Предпосылки возникновения глобальных проблем современности – Глобальные проблемы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Причины возникновения глобальных проблем

В чем причины возникновения глобальных проблем? Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Вторая мировая война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ… Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Н.А. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек», он «может быть разодран в клочья». Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы так много дани, как теперь. За последние 100 лет промышленное производство планеты выросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовый продукт на сумму около 13 трлн долл., ожидается, что в ближайшие 50 лет он увеличится еще в 5-10 раз. Воздействия человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами. Еще Константин Циолковский (1857-1935) считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преобразующей Космос. Сейчас человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить. В-

третьих, глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие инфор-
1
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 132.

428

мацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем. По достигнутому ими уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Отсюда понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.

Как решить глобальные проблемы?

Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза последних десятилетий — угроза термоядерной войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем.

Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи.

Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 1960-1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода). Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основная проблематика исследований которого -глобальное моделирование. Последнее учитывает взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни —

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

социальный, политический, нравственный, культурный, экономический.

Исследования Римского клуба проводились в двух направлениях: экономического роста и человеческих отношений. В 1972 г. Дж. Форрестер и Д. Медоуз подготовили ставший известным доклад «Пределы роста», цель которого — разработать немедленные меры по экономической и экологической стабилизации и достижению глобального равновесия. Авторы доклада предлагают в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека.

429

В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель подготовили доклад «Человечество у поворотного пункта», где указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир есть не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие собственные черты развития. Человечество и его культура -единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.

Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример — известный итальянский промышленник Аурелио Печчеи, как уже говорилось, один из основателей Римского клуба, объединившего в своих глобальных изысканиях мировую элиту науки, бизнеса, культуры. Печчеи, исходя из собственного опыта работы в экономической сфере, пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроется опасность -различные глобальные проблемы. Выход из социокультурного кризиса, приобретающего глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, ужесточении санкций за экологические преступления, создании экологосообразных производств и использовании альтернативных источников энергии и сырья. Проблема заключается прежде всего в самом человеке, его собственной «внутренней трансформации», а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы «в новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию человека и непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций — социальных, этических, эстетических, духовных, — должны, по мнению Печчеи, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения.

Культурная эволюция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоит целостная человеческая личность

430

и ее возможности; этому просто-напросто нет альтернативы. Речь идет прежде всего о «беспрецендентной культурной перестройке» населения Земного шара — всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.

Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция», единственная на данный момент реальная возможность выхода из современного глобального социокультурного кризиса.

«В этот критический час человеческой истории первым и самым главным долгом всего мирового сообщества на всех уровнях, включая отдельные страны, их сообщества, компании и, наконец, семью, является улучшение всеми доступными путями и способами личных качеств всех его членов. Надо, чтобы необходимость развития и совершенствования личной и коллективной готовности к предстоящим трудным временам и грядущим проблемам проникла в умы и сердца всех простых людей планеты, стала решающим фактором деятельности всех политических лидеров, правительств, учреждений и организаций. Именно этому следует отдавать абсолютный приоритет во всех человеческих делах, не жалея на возвышение и одухотворение человека ни времени, ни средств, ни душевных сил»

1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему в XX в. проблемы, с которыми столкнулся человек, можно назвать глобальными?

  2. К чему ведет социокультурный кризис нашего времени?

  3. В чем причина возникновения глобальных проблем?

  4. Дайте краткую характеристику постмодернизма.

  5. В чем проявляется «власть языка»?

  1. Почему особое внимание постмодернисты обращают на преодоление власти языка в преподавании?

  2. Как рассматривается новизна с точки зрения постмодернистов?

ЛИТЕРАТУРА

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Штомпелъ О.М. Социокультурный кризис. Ростов н/Д, 1998. 1Печчеи А. Указ. соч. С. 208.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора 5

studfiles.net

Три предпосылки глобальных проблем современности. Причины возникновения глобальных проблем человечества

1. Культура и глобальные проблемы современности.

Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:

    Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

    Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.

    Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

Причины возникновения глобальных проблем

    это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например — война.

    кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.

    глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.

Пути решения глобальных проблем

Глобальные проблемы, изучению и решению которых посвятил себя

Римский клуб , — это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Важно подчеркнуть, что именно в силу этого они перерастают сферу идеологии, а тем более политики, ибо и та, и другая связаны с защитой взглядов и интересов ограниченных общественных групп, в то время как «глобалисты» выступают от имени всего человечества как неповторимого и наделенного «духом» биологического вида.

