Последний дворцовый переворот в россии – В этот день состоялся последний дворцовый переворот в России

Содержание

В этот день состоялся последний дворцовый переворот в России

24 марта 1801 года,  российский император Павел I был убит офицерами в собственной спальне…
Последний в истории России дворцовый переворот произошел в Михайловском замке в Санкт-Петербурга. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек.

Организаторами переворота были граф Пален (вел двойную игру и был якобы внедрен к заговорщикам) и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины. Они имели личные причины ненавидеть Павла. Официальной причиной была  ломка екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. Это дейтвиетелно так. Павел тал наводить порядки в армии и обществе. заставил офицеров служить а не посещат балы. Закрутил гайки и требовал дисциплины. За злоупотребления служебным положением и воровство он уволил 333 генерала и 500.  Но главной причиной, скорее всего, явились интриги  Англиии, которая боялась сближения Павла с Наполеоном. Павел объявил Мальту российской территорией и был намерен поставить там сильный гарнизон. Кроме этого он был намерен лишить Англию колоний в Индии. И скорее всего это ему бы удалось. После убийства павла англии удалось успешко столкнуть Россию с Францией и сохранить свои колонии.

По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые ворвались в его покои с требованием отречься от престола.

Из спальни Павла вел потайной ход, но он почему-то им не воспользовался. В результате стычки, когда они навалились на императора и друг друга, не зная в точности, что происходит, Павел и погиб. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана», и народу было объявлено, что он скончался от апоплексического удара. Основа инфы © Calend.ru

О самом убийстве ( о его подробностях), о спешном строительстве замка и  мистике вокруг убийства можно прочитать здесь:

Легенды и факты Михайловского замка
Михайловский замок. История и трагическая судьба
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж
Выставка «Сага о Романовых»

pantv.livejournal.com

Последний дворцовый переворот в России

Последний дворцовый переворот в России

Материал может быть использован при подготовке урока по теме

«Эпоха дворцовых переворотов».
7-й класс.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что проведение урока в форме лекции не дает длительного эффекта запоминания и большинство учащихся уже через некоторое время забывают до 80% изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мною, я хочу рассказать на примере этого урока.

Родословное древо дома Романовых
от Петра I до Александра I

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Ученики отвечают на вопросы .

Учитель. Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3—5 штук на класс за 5—7 дней до изучения данной темы ). Расскажите мне об этом.

Екатерина II
Александр I

Литография. 1825 г.

Учитель. Нам предстоит выяснить:

• Причины преступления.
• Состав участников.
• Последствия этого переворота для развития России.

Запись на доске .

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Ученики отвечают на поставленные вопросы .

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Прочитать документ и подумать, мог ли Павел I составить этот документ?
Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Жалованная грамота дворянству

«А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Проверяется домашняя работа .

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.

Состав заговорщиков — дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

• Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
• Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

Просмотр видеофильма «Павел I». 5 минут.

Вопросы к фильму

• Как Екатерина II относилась к Александру?
• Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки ).

Задание

Расставить в логическом порядке эти фигурки.

Ученики. Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так.)
Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских — гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики..
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны — облегчение крестьян, с другой — ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Павел I

С.С. Щукин. 1797 г.

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр — любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет — цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Парад гвардии в царствование Павла I
на плацу Гатчинского дворца.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке )
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев )
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский )
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский )

«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен )

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

Екатерина II, Павел I и
Александр I в медальоне

С гравюры Больдта

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Рисунки и развивающие задания по теме
«Дворцовые перевороты в России»
Уровень А

Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «4».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «3».
Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень В

Задание
Соотнесите имена правителей с датами:

Петр II
А. 1730—1740

Анна Иоанновна
Б. 1727—1730

Екатерина I
В. 1725—1727

Екатерина II
Г. 1761—1762

Петр III
Д. 1762—1796

Елизавета Петровна
Е. 1741—1761

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень С

Задание
Cлева напиши имя царя или царицы, правивших в данный период времени:

_____________ 1730—1740 гг.
_____________ 1727—1730 гг.
_____________ 1725—1727 гг.
_____________ 1761—1762 гг.
_____________ 1762—1796 гг.
_____________ 1741—1761 гг.

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. М. Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М. 1997.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Учебное пособие. М. Центр гуманитарного образования, 1998.

