Практическая работа природные ресурсы и рациональное природопользование – Классификация природных ресурсов, рациональное природопользование

Содержание

Классификация природных ресурсов, рациональное природопользование

Экологические основы природопользования

Практическая работа № 1

Тема: Классификация природных ресурсов, рациональное природопользование

Цель: Изучить признаки классификации природных ресурсов и рационального природопользования. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.

Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме, ответить на вопросы тестирования по вариантам.

Вариант 1.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «природные ресурсы». Приведите примеры природных ресурсов.

2. Составьте схему классификации форм и видов природопользования. Приведите по 2-3 примера к каждому виду.

3.

Запишите в виде графика динамику добычи нефти в 1950 – 2000 гг. по следующим экологическим данным:

Ответьте на вопросы:

1). Увеличивается ли добыча нефти с 1950 по 2000 годы, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Влияет ли изменение добычи нефти на экологическую безопасность нашей планеты, как?

4. Тестирование:

1. Природопользование — это (выбрать правильный ответ):

а) естественнонаучная дисциплина.

б) общественная дисциплина

в) междисциплинарная область исследования

г) гуманитарная дисциплина 

2. Указать последствия использования природных ресурсов

(выбрать правильные ответы):

а) загрязнение и истощение почв

б) строительство водохранилищ

в) лесопосадки

г) строительство защитных дамб от наводнений

д) обмеление рек

3. Природно-ресурсный потенциал – это … (выбрать правильный ответ):

а) все природные ресурсы территории

б) та часть природных ресурсов территории, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических возможностях общества при условии сохранения среды жизни человека.

в) изъятие любых возобновляемых ресурсов из среды без искусственного восстановления их качеств.

г) природные условия конкретной территории. 

4. Укажите возобновляющиеся природные ресурсы (указать правильные ответы):

а) энергия процесса фотосинтеза

б) гидроэнергия

в) энергия ветра

г) золото

5. Укажите соответствие:

1. рациональное природопользование — а) охрана невозобновляемых природных

2. нерациональное природопользование — ресурсов;

б) охрана живой природы;

в) физическое и духовное здоровье человека;

г) экологический кризис

д) расширение природоэксплуатирующих

производств.

Запишите вывод к проделанной работе.

Экологические основы природопользования

Практическая работа № 1

Тема: Классификация природных ресурсов, рациональное природопользование

Цель: Изучить признаки классификации природных ресурсов и рационального природопользования. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.

Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме по вариантам.

Вариант 2.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «природопользование». Приведите примеры природопользования человеком.

2. Составьте схему классификации природных ресурсов по трем признакам.

Приведите по 2-3 примера к каждому виду.

3. Запишите в виде графика динамику добычи природного газа в 1950 – 2000 гг. по следующим экологическим данным:

Ответьте на вопросы:

1). Увеличивается ли добыча природного газа с 1950 по 2000 годы, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Влияет ли изменение добычи природного газа на экологическую безопасность нашей планеты, как?

4. Тестирование:

1. Сгруппируйте данные виды природопользования (выбрать правильные варианты ответов):

1). по способу использования а) рациональное

2). по виду использования б) территориальное

в) нерациональное

г) отраслевое

д) ресурсное

2. Указать не возобновляющиеся природные ресурсы (выбрать правильные варианты ответов):

а) каменный уголь

б) гидроэнергия

в) нефть

г) ядерное топливо

д) энергия ветра

е) природный газ

3. Укажите не природный ресурс:

а) лес 
б) почва

в) нефть 
г) мазут

д) природный газ

4. Основным энергетическим ресурсом 21 века является…

(выбрать правильный ответ):

а) водородное топливо

б) нефть

в) геотермальная энергия

г) биологическое топливо 

5. Сгруппируйте названные природные ресурсы по исчерпаемости:

1). Исчерпаемые — а) цветные металлы

2). Неисчерпаемые — б) нефть

в) лесные

г) промысловые

д) почва 
е) солнечная радиация

ж) энергия приливов

з) гидротермальные ресурсы 

Запишите вывод к проделанной работе.

infourok.ru

Учебно-методическое пособие на тему: Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.


Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол №   от «__»______  2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Оглавление

Тема. Глобальные проблемы экологии

4 стр.

Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

5 стр.

Тема. Охрана воздушной среды

8 стр.

Тема. Принципы охраны водной среды

10 стр.

