Позитивизм исторический – Позитивизм — Википедия

Содержание

1.2.1 Позитивизм в исторической науке: предварительные замечания. Источниковедение

1.2.1 Позитивизм в исторической науке: предварительные замечания

Позитивистская парадигма источниковедения, формирующаяся во второй половине XIX в., по-прежнему сохраняет свои позиции в современном источниковедении, явным образом не соответствуя его актуальным потребностям. Приступая к описанию позитивистской парадигмы в источниковедении, мы сталкиваемся со сложностями философско-методологического характера, разрешение которых далеко выходит за дисциплинарные рамки источниковедения. Обозначим лишь суть проблемы: позитивизм как философское направление не принадлежит к классическому типу рациональности, поскольку не предполагает описание так называемой объективной реальности, но историография, которую принято называть позитивистской, не выходит за пределы рациональности классического типа, продолжая видеть в историческом источнике «вместилище» исторических фактов и по преимуществу совершенствуя методы так называемой критики исторических источников с целью установления достоверности их информации. Суть позитивизма в историографии и смысл обращения к историческим источникам емко сформулировал Р. Дж. Коллингвуд:

Позитивизм можно определить как философию, поставившую себя на службу естественной науке, как философия Средних веков была служанкой теологии. Но позитивисты имели собственное представление (и весьма поверхностное) о том, чем является естественная наука. Они считали, что она складывается из двух элементов: во-первых, из установления фактов; во-вторых, из разработки законов. Факты устанавливаются в непосредственном чувственном восприятии. Законы определяются путем обобщения фактов посредством индукции. Под этим воздействием развился первый тип историографии, который может быть назван позитивистским. С энтузиазмом включившись в первую часть позитивистской программы, историки поставили задачу установить все факты, где это только возможно. Результатом был громадный прирост конкретного исторического знания, основанного на беспрецедентном по своей точности и критичности исследовании источников. Это была эпоха, обогатившая историю громадными коллекциями тщательно просеянного материала, такого, как календари королевских рескриптов и патентов, своды латинских надписей, новые издания исторических текстов и документов всякого рода <…>. Лучшие историки этого времени <…> стали величайшими знатоками исторической детали. Историческая добросовестность отождествлялась с крайней скрупулезностью в исследовании любого фактического материала[11].

Стоит заметить, что позитивизм в исторической науке обслуживал интересы политической истории, наиболее востребованной в XIX в. (да и в XX в. тоже) в связи с потребностью формирования национально-государственной идентичности. По-видимому, не случайно, что историки XIX в. – авторы ставших классическими трудов по методологии истории – одновременно входят в число заметных исследователей политической истории.

Этот этап развития науки об исторических источниках примечателен тем, что вопросы природы исторического источника, классификации источников, способов их исследования рассматривались в специальных трудах по проблематике методов исторического изучения. Рассмотрим подробнее классические методологические труды позитивистской историографии, принадлежащие разным национальным школам исторической науки. Начнем, естественно, с Германии, поскольку именно немецкие историки, как это было показано выше, стали основоположниками источниковедения. К тому же обращение в первую очередь к источниковедческим рефлексиям И. Г. Дройзена не противоречит хронологическому подходу в рассмотрении истории источниковедения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников». В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию. Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы. Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии. Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла. После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене. Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

mystroimmir.ru

2. Позитивизм и его исторические формы.

Позитивизм– философское течение. Возникло во второй половине 19 века. Самое влиятельное течение западной философии. Выступает против философии как метафизики. Позитивизм – философия позитивного знания, которая отвергает все теории умозрения.

Этапы позитивизма:

  1. 30-70 гг. 19 века – Конт, Спенсер.

  2. эмпириокритицизм – Мах, Авенариус.

  3. неопозитивизм – Корнак, Витгенштейн.

Огюст Конт– французский философ, один из основоположников позитивизма. Работа: “Курс позитивной философии”. Считал, что философия имеет право на существование только в качестве науки. Попытался классифицировать науки. Математика – низшая ступень. Далее – астрономия, механика. Высший уровень – социология – высшая форма знания, так называемая социальная физика.