По существу, новое направление научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук — «глобалистика» — не оставляет места для политической практики в ее традиционном, пренебрегающем нравственностью понимании. Неудивительно поэтому, что в книге А. Печчеи «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «Новому Гуманизму», который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве принадлежности ко всему человечеству в отличие от приоритетов отдельных стран и народов; частичном отказе от их «суверенности» и эгоистических интересов; а также — на решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов. Ставя в центр своего внимания человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность культуры. Вот почему глобальные проблемы, сохраняя тесную связь с другими науками (социологией, демографией, экономикой, психологией и т.д.), должны изучаться и изучаются также и культурологией. В будущем «глобалистика», несомненно, станет приоритетным направлением любого опытного знания.

Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности глобальные проблемы приобрели планетарный характер и на наших глазах стали объединять людей всей планеты перед лицом общей опасности и во имя общих ценностей, главной из которых является сама жизнь. Не будет преувеличением сказать, что возникновение и обострение глобальных проблем нанесло чувствительный удар по классовым и националистическим стереотипам в политике и культуре, способствуя преодолению «кланового» и «блокового» мышления и расколу мира на два враждующих лагеря и множество ревниво охраняемых и вооружаемых национальных «квартир╩». В самом деле, если на терпящем экологическое бедствие космическом корабле с атомной «начинкой», каким является наша Земля, будет продолжаться межнациональная и межклассовая грызня, то его шансы на выживание катастрофически понижаются. Роль гуманистической культуры в такой обстановке — культуры, выступающей против любых видов ненависти, — неизмеримо возрастает

Процессы деидеологизации и деполитизации общественной жизни в нашей стране и поворот ее к общечеловеческим идеалам без ущерба для национальной самобытности вдохнули новую жизнь в деятельность Римского клуба. «Вхождение России в мировую систему на новых основаниях, — отмечают известные русские экологи O.K. Дрейер и В.А. Лось, — принципиально меняет прошлые прогнозы и теоретические схемы, а значит, перед Римским клубом открываются дальнейшие перспективы объединения мирового научного сообщества для обсуждения и разрешения общечеловеческих противоречий в совершенно новых политических условиях».

В научной литературе нет окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от автора к автору. Однако в подходе к ним до сих пор ощущается определенная идеологическая тенденциозность. Так, если ученые Римского клуба считают, что глобальные проблемы порождены прежде всего колоссально возросшими средствами воздействия человека на окружающий мир и их нерациональным использованием, то современные марксистские теоретики видят их главную причину в стихийности капиталистического производства, в анархии буржуазного общественного развития, погоне за прибылью, хищническом «грабеже» колоний, хотя всему миру известна вопиющая разница в экологической ситуации на территории бывшего СССР и высокоразвитых индустриальных стран, скажем Японии. Иначе говоря, согласно одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс, согласно другой — изначальная порочность капитализма.

В соответствии с этим у разных авторов различен подход и к «списку», и к приоритетности глобальных проблем. В литературе советского периода нашей истории до последнего времени на первый план выдвигалась опасность ядерной войны как следствие раскола мира на две противоборствующие системы; на Западе делался акцент на комплекс проблем, имеющих непосредственно «цивилизационную» основу: загрязнение природной среды; истощение традиционных источников энергии; «демографический взрыв» в одних странах и депопуляция в других; растущая угроза голода в планетарном масштабе и т.п. Но, как говорится, «хрен редьки не слаще»: умереть ли в одночасье от глобальной атомной катастрофы или «тянуть» до середины XXI в., когда на Земле кончатся кислород, чистая вода, запасы энергии и питания.

Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуж

voda58.ru

1. Культура и глобальные проблемы современности.

Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:

  • Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

  • Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.

  • Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

Причины возникновения глобальных проблем

  1. это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например — война.

  2. кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.

  3. глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.

Пути решения глобальных проблем

Глобальные проблемы, изучению и решению которых посвятил себя Римский клуб, — это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Важно подчеркнуть, что именно в силу этого они перерастают сферу идеологии, а тем более политики, ибо и та, и другая связаны с защитой взглядов и интересов ограниченных общественных групп, в то время как «глобалисты» выступают от имени всего человечества как неповторимого и наделенного «духом» биологического вида.

По существу, новое направление научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук — «глобалистика» — не оставляет места для политической практики в ее традиционном, пренебрегающем нравственностью понимании. Неудивительно поэтому, что в книге А. Печчеи «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «Новому Гуманизму», который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве принадлежности ко всему человечеству в отличие от приоритетов отдельных стран и народов; частичном отказе от их «суверенности» и эгоистических интересов; а также — на решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов. Ставя в центр своего внимания человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность культуры. Вот почему глобальные проблемы, сохраняя тесную связь с другими науками (социологией, демографией, экономикой, психологией и т.д.), должны изучаться и изучаются также и культурологией. В будущем «глобалистика», несомненно, станет приоритетным направлением любого опытного знания.

Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности глобальные проблемы приобрели планетарный характер и на наших глазах стали объединять людей всей планеты перед лицом общей опасности и во имя общих ценностей, главной из которых является сама жизнь. Не будет преувеличением сказать, что возникновение и обострение глобальных проблем нанесло чувствительный удар по классовым и националистическим стереотипам в политике и культуре, способствуя преодолению «кланового» и «блокового» мышления и расколу мира на два враждующих лагеря и множество ревниво охраняемых и вооружаемых национальных «квартир╩». В самом деле, если на терпящем экологическое бедствие космическом корабле с атомной «начинкой», каким является наша Земля, будет продолжаться межнациональная и межклассовая грызня, то его шансы на выживание катастрофически понижаются. Роль гуманистической культуры в такой обстановке — культуры, выступающей против любых видов ненависти, — неизмеримо возрастает

Процессы деидеологизации и деполитизации общественной жизни в нашей стране и поворот ее к общечеловеческим идеалам без ущерба для национальной самобытности вдохнули новую жизнь в деятельность Римского клуба. «Вхождение России в мировую систему на новых основаниях, — отмечают известные русские экологи O.K. Дрейер и В.А. Лось, — принципиально меняет прошлые прогнозы и теоретические схемы, а значит, перед Римским клубом открываются дальнейшие перспективы объединения мирового научного сообщества для обсуждения и разрешения общечеловеческих противоречий в совершенно новых политических условиях».

В научной литературе нет окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от автора к автору. Однако в подходе к ним до сих пор ощущается определенная идеологическая тенденциозность. Так, если ученые Римского клуба считают, что глобальные проблемы порождены прежде всего колоссально возросшими средствами воздействия человека на окружающий мир и их нерациональным использованием, то современные марксистские теоретики видят их главную причину в стихийности капиталистического производства, в анархии буржуазного общественного развития, погоне за прибылью, хищническом «грабеже» колоний, хотя всему миру известна вопиющая разница в экологической ситуации на территории бывшего СССР и высокоразвитых индустриальных стран, скажем Японии. Иначе говоря, согласно одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс, согласно другой — изначальная порочность капитализма.

В соответствии с этим у разных авторов различен подход и к «списку», и к приоритетности глобальных проблем. В литературе советского периода нашей истории до последнего времени на первый план выдвигалась опасность ядерной войны как следствие раскола мира на две противоборствующие системы; на Западе делался акцент на комплекс проблем, имеющих непосредственно «цивилизационную» основу: загрязнение природной среды; истощение традиционных источников энергии; «демографический взрыв» в одних странах и депопуляция в других; растущая угроза голода в планетарном масштабе и т.п. Но, как говорится, «хрен редьки не слаще»: умереть ли в одночасье от глобальной атомной катастрофы или «тянуть» до середины XXI в., когда на Земле кончатся кислород, чистая вода, запасы энергии и питания.

Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной «дезинтеграции» человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных общественно-экономических формах неоднократно ставил и К. Маркс. Так или иначе, трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим бедам. В области духа ярким симптомом отчуждения стала уже известная нам массовая культура, которая в данном случае должна рассматриваться как своеобразный наркотик, позволяющий людям забывать свое прошлое, не думать о будущем и в состоянии бездумного «кайфа» бежать от ответственности перед обществом и природой.

Как мы видели, при рассмотрении глобальных проблем, неотвратимо надвигающихся на человечество, нам постоянно приходилось прибегать к понятию ╚экология╩, ибо без осмысления и учета экологических факторов современная цивилизация обречена на гибель. Поэтому остановимся на указанном понятии подробнее, тем более что в наши дни оно приобретает дополнительный смысл, имеющий прямое отношение к собственно культурным процессам.

Термин «экология» происходит от греч. oikos — дом, родина — и до последнего времени обозначал отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, т.е. их естественным «домом». При этом предметом рассмотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру; с другой — обратное влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд. Все, таким образом, сводилось к преимущественно биологическому и физическому взаимодействию. Однако человек, в отличие от животного, существует не только и не столько в материально-физиологическом измерении. Ведь вырвавшись за его пределы, именно он создал ноосферу — вторую, чисто человеческую среду — и является на планете единственным живым существом, у которого два «дома», две «родины» — породившая его Природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Вот почему в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» или «экология культуры».

Впервые различать традиционную «биологическую» экологию и экологию культуры предложил Д.С. Лихачев, делая при этом акцент на роли памяти, духовной преемственности, всего того, что связано с прошлым. Позволим себе привести хотя и длинную, но исчерпывающую цитату: «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека… Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стран…. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной».

