Понятие международная система – Понятие международной системы в международном праве

Понятие системы международных отношений и ее основные характеристики.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других связей между государствами, организациями, движениями и т.д., действующими на мировой арене.

Система международных отношений (международный порядок) представляет собой конкретно-историческую, устойчивую форму политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соот­ношение (баланс) сил, так и специфику отношений между входя­щими в систему государствами. Суверенные государства являются главными субъектами международных систем. Но в новом мировом порядке, форми­рующемся после распада на рубеже 80—90-х гг. XX вв. глобаль­ной биполярной системы МО, всё большую самостоятельную роль начинают играть негосударственные субъекты мировой политики.

Каждой системе международных отношений присущи опре­делённые временные и пространственные характеристики. Ис­торически международные системы образуются и существуют в рамках отдельных регионов. Региональная система МО возни­кает тогда, когда межгосударственные отношения в данном ре­гионе достигают уровня развития, при котором становится воз­можной их устойчивая политическая организация. Важнейшим условием при этом является существование здесь сопоставимых по силам и стабильно развивающихся государств.

В глобальном международном порядке региональные систе­мы существуют как автономные составляющие её сложной единой структуры, подчиняясь вме­сте с тем внутренней логике её функционирования. При этом региональные системы имеют как сходные, так и специфиче­ские черты, определяемые уровнем и особенностями полити­ческого, социально-экономического и историко-культурного развития того или иного региона.

Ведущее место в системе международных отношений занимают самые сильные государства — так называемые великие державы. Условия: мощный политический, экономический и военный потен­циал государства, высокий уровень культурного и духовно-нравственного развития его народа. Эти обязательные условия не только являются залогом его внутренней ста­бильности, но и отражают основные тенденции мирового раз­вития. Объективными предпосылками, как правило необходимыми для приобретения государством статуса великой держа­вы, являются геополитические факторы: размеры территории, численность населения, выгодное географическое положение, доступ к открытым морям, благоприятный климат, богатство природных ресурсов и т. д.

Интересы великих держав в большинстве случаев выходят за региональные рамки, и если такие государства располагают до­статочными силами и ресурсами для реализации своих глобаль­ных интересов, они становятся мировыми державами. Класси­ческими примерами мировых держав в начале XX в. были Ве­ликобритания и Франция, а после Второй мировой войны — США и СССР.

Основой системы международных отношений и главным факто­ром её стабильного существования является баланс сил, понимаемый как соотношение военных потенциалов, политического веса и влия­ния входящих в систему государств, в первую очередь великих дер­жав, в данный исторический момент времени. Каждая система международных отношений существует до тех пор, пока закреплённое в ней соотношение (баланс) сил не про­тиворечит новым историческим реальностям

studfiles.net

Глава 13. Международная система.

§1. Структура и система международных отношений.

Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (акторов) международных отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и международные (правительственные и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.

Следует различать понятия государственного и национального суверенитета. Национальный суверенитет совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, свою национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для осуществления национального суверенитета не обязательно образовывать национальное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия. Федеративное или конфедеративное государственное устройство.

Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.

В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После второй мировой войны возникли различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые другие. Большинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический договор НАТО, но эта организация в современных условиях меняет стратегию и приспосабливает функции к новой международной действительности, одновременно расширяя число своих членов.

Сегодня возрастает значение интеграционных группировок иного характера, ярким примером которых может служить Европейское сообщество, преобразовавшееся в ходе экономической и политической интеграции в Европейский Союз. Фактически и Содружество Независимых Государств на сегодняшний день представляет собой межгосударственное объединение, правда, рыхлое, аморфное, с неясными перспективами.

Близким, но не тождественным к понятию «межгосударственное объединение» является понятие международная организация». Международные организации во второй половине XX столетия стали важны фактором международных отношений. Основными признаками международной организации могут быть названы следующие: объединение государств на основе организационно-правового единства его членов; объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения учредительного актадля достижения провозглашенных целей; объединение, осуществляющее в соответствии с учредительным актом и другими правилами организации установленные функции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с суверенными государствами и другими субъектами международного общения от своего имени. Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной организации.

