Правящие партии и оппозиционные – , , . , , , —

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.

Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах. Они опираются на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.

Массовые партии – политические организации, отличающиеся многочисленностью, четкой организацией, обязательностью членских взносов. Они действуют постоянно, выполняя главным образом идеологическую и воспитательную функции.

По характеру политического поведения в обществе можно выделить два типа партий: 1)

демократические – политические организации, отличающиеся положительным отношением к политическому плюрализму в обществе, терпимостью к другим партиям и межпартийной конкуренции; 2) тоталитарные – политические организации, стремящиеся к монопольному владению властью и господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов, к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они объединяют все общественные силы, способные противостоять существующему строю.

По месту в политической системе и в зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Правящие партии – политические организации, реально обладающие политической властью в государстве. Они способны производить общественные изменения.

Оппозиционные партии – политические организации, не принимающие участия в правящих органах или занимающие в обществе второстепенное положение. Они влияют на решения правящей партии путем неформальных, несанкционированных действий – массовых выступлений, забастовок, формированием общественного мнения. Оппозиционные партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные. Легальными партиями являются те, которые разрешены законом и зарегистрированы. Полулегальные партии не зарегистрированы, но и не запрещены законом. Нелегальные партии запрещены государством и часто действуют в условиях подполья и конспирации.

По идеологической направленности партии делятся на: а) консервативные – выступают за неизменность традиционных устоев общества, за сохранение правящего строя и политической системы; б) либеральные – ориентируются на социальные изменения и общественный прогресс, на демократизацию общества, обеспечение свобод личности и равноправия граждан, достижения согласия между всеми слоями общества; в) правые – отстаивают незыблемость частной собственности и существующего порядка в обществе; г) левые

– нацелены на проведение реформ или свершение революций; д) радикалистские – могут занимать в отношении правящего строя разные позиции, их существенной чертой является настроенность на непримиримую вражду, конфронтацию в обществе, они склонны использовать незаконные, насильственные средства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Б. Типология политических партий.

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию.

Не все типологии однако имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий. Исходя из этого, все многообразие классификаций политических партий можно представить в следующем схематичном виде:

Типология политических партий

Основания

виды

Организационная структура

— Кадровые

— Массовые

-Оформленные (с фиксированным членством)

— Неоформленные (со свободным членством)

— Централизованные

— Децентрализованные

Среда деятельности

— Моносредные

— Всеобщие

— Промежуточные

Идеологическая направленность

— «Левые»

— «Центристские»

— «Правые»

— Революционные (радикальные)

— Реформистские (умеренные)

— Консервативные

— Реакционные

Роль в политической системе

— Правящие

— Оппозиционные

— Парламентские

— «Авангардные»

Влияние в парламенте

— Мажоритарные (большинство)

— С мажоритарным призванием

— Доминирующие

— Миноритарные (меньшинство)

Представительство

интересов

— Классовые

— Социальных групп, слоев

— Надклассовые

— С неопределенным социальным обликом

Тип партийного руководства

— Коллегиального руководства

— Вождистские

По данной таблице, подробнее раскроем наиболее важные классификации:

В политологии общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация политических партий Мориса Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

В курсовой работе мы уже касались структуры партий, рассматривая её основные уровни, и здесь остается только добавить, что структура представляет собой своеобразный синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.). В то же время именно она способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.

Среди структурных характеристик Дюверже выделил: общее организационное строение, систему членства, органы руководства, а также типы связей, соединяющих граждан с партией. На основе этих переменных он предложил подразделить партии на два основных типа — «кадровые» и «массовые».

Кадровые партии — представляют собой объединение так называемых «нотаблей», то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных кампаний. Их цель – подготовить выборы, провести их и сохранять контакт с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьи имена и престиж служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические, владеющие искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые – составляющие главный двигатель, мотор борьбы. По существу, кадровые партии – это партии активистов или функционеров с малым числом рядовых членов, аморфной организованной структурой. Вследствие чего само вступление в них имеет смысл своеобразного глубоко индивидуального акта, обусловленного способностями или особым положением человека, его строго детерминированными личностными качествами. Это акт, доступный избранным; он основан на жестком и закрытом внутреннем отборе. Если считать членом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и в дальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют. Правда здесь стоит оговориться, поскольку кадровые партии в подражание массовым иногда открывают доступ обычным приверженцам. Явление довольно частое – в чистом виде кадровые партии встречаются достаточно редко. Другие партии близки к подобной практике, однако их внешняя форма способна ввести в заблуждение. Но главное – не ограничиваться ни официальными пунктами уставов, ни декларациями руководителей. Достаточно верным критерием здесь выступает отсутствие системы регистрации или регулярного взимания взносов.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Они создаются по территориальному принципу, и их численность, как правило, невелика. Комитеты имеют постоянный состав сплоченных активистов, обладающих навыками работы среди населения. На их плечи и ложиться организация предвыборных кампаний. Члены комитетов подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании программы. Нужно отметить, что идеологические вопросы волнуют активистов постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она концентрируется и активизируется вокруг кандидата на выборный пост, в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.

В качестве примера кадровых партий можно привести Европейские либеральные и консервативные партии, а также Республиканскую и Демократическую партию США.

