Предмет и метод экономики: ТЕМА 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Объект, предмет и методы экономической теории

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксис­ты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio— выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ — ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.

Предмет и метод экономической теории

Предмет экономической теории

В качестве предмета своего исследования экономическая теория рассматривает различные отношения производственного и социально-экономического характера между различными их субъектами, основной задачей которых является производство и воспроизводство материальных благ.

В реальной действительности невозможно отношения, которые являются предметом экономической теории, отделить от других – национальных, этнических, социальных, политических, правовых, религиозных, культурных и т. д. Стоит отметить, что производственные и социально-экономические отношения имеют свою специфику, характерные особенности, все же нельзя их обособить от других сфер жизни общества.

Экономическая теория как наука, в зависимости от конкретного объекта своего исследования подразделяется на 3 раздела:

  • Введение в экономическую теорию;
  • Микроэкономика;
  • Макроэкономика.

Предметом первого из раздела выступают основополагающие принципы и базовые законы, на которые опирается данная наука.

Второй раздел посвящен производственным и социально-экономическим отношениям на уровне отдельного субъекта хозяйствования – домохозяйства или производственной единицы.

Последний из разделов рассматривает свой предмет на глобальном уровне – государственном и мировом. В рамках данного раздела исследователи пытаются изучать экономическую систему во всей полноте ее связей и взаимоотношений, а также максимально подробно и точно описать происходящие процессы.

Замечание 1

Стоит обратить внимание, что данные разделы тесно взаимосвязаны.

Решения на одном уровне в обязательном порядке отражаются на другом.

Метод экономической теории

Любая наука в процессе познания своего предмета использует набор инструментов, который именуются методом. На рисунке ниже наглядно представлены современные подходы к изучению экономической действительности.

Первый из них рассматривает экономическую сферу в качестве объективной действительности, условия которой находятся в постоянном изменении. Природа таких изменений объясняется законами диалектики.

То есть данные процессы происходят сами по себе. Если исследователь отстраняется от предмета исследования, то он становится способным познать протекающие в сфере экономики закономерности. Причем должный уровень беспристрастного изучения этих законов позволят человечеству в наиболее полной мере познать экономические законы, а также решить существующие проблемы развития производственной сферы и удовлетворения потребностей.

Второй подход тяготеет к восприятию экономической действительности в связи с восприятием ее отдельным человеком. То есть невозможно отделить человека с его потребностями, особенностями восприятия и психологии от общественно-экономической реальности. В данном случае предмет экономической теории рассматривается в тесной связи с действиями отдельных людей и общества в целом.

Замечание 2

На современном этапе развития экономической теории эти 2 подхода не противопоставляются, а применяются во взаимодействии в зависимости от конкретных потребностей исследования. Таким образом, современные ученые признают существование, как объективной, так и субъективной реальности.

В настоящее время учеными-экономистами применяется системный подход для изучения предмета экономической теории. Этот подход базируется на следующих принципах:

  1. Предмет исследования представляется системой взаимосвязанных элементов и отношений между ними;
  2. Противоречия, которые присущи отдельным элементам предмета исследования рассматриваются в качестве внутренних резервов ее развития;
  3. Общая система раскладывается на отдельные элементы, которые также рассматриваются в качестве взаимосвязанных систем;
  4. Вычленение в предмете исследования главного элемента, который направляет развитие системы в целом.

Замечание 3

В связи с тем, что предмет экономической теории, представляет собой сложную систему, для ее изучения используются как качественные, так и количественные методы. Это позволяет наиболее полно изучить все его аспекты.

Экономика: методы, типы и модели

Статья поделилась

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Экономика: методы, виды и модели!

Методы:

Экономисту доступны обычные методы научных исследований — дедукция и индукция.

Оба метода исходят из науки, а именно из логики. Дедуктивный метод предполагает рассуждения из нескольких фундаментальных положений, истинность которых предполагается. Индуктивный метод предполагает сбор фактов, вывод из них и проверку выводов другими фактами.

Дедукция и индукция :

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Вычет:

я. Начинает с общего и движется к частному.

ii. Начинает с общих предположений и переходит к конкретным выводам.

