступ к прошлым выпускам журнала «История христианства»!

В 1988 году христианский мир отметил тысячелетие христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.

Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена по крайней мере одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.

Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.

Покупка церкви

Владимир, по-видимому, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами еще не было).

История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. …

Вы дошли до конца этой статьи Предварительный просмотр

Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас. Абоненты имеют полный цифровой доступ.

Уже являетесь подписчиком CT? Войдите в систему для полного цифрового доступа.

Как РПЦ влияет на поведение России

Американские стратеги в течение последних шести лет постоянно оказывались в затруднительном положении, когда Россия вмешивалась за ее пределы. По-прежнему бытует мнение, что, поскольку российская экономика находится на одном уровне (в расчете на душу населения) с южноевропейской страной, она также должна взять на себя роль в мировых делах, которую раньше играли Португалия, Испания или Италия. имперские державы в какой-то момент истории — теперь играйте. Конечно, португальцы не поддержали бы правительство в Лиссабоне, которое содержало вооруженные силы, участвующие в ограниченных операциях по всему миру!

Россия, возможно, находится на долгосрочной скользкой дорожке, но она сохраняет свое представление о себе как о великой державе и готова тратить средства, чтобы поддерживать хотя бы некоторые возможности, подтверждающие этот статус. Чтобы понять, как и почему это продолжается, необходимо прочитать книгу Димы Адамского «Ядерное православие », в которой рассказывается, как Православная церковь помогла создать новый священный стратегический нарратив, в котором расходы России на оборону и состояние национальной безопасности в контекст.

Книгу Адамского приветствовали, как отметил Дмитрий Горенбург в своем превосходном обзоре, за освещение «аспекта развития постсоветских российских вооруженных сил, который практически не упоминается в существующих исследованиях. Будущая работа над ролью вооруженных сил в российском обществе и во внешней политике России должна будет учитывать степень, в которой она была сформирована союзом с Русской православной церковью». Тем не менее, я по-прежнему обеспокоен тем, что истеблишменту национальной безопасности США все еще не хватает уверенности в том, чтобы оценить роль религии, особенно в ее коллективном аспекте, в вопросах войны и мира.В этом нет ничего нового, поскольку именно эту проблему Роберт Джервис определил как одну из основных причин, по которым разведывательное сообщество США было ошеломлено иранской революцией сорок лет назад. Академия в значительной степени рассматривает вопрос религии через теорию секуляризации и марксистскую мысль — религия как «прикрытие» для других политических или экономических мотивов. Американский подход к религиозным вопросам, лучше всего представленный различными евангелическими деноминациями, подчеркивает примат индивидуального выбора и отношения к божественному и предполагает, что в отсутствие индивидуального обязательства (т.г. если каждый русский офицер и ученый не имеет личного отношения к Иисусу Христу как Господу и Спасителю), то здесь нет никакого религиозного фактора, потому что понятие приверженности религиозной общине и традиции как части общинной принадлежности даже при отсутствии личная приверженность чужда религиозному опыту США. Помимо этих двух общих моментов, когда дело доходит до русского православия, существуют и другие белые пятна, которые обычно замалчиваются, предполагая, что православие — это протестантизм с иконами или католицизм без папы.

Однако тенденции, отмеченные Адамски, и созревание «ядерного православия» за последние тридцать лет имеют решающее значение, поскольку созданный священный стратегический нарратив обращается к сути того, что описали Дерек Реверон, Маккубин Оуэнс и я. как вопрос «умри-убей-плати». Другими словами: «Вы должны решить, за что вы готовы умереть, за что вы готовы убить и за что вы готовы заплатить. Некоторые вещи могут не подняться до уровня, на котором вы готовы подвергнуть себя риску, но, возможно, вы готовы предоставить некоторые ресурсы.«Ядерное православие» дает людям повод жертвовать и чувствовать, что их жертвы не были напрасными, а служат делу большему, чем они сами.

Само по себе это не захватывающее дух откровение. В конце концов, многие военнослужащие США также ссылаются на свое решение поступить на военную службу, продиктованное желанием принять участие в более широком начинании. Но «дело», которому, как говорят, служат российские предприятия ядерной и национальной безопасности, отличается.А чтобы понять «ядерное православие», американцам, во многом незнакомым с тенденциями византийской и славянской истории, необходимо понять богословскую и культурную концепцию христианского содружества.

