Причины установления культа личности сталина: Каковы причины установления культа личности Сталина? История России 9 класс

Причины установления культа личности

Сущность культа личности

Личности, которым предписывались сверхъестественные качества, существовали во все временные периоды. В древнее время люди преклонялись божествам, а позже на данную роль были выбраны люди (по праву рождения или по предполагаемым заслугам).

Речь идет о превознесении конкретного человека, которым является реальный государственный деятель. Тем, кому интересно знать, что означает культ личности, следует привести в пример такие известные всем имена, как Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун и пр. В монархиях абсолютного типа императоры и цари играли роль Богов. Их почитали, им преклонялись, прославляли не за определенные качества, а просто за их фактическое нахождение на престоле.

При авторитарных режимах и диктатурах находиться у руля власти считалось уже малозначимым — необходимость существовала в обладании выдающимися качествами, которые делают правителя достойным такой занимаемой должности. Держа в руках мощнейшие пропагандистские инструменты, легко выдавать себя за того, кого народ желает лицезреть своим правителем и вождем. Об этих людях слагали поэмы и былины, писали биографии еще при их жизни. Их труды изучались в учебных заведениях, абсолютно везде устанавливали им памятники.

Причины установления культа личности

Этот феномен может формироваться лишь в конкретных условиях:

  • Во-первых, такое является возможным в обществе с социально-незрелыми индивидами, которые не желают принимать на себя ответственность за собственные действия.
  • При недостаточном уровне образованности складывается конкретный фиксированно-ритуализированный поведенческий стиль.
  • Невозможность масс критическим образом мыслить раскрывает перед диктатором широчайшие возможности в манипулировании и управлении сознанием общества.
  • Народ наделил его наилучшими качествами, такими как, мудрость, решительность, непоколебимость, доброта и иными, не давая себе даже на миг усомниться в правильности его действий.

Причины установления культа личности связываются так же и с кризисом в государстве:

  • война или беспорядки;
  • разгул криминала;
  • рост цен;
  • отсутствие товаров на прилавках магазинов.

Замечание 1

Массовые беспорядки требуют сильного управителя, и таковой находится всегда.

При этой форме управления вся власть сосредотачивается в руках одного вождя. Всеми способами искоренив инакомыслие он становится главной политической силой. Все аспекты жизнедеятельности людей являются подконтрольными государству. Народ напуган, он вынужден подчиниться власти, уважать ее, хоть и не обладает представлением о том, сколь эффективной является такая политическая сила. На этой почве формируется культ личности, которая принимает на себя роль локомотива, а члены общества – винтиков в громадной машине.

Замечание 2

Последствия культа личности можно увидеть на примере критики культа личности Сталина. После доклада Хрущева 25 февраля 1956 года, на котором он рассказал всю правду о заслугах вождя, в государстве стали происходить беспорядки, поднялась волна общественного негодования.

Списывая все ошибки прошлых периодов на вождя всех народов, Никита Сергеевич умалчивал о собственной роли в этих перегибах. Общество как будто перестало быть в оцепенении, и не просто ожидало реформации, а начало прямо требовать ее. Сформировалась особенная психологическая атмосфера нетерпения, стимулировав власть к решительным действиям и усилив опасности перехода курса на пропагандистский популизм. В дальнейшем это и случилось.

Развенчивая миф о непогрешимости единственного лидера, приходящие к руководству не одерживают победу, а терпят проигрыш. Конечный результат этого процесса характеризуется следующим:

  • Подрывом народной веры в совершенство высшей власти как таковой.
  • Критика культа личности в советском обществе вела к разрушению системы абсолютного страха.
  • Мучительным критическим переосмыслением мировой социалистической практики общественной средой.
  • Расколом мирового коммунистического движения, вступление его в период кризиса, из которого оно уже не в силах выбраться. Осуждению подверглись не столь преступления Сталина, сколько вся советская система общества.

Процесс преодоления культа личности состоял в следующем.

Преобразования в советской государственно-политической системе начались сразу же после ухода из жизни Сталина в 1953 году.

Повсеместным образом приступили к ликвидационным действиям, касаемо последствий сталинских репрессий, амнистируя множество заключенных лагерей того времени по всему государству; восстановительным действиям, касаемо законности и правопорядка.