Ирина СИНАЙСКАЯ ,
учитель истории,
НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва

Рекомендуем ознакомится: http://his.1september.ru

worldunique.ru

В этот день был последний дворцовый переворот в России

24 марта 1801 года,  российский император Павел I был убит офицерами в собственной спальне…
Последний в истории России дворцовый переворот произошел в Михайловском замке в Санкт-Петербурга. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек.

Организаторами переворота были граф Пален (вел двойную игру и был якобы внедрен к заговорщикам) и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины. Они имели личные причины ненавидеть Павла. Официальной причиной была  ломка екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. Это дейтвиетелно так. Павел тал наводить порядки в армии и обществе. заставил офицеров служить а не посещат балы. Закрутил гайки и требовал дисциплины. За злоупотребления служебным положением и воровство он уволил 333 генерала и 500.  Но главной причиной, скорее всего, явились интриги  Англиии, которая боялась сближения Павла с Наполеоном. Павел объявил Мальту российской территорией и был намерен поставить там сильный гарнизон. Кроме этого он был намерен лишить Англию колоний в Индии. И скорее всего это ему бы удалось. После убийства павла англии удалось успешко столкнуть Россию с Францией и сохранить свои колонии.

По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые ворвались в его покои с требованием отречься от престола.

Из спальни Павла вел потайной ход, но он почему-то им не воспользовался. В результате стычки, когда они навалились на императора и друг друга, не зная в точности, что происходит, Павел и погиб. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана», и народу было объявлено, что он скончался от апоплексического удара. Основа инфы © Calend.ru

О самом убийстве ( о его подробностях), о спешном строительстве замка и  мистике вокруг убийства можно прочитать здесь —  Легенды и факты Михайловского замка

Михайловский замок. История и трагическая судьба
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж
Выставка «Сага о Романовых»

pantv.livejournal.com

Последний дворцовый переворот (материалы к уроку)

План — конспект урока истории 8 класс

Предмет: История России

Раздел: XIX столетие в истории России

Тема урока: «Последний дворцовый переворот в России»

УМК по истории России – 8 класс: «История России XIX век» (35 часов, 1 часа в неделю, 2 часа резервного времени)

Программа общеобразовательных учреждений «История 6-11 класс»/Под редакцией И.В. Волобуева. Просвещение, 2007.

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт Н.Ю. История России XIX век. М., Просвещение, 2005.

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Параграф

Д/З

Примечания

XIX столетие в истории России

Последний дворцовый переворот в России

1

Стр. 5 — 7

Политика правительства Александра I

6

6

Внутренняя политика Александра I 1801-1812

1

1

Внешняя политика Александра I 1801-1812

1

2

Тест

Отечественная война 1812 г.

1

3 — 4

Интеграция с курсом Всеобщей истории. Творческое задание.

Внутренняя политика Александра I 1812-1824

1

5

Контрольная работа по теме «Эпоха Александра I»

1

Движение Декабристов

2

6 — 7

Причины и характер движения декабристов

1

6

таблица

Восстание на сенатской площади

1

7

Урок проблемного изложения, таблица,

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомить детей с трагическими событиями 11 – 12 марта 1801гг., участниками дворцового переворота и его последствиями.

  2. Развивающая: Научить детей: излагать «сквозные» вопросы темы, работать со статистическими материалами урока, историческими документами по теме, выработать у учащихся умение анализировать, отвечать на проблемные задания.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к отечественной истории, нашему прошлому.

Методы обучения (по Бабанскому Ю.К.)

№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

методы эмоционального стимулирования.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

словесные методы

наглядные методы

аудиовизуальные методы

практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Рассказ, беседа.

Методы иллюстраций, кинопоказа.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно — поисковые (эвристический метод, исследовательский метод),

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с объектами труда.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля.

Тип урока: урока с использованием ИКТ

Вид урока:

Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: Авторская презентация «Последний дворцовый переворот в России».