Массовые партии – характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. Для того чтобы до конца понять сущность массовых партий возьмем, к примеру, Французскую социалистическую партию. Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как с политической, так и с финансовой точки зрения, поскольку она, прежде всего, стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что ее члены составляют саму материю партии, субстанцию ее деятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой, Французская социалистическая партия также существенно зависит от взносов своих членов. С их помощью она собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы, за счет них же финансирует выборы. Здесь к аспекту финансовому присоединяется и аспект политический. Этот последний аспект проблемы – основной, поскольку любая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования выборов демократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частным пожертвователям, с целью покрыть расходы на избирательную кампанию, массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится небольшая сумма. Таким образом, то, чего кадровые партии добиваются «качеством», массовые достигают «количеством».

Первичные организации массовых партий строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, они заинтересованы в пополнении своих рядов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная внутренняя, иерархическая структура, подчинения первичных организаций, и громоздкая система управления.

М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистические, коммунистические и фашистские.

Социалистические партии

Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партии

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет им контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

Фашистские партии.

Они имеют много схожего с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жёсткая структура и т.д. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине и философии. Возникая из полувоенных формирований, они в конечном итоге культивируют жестокость и насилие, основанные на превосходстве одной нации над другой. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.

Такая классификация партий на кадровые и массовые, предложенная французским политологом М. Дюверже, в определенной степени сегодня устарела, поскольку она не допускает существования партий промежуточного типа. В 60-е годы XX века появились партии, которые не вписывались в данную типологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых так и массовых партий. Тогда авторитетные политологи —ЛаПаломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий — «партии избирателей». Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название «универсальных». В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе.

Кроме данной классификации, традиционной в политологии также является деление политических партий, в зависимости от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие,оппозиционны,парламентские, и«авангардные».

Правящимисчитаются партии, которые победили на вы­борах и (главное) сформировали правительство. Правящая пар­тия (или партийная коалиция нескольких партий, объединив­шихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета ми­нистров. Как правило, это возможно только в условиях парламент­ской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правя­щей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительст­во России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоя­тельного формирования правительства.

Оппозиционнымипартиями считаются те, которые лише­ны реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в очевидной оппозиции к политике дейст­вующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего пра­вительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.

Парламентские партииэто партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через победу на выборах. В партиях данного типа существует два организационных центра: председатель партии и ее лидер. Председатель фактически является менеджером, руководителем партийной машины: он координирует деятельность региональных отделений, организует избирательные кампании, ведет партийную документацию. Лидер – олицетворение политического образа партии, он избирается на ежегодных партийных конференциях. В некоторых партиях эти два центра могут быть совмещены. Партийная дисциплина парламентских партий существенно отличается от дисциплин партий других типов: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, то есть у организационного центра фактически нет рычагов обеспечения единомыслия в партии. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии.

«Авангардные» партииих отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Причем эти черты присущи авангардным партиям не только в период борьбы за власть, но и в том случае, когда власть находится в их руках. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, то есть лидер партии, как главный носитель идеи, становится высшим авторитетом партии. Такие партии всегда революционны. Классическим примером авангардной партии может считаться Социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), позднее превратившаяся в Коммунистическую партию Советского Союза.

Значительное место в политологической литературе занимает классификация партий по критерию среды деятельности. С точки зрения этого критерия различают три вида партий:

  • Моносредные– т.е. ограничивающиеся деятельностью в одной социальной среде, той, интересы которой они представляют (в сфере политики).

  • Всеобщие– ориентированные на общесоциальную либо общенародную среду и не ограничивающиеся стремлением получить влияние в какой-либо одной среде (класс, социальная группа и т.д.)

  • Промежуточные– концентрирующие свою деятельность прежде всего в одной среде, но не отказывающиеся от поиска поддержки и влияния в других общностях.

При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические или идеологиче­ские позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне «правых» до крайне «левых». Остальные партии занимают промежуточное поло­жение между этими двумя полюсами. В связи с этим сегодня широко используется классификация политических партий, основанная на их идеологической направленности. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме неко­торого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне от председательствующего, дальше влево — близкие им по духу партии, в центре — умеренные и дальше в самом конце — представители леворадикальных партий. Согласно классической терминологии, так называемые «левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценно­сти и соответственно радикально-революционные методы их достижения. «Правые», напротив, в основном ориентируются на кон­сервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революцион­ных методов переустройства общества. «Центристы» же, весьма обширные и разнообразные по своему составу, представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути разви­тия в целях улучшения благосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.

Такая группировка политических партий по линии «правые» — «центристы» — «левые», основанная на по­зициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, сопряжена со значительной долей упрощения реального положения вещей в обществе. Поэтому в дополнение к ней по идейному (идеологическому) признаку принято различать также революционные, реформистские, консервативные и реакционные типы партий.

  • Революционные– стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни.

  • Реформистские– ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры.

  • Консервативные– стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности.

  • Реакционные– основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.

Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить политические партии их деятельность и место в политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку никакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда не исчерпает всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.

studfiles.net

23. Политические партии и партийные системы.

Политическая партия (от лат. pars — часть, доля, участие) – наиболее активная часть какой-либо социальной группы, выражающая ее интересы, объединенная в политическую организацию. Цель: овладеть государственной властью.

В зависимости от участия в осуществлении власти партии бывают правящие и оппозиционные.