В рамках позитивизма Конт разрабатывал идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, которыми определяется все развитие общества.

Стадии развития познания:

  1. теологическая – все явления объясняются на основе религиозных представлений.

  2. метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями.

  3. позитивная – научная стадия, на основе которой возникает настоящая наука об обществе.

Конт предпринял попытку создать научную религию. Ключевая формула Конта: предвидение на основе знания, действия на основе предвидения. В конце своей жизни Конт впал в безумие, стал считать, что все философские проблемы не разрешимы, что философия может ориентироваться только на эмпиризм.

Эмпириокритицизм– теория критики опыта. Главный инструмент познания – экономия мышления. Человеческое познание, в том числе и научное, начинается с опыта. Опыт нужно очистить от философских категорий. Структурой опыта являются только ощущения. В рамках человеческого опыта нет ни резкой грани, ни принципиальной разницы между физическим и психическим: в одном случае ощущения отнесены к миру вне нас, в другом случае – к нашему телу. О физическом мы знаем только с помощью психического. А у истоков психического лежат ощущения. Мах: “Не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела”.

Неопозитивизм– все наше знание о мире дают конкретные науки. Развитие лингвистической философии. Одной из ее задач является детальный анализ фактического использования естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Логический анализ неопозитивисты подводят к математической логике (сущность философии). Смысл философии в устранении путем анализа естественного языка не только философских, но и иных высказываний, оцениваемых как своего рода заболевания. Неопозитивисты исключают из философии всю философскую проблематику, тем самым ее ликвидируя.

3. Экзистенциализм: Камю, Сартр и др.

Экзистенциализм– это философия существования, иррациональная философия. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альберт Камю и т.д. Возник в Германии, после Первой Мировой Войны. Ставит вопрос о выборе и личной ответственности. Исходный путь – одинокий индивид, интересы которого сосредоточены на себе самом. Бытие – единственный предмет философии.

Философия не может быть наукой. Тезис: “Существование предшествует сущности”. Человек – кузнец собственного счастья. Человек – это проект самого себя. Страх – это исходное переживание, которое лежит в основе существования. В конечном счете – это страх перед смертью.

Ясперс: “Существование раскрывается в пограничных ситуациях”. Настоящая философия – это прежде всего сам процесс философствования. Ясперс различает вида мышления: философское и рациональное. Переживая, человек познает смысл. Смысл приходит в зрелости. По-настоящему счастливы зрелые люди. Логотерапия – нахождение смысла через синтез локальных жизненных смыслов. Смерть заставляет взыскивать этот смысл.

Есть бытие в себе и бытие для себя. Ничто – это то, что противостоит бытию. Бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, он начинает действовать в сторону преодоления страха.

Свобода – это свобода вне общества. Свобода противостоит необходимости. Внешний мир не должен влиять на наш выбор. “Решайся, и выбирай свое я, единственное и неповторимое. Чем субъективнее твое решение, тем оно вернее”. Свобода – это не произвол, она тесно связана с ответственностью. Сущность человека – это экзистенция. Бытие – потенциальные возможности человека.

Камю: “Мир абсурден и бессмыслен, как вся человеческая жизнь, так как показателем нашей жизни является только смерть”. Философия подталкивает человека к свободе и к жизни. Познать самого себя означает стать свободным. Человек – незавершенное создание, он сам зависит от опыта собственной жизни. И только на основании его выбора можно судить о самом человеке. Основная добродетель – это честность. Человек не должен перекладывать свою вину на других.

Главная работа Камю – “Бунтующий человек”. Человеку должны быть присущи моральные ценности. Человек познает себя только чувствами (абсурдности). Абсурд преодолеть невозможно – это внутренняя характеристика жизни, но не стоит мериться с абсурдом. Нужно не мериться с судьбой, а осуществлять собственный проект.