Литература:

1. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. М.: Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарного образования, 1998.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психолого – педагогическое обоснование деятельности уч-ся

Орг. этап

Инициализация урока: Объявление темы целей, начальные записи в тетрадях.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, наличие учебников, тетрадей и раздаточного материала у себя на парте. Итак, мы начинаем наш урок. Тема нашего занятия: «Последний дворцовый переворот в России»

См. презентацию: слайды 1и 2

Ребята проверяют наличие необходимого на столах, записывают число и тему урока в тетради.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Результат

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Повторение

Вводное повторение в виде устных вопросов (беседа)

Прежде чем мы начнем говорить о событиях 11-12 марта 1801 гг. давайте вспомним, что мы знаем об императоре Павле Первом.

Внимание на слайд 3.

— Павел был личностью очень противоречивой. Давайте познакомимся с характеристиками, которые давали Павлу I современники.

Слайд 4 и 5. Какие выводы можно сделать о личности императора?

Как вы думаете, неоднозначность императора отражалась на политике, которую он проводил? Что было сделано Павлом?

См. слайды 6 и 7.

Ребята, давайте вместе сформулируем, какими были основные причины недовольства политикой Павла?

Ребята вспоминают всё, что знают о Павле

Ученики знакомятся с предложенным текстом и формулируют ответы

Учащиеся думают и записывают на доске ответы.

Предполагаемые ответы:

  • деспотизм Павла I,

  • недовольство дворян

внутренней и внешней политикой, проводимой императором

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Результат

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Переход к новой теме

Изучение нового материала

В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Мы и познакомимся с вами на уроке.

Давайте обратимся к документам, которые лежат у вас на партах, и проанализируем причины заговора.

Мы уже выяснили с вами, что деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Слайд 8.

Как вы думаете, каким был состав заговорщиков?

Давайте познакомимся с самими заговорщиками:

Рассказ учителя о заговорщиках:

  1. Никита Петрович Панин (слайд 9) (1770—1837) — русский дипломат, граф. В 1797 году назначен послом в Берлин, с поручением действовать в интересах сближения с Францией. В конце 1799 года Панин получил чин вице-канцлера. В ноябре 1800 г. Был уволен за то, что он уклонялся подписать ноту, в которой факты изложены были неверно. По вступлении на престол Александра I, Панин немедленно вызван был из ссылки и занял прежний пост вице-канцлера, но через семь месяцев оставил службу. С тех пор был не у дел.

  2. Пётр-Лю́двиг Пален (слайд 10) (в России — Пётр Алексеевич; 17 (28) июля 1745 —13 (25) февраля 1826). С 1792 правитель Рижского наместничества. С 1795 генерал-губернатор Курляндской губернии. В течение трех лет (1798—1801) был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга и начальником остзейских губерний, великим канцлером Мальтийского ордена, главным директором почт, членом совета и коллегии иностранных дел. Во время пребывания Палена в должности петербургского военного губернатора (1798—1801) утвержден Устав столичного города Санкт-Петербурга (1798). Завершено строительство Михайловского замка и здания Морского кадетского корпуса. Учреждена Российско-Американская компания для снабжения русских американских колоний товарами первой необходимости. В августе 1800 года был уволен с должности губернатора, но 21 октября вновь был назначен военным губернатором столицы. Считая своё положение непрочным, вошёл в число заговорщиков против Императора Павла I. Вместе с П. А. Зубовым был одним из его руководителей и организаторов. В заговоре играл двойную роль, стараясь в случае неудачи отойти от участия в нём. Добился от Императора Павла I письменного повеления арестовать наследника и показал его Александру Павловичу, чтобы побороть его колебания в заговоре. Присутствовал при убийстве Павла I в ночь на 12 марта 1801.

  3. Платон Александрович Зубов (слайд 11) (князь, 15 (26) ноября 1767 — 7 (19) апреля 1822) — сын А. Н. Зубова. Был назначен генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником черноморского флота. Зубов за это время получает княжеское достоинство, и громадные поместья в новоприсоединённых польских областях, но вскоре ему велено было выехать за границу и имения его были отобраны в казну. Еже в 1800 возвращается и получает обратно свои конфискованные имения. Последние годы жизни Зубов провёл в местечке Янишки (Йонишкис) Виленской губернии, где о нём, как о помещике, осталась дурная слава у крестьян. Умер без потомства. Биография Зубова была напечатана в «Русской Старине».

Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Как вы думаете кто это?

Слайд 12. Давайте еще раз вернемся к характеристике, которую давал Александр своему отцу (слайд 5)

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
• Доверял ли Павел Александру?

