Приказы и их функции – Приказ (орган управления) — Википедия
Приказы как органы власти на Руси
Приказы как органы власти на Руси
Приказ в Москве.
Картина Янова А.С.1880-е годы.
Серпуховской художественно-исторический музей.
Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.
Приказы
Приказы — это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.
Из истории названия
Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название —
Из истории возникновения приказов
-
Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.
-
Василий 3- отец Ивана Грозного — ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.
-
Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.
-
Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.
Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.
Другие названия приказов:
палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.
Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.
Избы — органы власти , имеющие меньше полномочий, чем приказы.
Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.
Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство делилось на три части. Значит, трети — органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.
Приказы в России
Приказ |
Какими делами ведал |
Челобитный |
1571- 1685 гг. Челобитная — это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб). |
Посольский |
1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий. |
Поместный |
Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г. |
Стрелецкий |
Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками. |
Пушкарский |
Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках. |
Бронный |
Обязанности — изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др. |
Разбойный |
С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами. |
Печатный |
Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г. |
Холопий |
В 1681 году объединён с Судным приказом. |
Сокольничий |
С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел. |
Земские приказы |
Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка. |
Галицкая четверть |
Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ. |
Устюжская четверть |
Ведала финансами и судом на данной территории. |
Новая четверть |
С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории. |
Казанский приказ |
50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии. |
Сибирский приказ |
Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г. |
Патриарший казённый приказ |
В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви. |
Приказ каменных дел. |
Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах. |
Дворцовый |
При Михаиле Фёдоровиче, |
Судный |
При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года. |
Аптекарский |
При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0. |
Приказ тайных дел |
При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам. |
Хлебный |
С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца. |
Панихидный |
Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг. |
Рейтарский |
Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия. |
Приказ строения богаделен |
Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче. |
Монастырский |
С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода. |
Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.
Состав приказов
-
Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.
-
Одна часть служащих занималась принятием решений — судьи.
-
Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
Приказы – органы централизованного управления Российским государством в XVII веке
Приказы — органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.
Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.
Предпосылки введения приказов в систему центральной власти
В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».
Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).
Структурные особенности системы приказов XVII века
Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.
Направление деятельности | Название приказа | Общие функции |
---|---|---|
Общегосударственное | Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный | Деятельность при непосредственном участии царя. |
Административное и судебно-полицейское | Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др. | Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством. |
Военные дела | Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др. | Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения. |
Финансовые дела | Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др. | Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат. |
Дворцовые дела | Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др. | Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений. |
Территориальное (областное) управление | Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др. | Ведали делами определённых территорий |
К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.
Состав, устройство и функционирование приказов
Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.
Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.
Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.

Связи приказов

Функции приказов
histerl.ru
Приказы как органы власти на Руси
Приказы как органы власти на Руси
Приказ в Москве.
Картина Янова А.С.1880-е годы.
Серпуховской художественно-исторический музей.
Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.
Приказы
Приказы — это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.
Из истории названия
Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название — приказы.
Из истории возникновения приказов
-
Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.
-
Василий 3- отец Ивана Грозного — ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.
-
Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.
-
Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.
Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.
Другие названия приказов:
палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.
Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.
Избы — органы власти , имеющие меньше полномочий, чем приказы.
Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.
Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство делилось на три части. Значит, трети — органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.
Приказы в России
Приказ |
Какими делами ведал |
Челобитный |
1571- 1685 гг. Челобитная — это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб). |
Посольский |
1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий. |
Поместный |
Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г. |
Стрелецкий |
Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками. |
Пушкарский |
Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках. |
Бронный |
Обязанности — изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др. |
Разбойный |
С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами. |
Печатный |
Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г. |
Холопий |
В 1681 году объединён с Судным приказом. |
Сокольничий |
С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел. |
Земские приказы |
Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка. |
Галицкая четверть |
Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ. |
Устюжская четверть |
Ведала финансами и судом на данной территории. |
Новая четверть |
С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории. |
Казанский приказ |
50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии. |
Сибирский приказ |
Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г. |
Патриарший казённый приказ |
В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви. |
Приказ каменных дел. |
Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах. |
Дворцовый |
При Михаиле Фёдоровиче, |
Судный |
При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года. |
Аптекарский |
При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0. |
Приказ тайных дел |
При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам. |
Хлебный |
С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца. |
Панихидный |
Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг. |
Рейтарский |
Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия. |
Приказ строения богаделен |
Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче. |
Монастырский |
С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода. |
Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.
Состав приказов
-
Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.
-
Одна часть служащих занималась принятием решений — судьи.
-
Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
ПРИКАЗЫ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.
