Понятие политический режим как функциональной стороной любой политической – 2.

test_politologia

1) Что такое политика: взаимоотношения по поводу власти различных социальных групп с целью удовлетворения общественно значимых интересов и потребностей

2) Структура политики включает в себя следующие элементы: политическая организация, политические отношения, политическое сознание.

3) Субъекты политики – это: индивиды и социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности

4) Какой из приведенных признаков политической власти указан ошибочно: подчиненное положение по отношению к экономической власти

5) Что такое легитимация власти: обоснование и оправдание власти, признание ее народом.

6) Какой из исторических типов легитимности характерен для современного либерально-демократического общества: конституционный

7) Специфической чертой политической власти, в отличие от других видов власти, являются: отношения господства и подчинения

8) К «чисто» политологическим предметным областям политической науки относятся: политическое сознание и поведение;

9) Формирование знаний о политико-властных отношениях и их роли в обществен­ной жизнедеятельности характеризует такую основополагающую функцию поли­тологии, как: теоретико-познавательная.

10) С точки зрения демократически организованного общества потребность в поли­тике обусловливается необходимостью: поддержания социальной стабильности и порядка;

11) Какие из перечисленных ниже обличий политики можно обнаружить внутри лю­бой общественной группы?

соискание власти.

12) Что из перечисленного ниже относится к разряду первичных субъектов политики? политические партии и избирательные блоки.

13) В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое де­ло, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выра­жена в деятельности двух институтов: партия; парламент;

14) Какое из нижеприведенных определений власти полнее всего раскрывает ее сущность? власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротив­лению других;

15) Власть — это: отношение сторон.

16) Когда рождается власть? в ходе этих взаимоотношений.

17) Трактовка власти как доминирующего начала человеческой природы и психики характерна для: бихевиористов.

18) Основаниями (источниками) власти выступают: все перечисленные

19) Авторитет зиждется на (выберите два варианта): согласии. компетентности;

20) Высшее качество и наибольшую эффективность власти придают: знание;

21) Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг — подчиняться им, называется:

легитимный

22) Что из перечисленного ниже относится к ресурсам власти? все перечисленное

23) Очень часто власть определяют как производство намеренных результатов. Зависят ли эти результаты от «качества» подвластных? да;

24) Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»? второе выступает по отношению к первому как часть к целому.

25) Основными институциональными субъектами политической власти выступают политические партии и движения;

26) То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:

публичность

27) Одним из исходных понятий, характеризующих государствую власть, является понятие политического господства. Это понятие означает: закрепление в обществе отношений командования и подчинения

28) Легитимность власти, основанная на праве наследования престола — это легитимность: монархическая;

29) Как соотносятся понятия «политическая система» и «политический режим» политический режим – более узкое понятие, отражает функциональный аспект политической системы

30 )Назовите основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

31)Полная зависимость индивида от государства достигается в обществе: тоталитарного типа

32) К континентально-европейскому типу политических систем нельзя отнести: Германию и Италию 1930-х г.г.

33) В чем суть демократического политического режима? Народ -источник власти

34) Одной из подсистем (компонентов) политической системы является: нормативная

35) В организационный (институциональный) компонент политической системы входит государство

36) Что из перечисленного является структурным компонентом политической системы политическая коммуникация

37) К какому компоненту политической системы относится политическая идеология:

культурному

38)Понятия «политическая система» и «система государственного управления» — это: второе относится к первому как часть целому;

39) Говоря о политической системе, обычно имеют в виду: совокупность политических взаимодействий, включающих в себя власть и руководство, посредством которых в обществе происходит волевое распределение ценностей;

40) Политическая система включает в себя в качестве структурных элементов ряд подсистем. В них не входит: представительная;

41) В институциональную структуру политической системы не входит: правовые нормы и политические традиции;

42) Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы, охватывается:

способ правления;

43)Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»? Б. Муссолини;

44) «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов: тоталитарных.

45) С точки зрения допустимого и запретного тоталитарному режиму присущ принцип: разрешено только то, что приказано властью;

46) Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит: партии во главе с харизматическим лидером;

47) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу то­талитарного относятся два – это

«единовластие» официальной идеологии; централизованный контроль экономики.

48) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу ав­торитарного относятся два – это принудительный тип политической активности; власть, не ограниченная законом;

49) Правомерна ли характеристика авторитарного режима как способа правления с ограниченным плюрализмом? да;

50) К разряду авторитарных режимов обычно не относят: парламентские монархии.

51) Как соотносятся между собой понятия «демократия» и «монархия»? не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии;

52) Организация и функционирование демократического режима предполагает подчинение: меньшинства большинству;

53) Исходными принципами демократии (их три), без которых эта форма человеческого общежития практически не осуществима, выступают: а.народный суверенитет б. свободные выборы; в. равноправие;

54) По какому основополагающему принципу строится и функционирует государственная власть в условиях демократии? их разделения на самостоятельные и независимые друг от друга ветви государственной власти;

55) Применяется ли в условиях демократии правовой принцип: «все, что не разре­шено, запрещено»? да

56) Демократические права и свободы личности впервые были провозглашены в:

декларации независимости США в 1776 г.;

57) Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав: гражданских;

58) Прямое участие граждан в решении вопросов государственного и местного значения путем референдумов, всенародного обсуждения – это ___ демократия. непосредственная

59) К атрибутам государства не принадлежит церковь

60) Назовите 2 основные формы государства: 1. форма правления. 2.форма государственного устройства, 3.Форма осуществления законодательной власти, 4. форма организации аппарата управления:

61) Выберите из предложенных вариантов правильное определение понятия «федерация»:

государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий

62) Из чего состоит унитарное государство: из административно-территориальных единиц

63) Определите главный признак президентской формы правления президент – глава государства

64) Как называется функция государства, заключающаяся в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, получении образования, осуществлении защиты отдельных социальных групп: социальная

65) Неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются основные социальные, экономические и духовные интересы человека независимо от государства, называется:

гражданское общество

66) Любое государство характеризуется: деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

67)Любое государство характеризуется: возможностью осуществлять принуждение

68) Любое государство характеризуется наличием армии

69) К формам территориально-государственного устройства относится: федерация

70) Государственный суверенитет предполагает: независимость и верховенство государственной власти

71) Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними, отличает:

правовое государство

72) Определение государства и его бюрократических учреждений как классовых ин­струментов, призванных осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, принадлежит: марксизму;

73) Два элемента не входят в структуру государственных органов: политические партии и блоки; СМИ;

74) Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной вла­сти олицетворяют (отметьте два варианта): министерства и ведомства; налоговые органы.

75) В конституционной системе государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих руках функции главы государства;

76) С точки зрения форм правления государство предстает в двух видах: республика; абсолютная монархия;

77) Назовите два государства, которые в начале ХХI века являются абсолютными монархиями: Саудовская Аравия; Бахрейн.

78) При монархии парламентского типа монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Значит ли это, что в структуре реаль­ной государственной власти он выступает полностью как «подставная», некая «бутафорская» фигура? нет

79) Административно-территориальные части унитарного государства обладают: правом на местное (муниципальное) самоуправление;

80) По критерию национально-государственного устройства Дания, Италия, Польша в начале ХХI века представляют собой государства: унитарные;

81) Демократическое правосудие олицетворяет собой древний образ богини: Фемиды;

82) Какие три из перечисленных ниже характеристик демократического режима отно­сятся к парламентскому типу? Выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства; Парламент имеет право отправить правительство в отставку путем выне­сения ему вотума недоверия; Президент не обладает правом на роспуск парламента;

83) В России установлена смешанная форма государственного правления, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики. Для нее характерны (выберите три варианта):

внепарламентский метод избрания Президента; внепарламентский способ формирования правительства; Президент не подчинен парламенту, однако его нижняя палата может возбу­дить процесс отрешения Президента от должности в случае совершения им пра­вонарушения

84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае: трехкратного отклонения кандидатур председателя правительства.

85) Олицетворяя собой представительную ветвь, депутаты Государственной Думы (выберите два варианта): работают на профессиональной основе; вправе заниматься преподавательской деятельностью;

86) Гражданское общество составляет … сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом

87) В структуру гражданского общества не входят … правоохранительные органы

88) Существующие идеологии и их разновидности: «левые» социал-демократия, коммунизм и

«правые»- либерализм, консерватизм.

89) Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничения государственного регулирования: либерализм

90) Какая идеология утверждает приоритет стабильности, традиций общества, лояльности к власти и преданности Родине? консерватизм

91) Какова основная цель социал-демократического движения: демократический социализм

92) Одним из основных понятий неоконсерватизма является утверждение о том, что …

люди изначально не равны, существует только формальное равенство перед законом.

93) Либеральная идеология предполагает: признание в качестве приоритета права и свободы отдельной личности

94) Идеология ____ делает ударение на преемственности развития, приоритете интересов государства над интересами личности, культуре традиций. Консерватизма

95) «Государство – ночной сторож» — принцип, которого придерживается сторонники … либерализма

96) Высказывание «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», принадлежит К.Марксу

97) Консервативная политическая мысль в России представлена, в частности,…

Н.М.Карамзиным, К.П.Победоносцевым, Леонтьевым

98) Одна из проблем российского либерализма на современном этапе заключается в том, что…

Россия не прошла «школу» классической либеральной демократии

99) Философ, политик, основоположник политической идеологии либерализма – это … Дж. Локк

100) Политическая идеология, объявляющая своими приоритетами стабильность, порядок, религиозность, патриотизм, органицизм, историзм, — это консерватизм

101) К представителям консервативного направления в политической мысли не относят …Б.Н.Чичерина

102) Понятие, соответствующее определению «отсутствие (отрицание) власти» — это … анархия

studfiles.net

Политические режимы общества

Содержание
Введение                                        2
  1.Типология политических режимов                    5
2.1  Демократический политический режим                5
2.2  Авторитарный политический режим                    9
2.3  Тоталитарный политический режим                    11
Заключение                                    16
  Список использованной литературы                    17

Введение

В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX — начала XX в.
 Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.
    Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
    В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
    
    Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть
по тому, как эта власть используется
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

2 Типология политических режимов

демократический политический режим
авторитарный политический режим
тоталитарный политический режим

2.1 Демократический политический режим

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:           

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от про­извола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осущест­вляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Ос­новной принцип политической жизни демократического общест­ва — «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».        

3. Для демократического режима характерно разделение вла­стей (отделение друг от друга законодательной, ис­полнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом изда­вать законы. Выс­шая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом оп­ределять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа вли­ять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой ин­формации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие на­рода в выработке принимаемых решений гарантируется консти­туцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий воз­можность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оп­позиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высо­кой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно рассмотреть форму государственного устройства на примере Испании.
Испания – последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генерала Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.
Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ и демократический политический режим.
 Конституция Испании восприняла, как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве его основы – демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровне. Принцип правового государства установлен в статье 9, Основного закона: «Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд.
Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы, регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномочивающие) законы, которые позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать простые законы, но из их числа нужно выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции.
Конституция Испании по способу изменения относится к числу «жестких». Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным.  В первом случае для изменения конституции требуется 3/5 голосов каждой из палат Генеральных кортесов. Полный пересмотр или изменение наиболее важных положений конституции, могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов, после чего они распускаются. Вновь избранные Кортесы рассматривают проект и должны принять его большинством в 2/3 голосов в каждой из палат.
Во всех случаях инициатива изменения конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного сообщества.             
    Закрепленная в основном законе структура государственных органов Испании, относительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству; Конституционный суд – орган конституционной юстиции.
    Таким образом на примерах свыше, можно убедиться, что Испания – государство с демократическим режимом.
    Реализуя принципы политического плюрализма, на сегодняшний день в Испании, действует более 200 всевозможных партий, из которых основными являются: Испанская социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия Испании, Коммунистическая партия народов Испании, Народная партия, Демократический и социальный центр, Реформистская демократическая партия.      
               Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.
В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием демократического государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы.
Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического государства.