В западном христианстве император Константин, как правило, рассматривается в негативном свете, определенно как развратитель христианства или циничный искатель власти, принявший растущую религию, чтобы укрепить свою власть в Римской империи. На христианском Востоке Константина — канонизированного святого православной церкви — превозносят не за его личную жизнь, а за то, что он предпринял шаги, чтобы сократить разрыв между земным обществом и Царством Небесным.Он преобразовал государство из гонителя христиан в защитника Церкви. Интересно, что во всем православном мире и даже в России ключевых правителей, принявших христианство, часто называли «новыми Константинами» или «преемниками Константина».

Защита Церкви и общества, которое она заключала в себе, таким образом, стала способом освятить миссию государства и, в частности, шаги, предпринятые в его защиту. Существовали пределы того, как далеко могла зайти Церковь — знаменитый отказ в девятом веке от требования императора (сам наблюдавшего за развитием событий в мусульманском мире) возвести солдат, павших в бою, в ранг мучеников, — но от четвертого века и позже православный мир в значительной степени принял концепцию государства как стены, охраняющей жемчужину христианской веры.Эта концепция была подхвачена славянофилами девятнадцатого века, в частности Алексеем Хомяковым, о роли опекунов, взявших на себя тяжелую задачу защиты верующих от нападения извне. Кроме того, православная гимнография изобилует ссылками на христианское содружество (жительство по-славянски) или на небесную отчизну (отечество). Средневековые русские авторы также повторно отождествляли Израиль (особенно ссылки в Ветхом Завете) с православным содружеством, базирующимся в Москве, Третьим Римом, а отсюда и обязательство Российского государства защищать православных христиан во всем мире.

Ничто из этого не означает, что русские офицеры-ракетчики двадцать первого века заняты декламацией Филофея Псковского или других русских богословов, — но то, что сделал Адамский, — это показать, как после распада Советского Союза Русская Церковь создала новое трансцендентное повествование, в котором утверждается, что ядерные и военные миссии предназначены не только для защиты земной родины, но и для служения более широкой цели. Таким образом, ядерное оружие переосмысливается не просто как оружие массового поражения, но как гарант мира и даже описывается в терминах православных гимнов о Кресте Христовом — как «оружие мира».Подразумевается, что если военный и научный комплексы не справятся со своими задачами, на мир обрушится зло (и в последние годы это зло отождествляется с исходящим от Запада упадком).

Показательна и другая тенденция, описанная Адамским: «крещение» советского прошлого. В детстве в доме моих родителей висел плакат русской эмиграции «Православное дело», на котором была изображена рука-скелет со свечой перед иконой Христа Спасителя работы Андрея Рублева посреди горящего храма. Сообщение было ясным, что именно советский режим и коммунистическая идеология прямо противостояли русскому православию. Действительно, в российском фильме 2009 года Pop (Священник), действие которого происходит во время Второй мировой войны, православный священник (по мотивам исторической личности отца Георгия Бенигсена) отвечает на вопрос, представляет ли сотрудничество с немцами измену России, что «безбожные советы — не наша родина». К 1939 году советское государство почти уничтожило публичное проявление религии в СССР, и только из-за остроты войны могла иметь место очень ограниченная и ограниченная терпимость к православию (указание, сделанное в другом месте того же фильма). когда немецкий офицер, наблюдающий за возрождением православия в оккупированной немцами России, говорит группе священнослужителей: «Если бы не эта война, в течение двух-трех лет Советы уничтожили бы все церкви в России, и вы с ними .Гулаги, шарашки (тюремные лаборатории) и объекты российского атомного предприятия во многих случаях были построены в конфискованных монастырях и святых местах, в частности, в усыпальнице преподобного Серафима Саровского, что свидетельствует о предполагаемой победе научного материализма над религиозным. суеверие. Как позже заметил Никита Хрущев, «строительные материалы и ресурсы не падают с неба и отняли бы у насущных земных нужд».