Правящая партия – та, которая в данный момент находится у власти. Отличается консерватизмом, ориентируется на парламентскую деятельность.

Оппозиционные партии ориентированы на реформы. Их можно разделить на легальные, действующие в рамках закона; полулегаль­ные (незарегистрированные, но и не запрещенные государством) и нелегальные.

Классификация партий на основе ценностей и идеологии (нач. ХХ в.).

Прогресс

Замена порядка

←(радикалы)

Обновление порядка

(либералы)→

Равенство

(левые)

Справедливость

(центристы)

Свобода

(правые)

Сохранение порядка

(консерваторы) →

Восстановление порядка

(традиционалисты)

Порядок

Некоторые примеры:

радикалы – радикальная партия Франции;

традиционалисты – монархические партии;

центристы – кадеты, из современных – ХДС-ХСС в ФРГ; Единая Россия в РФ;

либералы – виги в Великобритании, СПС и «Яблоко» в России;

консерваторы – тори в Великобритании.

На шкале политического спектра партии могут размещаться спра­ва или слева, что было связано с начальным периодом Великой буржуазной революции во Франции (1789). В зале заседаний депутаты Генеральных штатов (парламента) расселись таким образом, что слева были представители революционных сил, требовавших отстранения короля от власти, введения политических, экономических свобод. Справа сидели сторонники короля, представители феодальной аристократии и противники революции. Середину зала занимали колеблющиеся («болото»). Партии также делятся на ультралевые (крайне), левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые и ультраправые.

Левые выступают за развитие социальных программ, социальной защиты интересов тру­дящихся, подчеркивают важную роль государства в регулировании экономики и социальной сферы. Отстаивают идеи социального равенства и справедливости. Выступают за увеличение расходов на социальные нужды, за повышение налогов для предпринимателей, за вытеснение частного сектора.

Социальная база – трудящиеся.

Примеры: социалистические и коммунистические, КПРФ.

Ультралевые — коммунистыфундаменталисты (ВКПб, РКРП, РКП).

Правые за развитие предпринимательства, за приоритет и охрану частной собственности, за либерализацию экономики (против вмешательства государства в экономику), за стабильность, отстаивают сильное государство, ограничивают социальные программы, отрицают революции и социальное равенство.

Социальная база – радикально-консервативная буржуазия, предприниматели.

Примеры: либеральные и консервативные ЛДПР, СПС, Правое дело, Яблоко.

Ультраправыефашисты, националисты.

Центристы – выступают за компромисс и сотрудничество.

Примеры: Единая Россия, социал-демократическая партия России, русская социалистическая партия.

Социальная база – средний класс.

В зависимости от методов достижения цели – партии революционные, ре­формистские, консервативные, реакционные или контрреволюци­онные.

Можно также выделить харизматические партии, деятельность которых це­ликом определяется харизматическим лидером партий (В. Жириновский).

Современные партии политологи называют «партии-хватай-всех», или универсальные. Например, Единая Россия. Объединяет максимальное число избирателей разной классовой, социальной, этнической принадлежности для решения главного вопроса – завоевания большинства голосов в ходе конкретных выборов. Признаки универсальных партий:

  • способность их лидера объединять разные слои населения;

  • прагматизм их идеологии, позволяющий сочетать разные идеи;

  • стремление к союзам со многими, зачастую оппонирующими друг другу заинтересованными группами.

В совокупности партии образуют целостную систему, складываются контуры политического пространства из независимых элементов. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Параметры: количество партий, коалиционные возможности, система голосования. К числу партийных систем относятся: одно­партийная, двухпартийная система; многопартийная система.

Однопартийная система характерна для авторитарных и тотали­тарных обществ. Опыт существования однопартийных систем показал их неэф­фективность в долговременной исторической перспективе. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность», когда существуют другие партии, связанные с национальными общностями, но идеологическая жизнь страны зависит от одной.

Двухпартийная система не исключает наличия других партий. Эта система характеризуется тем, что абсолютное большинство мест в парламенте обеспечивает себе одна из двух партий. Такая система обычно базируется на мажоритарной относительной избирательной системе. Ког­да одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, чаще всего достаточно лояльную по отношению к правящему большинству. Так они периодически сменяют друг друга у власти.

Двухпартийная модель в США (республиканцы и демократы), в Великобритании (консер­ваторы и лейбористы), Ирландии, Канаде, Австралии.

Структура двухпартийная модифицированная (система «двух с половиной» партий). Классический пример – ФРГ (парламентская республика). Глава правительства – лидер победившей партии. В этом случае одна из партий получает большинство голосов, но не квалифицированное (больше 50%) и тем более не абсолютное (более двух третей), а лишь простое (относительное), то есть менее 50%. Такая партия вынуж­дена подкреплять свои позиции голосами какой-либо другой партии. Так, в ФРГ две крупные конкурирующие партии (ХДС-ХСС христианско-демократический союз и х.-социалистический и СДПГ) для своей победы нуждаются в союзе с одной неболь­шой партией (либералы или «зеленые»).

Многопартийные системы возникают в условиях конкуренции. Складываются под влиянием пропорциональной избирательной системы. В стране действуют три и более партии, каждая из которых собирает на выборах значи­тельное число голосов.

studfiles.net

Типы партий:

По происхождению:

  1. Парламентские партии — это объединения, исторически возникшие из парламентских фракций и стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Свои усилия они сосредоточивают на проведении избирательных кампаний и деятельности во властных структурах.