Сартра волнуют проблемы человеческого сознания и психики. Воображение – это средство отрыва сознания от мира. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Сущность человека – то, что он умеет делать из своего существования во встречающихся ему ситуациях. Человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человек существует, лишь, поскольку он свободно выбирает.

studfiles.net

25. Исторические формы позитивизма.

ИЗ ШПОРЫ

Исторические формы позитивистской философии.

Позитивизм зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса познания. Позитивное — четкое, конкретное ясное знания, содержащие однозначно-определенные понятия; те знания, которые дают информацию о фактах, отвечая на вопрос как?; наука должна описывать по ощущению. В данной системе возникает зависимость эффективных действий одних участников от других => возрастает цена ошибочных действий. В этих условиях большое значение имеют качественные технологии ( набор способов, методов), которые поступают от науки(должны быть однозначно-понимаемыми) =>научное знание должно быть позитивным . В 20 веке это направление получает название логического позитивизма (неопозитивизма). Неопозитивисты считали, что все предложения на­уки являются либо аналитическими, либо синтетичес­кими. Аналитические предложения логически необхо­димы, синтетические предложения — эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на эксперим. (физика, химия, психология, история, социология) и неэксперим. (логика и математика).

Постпозитивистыже придают принципиальное значение тому факту, что че­ловек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост на­учного знания. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных пре­образований, научных революций.

На­чиная с сер. XXвека все больш. => постпози­тивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичанеПоппер иЛакатос (приехал в Англию из Венгрии), аме­риканцыФейерабенд иКун.

Постпозитивисты согласны со своими предшествен­никами неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного зна­ния. Вместе с тем постпозитивисты достаточно рез­ко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что че­ловек существо ошибающееся. (одна теория неминуемо сменяет другую).

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, даль­ше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных пре­образований, научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании фи­лософии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Позитивизм

Позитивизм – философия, которая возникла в 30-х гг 19 в во Франции. Основателем является Агюс Кант. Рання философия (метафизика) не имеет права на существование по его мнению. Метафизика занимается абстрактными проблемами. По мнению Канта необходимо создать новую философию, задача которой заключается в систематизации, обобщении результатов научных исследований. Задача науки по Канту заключается в описании тех или иных феноменов. Примерно на границе 19-20 вв возникла новая модификация позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта)(мохизм). Основатели Эрнес Мах, Рихард Аверанеус.

Возникновение махизма было вызвана неспособностью особых ученых и философов позитивно осмыслить научные открытия, сделанные на границе 19-20 вв.

«Не существует истины». Задача философии заключается в том, чтобы описывать человечечкие восприятия. В 20-х гг 20 вв возникла новая модификация неопозитивизм. Представители: Людвиг Витгенштейн. Неопозитивисты предметом своего внимания сделали анализ языка или языковых средств. Создан принцип верификации (это требование проверять на истинность языковые (моуныя) высказывания опытным путем(например, существование Бога)).

Принцип фальсифицируемости (устные высказывания должны не доказываться, а опровергаться).

ИЗ УМК

Определите основные различия между историческими формами позитивизмаXIX века.

ИМЕНА

ОБЩАЯ

УСТАНОВКА

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ

ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ

(30—40 гг. XIX в.)

О. Конт (1798—1857)

Г. Спенсер (1820—1903)

Всякие попытки «приспособить» «мета­физическую» проблематику к духу научности заведомо об­речены па провал.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена. Пережитки «мета­физики» должны быть удалены и из науки.

Человеческая история имеет три стадии.

На первой, теологической стадии все явления рассматриваются как объекты воздействия сверхъестественных сил. На второй, метафизической стадии все в мире объясняется действием не­ких абстрактных, отвлеченных начал. На третьей, позитивной стадии человека уже не интересуют происхождение и судьбы мира, он строит свои рассуждения только на наблюдении. Философия на этой стадии становится инструментом упорядочивания наук, способом выявления общих для всех наук законов, которые можно перенести и на общество. Построение «новой философии» является естественным продолжением

той работы, которая совершается в специальных науках.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

(на рубеже XIX–XXвв.)