Однако после распада СССР рассказывается новая история, чтобы переосмыслить старый нарратив о враждебности между советским государством и русской церковью в такой, в которой, как выясняется, почти каждый ключевой советский военный и научный деятель (включая маршала Георгия Жукова и Юрия Гагарина, первого человека в космосе) был тайным верующим.Даже Иосиф Сталин, чье НКВД в 1930-е годы отправило в ГУЛАГ тысячи священников и закрыло почти все церкви в стране, якобы «прозрел» во время Второй мировой войны. Таким образом, размещение советских военных и научных объектов на территории святынь было не актом коммунистического осквернения, а частью божественного промысла, поскольку атеистическое советское государство действовало в соответствии с планом Бога. Священная история повторилась; Подобно тому, как Константин привел Рим в соответствие с божественной волей, советское государство заложило основу для возрожденного постсоветского православного содружества, которое имело инструменты, необходимые для его защиты.

Путин и «торжество христианства» в России | Владимир Путин

Пять лет назад известная оскорбительная акция протеста женской панк-группы Pussy Riot в главном соборе Москвы была направлена ​​на высмеивание растущего взаимопонимания между российским государством и Православной церковью, особенно на близкое отношение президента Владимира Путина и духовный лидер церкви патриарх Кирилл друг для друга.

В то время это была относительно второстепенная задача; Большинство россиян думали о других вещах, таких как экономические проблемы страны, ухудшение ее отношений с Западом из-за Сирии и переизбрание Путина на высший пост после междуцарствия на посту премьер-министра.

Но теперь это снова на повестке дня, потому что многие оппоненты Путина считают, что восторженные одобрения и взаимные пощечины, которые Кремль и Православная церковь дают друг другу в эти дни, способствуют еще более жесткому социальному и религиозному консерватизму, нетерпимому национализму и растущему Культ личности вокруг президента.

Мы слышали, что наиболее очевидным внешним признаком этих близких отношений было распространение религиозного фанатизма, заполнившее эфир.Поэтому мы отправились в офис Царьград ТВ, расположенный недалеко от Красной площади в Москве, чтобы встретиться с Александром Дугиным, главным редактором самого ультраконсервативного православного канала России, который может похвастаться самой быстрорастущей аудиторией в стране.

«После падения коммунизма была великая бездна…, пустота, потому что все начало падать в черную дыру. Все уверенности, все истины, все то, что считалось само собой разумеющимся, в один момент исчезло», — говорит Дугин.

С помощью Путина, пояснил Дугин, Русская православная церковь заполняет эту пустоту.Действительно, вид, увиденный глазами Царьграда ТВ, представляет собой горизонт Москвы с бесчисленными куполами и крестами, соперничающими с серпами и молотами — поле битвы символов — и ясно, чья сторона побеждает.

Владелец канала, связанный с Кремлем инвестиционный банкир Константин Малофеев, когда-то был назван божьим олигархом, но этого титула он избегает: «Я Божий слуга, а не Божий олигарх…», — настаивает он, сидя за большим портретом Николая II.

«Мы живем теперь в России… восхитительный период, период торжества христианства. 

Малофееву ясно, кто виноват. «Президент Путин — наш лидер… данный нам Богом».

Другие настаивают на том, что, выводя Православную церковь на центральное место в делах России, Путин просто обеспечивает поддержку церковью своей консервативной и националистической политической программы – разумный шаг, учитывая, что от половины до двух третей всех россиян считают себя православными христиане.

Леонид Симонович-Никшич из «Православных знаменосцев», чей девиз «Православие или смерть» [Гленн Эллис/Аль-Джазира]

Декриминализация домашнего насилия

На следующее утро мы стоим перед российским парламентом, Думой.

В последние годы из этого здания вылилось множество социально-регрессивных законов, часто поддерживаемых Русской православной церковью.

Один из самых спорных из этих законов (принятый 358 голосами против двух) эффективно декриминализует насилие в семье, что кажется странным для христианской организации.

По этому закону, когда ты кого-то избиваешь, ты можешь просто заплатить штраф, как штраф за парковку, даже такую ​​же сумму. Звучит безумно, но это правда.

Алена Попова, активистка

Тем не менее, в заявлении, опубликованном после принятия закона, церковь настаивала на том, что физическое наказание является «неотъемлемым правом».

Активистка Алена Попова ждет нас и, не теряя времени, сообщает, что она думает об этом законе.

«По этому закону, когда ты кого-то избиваешь, ты можешь просто заплатить штраф, как штраф за парковку, даже такую ​​же сумму. Звучит дико, но это правда», — говорит Попова.