Становление приказной системы было вызвано усложнением задач, вставших перед нарождавшейся монархией в связи с формированием Русского государства во второй половины XV века. На начальном этапе зарождения приказов их состав формировался из дьяческого штата Казны, Большого дворца (смотрите в статье Дворцы) и, возможно, комиссий Боярской думы.
Приказная система, в целом сложившаяся в 1530-1570-х годах, не отличалась функциональной чёткостью: каждый приказ обладал как исполнительной, так и судебной властью, однородные функции исполняли различные приказы — в зависимости от категории населения и от территории, на которые распространялись их полномочия.
Среди приказов принято выделять дворцовые, ведавшие хозяйством государя, общегосударственные (отраслевые, территориальные, территориально-отраслевые), а также патриаршие и митрополичьи. Для решения отдельных, как правило, экстраординарных задач создавались временные приказы (например, Денежного сбора приказ). Централизация государственного управления на протяжении всего XVII века осуществлялась путём передачи руководства несколькими приказам одному лицу (князю И.Б. Черкасскому, Ф.И. Шереметеву, Б.И. Морозову, И.Д. Милославскому, И.М. Милославскому и другим). В 1655-1676 годы надзор за деятельностью всех приказов от имени царя осуществлял Тайных дел приказ. Формирование приказной системы происходило одновременно с созданием органов самоуправления на местах — земских изб (смотрите в статье «Земское управление») и губных учреждений.
К дворцовым приказам относились Большого дворца приказ (1501 год, до 1527 года Дворцовая изба), Конюшенный приказ (1548 год, до 1573 года Конюшенная изба), Казённый приказ (начало 1580-х годов) и другие. Юрисдикция важнейших общегосударственных отраслевых приказов распространялась главным образом на центр. уезды страны (Ямской приказ,Разрядный приказ, Стрелецкий приказ, Поместный приказ, Посольский приказ, Разбойный приказ, Большого прихода приказ). Одновременно с ними в середине XVI века образован общегосударственный территориальный Казанского дворца приказ (в 1637 году из него выделился Сибирский приказ), исполнявший те же функции, что и отраслевые приказы, но на определённой территории. Схожими с ним были приказ Великого княжества Литовского (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вместо него действовал приказ княжества Смоленского), Малороссийский приказ (1662-1722 годы) и ведавший Слободской Украиной Великой России приказ (1687-1700 годы). К территориально-отраслевым приказам относились Владимирский судный приказ, Московский судный приказ и другие Их узкоспециализированные полномочия (судебные) распространялись на одну и ту же категорию людей, но на разных территориях. Казной и хозяйством патриаршей кафедры управляли Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казённый приказ, а митрополичьих кафедр — митрополичьи казённые и дворцовые приказы. Суд над духовенством и мирянами по духовным делам в Патриаршей области (епархии) осуществляли в разные годы Патриарший разрядный приказ и Патриарший духовный приказ, в епархиях — судные митрополичьи приказы.
В правление царя Ивана IV Васильевича Грозного в опричнине действовали Конюшенный, Постельный, Сытный и другие приказы (в 1572-1584 годах существовали как приказы особого царского двора). В период Смутного времени одновременно с приказами в Москве функционировали приказы также в лагере Лжедмитрия II и в лагерях Первого ополчения 1611 года и Второго ополчения 1611-1612 годов. В первой четверти XVII века, после освобождения страны от польско-литовских и шведских интервентов, правительство царя Михаила Фёдоровича приступило к восстановлению системы государственной обороны и народного хозяйства. Для этого оно, в частности, учредило новые приказы — Казачий приказ, Иноземский приказ, Рейтарский приказ, Новую четверть, Большой казны приказ.
Определённому единству приказной системы способствовала опора на единую законодательную базу. В своей деятельности приказы руководствовались правовыми обычаями, отдельными нормами Судебников 1497 и 1550 годов, царскими указами, а также приговорами Боярской думы, которые принимались в ответ на запросы приказов, с середины XVII века — и рядом статей Соборного уложения 1649 года. Часто разновременные акты объединялись в особые указные книги приказов (наиболее ранняя — книга Разбойного приказа 1555/1556 годов). Акты об учреждении приказов, устанавливавшие порядок работы ведомства, персональный состав его руководства, цели, задачи, методы и средства деятельности, появились в первой трети XVII века [первый известный акт — указ царя Михаила Фёдоровича об учреждении Сыскного приказа от 23 февраля (5 марта)1622 года].