Чтобы ответить на вопросы обратимся к документам.

Мы с вами выяснили, кто принимал участие в заговоре против Павла, теперь давайте вернемся к самому перевороту. Убийство Павла произошло в Михайловском замке (см. слайд 13).

Рассказ учителя о Михайловском замке: В ноябре 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.

Именно он и стал эпицентром трагических событий. Посмотрим внимательно на слайды (Слайды 14-15)

Теперь давайте обратимся к документам на ваших столах, о антипавловском заговоре нам мало что известно. Из участников заговора, лишь Л.Л. Бенингсен оставил свои воспоминания. Давайте обратимся к ним, чтобы узнать что же произошло в эти трагические часы (см. приложение 4)

(слайды 16-17)

Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги.

Приложение 1. Анализ документа. Обсуждение мнений.

Учащиеся записывают в тетрадь причины дворцового переворота.

Ответ учащихся — дворяне

Учащиеся записывают имена и фамилии участников заговора

Ребята высказывают свои предположения. (Предполагаемы ответ Александр Павлович, будущий император Александр I).

Ребята анализируют характеристику и документы и высказывают своё мнение по вопросам

Психолого – педагогическое обоснование деятельности уч-ся

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

2.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Результат

1.Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2 Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Закрепление

Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот? (слайд )

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Беседа с учениками о их отношение к перевороту и участию в нем Александра .

Учащиеся высказывают своё мнение. Дискуссия.

Организационный

Д/З. параграф 1.

Для сильных учеников предлагается вопрос: Как повлияло убийство отца на личность и правление Александра Первого.

Запись домашнего задания в дневник. Выставление оценок за урок.

www.metod-kopilka.ru

Глава 1 ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ. Правда о «золотом веке» Екатерины

НА ЧЕМ «ПРОКОЛОЛСЯ» ПЁТР III

Пётр III мог править долго и счастливо. Его готовы были если и не уважать, то любить. Но вот чего Петр так и не понял, так это роли, которую в жизни России играет дворянство и особенно его вооруженный отряд — гвардия. Он искренне не понимал, что в России можно делать почти всё… Можно отдавать самые невероятные приказы. Но вот чего никогда нельзя — это задевать интересов дворян.

Пётр без особых проблем мог бы развестись с женой, а тем более отправить её в монастырь. После этого он мог бы жениться на «краснорожей Лизке». Он мог бы до конца секуляризировать монастырское имущество. Он мог бы и дальше показывать священникам язык, играть на скрипке, на трубе и хоть на дудке или лупить во дворце ранним утром в огромный африканский барабан. Он мог бы даже продолжать дружить с Фридрихом и кричать, что отдал бы титул императора за счастье быть ефрейтором в его армии.

Конечно, и в отношениях с другими странами, в нарушении интересов России император был тоже ограничен. Окончание Семилетней войны русское общество встретило уныло: в конце концов, император отнял у России уже достигнутую немалой ценой победу, не дал расширить территории Российской империи в Европе. Тем самым нарушались не только национальные интересы, но и корпоративные интересы служилого сословия. Дворяне трудились, старались… а зачем?!

Но даже окончание Семилетней войны и попытку воевать с Данией за родной Шлезвиг–Гольштейн могло сойти с рук императору. Как сошли с рук Анне Ивановне её походы в Крым — бессмысленные, крайне плохо организованные, стоившие невероятных потерь.

Постыдный мир с Фридрихом и намерение объявить войну Дании ему могли бы и простить… Покряхтели бы, но простили. Тем более что в мире высокой политики всё часто бывает весьма и весьма неоднозначно. Мир с Фридрихом? А нет у России лучшего союзника в Европе, чем Пруссия. Может, в сто раз важнее отдать Восточную Пруссию и замириться, чем потерять такого славного союзника? К тому же всего через два года после восшествия на престол, когда чуть поутихли пропагандистские крики, Екатерина сама подписывает союзный договор с Фридрихом… И многие пункты этого договора оказываются совершенно такими же, как в «предательском» договоре Петра III.

Война с Данией за Шлезвиг–Гольштейн? А на территории Шлезвига находится портовый город Киль… Очень важный стратегически город. Может, отбить у Дании Киль важнее, чем одолеть Фридриха и присоединить часть его империи к своей?