С трибун власти много гласили о преодолении культа личности и его последствий, делая призывы к правильной политике большевизма – правомерной и отвечающей системе принципов идеологии Ленина.

Культ личности вместе с его последствиями задали начало Хрущевской «оттепели», которая претерпела три этапа собственного развития. При этом к волнам «десталинизации» относимы и перестройка Горбачева, а также множество событий современного Российского государства. Быстрыми темпами принимает развитие индустриализации и сельского хозяйства, образуются научно-исследовательские институты, технологический прогресс прорвался к собственным вершинам.

В настоящее время проблематика культа личности представляется теоретическим направлением для работы крупнейших ученых. Они занимаются изучением процесса усвоения нравственных ценностей как составного звена культуры. Базисом гуманистических инноваций в формировании представляется общность ценностей каждой личности – морального облика, черт характера, чувственной основы. В этом и заключен человеко-концентрированный подход к образованию. О культе личности, а так же его последствиях ведется разговор в контексте исследований проблематики культуры личности как неразрывного элемента процессии освоения культуры человеком.

Коммунистическая Энциклопедия

Коммунистический Интернационал

Коммунистический интернационал, Коминтерн, 3-й Интернационал — международная организация, созданная в соответствии с потребностями и задачами революционного рабочего движения на первом этапе общего кризиса капитализма; действовала в 1919–1943 годах; исторический преемник 1-го Интернационала и наследник лучших традиций 2-го Интернационала.

Индустриализация

Индустриализация — структурный сдвиг в экономике, выражающийся в ускоренном росте доли промышленности и сопутствующего относительного снижения доли сельского хозяйства в общем объёме совокупного общественного продукта.

Столица

Столица — главный город государства, административно-политический центр страны. Столица обычно является местопребыванием высших органов государственной власти и государственного управления, а также высших судебных, военных и иных учреждений.

Тоталитаризм

Тоталитаризм — одна из форм авторитарного буржуазного государства, направление буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.

Тоталитарное государство

Тоталитарное государство — форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Прогресс

Прогресс — тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.

Есть такая партия!

Есть такая партия! — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

Антикоммунизм

Антикоммунизм — идейно-политическое оружие империализма, основным содержанием которого является клевета на социалистический строй, фальсификация политических целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма.

Коммунистическая идеология

Коммунистическая идеология — система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии.

Индивидуализм

Индивидуализм — принцип поведения, социологическое и этическое учение, в основе которого лежит признание абсолютных прав личности, её свободы и независимости от общества и государства.

Общность

Общность — определённая совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например общественный класс, профессия, место проживания и т. п.

Рот Фронт (жест)

Рот Фронт — интернациональное приветствие; жест в виде поднятой в полусгибе (или почти распрямлённой) правой руки с повёрнутым от себя сжатым кулаком.

Утилитаризм

Утилитаризм — философский и идеологический принцип, который заключается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

Маоист

Маоист — сторонник маоистской идеологии.

Общественное достояние

Общественное достояние — произведение или изобретение, на которые не распространяются имущественные авторские права.

Культ личности Сталина: его истоки и развитие

«Секретная речь» Никиты Хрущева на ХХ съезде партии в феврале 1956 г. осудила Иосифа Сталина за «[извращение] партийных принципов», создав « культ личности Сталина». Хотя термин «культ личности» был придуман в 199007- годах, он популяризировался, когда его использовали для обозначения режима Иосифа Сталина. Для меня «культ личности» означает почитание одного всемогущего, непогрешимого лидера — убеждение, укоренившееся в обществе визуально и культурно. Самодержавный тоталитаризм, закрепленный в пропаганде. Эта статья проведет нас через анализ того, как Сталин создал и поддерживал культ личности, и коснется того, насколько он был успешным.

Установление «культа личности» – наследие самодержавия

Оглядываясь назад, от правления Сталина, к Ленину и царскому режиму, становится ясно, что современная Россия имела историю самодержавного правления, что облегчало Сталин утвердился как самодержавный правитель. Русский народ привык поддерживать всемогущего лидера, но не только молчаливо, поскольку режим имел визуальное место в современном российском обществе. Это не означает, что русские всегда были довольны своим лидером (обращая наши мысли к теме русской революции), но в культурном отношении образы самодержавного правителя и ссылки на него были обычным явлением в обществе.