Тема. Охрана недр и ландшафтов

13 стр.

Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

15 стр.

Список использованных источников

17 стр.

Приложение

18 стр.

Тема: Глобальные проблемы экологии.

Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

Ход работы

Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

Год

1840

1930

1962

1975

1987

1999

2011

Численность населения мира

1

2

3

4

5

6

7

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
  2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
  3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

Алгоритм выполнения задания:

1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь

Страна

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Уровень экономического развития страны

Италия

8,1

9,7

Германия

8,1

10,5

Франция

12,7

8,5

США

13,8

8,0

Канада

10,3

7,0

Нигер

51,6

13,6

Эфиопия

43,6

10,7

Афганистан

38,1

19,5

Индия

21,7

6,2

Парагвай

28,2

4,5

2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

Естественный прирост = рождаемости — смертность

Данные запишите в таблицу.

3. Определите уровень экономического развития стран.

4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перечертите  таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь

Причины рождаемости

Уровень рождаемости

Развитые страны (индустриальные)

Развивающиеся (аграрные)

  1. Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
  2. В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»

Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Ход работы

Задание 1.  Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  1. Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»

Страна

Ресурсообеспеченность

нефть

уголь

железные руды

газ

Россия

Германия

Китай

США

Индия

  1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

Страна

Запасы

Добыча

Нефть (млрд. тонн)

Уголь (млрд. Тонн)

Железные руды (млрд. тонн)

Газ (трлн. м3)

Нефть (млн. тонн)

Уголь (млн. тонн)

Железные руды (млн. тонн)

Газ (млрд. м3)

Россия

6,7

200

71

48,1

304

281

107

550

Германия

0,2

11

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

nsportal.ru

Природные ресурсы и рациональное природопользование — Информио

Образовательные организации среднего профессионального образованияОбразовательные организации высшего образованияОбщеобразовательные организацииРабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсовОткрытое учебное занятиеОткрытое внеучебное мероприятиеУчебно-методическое сопровождение практики обучающихсяУчебно-методическое сопровождение курсового проектирования и выпускных квалификационных работ (дипломного проектирования)Учебно-методическое сопровождение системы оценивания и аттестации обучающихсяУчебно-методическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной/внеаудиторной)Документационное сопровождение организации индивидуальной траектории обучающихся (примеры разработки индивидуального плана)Документационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)Учебно-методическое сопровождение практических занятийПрограммы сопровождения первокурсников в адаптационный периодУчебники, учебные и учебно-методические пособия (УМК дисциплин, модулей)Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)Учебно-методическое сопровождение практики студентовУчебно-методическое сопровождение учебно- и научно-исследовательской работы студентовНормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программУчебно-методическое сопровождение внеучебной деятельности студентовДокументационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)Учебно-методическое сопровождение занятийУчебно-методическое сопровождение организации самостоятельной работы студентов (аудиторной/внеаудиторной)Программы сопровождения первокурсников в адаптационный периодУчебники, учебные и учебно-методические пособия (УМК дисциплин, модулей)Документационное сопровождение организации обучения в школе на основе индивидуальных учебных планов (примеры индивидуальных планов)Документационное сопровождение системы профильного обучения в школе (примеры программ профильной подготовки, элективных курсов)Документационное сопровождение системы профориентации обучающихся школы (примеры программ профориентационной работы)Документационное сопровождение системы работы с детьми, отнесенными к категории «трудных»/«группа риска» (примеры программ)Открытый урокОткрытое внеурочное мероприятие (по направлениям)Рабочие программы предметовДокументационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)Найти

25.03.2019

Расскажите друзьям:

Назад к списку


www.informio.ru

Практическая работа № 2 Тема: Проблемы рационального природопользования

Экологические основы природопользования

Практическая работа № 2

Тема: Проблемы рационального природопользования

Цель: Изучить основные проблемы рационального использования природных ресурсов и энергетического равновесия окружающей среды. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.

Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме, ответить на вопросы тестирования по вариантам.

Вариант 1.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «особо охраняемые территории». Приведите примеры.

2. Составьте схему особенностей использования пищевых ресурсов для экономически развитых и развивающихся стран. Приведите примера.

3. Запишите в виде диаграммы долю регионов в населении мира и потреблении продовольствия в начале XXI в. в % по следующим данным (по 2 прямоугольные диаграммы на каждый регион):

Ответьте на вопросы по диаграмме:

1). Какие страны – экономически развитые ли развивающиеся больше потребляют продовольствия?