Мысли Д.С. Лихачева, предложившего и соответствующее понятие «гомосфера», т.е. человеческая сфера, весьма созвучны учению В.И. Вернадского, разграничивавшего биосферу и ноосферу как два различных, но взаимосвязанных понятия и говорившего о тесном взаимодействии живой и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека. Так, практически совпали взгляды на единство мира у двух крупнейших русских ученых: естествоиспытателя и гуманитария, подошедших к общей проблеме человека и его выживания как бы с двух разных концов.

Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи

Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека планетарной культуры стали причиной создания в 1960 √ 1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода)

Римский клуб — основная проблематика его исследований состояла в глобальном моделировании, с учетом различных аспектов человеческой жизни таких как: социальных, политических, нравственных, культурных, экономических. Исследования проводились в двух направлениях:

  • Экономического роста цель: разработать меры по экономической и экологической стабилизации, достижению глобального равновесия, через ограничение роста цивилизации и пересмотр структуры потребностей самого человека.

  • Человеческих отношений цель: перенести акцент деятельности человека с количественных параметров на качественные.

Таким образом, выход из социо-культурного кризиса видится в «внутренней трансформации» самого человека, а не вне его. В свою очередь, культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций — социальных, этических, духовных, должны стать неотъемлемой основой мировоззрения самых широких масс населения

Основные тенденции мирового развития на современном этапе

Интернационализация экономики

Три мировых центра капитализма

Глобальные проблемы современности

studfiles.net

Причины возникновения глобальных проблем человечества

Конфронтации военных, политических и экономических сил в разных регионах планеты происходят постоянно. Как только наступает затишье в западном полушарии, появляются причины возникновения глобальных проблем в какой-либо другой части Земли. Социологи, экономисты, политологи и представители различных культурных и научных кругов дают объяснения этим явлениям с позиции своего видения, но сложности человечества имеют планетарный масштаб, поэтому нельзя сводить все к проблемам, которые существуют в каком-то одном регионе и едином отрезке времени.

Понятие глобальной проблемы

Когда мир был слишком велик для людей, им все равно не хватало места. Так уж устроены жители Земли, что мирное сосуществование малочисленных народов даже на огромных территориях не может продолжаться вечно. Всегда находятся те, кому земли соседа и его благосостояние не дают покоя. Перевод французского слова global звучит, как «всеобщий», то есть касается всех. Но проблемы мирового масштаба возникали еще до появления не только этого языка, но и письменности вообще.

Если рассмотреть историю развития рода людского, то одной из причин возникновения глобальных проблем является эгоизм каждого отдельно взятого человека. Так уж повелось, что в материальном мире все индивидуумы думают только о себе. Это происходит даже тогда, когда люди радеют о счастье и благополучии своих детей и близких. Часто собственное выживание и получение материальных благ строится на уничтожении ближнего своего и изъятии у него богатств.

Так было со времен Шумерского царства и Древнего Египта, то же происходит и в наши дни. В истории развития людей постоянно были войны и революции. Последние происходили из благих намерений забрать источники благосостояния у богатых, чтобы раздать бедным. Из-за жажды золота, новых территорий или власти в каждой исторической эпохе были обнаружены свои причины возникновения глобальных проблем человечества. Иногда они приводили к появлению великих империй (Римская, Персидская, Британская и другие), которые образовывались путем покорения других народов. В некоторых случаях – к уничтожению целых цивилизаций, как это было с инками и майя.

Но еще никогда так остро причины возникновения глобальных проблем современности не влияли на планету в целом, как в наши дни. Связано это с взаимной интеграцией экономик разных стран и их зависимости друг от друга.

Экологическая ситуация на Земле

Причины возникновения глобальных экологических проблем изначально кроются не в развитии промышленного производства, которое началось лишь в 17-18 веках. Они начались намного раньше. Если сравнить взаимоотношения человека с окружающей средой на разных стадиях его развития, то их можно разделить на 3 этапа:

  • Поклонение природе и ее могущественным силам. В первобытно-общинном и даже в рабовладельческом строе существовала очень тесная взаимосвязь между миром и человеком. Люди обожествляли природу, приносили ей дары, чтобы она смилостивилась над ними и дала высокий урожай, так как они напрямую зависели от ее «капризов».
  • В средневековье религиозные догматы о том, что человек хотя и является греховным существом, но все же – венец Творения, подняли людей над окружающим миром. Уже в этот период начинается постепенное подчинение окружающей среды человечеству во благо.
  • Развитие капиталистических отношений привело к тому, что природу стали использовать как подсобный материал, который должен «работать» на людей. Массовая вырубка лесов, последующее загрязнение воздуха, рек и озер, уничтожение животных – все это привело земную цивилизацию в начале 20 века к первым признакам нездоровой экологии.