Пример Ленинского уголка в начальной школе.

В царской России 19 -го -го века легитимность и присутствие правителя можно было почувствовать с помощью различных средств. Царь был «хранителем и защитником православной церкви». Поскольку в Русской православной церкви не было папства, главой церкви был царь. Это означало, что послушание Богу было также послушанием царю. В каждом дворе был «Красный уголок» с иконой святых, которые якобы производили «сакральную энергию», показывая авторитет Церкви в домах людей: супружеские пары прикрывали иконы с занавеской во время спора из страха быть «наказанным». Легитимность царя на вершине общества также обеспечивалась имперской линией наследования, а также законом — цари имели право править декретом. В Основных законах 1832 г. «император всея Руси» именуется «самодержавным и неограниченным монархом». С точки зрения присутствия, власть самодержавного режима можно было увидеть через архитектуру – будь то Кремль, Зимний дворец или недавно построенные памятники, такие как храм Спаса-на-Крови или конная статуя Николая I в Санкт-Петербурге. Петербург.

Перенесемся в коммунистическую Россию. Правление Ленина, безусловно, проложило путь к обретению Сталиным деспотической власти. Сам Ленин пользовался культовым статусом, например, когда русские рабочие посещали Ленина в его кабинете в Кремле, им приходилось проходить через дезинфицирующее помещение, прежде чем попасть к нему. Политик Григорий Зиновьев писал о Ленине в 1918 году, что он «избранник миллионов». Культ Ленина только усилился после смерти Ленина 19 января.24. Когда он умер, было проведено вскрытие его мозга, чтобы научно доказать его гениальность. Затем его забальзамировали и поместили в мавзолей, который стоит до сих пор. Небольшие святыни – «ленинские уголки» – были введены на предприятиях и в деревнях, оформленные в соответствии с указаниями партии, изданными в феврале 1924 года. Они существовали и ранее, в 1920-е годы, в школах до партийного обучения. Он был вождем революции и основоположником марксизма-ленинизма.

В тени Ленина – путь Сталина к власти

«Да здравствует комсомольское поколение! Сталин» (1948)

После смерти Ленина 24 января 1924 года Сталин появился в качестве наследника Ленина на похоронах Ленина, в то время как Троцкий, главный политический соперник Сталина, отсутствовал в городе и был болен, не имея возможности присутствовать. Перед смертью Ленина Сталин поднялся по партийной лестнице, пробиваясь в ближайшее окружение Ленина; его называли «правой рукой Ленина». Это точная интерпретация роли Сталина в правительстве: он действительно был назначен Генеральным секретарем Коммунистической партии 19 апреля.22 и Ленин, и он изначально был близок. Однако незадолго до смерти Ленина Ленин начал составлять политическое завещание, выражающее недоверие к Сталину, узнав о грубом характере Сталина и его способности организовать насилие против своих противников. Он призвал снять Сталина с поста генерального секретаря. Чтобы обойти это и продолжить наращивание своей базы власти, Сталин добился того, чтобы ссылки на указанное завещание считались антисоветскими и наказуемыми. Культ Сталина зависел от наследия Ленина — он фальсифицировал фотографии и, по сути, переписал прошлое, чтобы узаконить преемственность. Кроме того, изображения Ленина постоянно использовались на протяжении всего правления Сталина, чтобы постоянно укреплять эту идею. Революционная Россия и ленинизм в целом были изобретением, которое можно было воспроизвести. Изображая себя воплощением марксизма-ленинизма, Сталин мог построить из уже существовавшего преклонения перед героем Ленина и передать это восхищение и доверие ему как фигуре лидера и создать свой собственный культ вслед за Лениным. Сталин отстаивал основные принципы марксизма-ленинизма: наличие централизованного правительства и идеологию классовой борьбы как во внутреннем, так и в глобальном масштабе, что делало его созвучным общественным настроениям. Люди доверяли ему как преемнику Ленина, который поведет их по пути к социализму.