2). Выявите регионы, в которых калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму, если норма – 2800 ккал/день, недоедание – 1800/день, голод – 1000 ккал/день.

4. Тестирование:

1. Зеленые растения превращают энергию солнечного луча в химическую энергию в результате процесса…

а) водообмена

б) фотосинтеза

в) дыхания

г) роста 

2. Человек является частью… 

а) тропосферы

б) техносферы

в) биосферы

г) литосферы 

3. Зеленые насаждения в городах выполняют функции…

а) снижение запыленности

б) увеличение запыленности

в) накопление вредителей

г) выделение ядовитых веществ 

4. Особо охраняемая территория, включенная в международную сеть ЮНЕСКО, называется 

а) заповедником направленного режима

б) биосферным заповедником

в) национальным парком

г) заказником 

5. Основным энергетическим ресурсом начала 21 века является… 

а) водородное топливо

б) нефть, природный газ

в) геотермальная энергия

г) биологическое топливо 

6. Экологический кризис – это: 

а) необратимые изменения природных комплексов.

б) усиление воздействия человека на природу.

в) обратимое изменение природных комплексов, которое характеризуется резким увеличением влияния измененной природы на общественное развитие.


7. Указать последствия использования природных ресурсов:

а) загрязнение и истощение почв

б) строительство водохранилищ

в) лесопосадки

г) строительство защитных дамб от наводнений

д) обмеление рек

Запишите вывод к проделанной работе.

Экологические основы природопользования

Практическая работа № 2

Тема: Проблемы рационального природопользования

Цель: Изучить основные проблемы рационального использования природных ресурсов и энергетического равновесия окружающей среды. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.

Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме по вариантам.

Вариант 2.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «энергетические ресурсы». Приведите примеры основных источников энергии, используемых человеком.

2. Составьте схему классификации видов использования природных ресурсов. Приведите примеры основных проблем использования к каждому виду.

3. Запишите в виде графика динамику роста численности населения мира и ежегодного прироста в 1950–2001 гг. по следующим экологическим данным:

Всего в мире

(млн. человек)

Ежегодный прирост

(млн. человек)

1950

2527

37

1960

3060

41

1970

3724

78

1980

4457

76

1990

5295

88

2000

6091

71

Ответьте на вопросы:

1). Увеличивается ли население нашей планеты, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Как изменяется ежегодный прирост населения нашей планеты (увеличивается или уменьшается), влияет ли это на экологическую безопасность нашей планеты?

4. Тестирование:

1. Привести примеры используемых человеком природных ресурсов:

а) вода
б) бензин

в) нефть 
г) мазут

д) чугун


2. По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных: 

а) тигр

б) корова

в) человек

г) медведь 


3. Водная среда пополняется кислородом за счет…

а) разложения органики

б) фотосинтеза водорослей

в) атмосферных осадков

г) дыхания зоопланктона 

4. Особо охраняемая природная территория, на которой полностью исключаются все формы хозяйственной деятельности, называется…

а) национальным парком

б) заповедником

в) памятником природы

г) заказником

 
5. Основная функция живого вещества на Земле заключается в связывании и запасании…

а) энергии приливов и отливов

б) солнечной энергии

в) энергии ветра

г) геотермальной энергии

 
6. Природным объектов международного сотрудничества является атмосфера, потому что она…

а) находится в пользовании Америки

б) контролируется странами Европы

в) находится в пользовании всех стран

г) контролируется странами НАТО 

7. Из перечисленных ниже экосистем естественным биогеоценозом является:

а) парк 

б) огород

в) пруд 

г) лес 

Запишите вывод к проделанной работе.

infourok.ru

Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Задание: Подготовьтесь к дебатам по экологическим проблемам современности

Необходимо разделиться на группы по 3-4 человека, подобрать материал по актуальной экологической теме (согласно перечня), вызывающей много споров среди специалистов.

Примерные темы:

  1. Наиболее крупные техногенные катастрофы 20-21 веков и их влияние на мировую экологию.

  2. Понятие «экологического» оружия, его влияние на мировую экосистему.

  3. Экология Урала. Пути решения экологических проблем

  4. Генетически модифицированные продукты – это достижение науки или экологическая катастрофа?

  5. Куда ведет технический прогресс?