2.2 Авторитарный режим (авторитаризм)

    Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает  индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот,  держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.
 Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.
Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе  с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
    В мировом обществе в XX веке имели место различные  виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются  также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.
    Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
    Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

2.3 Тоталитарный режим (тоталитаризм)

    Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и  тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
    Первые тоталитарные режимы  были сформированы после  первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).
    Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV  вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной жизни.  В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
    Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее  как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
    Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.  В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном  политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.
    Западная концепция тоталитаризма, в том числе  и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».
    Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что  тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
    Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
—    глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
господство репрессивных аппаратов;
упразднение представительных органов власти;
—  монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.
Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.
Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
    На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.
    Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.
    Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.
    Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
    Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).
Заключение

    Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.
    Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.
    Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.
    Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.
    Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

Список использованной литературы

1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 — № 8.
2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
3.  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4.  Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.
6. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996

bankreferatov.kz

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ — Интеллектуальная Кобринщина

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Основные понятия: политический режим; тоталитарный режим; тоталитаризм; авторитарный режим; авторитаризм; демократический режим; прямая демократия; представительная демократия; демократия; тирания; идея автономии личности; плюралистические модели; коллективистские модели демократии; политическая система; идеология; «третий сектор»; СМИ; политическое поведение; права и свободы граждан.

Понятие и факторы дифференциации политического режима

Понятие политического режима

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие большой теоретической базы исследований и практического опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют единого решения ни в западной, ни в отечественной политической науке. В научной литературе существует большое количество определений политического режима.

В данном случае нет необходимости рассматривать всю совокупность взглядов и подходов, однако следует обязательно обратить внимание на следующие факторы.

В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л.Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период» (Цит. по: Политология. Часть 2. Под общ. ред. проф. Ю.А.Северова. Тула. – 1994. – С. 11).

В научной литературе наиболее распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе – это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, – основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Можно сказать, что политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. В политической практике часто встречаются примеры, когда демократическое по форме государство является совсем не демократическим по содержанию и, наоборот, авторитарное по форме государственное устройство является по своему характеру демократическим.

Факторы дифференциации политических режимов

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

— характер и мера осуществления власти;

— механизм формирования власти;

— взаимоотношения общества и власти;

— роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

— характер существующих в обществе запретов;

— роль идеологии в жизни общества;

— характер политического лидерства;

— соотношение прав и свобод граждан;

— положение средств массовой информации;

— роль политических партий;

— соотношение между законодательной и исполнительной властью;

— роль и значение органов подавления;

— тип политического поведения.

Классификация политических режимов

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно «чистые» типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

Тоталитарный режим

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин «тоталитаризм» появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали «тотальной концепцией жизни». Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим этот тип политического режима на основании критериев, обозначенных в параграфе 1.

Характер и мера осуществления власти.

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о «слиянии общества с властью».

Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – «идеология у власти». Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о «светлом будущем», дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного.

Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено).

Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно «закрытое» общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод.

Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.

Изменения в социальной структуре общества.

При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые («винтики») и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Изменения в политической системе общества.

Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собственном значении этого термина. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. В обществе формируются особые отношения «власть – собственность». У государства превалируют особые функции распределения, роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата, он получает особые полномочия.

Политическая культура.

Для тоталитарного режима характерно стремление создать «нового человека» с особыми политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обожествление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отметить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:

— признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

— господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

— существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

— всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

— централизованное руководство и управление экономикой.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р.Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

(Цит. по: Основы политологии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. – М. – 1994. – С. 203).

Авторитарный режим

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима:

Характер и мера осуществления власти.

Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе.

Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Авторитарный режим не стремится к формированию особой структуры общества.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

Демократический режим

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: «называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех». (Фукидид. История. – Т. 1. – кн. 11. – М. – 1995. – С. 120). С тех пор содержание этого термина существенно расширялось, и в современных условиях оно имеет различные значения. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, для народа, посредством народа).

Рассмотрим демократию как тип политического режима на основе тех же критериев, что и другие политические режимы.

Характер и мера осуществления власти.

Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти. Последняя же обеспечивает соответствие протекающих в различных сферах процессов существующему законодательству.

Формирование власти.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Отношение людей к власти.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Роль идеологии в обществе.

Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.

Характер лидерства.

Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Положение средств массовой информации.

Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как к «четвертой» власти.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Изменения в социальной структуре общества.

Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам.

Изменения в политической системе общества.

Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.

Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти». Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.