Поддержание «Культа личности» Сталина

«Слава Сталину — великому архитектору коммунизма!» (1940)

Сталинская пропаганда была повсюду, внушая людям идеологию, приучая их верить в то, что Сталин непогрешим и богоподобен, работая для достижения совершенного социализма в отношении наилучших интересов людей. Пример того, насколько гротескной и чрезмерной была его пропаганда, можно увидеть на праздновании его 70-летия -го года.0008 день рождения: гигантский портрет Сталина был подвешен над Красной площадью на воздушном шаре, и «дневной номер «Правды» посвятил ему каждую строку своих 12 страниц, кроме двух колонок дюймов женских шахмат». Его изображение было повсюду, его иконы были в каждом доме, марши и парады включали гигантские знамена с его ликом, и было создано много картин маслом с его изображением. В кинотеатрах показывали советские документальные фильмы, сталинские плакаты были обычным явлением. Образ Сталина проник в общество и приковал к его постоянному присутствию всех людей, независимо от их образования и происхождения. Культ всегда визуально навязывался им. Даже во время голода говорили, что «на столе нет хлеба, а на стене Сталин». На похоронах Сталина собралась такая толпа, что многие были задавлены насмерть. Сталинская пропаганда хорошо маскировала темную сторону режима и искажала правду. Большинство людей только спустя годы после установления режима осознали его недостатки. Как сказал Андрей Сахаров (известный российский физик-ядерщик): «Прошли годы, прежде чем я полностью понял, в какой степени обман, эксплуатация и откровенное мошенничество были присущи всей сталинской системе. В этом проявляется гипнотическая сила массовой идеологии».

Стремление Сталина оставаться публичной фигурой, скрывая свою личную жизнь и личность, озадачивало его и укрепляло его культ. К этому добавились его убежденность и вера в собственный культ, он был одержим собственным имиджем: например, он упрекал своего сына Василия за использование имени Сталина, говоря, что «Сталин» — это «советская власть… не ты, даже не я». ». Его речи были записаны на граммофоны, одна сторона которых состояла исключительно из аплодисментов и аплодисментов. Культ был его политической машиной, закрепившей его положение у власти.

Он также использовал образование и молодежные движения – комсомол и пионеров – для создания нового поколения верующих, чтобы сохранить свое положение в обществе. Школы были организованы как миниатюрные копии Советского государства, и детей поощряли осуждать нарушителей правил, что приводило к судебным процессам в классе. Игры на детской площадке включали советскую версию «Ковбоев и индейцев», известную как «Красные и белые», где мальчики боролись за то, кто должен играть Ленина в игре. Быть частью пионеров было модно, и они с гордостью носили свои красные шейные платки (часть униформы), что давало им чувство социальной включенности. Поощряя детей вести себя как члены партии и отодвигая на себя роль семьи в формировании их мышления и ценностей, культ Сталина, несомненно, переживал многие поколения после такой тяжелой идеологической обработки. Даже высшее образование уделяло большое внимание идеологической обработке своих студентов. Через реформированную систему образования молодежь постепенно формировала для принятия Сталина и нынешней системы, сдерживая развитие воли подвергать сомнению систему, в которой они жили.

Сталин заставил людей слепо доверять его лидерству, потому что его режим приносил успех, несмотря на его жестокость: «после десятичасового рабочего дня рабочий шел в вечернюю школу натощак в морозильной комнате на скамейке без спинки… Он не у него много, но он чувствовал, что в следующем году у него будет больше. Его дети шли в школу. Он был защищен от болезней, как и его дети. Безработица была забыта». Историк Брайан Мойнахан, описывающий рабочего как «натощак», является преуменьшением, учитывая тот факт, что было несколько голодовок, некоторые из которых были настолько ужасными, что в одном случае некоторые родители замариновали и съели своего собственного ребенка от голода. Тем не менее, основной смысл звучит правдоподобно: в то время как Америка и остальной мир переживали Великую депрессию, Россия становилась промышленной сверхдержавой благодаря сталинским пятилетним планам, резко контрастируя с в значительной степени неграмотным и промышленно отсталым государством, существовавшим во времена Великой депрессии. период 1855-1919 гг.17.

