Принятие законопроекта – Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

  1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
  2. принять законопроект во втором чтении;
  3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
  4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
  5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

Именно день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой же принятия Федерального конституционного закона считается день одобрения палатами Федерального Собрания.

Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен.

1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.

2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

И только после официального опубликования проекта федерального закона и вступления его в законную силу данный акт можно считать федеральным законом.

investobserver.info

Порядок принятия законов в рф

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы – внесения законопроекта на рассмотрение ГД уполномоченными субъектами в установленном законе порядке.

Законодательной инициативой обладают: Президент РФ, СФ (издает постановление), отдельные депутаты ГД и члены СФ, комитеты палат, правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в строго ограниченных рамках, в пределах предметов ведения ВС, ВАС, КС. В РФ нет народной инициативы, т.к. это сложно (сколько надо собрать подписей, в соответствии с количеством избирателей округа или число голосов избирателей для избрания депутата).

Конституционная инициатива – внесение изменений и дополнений в Конституцию РФ: Президент, СФ, ГД, Правительство, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, группа депутатов не менее 1/5 численности ГД. Законодательная инициатива состоит из нескольких частей: 1) проект, 2) политико-юридическое обоснование инициативы; 3) финансовое обоснование; 4) эффективность будущего закона; 5) пояснительная записка; 6) заключение правительства РФ. Затем инициативный пакет направляется в Президиум ГД, присваивается номер. Его направляют на заключение в профильный комитет и комитет по законодательству. Профильный проверяет содержании, комитет по законодательству – соответствие законопроекта плану законодательной работы. После доработок направляется на чтения, их как правило три. Исключение – принятие закона о федеральном бюджете: в 4 чтениях.

1 чтение – доказывается необходимость проекта в целом, есть ли деньги, вносятся поправки концептуального характера и попытки сформулировать: отклонить законопроект, одобрить и внести на всенародное обсуждение, принять в целом, передать на доработку в комитеты и комиссии для учета поправок и рассмотрения во 2 чтении.

2 чтение – уже исправленный вариант: отклонить, принять с учетом всех поправок, передать в редакционную группу для характеристики текста и формулировки, принять и передать в комитеты и комиссии, подготовка к 3 чтению

3 чтение – принятие в чистом виде.

По каждому чтению законопроект принимается простым большинством голосов. В течение 5 дней в СФ с целью одобрения: принять закон непосредственно или принять по факту (не был рассмотрен). Если СФ не согласен с ГД, то возможно направление в ГД на повторное голосование, но этому предшествует создание согласительной комиссии. Если разногласия не устранены, то 2/3 депутатов ГД закон должен быть принят в первоначальном варианте.

После одобрения СФ направляется Президенту в течение 5 дней для подписания и обнародования. Ему дается 14 дней на подписание или отклонение. В случае отклонения должен быть листок разногласий. Преодоление Президентского вето – палаты еще раз рассматривают этот законопроект: закон принимается в первоначальной редакции, 2/3 депутатов от каждой палаты. В течение 7 дней обнародуется.

studfiles.net

Законодательный процесс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[1]. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов[2].

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения[3].

Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции, подписанные президентом республики, могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом[4]. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью[5]. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

  1. Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. — М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — С. 91.

ru.wikipedia.org

95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.

Понятие законодательная инициатива имеет как минимум два значения:

— это одна из стадий законодательного процесса

— ее рассматривают как определенное публичное права уполномоченных субъектов по внесению законодательных актов. Для отдельных субъектов это еще и обязанность.

Есть еще третье значение когда ее рассматривают как определенных правовой статус, который включает в себя набор прав и обязанностей.

Предмет законодательной инициативы: проекты законов первичного правотворчества, проекты законов о введении в действие законов первичного правотворчества, проект о внесении изменений и дополнений в действующие законы, проекты о приостановлении действия законов, о признании утратившими силу ранее принятых законов, об утверждении законов, проекты поправок к законопроектам перечисленным выше.

Сегодня инициатива осуществляется в форме внесения письменного текста закона в уполномоченный орган, Имел место и другой вариант – ране в регламенте ГД – форма внесений предложения о принятии закона. С 1998 года только письменный текст. Второй вариант более демократичен, поскольку позволяет субъекта не разрабатывать, а просто требовать принятия закона необходимого.