  2. Внепарламентские партии оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

Положение в политической системе:

  1. Правительственные , победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

  2. Оппозиционные же партии, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политики.

Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Ее расхождение с правительственной партией связано с такими вопросами, как налоги, социальные программы, степень и характер государственного регулирования экономики, характер приоритетов общественного развития.

Внесистемная оппозиция отрицает основы существующего политического режима и политический порядок в целом. Ее целью, как правило, является свержение существующего режима.

Характер организации партии:

  1. Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, — это группы известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. В нее входят, во-первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на их сторону избирателей. Во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы. В-третьих, лица, обеспечивающие финансирование партии.

  2. Массовые партии — это хорошо организованные объединения, основными признаками которых являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение, существование на основе членских взносов. Партия этого типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Поэтому для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.

Идеологические ориентации:

  1. Либеральные партии: к ним относятся те, ценностями которых являются свобода, права человека, социальный и политический плюрализм, правовое государство и т.п.

  2. Консервативные партии делают акцент на сильное государство, сокращение социальных расходов, нравственные устои общества и его традиции, сохранение социального неравенства и социальную стабильность.

  3. Социалистические партии выступают за защиту социальных интересов наемных работников, расширение возможностей участия в принятии наиболее важных решений, активную социальную политику государства, справедливость, социальное партнерство, равенство возможностей и т. п.

  4. Коммунистические партии выступают с лозунгами ограничения частной собственности, национализации наиболее крупных частных предприятий, расширение государственного регулирования экономики.

  5. Фашистские и неофашистские партии выступают с позиций крайнего национализма и экстремизма.

Следует отметить, что четкая грань, разделяющая либеральные, консервативные и социал-демократическими партиями в последнее время размывается.

Программные установки:

  1. Крайне левые: партии коммунистического толка, высокие расходы на социальные нужды.

  2. Левые: социалистические и социал-демократические, высокие расходы на социальные нужды.

  3. Центристские: умеренные (компромисс, сотрудничество, стабильность)

  4. Правые: либерально-консервативные, низкие расходы на социальные нужды.

  5. Крайне правые: фашистские и неофашистские, низкие расходы на социальные нужды.

Р.Далтон: Уже в 1970-е гг. некоторые политологи обратили внимание на формирование как новых левых, так и новых правых. Основными проблемами, вокруг которых ведутся острые дискуссии между этими силами, являются: состояние и защита окружающей среды, альтернативные стили жизни, права меньшинств, социальное равенство. Деление на «новых левых» и «новых правых» не отменяет традиционного деления на «правых» и «левых», а как бы накладывается на него, формируя новое политическое пространство.

В 70-е гг. XX в. Р. Инглхарт разработал концепцию, в соответствии с которой традиционное деление на «левых» и «правых» в современных условиях заменяется расколом на «материалистов» и «постматериалистов».

В последние два-три десятилетия сформировался новый тип партий — универсальная партия (партия всех избирателей) или партия «хватай всех» (catchall-parties). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: нефиксированность членства; потенциальный количественный состав; особый тип лидера — интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа; отсутствие жестко фиксированных социальных интересов. Возникновению этого типа партий способствовало размывание жестких границ между социальными группами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволявшее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Иногда партии этого типа называют политическими брокерами, основным товаром которых являются государственные посты. Это означает, что они оказывается более связанными с государством, чем с гражданским обществом, а их главной функцией становится не артикуляция и агрегация интересов, а защита правительственного курса и рекрутация элиты. Партии «всех избирателей» добиваются наибольших успехов в современном постиндустриальном обществе и удачно вписываются в модель плюралистической демократии. С одной стороны, они позволят выражать волю большинства и осуществлять контроль за властью, а с другой — находясь в оппозиции, эффективно защищать интересы и права меньшинства.

studfiles.net

Оппозиционная партия. Политические партии России. Власть и оппозиция

Начиная разговор о власти и оппозиции, нельзя не вспомнить слова М. Булгакова: «Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…» («Мастер и Маргарита»).

Власть и ее проявления

Возможно ли существование какого-либо государства без власти? Вряд ли. У человеческого общества власть заложена на подсознательном уровне. Одни жаждут управлять и властвовать, другие же не мыслят своего существования без руководства свыше. Фрейд трактует первоисточник власти как стремление реализовать свое либидо, а согласно теории Адлера, желание обладать властью есть не что иное, как компенсация собственного комплекса неполноценности.

Что же такое власть? Этим понятием определяется возможность манипулировать (управлять), реализовывая свои личные или общественные интересы. Управление может осуществляться как на уровне одного человека, так и на уровне государства или всего мира, независимо от желания тех, кем управляют. Власть – это инструмент, с помощью которого человек или группы людей, объединенных одними более-менее схожими интересами и стремящихся к похожим целям (политические партии и движения) могут концентрировать вокруг себя силы и ресурсы, которые будут способствовать достижению цели, подавлять волю других даже вопреки их желанию, диктовать свои условия и контролировать процессы и механизмы распределения наиболее важных и дефицитных материальных, природных и общественных ценностей. Политическая власть подразумевает достижение целей на благо всего сообщества людей, этой власти подчиняющихся. Она, как правило, имеет единый центр, принимающий решения, может действовать в различных сферах и использовать всевозможные рычаги управления. Политическая власть имеет четко выраженную иерархическую структуру.