Так что и странности международной политики ему могли бы и простить… Особенно сделайся император хоть немного лицемернее, хитрее. Не выставляй он так напоказ свой восторг пред Пруссией, например.

Император не мог безнаказанно сделать только одного — покуситься на фантастические привилегии дворянства. Сначала он и не покушался, а дал дворянам ещё более невероятные привилегии своим Манифестом. И это вызвало всеобщий восторг и готовность его обожать.

А потом Пётр все же на гвардию покусился, когда решил взять её в свой поход против Дании… И не просто взять, а уравнять её с остальными вооруженными силами. То есть фактически уничтожить гвардию как особый орган управления Россией и как главную партию дворянства. Этого делать было нельзя, пока не выросла новая гвардия, преданная лично императору. Только опираясь на такую силу, можно было бороться со всевластием гвардии.

Петр III этого не понимал. Он считал, вероятно, что если уж он внук Петра I и законный император на престоле, если он правит по законам, то ему ничто не угрожает. Но роль гвардии очень хорошо понимала его венчанная жена, вошедшая в историю под именем Екатерины II.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Последний дворцовый переворот.


В 1796 году Екатерина 2 внезапно скончалась, и новым императором стал ее сын Павел Петрович. Внутренняя политика Павла I (1796-1801) отличалась противоречивостью и непоследовательностью. Во многом это объяснялось непростыми отношениями Павла с властной матерью, когда после своего 18-летия Павел не смог занять престол и, отстраненный от двора, долгое время жил уединенно и бездеятельно в Гатчине. Получив перстол только в 43-летнем возрасте, Павел Петрович всеми силами стремился наверстать упущенное время и уничтожить «зло» предшествующего царствования Екатерины. С первых же дней царствования Павел начал ломать всю установившуюся при Екатерине II систему и насаждать свои порядки.

В первую очередь, в день коронации 5 апреля 1797 года было опубликовано «Учреждение об императорской фамилии», отменившего закон Петра I о престолонаследии и обнародовал новый закон, согласно которому русский престол наследовался по праву старшинства и только по мужской линии.

Павел начал с реформирования армии, он хотел устранить многочисленные злоупотребления, имевшие место в последние годы царствования Екатерины. Было запрещено использование низших чинов в услужении по личным домам. Многие изменения были заимствованы из прусской военной системы, так как Павел был ее поклонником. В войсках были введены новый устав и новые чины, изменена форма одежды, снаряжение стало тяжелым и обременительным. В обучении войск процветала муштра и жестокость. Из армии были уволены многие екатерининские полководцы. В числе опальных, под домашним арестом в ссылке оказался знаменитый Александр Васильевич Суворов. Реформа отличалась непоследовательностью и перегибами, например, со службы были исключены офицеры, не находившихся в своих полках в момент вступления императора на престол, а седые генералы учились маршировать, равняться, салютовать…



Павел 1 был первым из государей, кто дал послабления и права крестьянам. Были разрешены крестьянские прошения на имя монарха. Была введена 3-дневная барщина, обязательный воскресный день для отдыха. Было запрещено продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка. С другой стороны, для укрепления существующего строя в 1797 г. было предписано всем помещичьим крестьянам под страхом кары пребывать в повиновении и послушании своим господам, а также дано разрешение владельцам заводов покупать к своим заводам крестьян как с землей, так и без земли. Павел успел раздать за свое короткое правление в собственность помещикам около 600 тыс. государственных крестьян.

Павел, вопреки екатерининской традиции, не делал ставку на гвардию и дворянство. При нем были возобновлены телесные наказания дворян. Действуя «наперекор» екатериниским указам, Павел вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко. Но одновремнно шло активное искоренение «революционной заразы» из Франции, в 1800 году был издан указ, запрещающий ввоз из-за границы любых книг. Этот указ тоже отличался крайностями и запрещал ввозить даже ноты.

Во внешней политике при Павле1 также отсутствовала последовательность и ясность. В 1799 г. был создан антифранцузский блок в составе России, Англии, Турции, Неаполитанского королевства и Австрии. Объединенными армиями Австрии и России, которые были направлены в захваченную французами Италию, по просьбе австрийского императора, командовал Суворов (Павлу пришлось вернуть его из ссылки). Великий полководец всего за 1,5 месяца освободил от французов Северную Италию, одержав блестящие победы над наполеоновскими генералами в сражениях у Треббии и Нови.