Субъекты и содержание инициативы как право:

Круг субъектов определен в части 1 статьи 104 Конституции. С3убъекты можно поделить:

— обладающие общим статусом

— со специальным статусом — относят обладающих исключительным правом на внесения определенных законопроектов ( бюджет правительство), обладающих правом вносить проекты только по вопросам своего ведения.

В содержание права законодательной инициативы включается:

— возможность управомоченного лица внести в законодательный орган законопроект.

— требовать включение проекта в повестку дня или мотивированного отказа

— возможность субъекта обратиться за защитой своих нарушенных прав к правомочным органам.

— право субъекта вынести решение о подготовке официального проекта закона.

Условия внесения законопроекта:

  1. Представление текста законопроекта

  2. Пояснительная записка – цели, задачи, место в законодательстве

  3. Проводится финансово-экономическое обоснование, в случае когда реализация требует определенных затрат.

  4. Формулируется предложение по подготовки и принятию необходимых нормативных актов для реализации этого законопроекта.

  5. Называются законны которые утратят силу в связи с принятием данного законопроекта.

  6. Должна содержаться информация об организация и специалистах готовивших проект.

  7. Требуется внести документ выражающий решение субъекта о внесении законопроекта.

  8. Еще требуется какие то документы – в зависимости от содержания проекта, — смотри регламент ГД.

Субъект имеет право внести несколько взаимосвязанных между собой проектов.

Сроки внесения: субъект как правила сам определяет время разработки и внесения. В ряде случае есть ограничения. Бюджетный кодекс – не позднее 1 октября текущего года.

Конец стадии – поступление в аппарат ГД. Автоматизированная система учета.

Рассмотрение законопроекта:

Основным действующим субъектом выступает ГД. И первая стадия в рамках этого цикла — принятие решение о первичном движении законопроекта. Проверка соответствия профильным комитетом законопроекта статьям 105,105 Конституции. Если нет заключения Правительства на этот проект то профильный комитет определяет соответствие законопроекта формальным требованиям с учетом мнения правового управления аппарата ГД. Решение профильного комитета о таком соответствии выносится на рассмотрение совета ГД в течение 1 4 дней со дня поступления проекта в профильный комитет. Если отсутствует обязательное заключение Правительства то в течение 30 дней. Если же законопроект поступил в период между сессиями – то в течение 14 дней с момента начало новой сессии. Если по мнению профильного комитета не соответствует формальным требованиям – возвращается субъекту. Такой законопроект не считается внесенным в ГД, после устранения неполадок можно снова внести. Если все нормально то совет ГД направляет его в ответственный комитет, по сути это может быть тот же профильный. Включат в проект законодательной работы ГД на текущую или последующую сессию. Направляет проект в комиссии, комитеты, Фракции ГД, Президенту, Правительство, высшие суды если необходимо для подготовки предложений, отзывов, замечаний.

По общему правилу проекты рассматриваются в порядке и поступления. Срок предварительного рассмотрения проекта определяется Советом ГД. Ответственный же комитет направляя проект на заключение в органы и организации, которые не были перечислены в решении совета, уже самостоятельно определяет сроки подготовки заключений. Нет понятия разумного срока рассмотрения, или каких либо критериев. Комитеты рассматривая переданные им проекты могут заслушивать их авторов, направлять документы на экспертизу, устраивать обсуждение с участием депутатов других комитетов. На данной стадии предусматривается обязательное проведение правовой, юридико-технической, лингвистической экспертизы. А также может быть научная и общественная экспертизы. На этой стадии у субъекта законодательной инициативы есть право требовать рассмотрения проекта, отстаивать положения которые в нем есть, отозвать внесенный им проект на основании письменного заявления.

Свое заключение комитет направляет в Совет ГД, который выясняет готов ли проект к рассмотрению в 1 чтении. В регламенте ГД установлен срок представления материалов проекта до рассмотрения на пленарном заседании — не позднее 14 дней до него. Принятие решения Совета – завершение стадии предварительного рассмотрения. Далее пленарное рассмотрение.

studfiles.net