Способы противостояния общества и власти

Не всегда народ приходит в восторг от способа управления. Ни один правящий политик, каким бы могущественным он ни был, не может быть уверен в своем политическом будущем. Народный гнев – страшная сила, ибо в гневе народ превращается в толпу, а толпой невозможно управлять. Но для того, чтобы народ начал действовать, обязательно нужен человек, который бы не боялся открыто выступить против власти. Как правило, это отчаянные фанатики, твердо уверовавшие в свою правоту.

С наступлением эры «человеколюбия» таких фанатиков перестали сжигать на кострах и сажать на кол. Им позволили объединяться в группы, которые получили название «политическая оппозиция». Сделано это было для того, чтобы иметь некое подобие контроля над ними. Ибо выигрывает тот, кто знает врага в лицо. В эпоху Союза оппозиция не могла существовать как реальная, сколь-нибудь видимая сила в принципе. Это были единицы во властных структурах и вне госаппарата, которые не имели абсолютно никакого политического веса. В современной России политическая система позволяет образовывать оппозиционные политические партии в том понимании, в котором изначально было определено само понятие «оппозиционная партия». То есть стали появляться структуры, имеющие пакет документов, закрепленных законодательно, направленный на соблюдение интересов граждан, не согласных с линией правящей партии. Работа оппозиционной партии заключается в пропаганде обществу своей идеологии и проведении разъяснительной работы. Результатом этой работы является либо свержение действующей власти, либо значительные перемены в общественном сознании.

Власть и оппозиция

Роль оппозиции в жизни современной России довольно неоднозначна. С одной стороны, существуют политические силы, имеющие довольно высокий процент поддержки электората, чьи программы во многом отличаются от программ не только руководящей партии, но и других политический образований, называющих себя оппозицией. С другой стороны, ни одна оппозиционная партия не может быть признана таковой именно по отношению к правящей политической партии. Расстановка политических сил в России сегодня выглядит так: в парламенте правящая партия представлена «Единой Россией», а роль оппозиции играют КПРФ и ЛДПР. Именно эти две партии смогли набрать более 7% голосов на последних думских выборах. Это так называемая системная оппозиция. Есть еще и внесистемная оппозиция. Это политические партии России, не преодолевшие 7% барьер, но допущенные к работе в парламенте. Однако какого-либо веса они не имеют. Все остальные движения, выражающие свою политическую точку зрения, признаны маргинальными и отсеяны Росрегистрацией как те, какие не смогли доказать свою способность исполнять функции партии.

Немного истории

Оппозиция в России существовала всегда. Наиболее ярко российская оппозиция начала проявлять себя в начале ХХ века, когда к власти пришли большевики. И хотя само слово «оппозиционер» стало чем-то наподобие клейма, партии, образовавшиеся в этот непростой период, предпринимали попытки договориться с новой властью. Эти попытки продолжались вплоть до 1929 года.

Но опять-таки реальная сила, противостоявшая большевикам – «Белое движение» — на тот момент уже была полностью уничтожена, оппозиция допускалась лишь внутри самого большевистского движения. О возможности существования оппозиции вне партии на уровне народа не допускалось даже мысли. С приходом к власти Сталина всякое инакомыслие каралось смертью, поэтому само понятие «оппозиционная партия» прекратило свое существование. Но так уж устроена русская душа, что она не приемлет никакого насилия над собой. В противовес режиму жесточайшего террора в конце 30-х годов возникает «нравственная оппозиция». Свое выражение она нашла в возрождении веры, подпольной, но веры всех абсолютно конфессий. Маленков в письме Сталину выразил свое сомнения по поводу возможности покорения Европы ТАКИМ народом. Это стало толчком к новой волне террора 1937 года, уничтожившего практически всю бывшую аристократию и интеллигенцию Союза. Лишь в 1985 году Генеральный секретарь КПСС Горбачев своим тезисом о демократизации советского общества фактически разрешил многопартийность, вернув тем самым оппозицию к жизни.

Расстановка

С устранением КПСС как единой правящей партии политическое сообщество встало перед непростым выбором. Естественно, что необходимо было разработать хоть какую-то программу, которая бы позволила государству с такими ресурсами не только удержаться на плаву, но и вернуть лидерские позиции на мировой арене. Процесс расстановки политических сил занимает довольно длительный срок. В ходе своего формирования власть и оппозиция претерпели колоссальные изменения. Демократизация и либерализм нового социально-политического общества становятся первостепенной задачей.

К 1993 году была сформирована партийная система, состоящая из трех блоков: левоцентристский, центристский и правоцентристский. Лидером стал центристский блок, поддерживающий президента. В него входили ДПР, ПРЕС, «Яблоко» и «Выбор России». Борьба, в которой принимают участие правящие и оппозиционные партии, развивается на фоне спада уровня экономики, когда провластная партия утрачивает свои позиции, стимулируя оппозиционные политические партии. Кроме того, межэтнические конфликты на приграничных рубежах позволяют крайне левым и крайне правым силам наращивать электоральную мощь. Такое положение, несомненно, ставило оппозиционные партии России на лидирующие позиции.

