Принцип целостного подхода в воспитании – Вопрос № 9. Принцип комплексного подхода в воспитании
Вопрос № 9. Принцип комплексного подхода в воспитании
Принцип — общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.
♦ Принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения— постоянство профессионального внимания педагога на формирующихся отношениях воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.
♦ Принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребёнком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе …, будет другим……. Ты этого хочешь? Это будет правильно?»
♦ Следующий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность,признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части.Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции. Все это приводит к тому, чтоформирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники (в том числе и бытовой), овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности.
Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требуетэстетического воспитания.
Есть еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности.
Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека.
Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование, делает его полезным для общества.
Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.
Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничны (от греч. harmonia— согласованность, стройность). Это означает, чтовсе стороны личности должны формироваться
В последнее время понятие всестороннее и гармоничное развитие личностииной раз трактуется какразностороннееее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому воспитанию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопределенности наука должна избегать.
Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, необходимость всестороннего и гармоничного развития личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле она выступает как общая цель воспитания.Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.
Разработка и конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.Как уже отмечалось,решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений.Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание?
Первое из нихзаключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. Понятно, что в решении этой задачи первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.
Не менее важной задачейявляется и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования. Только такой подход к обучению и образованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, передовому, пользоваться достижениями современной цивилизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения.
Неотъемлемой частьюобразования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.
Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.
Органической частьювсестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также физическое развитие школьников и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспитание, техническое обучение, знакомство с рыночной экономикой. Наконец, важной задачей школы является воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.
Эти содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе.
В зарубежной педагогике термин «всестороннее развитие личности» используется не всегда, но сама эта цель определяется довольно отчетливо. В Англии, например, каждая школа ежегодно выпускает для родителей проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно подробно раскрываются цели воспитания. Вот как характеризуются они в одной английской школе:
Наша главная воспитательная цель — понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс развития). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создавать им такое окружение, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям.
Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знания и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытливость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях. Мы стремимся приучить детей к коллективному сотрудничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело.
В реальной педагогической практике, кроме закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневном педагогической деятельности.
Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут, — богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.Реализацииjэтого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать и экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги — организаторы педагогического процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.
Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если они преследует цель определения расстояний до недоступных объектов. Однако чаще теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся. Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и глубокому освоению.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.
Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом — организации педагогического процесса. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и направленная направленность.
Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к, личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается и том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с равной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддерживать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого Веха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.
Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
studfiles.net
Цели и задачи концепции воспитательной системы основные принципы и подходы реализации концепции основные направления воспитания в моу
скачать Концепция воспитательной системыМОУ «Большеаксинская средняя школа
Дрожжановского муниципального района РТ»
на 2009-12 гг.
-
ВВЕДЕНИЕ -
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ -
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ -
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В МОУ -
ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ -
ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ -
ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ
В период модернизации системы образования возникают множество вопросов, связанных с актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. Наше МОУ расположено в сельской местности, и нас тоже коснулись те же проблемы, что волнуют всех воспитателей страны. Воспитание учащихся в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, криминализации общества, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Проблемы воспитания: духовно- нравственное, патриотическое, физическое, национальное, многие другие- встали перед воспитателями МОУ с новой силой.
В соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образовании, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание учащимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, в сохранении и укреплении здоровья; создание условий для самореализации личности.
В настоящее время термин ВОСПИТАНИЕ имеет у различных авторов педагогически различные значения. Нам ближе всего определение «воспитание», данное доктором педагогических наук, академиком Н. Е. ЩУРКОВОЙ: воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом вхождение ребенка в контекст культуры современного ему общества и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. В этом определении процесса воспитания затронуты важнейшие аспекты духовно- нравственного воспитания и социализации личности ребенка в современном обществе.
Процесс воспитания, в силу исторического развития нашей страны, менял приоритеты в соответствии с социально- экономическим развитием страны, общечеловеческими нормами морали и права. В связи с переходом экономики России на рыночный путь развития меняются и приоритеты в процесс воспитания. В современном этапе развития страны процесс воспитания характеризуется следующими особенностями: 1) сильнейшим влиянием средств массовой информации (СМИ), где чаще всего учащиеся видят сцены насилия, наркомании, бездуховности, преклонения перед западным образом жизни; 2) влиянием социума; 3) отсутствием четкой жизненной ориентации и целеполагания подростка на ближайшее будущее.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ
Цель воспитательной системы МОУ: создание оптимальных условий для разностороннего развития личности учащихся, проповедующий здоровый образ жизни, ориентированный на социализацию личности на современном этапе, формирование гражданина-патриота.
