Принцип связи теории с практикой в педагогике – 2.9. Принцип связи теории с практикой

2.9. Принцип связи теории с практикой

Принцип объединения теории с практикой и практики с теорией непосредственно связан со всеми остальными рассмотренными принципами.

Принцип связи теории с практикой — ориентирует преподавателей на необходимость гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни и предупреждает недостатки, которые могут проявляться в отрыве процесса обучения от практики или теории.

Отрыв процесса обучения от практики ведет к вербально-абстрактному преподаванию, т.е. к энциклопедизму. А отрыв процесса обучения от теории ведет к дидактическому утилитаризму.

Практика является:

1. Источником познавательной деятельности.

2. Единственным объективно правильным критерием истины.

3. Областью приложения результатов познания.

Эти три основные формы связи теории с практикой и используются в обучении, хотя место и значение практики при этом отличается некоторыми особенностями.

При обучении практика служит главным образом для:

— углубления понимания учащимися теории,

— для закрепления,

— применения,

— проверки усвоенных знаний.

Преподаватель разъясняет учащимся соотношение между теорией и практикой, показывая, что научные теории возникают как результат практической потребности общества. Вместе с тем теоретические исследования создают необходимую основу для совершенствования практической деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у учащихся практический опыт (в жизни, быту, учебных мастерских, общественно-полезной деятельности). Однако в большинстве случаев при обучении теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся.

В результате осуществления дидактического принципа связи теории с практикой учащиеся учатся применению усвоенных знаний

(при решении задач с практическим и производственным содержанием, проведении практических и лабораторных работ, на уроках труда).

Многие лабораторные работы и практические занятия служат подтверждением истинности и значимости усвоенных теоретических закономерностей (на лабораторных занятиях по физике, например, учащиеся выясняют условия плавания тел в жидкости и условия равновесия рычага, изучают законы отражения света).

Практическое применение знаний способствует прочному и глубокому их усвоению, формированию умений и навыков. Особый интерес представляют различные формы практической деятельности в процессе обучения, имеющие исследовательский и творческий характер. К таким видам деятельности относятся наблюдения, проведение экспериментов, выполнение трудовых заданий, решение экспериментальных задач.

Принцип связи теории с практикой способствует осуществлению политехнического принципа обучения, т.к. дает учащимся возможность ознакомиться с научными основами и организацией важнейших производств, выработать навыки обращение с наиболее распространенными орудиями труда. Связь теории с практикой наиболее полно осуществляется в производительном труде и общественно-полезной работе учащихся. Именно здесь отчетливо проявляются все стороны взаимосвязи практической деятельности с усвоенными учащимися теоретическими знаниями.

studfiles.net

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­ся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским дви­жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­но добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиаль­ных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последователь­ности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения

Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения

Принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями. Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения (связи обучения с жизнью, теории с практикой) требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания.

Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Фундаментальность обучения имеет в качестве основного результата развитие сознания и самосознания. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим законом в обучении требуется своевременное подкрепление знаний, в том числе и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

Таким образом, принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.

Таким образом, принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.

Суть принципа наглядности состоит в том, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Принцип наглядности используется как источник знаний, как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить и для эстетического воспитания. По мере взросления ребенка наглядность используется в более символическом виде и в более ограниченном количестве т. к. их чрезмерное число рассеивает внимание и мешает восприятию главного

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.

infourok.ru

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­ся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским дви­жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­но добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиаль­ных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последователь­ности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалектическую связь теории с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положительное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд учащихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из общественно полезного труда учащихся, их опытнической деятельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащимся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: через эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80-85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским движением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с решением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих поступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель говорит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязательно добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающего обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претендующих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиальных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последовательности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­ся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским дви­жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­но добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиаль­ных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последователь­ности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

Принцип связи теории с практикой

Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

Очень часто важнейшим средством реализации требований данного принципа считается организация уроков трудового обучения в школе. Действительно, трудовая деятельность школьников в процессе обучения имеет не менее существенное значение, чем учебная. Они должны быть единым целым. К тому же и сама учебная деятельность школьников должна рассматриваться как важнейший путь их трудового воспитания.

Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в массовой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жданову). Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том числе и техническая. Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и техникумы, развивая умственные способности учащихся, и поэтому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г.

В 1958 г. был принят Закон о связи обучения с жизнью, где этот принцип рассматривался как ведущий принцип советской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т.п.

Серьезное внимание уделялось связи теоретических школьных предметов с профессиональным профилем школьников.

Такая система просуществовала до 1963 г., когда отменили одиннадцатый класс и работа, начатая в 1958 г., стала сворачиваться. Начиная с 1977 г. опять стали создаваться межшкольные мастерские – УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т.п. Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся. Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать содержание, запоминать его, но и как бы переносить на себя происходящее с героями литературных произведений.

Точно так же, как и при использовании наглядных пособий в процессе обучения, когда мы говорим о необходимости соблюдать чувство меры, надо ограничивать количество конкретных примеров, раскрывающих связь теоретического материала с практическим, чтобы количество этих примеров «не заслоняло» системы формируемых знаний у учащихся.

Знакомство учащихся с практикой может осуществляться в самом начале изучения какой-то темы, прежде чем они начнут изучение соответствующего теоретического материала, или по ходу изучения темы, или в конце.

Порой принцип связи теории с практикой подменяется так называемым политехническим принципом. Понятие это является более частным по отношению к принципу связи обучения с жизнью и распространяется тольк

psylist.net