Единомыслие

В Думе IV созыва (2003 год) в лидеры выходит партия «Единая Россия». С появлением на политической арене такого сильного игрока расстановка приоритетов постепенно меняется. Политические партии и их лидеры постепенно отстраняются от руководящих должностей. Провластная партия надолго закрепляет за собой лидирующие позиции, опираясь на идеологию консерватизма и сразу же противопоставляя себя более радикальным движениям. Именно с этого момента начинается новый этап развития Российского общества. Главной задачей партии становится сохранение лидерских позиций в течение 15 лет. Для реализации этой задачи должно быть сформировано гражданское сознание, которое будет подкрепляться стабильным экономическим положением и единой мыслью о Великой России.

Именно на патриотические чувства в первую очередь делается ставка руководства партии. Одним из этапов формирования национального патриотизма стало подписание соглашения о принятии мер по предупреждению ксенофобии и расовой дискриминации. Политические партии РФ практически единогласно подписали этот документ. Благодаря четкой реализации программы партии, улучшению благосостояния нации, партия «Единая Россия» получила на последних выборах в Законодательное Собрание колоссальную поддержку избирателей, этим также объясняется большинство представителей правящей партии в органах местного самоуправления на всех региональных уровнях. Наличие мощной политической силы, имеющей такую поддержку среди населения государства, поставило оппозиционные партии России в нелегкое положение.

Свежая струя

Главной проблемой, с которой сталкивается практически любая оппозиционная партия, является конкурентоспособность. Механизм управления государством и законотворчества построен таким образом, что оппозиции трудно повлиять на его функционирование. Получить поддержку у работающего населения еще сложнее, ведь для того чтобы рабочий класс начал выражать протесты против правящей партии, нужно найти причину недовольства. Ну а что делать, если все сыты, работой довольны, досуг проводят с интересом? Как заставить народ роптать? Есть несколько вариантов. Первый – пенсионеры. Здесь можно сыграть на ностальгии по Советскому прошлому. Но опять незадача – уровень пенсий полностью удовлетворяет запросы граждан, выживших в голодные 90-е и не желающих менять сытое «сейчас» на неизвестное «завтра». Второй вариант – местная интеллигенция и олигархи, но их численность слишком мала для мощной поддержки, да и вряд ли захотят они ссориться с нынешней властью. Остается подрастающее поколение. Именно на молодежь нацелена пропаганда сегодняшних оппозиционеров. С молодыми людьми проще работать. Они сильнее поддаются идеологизации, обладают хорошей мобильностью и практически не требуют материальных затрат. Юношеский максимализм, присущий практически всем членам молодежных движений, при умелой обработке опытных психологов становится действительно мощным оружием. Вряд ли эти движения могут существенно повлиять на политическую жизнь России, но вот как реальная уличная сила такие партии могут использоваться оппозиционерами для достижения своих собственных целей.

Пеший марш

Проявлением такой силы стали печально известные события на Болотной улице. Печально то, что политические партии России, считающие себя находящимися в оппозиции к власти, лишний раз доказали свою полную несостоятельность именно как политические партии. Ибо толпа, собранная на Болотной площади, мотивировалась отнюдь не лозунгами, которые выдвигали оппозиционеры. Призывы к отставке власти и перевыборов были заимствованы митингующими у киевского «майдана», да и сама тактика была довольно схожей, но дело не в этом. Дело в том, что сама возможность возникновения протеста стала сигналом для власти. Сигналом о растущем народном сознании, научившемся думать и делать выводы. На фоне «цветных» майданов и разношерстных революций Болотная могла бы серьезно навредить не только политическому имиджу правящей партии, но и лично Путину. Спасло ситуацию отсутствие лидеров.

Собрание довольно большого количества людей, позволившего себе выплеснуть накопившуюся за годы сытости энергию, закончилось именно так, как закончилось, то есть ничем, кроме нескольких десятков уголовных дел и всеобщего ощущения эйфории от преодоления своего же собственного страха перед властью. Будь у зачинщиков народного бунта настоящий лидер, смена власти могла бы быть реальной. Но, как говорится, покричали и разошлись. Современные лидеры оппозиции неспособны подвигнуть свой электорат на сколь-нибудь серьезные действия, они не обладают теми лидерскими качествами, которые помогли бы увлечь толпу.

Упущенные возможности

Нереализованные задачи митинга на Болотной и на проспекте Сахарова определили направление, в котором политические партии от оппозиции должны двигаться дальше. Первым шагом к успеху является, безусловно, создание некоего штаба оппозиции, в состав которого будут входить те лидеры, которые обладают наибольшим потенциалом. Работа должна проводиться с использованием максимального количества ресурсов. Если пропаганда посредством СМИ имеет довольно ограниченные возможности, то Всемирная паутина пока цензурой не ограничена. Большие возможности обретают блоггеры. Их деятельность можно направить на формирование общественного сознания, сбор социологических данных, да мало ли вариантов для неограниченной фантазии… Есть шансы на успех и у тех движений, которые не реализовали свои политические амбиции во время выборов на всех уровнях. Присоединение к единой оппозиционной силе дает некую, пусть и призрачную, возможность возвращения былых позиций. Несомненно и то, что сильной новую оппозицию сделают вливания частного капитала. Хотя само упоминание о деньгах в плоскости борьбы с коррупцией в политике можно назвать кощунственным, но любая сила должна иметь реальную материальную базу. Привлечение же к оппозиционной партии богатых и успешных людей обеспечивает довольно существенную поддержку всех революционных начинаний. Ну и завершающим, но отнюдь не самым малозначительным звеном этой цепочки должна стать интеллигенция и представители бомонда. Уважаемые деятели культуры, творческая элита – они способны повести за собой народ, по крайней мере, своих почитателей.