Каждая международная организация это форум государств-участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения. Международная организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями. Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а следовательно, и международного права, международная организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных отношений между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования. Международная организации играют стабилизирующую роль, способствуя усилиям миролюбивых сил в сохранении и развитии позитивных тенденций в международных отношениях.

Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации, в свою очередь, оказывают влияние на реализацию этих закономерностей, создавая для этого более или менее благоприятные условия.

Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам. К их числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных, организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.

В научной литературе предлагается несколько прин­ципов классификации международных организаций. При этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и неправительственные (т. е. на ос­нове характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международник организаций сме­шанного типа. В них участвуют как правительства или государственные ведомства, так и общественные орга­низации.

Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций. Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.

С деятельностью Организации Объединенных Наций связаны сегодня и надежды на решение ряда проблем, обострившихся в последние десятилетия. Это относится прежде всего к одной из наиболее значимых и перспективных областей деятельности ООН — проблемам состояния мирового хозяйства и многостороннего экономического взаимодействия.

ООН, безусловно, не может подменить собой сеть многосторонних организаций и институтов, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отошений, но через ООН можно было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике и к ликвидации бедности и нищеты в различ­ных районах мира. В последнее время выдвигается мно­жество предложений об улучшении структуры самой ООН, повышении эффективности отдельных ее органов и пере­смотре Устава ООН.

Ставится вопрос о расширении Совета Безопасности, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о введении в состав Совета Безопасности новых постоянных членов. Предлагается реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимые, исходить при этом из критериев приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания ряда новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем.

Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По дан­ным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций со­ставляет примерно 80% от всех межправительственных организаций.

Таким образом, система международных организаций прочно вошла в структуру системы межгосударственных отношений как важный элемент, без которого функционирование этой системы практически невозможно, особенно сегодня, когда совместных усилий требует решение глобальных проблем, когда существует объективная необходимость коллективной безопасности. Роль данного элемента системы международных отношений будет, очевидно, возрастать.

По своему характеру международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди этих отношений на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определяются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику, через процесс формирования и реализации внешней политики государств.

Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударственных политических отношений лишь тогда я постольку, когда и поскольку они опосредованно становятся объектом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.

Различные виды отношений не только в субъективном плане, через политику государств, в которой они, как в тигле, переплавляются в политические, но и объективно являются политическими. В силу свойств самой системы межгосударственных отношений она концентрированно выражает различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем — в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т. д. — весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.

В каждый отдельный промежуток времени складывется определенный характер взаимодействия между основными участниками международных отношений. Эта отношения приобретают особую для каждого периоде структуру, которую принято. называть системой международных отношений или международной системой

Существуют несколько вариантов моделирования систем международных отношений. Один из вариантов предложил американский политолог М. Каплан. Под международной системой он понимает варианты расстановки сил на основе некоторого набора участвующих организаций, государств или групп государств. Всего им выделено шесть типов международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система вето. Затеи были предложены различные модификации отдельных систем.

В системе «баланса сил» основными факторами являются только национальные государства с широкими военными я экономическими возможностями. Это система, в которой не существует дифференциации ролей; если в ней насчитывается менее пяти государств-акторов, то система может оказаться неустойчивой. Если имеется пять или более таких государств, то они проявляют заинтересованность в том, чтобы не допустить устранение других государств как основных акторов системы, сохранив их как будущих союзников.

В то же время каждый из акторов стремится максимально обеспечить свою безопасность путем получения больших, чем равные, возможностей в системе. Поэтому они образуют союзы и вступают между собой в войны. Но войны эти носят локальный характер, а союзы быстро меняются.

Возникающие коалиции чаще всего направлены против акторов, претендующих на господство или обладаю­щих преимуществами, способными дать им господствующее положение. Любое из союзных государств-акторов может быть приемлемым партнером, ибо только таким образом оно в состоянии обеспечить себе оптимальную вероятность того, что будет членом победившей коалиции ила не слишком пострадает от поражения, если окажется в проигравшей коалиции. Такая система является устойчивой.