  6. Парниковый эффект — закономерный этап развития Земли или результат деятельности человека.

Тема 1.4. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Задание: Напишите отзыв с учетом выбранной темы видеофильма.

Для выполнения задания необходимо просмотреть документальные фильмы экологической направленности или художественные фильмы – катастрофы, н-р: «2012», «Цунами», «Послезавтра» и др.

Отзыв пишется в соответствии с требованиями, описанными для эссе, оценивается также, как эссе, см.практическая работа №1, стр 8-10.

Методические указания к самостоятельной работе студентов Раздел № 2. Окружающая среда и здоровье человека Раздел № 3. Экология и профессиональная деятельность

При изучении разделов №2-3 самостоятельная работа студентов будет иметь определенную направленность. Ее основной целью является:

-формирование у студентов способности действовать в соответствии с принципами научного подхода и экологической целесообразности при решении вопросов по использованию природных объектов или ресурсов.

Студентам предлагается разработать на выбор любой из проектов или подготовить реферат на предложенную тему. Объем реферата, проекта — 10-20 листов текста (формата А4) с рисунками, схемами, диаграммами и т.д., и обязательно с литературными ссылками.

Темы предлагаемых проектов:

1.Проект «Разработка ландшафта»

2.Проект экологичного рабочего места студента.

3.Проект эко- костюма

Цели проектной работы:

Формирование компетенций:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для разработки проекта эко-костюма можно использовать рекомендации к практической работе № 4 «Создание моделей одежды из экологически-чистых материалов».

Ниже подробно описана технология выполнения и оценивания группового проекта по разработке ландшафта.

studfiles.net

Инструкции к практическим работам по дисциплине Экологические основы природопользования

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

«ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Инструкции к практическим занятиям

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического

и электромеханического оборудования

базовая подготовка

среднего профессионального образования

2016

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

предметно-цикловой комиссией

математики, естествознания, общих

естественнонаучных дисциплин

Протокол№______от___________

Председатель ПЦК_____________

Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 13.02.11– Техническая

эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического

оборудования (по отраслям) по программе

базовой подготовки.

Разработчик: Бендерова Н.Г., преподаватель ГПОУ ЯО « Ярославский

автомеханический колледж».

150054 г. Ярославль, ул. Автозаводская 1-а,

тел/факс(4852) 73-28-04; Email:avtomeh@bk

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………… 4

1. Предмет и задачи экологии. Экологические проблемы прошлого и современности……………………………………………………………………………… 5

2. Природоохранный потенциал……………………………………………………………………6

3. Природные ресурсы и рациональное природопользование………………………….. 7

4. Водные ресурсы, использование. Загрязнение водоемов, охрана………………….. 8

5. Земельные ресурсы, использование, меры по охране. Пищевые ресурсы и производство сельскохозяйственной продукции………………………………………….9

6. Использование и охрана атмосферы……………………………………………………10

7. Использование и охрана растительности и животного мира…………………………11

8. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиационными веществами. Загрязнение биосферы. Влияние урбанизации…………………………………………12

9. Зеленая революция, ее последствия. Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений…………………………………………………………………………………………13

10. Основные задачи мониторинга окружающей среды……………………………………14

11. Организация рационального природопользования и охраны

природы в России. Основные законодательные акты по охране природы………………15

12. Стандарты, нормы и правила в области охраны окружающей среды……………………16

Информационное обеспечение ………………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………………………18

Пояснительная записка

Инструкции к практическим работам по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработаны на основе рабочей программы данной учебной дисциплины, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) .

Инструкции к каждому практическому занятию содержат тему, цель, описание хода выполнения работы, справочный материал, задания для отработки теоретических знаний и формирования практических умений и навыков, приложение, список литературы. Содержание практических занятий направлено на реализацию федеральными государственными образовательными стандартами по специальности.

В результате выполнения практических занятий студент должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

-выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

Состав заданий для практического занятия спланирован таким образом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены большинством студентов. Практические задания проводятся во фронтальной форме, отчеты оформляются по образцу или в произвольной форме в рабочей тетради.

Инструкция к практическому занятию № 1.

Тема1.1.

Предмет и задачи экологии. Экологические проблемы прошлого и современности

Цель: Систематизация знаний по теме: «Предмет и задачи экологии. Экологические проблемы прошлого и современности», отработка умений и навыков по обобщению и структурированию информации.