В XVII веке (возможно, со второй половины XVI века) приказы делились, как правило, на «столы», а те, в свою очередь, — на «повытья» (отделения) (ряд приказов делился только на «повытья» или не имел структурных подразделений). Приказы действовали на местах через городовых воевод и приказные избы, а также губные и земские избы. Приказы возглавлялись главным образом судьями, назначавшимися царём и Боярской думой преим. по представлению Разрядного приказа из лиц, имевших думный чин. Часто во главе приказа стояли 2 судьи, сменявшие друг друга в определённые дни недели (каждый из них обладал всей полнотой власти в приказах). Аппарат приказов состоял из приказных людей, их рабочий день длился 12 часов. Технический персонал приказов составляли недельщики (приставы, исполнявшие административные и судебные решения приказов и сменявшие друг друга по неделям) и сторожа. При Аптекарском приказе, Поместном и Посольском приказах в XVII веке существовали учебные заведения.
Число приказов постоянно менялось. Одновременно в среднем существовало 30-40 приказов. Одними из последних были учреждены Преображенский приказ (середина 1680-х годов), Адмиралтейский приказ (1700 год), а также Военных дел приказ вместо Иноземского, Рейтарского и Стрелецкого приказов (1701 год). В 1710-1720-е годы большинство приказов Пётр I заменил коллегиями.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
ПРИКАЗЫ | Энциклопедия Кругосвет
ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России 16 – начала 18 вв. Термин родился от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 в.
До 1370-х центральное управление строилось по моноцефальной модели (полная концентрации власти у главы государства. К концу 15 в., когда возникла необходимость перестройки великокняжеского дворцово-вотчинного хозяйства, возникли Казна (Казенный приказ, созданный в 1512, который являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые изготавливавшими эти вещи) и Большой Дворец (1534, для решения вопросов дворцового хозяйства, управления населением Кормовым и Сытным дворами). По иным данным, первым приказом был Ловчий (1509), ведавший царской охотой.
Как правило, приказы возникали по личным поручениям князей. Вначале вновь создаваемые учреждения именовались «дьячими избами», а с 1512 (первое упоминание) – «приказами».
В отличие от «путей» (форма управления периода феодальной раздробленности), приказы были постоянно действующими учреждениями и обладали определенной компетенцией, штат приставов, подъячих, толмачей, сторожей, в некоторых приказах штат достигал 100 чел. Все приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы, при этом обладая исполнительной функцией, они были ограничены царем или думой в распорядительной деятельности.
В разное время в России существовало от 20 (в 16 в.) до 100 приказов – государственных (внешне- и внутриполитических) и дворцовых.
Первыми возникли Разрядный (1535), ведавший обороной, учетом и управлением служилыми людьми и Поместный (1577) – по вопросам обеспечения этого войска землей, ведавший также судом по земельным спорам, Аптекарский (Аптекарская палата, 1594) – ведал медицинской службой, Большого прихода (1554) – ведал сборами с населения и таможнями, Земский (1564) руководил управлением Москвы, судом по уголовным и гражданским делам, Посольский (1549) занимался отношениями с иностранными государствами. Постельный (1573) управлял царской спальней и лицами, обслуживавшими царскую семью, Пушкарский (1577) ведал артиллерией и обслуживающим ее населением, а Житный (конец 16 в.) приемом и выдачей казенных припасов. Специально созданный Печатный приказ (конец 16 в.) занимался лишь тем, что хранил и прикладывал государственные печати.
Вместе с расширением территории государства возникали приказы Казанский (1560-е), Сибирский (1637), Лифляндских дел (1658), Калмыцких дел (1661).
После Смуты появились приказ Большой казны (1621) ведал сборами налогов с торговли и ремесел, монетным делом, кабацкими сборами, Иконный (1622), Иноземный (1624) наблюдавший за иностранцами, поступившими на русскую службу, Городового дела (1638) ведавшего строительством укреплений и т.д. На территории Кремля для них было выстроено специальное здание; при крупных приказах были организованы школы для подготовки умелых работников. Во главе каждого приказа был поставлен «судья», некоторые из которых были думными дворянами, боярами и даже окольничими. Крупные приказы имели свои печати, на документах, исходивших от них, необходима была личная подпись дьяка. Так складывалась приказная бюрократия, противостоящая боярской аристократии.
Активная внешнеполитическая деятельность России (русско-польская война 1653–1667, присоединение Украины) стала причиной появления приказов, компетенция которых состояла в управлении новыми территориями. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 приказа строительства богаделен. Абсолютистский характер власти проявился в создании в 1654 Тайного приказа (приказа Тайных дел), который занимался вопросами, интересовавшими лично царя Алексея Михайловича и стал его своеобразной «личной канцелярией». Приказ Верхней типографии (1680) стал управлять придворной типографией, Разбойный (1680-е) осуществлять контроль за решением уголовных дел, Судный (1699) вел судебные дела служилых людей. Поскольку приказы возникали по мере надобности, вне обдуманного плана, многие из них функционально дублировали друг друга, что приводило к неразберихе, волоките, бюрократизму, казнокрадству и взяточничеству.