В свободной биполярной системе роли дифференци­рованы. Она состоит из акторов различных типов: от­дельных государств, блоков государств, лидеров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальных организаций. Устойчивость такой системы возрастает в том случае, если лидеры блоков обладают монополией на атомное вооружение. Союзы создаются на базе постоянных общих интересов. Войны имели бы тенденцию к превращению из локальных в тотальные, если бы не сдерживающее влияние огромной разрушительной силы ядерного оружия, а также посреднической деятельности неприсоединившихся стран и универсальных акторов. Такая система менее устойчива, чем система «баланса сил».

Жесткая биполярная система, в принципе, имеет много общего со свободной биполярной системой. Отличие состоит в том, что в жесткой системе упраздняется роль неприсоединившихся государств и в значительной степени атрофируется роль универсальной организации. В случае возникновения такой системы она характеризовалась бы очень высоким напряжением.

Универсальная система носит чисто предположительный характер. Она могла бы, по мнению М. Каплана, возникнуть в том случае, если бы ряд политических полномочий был передан универсальной организации. Такая система потребовала бы от части своих членов переориентации, поскольку предпочтение было бы оказано коллективным и международным ценностям.

Иерархическая система выглядит как некая модификация универсальной. Предполагается, что она могла бы возникнуть вследствие изменения масштабов международной организации вон установления единоличной власти какого-либо одного актора.

Система вето — его система государств-акторов или блоков-акторов, в которой каждый актор располагает значительным запасом атомных вооружений. Члены такой системы не склонны к образованию союзов. Они стремятся к тому, чтобы вероятность войны не увеличива­лась, но при атом сохранялось бы напряжение, порождающее относительную неустойчивость. Эта система менее устойчива, чем свободная биполярная система.

В годы «холодной войны» реальная система между­народных отношений видоизменялась между жесткой и свободной биполярными моделями по схеме М. Каплана. В 50-е гг. тенденция развития шла в сторону жесткой биполярной системы, поскольку противоборствующие сверхдержавы стремились вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше стран и количество вентральных государств было невелико.

Жесткая конфронтация США и СССР фактически парализовала ООН. США, располагая большинством голо­сов в Генеральной Ассамблее ООН, использовали ее как послушный механизм для голосования, чему СССР мог противопоставить только свое «право вето» в Совете Безопасности. В результате Организация Объединенных Наций объективно не могла играть возложенной на нее роли.

С конца 50-х гг. система международных отношений эволюционировала в направлении мягкой биполярной модели. За счет новых независимых государств Азии и Африки увеличилось количество нейтральных стран, мно­гие из которых составили Движение Неприсоединения. Несколько повысилась результативность деятельности ООН и других международных организаций. Но одновременно усилилось соперничество противоборствующих блоков в «третьем мире», что стимулировало возникновение региональных конфликтов.

Исчезновение Советского Союза как одной из двух сверхдержав разрушило прежнюю международную систему. Пока рано говорить о каких-либо окончательных контурах новой системы международных отношений. Ряд государств, в тон числе и Россия, высказываются в пользу многополярного мира или, иными словами, за такую систему международных отношений, в которой несколько центров силы взаимодействовали бы между собой и с международными организациями, включая ООН, с целью сохранения мира и поддержания стабильности.

Важнейшим регулятором всех международных отношений выступает международное право. Решая поначалу вопросы простого разграничения сфер власти отдельных государств, регулирования их связей, международное право постепенно выходило на путь ограничения произвола, сужения сферы применения права на войну. В результате принятия Устава ООН оно поднялось на качественно новую ступень, поставив вне закона применение силы, нормативно закрепив идею сотрудничества государств. Это составило основу для создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.

К основным принципам современного международного права можно отнести следующие:

• суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

• неприменение силы или угрозы силой;

• нерушимость границ;

• территориальная целостность государства;

• мирное урегулирование споров;

• невмешательство во внутренние дела;

• уважение прав человека и основных свобод;

• равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

• сотрудничество между государствами;

• добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Нормативная база международного права постоянно обновляется и дополняется. В этом находит свое отражение развитие структуры и системы международных отношений в целом.

studfiles.net

I. Понятие, сущность и система международного права

3

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Понятие и сущность международного права

  1. Система международного права.

