Примеры обязывающие нормы права – — Taxslov.ru

Содержание

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — это… Что такое ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА?


ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА
— нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а т.ж. в издержках по его содержанию и сохранению.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ЭМИТЕНТА
  • ОВЕРБОТ

Смотреть что такое «ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА» в других словарях:

  • ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …   Юридическая энциклопедия

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов,… …   Юридический словарь

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Обязывающие нормы — разновидность норм предписаний, возлагающих на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.) Предписания такого рода, как правило, начинаются словами:… …   Элементарные начала общей теории права

  • НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • нормы права обязывающие — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов,… …   Большой юридический словарь

  • Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права …   Элементарные начала общей теории права

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Логическая структура нормы – правила поведения

Гипотеза

диспозиция

санкция

Предположение Распоряжение Взыскание

Часть нормы, указывающая при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов

Часть нормы, формулирую-

щая права и обязанности, то есть само правило поведения субъектов права (модель правомерного поведения)

Часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Актом, содержащим все элементы одной нормы права, является, в частности, Гражданский кодекс. Он, например, определяет договор купли-продажи (гипотезу), устанавливает права и обязанности продавца и покупателя при исполнении договора (диспозицию) и ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение (санкцию).

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Полная

Отсылочная

Бланкетная

В статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям

В статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие

В статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Виды норм права

1. Обязывающие нормы права.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п.

Пример.

В ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Ст. 59 КЗоТ РФ гласит: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов». Ч. 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».

Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре годы» (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

2. Запрещающие нормы права.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздержаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т.п.

3. Управомочивающие нормы права.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п.

4. Императивные нормы.

Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированных в них правил, не допускающая замену предписаний этих норм по усмотрению участвующих в применении лиц них условий. Такие нормы характерны для отношений с участием государства и его органов, т.е. для конституционного, административного, уголовного и других отраслей права. Императивными являются и должны быть большинство правовых норм, в противном случае нормы права начнут терять свою властность и общеобязательность.

studfiles.net

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — это… Что такое ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА?


ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а тж. в издержках по его содержанию и сохранению.

Юридическая энциклопедия. 2015.

  • ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ЭМИТЕНТА
  • ОВАЦИЯ

Смотреть что такое «ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА» в других словарях:

  • ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ

    — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов,… …   Юридический словарь

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Обязывающие нормы — разновидность норм предписаний, возлагающих на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.) Предписания такого рода, как правило, начинаются словами:… …   Элементарные начала общей теории права

  • НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • нормы права обязывающие — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов,… …   Большой юридический словарь

  • Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права …   Элементарные начала общей теории права

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — это… Что такое НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ?


НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ
НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЩИЕ
  • НОРМЫ ПРАВА ОТСЫЛОЧНЫЕ

Смотреть что такое «НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ» в других словарях:

  • нормы права обязывающие — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов,… …   Большой юридический словарь

  • НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …   Юридическая энциклопедия

  • НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права …   Элементарные начала общей теории права

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — (см. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Обязывающие нормы — разновидность норм предписаний, возлагающих на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.) Предписания такого рода, как правило, начинаются словами:… …   Элементарные начала общей теории права

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

1. Основываясь на анализе нормативно-правовых актов приведите примеры следующих видов норм: материальных, процессуальных, обязывающих, запрещающих

Задания и задачи.

1. Основываясь на анализе нормативно-правовых актов приведите примеры следующих видов норм: материальных, процессуальных, обязывающих, запрещающих, стимулирующих, рекомендательных, общих, отраслевых, межотраслевых, локальных, постоянных, срочных, временных, регулятивных, правоохранительных, определенных, бланкетных.
Ответ:

1) Материальные нормы: материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования. Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривающее, что организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Другой пример — норма ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», дающая определение того, что понимается под дорожно-транспортным происшествием. В соответствии с названной нормой им является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

^ : процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

^ : Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности. Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в установленные названным Законом сроки. Данный Закон содержит также определенную систему запретов. В частности, в силу указания ч. 6 ст. 8 запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Как и иные виды административно-правовых норм, обязывающие нормы могут быть обращены к неопределенному кругу лиц (например, обязанность сохранять природу и окружающую среду), к определенным группам (например, водители, охотники, пассажиры воздушного транспорта) или индивидуальным субъектам (например, установление обязанности конкретного органа исполнительной власти). В зависимости от специфики регулируемых отношений обязывающие нормы могут иметь общий характер, а могут содержать конкретные условия поведения. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия, в частности, обязан:

подать в орган исполнительной власти субъекта или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;

обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия;

приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия.

^ Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм. На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Буквального запрета, сформулированного словами «запрещается», «категорически запрещается», иногда норма может не содержать, например, «не допускается», «воздерживаться», «избегать» и т.п., однако эти слова, по сути, запрещающие. Важен общий смысл, вкладываемый законодателем в данную норму.

^ Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

Нормы-стимулы декларируют возможности, однако, как правило, принятие решения о том, воспользоваться ими либо проигнорировать их, остается самостоятельным выбором адресата нормы (например, при установлении государственным служащим доплат за ученую степень, знание иностранного языка и т.п.). Субъект самостоятельно решает, совершать ли определенные действия, направленные на получение определенного стимула (например, защитить диссертацию на соискание ученой степени), либо не совершать их. В этом проявляется сходство стимулирующих норм с рекомендательными.

Однако в ряде случаев нормы-стимулы реализуются при соблюдении двух обязательных условий: должное поведение субъекта, позволяющее применить к нему стимулирующую норму, и использование данной нормы компетентным органом или должностным лицом в результате оценки возможности применения данной нормы к субъекту. Так, статьей 41.6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

предусмотрено, что за примерное исполнение работниками прокуратуры их служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в ее органах и учреждениях, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

объявление благодарности;

награждение почетной грамотой;

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выдача денежной премии;

награждение подарком;

награждение ценным подарком;

награждение именным оружием;

досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ.

Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами РФ.

Как видим, нормы рассматриваемой статьи Закона содержат многообразие стимулов, обращенных к конкретным субъектам (работникам прокуратуры). Для реализации данных стимулов необходимо сочетание двух условий: определенное поведение заинтересованного субъекта (например, продолжительная и безупречная служба в органах и учреждениях прокуратуры) и надлежащая оценка его поведения.

В ряде случаев стимулирующие нормы могут иметь общий характер: предусматривается сама принципиальная возможность стимулирования, а конкретные его механизмы, виды поощрений должны определяться и конкретизироваться в иных нормативных правовых актах. Так, пунктом 3 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 18 июля 2005 г.) предусмотрено, что в целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней по решению Правительства РФ в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах в обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов.

^ Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)

Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Как видим, данная норма предлагает определенной категории субъектов административно-правовых отношений (пешеходам) возможный вариант поведения. Однако решение о том, руководствоваться именно этим вариантом либо отвергнуть его, предоставлено исключительно тем субъектам, к которым относится рекомендация. В приведенном примере каждый пешеход решает для себя сам: использовать ли ему рекомендацию Правил дорожного движения, например путем приобретения соответствующей одежды или самостоятельной нашивки на одежду светоотражающих элементов, либо нет. Отказ от предлагаемого рекомендательной нормой варианта поведения не влечет негативных последствий, например, в виде административного наказания. Пожалуй, в такие рекомендательные нормы облекается элементарный здравый смысл, транслируемый законодателем или органом, полномочным издавать подобные нормы. Кроме того, нельзя исключать ситуаций, когда с течением времени, доказав свою обоснованность, рекомендательные нормы могут трансформироваться в обязывающие.

Иногда рекомендательные по форме нормы, по сути, носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Однако если мы ознакомимся с законодательством, регламентирующим государственную службу, то увидим, что те нормы, которые предложены в качестве рекомендательных, имеют обязательный характер.

^ К общим относятся нормы, которые устанавливают правила поведения, распространяющиеся на все виды общественных отношений, регулируемых нормами определенного института административного права (например, нормы, регулирующие государственную службу, определяющие формы и методы государственного управления, устанавливающие административную ответственность и т.п.).

^

9)межотраслевые нормы,

10)локальные нормы. Локальные административно-правовые нормы могут содержаться в актах руководителей представительных и судебных органов, прокуроров, руководителей публичных предприятий, учреждений, строевых подразделений.

^

12)срочные нормы,

13)временные нормы,

14)регулятивные нормы,

15правоохранительные нормы,

16)определенные нормы,

17)бланкетные нормы.

2. Проанализируйте структуру любой, выбранной вами, административно-правовой нормы.
3. В соответствии с п. «а» ст. 22 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Президент РФ своим Указом может ввести особое управление путем создания временного специального органа управления территорией.

К какой группе можно отнести нормы, содержащиеся в Указе Президента РФ о введении в условиях чрезвычайного положения особого управления территорией и создании соответствующего временного специального органа, если за критерий классификации принять способ действия административно-правовых норм по времени?
4. Пивоваров обратился с жалобой в Уставный суд субъекта РФ о проверке конституционности отдельных положений областного закона об административной ответственности, устанавливающих, что дела об уклонении от прохождения освидетельствования на состояние опьянения рассматриваются органами внутренних дел, в то время как КоАП РФ относит эти дела к подведомственности районных судов (ст. 12.26, 23.1 КоАП РФ).

Представитель областной Думы в суде пояснил, что поскольку административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, областная Дума не превысила свои полномочия.

Разрешите дело по существу.
5. Петренко был задержан таможенными органами в аэропорту «Шереметьево» за то, что он 16 июля 2004 г. пытался провезти через таможенную границу 5 000 долларов США без декларации. Согласно действующим на тот момент правилам физические лица могли вывозить иностранную валюту без декларации на сумму, не превышающую 3 000 долларов США. В отношении Петренко было начато производство по делу о нарушении таможенных правил по ст. 16.4 КоАП РФ.