III. Разрабатывает теорию, а затем исследует факты, чтобы увидеть, согласуются ли они с теорией.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Пример:

Пусть в окружности 360 градусов – (Общее предположение)

В круге четыре прямых угла – (Логический аргумент)

Следовательно, этот прямой угол имеет 90 градусов – (Частный вывод)

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Индукция:

я. Начинает с частного и движется к общему.

ii. Начинает с частных наблюдений и переходит к общим объяснениям.

III. Собирает наблюдения, затем разрабатывает теорию, соответствующую фактам.

Пример:

Это яблоко падает на землю. (Особое наблюдение)

Все яблоки падают на землю. (Еще наблюдения)

Все объекты притягиваются друг к другу. (Общее объяснение)

Экономика может быть очень дедуктивным предметом, и экономисты привыкли строить сложные «модели» человеческого поведения, которые начинаются с ряда предположений. Однако экономика также является эмпирическим предметом, использующим индуктивные методы для объяснения наблюдаемых фактов.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Таким образом, нисходящая кривая спроса, например, может быть выведена из общих предположений о том, как люди пытаются максимизировать свое удовлетворение от покупки товаров и услуг. С другой стороны, кривые спроса можно построить эмпирически, т. е. наблюдая, как реальные покупатели реагируют на изменения рыночных цен, а когда исследователи рынка, переписчики и социологи собирают необходимую информацию, эти данные можно индуктивно использовать для экономических прогнозов. .

На практике бывает очень трудно сказать, где заканчивается дедукция и начинается индукция. Экономисты должны использовать в своей работе как дедукцию, так и индукцию.

Позитивная и нормативная экономика :

Некоторые учебники по экономике начинаются с разграничения позитивной и нормативной экономики. Позитивная экономика имеет дело с тем, что есть, то есть с объективными объяснениями работы экономики.

Нормативная экономика занимается тем, что должно быть, т. е. выдвигает взгляды, основанные на личных ценностных суждениях. Таким образом, позитивная экономика имеет дело с вопросами, которые, по крайней мере в принципе, поддаются проверке.

Точно так же «Налог на товар повысит его цену» и «Деловые люди будут инвестировать больше, когда процентные ставки будут низкими» являются позитивными утверждениями об экономике. Нормативные заявления будут включать в себя: «Правительства должны давать больше пенсий пенсионерам в бедных странах» и «Безработица — более серьезная проблема, чем инфляция».

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Положительные утверждения и вопросы

Примеры: «Амитабх Баччан — актер хинди»;

‘Этот стол сделан из дерева?’

Эти утверждения/вопросы

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

я. иметь дело с объективной реальностью;

ii. Расскажите нам что-нибудь об окружающем нас мире;

III. Может, в принципе, быть «истинным» или «ложным»?

Даже если у нас пока нет для этого средств (например, для доказательства существования разумной жизни в космосе), доказательство в конечном счете возможно с использованием методов, с которыми все согласны.

Нормативные положения и вопросы:

Примеры:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

«Амитабх Баччан — лучший актер хинди со времен «Дилипа Кумара». ‘Это красивый стол?’

Эти утверждения/вопросы.

я. иметь дело с субъективными мнениями;

ii. Расскажите нам что-нибудь о взглядах людей на мир, а не о самом мире; они касаются ценностей, взглядов или вкусов;

III. Нельзя доказать истинность или ложность.

Они никогда не могут быть полностью решены, потому что они часто зависят от моральных установок (например, хотя большинство людей согласны с тем, что Гитлер был злом, есть люди, которые утверждают обратное).

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Позитивная экономика — это изучение экономических предположений, которые могут быть проверены, по крайней мере в принципе, путем наблюдения за событиями в реальном мире и без использования нормативных положений или оценочных суждений. Нормативные суждения, как правило, носят предписывающий характер и сообщают нам, что, по мнению человека, выдвигающего предложение, следует делать. На практике различие между позитивной и нормативной экономикой размыто. Можно выдвигать экономические предложения, которые кажутся положительными, но на самом деле основываются на оценочных суждениях.

Поскольку Нобелевская премия была присуждена ряду экономистов, работающих в области экономики благосостояния, в последние годы эта тема вызвала значительный интерес у студентов-экономистов. Итак, необходимо знать, что подразумевается под экономикой благосостояния.

Экономику часто делят на две ветви — позитивную и нормативную. Нормативная экономика часто называется экономикой благосостояния. Первая книга на эту тему была написана А. К. Пигу. Название его книги — «Экономика благосостояния» (1920).