Задачи:
-
Создание оптимальных условий для развития и действия ученического коллектива ОУ. -
Активная пропаганда всеми доступными средствами здорового образа жизни. -
Создание условий для социализации личности. -
Совершенствование содержания и методов духовно-нравственного, патриотического, интернационального, трудового и физического воспитания учащихся. -
Диагностика процесса воспитания и ведение коррекции в системе воспитания на отдельных этапах. -
Использование традиций чувашского народа и элементов чувашской народной педагогики в процессе воспитания. -
Создание положительных условий для профессионального роста учащихся ОУ. -
Координация взаимодействий участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. -
Формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ
Так как в основу настоящей воспитательной системы положено понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности, то МОУ ориентируется на создание оптимальных условий для интеллектуального, умственного, творческого и физического развития личности учащихся, самореализации ученика.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни является основой для формирования духовно-нравственной и здоровой личности.
В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической помощи учащимся в процессе включения в активную жизнь МОУ. Привлечение родителей в процесс воспитания становится одной из актуальных проблем воспитательной работы. Семья учащегося должна быть равноправным участником воспитательного процесса в МОУ. Необходимо шире привлекать родителей в МОУ.
В процесс воспитания учащегося вовлекаются все организации, находящиеся на территории села Большая Акса и районные структуры власти и опеки: ООО Агрофирма «Заря», сельский Дом Культуры (СДК), сельская библиотека, Большеаксинский ФАП, органы районного подчинения, деятельность которых тоже связана с учащимися: инспекция по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, правоохранительные органы и другие учреждения.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитывать духовно-нравственную, здоровую, физически развитую личность учащегося, гражданина-патриота.
Принцип гуманистического воспитания предполагает, что учащиеся являются субъектом воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательной работы – объединение учащихся и учителей в единый коллектив, способный работать на благо развития личности учащегося.
Принцип научности- использование достижений науки в процессе воспитания.
Принцип реальности предполагает тесную координацию целей направлений воспитания с объективными тенденциями развития общества.
Личностно-ориентированный принцип воспитания предполагает признание личности учащегося высшей социальной ценностью. Индивидуализация и дифференциация процесса воспитания служит для перспективы роста личности учащегося.
Принцип природособразности воспитания предполагает. Что оно основывается на взаимосвязи природных и социокультурных процессов, возрастных особенностей, пола, особенностей психологии и физиологии учащихся.
Культурологический принцип обеспечивает приобщение учащихся к культуре своего народа, к культуре народов России и Татарстана.
Принцип средового подхода – МОУ в состоянии включить в деятельность учащихся проблемы окружающей среды и превратить МОУ в культурный центр села, в нем участвует и семья учащегося.
Принцип деятельного подхода в воспитании состоит в том, что учащийся живет реальной жизнью сегодня. И учащемуся нужна сегодняшняя интересная жизнь в зависимости от его конкретных потребностей: учебная, трудовая, физическая, творческая и т. д.
Принцип целостного подхода – воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип индивидуальности воспитания предполагает адресный процесс, направленный на конкретного учащегося.
Принцип дифференциации воспитания предполагает учет этнических, религиозных, исторических условий развития общества, признание уникальности участников воспитательного процесса.
Принцип демократичности предполагает использование демократии в процессе воспитания.
Принцип толерантности предполагает воспитание терпимости ко всему окружающему.
Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать учащегося комплексно. Следует провести воспитательный процесс таким образом, чтобы раскрывались разносторонние интересы личности учащегося.
Перечисленные выше принципы воспитания составляют основу системы воспитания в Большеаксинском МОУ.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В МОУ
Для решения поставленной цели и задач воспитания призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления содержания воспитания | Формы и методы воспитательной работы | Ожидаемый результат |
Традиционные дела школы | День знаний (праздничная программа). | Создание системы воспитательных мероприятий, проводимых в МОУ в течение учебного года, способствующих осознанию школьниками их причастности и ответственности за судьбу МОУ, малой Родины, а через это и к судьбе Родины. Выявление подлинных лидеров в классах. Способных повести за собой остальных на организацию и проведение различных воспитательных мероприятий по интересам и потребностям учащихся. |
Конкурс: «Классный руководитель года». | ||
Конкурс «Учитель года» | ||
День Учителя (праздничная программа). | ||
Декадник «Дни Милосердия». | ||
День народного единства | ||
