Предмет методы и задачи культурологии – , , —

1. Культурология как наука; предмет и методы исследования; функции культурологии.

  • Культурология
    — наука, изучающая культуру, наиболее
    общие закономерности её развития. В
    задачи культурологии входит осмысление
    культуры как целостного явления,
    определение наиболее общих законов её
    функционирования, а также анализ
    феномена культуры как системы. Оформилась
    в самостоятельную дисциплину культурология
    в XX веке.

  • Предметом
    культурологи являются объективные
    закономерности мирового и национального
    культурного процессов, памятники и
    явления материальной и духовной
    культуры, факторы и предпосылки,
    управляющие возникновением, формированием
    и развитием культурных интересов и
    потребностей людей, их участием в
    приумножении, сохранении и передаче
    культурных ценностей. Предметная
    область, подлежащая изучению и
    регулированию в рамках культурологического
    подхода, включает условия и механизмы
    оптимизации культурных процессов на
    общенациональном уровне , региональном,
    на уровне социально-культурологической
    общности.

Необходимо
отметить, что культурология изучает не
только культуру в целом, но и отдельные,
часто достаточно специфические сферы
культурной жизни взаимодействия
различных сторон человеческого общества.

Метод
культурологии есть единство объяснения
и понимания. Каждая культура есть система
смыслов, имеющая свою внутреннюю логику,
которая постигается путем рационального
объяснения. Это предполагает использование
идей и методов философии, которая
является общей методологической базой
культурологии. Также используются такие
методы, как:

  • Диахронический
    — требует изложения явлений, фактов,
    событий мировой и отечественной культуры
    в хронологической последовательности.

  • Синхронистический
    — исследование, в т.ч. сравнительное,
    связанное с изучением объектов в одном
    выбранном промежутке времени без
    обращения к исторической перспективе,
    но с разных сторон.

  • Сравнительный
    — область культурологических исследований,
    которая занимается историческим
    изучением двух или нескольких национальных
    культур в процессе взаимодействия,
    взаимовлияния, установление
    закономерностей, их своеобразия и
    сходства. Раскрываются в основном
    внешние связи культуры, обращенные к
    инонациональной сфере, выявляются
    общее и особенное в национальной
    культуре.

  • Археологический
    — совокупность материальных предметов,
    добытых в результате раскопок. Она дает
    возможность археологу делать выводы
    об общем состоянии культуры.

  • Типологический
    — метод предполагает изучение структур
    системы культуры путем восхождения от
    абстрактного к конкретному и выявления
    на этой основе типологической близости
    и историко-культурного процесса.

  • Биографический
    — в литературоведении истолкование
    литературы как отражение биографии и
    особенностей личности писателя. Впервые
    этот метод применил французский критик
    Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода
    может привести к умалению роли
    духовно-исторической атмосферы, стиля
    эпохи, влияния традиции. В научном
    литературоведении — один из принципов
    исследования. Особенности данного
    метода — в работе с текстами.

  • Семиотический
    — метод, основанный на учении о знаках,
    позволяет изучить знаковую структуру
    (систему) текста или любого другого
    культурного объекта.

  • Психологический
    — подход, который ориентирует исследователя
    на изучение субъективных механизмов
    деятельности культуры, индивидуальных
    качеств, бессознательные психические
    процессы. Этот метод очень важен при
    исследованиях особенностей национальных
    культур.

  • Как
    уже говорилось, культура представляет
    собой многофункциональную систему.
    Главной функцией феномена культуры
    является человеко-творческая, или
    гуманистическая. Все остальные так или
    иначе связаны с ней и даже вытекают из
    нее.

  • Функция
    трансляции (передачи) социального
    опыта, нередко её называют функцией
    исторической преемственности, или
    информационной. Культуру по праву
    считают социальной памятью человечества.
    Она опредмечена в следующих системах:
    устных преданиях, памятниках литературы
    и искусства, языках, науке, философии,
    религии и др. Однако это не просто
    «склад» запасов социального опыта, а
    средство жесткого отбора и активной
    передачи лучших ее образцов.

  • Познавательная
    функция связана со способностью культуры
    концентрировать социальный опыт
    множества поколений людей. Тем самым
    она приобретает способность накапливать
    богатейшие знания о мире, создавая тем
    самым благоприятные возможности для
    его познания и освоения. Можно утверждать,
    что общество интеллектуально настолько,
    насколько используются богатейшие
    знания, содержащиеся в культурном
    генофоне человечества. Все типы общества
    существенно различаются прежде всего
    о этому признаку.