Каждая историческая эпоха развития человечества становилась новой ступенью по уничтожению того, что его окружало. Последующие причины возникновения глобальных экологических проблем – это развитие химической, машиностроительной, самолето- и ракетостроительной промышленности, массовая добыча полезных ископаемых и электрификация.

Самым трагичным для экологии планеты стал 1990 год, когда в атмосферу было выброшено более 6 миллиардов тонн углекислого газа, вырабатываемого промышленными предприятиями всех вместе взятых экономически развитых стран. Хотя после этого ученые и экологи забили тревогу, и были срочно предприняты меры по ликвидации последствий разрушения озонового слоя Земли, причины возникновения глобальных проблем человечества только стали по-настоящему проявляться. Среди них одно из первых мест занимает развитие экономики в разных странах.

Экономические проблемы

Почему-то исторически всегда складывалось так, что в разных уголках Земли появлялись цивилизации, которые развивались неравномерно. Если на этапе первобытно-общинного строя все более-менее похоже: собирательство, охота, первые грубые орудия труда и переходы с одного обильного места к другому, то уже в период энеолита уровень развития оседлых племен разнится.

Появление металлических орудий труда и охоты выводит страны, в которых они производятся, на первое место. В историческом контексте – это Европа. В этом плане ничего так и не изменилось, только в 21 веке впереди планеты всей не обладатель бронзового меча или мушкета, а страны, где есть ядерное оружие или продвинутые технологии в различных сферах науки и техники (экономически высокоразвитые государства). Поэтому даже сегодня, когда ученых просят: «Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности», они указывают на плохую экологию и большое количество экономически слаборазвитых стран.

Особенно рознят страны третьего мира и высоко цивилизованные государства такие показатели:

Слаборазвитые страны

Высокоразвитые страны

Высокий уровень смертности, особенно среди детей.

Средняя продолжительность жизни составляет 78-86 лет.

Отсутствие должной социальной защиты неимущих граждан.

Выплаты по безработице, льготное медицинское обслуживание.

Слаборазвитая медицина, отсутствие медикаментов и профилактических мер.

Высокий уровень медицины, внедрение в сознание граждан важности профилактики заболеваний, медицинское страхование жизни.

Отсутствие программ по образованию детей и молодежи и по предоставлению молодым специалистам рабочих мест.

Большой выбор школьных и высших учебных заведений с предоставлением бесплатного образования, специальные гранды и стипендии

В настоящее время многие страны экономически зависят друг от друга. Если еще 200-300 лет назад чай выращивали в Индии и на Цейлоне, там же перерабатывали, фасовали и везли в другие страны морем, и в этом процессе могла участвовать одна или несколько компаний, то сегодня сырье выращивают в одной стране, перерабатывают в другой, а фасуют в третьей. И это касается всех отраслей производства – от изготовления шоколада до запуска космических ракет. Поэтому часто причины возникновения глобальных проблем кроются в том, что если в одной стране начался экономический кризис, он автоматически распространяется на все государства-партнеры, и его последствия достигают планетарного масштаба.

Хорошим показателем в интегрировании экономик разных стран является то, что они объединяются не только в период процветания, но и в моменты экономического кризиса. Им не приходится бороться с его последствиями в одиночку, так как более богатые страны поддерживают экономику менее развитых партнеров.

Рост населения

Еще одной причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают стремительный рост населения на планете. В этом вопросе можно отметить 2 тенденции:

  • В высокоразвитых западноевропейских странах рождаемость крайне низкая. Здесь редко встречаются семьи, в которых более 2 детей. Это постепенно приводит к тому, что коренное население Европы стареет, а ему на смену приходят переселенцы из стран Африки и Азии, в семьях которых принято иметь много детей.
  • С другой стороны, в экономически слаборазвитых государствах, таких как Индия, страны Южной и Центральной Америки, Африки и Азии, очень низкий уровень жизни, но высокая рождаемость. Отсутствие должного медицинского обслуживания, нехватка продовольствия и чистой воды – все это приводит к высокой смертности, поэтому там принято иметь много детей, чтобы малая часть из них могла выжить.

Если проследить за ростом населения планеты на протяжении 20 века, то можно увидеть, насколько был сильным демографический «взрыв» в определенные годы.

В 1951 году численность населения составляла чуть более 2,5 миллиарда человек. Всего через 10 лет на планете уже проживало более 3 млрд., а к 1988 году численность населения перешагнула рубеж в 5 миллиардов. В 1999 году эта цифра достигла 6 млрд, а в 2012-м на планете проживало уже более 7 миллиардов человек.