  1. Основные принципы международного права.

  1. Международное публичное и частное право.

II. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Возникновение международного права и его периодизация

  1. Международное право в Древнем мире

  1. Международное право в эпоху средневековья

  1. Классическое международное право

  1. Международное право XX в.

III. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.

  1. Международная правосубъектность государства.

  1. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.

  1. Международная правосубъектность международных организаций.

  1. Международная правосубъектность государствоподобных образований.

  1. Международный правовой статус субъектов РФ.

  1. Проблема международной правосубъектности индивидов и юридических лиц

IV. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Понятие и виды источников международного права.

  1. Международный договор.

  1. Международный правовой обычай.

  1. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций.

  1. Иные источники международного права.

V. ПРИЗНАНИЕ И ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

  1. Признание в международном праве.

  1. Формы и виды признания.

  1. Правопреемство в международном праве.

  1. Правопреемство государства в отношении международных договоров.

  1. Правопреемство государства в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов.

  1. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР.

VI. ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

    1. Понятие и виды территорий в международном праве.

    1. Государственная территория и государственная граница.

    1. Международные и пограничные реки и озера.

    1. Правовой режим Арктики.

    1. Правовой режим Антарктики.

VII. МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

  1. Понятие мирного урегулирования международных споров.

  1. Мирные средства разрешения международных споров.

  1. Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги.

  1. Международная примирительная процедура.

  1. Международная судебная процедура.

VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

  1. Понятие и основания международно-правовой ответственности.

  1. Понятие и виды международных правонарушений.

  1. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

  1. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности.

  1. Виды и формы международно-правовых санкций

IX. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

    1. Понятие и виды международных договоров.

    1. Заключение международных договоров.

    1. Действие договоров.

    1. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров РФ.

X. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Понятие и источники права международных организаций.

  1. Организация объединенных наций.

  1. Специализированные учреждения ООН.

  1. Региональные международные организации.

XI. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

  1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств.

  1. Дипломатические представительства.

  1. Консульские представительства.

  1. Постоянные представительства государств при международных организациях. Спецмиссии.

XII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

  1. Понятие международного гуманитарного права.

  1. Понятие населения в международном праве. Международная защита общих прав человека.

  1. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.

  1. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим положения беженцев и вынужденных переселенцев.

XIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

  1. Право войн и вооруженных конфликтов

  1. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне.

  1. Участники вооруженных конфликтов. Режим военного плена и военной оккупации.

  1. Ограничение средств и методов войны.

XIV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      1. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения мира и предотвращения войны.

      1. Система международной безопасности.

      1. Средства разрешения международных споров.

XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

      1. Уголовная ответственность в международном праве.

      1. Правовая помощь по уголовным делам. Сотрудничество и обмен информацией.

      1. Международные организации в борьбе с преступностью

XVI. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

  1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.

  1. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

  1. Международное воздушное право.

  1. Международное космическое право.

1. Понятие и сущность международного права

2. Система международного права.

3 Основные принципы международного права.

4. Международное публичное и частное право.

Методические рекомендации. В процессе изучения данной темы следует уяснить, что выработка понятия «международное право», т.е. сущностного содержания этого термина, — одна из задач науки права вообще и того ее раздела, который именуется теорией права, в частности, науки (доктрины) международного права и ее раздела- теории международного права. На основе подхода к праву, согласно которому существуют две самостоятельные и взаимосвязанные системы права- право внутригосударственное и право международное, в международно-правовой доктрине предложены многочисленные разнообразные определения международного права. Но каким бы полным не было определение, оно не может охватить полностью все явления. свойственные международному праву, это в принципе невыполнимо. Любое определение нуждается в расшифровке используемых в нем терминов-понятий, а также вытекающих из них других понятий.

Необходимо понять специфику международного права как особой правовой системы, ее отличие от внутригосударственного права по предмету регулирования, субъектам, объектам, источникам, методам нормообразования и способам обеспечения норм.).