Затем русские войска поспешили на соединение с корпусом русских войск под командованием А.М.Римского-Корсакова, оставшемуся в Швейцарии без австрийских союзников против вчетверо превосходившего противника. В августе 1799 г. начался героический швейцарский поход Суворова. Русским войскам предстояло преодолеть около 150 км. труднопроходимого пути через Альпы. В боях у Сен-Готарда и Чертова моста заградительные отряды французских войск были разбиты.. Но к этому времени был разбит и корпус Римского-Корсакова. Суворову пришлось уходить из Швейцарии. Павел был недоволен действиями союзников и в январе 1800 г. приказал Суворову вернуться в Россию. После возвращения в Петербург Суворов за швейцарский поход получил звание генералиссимуса, но через несколько дней был неожиданно уволен в отставку. Новую опалу великий полководец не перенес, он заболел и умер в возрасте 71 года. В ходе военных действий российская эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова приняла участие в освобождении Мальты от французов. Ушаков использовал морской десант при штурме бастионов крепости на острове Корфу. Магистром Мальтийского ордена стал российский император Павел1. Однако англичане перехватили эту победу и оккупировали Мальту После этого Павел разорвал союз с Австрией, а затем и с Англией. Россия, Швеция и Дания образовали Северную лигу, направленную против Англии.

В 1799 г. к власти во Франции пришел генерал Бонапарт, и началось сближение России и Франции. Одним из главных элементов русско-французского сближения была обоюдная враждебность по отношению к Англии, которую русский император обвинял в предательстве России в ходе кампании 1798-99 гг. Наполеон увлек Павла идеей сокрушения британского владычества в Индии и на Востоке в целом. Был составлен план совместной военной экспедиции в Индию. Павел отдал приказ казачьим частям о походе в Индию Но он был прерван известием о внезапной кончине императора Павла.

Профранцузская политика Павла не нашла поддержки в петербургском обществе. При поддержке английского посла против Павла возник заговор. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. Это был последний дворцовый переворот в России. Как и все предыдущие, он тоже не имел широкой социальной основы и преследовал одну единственную цель — переход верховной власти от одного лица к другому. Политика Павла оказалась неприемлемой для большинства дворянства. Резкая смена внешнеполитического курса, изменение отношений между властью и первым сословием, отсутствие стабильности для военных и гражданских чинов привели к недовольству царствованием Павла1 и его крушению.

Российская империяв начале XIXвека

После смерти Павла1 на престол вступил его старший сын Александр 1 Павлович (1801-1825). Александр был любимым внуком Екатерины2, а неприкрытая вражда между отцом и бабушкой заставляли его вращаться между двумя дворами, держать два парадных обличия и в значительной степени формировали его характер. Александр рано научился лицемерить и скрывать свои чувства: «Сфинкс, не разгаданный до гроба», — так писал о нем А.С.Пушкин. При этом он был умен, блестяще образован, обладал талантом дипломата. Современники отмечают и другие черты: подозрительность, крайнюю самолюбивость.

Политика царствования Александра Павловича в известной степени стала отражением его характера, — это было лавированием между либеральным и консервативно-охранительным направлениями. Начало правления Александра1 характеризуется стремлением к широким преобразованиям во всех сферах общественной жизни, гласностью, политической амнистией, отменой ряда строгих законов Павла1. Были отменены ограничения на ввоз и вывоз товаров и книг, поездки за границу, подтверждена Екатериниская Жалованная грамоту дворянству, возвратил из ссылки и снял опалу со всех офицеров и чиновников, пострадавших при Павле, восстановил отношения с Англией.

Для обсуждения государственных вопросов в 1801 г. при импе­раторе был образован Непременный совет — совещательный орган из 12 человек. Постепенно Александр удалил сановных заговорщиков убийства своего отца, чтобы не быть послушным оружием в их руках. А окружение Александра I составили его друзья, т.н. «Негласный комитет», в который вошли граф П.Строганов, граф Н.Новосильцев, князь В.Кочубей, польский князь А.Чарторыский. Они обсу­ждали вопросы реформирования России, отмены крепостного права, конституции.