Рассматривая политические режимы, следует обратить внимание на следующий фактор. Чем менее демократический характер носит режим, тем больше сходства в его проявлениях в различных странах, и наоборот, чем больше демократичности, тем больше различий. Особенно похожи тоталитарные режимы, независимо от того, на какой почве они рождаются: социализма или фашизма.

В авторитарных режимах мы наблюдаем уже гораздо больше различий. Выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.

Тирания – это режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана. Она гибнет, как правило, вместе со смертью диктатора.

Абсолютистские диктатуры (или династические режимы) отличаются от тираний тем, что власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделяется между членами семьи монарха, передается по наследству и является легитимной в силу традиций (Саудовская Аравия, Султанат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты).

Военные режимы являются достаточно распространенной формой авторитарных диктатур. По некоторым данным, это две трети молодых государств. Военные могут управлять государством как прямым путем, беря на себя все функции правительства, так и косвенным, осуществляя контроль за гражданским правительством.

Авторитарные однопартийные режимы используют единственную политическую партию как средство для мобилизации массовой поддержки правительству. Однако партия не превращается в самодовлеющую силу, как при тоталитаризме, и конкурирует за влияние с другими центрами власти (армией, церковью, корпорациями).

Все формы авторитаризма, за исключением династического правления, не имеют легальных механизмов преемственности власти. Поэтому ее передача из одних рук в другие осуществляется бюрократическим путем, нередко путем переворотов с использованием насилия.

Демократические режимы также имеют существенные различия в зависимости от особенностей социально-экономического и политического развития страны, национальных традиций, религиозных верований и так далее.

Исторические формы и модели демократии.

Проблема классификации демократии достаточно сложна. Главным является вопрос о критериях, на основании которых предпринимаются попытки ее классифицировать. В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические;

2) плюралистические;

3) коллективистские.

Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. Государству отводится роль «ночного сторожа».

Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе, утверждают сторонники данного подхода, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ, с точки зрения данного подхода, не может быть субъектом политики, так как представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов, их равновесия, предотвращения конфликтов.

Теорий плюралистической демократии очень много, однако можно выделить целый ряд общих черт, которые их объединяют. В первую очередь, это признание заинтересованной группы центральным элементом политической системы общества. Социальную основу демократической власти сторонники этих теорий видят в соперничестве и балансе групповых интересов. Идею сдержек и противовесов они распространяют со сферы институциональных отношений на социальные. Государство рассматривается в этих концепциях как арбитр, сохраняющий равновесие соперничающих интересов и обеспечивающий саморегулирование всего общества. Особое значение придают демократической культуре, в которой видят условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного решения конфликтов в политической сфере. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. Плюралистические концепции сохраняют все ценности либеральной демократии, но во многом идут дальше.

В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами, которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя.

Коллективистские модели демократии имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности, первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

Эти модели демократии в современном обществе приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без признания и институционального закрепления основополагающих прав личности.

Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.

Прямая демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

Плебисцитарные теории упор делают на прямую демократию, репрезентативные теории – на представительные учреждения.

Плебисцитарные формы демократии характерны для античной демократии, для городов-государств средневековья. В современном обществе к плебисцитарным теориям относятся теории участия (партиципаторной демократии). Они обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни.

Главное в этих теориях – это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности.

В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Принцип участия отодвигается на второй план. Это направление в теориях демократии называют еще традиционно-либеральным пониманием демократии, где самое ценное – это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Заканчивая анализ различных теорий и моделей демократии, следует отметить, что выделяют еще исторические формы демократии: античная демократия, феодальная демократия, буржуазная демократия, различия между которыми обусловлены, в первую очередь, особенностями развития общества на различных этапах его существования. Так, для античной демократии характерны были коллективистские модели с преобладанием прямой демократии. В условиях феодализма в политическом устройстве общества преобладала в целом антидемократическая тенденция, однако многим средневековым городам-государствам удавалось добиться освобождения от власти феодалов, там устанавливались те или иные формы самоуправления, в которых существенная роль принадлежала элементам прямой демократии. В эпоху феодализма, на поздних этапах его развития, стали зарождаться и первые парламенты как формы представительной демократии. Буржуазная демократия стала существенным шагом вперед по сравнению с феодальной. Для нее характерно всеобщее избирательное право, развитая система представительства, конституционная гарантия прав и свобод личности. В зависимости от особенностей и традиций в отдельных странах в рамках буржуазной демократии складываются различные ее модели.

В странах, где был установлен социалистический строй, выделяли социалистическую демократию как высшую форму демократического устройства общества, в основе которой лежали Советы как особая форма организации народовластия. Однако реализовать идею Советов на деле так и не удалось, функции их были выхолощены, а социалистическая демократия обернулась жестокими формами тоталитаризма.

В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

Контрольные вопросы и задания по лекции №3:

1. Что такое «политический режим»?

2. Назовите критерии, на которых основывается оценка политического режима того или иного государства.

3. Опишите основные черты тоталитаризма.

4. Перечислите основные признаки; отличающие авторитарный режим от тоталитарного.

5. Охарактеризуйте демократический политический режим.

kobriniq.ru

Понятие политического режима и его типы

15

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений.

Существуют различные классификации и типологизации политических режимов.

Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 1).

Термин «диктатура» (лат. – неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.

Демократические режимы (греч.demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной. Её главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.

Схема 1

Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.

Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй – касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть.

В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.

В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения.

Политическая конкуренция – оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты – показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты.

Политическое участие – характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь.

Схема 2

Режимы (системы)

Закрытые с монолитной элитой

Закрытые с дифференцированной элитой

Открытые

Исключающие

Традиционные

Авторитарно-бюрократические

Конкурирующая олигархия

Включающие

Эгалитарно – авторитарный

Авторитарно-неэгалитарный

Либеральная демократия

В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.

К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах – Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём.

Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70–80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).

Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит.

К эгалитарно – авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах – Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.

studfiles.net

1. «Политический режим» как категория политологии

1. «Политический режим» как категория политологии

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества, другими словами — определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Это понятие отражает реальную картину политической власти в той или иной стране.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Как возник данный политический режим? Имеется в виду организация и проведение выборов в органы политической власти. Е. Вятр отмечает, что характер и содержание формирующегося политического режима определяются соревновательностью выборов, которые предполагают свободу «выставлять свою кандидатуру… Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры».

2. Какие политические группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые данные группировки преследуют. Если власть принадлежит представителям демократических сил, то ставятся задачи демократизации общественной жизни. Если властвуют представители военной элиты, экстремистских кругов, тогда преследуются иные цели.

3. Каким методам политического господства отдается предпочтение демократическим или насильственным? Другими словами, политическая жизнь может характеризоваться признанием народа высшим источником власти. Но она может характеризоваться и политическим насилием, репрессиями против инакомыслящих, манипулированием сознанием людей с помощью разного рода мифов и ложной информации.

4. Какие партии добиваются прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические и т.д.)? Цели, которые ставят политические партии, во многом определяют тип политического режима в той или иной стране.

5. Допускается ли существование политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия политической оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.

3. Каково положение личности в данной стране? В первую очередь речь идет об уровне и фактической реализуемости института прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь также идет о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.

Отмеченные положения рассматриваются как основные (фактически их больше)

подразделяются на две большие группы: демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические включают в себя два типа — тоталитарные и авторитарные.

Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим. Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политически жизни общества. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.

В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления политической власти. Однако такое определение страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм и многогранность. Правда, способы и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к политическому режиму, по сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических и марксистских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.

Следовательно, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена

1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.

2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в данной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма

3. Демократия служит главным критерием оценки политического режима

это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима. Когда «доза «демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.

Среди современных видов политических режимов все большее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти — органическое сочетание народовластия с личной свободой.

Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства Он составляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. К принципам демократической организации власти относятся многопартийность, свободные демократические выборы при равенстве всех в избирательных правах.

Авторитарный политический режим не без оснований подразделяется на жесткий и умеренный. Верховная государственная власть здесь принадлежит элите либо диктатору и его окружению. Власть осуществляется жесткими методами насилия, часто неправового. Жесткий авторитарный режим не считается с основными правами и свободами граждан, подавляет политическую оппозицию, запрещает деятельность оппозиционных партий. В умеренный авторитарный режим в определенных дозах проникают демократия и законность.

Т

uchebnik-online.com