Введение. Внутреннее развитие любого государства невозможно без международного сотрудничества. Международные отношения- это весьма разнообразная и широкая область, включающая в себя самые различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных органов, а также общественных и других организаций всех типов (политических, экономических, культурных, научных, профессиональных и т.д.). Для регулирования этого комплекса взаимоотношений применяются различные формы и методы, разный арсенал средств, действующих как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. В число социальных форм и методов входят политические, правовые, моральные, организационные (в тех случаях, когда они имеют социальный характер) средства регулирования, а также так называемая международная вежливость.

Таким образом, правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования этого вида организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь и известного главным образом своей системной совокупностью как международное право.

1. Понятие и и метод регулирования международного права

Международное право— это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющиеся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

Главными компонентамимежгосударственной системыявляются государства— суверенные образования.Все остальные компонентыв межгосударственной системе(за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собойобразования так или иначе созданные государствами.

В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-правовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств.

Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними.

Таким образом, международное правоэто совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества. Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются.

Среди норм общего международного права выделяют его основные нормы-принципы. Основные принципы международного праваэтотакиенормы общего характера, в соответствии с которыми должны устанавливаться все остальные его нормы. Они являются исходными в системе международно-правовых норм и регулируют в обобщенном виде поведение в международных отношениях государств и иных субъектов международного права путем установления их основных прав и обязанностей.

В последние десятилетия, после принятия в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, в системе норм общего международного права стали выделять нормы императивные, имеющие характер jus cogens (общеобязательное право). Согласно ст. 53 Венской конвенции 1969 г., «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, носящей такой же характер».

Международное право не содержит перечня императивных норм. Но отечественная доктрина единодушно относит к таковым основные принципы международного права, изложенные, в частности, в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Подавляющее большинство норм общего международного права являются нормами диапозитивными.

В числе норм международного права различают и нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е.нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права в процессе их взаимного общения и сотрудничества, инормы правоохранительные, именуемые так жевторичными. Последние вторичны в том смысле, чтовступают в действие в случае нарушения субъектом первичных, регулятивных норм и устанавливают для него отрицательные юридические последствия. В частности,это нормы о международной ответственности государств за их международно-правовые деяния.

studfiles.net

Понятие системы современного международного права

Система права — совокупность принципов, норм, ин­ститутов отрасли права.

Система МП— комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядо­ченным подразделением на относительно самостоя­тельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Основными системообразующими факторами выступают цели и принципы МП. Общепризнанной систе­мы МП не существует.

Структура системы МП

Ядросистемы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные межд.-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.

Институт МП— это совокупность межд.-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по определенному объекту правового регули­рования или устанавливающих межд.-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).

Межд.-правовые институты объединяются в отрасли МП— это совокупность обычно-правовых норм МП, регулирую­щих отношения субъектов МП в какой-либо одной широ­кой области межд. сотрудничества (право межд. догово­ров, межд. морское, воздушное, космическое право и др.).

Для МП характерны процессы дифференциации и ин­теграции одновременно. Перечень институтов и отраслей МП не является ис­черпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии.

Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов МП может осуществляться в различных пра­вовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.

Существование системы МП объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное МП в состоянии выполнять свои функции.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Систе­ма МП носит объективный характер, система науки МП — субъективный.

  1. Понятие и виды источников мп

Источники МП понимаются в двух значениях: в мате­риальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выраже­ние нормы права). Источники МП— признанные государствами формы воплощения резуль­татов согласования государственной воли, формы фик­сации межд.-правовых норм.

Две группы: основные и вспомога­тельные средства создания межд.-правовых норм.

Основные:

    1. Общепризнанные принципы МП

    2. межд. договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:

  • общие — содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;

  • специальные договоры с ограниченным числом участ­ников;

    1. межд. обычай — правило поведения субъектов МП, которое признано в качестве правовой нормы. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой.

Обычная норма может превратиться в дого­ворную путем закрепления ее в межд. договоре. Дого­ворная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее при­знание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права.

Вспомога­тельные:

  1. внутригосударствен­ное право.

  2. односторонние ак­ты государства (заявления, ноты, выступления и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), могут порождать для государства юридические обязательства.