В прошлом году, по ее словам, 14 000 женщин в России умерли от травм, нанесенных партнером по отношениям, что эквивалентно одной женщине каждые 40 минут.

Попова лоббирует депутатов Думы, чтобы они изменили законодательство, но она знает, что это будет непросто, учитывая ту поддержку, которую закон получил при прохождении через парламент.

Законы, направленные против других церквей и конфессий

В тот же вечер мы отправляемся на поиски тех, кто стал жертвой другого недавнего постановления, известного как Закон Яровой — по имени одного из его спонсоров. По сути, это набор поправок 2016 года к действующему «антитеррористическому» и «экстремистскому» законодательству, закон примечателен включением новых ограничений на евангелизацию и религиозно-миссионерскую деятельность.

В соответствии с его положениями миссионерская деятельность определяется как:

«Деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своих убеждениях среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях привлечения этих лиц в качестве участников (членов, последователей). Она осуществляется непосредственно религиозными объединениями или уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами, публично, с помощью средств массовой информации, сети Интернет или иными законными способами.

Целью этих предписаний, по словам недоброжелателей закона, являются приверженцы церквей и конфессий, отличных от Православной церкви. И вот с кем мы встречаемся сегодня вечером, с группой Свидетелей Иеговы и их представителем Микаилом Паничевым.

Мы рискуем, когда просто говорим с кем-то о Библии… не говоря уже о наших учениях. Любой разговор может вызвать подозрения — пойдут и сообщат в полицию.

Микаил Паничев, пресс-секретарь Свидетелей Иеговы

Мы встречаемся с нашим посредником на плохо освещенной автостоянке в Подмосковье, и он ведет нас к ближайшему жилому дому.В лифте наш проводник делает вид, что не знает нас, когда в него входит кто-то другой. Нас проводят в квартиру, где около дюжины людей сидят за столом и читают Библию. Нас предупреждают, что в любой момент может появиться ФСБ (госбезопасность).

По словам участников собрания, Свидетели Иеговы, когда-то преследуемые нацистами за строгую приверженность пацифизму, теперь и здесь объявлены угрозой обществу; ушли в подполье в апреле прошлого года, когда Верховный суд России конфисковал все их имущество, объявив группу «экстремистской».

С тех пор было совершено множество нападений на их дома и места отправления культа. Большая часть этой небольшой группы уже провела время под стражей, в том числе девочка-подросток.

По словам Паничева, «мы рискуем, когда просто говорим с кем-то о Библии… не говоря уже о наших учениях. Любой разговор может вызвать подозрения — они пойдут и сообщат в полицию».

После падения коммунизма в России было построено или восстановлено около 25 000 церквей [Гленн Эллис/Аль-Джазира]

Полуночные рейды

По мере того как наши съемки продолжались в последующие дни, нам казалось, что рост Русской Православной Церкви не остановить.С момента падения коммунизма в России было построено или восстановлено 25 000 церквей при государственной поддержке, если не всегда при всеобщей общественной поддержке.

Мы отправились на поиски одного набора противников, которые каждую неделю встречаются в московском парке. Они сказали нам, что земля была выделена для еще одной церкви, против чего они возражали, потому что это означало лишение общественных удобств.

Но открыто оспаривать такие разработки, которые обнаружил Евгений Лебедев в ноябре прошлого года, рискованно. Он рассказал нам, что в его дом и дома еще 11 человек ворвались полицейские в масках во время полуночных рейдов: «Они взорвались с криками: «Лежать на пол!» Кто-то бросил меня на пол.Я был таким в течение 20 минут, мои дети плакали».

Оперативники расследовали возможное нарушение еще одного нового закона, который поддерживает Православная церковь. В данном случае уголовно наказуемо «оскорбление чувств верующих».

Рейды транслировались по национальному телевидению, и патриарх Кирилл назвал Лебедева и его друзей «язычниками».

Это рутинное использование силы правоохранительных органов для укрепления статуса и привилегий православной церкви показалось нам глубоко ироничным, учитывая, что всего несколько десятилетий назад коммунисты применяли такие же жестокие меры для подавления организованной религии.