Э. Мах (1838—1916)

Р. Авенариус (1813 —1896)

Задача философии заключается

в установ­лении принципов упорядочивания явлений в сознании иссле­дователя.

Опыт — это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая «принципиальная координация»: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства «Я» и «среды» ней­тральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рас­сматриваться и как «физические», и как «психические». Ин­дивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта.Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимо­го, оцениваемого некую субстанцию, первооснову мира (мате­риальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов ум­ственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи).

Принцип наименьшей траты сил ( или эконо­мии мышления) — основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта, деятельностью по очищению опыта.Исходя из того, что объяснение предпола­гает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности, чреватого метафизическими спекуляциями, этот принципориентирует на кумулятив­ную модель научного знания, и представляет научное знание исключительно как описание фактов.

studfiles.net

Позитивизм Википедия

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Позитивизм — основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

История позитивизма

Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей: Милля[1] и Спенсера[2]. Этот позитивизм получил название Первого, или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали отличать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[3], или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[4]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:

Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма[5]

Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм, или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика, центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Райхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.

«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивали «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом, и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма[7]. Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем.

После Второй мировой войны в англоязычных странах появился постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

                                              Позитивизм Огюста Конта
                                                          |
                                    Второй позитивизм: Эмпириокритицизм + Махизм
                                                          |
                              Неопозитивизм: Венский кружок + Львовско-варшавская школа
                                            ______________|_____________
                                           |                            |
                                    Постпозитивизм           Аналитическая философия

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определённого метода, а именно — метода логического анализа»[8].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определённые «метафизические» предпосылки[10].

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарлз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания»[11].

См. также

Примечания

  1. ↑ Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
  2. ↑ Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
  3. ↑ «Второй позитивизм»
  4. ↑ Материализм и эмпириокритицизм
  5. ↑ Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
  6. ↑ Логический позитивизм («Третий позитивизм»)
  7. ↑ Неопозитивизм — Б. Рассел, Л. Витгенштейн
  8. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
  9. ↑ Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
  10. ↑ Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
  11. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.

Литература

  • Позитивизм / А. Ф. Зотов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Васильев Ю. А. Немецкие школы историков XVIII–XIX вв. Статья 2. Поворот к науке. Историческая школа позитивизма // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2016. — № 3 (архивировано в WebCite).
  • Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
  • Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
  • Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
  • Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.

Ссылки

wikiredia.ru

Тема 6. Позитивизм в британской исторической науке Позитивизм в английской исторической науке. Г. Бокль

«Викторианская эпоха» в истории Великобритании по праву считается «золотым веком» британской истории в целом. Английский капитализм вступил во вторую половину XIX столетия на вершине своего могущества. Великобритания завоевала статус крупнейшей промышленной и торговой державы мира. Британская политическая система продолжала оставаться тем образцом, к которому стремились передовые слои западного мира. Успехи исторического развития страны не могли не вызывать гордость у представителей британской общественной и гуманитарной мысли, а пропаганда идеалов и ценностей английской общественной и политической системы стала важной частью культурной экспансии Великобритании.

Англия, наряду с Францией, была вторым крупным центром европейского позитивизма. Философию позитивизма активно поддерживала передовая либеральная английская буржуазия. Английский позитивизм имел свою специфику. Если французский позитивизм носил несколько рациональный характер и стремился оперировать умозрительными схемами, то английские позитивисты стремились извлечь практическую пользу из новых данных науки (например, социал-дарвинизм). К числу видных английских учёных-позитивистов, которые оказали влияние на британскую историческую мысль, принадлежали Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903). Милль был виднейшим представителем английской традиции в области философской и политической мысли. В своих работах Милль обосновал принцип индуктивного способа доказательств, основанного на признании объективного существования отношений между вещами и явлениями. Он считал, что индуктивным путём можно установить наличие законов, в том числе и в общественных науках, причём с помощью простого перечисления признаков наблюдаемого явления.