  3. судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных государст­вах. Однако как вспомогательный источник права реше­ния Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обыч­ных норм.

  4. доктрины МП. Большое значение при этом име­ет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее док­трина согласно российской теории права — только вспо­могательное средство для определения норм.

studfiles.net

Понятие и элементы международной (межгосударственной) системы.

Право Понятие и элементы международной (межгосударственной) системы.

Количество просмотров публикации Понятие и элементы международной (межгосударственной) системы. — 2325

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Понятие и элементы международной (межгосударственной) системы.
Рубрика (тематическая категория)Право

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной позиции, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории˸

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют ᴇᴦο ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, в случае если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют из себямини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

referatwork.ru

Понятие системы международных отношений — Политология. Вопросы и ответы — Л. Н. Панкова — rutlib5.com

Понятие системы международных отношений

При рассмотрении любой совокупности отношений как системы выделяются два комплекса проблем. Первый – процессы, идущие внутри этой системы, их динамика и влияние на ее стабильность (нестабильность). Второй комплекс – взаимосвязь системы международных политических отношений с внешней «средой», т. е. с системой экономических, социальных, культурных, экологических отношений, среди которых политическая составляющая играет особую роль.

Рассматривая первый аспект, следует признать, что международные отношения – это сфера, где как раз наиболее наглядно проявляется тезис К. Шмитта об ассоциации (диссоциации) друзей и врагов. С древних времен народы и этносы учились строить между собой отношения так, чтобы занять выгодное территориальное положение, например, близкое к водным путям сообщения, богатое какими-либо угодьями и благами, или же в районах, труднодоступных для врага. Использовались различные средства для расширения сферы своего влияния. Для этого объявлялись войны, заключались союзы. Войны в древности были одним из важнейших источников доходов; в то же время они могли разорять народы, особенно если они велись долговременно, как, например, между Афинами и Спартой, Римом и Карфагеном, Египтом и хеттами. В Средние века шла Столетняя война между Англией и Францией. Со временем расширялся арсенал средств, позволяющий более широко применять вместо военных способов разрешения конфликтов способы политические (мирные – путем переговоров). Важнейшим элементом международных отношений были противоречия между капиталистическими странами. Эти противоречия не утратили полностью своего значения и в наши дни. В 1917 г., в результате социалистической революции в России, в мире наряду с противоречиями между капиталистическими странами возникла конфронтация двух социально-экономических систем. Характер международных отношений в большой степени определялся борьбой между ними. И хотя во Второй мировой войне США, Англия, Франция, СССР стали союзниками, конфронтация тем не менее возобновилась снова. С 90-х гг. международные отношения стали больше зависеть от стратегии США, хотя начали выделяться новые центры силы (Китай, Европейский Союз).

Второй комплекс проблем также довольно актуален. Международные политические отношения взаимодействуют с экономическими, социальными, культурными, экологическими отношениями. Причем экологические приобретают все большее значение. Разработана даже концепция устойчивого развития (под эгидой ООН), в которой соотношение экологии и экономики является центральным компонентом. Взаимодействие с природной средой, географическое положение, климатическое состояние

rutlib5.com

Международное право в системе международных отношений. Понятие «международное право» и его особенности

Лекция № 1

Международное право в системе международных отношений. Понятие «международное право» и его особенности

§ 1. Понятие межгосударственной системы и международного права

С того времени, когда в самый разгар тридцатилетней войны в Европе появился трактат  Гуго Гроция «О праве войны и мира», международное право и международная система начали формироваться и развиваться, вырабатывая общие международно-правовые принципы и институты, по пути строительства международных отношений и для регулирования конфликтов, а также решения различных спорных вопросов на основе права. Международное право XX века можно назвать процессом конфронтации и столкновения между старым классическим международным правом и современным международным правом. Никогда прежде события международной жизни не подвергались такому пристальному вниманию мирового сообщества в целом и не оказывали такое влияние на человечество.

Международное право как правовая система, отличная от других существующих в конкретных государствах, функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой.

Понятие межгосударственной системы было выдвинуто в советской доктрине международного права, в той трактовке, которая дается Г. И. Тункиным[1]. Термин же — межгосударственная система (Interstate system) — известен в несколько другом понимании в западной литературе по международному праву.