В те времена в основе государственного взгляда на религию лежало бы это изречение основателя Советского государства В. И. Ленина:

«Религия есть опиум народа… Все современные религии и церкви, все и всякого рода религиозные организации всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и одурения рабочего класса. ”

Наверное, когда еще существовал Советский Союз, а Владимир Путин был еще лояльным офицером КГБ, он бы искренне поддержал такое мышление из соображений политической целесообразности, если не личного убеждения.

Но теперь он президент, он явно придерживается другой точки зрения – и выгодоприобретателем является Русская Православная Церковь.

Президент России Владимир Путин (справа) и митрополит Московский и всея Руси Корнилий (слева) Русской православной старообрядческой церкви во время посещения Покровского собора [EPA/Алексей Никольский/Sputnik/Кремлевский бассейн]

Славянское язычество в Киевской Руси и приход христианства

Славянское язычество в Киевской Руси и приход христианства

Ярослав В. Рябинин

Опубликовано в Интернете (2007 г.)

Введение: Православие в настоящее время является доминирующей религией в тех частях мира, которые населены восточными славянами, такими как русские и украинцы. Однако так было не всегда. В конце первого тысячелетия н. э. в государстве Киевская Русь (Киевская Русь) произошли значительные изменения, прежде всего принятие новой веры. До этого славянские племена придерживались языческих представлений о мире, таких как многобожие и почитание природы.Хотя исторических следов этой древней религии очень мало, отсутствие информации о предмете никоим образом не является отражением его важности. Наоборот, язычество дохристианских славян поддерживалось его последователями на протяжении веков и продолжает играть роль в культурном развитии различных народов. В этой статье я намереваюсь исследовать языческую религию и мифологию ранних славян до их христианизации. Кроме того, я более подробно рассмотрю принятие христианства в качестве официальной религии Киевской Руси. В центре моего внимания будет сохранение языческих элементов в религиозной и культурной жизни славян, несмотря на усилия властей по распространению православия в регионе.

До прихода христианства ранние славяне были язычниками, а значит, поклонялись многим божествам, а также различным лесным и домашним духам. Культура была политеистической, а не монотеистической. Кросс вводит эти верования следующим образом: «Религия языческих славян была, таким образом, преимущественно анимистической по своему происхождению, а анимистическое олицетворение сил природы далее иллюстрируется обильными ссылками на водяных и лесных духов (вилы, берегиньи, лесье) ».Религия также была наследственной и делала упор на единство и взаимосвязь с природой. Это напоминает индуизм и концепцию Высшей Реальности, где все можно свести к одному основному свойству. Примером тому является языческая Богиня Земли – Мать Сыра Земля («Мать Влажная Земля»), которая является матерью всех русских и не должна быть повреждена (выкопана) до тех пор, пока не придет время ее рождения (в праздник под названием «Масленица», который также известен как день весеннего равноденствия).

Однако также утверждалось, что язычество по своей сути дуалистично. Это проявляется в контрасте между светом и тьмой, мужчиной и женщиной, жизнью и смертью и так далее. Например, есть Род и Роженица – Бог и Богиня Творения, дающие каждому человеку душу при рождении. Также есть Дажьбог (также называемый «Белобог» или «Белый Бог»), который владычествует над небом, и Чернобог («Черный Бог»), который правит подземным миром. Такие противоположности довольно распространены в славянском язычестве, что подтверждает утверждение о том, что дуализм является жизненно важной частью религии.

Щелкните здесь, чтобы прочитать/загрузить эту статью (файл PDF)