Задание 1.

Используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр.18-20) и конспекты начертите в тетради схему и заполните ее:

Основные направления экологии.


Общая или фундаментальная экология

Прикладная экология


Экология человека

Социальная экология




Контрольные вопросы: 1.Какое значение играет природа в жизни человека?

2.Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на природу животных?

Инструкция к практическому занятию №2

Тема 1.2 Природоохранный потенциал.

Цель: Закрепление знаний по теме: Природоохранный потенциал», ознакомление с современным экологическим состоянием окружающей среды России, отработка умений и навыков по обобщению и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр.40-48, стр .63-65, стр. 86-89.) конспекты лекций и дополнительную литературу(на примере трех регионов).

«Современное экологическое состояние окружающей среды России»

п)п

Регион

Экологические проблемы региона

Возможные пути решения проблем

Задание 2.

Используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр.40-48,стр24-26.) и конспекты начертите в тетради схему и заполните ее:

Демографические проблемы человечества.



Контрольные вопросы:

1.Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую характеристику.

2.Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития общества?

Инструкция к практическому занятию №3

Тема 1.3 Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Природные ресурсы и рациональное природопользование»,ознакомление с современными методами утилизации отходов производства, их преимуществами и недостатками отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр73-74). конспекты лекций и дополнительную литературу.

Методы утилизации отходов производства

Название метода

Сущность метода

Преимущества или недостатки

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные загрязняющие вещества и поставщиков загрязнителей.

2 Какие вещества наиболее опасны как загрязнители?

Инструкция к практическому занятию №4.

Тема 1.4 Водные ресурсы, использование. Загрязнение водоемов, охрана.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Водные ресурсы- использование. Загрязнение водоемов, охрана»,

ознакомление со структурой водных ресурсов планеты, их рациональным использованием ,мерами по борьбе с загрязнениями водоемов, принципами охраны водоемов, отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр.63-66) ,конспекты лекций и дополнительную литературу.

Проблемы водных ресурсов. Пути их решения.

п\п

Проблема

Пути решения

Задание 2.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя учебник, конспекты лекций и дополнительную литературу.

Способы очистки сточных вод

п\п

Способ очистки

Сущность способа

Контрольные вопросы:

1. В чем причины истощения и загрязнения воды?

2. Какие применяются меры по предотвращению истощения и загрязнения вод?

Инструкция к практическому занятию №5.

Тема 1.5 Земельные ресурсы, использование, меры по охране. Пищевые ресурсы и производство сельскохозяйственной продукции.

Цель: Закрепление знаний по теме:1.5 « Земельные ресурсы, использование, меры по охране. Пищевые ресурсы и производство сельскохозяйственной продукции». Ознакомление со структурой земельного фонда планеты и России, состоянием пищевых ресурсов и производством сельскохозяйственной продукции, охраной земельного фонда, отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» ( стр. 100-102), конспекты лекций и дополнительную литературу.

Эрозия почв

п\п

Вид эрозии

Регион распространения

Характеристика эрозионного процесса

Контрольные вопросы.

1 .Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?

2 .Каковы меры защиты земель от эрозии?

3. Какие меры защиты земель принимаются на государственном и межгосударственном уровнях?

Инструкция к практическому занятию №6

Тема 1.6 Использование и охрана атмосферы.

Цель: Закрепление знаний по теме 1.6 «Использование и охрана атмосферы» , ознакомление с составом атмосферного воздуха, значением каждого компонента атмосферного воздуха для живых организмов и неживой природы, отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр37-40), конспекты лекций и дополнительную литературу.

Состав атмосферы.

п\п

Компонент атмосферного воздуха

Значение для живых организмов и неживой природы

Контрольные вопросы.

1.Что такое атмосфера?

2.Из каких слоев состоит атмосфера?

3.Что влечет за собой изменение и разрушение озонового слоя?

4.Что такое смог и каковы его последствия для здоровья человека?

Инструкция к практическому занятию №7.

Тема 1.8 Использование и охрана растительности и животного мира.

Цель: Закрепление знаний по теме 1.8 « Использование и охрана растительности и животного мира», ознакомлением с основными охраняемыми территориями РФ, их характерными особенностями,

отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу, заполните ее, используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» (стр158-160), конспекты лекций и дополнительную литературу.

Особо охраняемые территории

п\п

Виды охраняемых территорий

Характерные особенности территории

Контрольные вопросы.