Творческое наследие Спенсера многообразно. Его перу принадлежат труды по философии, психологии, социологии. Спенсер являлся сторонником теории эволюции и резко выступал против теологических попыток объяснения окружающей действительности. Спенсер был приверженцем поиска закономерностей не только в естественных, но и гуманитарных науках. В истории общества он выделял три этапа. На первом этапе возникло племенное общество, на втором – раннее классовое общество, на третьем этапе – индустриальное общество. Спенсер перенёс элементы биологической теории Ч. Дарвина о естественном отборе на развитие человеческого общества и стал тем самым отцом-основателем социал-дарвинизма. Философские и социологические взгляды Спенсера оказали большое влияние на англо-саксонскую гуманитарную мысль.

Крупнейшим английским историком-позитивистом был Генри Томас Бокль (1821 – 1862). Он написал только одну книгу, но эта книга считается эпохальной для развития английской и европейской позитивистской историографии. «История цивилизации в Англии» (первый том вышел в 1857, второй в 1861) была задумана Боклем как введение к 15 томной «Истории цивилизации», но его преждевременная смерть помешала завершить этот грандиозный проект. Однако первых двух томов оказалось достаточно для того, чтобы имя Бокля осталось в анналах английской и европейской историографии.

В начале книги Бокль формулирует своё отношение к проблеме закономерностей в истории. Главную задачу своего исследования истории цивилизации он видел в поиске доказательств существования законов в истории. В отличие от большинства историков-позитивистов Бокль считал, что историк должен возвыситься над фактами, для того чтобы обнаружить законы, которые руководят ими. Бокль отвергал претензии теологии на объяснение исторического процесса и рассматривал историю как процесс развития социальной материи. Бокль также выступал против теорий, проповедующих господство в истории случайности и свободы воли.

Первым элементом методологического подхода Бокля к истории стали методы логического анализа полученных результатов – индуктивный и дедуктивный. Вторым элементом методологии исторического познания Бокля стала теория факторов. Он утверждал, что первоначальный толчок развитию человечества задала географическая среда. Однако в Европе с течением времени роль географического фактора стала уменьшаться и, наоборот, возрастать роль интеллекта. История накопления и распространения интеллекта. Предпосылкой к этому послужили особые свойства интеллекта европейского человека – скептицизм и сомнение, что привело к быстрому развитию европейской науки. Бокль выделяет ещё два фактора, которые, по его мнению, повлияли на развитие европейской цивилизации – социальное развитие и национальный характер. Бокль указывал на то, что политическое развитие общества зависит от его социальной структуры. Но увлечение Бокля историей интеллекта не позволило ему в полной мере отразить специфику исторического развития Европы и отдельных европейских стран. История под пером Бокля предстаёт как борьба между верой и разумом, религией и наукой.

Итак, по мнению Бокля, исторический процесс развивается в направлении цивилизации. Под цивилизацией Бокль понимал достижение обществом и государством допустимого уровня умственной и гражданской свободы. Государство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь общества. Бокль осуждал любое проявление деспотизма. Англия была для Бокля эталоном прогресса и цивилизации. Основные события истории английского средневековья и нового времени Бокль трактовал с либеральных позиций. Он высоко оценивал выступление народа против феодальной аристократии и короны в период Английской буржуазной революции, которая была, по его мнению, взрывом демократического духа, приветствовал Войну за независимость в США, высоко оценивал Великую Французскую революцию. Он показывал развитие цивилизации в Англии в сравнении с историей Франции, Шотландии и Испании. Бокль критиковал в истории Англии и других европейских государств роль крупной земельной аристократии.

studfiles.net

История позитивизма

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие «позитивизм» обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики.

Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению «метафизических» проблем.

Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII-XVIII вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной «метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру, — все это стало возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания (которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к делению философов на эмпириков и рационалистов.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII-XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

С задачей критики «метафизики» пыталась справиться и немецкая классическая философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и «метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистическую «трансцендентальную философию».

Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII-XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или «разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

mirznanii.com