Приказы приказная система – Приказ (орган управления) — Википедия

Приказная система управления в Российском царстве

Приказы — центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы — общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы — управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 — 1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 — 1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата — заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 — 1700) — наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 — 1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 — 1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 — 1701) — общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа:

Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный — сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий — разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

istoriarusi.ru

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

2) о создании общерусского списка святых;

3) о принятии единого монастырского устава;

4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;

5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;

6) об учреждении училищ для священников;

7) о методах борьбы с ересями;

8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Военная реформа и реформа местного самоуправления

В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.

В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).

В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась «в корм» представителю «центра») введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.

studfiles.net

15.Приказная система управления в XVII в.

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

II Подробно

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями)и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказазаключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались — по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа, возвращение смоленских земель —Смоленского приказаи т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

studfiles.net

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

2) о создании общерусского списка святых;

3) о принятии единого монастырского устава;

4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;

5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;

6) об учреждении училищ для священников;

7) о методах борьбы с ересями;

8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Военная реформа и реформа местного самоуправления

В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.

В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).

В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась «в корм» представителю «центра») введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.

studfiles.net

Приказная система.

Приказы — это центральные органы государственного управления, которые заменили аналогичные предшествующие учреждения – Пути. Приказы – это не нормативные акты. За всю историю приказной системы насчитывалось около 80 приказов. Из них приблизительно 40 приказов были постоянно действующими. Во главе приказов стоял руководитель, имеющий думный чин, но его называли приказным судьей. Решения приказов зависели от воли приказного судьи, то есть решения принимались единолично. В результате этого некоторые приказы называли по именам их руководителей, например, Морозовский приказ, Плещеевский приказ и т.д.

Приказы имели более четкое разграничение компетенции, в отличие от путей. Приказы обладали не только административными, но и судебными полномочиями. Приказам подчинялись и местные органы управления, но только в той области, которая была подведомственна этому приказу. Прямого подчинения не было. Приказы, как правило, имели примерно одинаковую структуру и штаты. Приказы не финансировались напрямую из государственной казны, а получали средства на свою деятельность за счет сбора налогов со специально выделенной для этого территории.

Все приказы делятся на 5 групп:

  1. Дворцово – финансовые приказы, то есть приказы, выполняющие функцию общегосударственных органов: сокольничий, конюшенный (руководитель этого приказа первенствовал среди руководителей других приказов, был первым среди равных), ловчий приказ, приказ большой казны (ведал прямыми государственными налогами) и приказ большого прихода (ведал косвенными государственными налогами), приказ питейная четь (ведал доходами со всех государственных кабаков).

  2. Военные приказы. Пушкарский, казачий, стрелецкий, разрядный приказы.

  3. Административно-судебные приказы. Они отличались более общей компетенцией. К ним относят холопий приказ, поместный приказ, вотчинный приказ, разбойный приказ (вел борьбу с преступностью в стране).

  4. Областные (территориальные) приказы. Их компетенция распространялась на определенной территории. Принято выделять 3 разновидности территориальных приказов:

  • Приказы общей компетенции. Они действовали в рамках значительной территории, причем обладали всей полнотой власти на этой территории. Например, сибирский, астраханский, казанский приказы.

  • Судные (судебные) приказы. Эти приказы имели только судебные полномочия на определенной территории, например, московский судный приказ и т.д.

  1. Специальные приказы. В эту группу относят разные приказы, например, посольский приказ, аптекарский приказ, приказ золотых и серебренных дел, приказ каменных дел, печатный приказ (был высшим государственным хранилищем актов), приказ книгопечатного дела.

Местные органы государственного управления.

К середине XVI столетия в центральных регионах была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена на систему выборных местных органов государственного управления – это губные и земские избы. Структура этих изб была одинаковой. Возглавлял такую избу выборный староста, а штаб представляли добрые люди и целовальники (те, кто целовали крест, клянясь, что будут исполнять свои обязанности по закону).

Губные избы создавались на территориях, где преобладали земли служивых людей. Старосты губных изб избирались из числа дворян. Главное направление деятельности губных изб – борьба с преступностью, поэтому губные избы были подчинены разбойному приказу. Кроме полицейских функций, губные избы были наделены и другими полномочиями, но они были на втором плане.

Во главе земских изб стоял староста, избираемый из купечества. Это было связано с тем, что земские избы решали в основном вопросы финансового порядка. Земские избы подчинялись четям. В отличие от губных, земские избы создавались на территориях, которые тяготели к городам и на которых проживали черносошные крестьяне.

К концу XVI века правительство предпринимает определенные шаги, чтобы повысить контроль над этими местными органами самоуправления. В результате, на местах появились воеводы, причем эта должность уже не означает чисто военных руководителей, а воеводами стали называть назначаемых на места руководителей. Первоначально, воеводы должны были лишь осуществлять общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления, но очень быстро получилось так, что воеводы подмяли под себя земские и губные избы и встали во главе этих учреждений. Таким образом, выборные старосты были заменены на назначаемых воевод. Сильно отличающееся положение занимали воеводы на приграничных территориях. Они обладали особым статусом и имели дополнительные полномочия, касающиеся пограничного режима (разрешали незначительные приграничные конфликты, могли вести переговоры с другой страной, но по вопросам, не влекущим за собой серьезных изменений). С появлением воевод разница между губными и земскими избами стирается. Воевода был единоличным представителем центральной власти на местах.

studfiles.net

Приказная система управления в XVI в.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной си­стемы к приказной системе управления.