  • Регулятивная
    (нормативная) функция культуры связана
    прежде всего с определением (регулированием)
    различных сторон, видов общественной
    и личной деятельности людей, В сфере
    труда, быта, межличностных отношений
    культура так или иначе влияет на
    поведение людей и регулирует их поступки,
    действия и даже выбор тех или иных
    материальных и духовных ценностей.
    Регулятивная функция культуры опирается
    на такие нормативные темы, как мораль
    и право.

  • Семиотическая
    или знаковая функция, представляя собой
    определенную знаковую систему культуры,
    предполагает знание, владение ею. Без
    изучения соответствующих знаковых
    систем невозможно овладеть достижениями
    культуры. Так, язык (устный или письменный)
    является средством общения людей.
    Специфические языки нужны для познания
    мира музыки, живописи, театра. Собственными
    знаковыми системами располагают и
    естественные науки (физика, математика,
    биология, химия).

  • Ценностная
    или аксиологическая функция отражает
    важнейшее качественное состояние
    культуры. Культура как система ценностей
    формирует человека вполне определенные
    ценностные потребности и ориентации.
    По их уровню и качеству люди чаше всего
    судят о степени культурности того или
    иного человека. Нравственное и
    интеллектуальное содержание, как
    правило, выступает критерием
    соответствующей оценки.

studfiles.net

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Поделись с друзьями

Культурология – это наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов  и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии является культурная среда общества и все происходящие в ней явления и процессы.

Перед культурологией стоят сложные и ответственные задачи, от решения которых во многом зависит способность человека понять прошлое, настоящее и даже заглянуть в будущее. Кроме того, культурология изучает качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами; выявляет общие тенденции единого культурного процесса человечества; раскрывает как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.

Культурологию интересуют законы функционирования культуры и проблемы ее трансляции, она изучает культуру как форму бытия человека и человечества, раскрывая особенности социокультурного творчества, соотношение репродуктивного и продуктивного начал в жизнедеятельности современного человека. И, наконец, культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

В соответствии с характером задач, стоящих перед наукой и особенностями своего предмета, культурология выполняет следующие функции: гносеологическую (познавательную), эвристическую, воспитательную, мировоззренческую и др. Все функции взаимосвязаны и важны. Глубина, сила их проявления находятся в прямой зависимости, как от культурного уровня отдельной личности, так и от общества в целом, от тех процессов и явлений, которые происходят в духовной сфере общества.

  Важнейшими законами развития культуры являются:

Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

  • Закон преемственности в развитии культуры. Культура – это исторически унаследованный опыт поколений рода человеческого. Преемственность – основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.
  • Закон прерывности и непрерывности  развития культуры. Культура – это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Прерывность носит относительный характер; непрерывность – абсолютный (она здесь ведущий элемент).
  • Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур.  Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. Каждая культура при всех ее особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.

  Наряду с законами от предмета науки не отделимы ее методы. К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, фактов, событий мировой культуры принадлежит диахронический
метод, т.е. хронологическая последовательность их появления и протекания.

  • Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
  • Более широкие и универсальные возможности представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные, либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность.
  • Структурно-функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод традиционно применяется при анализе сущности, структуры, функций культуры.
  • Типологический метод. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса.

  Культурология с успехом может использовать и другие методы: семиотический, психологический, биографический, метод моделирования.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры.

  • Принцип культурно-исторического подхода является важнейшим в системе культурологического знания. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий, в которые они происходили.
  • Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа должно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культуры.

Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое понятие у нее – «культура».

students-library.com

Предмет и методы культурологии

Оглавление

1….. Предмет и методы культурологии. 2

2….. Особенности первобытной духовной культуры: анимизм, фетишизм, магия. 4

Список литературы.. 10

Термин «Культурология» утвердился к середине XX века (Лесли Уайт «Что такое культурология»). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности — стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история.)
Предмет Культурологии — культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Культурология — наука о множестве культур.
Культурология — дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика — наука о знаках и символах, лингвистика…)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами…
Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё — какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:

  • одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
  • другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

  • Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;
  • Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби «Постижение Истины»).

Анимизм — это вера в существование духов, одухотворение сил природы,
животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума,
дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических
представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления
тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в
эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и
устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже,
практически параллельно с тотемизмом.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности
данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические
представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и
доступны всем и каждому, причем воспринимались, вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только
грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и
молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже
водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой
пруд — все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум,
могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так,
то ко

mirznanii.com

Предмет, цели и задачи культурологии


Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.