Действительно ли люди были приверженцами сталинского «культа личности»?

Женщины и дети работают в ГУЛАГе (1932)

Однако сомнительно, насколько это общественное мнение было искренним и не было ли людей просто принуждением к внешнему поклонению Сталину. Можно привести бесчисленное множество примеров того страха, который Сталин вызывал в людях. Например, на партийном съезде при упоминании имени Сталина все встали, оставшись на ногах, так как боялись сесть и закончить свой жест уважения. В конце концов один старик устал и сел, и на следующий день его арестовали. Использование Сталиным террора укрепило покорность русского народа. Примером тому был Большой террор, с массовыми убийствами в таких масштабах — «убийства по квоте», — что во время Большого террора с 19С 36 по 1939 г. в день совершалось примерно столько же расстрелов, сколько было за весь период с 1855 по 1917 г. Люди находились под постоянной угрозой ареста, в результате наблюдения со стороны тайной полиции, НКВД. Точно так же Сталин имел право арестовывать и заменять партийных чиновников, поскольку он имел возможность применять грубую силу и насилие, когда считал нужным. Трудно подсчитать, сколько людей погибло во время Большого террора, но известно, что в ГУЛАГ было интернировано более 20 миллионов человек, из которых, по подсчетам, около половины умерло (в основном от голода). Этот тип фатальных репрессий вновь проявился во время Второй мировой войны – «Великой Отечественной войны», когда расстреливались советские солдаты-дезертиры. Сталин еще больше укрепил свое положение во власти после войны, взяв на себя ответственность за победу и казавшись великим за то, что он был хорошим государственным деятелем и принес в жертву 27 миллионов жизней (более чем в 40 раз больше, чем жизни Британии и Америки вместе взятые) делу мир. Вторая мировая война продемонстрировала великую пропагандистскую победу господства лжи.

Заключение

Само имя «Сталин» означает «Человек из стали»: stal означает «сталь» на русском языке, а «-in» — суффикс, используемый многими большевиками, включая Ленина. Это имя придумал Сталин во время своей революционной карьеры. На самом деле он родился как Иосиф Виссарионович Джугашвили 18 декабря 1878 года в городе Гори, Грузия (тогда входившая в состав Российской империи).

В конечном итоге мы видим, что Сталин не смог бы установить культ личности, не опираясь на успехи своих предшественников, в частности Ленина, и традиции самодержавия. Не будь марксизма-ленинизма, не было бы и сталинизма. Манипулируя прошлым, Иосиф Сталин смог обеспечить себе положение самодержавной власти. Хотя его культ зависел от ленинского во всем режиме, а образ Ленина постоянно использовался на пропагандистских плакатах, по мере того, как режим Сталина становился плодом, его машина террора и пропаганды позволяла ему сохранять такую ​​власть до своей смерти в 19 году.53. Любой, кто выступал против Сталина, был врагом партии, что очень затрудняло существование оппозиции, особенно объединенной, способной свергнуть его руководство. Хотя трудно установить, насколько по-настоящему популярен был Сталин и были ли люди либо слишком напуганы, либо дезинформированы, чтобы восстать, остается один факт: Сталин оставался лидером Советского Союза, пока не оказался на смертном одре. Позволив ему годами сохранять положение власти и террора, нет никаких сомнений в том, что культ личности Сталина был одним из самых сильных культов личности в современной истории.

Написано Джулией Кенни

Библиография

Роберт Конкест , Сталин: Брызчик Наций (Penguin, 1992)

Figes, Wesperers: Parguin, 1992)

. , 2007)

Линдси Хьюз, Романовы.0021 Русский век , (Random House, 1995)

Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия (Пингвин 2005)

Питер Оксли, Россия 1855-1991: От царей до комиссаров University Press, 2001)

Ричард Пайпс, Коммунизм – история интеллектуального и политического движения , (Феникс, 2001)

Ричард Пайпс, Россия при старом режиме (Пингвин, 1974)

Ян Плампер0021 Культ Сталина: исследование алхимии власти , (Yale University Press, 2012)

Саймон Себаг Монтефиоре, Сталин: Двор Красного Царя (Феникс, 2012)

C-Span интервью с Саймоном Себаг Монтефиоре, 2004 г. (http://www.c-spanvideo.org/program/182346-1, по состоянию на 11 января, 12:46)

Сталин – Человек из стали , документальный фильм, 2004 г.