Позже Петренко узнал, что с 18 июля 2004 г. вступил в силу новый порядок вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты, разрешающий вывозить иностранную валюту в размере, не превышающем 10 000 долларов США. Петренко обратился с ходатайством о прекращении в отношении него дела о нарушении таможенных правил на основании ст. 1.7 и 24.5 КоАП РФ, полагая, что данный порядок отменил ответственность за совершенное им правонарушение, следовательно, имеет обратную силу. Начальник таможни аэропорта «Шереметьево» отклонил данное ходатайство.

Как следует разрешить данное дело?
6. 01 марта 2004 г. областной суд признал не соответствующими Федеральному закону ст. 8, 9, 11 областного Кодекса об административной ответственности. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 30 марта 2004 г. решение суда было оставлено в силе. 10 июля 2004 г. областная Дума приняла закон, в котором сказано:

«1. Отменить ст. 8, 9, 11 областного Кодекса об административной ответственности.

2. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его опубликования».

Официально закон был опубликован 12 июля.

Определите административно-правовую норму и объясните ее действие во времени.
7. В 2004 г. ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 1.1 следующего содержания: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., право на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно не предоставляется.

Указанным военнослужащим вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации».

Законом установлено общее правило, в соответствии с которым военнослужащим взамен существовавшего ранее права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска предоставляется денежная компенсация. Но за лицами, которые поступили на военную службу по контракту до 1 января 2004 г., сохраняется ранее существовавшее право на бесплатный проезд.

Какие способы действия во времени новой нормы и старой нормы закреплены в п. 1.1 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих?
8. В постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. говорится:

«1. Признать не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье (этот Таможенный кодекс действовал до 1 января 2004 г.).

2. Признать не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (ч. 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения» (этот Кодекс действовал до 1 июля 2002 г.).

Можно ли рассматривать указанное постановление в качестве источника административного права?
9. За нарушение в январе 2002 г. Правил дорожного движения Жуков по ст. 264 УК РФ с применением ст. 73 УК РФ был подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком на два года условно.

В 2004 г. он подал заявление о приеме его на работу в милицию. Начальник РОВД отказался принять заявление и направить его в УВД области, поскольку в ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел сказано, что не может быть принят на службу в органы внутренних дел гражданин, если он «имел или имеет судимость». Жуков обжаловал действия начальника РОВД в районный суд, утверждая, что отказ в приеме на работу не обоснован, так как в ч. 6 ст. 86 УК РФ предусмотрено, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью». Жуков утверждал, что действия начальника РОВД нарушают ст. 64 ТК РФ, которая закрепляет необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Обоснована ли жалоба Жукова?

skachate.ru

Обязывающие нормы права (пример)

Просмотрен 1814 раз
Задан 2011-12-24 11:39:27 +0400 в теме «Другие вопросы» из г. Москва

Обязывающие нормы права (пример)

Ответов (1)

Похожие вопросы в области Другие вопросы

  • В какой форме реализуются обязывающие нормы? — В какой форме реализуются обязывающие нормы?.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 268 раз. Задан 2011-12-17 11:50:32 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • По поводу распорядка дня — По поводу распорядка дня.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 169 раз. Задан 2011-10-17 09:38:10 +0400 в тематике «Трудовое право»
  • Приведите пример налоговой нормы права и правоотношения регулируемого этой нормой — Приведите пример налоговой нормы права и правоотношения регулируемого этой нормой.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 163 раза. Задан 2012-02-06 11:07:07 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Существуют ли нормы права, состоящие не из всех 3-х основных элементов (гипотеза, диспозиция, санкция), привести пример — Существуют ли нормы права, состоящие не из всех 3-х основных элементов (гипотеза, диспозиция, санкция), привести пример.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 444 раза. Задан 2011-11-22 14:48:35 +0400 в тематике «Гражданское право»
  • Подскажите пожалуйста пример нормы права имеющую двухчленную структуру (т.е только гипотезу и диспозицию). — Подскажите пожалуйста пример нормы права имеющую двухчленную структуру (т.е только гипотезу и диспозицию)… далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 348 раз. Задан 2012-03-27 14:16:06 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Подскажите пример: переход правовой нормы в моральную — Подскажите пример: переход правовой нормы в моральную.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 74 раза. Задан 2012-01-16 12:42:23 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Есть ли какие-нибудь нормативные акты, обязывающие кормить учащихся колледжей, техникумов? — Есть ли какие-нибудь нормативные акты, обязывающие кормить учащихся колледжей, техникумов?.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 99 раз. Задан 2011-11-04 08:32:57 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Запрещающие нормы права(приверы) — Запрещающие нормы права(приверы).. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 107 раз. Задан 2011-12-24 11:39:22 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Норма временного действия — Норма временного действия.. далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 151 раз. Задан 2011-12-29 12:27:12 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Приведите пример типичной санкции гражданского права. — Приведите пример типичной санкции гражданского права… далее
    1 ответ. Москва Просмотрен 147 раз. Задан 2012-04-24 09:09:42 +0400 в тематике «Гражданское право»

other.joosy.ru