Однако от других гуманитарных наук культурологию отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе.

Несмотря на то что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей наука гуманитарная.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А Уайта, однако в западной науке это название не прижилось. Так как в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» с просветительской» творческой деятельностью), основными науками о культуре в Европе и США являются: социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии психологии), структурная антропология (синтез этнографии, психологии и лингвистики) или новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией).

В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось. Современная российская культурология стремится к объединению различных западных направлений и методологии изучения культуры с отечественными традициями исследований просветительских функций культуры, идеями русской философской мысли, концепциями культурно-исторических типов, исследованиями истории быта, мифологии, различных мировоззренческих учении. Исходя из отечественной традиции понимания культурологии определяется и предмет этой науки.

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.

Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие
— анализ культуры как системы культурных феноменов
— исследование ментального содержания культуры
— выявление типов связей между элементами культуры
— исследование типологии культур и культурных единиц
— разрешение проблем социокультурной динамики
— исследование культурных кодов и коммуникаций

all4study.ru

Предмет и задачи культурологии — Book-Science

Предметом культурологии является изучение возникновения, развития и функционирования культуры как специ­фически человеческого способа жизни.

 Конкретизируя предмет культурологии, можно выделить одну из основных задач культурологии — выявить дух культу­ры (менталитет, культурный образец, дать анализ способов культурного наследования, «кода» культурного развития. Не­обходимо на основе объяснения и анализа историко-культур­ного процесса прогнозировать его и управлять им.

Задачи культурологии:

1) изучение со­держания, структуры, функций, технологии функционирова­ния культуры, а именно,  социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики. Т.е. выявить дух культу­ры (менталитет, культурный образец), дать анализ способов культурного наследования, «кода» культурного развития;

2) построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах. Поставленная задача предполагает решение по меньшей мере следующих фундаментальных проблем:

1. Открытие «гена» и генетического кода культурных феноме­нов, т. е. тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального человеческого опыта.

2. Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических об­разований, перестраивающих их «код».

3. Изучение суммарных последствий таких мутаций — во многом и есть реальная, раскрываемая теперь в своей сущ­ности история очеловечивания мира.

3) Анализ и описание типов культур; реконструкция образа мысли, образа жизни, образа деятельности этнических групп, на­родов как субъектов истории. При этом культурология опирается на достижения кон­кретных наук, «эмпирических доноров», — этнологии, психоло­гии, лингвистики и т. д. Разумеется, культоролог прежде всего имеет дело с результатами культурной деятельности (предме­ты, продукты культурного творчества, музыка, произведения живописи), однако его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурного образца) независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном слу­чае обнаруживается второй, коммуникативный слой культуры, подразумевающий уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архе­тип — структура культуротворческой деятельности. 

        4) Прогно­зирование развития историко-культурный процесса, что позволит управлять им.  Такое понимание предмета, задач и программы культуроло­гических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки и техники, политической деятельности, религии, искусства и др.).



book-science.ru

Предмет культурологии

Понятие культурологии

Определение 1

Культурология – комплекс взаимосвязанных отдельных наук, философских культурных концепций; учение о культуре и ее происхождении.

Определение 2

Культура – это исторически определенный уровень общественного становления и развития, творческих способностей, выражаемых формами деятельности и жизни людей, типами создаваемых материально-духовных ценностей.

Цель культурологии – изучение культуры, посредством которой формируется ее общее восприятие.

Для достижения данной цели необходимо проводить анализ фактов и культурной динамики, типов и норм культур.

Предмет культурологии в широком смысле

Поскольку культурологические науки занимаются изучением системы институтов культуры, посредством которых производится воспитание и образование человека, предметом культурологии является – совокупность культурологических дисциплин (история, философия, социология, экология культуры, психология культуры, этнография, теология и др.).

Однако, в широком понимании, предмет культурологии неразрывно связан с предметом входящих в него дисциплин. Культурология в данном случае будет лишена уникальности и собственного предмета изучения, становится частью других наук.

Предмет культурологии в узком смысле

В качестве самостоятельной дисциплины, культурологию позволяет выделить понятие предмета в узком смысле.

Определение 3

Культурология – общая теория всей культуры, которая в своих положениях и выводах опирается на познания конкретных наук – теорию художественной культуры, историю происхождения культуры и прочие частные науки.