Есть ли будущее?

Принимая во внимание опыт предыдущих лет, напрашивается вопрос: «Как долго смогут правящие политические партии России сдерживать оппозицию?» Ведь известно, что ничего вечного нет. Недавние события настойчиво заставляют задуматься о перспективах для нынешней власти и возможностях для оппозиции. То явление, которое наблюдалось в 2012 году в Москве, говорит лишь о политическом созревании общества, которое стало возможным благодаря смене поколений. Того общества, которое имеет свое политическое видение и не нуждается в лидерах. Общество, сумевшее мобилизоваться в достаточно короткий срок и четко высказать свою позицию, можно считать вполне зрелым, готовым на диалог с властью. И именно оно вправе называть сегодня себя оппозицией, готовой отстаивать интересы не конкретных личностей или партий, но целого народа. Несомненно, такое явление, как народная оппозиция, должно развиваться, иначе невозможно развитие самого общества. Российское сознание больше не концентрируется вокруг одной персоны, поэтому смена вождя на данном этапе развития социума не является проблемой. Более того, в современном обществе исчезло понятие «вождь». И власть должна об этом помнить.

С оппозицией можно и нужно договариваться, ее нужно уметь услышать. Оппозиция нужна власти хотя бы для того, чтобы помогать исправлять ошибки и не позволять расслабляться.

fb.ru

Оппозиционная партия Википедия

Вступи в оппозицию

Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.

Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. В литературе встречаются также названия — Оппозиционная партия, Оппозиционная группа (в партии) и так далее и тому подобное.

Системная и внесистемная оппозиция[ | ]

В странах Запада традиционно выделяются два основных типа оппозиции — внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение существующего хода политического процесса[1].

Ко второму типу относятся абсолютное большинство лево- и правоцентристских партий Запада (либеральных, социал- и христианско-демократических, консервативных). Они отталкиваются от признания незыблемости основных политических, социальных и экономических институтов общества и расходятся с действующей властью главным образом в выборе путей и средств, достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в рамках сложившейся политической системы и не направлена на подрыв её устоев, хотя переход власти от одной партии (или коалиции партий) к другой в результате выборов в данном случае вовсе не гарантирует абсолютной преемственности политического курса[1].

В России[ | ]

Основная статья: Политическая оппозиция в России

В рамках российской политической системы функционируют партии и другие организации разной политической ориентации: одни поддерживают действующую власть безусловно, другие — лишь частично, третьи являются полностью оппозиционными ей. Это является нормой, так как отражает неизбежные различия во взглядах, ориентациях, социально-политических пристрастиях людей, а также это является нормой и с точки зрения теории систем. Также в России существуют политические организации внесистемной оппозиции, которые полностью отрицают легитимность существующей власти и проявляют свою политическую активность в форме «уличной демократии».[2]

С точки зрения марксиз

ru-wiki.ru

36. Типология партий и партийных систем.

  1. По происхождению.

— Парламентские партии — объединения, возникшие из парламентских фракций и стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Свои усилия они сосредоточивают на проведении избирательных кампаний и деятельности во властных структурах.

— Внепарламентские оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

  1. Положение в политической системе:

-Правительственные, победившие на выборах и играющие ведущую роль в формировании правительства.

-Оппозиционные, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политики. Оппозиция подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Внесистемная оппозиция отрицает основы существующего политического режима и политический порядок в целом.

  1. Характер организации:

— Кадровые. Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, — это группы людей для подготовки и проведения выборов. В нее входят, во-первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на их сторону избирателей. Во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы. В-третьих, лица, обеспечивающие финансирование партии.

— Массовые партии, хорошо организованные объединения, основными признаками которых являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение, существование на основе членских взносов. Предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.

— Партия «хватай всех»(catch all parties). Они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны: нефиксированность членства; потенциальный количественный состав; особый тип лидера — интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа; отсутствие жестко фиксированных социальных интересов. Возникновению этого типа партий способствовало размывание жестких границ между социальными группами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволявшее партийным лидерам обращаться ко всем избирателям сразу

— Национальные. В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка) существует понятие общегосударственной партии, пользующейся особым влиянием в обществе. Партия, признанная национальной, имеет определенные правовые преимущества перед другими партиями, например при выдвижении кандидатов. Вместе с тем, на национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности: публиковать периодическое издание, иметь центр политического образования и др.

4. В соответствии с идеологическими ориентациями:

— либеральные, ценностями которых являются свобода, права человека, социальный и политический плюрализм, правовое государство и т. п.

— консервативные, делают акцент на сильное государство, сокращение социальных расходов, нравственные устои общества и его традиции, сохранение социального неравенства и социальную стабильность.

— коммунистические, выступают с лозунгами ограничения частной собственности, национализации наиболее крупных частных предприятий, расширение государственного регулирования экономики.

-социалистические, выступают за защиту социальных интересов наемных работников, расширение возможностей участия в принятии наиболее важных решений, активную социальную политику государства, справедливость, социальное партнерство, равенство возможностей и т. п.