День милиции (праздничная программа). | ||
Осенние каникулы. | ||
День матери (праздничная программа). | ||
Районные предметные олимпиады. | ||
Международный день борьбы против СПИДа | ||
День героев Отечества | ||
Мероприятия по встрече Нового года. | ||
Зимние каникулы. | ||
Республиканские предметные олимпиады. | ||
Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы. | ||
Международный Женский День (праздничная программа). | ||
День космонавтики | ||
День птиц. | ||
Весенние каникулы. | ||
День защиты детей. | ||
День пожарника. | ||
День смеха. | ||
День Победы (праздничная программа). | ||
Международный день семьи | ||
Туристическо-краеведческий слет обучающихся Дрожжановского района. | ||
Последний Звонок. | ||
(мероприятия, проводимые во время летних каникул) | Всемирный день без табака | |
Международный день защиты детей | ||
День независимости России | ||
День памяти и скорби | ||
День борьбы с наркоманией | ||
День государственного флага РФ | ||
Трудовая деятельность и экономическое воспитание | Осенние работы на полях агрофирмы «ЗАРЯ» в составе школьной ученической производственной бригады. | Привитие учащимся навыков, знаний, умений сельскохозяйственного труда; подготовка учащихся как будущих членов агрофирмы. Использование полученных знаний по экономике при рациональном ведении домашнего хозяйства. Профессиональная ориентация на экономические дисциплины с целью получения высшего экономического образования(по желанию учащегося) |
Осенние работы на пришкольном опытном участке. | ||
Цикл бесед о значении труда в жизни человека в условиях перехода к рыночной экономике России. | ||
Профориентационная работа, направленная на сельскохозяйственные профессии. | ||
Мелкий ремонт школьной мебели и оборудования в учебных кабинетах. | ||
Цикл бесед: «Труд- главное в жизни человека». | ||
Весенние работы на пришкольном участке. | ||
Уборка закрепленного участка на территории школы. | ||
Создание ученической производственной бригады по уходу за свеклой. | ||
Правовое просвещение и воспитание обучающихся. | Месячник права | Сформировать у учащихся убежденные элементы правовой культуры: знающего, понимающего, выполняющего нормы права. Сформировать учащегося, знающего свои права и обязанности и другие нормативно-правовые документы. |
Тематический классный час: «Конвенция ООН о правах ребенка». | ||
Тематический классный час: «Знаешь ли ты правила для обучающихся Большеаксинской школы». | ||
День правовых знаний. | ||
Встречи обучающихся школы с представителями правоохранительных органов Дрожжановского района РТ (инспекции по делам несовершеннолетних, милиции, прокуратуры) | ||
Нравственное и эстетическое воспитание. | Концертная программа на Дне Знаний. | Создание духовно-нравственной личности учащегося, способного жить и творить по нравственным нормам жизни общества. Развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Татарстана, России и мировой культуре. Сформировать умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурных мероприятиях. |
Концертная программа на Дне Учителя. | ||
Концертная программа на декаднике «Дни милосердия». | ||
Концертная программа на Дне матери | ||
Беседа по правилам дорожного движения. | ||
Тематический классный час: «Как мы относимся друг к другу». | ||
Тематический классный час: «Моя малая Родина – единственная и любимая». | ||
Тематический классный час: «Искусство общения». | ||
Фестиваль народных, военных песен | ||
Концертная программа к Международному Женскому дню. | ||
Мой любимый писатель. | ||
Мой любимый поэт. | ||
Писатели и поэты Чувашии. | ||
Концертная программа на Дне Победы. | ||
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. | Тестирование обучающихся по физической культуре. | Сформировать у учащихся чувство необходимости осознанного занятия физической культурой и спортом с нынешнего времени, не откладывая это дело на потом. Сформировать устойчиво отрицательное отношение к алкоголю, курению, наркотическим веществам. Сформировать личность, ведущую здоровый образ жизни. |
Медицинский осмотр обучающихся врачами Дрожжановской ЦРБ. | ||
Организация работы спортивных кружков, секций. | ||
Работа с антинаркотической программой «Путь к успеху» | ||
Первенство школы по футболу. | ||
Первенство школы по отдельным видам легкой атлетики. | ||
Акция «Спорт – вместо наркотиков» | ||
Школьный театр здоровья | ||
Первенство школы по армрестлингу. | ||
Открытие лыжного спортивного сезона в школе. | ||
Чемпионат школы по лыжным гонкам. | ||
Спортивная программа во время ученических каникул. | ||
Кустовые соревнования Большеаксинского куста по лыжным гонкам. | ||
Дни Здоровья. | ||
Участие в спортивной части месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы. | ||
Закрытие лыжного спортивного сезона. | ||
Первенство школы по волейболу. | ||
Конкурс школы совместно с родителями обучающихся: «Папа, мама и я – спортивная семья». | ||
Первенство Большеаксинского куста по игровым видам спорта. | ||
Весенний крос | ||
Туристическо-краеведческий слет обучающихся Дрожжановского района. | ||
День Бегуна. | ||
Участие в спортивных соревнованиях по графику Дрожжановского РОО РТ. | ||
Национальное и интернациональное воспитание. | Беседа с обучающимися: «Чувашские осенние национальные обряды и обычаи». | Сформировать гордость у учащихся от принадлежности к своему народу. Учащийся должен знать историю, быт, культуру и нынешнюю жизнь своего народа. Сформировать толерантность по отношению к культуре народов Татарстана, России и мира. |