Основанием культурологии в данном случае является рассмотрение культуры в конкретных формах и проявлениях, способах жизнедеятельности и человеческого восприятия окружающего мира.

Определение 4

Предмет культурологии – совокупность вопросов о происхождении, развитии и деятельности культуры как особого образа жизни человека, отличного от проявлений животного мира.

Культурология изучает общие формы, методы и закономерности развития культуры человека, присущие всем этапам его развития.

Связь предмета и задач культурологии

Рассматривая предмет культурологии в узком понимании, целесообразно выделение следующих задач науки:

  • Полное, глубокое и связанное объяснение сущности, признаков и форм культурного проявления;
  • Изучение происхождения и развития культуры в общем, отдельных процессов и явлений культурного взаимодействия;
  • Выявление места и роли человека в культурной среде;
  • Создание категориального аппарата, средств и методов культурного познания;
  • Взаимодействие и взаимосвязь с другими частными научными дисциплинами;
  • Анализ культурных сведений в сферах искусства, философии, религии и прочих ненаучных познаний культуры;
  • Изучение развития различных культур и народов.

В общем случае, предметом культурологического исследования выступают объективные личностные, групповые, национальные и человеческие закономерности процессов и явлений; законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материально-духовной деятельности звеньев субъектов культуры.

Определение 5

Предмет культурологии – исследование культурного феномена как исторически возникшего опыта наций и народов, воплощенного в нормах, законах и чертах деятельности, передача ценностных идеалов от поколения к поколению.

Определяя предмет культурологии, ученые опираются на ориентации данной науки: философскую, историческую, теоретически-стоимостную, в соответствии с которыми выделяются культурфилософия, история культуры, наука о культуре.

spravochnick.ru

Предмет и задачи культурологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по дисциплине «Культурология»

на тему:

«Предмет и задачи культурологии»

Выполнила
: студентки 1 курса

заочного отделения группы ПИЭ-1

Колосова Олеся Николаевна

Работу проверил___________________

_________________________________

2002г.

ПЛАН:

1.
Введение……………………………………………………….3 стр.

2.
Формирование культурологии как науки…………………4 стр.

3.
Рассмотрение задач культурологии с позиций культурной антропологии………………………………………………….6 стр.

4.
Исторические этапы культурологии………………………9 стр.

5.
Современное понимание культурологии как науки……15 стр.

6.
Заключение……………………………………………………18 стр.

1. Введение.

Культурология
наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии
является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии — либо социальный либо гуманитарный.

2. Формирование культурологии как науки.

Культурология — это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каж­дая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться пу­тем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда ад­ресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предме­та нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно — смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обога­щать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодей­ствуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографи­ей, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и ре­шая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой.

3. Рассмотрение культурологии с позиции культурной антропологии.

«Специфически человеческие особенности, отличающие род Homosaprins от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией…»

Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры. Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д.

Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека – это мир культуры.

Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология (особенно культурная), сохраняя целостный подход в изучении человека, как существа биологического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур.

Системный подход, предложенный Л. Уайтом, преодолевая разнообразные мнения о возможности или невозможности существования единой науки о культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки 20 века, и новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира человека дает изучающему культуру.

Термин «Культура» каждый понимает по- своему. Для одних культура- научаемое поведение. Для других- не поведение как таковое, а его абстракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды- культура, для других ни одни материальный предмет таковой не является. Одни полагают, что культурой лишь осязаемые предметы и явления внешнего мира. Некоторые антропологи представляют культуру совокупностью идей, но спорят друг с другом по поводу того, где эти идеи обитают: одни полагают, что в сознании изучаемых людей, другие- что в сознании самих этнологов. Далее следует понимание культуры как защитного механизма физического мира», « культуры как совокупности составляющих «n» различных социальных сигналов, которым соответствуют «m» различных ответов», затем царит уже полная путаница и неразбериха.

В последнее время дискуссия вокруг понятия культуры заострилась на проблеме различия между терминами «культура» и «человеческое поведение». Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения, которые привели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь его абстракция.

Когда культура превращается в абстракцию, она не только становится невидимой и неуловимой, но вообще перестает существовать как таковая. Почему же тогда столь многие выдающиеся антропологи поддерживают «абстрактную» концепцию? Ключ к пониманию этого- а может, и просто объяснение данного явления – дают Кребер и Клакхон: «Поведение для психологии – материал первостепенной важности, интересная лишь постольку, поскольку влияет на поведение; и соверш

mirznanii.com