Новые органы центрального управления {приказы) возникли без законодательной основы, они учреждались спонтанно, по мере необ­ходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, дру­гие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные прика­зы. Не существовало и строгого разграничения функций между прика­зами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восста­ний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Приказы явля­лись не только административными учреждениями, но и судебными органами. Часто они дублировали друг друга как в работе по своим от­раслям, так и в вопросах территориального управления, что вносило некоторую путаницу в систему управления и суда. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновни­ков, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. По­дьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся на столы и повытъя по ветвям управления. К XVII в. приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих.

В период становления приказной системы ведущее место принад­лежало военно-административным приказам. Шла реорганизация ар­мии, основу которой отныне составляли дворянская конница и стрель­цы. Для управления стрелецким войском, созданным в результате ре­форм Ивана IV, был образован специальный Стрелецкий приказ. Лич­ным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный при­каз, который регистрировал все случаи назначения на должности, пе­ремещений по службе. Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Военным управлением занимались также Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и другие приказы.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал По­местный приказ, который следил за тем, чтобы они получали помест­ные земли за военную службу в соответствии с установленными нор­мами.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, создававшиеся по мере присоединения новых территорий. В XVI в. это Московская, Владимирская, Дмитровская, Рязанская четверти (чет­вертные приказы — по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Си­бирский приказ), Казанский приказ и Малороссийский приказ (по де­лам Украины).

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ве­дали дворцовые приказы. К ним относились: Приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюш­ней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельни­чий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих при­казов считались самыми важными и почетными. В соответствии с прин­ципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

Важное значение имели приказы, осуществлявшие финансовое управление: Приказ Большой казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Приказ Большого прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и про­чие деньги), и Приказ счетных дел — своеобразное контрольное ве­домство.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Судебные приказы (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.) возникли в конце XVII в. и выполняли функции высших судебных органов. Позднее эти приказы вместе с Челобитным были объединены в единый Судебный приказ.

В период сословно-представительной монархии появляется про­образ центрального полицейского органа. Вначале действовала комис­сия Боярской думы по разбойным делам, затем был создан особый Раз­бойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с уголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. В 1682 г. образовался Сыскной приказ, ведавший уголовными и полицейскими делами и тюрьмами. Земский приказ осуществлял полицейское и судебное управление на­селением Москвы.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, ведавший внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. От­сутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должно было участвовать ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения го­сударственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внеш­ней политики должен решать лично он. Помогать в этом были призва­ны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, что­бы вести переговоры с представителями иностранных государств. В приказе вырабатывались важнейшие документы Российского государ­ства по внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он участвовал в решении пограничных конфликтов, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, пред­почитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно мно­жество других функций. В связи с распространением кабального хо­лопства возникает потребность в специальном органе. Главная обя­занность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Отдельную группу составляли ведомства государственно-церков­ного управления: Патриаршийдвор, Приказ церковныхдел, Монастыр­ский приказ.

Существовали многочисленные приказы специальных ветвей уп­равления, например Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный, Аптекарский и другие приказы.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свы­ше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, созда­ние полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией — Малороссийского приказа, воз­вращение смоленских земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономи­ческой и политической структуры общества. В государственном аппа­рате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчет­веро больше — 2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и Приказе Большой казны. Штат Приказа Боль­шого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах си­дело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в при­казах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Создание централизованной приказной системы, в деятельности ко­торой главную роль играло служилое дворянство, ограничило роль фео­дальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция увеличения роли государства с опорой на формирующееся дво­рянское сословие прослеживается и в реформе местного управления.

magref.ru

4. Приказная система управления в XVII в.

Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более или менее устойчивый штат, характерное делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя — текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.

В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям (приказам), которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (с 70—80-х гг. XVII в. в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой. Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Таким образом, приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.

Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода. Но основная масса денег распределялась бессистемно: если в одном приказе были деньги, они шли в тот, где их не хватало. Для выполнения финансовых функций была образована целая группа приказов — Приказ Большого прихода, Приказ Большой казны, Приказ денежного сбора, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Счетный приказ и др. Одни действовали вплоть до Петровской реформы управления 1718-1721 гг., другие прекратили свое существование на рубеже XVIII в.

В целом применительно к приказам и их служащим в XVII столетии следует отметить два переломных момента. Во-первых, 40—50 гг. XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства создавалось общее законодательство, определившее основные стороны функционирования приказных штатов государственных учреждений и утвердившее приказное начало. Законодательство ограничило социальную среду комплектования, ввело «указное число» служащих для каждого учреждения и размеры отпускаемого им содержания, а также установило внутренний распорядок работы центральных учреждений. Во-вторых, 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих. Особая приказная среда в значительной мере воспроизводила себя.

Приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.

studfiles.net