Коренная перестройка системы государственного аппарата при Петре I, замена приказов коллегиями (1718–1720) была первым шагом к ликвидации старой административной системы. Часть приказов уцелела и была окончательно уничтожена лишь губернской реформой Екатерины II 1775. Остался лишь Приказ общественного призрения, который являлся уже учреждением нового типа и сохранил лишь название приказа.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
www.krugosvet.ru
функции, порядок работы, место в системе органов управления.
Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.
Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, «приговора». Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских
и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.
Приказы Московского государства: структура, состав.
Постепенно административный аппарат, руководимый боярами, разросся, были созданы специальные центральные органы управления – приказы т.е. великий князь «приказывал» определенному боярину (приказному боярину) заниматься определенной сферой государственного управления. Это были постоянно действовавшие учреждения. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Приказы имели определенные платы, специальные помещения, делопроизводство, архивы. Для дьяков и других приказных деятелей служба в приказах была основным занятием, за которое они получали жалованье из казны. Это ставило их в тесную связь и зависимость от великокняжеской власти, делало их ее верной опорой. Приказы постоянно реорганизовывались, расформировывались и формировались вновь. Помимо руководителя — думского боярина, в приказе работали дьяки и подьячие. Приказы делились на столы (во главе с дьяками), а столы.
Приказы Московского государства: виды, функции, место в системе управления.
Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам.
В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С проявлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы. Полицейские функции и суд по «разбойным и татебным» делам, как и раньше, осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции — ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.
Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства (Нижегородский, Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский и другие приказы). Они занимались также сбором налогов и судом.
Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом, собирал Приказ большой казны. Приказ с названием «Новая четверть» ведал питейными доходами. Имелись приказы с довольно узкой специальной компетенцией — Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ, Печатный (удостоверяющий правительственные акты с приложением к ним печати) и др.
Продолжала существовать значительная группа дворцовых приказов, в организации и компетенции которых имелись существенные пережитки дворцово-вотчинной системы управления. Так, например, казенный приказ занимался личной казной царя и хранением царских драгоценностей. Характерной особенностью почти каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций.
studfiles.net
Виды и структура приказов — Мегаобучалка
Характеристика приказов
Приказы, органы центрального и местного управления в России середины 16- середины 18 веков. Слово «приказ» в смысле особое поручениевошло в обращение с середины 16 века.
Зарождение приказной системы происходило в конце 15- начале 16 веков. Она сложилась
в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы:
Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), овгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
Военные
реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом
и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено
обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание
наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца. Приказами называли не только центральные учреждения,
но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие -думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов
(Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими.
Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать
приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось
около восьмидесяти приказов.
В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа
Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы
Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые
функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во
время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из
приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.
Виды и структура приказов
На XVII в. приходится расцвет приказов как органов центрального государственного управления. Общегосударственные приказы, подразделявшиеся на административные , судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые составляли самую большую группу в подчинении Боярской думы. Дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры. Особое место в системе занимал Приказ Тайных дел, образованный в 1654 г. Он являлся личной канцелярией царя Алексея Михайловича, контролировал деятельность других приказов. Там решались важнейшие государственные вопросы, без согласования с Боярской
думой. Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю; посылка подьячих с секретным наказом
для проверки деятельности приказных и воевод. Ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел: такие как дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ Тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал там, принимая участие в составлении бумаг;
требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. Упразднили Приказ тайных дел в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.
Характерным недостатком приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций
между приказами. За все время существования приказной системы акт, регламентировавший
организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе, так и
не был подготовлен и издан. Путаница была во всем: во главе приказа стоял судья,
но иногда судью приказа именовали по-другому: казначей, печатник, дворецкий, оружничный
и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных
дворян и думных дьяков, но было и такое, что один и тот же судья одновременно возглавляло несколько приказов.
Обширное бумажное делопроизводство востребовало людей, обладающих опытом
канцелярской работы. Судьи приказов такого опыта иногда не имели, им в помощники
назначались дьяки, число которых зависело от значения приказа. Дьяки комплектовались
из родового дворянства, они фактически и вершили дела в приказах. За свою службу они награждались поместным окладом и получали денежное вознаграждение. У дьяков в подчинении находились канцелярские служители — подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни «приношения» просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье.
megaobuchalka.ru