Тематическая беседа: «Корни моего народа». | ||
Беседа с обучающимися: «Татарские осенние обряды и обычаи». | ||
Обзорная лекция: «Современный быт чувашей» | ||
Чувашские национальные обычаи и обряды конца зимы и начала весны. | ||
Систематизация экспонатов школьного краеведческого музея. | ||
Татарские праздники весной. | ||
Рассмотрение творчества чувашских, татарских и русских писателей и поэтов. | ||
Военно-патриотическое воспитание. | Определение уровня физической подготовленности юношей (армейский вариант). | Выработать у учащихся чувство патриота России, Татарстана и села Большой Аксы. Подготовить юношей старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил России. |
Текущая работа по коррекции физического развития отдельных обучающихся. | ||
Оформление кабинета ОБЖ. | ||
День согласия и примирения | ||
Оформление стенда: «Выпускники Большеаксинской школы – в рядах Вооруженных Сил России». | ||
Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы. | ||
Проведение среди учащихся конкурсов: -посвященное истории родного края периода ВОВ — на знание имен и подвигов земляков, в том числе увековеченных в названиях улиц -искусств, посвященных ВОВ | ||
Организация поисковой работы по изучению и сбору материалов о воинских и трудовых подвигах земляков | ||
Мероприятия, посвященные профессиональным праздникам: -День войск связи -День милиции -День работников органов безопасности | ||
Тематический классный час: «Выпускники Большеаксинской школы – в рядах Вооруженных Сил России». | ||
День защиты детей. | ||
Организация в музеях, библиотеках тематических экспозиций, выставок и выпуск изданий , посвященных знаменательным событиям военной истории Отечества и истории государственной символики РФ, РТ. | ||
Организация военизированных сборов для юношей 10 класса | ||
День принятия декларации о государственном суверенитете РФ | ||
День памяти и скорби | ||
Организация деятельности органов ученического самоуправления и СНТ. | Выборы актива классов и школы. | Создание в Большеаксинском МОУ необходимых условий для эффективного развития и действия ученического самоуправления, удовлетворяющего потребности учащихся в развитии. |
Выборы союза следопытов, наследников, наставников | ||
Дружинный сбор. | ||
Праздник «День учителя». | ||
Фестиваль детского творчества. | ||
Вечер веселых игр и конкурсов. | ||
День именинника. | ||
Конкурс: «Замечательный вожатый». | ||
«Татьянин День». | ||
Праздник «День влюбленных». | ||
Игра «Пять звезд». | ||
Концерт к 8-ому Марта. | ||
Игра «Поле чудес». | ||
День Смеха. | ||
Праздник космонавтики. | ||
День Здоровья. | ||
Последний Звонок. | ||
Итоговый сбор союзов | ||
Кружковая работа. | Уточнение списка кружков, работающих в школе. | Создание в Большеаксинском МОУ необходимых условий для проявления творческих потенциалов учащихся. |
Распределение обучающихся по кружкам. | ||
Определение режима работы кружков. | ||
Кружковые занятия. | ||
Итоги работы кружков | ||
Выставка детского творчества. | ||
Работа с обучающимися «группы риска». | Обследование жилищно-бытовых условий. | Создание в МОУ системы социальной защиты подростков и их адаптации в ученическом коллективе. |
Психолого-педагогическое тестирование. | ||
Индивидуальная воспитательная работа. | ||
Постоянный контроль со стороны воспитателей. | ||
Работа с родителями обучающихся. | Посещение родителей на дому. | Создание эффективной системы взаимоотношений единомышленников: воспитателей и родителей учащихся. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей учащихся. |
Работа по антинаркотической программе «Путь к успеху» | ||
Воспитательная работа с родителями обучающихся согласно плану воспитательной работы в классах. | ||
Классные родительские собрания по итогам учебных четвертей. | ||
Общешкольные родительские собрания. | ||
Дни открытых дверей. | ||
Родительский, педагогический всеобуч. | ||
Привлечение родителей для проведения воспитательных мероприятий. |
5. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
1 этап(2009-2010уч. год)
Создание условий для реализации положений программы воспитательной системы в Большеаксинском МОУ.
-
Аналитическая и диагностическая деятельность воспитательных процессов, систематизация опыта воспитательной работы в МОУ. -
Определение стратегии и тактики воспитательной деятельности в МОУ. -
Решение проблем нормативно-методического и материально-технического обеспечения воспитательного процесса в МОУ.
2 этап(2010-2011, 2011-2012 гг)
1. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы в МОУ.
2. Закрепление достигнутых воспитательных результатов в МОУ.
3. Повышение профессионального мастерства и творческого роста классных руководителей.
4. Развитие мониторинга процесса воспитания в МОУ.
5. Обобщение концепции воспитательной работы в МОУ.
6.ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ
Координация деятельности по реализации КОНЦЕПЦИИ и контроль за ходом ее выполнения возлагается на КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ по воспитанию в МОУ.
Координационный совет:
-
Анализирует ход реализации КОНЦЕПЦИИ и вносит предложения по его коррекции. -
Осуществляет информационное и методическое обеспечение КОНЦЕПЦИИ.
7. ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
3. Программа модернизации образования в Российской Федерации.
4. Закон Республики Татарстан «Об образовании».
5. Демакова И.Д. Пространство детства: проблема гуманизации. М., 1999.
6. Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ.(Вестник МО РТ №1-2001.)
7. Президентская инициатива: «Наша новая школа».
скачать
nenuda.ru
15. Воспитание в целостном педагогическом процессе, его особенности. Закономерности и принципы процесса воспитания.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, который основывается на взаимодействии педагога и воспитанника.
Немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1778-1841) один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И.Ф. Гербарт создал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентристкой парадигм, в рамках которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. Данный подход к воспитанию игнорирует фактор саморазвития личности.
Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие) способствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания.Процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении, обозначается в теории воспитания термином — «воспитательный процесс». Так как воспитательный процесс является составной частью педагогического процесса, то ему свойственны все атрибуты последнего (см. схемы 6,7, с. 49-50)
Особенности процесса воспитания: целенаправленность (цель – формирование умственно, духовно и физически здоровой личности – активного участника своей жизни), двусторонность, многофакторность, длительность и непрерывность (всю жизнь), комплексность, вариативность и отдаленность результатов, взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности, ведется специалистами.
Специфика процесса воспитания как процесса формирования социальных и духовных отношений заключается в том, что в процессе воспитания происходит формирование, взглядов, чувств, убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения. В процессе же обучения учащиеся овладевают главным образом знаниями о сущности и содержании этих отношений. Своеобразие воспитания заключается в том, что формирование отношений личности к миру и себе происходит в процессе переживания ценностей и проживания этих отношений. Ценность, отношение «передать» как информацию невозможно. Они не могут быть усвоены логическим пониманием и запоминанием. Кроме того, воспитание отношений совершается в момент деятельной связи с объектом отношений. Например, трудолюбие воспитывается в труде, человеколюбие – в реальных действиях по проявлению заботы о людях.
Ценности вырабатываются самой личностью, а не воспринимаются от кого-то в готовом виде. Поэтому в процессе воспитания важно организовать ценностно-ориентационную деятельность учащихся и как самостоятельную деятельность, и как составную часть других видов деятельности (учебно-познавательной, игровой, трудовой).
Воспитание – диалектично противоречивый процесс. Движущие силы – противоречия (стремление—возможность его удовлетворить, хочу—надо).
Закономерности:
— зависимость целей, задач и содержания от экономического положения, политики, идеологии, моральных и социальных норм гос-ва
— эффективность определяется степенью собственной активности воспитанника
— личность формируется, проявляется, развивается в деятельности и отношениях
— формирование личности зависит от учета педагогом объективных и субъективных факторов
— зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;
— процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.
Система воспитательной деятельности педагога (классного руководителя) включает последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, коррекционную, рефлексивную (аналитическую) деятельности.
Воспитательная работа не ограничивается взаимодействием с учеником, она предполагает учет особенностей среды, окружающей ребенка, активное воздействие на эту среду, регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка и др.
Принципы:
— опора на положительные качества воспитанника
— учет возрастных, индивидуальных особенностей
— связь с жизнью
— комплексны подход (единство развивающей, рациональной, эмоционально-волевой и практической сферы человека)
— природосообразность (учет природных задатков
— культуросообразность (наблюдение педагогом за отношениями воспитанников к культурным ценностям: человеку, природе, труду; и ценностных основ жизни: добру, истине, красоте)
— эстетизация жизни ребенка (Ушинский: «Прежде чем говорить с ребенком о красоте, посадите его за стол с белой скатертью».)
— сочетание требовательности и уважения к ученику (Макаренко)
16. Методы и средства воспитания и самовоспитания в педагогике. Классификация методов воспитания. Факторы, от которых зависит выбор методов воспитания.
Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания.
Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. таблицу 12).
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ | ||
I группа | II группа | III группа |
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирова-ния и мотивации деятельности и поведения |
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие | Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие |
Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов). В ней выделены:
· Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).
· Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание.Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка. С. Я. Долецкий писал о важности произнесения вслух своих провинностей, о том, что гораздо сложнее простить себе и оставить без внимания то, что произнесено вслух. Высказывание это основано на том, что очень важно четко определить идеал стремления и свое настоящее состояние.
Метод самовнушения так же использует проговаривание вслух, но уже не своих недостатков, а только цели. При этом более эффективно открывать для себя правильные пути, а не закрывать ошибочные. Искореняя плохое, необходимо найти ему замену хорошим, вот об этом хорошем и следует говорить, внушая себе программу действий, указывая сознанию путь к цели, не заостряя внимание на неправильных путях. Действуя таким образом, человек отчетливее видит себя хорошим и повышает внутреннюю веру в свои силы и возможности. Например, искореняя привычку сквернословия нужно говорить себе: «Я говорю красиво, чисто, грамотно. Моя речь приятна окружающим. Каждое мое слово приятно слышать». Говоря так, человек закрепляет в своем сознании эти правила, являющиеся руководством к действию и определяющие его поведение в дальнейшем.
Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.
Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.
Эмпатия – мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.
Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.
Самонаказание – метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Без применения этого метода, человек, отступив один раз от намеченного, не почувствует должного сожаления, и в следующий раз опять может поступить так же. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.
Организация самовоспитания в школе проводится по трем основным направлениям:
1) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;
2) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;
3) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п.
Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии. образования, формы воспитанияучащиихся, оспитательного процесса. заимодедйствия с воспитанниками.
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает: цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.
studfiles.net
Психологические принципы и механизмы воспитания, его биологические, социальные психологические и духовные основы. Целостный подход в воспитании.
Поделись с друзьямиВоспитание — целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений мировоззрения). Виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). воспитание— это прежде всего воспитание потребностей. Именно в характере потребностей человека и отражается та система общественных отношений, которая составляет сущность личности.
Рождение новой потребности может привести к формированию нового качества. Усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведет к формированию своеобразного нравственного формализма , который заключается в том, что определенные формы поведения усваиваются только как умения и остаются только умениями, не превращаясь в потребности. Умения способствуют научению человека, но не его развитию. Фактором развития личности новые знания или умения становятся только тогда, когда у человека появляется собственная потребность в их применении, когда усвоенные формы поведения сами становятся потребностями.
Общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности. Находясь в зависимости от окружающей среды — источника удовлетворения потребностей, — человек в то же время активно воздействует на нее, сознательно преобразует ее и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Сознательная активная деятельность человека — основа формирования его личности, формирования его психических особенностей. Личность представляет собой особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.
Ядром целостной структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное, иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка. Степень обобщенности и устойчивости высших мотивов, которые не обособляют личность, а сливают ее интересы с интересами общества, создает гармонию развития, свидетельствует о сформированности личности, отвечающей нравственным нормам нашего общества.
В отношениях к окружающему — к людям, к самому себе, к участию в жизни, делах общества — проявляется нравственная характеристика личности, выражаются мировоззрение, взгляды, стремления, убеждения человека. Поэтому формирование нравственной сферы личности это стержень гуманистического воспитания.
Учет своеобразия отдельных возрастных периодов — необходимое условие организации воспитательного процесса. Однако учитывать — не значит приспосабливать содержание и формы воспитательной работы к уровню психического развития детей определенного возраста. Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует, разумеется, и учета многочисленных индивидуальных потребностей личности, несомненно влияющих на формирование ее нравственной сферы.
Сложность взаимодействия внешних и внутренних условий развития личности заключается не только в том, что каждой личности присущи неповторимые индивидуальные особенности, учет которых необходим при организации воспитательного процесса, но и в том, что это взаимодействие имеет специфику на каждом возрастном этапе развития личности. Для понимания этой специфики Л. С. Выготский ввел термин «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности с воздействиями окружающей среды в конкретно-психологическом и возрастном плане. Под социальной ситуацией развития понимается то особое соотношение внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Под возрастными этапами развития при этом понимаются главным образом своеобразное их сочетание. Согласно точке зрения Л. С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту качественно изменяются не только отдельные психические функции, по и их соотношение, их структура. При этом психические функции развиваются неравномерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития.
Без изучения социальной ситуации развития ребенка нельзя понять перехода от одного возрастного этапа на другой, нельзя определить уровень его готовности к такому переходу, нельзя наметить правильной стратегии воспитания. Изучение социальной ситуации развития предполагает, с одной стороны, анализ системы объективных условий, в которых живет ребенок, и с другой — его отношение к этим условиям, которое вытекает из достигнутого ребенком уровня развития. Такой подход и приводит к рассмотрению соотношения между требованиями и ожиданиями со стороны внешней среды и темп внутренними возможностями, которыми располагает ребенок. Характер этого соотношения в известной мере определяет формирование личности ребенка.
Для организации воспитательных воздействий понимание этого соотношения имеет первоочередное значение. Самые лучшие требования и воспитательные воздействия, не учитывающие готовности ребенка принять их и ответить им, оказываются бесполезными, а подчас даже и вредными.
ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Воспитательный процесс надо строить так, чтобы он обеспечил максимальное развитие личности, доступное человеку на каждом возрастном этапе, а педагогическая психология должна раскрыть психологические особенности и возможности каждого возрастного этапа. Потребности и мотивы — это еще не поступки. Чтобы они реализовались в поступках, необходимо владеть соответствующими способами поведения.
В каждом возрасте личность имеет определенный стержень, вокруг которого группируются все остальные особенности, и при переходе ребенка с одного возрастного этапа на другой происходит не только наращивание каких-то свойств и качеств, но и изменение структуры личности и ее мотивации.