Как считают ученые, основные причины возникновения глобальных проблем находятся в том, что ресурсов Земли, при той безграмотной эксплуатации ее недр, как это происходит сегодня, не хватит для постоянно растущего населения. В наше время ежегодно от голода умирает 40 миллионов человек, что нисколько не сокращает численность населения, так как средний его прирост на 2016 год составляет более 200 000 новорожденных в день.

Таким образом, сущность глобальных проблем и причины их возникновения в постоянном росте населения, которое по подсчетам ученых к 2100 году превысит отметку в 10 миллиардов. Все эти люди едят, дышат, пользуются благами цивилизации, ездят на автомобилях, летают самолетами и истребляют природу своей жизнедеятельностью. Если они не изменят своего отношения к окружающей среде и к себе подобным, то в дальнейшем планету ожидают глобальные экологические катастрофы, массовые пандемии и военные конфликты.

Проблемы с продовольствием

Если для высокоразвитых государств свойственно изобилие продуктов, большая часть из которых ведет к таким проблемам со здоровьем, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, диабет и многие другие, то для стран третьего мира в норме постоянное недоедание или голод среди населения.

В целом все страны можно поделить на 3 типа:

  • Те, где постоянная нехватка продовольствия и воды. Это 1/5 населения планеты.
  • Страны, в которых производится и выращивается вдоволь еды, и существует культура питания.
  • Государства, где есть программы по борьбе с избыточным потреблением продуктов в целях снижения процента людей, страдающих последствиями неправильного или обильного питания.

Но так уж сложилось исторически и экономически, что в странах, где население особенно остро нуждается в еде и чистой воде, либо слабо развита пищевая промышленность, либо отсутствуют благоприятные природные и климатические условия для ведения сельского хозяйства.

При этом на планете есть ресурсы для того, чтобы никто и никогда не голодал. Государства – лидеры в производстве пищевых продуктов могут прокормить на 8 миллиардов человек больше, чем проживает во всем мире, но сегодня 1 миллиард людей живет в состоянии полной нищеты, и ежегодно голодает 260 миллионов детей. Когда на планете от голода страдает 1/5 ее населения, значит, это проблема глобального масштаба, и решать ее должно все человечество сообща.

Социальное неравенство

Основные причины возникновения глобальных проблем – противоречия между социальными классами, которое проявляется в таких критериях, как:

  • Богатство, когда все или почти все природные и экономические ресурсы находятся в руках небольшой группы избранных людей, компаний или диктатора.
  • Власть, которая может принадлежать одному человеку – главе государства или небольшой группе людей.

Большая часть стран третьего мира имеет в своей структуре распределения общества пирамиду, наверху которой находится небольшое количество богатых людей, а ниже расположились бедные слои населения. При таком распределении власти и финансов в государстве люди подразделяются на богатых и бедных, без прослойки среднего класса.

Если структура государства представляет собой ромб, наверху которого также власть имущие, внизу бедняки, но самой большой прослойкой между ними являются середняки, то в нем нет явно выраженных социальных и классовых противоречий. Политическая структура в подобной стране более устойчива, экономика высокоразвита, а социальная защита малообеспеченного населения осуществляется государственными и благотворительными организациями.

На сегодняшний день многие страны Южной и Центральной Америки, Африки и Азии имеют пирамидальную структуру, при которой 80-90% населения живут за чертой бедности. У них нестабильное политическое положение, часто происходят военные перевороты и революции, что вносит дисбаланс в мировое сообщество, так как в их конфликты могут быть вовлечены другие страны.

Политические конфронтации

Основные причины возникновения глобальных проблем философия (наука) определяет как разобщение человека и природы. Философы искренне считают, что достаточно людям гармонизировать свой внутренний мир с внешней средой, как проблемы исчезнут. На самом деле, все несколько сложнее.

В любом государстве действуют политические силы, правление которых определяет не только уровень и качество жизни его населения, но и всю внешнюю политику. Например, сегодня существуют страны-агрессоры, которые создают военные конфликты на территориях других государств. Их политическому строю противостоит мировое сообщество, защищающее права их жертв.

Так как в наше время почти все страны экономически связаны друг с другом, то их объединение против государств, применяющих политику насилия, так же естественно. Если еще 100 лет назад ответом на военную агрессию был вооруженный конфликт, то сегодня применяются экономические и политические санкции, которые не отнимают человеческие жизни, но могут полностью уничтожить экономику страны-агрессора.

Военные конфликты

Причины возникновения глобальных проблем часто являются следствием небольших военных конфликтов. К сожалению, даже в 21 веке, со всеми его технологиями и достижениями в науках, человеческое сознание остается на уровне мышления представителей эпохи средневековья.