Тема:

Экономика благосостояния занимается сравнением одного состояния экономики с другим на основе оценочных суждений (или этических соображений) и предлагает некоторые критерии улучшения общественного благосостояния. Таким образом, экономика благосостояния занимается в основном нормативными и этическими вопросами, касающимися общественного выбора и индивидуальных ценностей.

Назначение :

Цель экономики благосостояния состоит в том, чтобы объяснить, как можно определить и достичь эффективного распределения ресурсов в обществе. Пигу предполагал измеримое и межличностное сравнение полезности. По его мнению, всякая передача дохода от относительно богатого человека бедному человеку того же характера (и темперамента) предполагает увеличение общественного благосостояния (или совокупной суммы удовлетворения). Это связано с тем, что передача дохода позволяет удовлетворять более интенсивные потребности за счет менее интенсивных желаний.

Современная версия :

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Современная экономика благосостояния основана на принципах Вильфредо Парето об исключении межличностного сравнения полезности. Несомненно, сочинение Парето появилось раньше, чем книга Пигу (которая впервые появилась в 1912 году под названием «Богатство и благосостояние»). Но они были популяризированы в Англии в 1913 году.

Согласно Парето (итальянский экономист), общее экономическое благосостояние есть сумма индивидуального благосостояния. Но благосостояние одного человека нельзя сравнивать с благополучием другого человека. Таким образом, межличностные сравнения исключены. Таким образом, считается, что только те меры политики, которые улучшают положение хотя бы одного человека, не ухудшая положение других, считаются повышающими общее благосостояние. Таким образом, если миллион человек значительно улучшился, а один человек немного ухудшился благодаря политике, эта политика не увеличивает благосостояние по определению Парето.

Однако на протяжении многих лет критерий Парето подвергался жесткой критике. Бергесон, Самуэльсон, Калдор, Скитовски, Эрроу и прежде всего Амартия Сен предложили альтернативные критерии максимизации благосостояния.

В широком смысле экономика благосостояния изучает как позитивные, так и нормативные вопросы. Понятие «лучший в экономике» включает в себя соображения эффективности и справедливости.

Экономические модели :

Экономическая модель – это упрощение реальности, которое абстрагируется от сложностей реального мира, чтобы объяснить экономические явления и сделать прогнозы.

Модели могут быть выражены различными способами. Наиболее очевидным является использование слов; большинство экономических моделей являются вербальными моделями. Их также можно выразить схематически. Любая модель — это значительное упрощение реальности.

Тестовые модели :

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Чтобы использовать модели, мы обычно должны быть в состоянии количественно оценить вовлеченные переменные. В принципе это может показаться легкой задачей, на практике это довольно сложно.

Оценка теорий :

Верность теорий никогда не может быть доказана, потому что невозможно проверить теорию на основе всех возможных наблюдений.

С этой точки зрения, хорошей теорией является та, которая выдвигает широкомасштабные утверждения, которые можно проверить, оставляя при этом возможность фальсификации.

Шесть основных особенностей экономических законов – обсуждение!

Экономика как социальная наука (с диаграммой)

Глава 01 — Природа и метод экономической теории

Вы здесь

Главная » AP Economics » Макроэкономика » Конспекты » Макроэкономика, 15-е издание учебника

Версия для печати

Определение экономики 9022 6 900 связан с эффективным использованием ограниченных или дефицитных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

  • Человеческие потребности безграничны, но средства для их удовлетворения ограничены. 902:30

    Экономическая перспектива

    • Дефицит и выбор
      • Ресурсы можно использовать только для одной цели за раз.
      • Дефицит требует выбора.
      • Стоимость любого товара, услуги или деятельности – это стоимость того, от чего нужно отказаться, чтобы получить его (альтернативные издержки).
    • Рациональное поведение
      • Рациональный личный интерес предполагает принятие решений для достижения максимального выполнения целей. 902:30
      • Разные предпочтения и обстоятельства приводят к разным выборам.
      • Рациональный личный интерес — это не то же самое, что эгоизм.
    • Маржинализм: выгоды и издержки
      • Большинство решений касаются изменения текущих условий; поэтому экономическая перспектива в значительной степени сосредоточена на маржинальном анализе.
      • Каждый рассматриваемый вариант взвешивает предельную выгоду по отношению к предельным затратам.
      • Независимо от того, является ли решение личным или принятым бизнесом или правительством, принцип один и тот же. 902:30
      • Предельные издержки действия не должны превышать его предельные выгоды.
      • «Бесплатных обедов не бывает» и может быть «слишком много хорошего».