1.Какие самые крупные заповедники существуют в нашей стране?

2.Какие крупные национальные парки существуют в мире?

Инструкция к практическому занятию №8

Тема 1.9 Загрязнение окружающей среды токсичными и

радиационными веществами. Загрязнение биосферы. Влияние урбанизации.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Загрязнение окружающей среды токсичными и

радиационными веществами. Загрязнение биосферы. Влияние урбанизации, отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Начертите в тетради таблицу используя конспект и текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования»( стр.стр.41-48) , заполните ее: из предложенного списка загрязнений , разнесите их по нужным колонкам.

«Типы загрязнений».

Тип загрязнения

При родное

Антропогенное

Биологическое

Химическое

Механическое

Физическое

1.Выбросы автомобилей

2.Тополиный пух.

3.Извержение вулкана.

4.Нашествие саранчи.

5.Грозовые явления.

6.Выброс пищевых отходов.

7.Скопление болотного газа метана.

8.Васильки в поле ржи.

9.Выбросы металлургического комбината.

10.Пыльные бури и смерчи.

11.Сжигание мусора.

11. Строительный шум.

12.Кислотные осадки.

13.Колорадский жук на картофельном поле.

14.Цементная пыль.15.Сине-зеленые водоросли в водоемах.

Контрольные вопросы.

1.Какое значение оказывает загрязнение воздуха на климат ,здоровье человека, животных и растительность?

2.Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?

Инструкция к практическому занятию №9.

Тема 1.10

Зеленая революция, ее последствия. Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Зеленая революция, ее последствия. Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений», отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

.

Задание 1.Используя данные таблиц( см. Приложение 1). проведите исследовательскую работу По результатам исследования заполните таблицу.

Содержание ГМО, пищевых добавок «Е» в продуктах питания.

Содержание ГМО, пищевых добавок «Е»

Продукты питания, производитель

Воздействие на организм

Сделайте выводы о содержании ГМО в пищевых продуктах ( не менее 6 видов продукции)

Инструкция к практическому занятию №10.

Тема 1.11 Основные задачи мониторинга окружающей среды.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Основные задачи мониторинга окружающей среды », отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1.

Используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования ( стр . 56-57 ,стр.75-76, стр. 92-93) и конспекты начертите в тетради схему и заполните ее:

Мониторинг- это

Виды мониторинга


Импактный мониторинг-

Задание 2.

Сделайте выводы о значении мониторинга для регулирования рационального использования и охраны недр России и планеты Земля.

Инструкция к практическому занятию №11.

Тема 2.2

Организация рационального природопользования и охраны природы в России. Основные законодательные акты по охране природы.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Организация рационального природопользования и охраны природы в России. Основные законодательные акты по охране природы», отработка умений и навыков по анализу и структурированию информации.

Задание 1. Используя текст учебника В. М. Константинов Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования (стр. 90-92) и конспекты начертите в тетради таблицу и заполните ее:

Основные законодательные акты по охране природы

Название закона

Дата принятия закона

Содержание закона

Контрольные вопросы.

1.Какие государственные организации осуществляют контроль за использованием охраны недр в России?

2 Какие законы регулируют рациональное использование и охрану недр в России?

Инструкция к практическому занятию №12.

Тема 2.3

Стандарты, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Цель: Закрепление знаний по теме: « Стандарты, нормы и правила в области охраны окружающей среды» ,отработка умений по составлению экологического паспорта предприятия на примере конкретного предприятия города Ярославля.

Задание 1

Проведите исследовательскую работу и на примере предприятия, на котором работают ваши родители или знакомые, составьте экологический паспорт предприятия. Используйте план:

1.Месторасположение предприятия

2.Используемые сырье и технологии

3.Готовая продукция

4. Отходы производства

5.Условия утилизации и ликвидации отходов производства, возможность переработки отходов производства.

Задание 2.

Сделайте выводы об эффективности работы изученного вами предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Во многих продуктах питания содержатся искусственные добавки, которые определяются

Буквой Е и трехзначным номером после нее. Эти добавки должны быть на этикетке.