Хотя сегодня не сжигают ведьм на кострах, религиозные войны и теракты выглядят не менее дико, чем в свое время инквизиция. Единственной действенной мерой пресечения военных конфликтов на планете должно стать объединение всех стран против агрессора. Страх оказаться в экономической, политической и культурной изоляции должен быть сильнее желания напасть на территорию соседнего государства.

Глобальное развитие человечества

Иногда причины возникновения глобальных проблем в мире проявляются на почве невежества и культурной отсталости некоторых народов. Сегодня можно наблюдать такие контрасты, когда в одной стране люди процветают, творят и живут на благо государства и друг друга, а в другой – стремятся получить доступ к ядерным разработкам. Примером может стать конфронтация между Южной и Северной Кореей. К счастью, количество стран, в которых люди стремятся утверждаться за счет достижений в науке, медицине, технологиях, культуре и искусстве, больше.

Можно заметить, как меняется сознание человечества, становясь единым организмом. Например, ученые разных стран могут работать над одним и тем же проектом, чтобы, объединив усилия лучших умов, быстрее осуществить его.

Пути решения проблем

Если перечислить причины возникновения глобальных проблем человечества кратко, то это будут:

  • плохая экология;
  • наличие экономически слаборазвитых стран;
  • военные конфликты;
  • политические и религиозные конфронтации;
  • быстрый рост населения.

Чтобы решить эти проблемы, страны должны стать еще более взаимосвязанными друг с другом, чтобы объединять свои усилия для ликвидации последствий, которые возникают на планете.

fb.ru

Объективные предпосылки возникновения глобальных проблем

Объективной предпосылкой возникновения глобальных проблем является интернационализация хозяйственной деятельности. Всемирное развитие труда привело к взаимосвязанности всех государств. Масштабы и степень вовлечения различных стран и народов в мирохозяйственные связи приобрели небывалые размеры, что способствовало перерастанию локальных, специфических проблем развития стран и регионов в разряд глобальных. Все это говорит о наличии объективных причин появления в современном мире таких проблем, которые затрагивают интересы всех стран. Появляются противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования жизни на земле.

Основанная в 1945 г. Организация Объединенных Наций обращается с призывом ко всем странам о том, что если мы хотим взять лучшее от глобализации и избежать худшего, то надо научиться управлять лучше и научиться управлять тому, как лучше управлять сообща. Международные организации предлагают развивающимся странам «перепрыгнуть» через начальные этапы развития, а богатым — еще больше открыть свои рынки для продукции бедных стран.

Все эти призывы могли бы успешно работать, если бы большинство стран находились на достаточно высоком уровне экономического развития, и не было бы столь значительной дифференциации по уровню доходов на душу населения между странами. Огромное неравенство в распределении богатств в сегодняшнем мире, жалкие условия, в которых проживает более миллиарда человек, распространенность межнациональных конфликтов в некоторых регионах мира и быстрое ухудшение природной среды — все эти факторы в своей совокупности делают нынешнюю модель развития неустойчивой.

Можно с полным основанием сказать, что для снижения напряженности по целому ряду глобальных проблем необходимо полностью отбросить факторы классового и политического противостояния социальных систем и групп людей, а пользоваться при рассмотрении глобальных проблем, влияющих на формирование мирового хозяйства, принципом пространственной институциональности.

Поведение глобальной модели мира исследовалось во временном интервале 200 лет (с 1900-2100 г.). Расчеты на ЭВМ показали, что глобальный кризис неизбежен, ибо рост промышленного производства и народонаселения вступает в явное противоречие с ограниченностью природных ресурсов и увеличивающимся загрязнением окружающей среды.

В России и странах Содружества господствуют элиты, соединившие блага и привилегии рынка с имеющейся у них властью. Трудящиеся массы, неуверенные в себе, стали социальной базой для экспериментов, проводимых Международным валютным фондом. Ведущие круги либерального истеблишмента, учитывая результаты группы Д. Медоуза, направили мировую экономику к постиндустриальной фазе развития. Конец явного противоборства между капитализмом и социализмом приводит к конфликтам и столкновениям различных пространств и культур.