В США системный анализ основывается на общей теории систем, воспринятой рядом отраслей американской политической науки после того, как он получил распространение в естественных науках. Этот метод в приложении к международному праву предполагает наличие международной системы государств, связанных между собой разнообразными отношениями, из которых выделяются «подсистемы».

Впервые метод системного анализа международного права был предложен последователями профессора Йельского университета М. Макдугала — М. Капланом и Н. Катценбахом в работе «Политические основы международного права»[2], утверждавшими, что международно-правовая система отличается от других систем своей «горизонтальностью», то есть отсутствием иерархии в силу распределения власти между формально равнозначными субъектами системы — суверенными государствами.

Известный американский политолог С. Гофман также обращается к созданию систем международного права, но делает это исходя из результатов социологии истории, крупнейшим представителем которой на Западе является Р. Арон. Гофман[3] анализирует исторические схемы прошлых конфликтов в международных отношениях, а затем сравнивает их с современной структурой.

Р. Грегг и М. Баркун предлагают модель системы, основанную на методе сравнительного анализа политики, разработанного известным американским социологом и политологом Г. Алмондом. Грегг и Баркун применяют его метод для анализа деятельности ООН как фактора международной жизни, исследуя следующие категории: изложение интересов и их группировка; отношения между участниками и вербовка сторонников; объединения участников; регулирование конфликтов и перераспределение компетенции — авторы считают, что две последние категории особенно полезны для международно-правового анализа, а именно для выявления роли Международного суда в спорах между «богатыми» и «бедными» сторонами[4].

Сторонники системного подхода рассматривают международное право как подсистему, входящую в более общую систему политических отношений. Системный подход западных специалистов обозначает систему межгосударственных отношений либо международное сообщество государств.

Отечественные международники обозначают глобальную межгосударственную систему как  целостную систему, то есть:

Ø систему, где взаимодействует множество компонентов, основные из которых — государства; народы и нации, борющиеся за независимость; международные организации; объединения, не являющиеся международными организациями; международные органы, международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе и т. д;

Ø систему, обладающую интегративными свойствами, что означает, что свойства межгосударственной системы представляют собой результат взаимодействия ее компонентов, а не просто сумму их свойств.

Глобальная система в целом достаточно слабо интегрирована, это свойство гораздо более выражено в ее подсистемах, где взаимодействие компонентов намного интенсивнее и самих компонентов не так много. В основном выделяют региональные и функциональные подсистемы. Для восстановления и поддержания равновесия системы, для ее развития, любая целостная система обладает регулирующей способностью, которая выражается в разрешении конфликтных ситуаций и вообще международных проблем, поддержании равновесия системы и восстановления его в случае нарушения.

В качестве способов регулирования выделяют три основных — политический, силовой и международно-правовой.

Политический способ, хотя и основан на международном праве, осуществляется не путем применения конкретных норм, как международно-правовой, а путем политических договоренностей; силовым же способом вопросы решаются в соответствии с принципом «политики большой дубинки». Все три способа существовали в веках и в различных государствах получали различное признание. Например, давая оценку того, как различные школы и направления в американской международно-правовой доктрине относятся к современному подходу американского правительства к важнейшим политическим и правовым проблемам, приходится признать, что определяющим, с точки зрения влияния на практику, было еще недавно наиболее правое консервативное крыло «реалистической» школы («реализм» завоевывал себе позиции тем, что обличал консерватизм и формализм американской системы правосудия, призывая к ее обновлению). Наиболее характерным представителем этого крыла был Ю. Ростоу, занимавший при рейгановской администрации пост директора Управления по контролю над вооружениями и разоружением. Спор о том, какой элемент следует брать за основу при анализе международных отношений — силу, право или моральные принципы, был решен в то время США в пользу первостепенного учета фактора силы. Однако нарушения международного права, политика милитаризации периода «холодной войны» являлись характеристикой не только внешней политики США, да и заслуга коренного перелома в отношениях СССР-США принадлежит не только нашей стороне.

vunivere.ru