— фашистские и неофашистские партии. Фашистские и неофашистские партии выступают с позиций крайнего национализма и экстремизма.

5. Программные установки:

— Крайне левые (партии коммунистического толка)

— Левые (социалистические и социал-демократические)

— Центристские (умеренные, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности,

— Правые (либерально-консервативные)

— Крайне правые фашистские и неофашистские.

6. Основания деятельности:

— доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты)

— прагмагические, или «патронажные» (3. Ньюмен) — ориентирующиеся на практическую целесообразность действий,

— харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера.

7. По типу членства

-партии с прямым членством ( когда человек непосредственно является членом партии) и

— с ассоциативным членством (человек может быть членом партии, сам того не желая. Например, если состоит в профсоюзе, который является коллективным членом партии. Такое членство существует у партии лейбористов в Великобритании, у социал-демократов в Швеции и др.)

8. По политическому весу: партии разделяют на доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.

9. По отношению к форме государственного устройства среди партий выделяют унитаристов, федералистов, сепаратистов.

10. По стадии развития есть партии зарождающиеся, зрелые, приходящие в упадок.

Партийные системы: механизм конкуренции и взаимодействия партий в борьбе за власть и в процессе ее осуществления.

1) Однопартийная система: монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются на «реально» однопартийные, т. е. те, в которых существует и правит одна-единственная партия, и искусственно или формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном.

2) Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Именно эти партии оказывают решающее влияние на избирателей. Остальные партии не имеют сколь-нибудь значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

3) Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от 3 до 5) и крайнего (от 6 и более) плюрализма. В результате возникает необходимость формирования коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской деятельности. а) Дж. Сартори обратил внимание на то, что в многопартийной системе могут существовать партии с антисистемной ориентацией. В зависимости от наличия или отсутствия таких партий он выделил поляризованные и неполяризованные партийные системы. Поляризованные партийные системы характеризуются существованием влиятельных партии внесистемной оппозиции, а неполяризованные, наоборот, — консенсусом между наиболее влиятельными партиями относительно основных политических норм и «правил игры».

б) Многопартийные системы могут также подразделяться на системы с доминирующей партией и без доминирующей партии.

4) Система двух с половиной партий (Ж. Блондель). Существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая. Для них характерен коалиционный потенциал третьей партии.

Вопрос о факторах формирования партийных систем был поставлен американским политологом С. Липсетом и норвежским политологом С. Рокканом. Липсет и Роккан сформулировали концепцию о том, что на возникновение числа и характера партий повлияли социальные расколы, сформировавшиеся в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня. По их мнению, наибольшую роль сыграли четыре раскола. Первый раскол — между центром и периферией — обусловил формирование региональных партий. Второй — между государством и церковью — стал причиной формирования религиозных партий. Третий — между городом и деревней — способствовал возникновению сельских партий. Четвертый — между собственниками и рабочими — оказал влияние на появление рабочих и социалистических партий.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Как показал М. Дюверже, на формирование партийной системы значительное влияние оказывает сформировавшаяся в стране избирательная система. Согласно мнению французского политолога, мажоритарная избирательная система в один тур способствует формированию двухпартийной системы, в то время как мажоритарная система в два тура и пропорциональная обусловливают возникновение многопартийной системы. Выводы Дюверже, сформулированные им в книге «Политические партии» (1951), были уточнены В. Раем, подчеркнувшим, что влияние избирательных систем на партийные — лишь наиболее общая тенденция. Рае подчеркивал, что наличие плюральной избирательной системы ведет к формированию двухпартийной системы, кроме тех случаев, когда существуют сильные региональные партии.

Партийные коалиции.

1) Теория минимально побеждающей коалиции У. Райкера. Данная теория исходит из «принципа размера», в соответствии с которым должна формироваться минимально победившая коалиция. Большинство коалиции образуют только те партии, которые необходимы как минимум для того, чтобы придать кабинету статус большинства. Согласно этой теории, политические партии в парламентской республике заинтересованы в максимизации своей власти, и прежде всего получении наибольшего числа мест в формирующемся правительстве. Поэтому партии, образующие минимально необходимую для победы коалицию, противятся ее расширению.

2. Теория минимального размера. С ее точки зрения политические партии хотят исключить ненужных им партеров из коалиционного кабинета, чтобы увеличить свою долю в правительстве. Поэтому они будут исходить из того, что желаемый кабинет будет основываться на ограниченно возможном парламентском большинстве.

3. Теория наименьшего числа партий. М. Лейзерсон разработал теорию «выгодного предложения», согласно которой коалиции создаются минимальным количеством партий. Главным аргументом в пользу этой теории являются устойчивость и маневренность коалиции, сформированной на основе минимально необходимого числа партий.

4. Теория минимального диапазона (пространства). Данная теория формулирует условие, при котором легче сформировать коалицию среди партий с близкими политическими предпочтениями, чем между партиями, относящимися к разным частям идеологического и политического спектра.

5. Теория минимально связанной коалиции. Эта теория была сформулирована Р. Аксельродом, выдвинувшим предположение, что формирующаяся коалиция будет основана на том, что «связывает» ее членов, т. е. образована партиями, которые являются «соседними» в политическом спектре и исключают ненужных партнеров.

studfiles.net