    Зачем изучать экономику?

    • Экономика для получения гражданства.
      • Большинство политических проблем имеют экономический аспект, будь то сбалансирование бюджета, борьба за систему налогообложения, реформа социального обеспечения, международная торговля или забота об окружающей среде.
      • И избиратели, и выборные должностные лица могут выполнять свою роль более эффективно, если они понимают экономические принципы.
    • Профессиональные и личные приложения
      • Изучение экономики помогает развивать аналитические способности человека и позволяет учащимся лучше предсказывать логические последствия своих действий.
      • Экономические принципы позволяют бизнес-менеджерам принимать более разумные решения.
      • Экономика может помочь людям принимать более обоснованные решения о покупках, лучше выбирать работу и лучше вкладывать деньги. 902:30
      • Экономика, однако, в основном академический, а не профессиональный предмет. Ее основная цель состоит в том, чтобы исследовать проблемы и решения с социальной, а не личной точки зрения. Это не серия примеров «как делать деньги».

    Экономическая методология

    • Экономисты используют научный метод для создания теорий, законов и принципов.
      • Научный метод состоит из:
        • Наблюдение фактов (реальные данные). 902:30
        • Формулировки объяснения причинно-следственных связей (гипотезы), основанные на фактах.
        • Проверка гипотез.
        • Принятие, отклонение или модификация гипотез.
        • Определение теории, закона, принципа или модели.
      • Теоретическая экономика: систематизация фактов, интерпретация фактов, обобщения.
      • Принципы используются для объяснения и/или прогнозирования поведения отдельных лиц и организаций. 902:30
      • Терминология. Принципы, законы, теории и модели — все эти термины относятся к обобщениям экономического поведения. В тексте они употребляются как синонимы, причем выбор в каждом конкретном случае определяется обычаем или удобством.
      • Обобщение. Экономические принципы выражаются в виде тенденций типичного или среднего потребителя, рабочего или коммерческой фирмы.
      • «При прочих равных условиях» или допущение при прочих равных. Чтобы судить о влиянии одной переменной на другую, необходимо, чтобы другие содействующие факторы оставались постоянными. Ученые-естествоиспытатели могут проводить проверки с гораздо большей точностью, чем экономисты. У них есть преимущество контролируемого лабораторного эксперимента. Экономисты должны проверять свои теории, используя реальный мир в качестве своей лаборатории. 902:30
      • Абстракции. Экономические принципы, теории или модели представляют собой абстракции, упрощения, которые пытаются найти важные связи и отношения экономического поведения. Эти модели полезны именно потому, что они избавляют от беспорядка и сложности реальности.
      • Графическое выражение. Многие экономические взаимосвязи являются количественными и эффективно демонстрируются с помощью графиков. «Ключевые графики» являются наиболее важными.
    • Политическая экономика применяет экономические факты и принципы для решения конкретных проблем и достижения определенных экономических целей.
      • Этапы разработки экономической политики:
        • Государственные цели.
        • Распознавайте различные варианты, которые можно использовать для достижения целей.
        • Оцените варианты на основе конкретных критериев, важных для лиц, принимающих решения.
        • Экономические цели широко распространены в нашей экономике.
        • Экономический рост
        • Полная занятость
        • Экономическая эффективность
        • Стабильность уровня цен
        • Экономическая свобода
        • Справедливое распределение доходов 902:30
        • Экономическая безопасность
        • Торговый баланс
      • Цели могут быть взаимодополняющими (полная занятость и экономическая безопасность).
      • Некоторые цели могут конфликтовать (эффективность и справедливость). (Ключевой вопрос 6)
      • Невозможно достичь всех целей, поэтому необходимо расставить приоритеты.