В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах». В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей за выкуп. Указы 1804-1805 гг. ограничили крепостное право в Прибалтике. Запрещалась продажа крестьян без земли. Манифестом 1802 г. была проведена реорганизация органов центрального управления, вместо коллегий учреждалось 8 министерств. В 1803 г. появилось новое положение «Об устройстве учебных заведений». За годы правления Александра было открыто 5 новых университетов. Университетский устав 1804 г. закреплял автономию университетов.

В 1808-1812 гг. подготовка проекта переустройства государственной системы управления сосредоточилась в Министерстве внутренних дел и шла под руководством государственного секретаря М. М.Сперанского. Сперанский происходил из семьи сельского священника и добился высоких служебных постов во многом благодаря своим исключительным способностям и трудолюбию. Современники называли его «канцелярским Наполеоном». В 1809 г. он представил проект реформ «Введение к Уложению государственных законов». Проект предусматривал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, которая руководила сетью волостных, окружных и Губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором в качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высший судебный орган. По сути, это был первый шаг к парламентской монархии, что было достаточно смелым для своего времени и встретило сильное сопротивление правительственной верхушки.

Из многочисленных предложений Сперанского, реализовано было учреждение Государственного совета (1810) — законосовещательного органа. В 1810 г. вводится разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. Недовольство придворных и чиновников вызвал подготовленный Сперанским указ 1809 г., согласно которому все лица, имевшие придворный чин, должны были избрать какую-либо реальную службу, т.е. придворный чин превращался лишь в почетное звание и терял статус должности. Блестящий талант Сперанского как государственного деятеля имел множество приложений в разных областях (в частности, им был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов), но и вызывал сопротивление и зависть. Поэтому реформаторская деятельность Сперанского была прервана; по обвинению в шпионаже в пользу Наполеона в 1812 г. он был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем отправлен сибирским губернатором в Пермь.

Внешняя политика России в начале XIX в. определялась преимущественно той обстановкой, которая складывалась в Европе. В 1805 г. Россия вновь присоединилась к антифранцузской коалиции. Русская армия под командованием М.И.Кутузова с союзниками потерпела поражение под Аустерлицем. В 1806 г. произошли сражения при Пултуске и Прейсиш-Эйлау. Битва у Фридланда в 1807 г. закончила эту войну. Летом 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мирный договор и союзный трактат против Англии, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Франции против Англии. Россия соглашалась на посредничество в переговорах Франции с Великобританией, а Франция принимала на себя роль посредника при заключении мира между Россией и Турцией. Россия обязывалась вывести свои войска из Молдовы, Валахии и признавала суверенитет Франции над Ионическими островами. Стороны договорились вести совместные действия в войне против любой европейской державы.

Великобритания ответила отказом на предложение Александра I о посредничестве. Оставаясь верной только что подписанному договору, Россия объявила Англии войну. Прекращение с Англией торговых и политических связей пагубно отразилось на экономике России. Франция, в свою очередь, нарушила свои договорные обязательства и на Балканах тайно поощряла Турцию в военных действиях против России. Образование герцогства Варшавского являлось для Франции плацдармом на русской границе.

В 1804 г. из-за спорных территорий началась русско-иранская война. В ходе кампании 1804-1806 гг. Россия заняла ханства к северу от р. Аракс (Бакинское, Кубинское, Гянджинское, Дербентское и др.) Переход этих территорий к России был закреплен в Гюлистанском мирном договоре 1813 г. В ходе русско-турецкой войны (1806-1812) в Дарданельском и Афонском морских сражениях в 1807 г. русский флот разгромил ту­рецкую эскадру. В 1811 г. вновь назначенный главнокомандующим генерал М.И.Кутузов одержал решительную победу при Рущуке. В 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. Турция уступала России Бессарабию, создавалось автономное Сербское княжество.

В 1808-1809 гг. произошла последняя в истории русско-шведская война. Результатом ее стало подписание Фридрихсгамского договора, по которому вся Финляндия вместе с Аландскими островами на правах великого княжества вошла в состав Российской империи. Русско-шведская граница устанавливалась по Ботническому заливу и рекам Торнео и Муонио.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Дворцовые перевороты: хроники и основные моменты

 

Одной из самых ярких страниц истории правления династии Романовых, является XVIII век – эпоха знаменитых дворцовых переворотов. Так как после своей смерти Петр I оставил указ, в котором престолонаследие регламентировалось волей самого носителя верховной власти, желающих занять престол Империи находилось множество.