Канцерогенные

Е 153,Е321,Е251,Е252,320,Е321,Е431,Е 900,Е905,Е907,Аспартам

Мутагенные и генотоксичные

Е231,Аспартам

Вызывающие аллергические реакции

Е131,Е132,Е160,Е210,Е214,Е217,Е223, Аспартам

Нежелательны для чувствительных к аскорбиновой кислоте

Е107,Е110,Е122-124,Е155,Е214,Е217

Нежелательны астматикам

Е107,Е110,Е122-124,Е155,Е214,Е217,Е221-227,Е310-312,Е621

Нежелательно маленьким детям, запрещено грудным

Е249,Е262,Е270,Е296,Е310-312,Е320,Е514,Е623,Е626-635, Аспартам

Разрушает витамины в организме

Е220,Е222-227,Е320,Е925

Отрицательно влияет на почки

Е220,Е302,Е510,Е518

Вызывает раздражения

Е925,Е926

Увеличивает уровень холестерина в крови

Е320

Нарушает развитие плода

Е233

Нарушает работу щитовидной железы

Е127

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования (учебник), — М. – Академия 2010

Дополнительные источники:

1. А.К. Бродский. Общая биология: (учебник) М. Академия, 2009

2. А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. Биология 10 – 11 класс — М. Академия , 2006

3. Е.И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие М. Академия 2010

4. Электронные базы данных и Интернет – ресурсы по всем разделам курса

http://nrc.edu.ru/est http://www.1september.ru/ru/bio.htm http://www.chat.ru/~dronisimo/homepagel/anatom1.htm

http://nrc.edu.ru/est http://www.informika.ru/text/database/biology http://www.1september.ru/ru/bio.htm

19


multiurok.ru

Практическое занятие №10 Тема: Рациональное использование природных ресурсов

Цель: ознакомиться с основными группами природных ресурсов, изучить аспекты и теоретические основы охраны окружающей среды.

Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы

1. Оптимизация окружающей среды, теоретические основы использования природы.

2. Описание природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы.

3. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые.

4. Биологические ресурсы и безопасность продукции.

5. Рациональное использование природных ресурсов, малоотходная и безотходная технология.

6. Использование альтернативных и экологически чистых источников энергии, как компонентов устойчивого развития общества.

7. Аспекты охраны природы:

1. Экономические аспекты

2. Оздоровительно-гигиенические аспекты

3. Воспитательные аспекты

4. Эстетические аспекты

5. Научно-ознакомительные .

Задание 2. Распределите по категориям следующие природные ресурсы: рыбы, растения, солнечная энергия, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, океанические воды, пресная вода, почва, железо, медь, никель, природный газ, пищевая соль, лес, солнечные лучи, млекопитающие, жемчуг.

Природные ресурсы

Невозобновимые

Возобновимые

Космические

Климатические

Водные

Литература

1) Бродский А.К. Краткий курс экологии. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.

2) Николайкин Н.И. и др. Экология. – М.: Дрофа, 2003.

3) Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997.

4) Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука, 1999.

5) Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6) Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д, 2000.

7) Гальперин М.В. Общая экология. – М: Форум: Инфра – М, 2006.

8) http//www.human-ecology.ru/

Практическое занятие № 11 Тема: Воздействие антропогенных факторов на неустойчивость биосферы

Цель: изучить основные виды антропогенных факторов и их влияние на окружающую среду, ознакомиться с международными конвенциями и соглашениями.

Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы

1. Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду, связанная с развитием цивилизации.

2. Роль природы в развитии человеческого общества. История развития общества и природы, основные этапы: биогенные, аграрные, производственные, информационные.

3. Международные конвенции и соглашения, связанные с мировыми глобальными проблемами, определение их значения.

4. Роль Казахстана в международном экологическом единстве.

5. Антропоцентризм и экоцентризм.

6. Антропогенная нагрузка, антропогенный фактор, качество окружающей среды.

7. Тенденция изменения окружающей среды под воздействием антропогенных факторов.

Задание 2. Используя учебники и материалы, заполните таблицу с указанием международных организаций в сфере охраны природы и выполнямые ими функции:

Международные организации в сфере охраны природы и выполнямые ими функции

Название

Выполняемые функции

Литература

1) Бродский А.К. Краткий курс экологии. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.

2) Николайкин Н.И. и др. Экология. – М.: Дрофа, 2003.

3) Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997.

4) Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука, 1999.

5) Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6) Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д, 2000.

7) Гальперин М.В. Общая экология. – М: Форум: Инфра – М, 2006.

8) http//www.human-ecology.ru/

studfiles.net