Роберт Сервис – Ленин: Биография , (Пан Макмиллиан, 2010)

Роберт К. Такер, Сталин у власти: Революция сверху , (W W Norton and Company, 1992)

Нравится:

Нравится Загрузка…

Категория : Современная история

Теги : культ личности, История, Джулия Кенни, ленин, ленинизм, стальной человек, новая история, россия, российская история, советский союз, сталин, сталинизм

Сталин и «культ личности»

Среди нации, столь глубоко разделенной этническая принадлежность и местничество, ограниченные узостью кругозора. точки зрения, построение единства и консенсуса было, пожалуй, серьезный вызов советскому правительству.

на русском языке мимо поклонения святым и почитания царя хорошо служил этой цели. Но с революцией, необходимо активизировать эту традицию. Результатом стал «культ личности», преднамеренная фиксация индивидуальной преданности и лояльности на всемогущего лидера, личность которого олицетворяла собой задача создания социалистического человека и социалистического женщина.

Первый выбор А. О. Авдиенко иллюстрирует, какими эмоциональными связями человек был привязан к Сталину, а через Сталина к колоссальное преобразование Российского государства и общества, которое он пытался.

Второй выбор русским поэтом Евгением Евтушенко взято из его книга Precocious Autobiography (1963) и оглядывается на тяжелые дни интеллектуальных репрессий при Сталине.

* * * * *

Спасибо, Сталин. Благодарить вы, потому что я радостный. Спасибо, потому что я здоров. Нет сколько бы мне ни было лет, я никогда не забуду, как мы получил Сталин два дня назад. пройдут века и грядущие поколения будут считать нас счастливейший из смертных, как самый удачливый из людей, потому что мы жили в век веков, потому что мы имели честь видеть Сталина, нашего вдохновенного вождя. Да, и мы считаем себя счастливейшими из смертных потому что мы современники человека, у которого никогда не было равных в мировой истории.

Мужчины всех возрастов будут призывать твое имя, которое сильный, красивый, мудрый и чудесный. Твое имя выгравированы на каждой фабрике, каждой машине, в каждом месте на земле и в сердцах всех людей.

Каждый раз, когда я оказывался в его присутствии, я был покорен его силой, его обаянием, его величием. Я испытал огромное желание петь, кричать, кричать от радости и счастья. А теперь смотри на меня — на меня! — на та самая трибуна, где год назад стоял Великий Сталин. В в какой стране, в какой части мира могло такое случилось.

Я пишу книги. Я автор. Все благодаря тебе, о Великий педагог Сталин. Я люблю молодую женщину с обновленной любви и увековечу себя в моем дети — все благодаря тебе, великий воспитатель, Сталин. я будет вечно счастлив и радостен, все благодаря тебе, Великий педагог Сталин. Все принадлежит тебе, вождь нашей великой страны. И когда женщина, которую я люблю, дарит мне с ребенком первое слово, которое он произнесет, будет: Сталин.

О великий Сталин, о вождь народов,
Ты, породивший человека.
Ты, оплодотворяющий землю,
Ты, возвращающий векам,
Ты, заставляющий расцветать весну,
Ты, заставляющий вибрировать музыкальные струны…
Ты, великолепие моей весны, о ты,
Солнце, отраженное миллионами сердца.

* * * * *

Тупо улыбающиеся рабочие и колхозники выглядывали из обложки книг. Почти каждый роман и рассказ имел счастливый конец. Художники все чаще и чаще брали за им подвластны государственные банкеты, свадьбы, торжественные публичные встречи и парады.