Страница не найдена | Издательство Йельского университета

— Любой -Искусство и архитектура-Галерея американского искусства Эддисон-Афро-Афро-американский-Американский-Древняя-Архитектура-Художественный институт Чикаго-Азия и Юго-Восточная Азия-Выпускной центр бардов-Бейнеке Библиотека редких книг и рукописей-Британия-Мультфильмы и Графическое искусство-Каталоги, резоны и справочные материалы-Центральная и Восточная Европа-Институт искусств Кларка-Кливлендский музей искусства-Реставрация и технические исследования-Современное искусство (после 1960 г. )-Далласский музей искусства-Декоративное искусство, ювелирные изделия и текстиль-Дизайн и графика Дизайн-Детройтский институт искусств-Мода и история костюма-Французский-Генерал-Гарвардские художественные музеи-Ирландия-Итальянское-Японское общество-Еврейский музей-Художественный музей Кимбелла-Латинская Америка-Средневековье-Коллекция Менила-Меркаторфондс-Метрополитен-музей-Миддл и Ближневосточный-Современный-Музей изящных искусств, Хьюстон-Музейные исследования-Национальная художественная галерея, Д.C.-Национальная художественная галерея, Вашингтон-Национальная галерея, Лондон-Национальная галерея, Вашингтон — Исследования по истории искусства-Нидерландский и голландский-Океанический-Центр Пола Меллона-Пеликан История искусства-Певзнер Архитектурные гиды-Художественный музей Филадельфии -Коллекция Филлипса-Фотография-Доколумбовая эпоха и коренные американцы-Художественный музей Принстонского университета-Рейксмузеум Амстердам-Скандинавско-испанский-Городская история и ландшафтные исследования-Музей изящных искусств Вирджинии-Музей искусств Уодсворт Атенеум-Музей американского искусства Уитни-Йельский центр Британское искусство-Художественная галерея Йельского университетаБиография-Автобиография-Общие-Письма-МемуарыБизнес-Бизнес-История бизнесаКлассика-ОбщиеЭкономика-Экономическая история-Финансы-ОбщиеИздания-ОбщиеЗдоровье и медицина-Здоровье потребителей-Общие-История медицины-Иммунология-НеврологияИстория-Афроамериканские исследования -Африканистика-Американская история-Американистика-Древняя история-Азиатистика-Атлантическая история-Британские исследования-История культуры-Восемнадцатый век y Исследования-История окружающей среды-Европейская история-Французские исследования-Общие-Германские исследования-История медицины-Исследования Холокоста-Разведка и шпионаж-Международные исследования-Ирландские исследования-Исламоведение-Итальянские исследования-Еврейская история-Журналистика-Латиноамериканские исследования-Морские исследования История-Средневековье-Средневековье/Ренессанс Исследования-Ближневосточные исследования-Военные исследования-Индейские исследования-Ближневосточные исследования-Новая Англия-Нью-Йорк-Популярная культура-Ренессанс-Рабство-Славяноведение-Южные исследования-Испанские исследования-Викторианские исследования-Вестерн Исследования-Женские исследования-Всемирная историяЯзык-арабский-библейский иврит-камбоджийский-китайский-французский-немецкий-греческий-хауса-иврит-игбо-ирландский-итальянский-японский-кхмерский-курдский-латынь-методы-другой-персидский-польский-португальский -Русский-Испанский-Урду-Вьетнамский-Идиш-ЙорубаПраво-Конституционное право-Этика-Общая-Юридическая историяЛитературоведение-Книги о книгах-Культурная критика-Драма-Очерки-Художественная литература-Письма-Литературная критика-Литература-ПоэзияИсполнительское искусство-Танец-Кино Исследования-G Общее-Джаз-Музыка-Опера-ТеатрФилософия-Этика-Общие-РиторикаПолитическая наука-Американская политика-Сравнительная политика-Текущие события-Евразийские исследования-Европейская политика-Внешняя политика-Общие-Международные отношения-Исламские исследования-Политические исследования-Политическая философия-Политическая ТеорияПсихология-Развитие ребенка-Общие-Психоанализ-Психология старенияСправочник-Общий справочник-Библиотековедение-ПутешествияРелигия-Библейские исследования-Буддизм-Христианство-Сравнительное религиоведение-Этика-Общие-Индуизм-История религии-Исламоведение-Иудейские исследования-Религиозная мысль- ДаосизмНаука-Астрономия-Когнитивные науки-Компьютерные исследования-Электроника-Инженерия-Экологические исследования-Эволюция-География-Геология-История науки-Ландшафтные исследования-Науки о жизни-Морские науки/Океанография-Математика-Естествознание-Орнитология-Физические науки-Науки о растениях /Садоводство-Общественное здравоохранение-Технологии-Веб/Интернет-ЗоологияСоциальные науки-Антропология-Археология-Криминология-Образование-Этнические исследования-Пищевые исследования -Гей- и лесбийские исследования-Гендерные исследования-Трудовые исследования-Лингвистика-Социальная работа-Социология-Спорт-Городские исследования

Влияние византийской культуры на Россию и Восточную Европу

Православное христианство

Подобно католической церкви на Западе, православная церковь считала своим долгом обращать нехристиан в свою веру. Еще в IX веке православные миссионеры святитель Кирилл и его брат Мефодий пытались обратить славянский народ, живший на Балканском полуострове. Для этого они работали над созданием алфавита, чтобы Библию и произведения греческой литературы можно было переводить на родные языки народа. Этот алфавит, основанный на греческом алфавите, в конечном итоге превратился в кириллицу , которая и по сей день остается формой письма, распространенной в России и других странах Восточной Европы.Благодаря их усилиям среди южных славян, живших на Балканах, стало распространяться православие.