    Макроэкономика и микроэкономика

    • Макроэкономика изучает экономику в целом.
      • Он включает показатели общего объема производства, общей занятости, общего дохода, совокупных расходов и общего уровня цен. 902:30
      • Это общий обзор леса, а не деревьев.
    • B.Микроэкономика рассматривает конкретные экономические единицы.
      • Он связан с отдельной отраслью, фирмой или домохозяйством и ценами на конкретные продукты и ресурсы.
      • Это осмотр деревьев, а не леса.
    • C. Позитивная и нормативная экономика.
      • Позитивная экономика описывает экономику такой, какая она есть на самом деле, избегая оценочных суждений и пытаясь установить научные утверждения об экономическом поведении. 902:30
      • Нормативная экономика включает оценочные суждения о том, какой должна быть экономика, и о желательности доступных вариантов политики.
      • Большинство разногласий среди экономистов связаны с нормативными, основанными на ценностях вопросами.

    Ловушки объективного мышления

    • Предубеждения — предубеждения, не основанные на фактах.
    • Загруженная терминология.
      • Термины, содержащие предрассудки и оценочные суждения других лиц. 902:30
      • Человеку очень трудно описать экономическое поведение, не позволяя своим вариантам этого поведения проникнуть в его обсуждение. Различие между позитивными и нормативными утверждениями не всегда ясно видно.
      • Однако часто имеет место преднамеренная попытка повлиять на общественное мнение с помощью нагруженной терминологии (жадные собственники, непристойные прибыли, эксплуатируемые рабочие, безмозглые бюрократы, дорогостоящие правила, ползучий социализм)
    • определений
      • Экономика — второй язык.
      • Учащимся часто бывает трудно распознать термины как новую лексику, которую необходимо изучать так же усердно, как если бы они никогда раньше не встречались с этими словами.
      • Учащиеся на уроках физики, встречающие такие термины, как эрг, ом или фут-фунт, осознают необходимость исследования. Учащиеся, которые читают текст, наполненный такими словами, как рента, капитал или инвестиции, предполагают, что у них уже есть адекватное рабочее определение.
    • Заблуждения причинно-следственной связи
      • Апостериорная ошибка: когда два события происходят во временной последовательности, первое событие не обязательно является причиной второго события.
      • Корреляция против причинно-следственной связи: события могут быть связаны без причинно-следственной связи.
      • Положительная взаимосвязь между образованием и доходом не говорит нам, что вызывает увеличение другого. (Какая независимая переменная, а какая зависимая?)
      • Возможно, увеличение дохода, которое происходит с повышением уровня образования, связано с каким-то другим третьим фактором, который не рассматривается напрямую. 902:30

    Взгляд вперед

    • В главе 2 построена модель производственных возможностей, которая наглядно демонстрирует основные экономические принципы дефицита, выбора, альтернативных издержек и закона возрастающих издержек.
    • Глава 3 строит модель спроса и предложения для отдельных рынков.
    • Глава 4 объединяет все рынки в экономике и рассматривает координацию экономической деятельности через рыночные цены.
    • В главах 5 и 6 рассматриваются важные секторы экономики (домохозяйства, предприятия, правительство и международный сектор), обсуждаются их роль и взаимодействие. 902:30

    ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО: Линии быстрого питания – экономическая перспектива

    • Люди выбирают самую короткую очередь, чтобы сократить временные затраты.
    • Очереди, как правило, имеют одинаковую длину, поскольку люди переходят от более длинных очередей к более коротким, чтобы сэкономить время.
    • Строки выбираются на основе длины без дополнительной информации — затраты на получение дополнительной информации не стоят выгоды.
      • Неполная информация может привести к неожиданному ожиданию.
      • Неполная информация может привести к тому, что некоторые люди уйдут, увидев длинную очередь. 902:30
    • Когда покупатель подходит к прилавку, принимаются другие экономические решения о том, что заказывать. С экономической точки зрения этот выбор будет сделан после того, как потребитель сравнит затраты и выгоды возможных вариантов.

    Предмет: 

    Экономика

    Предмет X2: 

    Экономика

    ‹ Макроэкономика, 15-е издание учебника вверх Глава 02 — Проблема экономии ›

    Нужна помощь?

    Мы надеемся, что ваш визит был продуктивным. Если у вас возникли проблемы или вы хотите оставить отзыв, мы будем рады услышать от вас.

    Для получения общей помощи, вопросов и предложений посетите наши специализированные форумы поддержки.

    Если вам нужно связаться с командой веб-опыта Course-Notes.Org, воспользуйтесь нашей контактной формой.

    Нужны заметки?

    Несмотря на то, что мы стремимся предоставить наиболее полные заметки для как можно большего количества школьных учебников, мы, безусловно, будем пропускать некоторые из них.