Апофеоз этого тенденцией был фильм, который в своем грандиозном финале показал тысячи колхозников устроили грандиозный пир на фоне новой электростанции. Недавно я поговорил с его продюсером, одаренным и интеллигентным человеком. «Как вы могли снять такой фильм?» Я попросил. «Правда, я тоже когда-то писал стихи на этом вены, но я был еще мокрым за ушами, а ты были взрослыми и зрелыми.» Продюсер грустно улыбнулся улыбка. «Знаешь, самое странное для меня то, что Я был абсолютно искренен. Я думал, что все это было необходимая часть построения коммунизма. И тогда я поверил Сталин»

Итак, когда мы говорим о «культ личности» у нас не должен быть слишком поспешно обвинять всех, кто так или иначе был вовлечены в это, унижая себя своей лестью. Были, конечно, лизоблюды, которые воспользовались ситуацией. для своих целей. Но что многие люди, связанные с похвалы Сталину часто были не пороком, а трагедия.

Как это было возможно для обманывать даже одаренных и умных людей?

Начнем с того, что Сталин был сильная и яркая личность. Когда он хотел сделать, Сталин умел очаровывать людей. Он очаровал Горького и Барбюс. В 1937 году, в самый жестокий год чисток, он удалось очаровать этого жесткого и опытного наблюдатель, Лион Фейхтвангер.

Во-вторых, в в сознании советских людей имя Сталина было неразрывно связана с Лениным. Сталин знал, насколько популярен Ленин был и следил за тем, чтобы история была переписана в таким образом, чтобы его собственные отношения с Лениным выглядели гораздо более дружелюбными, чем они были на самом деле. переписывание было настолько тщательным, что, возможно, сам Сталин в конце концов поверил своей версии.

Не может быть сомнений в Любовь Сталина к Ленину. Его речь о смерти Ленина, начиная со слов: «Оставляя нас, товарищ Ленин завещал. . . «читается как стихотворение в прозе. Он хотел стать наследником Ленина не только в других в глазах людей, но и в собственных глазах. Он обманул себя, так и других. Даже Пастернак поставил двойку имена рядом:

Смех в деревня,
Голос за плугом,
Ленин и Сталин,
И эти стихи сейчас. ..

В действительности, однако, Сталин извратил идеи Ленина, потому что Ленину — и в этом весь смысл его творчества — коммунизм был служить человеку, тогда как при Сталине оказалось, что человек служил коммунизму.

Теория Сталина о том, что люди были шестеренками коммунизма поставили на практике и с ужасающими результатами. . . . Русский поэты, создавшие прекрасные произведения во время войны, снова стало скучно. Если бы сейчас появилось хорошее стихотворение и то, вероятно, речь шла о войне — это было проще написать.

Поэты посетили фабрики и строительных площадках, но писал о машинах больше, чем о мужчинах, которые заставляли их работать. Если бы машины могли читать, они могли бы найти такие стихи интересными. Человек существа не сделали.

Размер печати был определяется не спросом, а должностным лицом поэта стоя. В результате книжные магазины были загромождены книги стихов, которые никому не были нужны. . . . Простой, трогательное стихотворение молодого поэта Ваншенкина о мальчике первая любовь, вызвала чуть ли не сенсацию на фоне этого фон промышленно-сельскохозяйственного стиха. Винокурова первые стихи, красиво растрепанные среди общего гладкость, жадно ухватились за них — у них были человеческие тепло. Но общая ситуация не изменилась. Поэзия оставался непопулярным. Старые поэты молчали, и когда они нарушили свое молчание, это было еще хуже. Поколение поэтов, рожденное войной и который породил так много надежд, иссяк. Жизнь в мирное время оказалось сложнее, чем жизнь в передний. Два величайших русских поэта, Заблоцкий и Смелякова, находились в концлагерях. Молодой был выслан поэт Мандель (Коржавин). Я не знаю если имя Манделя останется в истории русские поэты, но его непременно запомнят в История русской общественной мысли.

Он был единственным поэтом, открыто писал и читал стихи против Сталина, в то время как Сталин был жив. То, что он читал их, кажется, что спас ему жизнь, так как власти, очевидно, думали, что он безумный. В одном стихотворении он написал о Сталине:

Там в Москва, в клубящемся мраке,
Закутавшись в шинель,
Не понимая Пастернака,
Жесткий и жестокий человек смотрел на снег.

. . . Теперь, когда десять лет прошло [Сталин умер в 1953 году], я понимаю, что Сталин величайшим преступлением были не аресты, а расстрелы, которые он упорядоченный.