Развитие потребностей. В ходе развития и формирования личности ее потребности изменяются не только по содержанию, но и по структуре: от элементарных, непосредственных и непроизвольно действующих, от простых влечений и желаний развитие идет к потребностям опосредствованным, произвольным, к сознательно поставленным целям и принятым намерениям. Цели и намерения индивида по мере развития личности начинают определяться не столько ближайшими эмоционально привлекательными объектами, сколько принятыми и выработанными индивидом ценностями, нравственными убеждениями, принципами, идеалами и мировоззрением. Поведение, соответствующее этим высшим ценностям, само становится потребностью. Поэтому одна из важнейших задач психологии воспитания — понять и объяснить закономерности развития потребностей, прежде всего выделить возрастные этапы и особенности этого процесса, методы воспитания потребностей и их роль в формировании личности.
Управлять формированием личности можно на научной основе. Для этого необходимо знать психологическую природу личности, иметь четко поставленные цели воспитания для каждого возрастного периода, представления о методах воспитания и критериях уровня воспитанности.
Конкретные цели воспитания являются результатом воплощения требований, предъявляемых к человеку обществом, конкретные требования к конкретному ребенку — к его интересам, потребностям, стремлениям, чувствам, к «то направленности и поведению. Именно система таких требований которые, с одной стороны, вытекают из общих целей воспитания, с другой— опосредуются возрастными особенностями личности ребенка, и должна стать педагогической целью, определяющей содержание и методы воспитания детой ни каждом этапе их развития. В связи с этим задача психологии воспитания и формирования личности — исследование возрастных психологических особенностей ребенка.
Относительно мер воздействия, связанных с формированием у детей правильного поведения, основное правило заключается в том, что требование от ребенка определенных форм поведения должно сочетаться с научением сложным формам поведения Какими бы мотивами ни побуждался ребенок, он может быть аккуратным и добросовестным в учении только при условии, что он это умеет. Желаемое поведение осуществится только при условии, когда человек и хочет (или считает нужным) и может вести себя определенным образом, т. о. когда есть и мотив и умение. Последнему надо научить ребенка при помощи всех тех методов, которыми располагает педагогика обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.Итак, все методы педагогического воздействия должны помогать так построить отношения ребенка с окружающими людьми и организовать его поведение, деятельность, чтобы он постоянно жил в системе отношений, соответствующих нашим нравственным нормам. Сама жизненная ситуация должна побуждать воспитанника действовать согласно этим нормам, чтобы он и хотел поступать так, как нужно, и умел поступать так., как хочет.
Критерии воспитанности школьников. Нравственно воспитанным считается не тот, кто может поступать нравственно, а тот, кто не может поступать безнравственно. Поэтому одним из основных критериев нравственной воспитанности является уровень сформированности нравственных потребностей, чувств и привычек.
Не менее важным критерием сформированности и воспитанности личности является уровень преднамеренности (произвольности) поведения. Моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями и выполнять свои намерения, без умения управлять своим поведением.
Мотивационная сфера человека включает в себя как непосредственно действующие мотивы, так и сознательно принятые намерения. Намерения, принятые и соответствии со взглядами, принципами, целями человека, могут не совпадать с его непосредственными желаниями. Человек нередко оказывается в ситуации, когда обстоятельства, интересы деля, долга, интересы других людей побуждают его действовать вопреки своим непосредственным желаниям.
При правильном воспитании такой уровень нравственности формируется в непосредственном опыте ребенка. Но нередко этот уровень нравственности, как показывают психологические исследования, возникает как вторичный. Сначала у человека воспитываются нравственные мотивы на сознательном уровне. Они становятся его убеждениями, а потом уже непосредственными мотивами. Очень большую роль при этом играет самовоспитание.
Правильно воспитанный человек принимает решение действовать и осуществляет свое намерение, выполняет стоящую перед ним задачу, преодолевая все другие, конкурирующие желания. Анализ такого поведения, называемого волевым, показывает, что в его основе лежит механизм сознательной регуляции мотивационных тенденций — человек сознательно усиливает ценность одних и уменьшает ценность других тенденций. Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности человека является уровень преднамеренности (произвольности) его поведения, уровень овладения им своими потребностями.
Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности можно считать правильное, нравственное поведение вне контроля и принуждения.
students-library.com
Принцип целостности – основа педагогического процесса — Мегаобучалка
Как мы уже говорили ранее, целостность является закономерным свойством педагогического процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения и воспитания. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность педагогического процесса, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения, воспитания и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению, носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. Доступность в обучении и воспитании — принцип, согласно которому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.
Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.).
Суть целостности составляет:
— Доступность в обучении и воспитании;
— Индивидуальный подход в воспитании;
— Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
— Наглядность;
— Научность в обучении и воспитании;
— Принцип культуросообразности;
— Принцип природосообразности;
— Принцип сотрудничества;
— Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения;
— Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения;
— Связь теории с практикой;
— Систематичность и последовательность;
— Сознательность, активность, самодеятельность;
Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка — реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии.
Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными. Наглядность — принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения.
Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Научность в обучении и воспитании — принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.
Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение. Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.
Принцип сотрудничества — ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для её самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичного взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения — принцип, сущность которого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.
Связь теории с практикой — принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать.
Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания. Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно.
Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему — принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.
Таким образом, в контексте целостного педагогического процесса лежат принципы — основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения). С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют.
megaobuchalka.ru
Принципы целостного педагогического процесса
В этом заключается основной закон педагогического процесса. Существуют и специфические законы, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Это зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил в обществе и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется также интересами господствующей прослойки общества, политикой и идеологией государства.
Эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических условий. Эти условия зависят от социально-экономического положения страны и от действий субъектов, в частности представителей органов образования. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности заключается в результатах обучения и воспитания, зависящих от характера деятельности воспитанника. Важна закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрасту и особенностям обучаемых. Для практики педагогического процесса важно уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Например, содержание определенного воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Таким образом, закономерности выражаются в принципах.
Принципы – это, по сути, основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс.
Принципы педагогического процесса формулируются на основе закономерностей. Они же являются итогом достижений педагогической науки и современной педагогической практики. Их основа выражается закономерными связями между педагогами и учениками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление таких принципов, как:
- развивающий характер обучения,
- воспитывающий характер обучения,
- единство обучения и воспитания.
Зависимость педагогического процесса от уровня развития производительных сил породила принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой.
В функциональном подходе принципы обучения и воспитания рассматриваются изолированно. С точки зрения целостного педагогического процесса выделяют две группы принципов:
- организация педагогического процесса,
- руководство деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса взаимосвязаны педагогические правила. Они основываются на принципах, подчиняются им и конкретизируют их. Правила диктуют характер отдельных действий в деятельности педагога, которые приводят к реализации принципов. Правило используется в зависимости от конкретной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Важное место в организации педагогического процесса отводится его связи с реальной жизнью и производственной практикой. Этот принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с изменениями в экономике, политике, культуре и общественной жизни государства и в мире. Для реализации этого принципа требуется постоянное ознакомление обучаемых с текущими событиями. Воспитанники должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в различных мероприятиях.
Изучение теории может основываться на имеющемся у учеников опыте. Осуществления принципа связи с жизнью и практикой возможно через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, в том числе трудовую. Труд при этом должен приносить удовлетворение от процесса созидания и творчества. Коллективный труд помогает в формировании общественного поведения и ценных личностно-деловых качеств. Важно, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Принцип научности позволяет привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки и опытом, который накоплен мировой цивилизацией. Научность проявляется при разработке учебных планов, программ и учебников. В соответствии с данным принципом педагогическое взаимодействие направляется на развитие познавательной активности ребят, на формирование умений и навыков научного поиска. Реализация данного принципа происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение явлений, фиксацию и анализ результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в этих спорах своего мнения, использование научной литературы.
Фундаментальным принципом организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Человек становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Общение и обособление – это источник социального богатства человека. В коллективе наиболее полно развивается и проявляет себя каждая отдельная личность. С помощью коллектива воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. В коллективе человек усваивает правила общения, поведения, вырабатывает организаторские навыки руководства и подчинения.
Еще один важный принцип — требование преемственности, последовательности и систематичности, которое направлено на закрепление знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Связь и преемственность задач педагогического процесса, обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Преемственность требует построения системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность дают возможность за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности реализуется в процессе планирования.
Важнейшим организующим положением целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основывается на закономерностях познания окружающего мира и развития мышления, развивающегося по принципу: от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается иллюстрациями, демонстрациями, лабораторно-практическими работами, использованием примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
Педагогическое управление направлено активность, самостоятельность и инициативу детей. Отсюда вытекает принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучению их выполнению различных работ, для поощрения инициативы и творчества.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе заключается в активной роли воспитанника в педагогическом процессе. Активность ребенка должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на процесс самостоятельного изыскания знаний.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса возможно только при взаимодействии всех педагогических систем.
spravochnick.ru
§ 2. Принципы воспитания, их характеристика
Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания:
обязательность;
комплексность;
равнозначность.
Обязательностьпредполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.
Принципы несут в себе требование комплексности,предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами(И. П. Подласый):
общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом;
опора на положительное в воспитаннике;
гуманизация воспитания;
личностный подход;
единство воспитательных воздействий.
1. Общественная направленность воспитания.
Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.
Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
3. Опора на положительное в воспитаннике.
Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.
Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.
4. Гуманизация воспитания.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.
Он требует:
гуманного отношения к личности воспитанника;
уважение прав и свобод;
предъявление посильных и разумно сформулированных требований;
уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;
уважение права человека быть самим собой;
доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
ненасильственного формирования требуемых качеств;
отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;
признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.
5. Личностный подход.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
studfiles.net