Возрастающая глобализация мировой экономики, революция в средствах транспорта и связи, информации, сделали картину мира более динамичной и доступной для каждого человека. В современных условиях глобальная тенденция демократизации действительно создает возможности построения свободного общества на макроуровне с жесткой детерминированностью производственных отношений на микроуровне, направленных на максимизацию получения прибыли. Богатство все в большей степени конкурируется в руках меньшинства, а нищета становится уделом большей части человечества. Состояние первой десятки богатейших миллиардеров превышает валовой национальный продукт наименее развитых стран с населением 1 млрд. человек. Западная философия внушает человеку принцип «иметь или не иметь». Вместо принципа «быть или не быть». При этом разрыв в уровнях развития беднейших и богатых стран неуклонно увеличивается. В этом одна из причин конфликта между Югом и Севером. По данным Доклада ООН 2005 г. о развитии человека между этими двумя полюсами находится 2,5 млрд. человек, живущих менее чем на 2 долл. в день. Это 40% населения Земли, но на их долю приходится всего 5% мирового дохода. На долю же 10% богатейшего населения приходится 54% мировых доходов.

Современное устройство мировой экономики не учитывает особенности развития экономик стран третьего мира, в том числе различие в менталитете, культуре и истории. Пришла пора пересмотреть многие ценности. Страны третьего мира оценивают как агрессию вмешательства в их внутренние дела навязывание чуждого образа жизни. Они опираются на свои национальные и религиозные интересы, а не на абстрактные принципы общечеловеческой нравственности и даже не на международные правовые нормы, исходящие от Запада. Происходит столкновение цивилизаций в условиях быстрой экспансии арабского мира. Главное противоречие состоит в том, что радикалов из стран третьего мира не устраивает западная цивилизация как таковая.

Западные страны стремятся установить глобальный характер международных экономических отношений, пытаются возместить нарушенное мировое равновесие, установив единую глобальную экономическую систему, называя это переходом социалистических стран от плановой к рыночной экономике. Менее чем за двадцать лет после выхода в свет «Пределов роста» была уничтожена мировая социалистическая система, произошел демонтаж промышленного производства и крупного сельскохозяйственного производства (АПК), за счет чего был существенно снижен уровень загрязнения окружающей среды, почти во всех бывших социалистических странах, снижены темпы прироста населения.

Заметим, что рассмотрение проблем человечества происходит с позиций национальных интересов западных стран. Представители промышленно развитых стран усиленно занимаются поиском возможных путей приспособления и выживания большей части населения земли к реально существующим земным пределам.

В России и странах СНГ было разрушено плоскостное развитие экономического пространства, и сейчас хорошо еще, если эти страны развиваются на линейном, а не на точечном уровне экономического пространства (исключая Москву и ближнее Подмосковье). Поэтому Россия в настоящее время представляет собой низкоструктурированную рыночную экономику (сырьевой придаток), которая именно на этом основании и может быть интегрирована в мировую экономику.

Промышленно развитые страны заняты созданием информационно-коммуникационного общества со сверхмобильной разветвленной торгово-финансовой структурой, функционированием и развитием которой управляет капитал знаний и интеллекта, т. е. они в полной мере используют возможности объема экономического пространства. Доходность деятельности в объеме экономического пространства в сотни и тысячи раз выше доходности деятельности в точечном экономическом пространстве. Метод пространственного позиционирования обнажает негативные последствия экономической политики ведущих промышленно развитых стран, ориентированных только на беспредельный рост капитала и установление физических пределов роста для большинства стран мира.

Проблем роста населения

Глобальные проблемы мировой экономики делятся в соответствии с принадлежностью к тому или иному виду экономического пространства.




infopedia.su

происхождение, структура и пути преодоления.

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов нашего века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 40-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.

   Выделяя критерий глобальности проблем, следует отметить, что здесь недостаточно их пространственно-планомерного измерения, которое, безусловно необходимо. Главное значение приобретают признаки содержательного плана, и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем:

   — они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;

   — имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

   — в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;

   — имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

   — постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

   — противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

   — имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.

   Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.

   Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество – природа» и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

   Кроме того, развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе. Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.

   Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе «человек – общество – природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.

   Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

   Таковы основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху, которые связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием научно-технической революции и социальным прогрессом.

   Неотъемлемой чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, что означает возможность увеличения или уменьшения глобальных проблем, а также снижение или увеличение остроты той или иной проблемы. Система глобальных проблем не остается неизменной во времени, количество и характер глобальных проблем находится в постоянном динамичном развитии. И закономерно, что уже в начале третьего тысячелетия человечество оказалось перед необходимостью искать решения совершенно иной по составу и характеру системы глобальных проблем.

   Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.

filosofedu.ru

11. Глобальные проблемы современности

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества— это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

  • проблема Север-Юг;

  • проблема бедности;

  • продовольственная проблема;

  • энергетическая проблема;

  • проблема экологии и устойчивого развития;

  • демографическая проблема;

  • проблема развития человеческою потенциала;

  • проблема освоения Мирового океана.

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость — отсталость в развитии;

  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

studfiles.net