Однако только после обращения русских в 988 г. н.э. Православная церковь стала доминирующей церковью в Восточной Европе. Христианство какое-то время росло среди русского народа благодаря византийским торговцам, которые работали по всему региону, торгуя мехами и янтарем, прибывающими с Балтийского побережья. Однако в 988 году князь Владимир крестился и приказал крестить и народ.Русские правители предпочли православие католицизму по ряду причин. Во-первых, они были физически ближе к Константинополю, центру Православной Церкви, чем к Риму. Во-вторых, они были бы более знакомы с православной ветвью веры из-за работы предыдущих миссионеров и присутствия греческих торговцев. Наконец, они должны были знать, что Польша обратилась в католицизм и столкнулась с вмешательством церкви в свои дела.В то время как католическая церковь рассматривала себя как единую объединенную церковь с папой как доминирующим главой, православная церковь рассматривала себя как более свободную конфедерацию церквей-членов. В результате, когда нация обращалась, часто создавалась новая национальная церковь со своим собственным Патриархом , или лидером. Обращение в православие связало Россию со сложной культурой, принесло престиж, но также освободило ее правителя от внешнего давления и вмешательства. Это также привлекло многих византийцев, чтобы они служили лидерами ранней церкви, которые могли учить людей путям веры, а также учить священников читать и писать, распространяя грамотность по всему региону.

Правительство

Карта Ранней Руси времен наибольшего византийского влияния

С принятием православия Россия и другие народы открылись византийскому влиянию. Многие правители начали принимать византийские церемонии при своих дворах и приняли титул царя , который был славянским переводом византийского титула «цезарь». Правители были привлечены к византийской форме правления из-за богатых и щедрых церемоний, сопровождавших ее, которые повышали престиж правителей.Их также привлекала бы византийская концепция императора, который обладал огромной властью над централизованным государством. Многие правители также начали издавать своды законов на основе византийских кодексов. Например, Ярослав, русский правитель, известен тем, что издал Судебник, чтобы все его царство управлялось одними и теми же законами. С кодексом законов также необходимо было убедиться, что он справедливо применялся во всем королевстве. Из-за этого правители часто создавали судебную систему на основе существующей в Византии.Эти суды были важны, потому что они не только заменили систему кланового правосудия и вендетты, но и потому, что они позволяли правителю распространять свою власть на все королевство, повышая при этом свой авторитет и престиж.

Культура

Русские луковые купола

Византийские миссионеры принесли грамотность народам Восточной Европы, на которые они оказали влияние, они также принесли с собой многие культурные и художественные идеи, которые были подхвачены славянами.Например, знаменитые луковичных куполов , которые связаны с русской архитектурой, были основаны на аналогичных куполах, существовавших по всей Византийской империи. На самом деле, русский стиль церковного дизайна, ориентированный на здание в форме креста с куполом на вершине, был непосредственно основан на дизайне византийских церквей. Православное христианство также сильно повлияло на литературу народов, которых оно коснулось; многие русские произведения, например, в ту эпоху были сосредоточены в основном на религиозных выражениях, таких как Житий .Агиография — это повествование или рассказ о жизни и чудесах святых. Даже популярные произведения, такие как эпическая поэма «Слово о полку Игореве», демонстрируют смешение древних языческих взглядов с христианским влиянием. Многие традиционные греческие произведения также были переведены на славянские языки, и их влияние ощущалось в грядущих поколениях. Кроме того, византийцы принесли популярные формы искусства в Россию и остальную часть Восточной Европы. Одной из самых популярных из них будет нарисованная иконка .Икона представляла собой изображение Иисуса, святых или других религиозных деятелей. Византийское влияние на Россию было настолько подавляющим, что, в частности, после падения Константинополя в 1453 г. русские цари стали считать себя наследниками старой империи и стали рассматривать Россию как «третий Рим» (как Византийскую империю).