Представители дворянства начали организовывать различные группировки и всяческими доступными методами пытались возвести в статус Самодержица Российской империи наиболее выгодного для себя представителя правящей династии. 

Первый дворцовый переворот

Первый дворцовый переворот был осуществлен сразу после смерти Петра I. Основными претендентами на престол были жена Петра Екатерина и его малолетний внук Петр, сын покойного Алексея Петровича.

Замужество старшей дочери Петра I Анны с герцогом Гольштейнским автоматически лишало ее права престолонаследия. Благодаря союзу дипломата Остермана с князем А. Меньшиковым, Императрицей стала Екатерина.

Меньшиков смог с помощью гвардии организовать государственный переворот: войска дали присягу на верность именно жене Петра I, а не внуку, что автоматически воздвигло ее в Императрицы.

Также немаловажную роль в перевороте сыграла церковь, которая выгодным для Меньшикова образом, уличила приверженцев внука Петра I в предательстве покойного императора.

Второй дворцовый переворот

Спустя два года правления Императрица Екатерина I умирает. На политическую арену вновь выходит вездесущий Меньшиков, целью которого было не допустить до управления государством племянницу Петра I, Курляндскую герцогиню Анну Иоанновну.

Приверженцы герцогини оказались не такими сильными, как Меньшиков, к тому же на то время Анна Иоанновна погрязла в огромных долгах. Императором России становится малолетний внук Петра Великого — Петр II.

В силу своего малолетства он не мог самостоятельно руководить страной и его регентом Меньшиков назначает себя. Закрепить свое положение при дворе князь пытался разными способами, в том числе через брак Петр II со своей дочерью Марией.

Но в это время на юного Императора начинают влиять представители рода Долгоруких. К ним присоединился и бывший союзник Меньшикова Остерман. Они смогли убедить Петра II в том, что Меньшиков его использует и рано или поздно сам захватит Российский престол.

В результате, молодой Петр II отправляет всю семью Меньшикова в ссылку, а сам автоматически становится марионеткой в руках Долгоруких. Не доживши до двадцати лет, Петр II скоропостижно умирает от оспы.

Третий дворцовый переворот

Долгорукие предпринимают последнюю попытку захватить престол – выдвигают кандидатуру несостоявшийся невесты Петра II Екатерины Долгорукой. Однако, благодаря стараниям оппозиционному Долгоруким, роду Голицыных удается сделать императрицей Анну Иоанновну.

С момента смерти Петра I возглавить Империю страстно желала его любимая младшая дочь Елизавета, которая ранее даже не рассматривалась претенденткой на корону. Однако, после смерти Ивана VI , ей представилась такая возможность.

Четвертый дворцовый переворот

Елизавета обладала довольно крутым нравом. Воспользовавшись поддержкой иностранных послов и гвардии, он смогла устранить Бирона, который был регентом при Иване VI, в течение одной ночи. Чтобы обратить на свою сторону армию, согласно легенде, Елизавета произнесла всего лишь одну фразу: «Вспомните, чья я дочь!».

После смерти Елизаветы I корона досталась сыну ее сестры Анны Петру III. Однако, все время находившаяся в тени Елизаветы I, жена Петра Екатерина, которая смогла к моменту коронации супруга значимо «обрусеть», осознает, что бесхарактерный Петр не в состоянии руководить страной, и спустя полгода после его коронации совершает последний дворцовый переворот. 

Последний дворцовый переворот

Несмотря на неоднократные предупреждения о возможном заговоре, Петр не воспринимал их всерьез. Когда его арестовали в день его рождения, он безропотно сдался и позже так же смиренно позволил себя убить.

На трон взошла Екатерина II, которая благодаря своей внутренней и внешней политике войдет в историю России как Екатерина Великая. Последним Императором, который был свергнут путем переворота был сын Екатерины Павел I. Его убили в 1801 году.

Символичным является то, что с окончанием XVIII века закончились и дворцовые перевороты. Российское престолонаследие в дальнейшем обрело прозрачность, в нем отсутствовали интриги и заговоры.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Перемены в культуре России в годы петровских реформ: что изменилось
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВнутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 годах

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru