Понятие и классификация – 46. Понятие и классификация

Содержание

3. Понятие, сущность, цели классификации

Смысл классификации прост. Все многообразие объектов, требующих осмысления или какой-либо обработки, организуется в виде упорядоченной системы. Для этой системы разрабатываются определенные правила деления и навигации. В ней каждому объекту отведено определенное место так, что не возникает сомнений ни в том, куда поместить данный объект, ни в том, где его искать. Для проведения классификации используется весь логический аппарат. Классификация как логический оператор — это многоступенчатое логическое деление, когда каждый из членов деления в свою очередь становится делимым понятием, но уже по иному основанию деления.

Объект классификации — это элемент классифицируемого множества. В международной торговле таким элементом выступает товар.

При осуществлении классификации широко используются такие понятия как признак классификации и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов.

Признак классификации — это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признак классификации имеет также синоним — основание деления.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.

Классификация — это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Классификация необходима для автоматизированной обработки информации об объектах и различных сферах деятельности. Классификация помогает выявить групповые характеристики объектов, формирует общие требования к ним, используется для разработки общих критериев идентификации.

Классификация должна отвечать следующим правилам:

1. Основание классификации должно быть определено признаком, существенным для решения конкретной профессиональной задачи с помощью этой классификации. В противном случае, вместо классификации мы получим простое перечисление множества объектов и цели систематизации в определенной сфере не будут достигнуты.

2. Члены деления должны исключать друг друга.

3. Деление на каждом этапе должно производиться только по одному основанию.

4. Деление должно быть соразмерным — т. е. объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления. Это правило предъявляет высокие требования к описанию товаров и точности формулировок и терминологии, что должно однозначно исключать двойственность толкования. С целью соблюдения выполнения правила и обеспечения соразмерности в классификаторах предусматриваются специальные группировки «прочие», что позволяет систематизировать ранее не существовавшие объекты.

5. Каждое понятие, полученное в результате деления, должно быть определено.

4. Методы классификации и их сравнительная оценка.

Методы классификации — это совокупность приемов разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества.

В науке известны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Рассмотрим два основных метода классификации: 1)иерархический; 2)фасетный.

1)Иерархический метод характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества.

Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо на первом этапе систематизации определить ее цель, т. е. какими свойствами должны обладать объединяемые в подмножества объекты. Эти свойства в дальнейшем принимаются за признаки классификации.

В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Таким образом, распределение множества объектов на части (группы) только по одному признаку называется классификационной группировкой.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике обычно не превышает 10.

Правила классификации: 1. Деление множества на подмножества следует начинать с наиболее общих признаков; 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа; 3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному; 4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.

Достоинства: простота построения; возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях; высокая информационная насыщенность; обзорность.

Недостатки: при большой глубине — громоздкость; высокие затраты для применения; трудность применения из-за многоступенчатости и большого числа взаимосвязанных подмножеств; при небольшой глубине — информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

2) Фасетный метод классификации — предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые одна от другой группы или фасеты, по одному из признаков в каждой. Благодаря тому, что разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу, фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков.

Правила классификации: 1. примерно одинаковая значимость и независимость классификационных признаков; 2. отсутствие общности классификационных признаков; 3. возможность дополнения количества признаков.

Достоинства: гибкость системы классификации; удобство использования, так как в каждом отдельном случае можно подразделять множество товаров, ограничивая их несколькими фасетами, представляющими интерес в данном конкретном случае; возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов.

Недостатки: невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках; низкая информативность.

Преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. методы дополняют друг друга. Знание достоинств и недостатков различных методов классификации позволяет их рационально использовать с учетом целевого назначения. Часто оба метода используют совместно. В этом случае говорят о системе классификации.

Таким образом, система классификации — это совокупность методов и правил классификации, ее результатов.

studfiles.net

Классификация — это… Что такое Классификация?

Классификация (классифицирование) (от лат. 

classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)»[1].

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»[2]

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

  • В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.
  • Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
  • Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  • Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[3].

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Понятие о классификации

В научном исследовании, педагогической и учебной практике часто возникают задачи, в ходе решения которых требуется хранить в памяти большие объемы информации о предметах некоторого класса (множества). При этом все множество предметов этого класса должно быть легко обозримым. Именно для этого предназначен вид деления, который называется классификацией.

Если дано некоторое множество объектов, то можно сказать, что классификация решает тройственную задачу:

а) упорядочить это множество;

б) сделать его хорошо обозримым;

в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Классификация получается в результате последовательного многоступенчатого деления.

Деление, последовательно производимое по систематически выбираемым основаниям, дает в результате виды предметов, для кото рых четко определено, какие из интересующих нас признаков им присущи, а какие — нет.

Таким образом, эти виды получают в некотором смысле максимально полное описание.

Виды, охарактеризованные множеством признаков, служащих основаниями последовательного деления, будем называть классами.

Отсюда становится понятным само название логической операции, которую мы рассматриваем в этом параграфе, — классификация. Классификация состоит в распределении элементов данного множества на точно охарактеризованные с точки зрения интересующих нас признаков классы.

Классификация — систематическое распределение элементов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления.

Такое последовательное многоступенчатое деление имеет древовидную структуру.

Пример. Рассмотрим классификацию треугольников по двум основаниям: а) величине углов и б) соотношению сторон.

По величине углов треугольники (Т) делятся на остроугольные (ОТ), тупоугольные (ТТ) и прямоугольные (ПТ).

По соотношению сторон разделим треугольники на равнобедренные (PбT) и разносторонние (РзТ).

Для того, чтобы получить классификацию, следует соединить два эти деления в последовательное двухступенчатое деление, например, таким образом:

разделяются по классам на основании несущественного признака первых букв фамилии автора или названия книги.

Естественную классификацию книг можно получить следующим образом: книги делятся на художественные, научные и учебники.

Художественные делятся на прозаические и поэтические; научные делятся на естественнонаучные, общественнонаучные и гуманитарные; учебники делятся на школьные, учебники для вузов и учебники для техникумов.

Отсюда получается следующая классификация: книги делятся на художественные прозаические, художественные поэтические, естественнонаучные, общественнонаучные, по гуманитарным наукам, учебники для школ, учебники для вузов, учебники для техникумов.

Вспомогательные классификации используются для того, чтобы обеспечить единый доступ к предметам различных предметных областей. Так, книги классифицируют ся по алфавитному признаку для любых видов литературы независимо от их различий. Естественная классификация приспособлена к особенностям данного рода предметов и использует существенные для выд еляемых видов признаки.

В результате такого последовательного двухступенчатого деления получаем классификацию треугольников.

Треугольники бывают : остроугольные равнобедренные, остроугольные разносторонние, тупоугольные равнобедренные, тупоугольные разносторонние, прямоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние.

Мы получили распределение всех треугольников на шесть классов по двум признакам. Теперь все треугольники распределены по точно охарактеризованным классам так, что каждый из них легко доступен для обозрения и все виды треугольников легко укладываются в памяти.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

Классификация, понятие и сущность

Содержание:

1. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2

2. Раздел 1 «Общее понятие о классификации» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

3. Раздел 2 «Деление понятий» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

4. Раздел 3 «Естественная и искусственная классификация»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

5. Раздел 4 «Научная номенклатура и терминология» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

6. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16

7. Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17

Введение:

Цель реферата — показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни, так как классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Задачами реферата являются: раскрытие общего понятия о классификации, описание деления понятий, обзор классификации понятий и объяснение значения научной номенклатуры и терминологии.

Раздел 1.

Общее понятие о классификации.

Логика возникла еще в IV в. до н.э., основателем ее считается древнегреческий философ Аристотель.

Логика – это наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Классификация (от лат “classis” — разряд и “facere” — делать) в логике — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Вывод: Задачей классификации является распределение предметов по группам в таком порядке, которые наиболее важны в практическом отношении. Наилучшей является такая классификация, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков.

Раздел 2.
Деление понятий.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

В каждом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.

Например, треугольники можно разделить на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Основанием деления служит характер углов треугольника.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

К операции деления приходится прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Определяя понятие, мы раскрываем его содержание, указываем признаки предметов, мыслимые в этом понятии. Производя деление понятия, мы даем обзор того круга предметов, который отображен в нем. Если у нас есть, скажем, определение понятия «линза», мы знаем наиболее важные признаки линз. Но при этом у нас нет точного представления о видах линз. Только разделив линзы на выпуклые, двояковыпуклые, вогнутые, двояковогнутые и т.д., мы получим знание не только о том, что такое линза, но и о том, какими бывают линзы.

Важно уметь, таким образом, не только определять содержание понятия, но и прослеживать те группы, из которых слагается класс предметов, обозначаемых понятием.

Из арифметики хорошо известна операция деления чисел. Деление понятий, или логическое деление, — другая мыслительная операция, имеющая с первой общие не только название, но и структуру: у обеих операций есть «делимое», «делитель» и «результат деления». Логическое деление применяется к понятиям, результат такого деления — несколько новых, видовых понятий. В содержание последних входят все те признаки, которые мыслились в исходном, родовом понятии, и, кроме того, признаки, отличающие один вид от другого.

Логическое деление, случается, смешивают с другой операцией, которая тоже иногда именуется «делением», — с расчленением некоторого предмета на составные части.

Мы говорим, что все деревья делятся на хвойные и лиственные. Это логическое деление. Но мы можем также сказать, что дерево делится на крону, ствол и корни. Это уже не деление понятия «дерево», а расчленение самого дерева на его части.

Различие здесь важное и вместе с тем простое. О каждой из частей логического деления можно высказать все то, что говорится в содержании делимого понятия. И хвойные деревья и лиственные — это деревья. И в отношении первых и в отношении вторых справедливо все то, что верно для деревьев вообще. Но части, получающиеся в результате расчленения дерева, вовсе не являются деревьями. О кроне, стволе или корнях нельзя сказать: «Это — дерево», общую характеристику деревьев нельзя распространить на части отдельного дерева.

Требования к делению.

Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно формулируют четыре таких правила:

1. Деление должно вестись только по одному основанию.

Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.

Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем — по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви — на мужскую, женскую и резиновую; веществ — на жидкие; твердые, газообразные и металлы и т.п.

2. Деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.

3. Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий.

4. Деление должно быть непрерывным.

Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.

Основание деления.

Основание деления — это отдельный признак или совокупность признаков, вариации которых позволяют провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии.

Наиболее частая ошибка в делении — это, конечно, изменение основания на одном из шагов деления.

Характерная ошибка , когда человек начинает делить, допустим, злаки на рожь, пшеницу, овес, ячмень, а затем вдруг называет кукурузу и подсолнечник, поскольку они также играют важную роль в питании людей и животных. Или кто-то делит художественную прозу на романы, повести и рассказы, а потом присоединяет к ним поэмы, относя к последним произведения, проникнутые особым лиризмом.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям. Цели делений, а значит, и их основания обусловливаются определенными практическими или теоретическими соображениями, к которым правила деления не имеют никакого отношения. Суть этих правил сводится к требованию, чтобы основание, раз уж оно было выбрано, в дальнейшем в пределах проводимого деления не менялось.

Дихотомическое деление .

Говоря об основаниях делений, нужно обязательно упомянуть особый вид делений — дихотомию (буквально: разделение напополам). Дихотомическое деление опирается на крайний, так сказать, случай варьирования признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой — не имеющие его.

Дихотомическое деление имеет свои определенные преимущества, но, в общем-то, оно является слишком жестким и ригористичным. Оно отсекает одну половину делимого класса, оставляя ее, в сущности, без всякой конкретной характеристики. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин, и не проявляем особого интереса к другой.

Классификации, в основе которых лежит дихотомическое деление, были особенно популярными в прошлом, в средние века. Это объяснялось, с одной стороны, ограниченностью и поверхностностью имевшихся в то время знаний, а с другой — неуемным стремлением охватить классификациями весь мир, включая и «внеземную» его часть, которая предполагалась существующей, но недоступной слабому человеческому уму.

mirznanii.com

Понятие и классификация систем | Всё по специальности Менеджмент

Система – единство взаимосвязанных, взаимовлияющих элементов, которые расположены в определенной закономерности в пространстве и времени и совместно функционируют для достижения определенной цели.
Системы классифицируются по различным признакам:
1. По иерархии уровня сложности:
— уровень статической организации (структура – состояние чего-либо),
— уровень простой динамической структуры с заранее запланированными обязательными движениями,
— уровень термостата (цикл обратной связи),
— уровень одноклеточного живого организма (клетки),
— уровень генетически общественных организаций (растения),
— уровень животных – системы, которые обладают нервной системой, мозгом и имеют целенаправленные поведения,
— уровень индивидуального человека – система обладает самосознанием, языком как средством общения, способностью воспроизводить, создавать и передавать сложные символы,
— уровень социальных организаций,
— уровень трансцендентальной системы – разнообразные живые и неживые структуры во вселенной, которые в настоящий момент исследованы недостаточно и вряд ли будут изучены полностью.
2. По восприятию влияния факторов внешней среды:
открытые – которые обмениваются со своим окружением информацией, движениями, материалами, энергией, веществом. Открытые системы имеют вводы и выходы. Вводы – потоки информации, энергии и вещества, идущие из окружения в систему, а так же факторы, влияющие на нее. Выходы – потоки информации, энергии и вещества, идущие из системы во внешнюю среду. Пример открытой системы: фирма, техника, человек;
замкнутые – внутреннее состояние которых не зависит от внешней среды. В них отсутствуют вводы и выходы. Замкнутые системы в чистом виде в природе не существуют, но при определенных условиях, когда влияние внешних факторов незначительно и им можно пренебречь, некоторые системы можно назвать замкнутыми.
3. По содержанию:
технические – набор решений в таких системах ограничен, а последствия решений обычно предопределены и зафиксированы в инструкциях по эксплуатации;
биологические – флора и фауна планеты. Набор решений ограничен, а последствия решений бывают непредсказуемы;
социальные – разнообразные группы людей. Набор решений более широк, а последствия непредсказуемы.
4. По предсказуемости поведения:
детерминированные – функционируют по заранее спланированным правилам с заранее установленным результатом;
стохастические – поведение которых носит вероятностный характер.
5. По происхождению:
естественные – сформировались в итоге естественных природных процессов,
искусственные – результат человеческой деятельности.
Один и тот же объект может иметь множество разных систем. Если рассматривать производственное предприятие как совокупность машин и прочего, то предприятие – технологическая система; если как коллектив людей, имеющих общую систему ценностей, моделей поведения, то предприятие – социальная система. Предприятие можно рассматривать как экономическую систему – при этом различают отношения к средствам производства и результатам совместной деятельности.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

managment-study.ru

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ КЛАССИФИКАЦИИ

 

 

Классификация различных объектов, явлений, свойств широко используется в мировой и отечественной практике для сбора, обра­ботки и представления необходимой информации. В российском здравоохранении уже более 30 лет применяют общие подходы к классификации медицинских и фармацевтических товаров и толь­ко сейчас приступают к составлению основных правил и принци­пов построения классификаторов медицинских услуг.

На сегодняшний день на современном отечественном рынке появилось огромное количество торговых наименований медицин­ских и фармацевтических товаров самых разнообразных видов. Для того чтобы разбираться в потребительных свойствах такого разно­образия товаров медицинского назначения, необходимо уметь их группировать, систематизировать и учитывать, т.е. классифициро­вать эти товары.

Классификация(от лат. classis — разряд, группа + facere — де­лать) — это распределение множества объектов, например предме­тов и явлений, на классы, группы и другие подразделения по определенному, общему для каждого из них, признаку. При этом все подразделения распределяемого множества составляют единую си­стему, в которой все части определенным образом взаимосвязаны, а каждая часть этой системы представляет собой совокупность сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Классификатор —официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

 

Классификация объектов необходима в том случае, когда требуется обработка информации о множестве объектов, отличающихся существенными признаками, т.е. когда из множества объектов получить информацию об определенных подмножествах. Например, общее множество продукции (товаров) насчитывает десяткимиллионов наименований конкретных изделий: лекарственные препараты и медицинская техника, самолеты и зерно, насосы и ткани обувь, лампочки и др.



В ассортименте товаров, выпускаемых медицинской и фармацевтической промышленностью, насчитываются десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей.

Поэтому информацию о продукции следует так разложить по полочкам (классифицировать), чтобы каждый пользователь мог взять только ту, которая подходит для решения его задач.

Целью классификациив медицинском и фармацевтическом товароведении является облегчение проведения различных товароведческих операций, включающих изучение потребительных свойств качества и ассортимента товаров, что дает возможность управлять такими операциями.

Классификация позволяет исследовать потребительные свойства однородных групп товаров, установить оптимальный уровень этих свойств, разработать групповые методы исследования и оценки уровня качества товаров (например, для группы инструментов, группы приборов, группы перевязочных материалов, лекарственных препаратов и др.).

Она дает возможность оценить ассортимент конкретных групп товаров и его соответствие потребностям, разрабатывать направления развития ассортимента.

Группировка товаров по общности свойств является основанием для разработки условий хранения, транспортирования, прием упаковки товаров.

При оказании медицинской и фармацевтической помощи населению классификация служит целям рационализации и ускорения торгово-оперативных процессов. Ее применяют при планировании товарооборота по группам услуг или товаров, составлении прейскурантов, каталогов, заявок-заказов, изучении спроса, определении типа складов, баз и торговых учреждений. Широкое применение ЭВМ, создание автоматизированных систем управления (АСУ) Предъявляют повышенные требования к классификации и кодиро­ванию.

Задачи классификации:

1. установление потребительных свойств определенных групп товаров, определение оптимального уровня этих свойств, разра­ботка групповых методов исследования, оценка уровня качества товаров;

2. анализ ассортимента конкретных групп товаров и его соответ­ствие потребностям; направленное развитие ассортимента;

3. разработка условий хранения, транспортирования товаров каж­дого классификационного подразделения;

4. планирование товарооборота по группам товаров, изучение спро­са; учет поступления и реализации товаров и составление отчет­ности;

5. возможность составления прейскурантов, каталогов, срочных за­явок-заказов;

6. определение типа склада, базы, торгового учреждения;

7. применение ЭВМ, создание АСУ.

 

МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Методом классификации называют совокупность приемов (спо­собов) разделения множества объектов. Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический методклассификации — последовательное деле­ние заданного множества на подмножества так, что все подмноже­ства составляют единую систему классификации распределяемого множества. Эта система фиксирует и сходство, и различие между объектами (см. рис. 1.7).

 

 
 

Рис. 1.7. Схема иерархической классификации.

 

Как видно из приведенной схемы, иерархический метод класси­фикации характеризуется тем, что исходное множество объектов последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки), а те в свою очередь — на подмножества, группы, виды и др. по основным признакам, описывающим эти объекты по принципу от общего к частному.То есть каждая группировка в со­ответствии с выбранным признаком (основанием деления) делится на несколько других группировок, которые по другому признаку делятся еще на несколько подчиненных группировок и т.д. Таким образом, между классификационными группировками устанавливается отношение подчинения (иерархии).

Построение иерархической классификации объектов происходит в следующей последовательности:

· определяется множество объектов, которое необходимо классифицировать (множество товаров, предприятий, процессов и др. для решения конкретных задач;

· выделяются основные признаки (свойства, характеристики, показатели, параметры и др.), по которым множество будет разделяться на подмножества;

· устанавливается оптимальное число признаков, ступеней и глубина классификации;

· выбирается порядок следования признаков — уровень деления и их количество.

 

Чаще всего классифицируют в следующей последовательности: класс — подкласс — группа — подгруппа — вид — подвид — разновидности.

Наиболее существенными и сложными вопросами, возникающими при построении иерархической классификации, считаются выбор системы признаков, используемых в качестве основания деления, иопределение порядка их следования. В основу иерархической классификации закладываются признаки, являющиеся необходи­мей в решении задач, для которых она создается. При этом последовательность признаков определяется от общего к частному, с учетом приоритетной вероятности обращений к разным уровням деления при решении конкретных задач.

Примером использования данного метода классификации явля­ется классификационная схема, используемая в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) или в Отраслевом классифика­торе «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ).

Основные преимущества иерархической классификации заклю­чаются в ее логичности, последовательности и хорошей приспо­собленности для ручной обработки информации. А недостатком является малая гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков (оснований деления) и заранее установленным по­рядком их следования. Поэтому включение новых уровней деления по дополнительным признакам весьма затруднительно (если не предусмотрены резервные емкости). Кроме того, иерархический метод не позволяет агрегировать объекты по необходимому для конкрет­ных задач сочетанию признаков, что еще раз подтверждает его не­гибкость.

Фасетный метод классификации (фр. facette — грань отшлифо­ванного камня) — параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделе­ния — фасеты.

Эта система фиксирует только различие между объектами (см. Рис. 1.8). Причем множество объектов разделяется на независи­мые подмножества (классификационные группировки), обладаю­щие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач.

 

 

 
 


Рис. 1.8. Схема фасетной классификации

 

Последовательность построения фасетной классификации прак­тически такая же, как и при построении иерархической, т.е. опре­деляется множество объектов, выделяются основные признаки и группы признаков этого множества и выбирается порядок следова­ния групп признаков (фасетов) и признаков-характеристик.

Для вычленения из множества объектов конкретного подмножества, обладающего определенными признаками, необходимо выделить основные признаки-характеристики, всесторонне характеризующие объект и обеспечивающие его идентификацию, сгруп­пировать их по принципу однородности в фасеты и присвоить коды, определить фасетные формулы для образования подмножеств.

Особенность фасетного методасостоит в том, что подмножества формируются по принципу от частного к общему,т.е. на основе различных наборов конкретных характеристик объекта формируются конкретные подмножества. При этом разные признаки не связаны между собой. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу (см. рис. 1.8). Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Примером фасетного метода классификации может служить классификация лекарственных средств по срокам годности, по форм выпуска, по упаковке, по изготовителям и т.п.

Каждая разновидность методов классификации характеризуете определенными преимуществами и недостатками (табл. 1.1), знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.

 

Таблица 1.1. Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации (по М.А. Николаевой)

 

Метод Преимущества Недостатки
  Иерархический   Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях. Высокая информационная насыщенность   При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков
  Фасетный   Гибкость и подвижность системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов   Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках

 

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно. Здесь можно говорить о системе классификации,как о со­вокупности методов и правил классификации.

Правила классификациипредназначены для выбора разновидно­стей метода и признаков, по которым осуществляется деление мно­жества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

Правила классификации объектов при иерархическом методе:

· Разделение множества объектов начинают с наиболее общих признаков;

· Разделение множества на подмножества на каждом уровне про­изводят только по одному признаку, имеющему принципиальное значение для этого этапа деления;

· Получаемые в результате деления группировки на каждом уров­не относят только к одной вышестоящей группировке и не пересекаются, т.е. не повторяются;

· Разделение множества осуществляют без пропусков очередного или добавления промежуточного уровня деления;

· Классификацию производят таким образом, чтобы сумма образованных подмножеств составляла делимое множество.

Правила классификации объектов при фасетном методе:

· Признаки в различных фасетах не пересекаются, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению кодовому обозначению;

· Из общего числа фасетов, характеризующих объекты, выбираются только те, которые необходимы для решения поставленных задач, и устанавливается их последовательность (фасетная формула).

 

Рассмотренные методы классификации широко используются товароведении медицинских и фармацевтических товаров при делении множества товаров на системные категории: роды, класс группы и т.п. Эти методы могут применяться как независимо другот друга, так и совместно.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Классификация | Понятия и категории

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) — общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах. Разные классификации по-разному справляются с этими задачами. Так, искусственная классификация, где группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из этих задач. Иное дело естественная классификация. Здесь группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и т. о. объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Примерами естественной классификации в науках являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе федоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на базе огромного материала наблюдений и опытных данных в результате оплодотворения эмпирических обобщений теоретическими представлениями. И по своему становлению, и по функции естественная классификация аналогична научной теории. Как и всякая теория, она является объяснительной; дает возможность прогнозировать новые результаты — существование новых групп или ранее неизвестных свойств; обладая эвристической ценностью, она вместе с тем провизорна, способна к изменению и усовершенствованию в связи с новыми открытиями. К тому же по своей структуре, т. е. типу отношений, в которых находятся составляющие ее понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания, например, характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями.

История науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам. Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д. И. Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации. В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но все же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии. Так, напр., Теофраст делил все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Продолжительный период искусственных ботанических систематик завершился грандиозной системой К. Линнея, положившего в основу классификации растений морфологические особенности органов размножения. Линней создал целостную, четкую, практически удобную для ориентировки в многообразии растительных форм, но, как он сам считал, искусственную классификацию. Вместе с тем ему удалось найти и много естественных групп растений. В последующий период ботаники много потрудились для установления различных естественных групп путем тщательного изучения фенотипа. Эволюционная теория Ч. Дарвина, указавшая, что причина сходства живых организмов лежит в общности их происхождения, положила начало естественной, филогенетической систематике, в которой расположение классификационных групп соответствует путям эволюционного развития. Добротная классификация требует разработки соответствую-щей ей номенклатуры — системы однозначных наименований для всех классификационных групп. Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология. Всякая номенклатура должна отличаться уникальностью, т. е. каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, т. е. являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных на-родных языках; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая, как это имеет место в биологии, может регламентироваться специальными международными кодексами.

А. Л. Субботин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 255.

ponjatija.ru