Политические режимы и системы – Лекция 4. Политические системы и политические режимы
Политическая система и политический режим — Мегаобучалка
Студент Шашалова А.И.
Адрес г.Ростов-на-Дону ул.Новолесная д. 3, кв. 84
Группа ГЗП 32
Шифр 1309998
(номер зачетной книжки)
Контрольная работа № 1
по Социологии и политологии
за 3 курс
2015г.
Политическая система и политический режим.
План
1.Введение
2.Понятие политической системы и политического режима.
3.Типология политических систем.
4.Политическая стабильность.
5.Заключение
6.Список литературы
Введение
Для того, чтобы понять, что такое политическая системы и какие бывают политические режимы, давайте ознакомимся с понятием политика, политология и социология в целом.
Политология, или политическая наука, — это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Основой политологии являются политические отношения.
Политические отношения — важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются социальные интересы классов, наций, социальных групп и индивидов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу формирования и отправления власти. Эти отношения реализуются в ходе их политической деятельности, принимая форму сложного взаимодействия сторон в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противодействия.
Главным инструментом реализации политики и ее концентрированным воплощением выступает государственная власть. Государство предстает как универсальная организация, обладающая монополией на легитимное принуждение. Пределы этой универсальности колеблются в диапазоне: от тотального огосударствления всей общественной жизни, т.е. поглощения общества государством, до его роли в качестве “ночного сторожа”, т.е. блюстителя и охранителя общественного порядка.
В структурном плане государство являет собой разветвленную сеть учреждений, олицетворяющих три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. В демократических системах они построены на принципе разделения.
Социология – это систематическое изучение: а) социального поведения индивидов; б) деятельности социальных групп и организаций; в) влияния общества, социальных групп и организаций на поведение индивидов. Проще говоря, социология- это наука об обществе.
Каким образом социология изучает общество? Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов, используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов:
· Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).
· Второй подход – психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.
· Третий подход –
· Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей.
· Пятый, последний подход – культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.
Политическая система и политический режим.
Политическая система и политический режим являются центральными категориями, изучаемыми в рамках политологии.
Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально оформленными и не институционализированными, однако в совокупности они образуют политическую систему общества.
Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.
Политическая система —комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Политическая система характеризуется:
§ политической идеологией;
§ политической культурой;
§ политическими нормами, традициями и обычаями.
Политическая система осуществляет следующие функции:
§ конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
§ адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
§ мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
§ охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
§ внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
§ консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
§ распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;
Политический режим— способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.
В научной литературе выделяют два вида политического режима:
§ демократический;
§ антидемократический.
Признаки демократического режима:
§ господство закона;
§ разделение властей;
§ наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
§ выборность органов государственной власти;
§ существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима:
§ господство беззакония и террора;
§ отсутствие политического плюрализма;
§ отсутствие оппозиционных партий;
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
§ выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
§ разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
§ гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
§ равноправие — все имеют равные гражданские и политические
§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;
§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
§ согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
megaobuchalka.ru
Политические режимы и их виды 🚩 Политика
Политический режим – термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму – тиранию, олигархию, демократию.
Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.
Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:
- степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
- формой административно-территориального устройства;
- типом властно-управленческого поведения;
- системностью и организованностью правящей элиты;
- наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.
Институциональный и социологический подходы к определению
Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:
- слияния – абсолютная монархия;
- разделения – президентская республика;
- сотрудничества – парламентская республика.
Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.
Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.
Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.
На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:
- соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
- положение и роль различных общественных организаций;
- политическая стабильность общества;
- порядок работы правоохранительных и карательных органов.
Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность – признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.
Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:
- тоталитарном;
- авторитарном;
- демократическом.
Тоталитарный
При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти – подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.
- Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
- Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
- Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
- Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
- Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.
Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.
Авторитарный
Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.
При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.
Если при тоталитаризме центр власти – одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.
К главным признакам относится:
- запрет на работу оппозиции;
- централизованная монистическая структура власти;
- сохранение ограниченного плюрализма;
- отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
- использование структур для удержания власти.
В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.
Демократический политический режим
Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия – народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.
Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.
Главные признаки демократического политического режима:
- Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
- Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
- Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства — необходимое, но не достаточное условие.
В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.
Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.
Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.
При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите
www.kakprosto.ru
Политические системы и режимы в современном мире
Лекции по политологии: Лекция № 6: «Политические системы и режимы»
Политические системы и режимы в современном мире
Сущность, структура и функции политической системы
Политические режимы и их современная типология
Формирование новой политической системы в современной России
Политическая система – система власти и управления, представленная совокупностью государственных и общественно-политических организаций, осуществляющих власть и управление всеми сферами жизни общества(экономикой, социальными отношениями, национальными отношениями, культурой, наукой, демографическими процессами и т.д.). Именно в этом сущность политической системы.
Структура политической системы
Во все времена в структуру входило и входит государство – главный институт государственной власти. Кроме государства носителем государственной власти являются так же политические партии.
Правящий класс определяет основное содержание и направление политики, вектор общественного развития. В нашей стране в начале 90-х гг. пришел новый слой, вектор изменился на 180 градусов от постройки социализма к постройке капитализма. Сейчас у нас буржуазное государство.
Со сменой правящего слоя меняется политика, культура.
Власть не может быть реализована без идеологии
Каждый новый класс, когда он приходит к власти, принимает новую конституцию, новые законы, закрепляющие его права на власть.
Функции политической системы:
Реализация государственной власти и управление экономикой(хозяйственно-организационная функция), социальной сферой, культурой, наукой, образованием.
В социальной политике – защита данного социально-экономического и государственного строя, господствующих отношений собственности, общественного порядка, государственной безопасности – Охранная функция.
Духовно-идеологическая функция. Формирование политического сознания, политической культуры, общественного мнения при помощи СМИ
Законотворческая и законодательная. Госдума каждый год разрабатывает десятки законов – это законотворческая функция. Но законы нужно еще принимать и заставлять людей их исполнять. Это уже функция суда, органов надзора и т.д. Государство имеет право на легитимное принуждение по отношению к тем, кто не выполняет законы.
Коммуникативная функция – налаживание деловых конструктивных отношений между ветвями власти. На Западе давно установились деловые конструктивные отношения, в России только налаживают диалог между правящей элитой и оппозицией. Задача состоит в том, чтобы именно наладить конструктивный диалог между ветвями власти, не доводить его до конфронтации как в 1993 году. Были 2 концепции: плавный переход в рыночной экономике (Хасбулатов) и шоковая терапия (обвальное опускание цен) В результате шоковой терапии произошел обвал с промышленности, наукоемком производстве и т.д. получился шок без терапии. Сейчас многие ученые выступают против подобной концепции.
Политический режим
Политический режим – это совокупность различных принципов, форм и методов реализации политической власти. Именно от принципов, форм и методов, от механизмов зависит формирование того или иного политического режима.
Принцип единовластие ведет к таким политическим режимам, как монархия, тирания, абсолютизм и т.д.
Другой принцип – принцип коллективной организации власти. Соответственно и формы, методы другие: соотношение интересов, убеждение, диалог, дискуссии. На основе этого принципа возникают республики(парламентские, президентские, смешанные). Возникает демократический режим.
Ученые выделяют три типа режимов:
демократический
тоталитарный(им особенно прославился XX век)
авторитарный(= режим личной власти)
демократический режим
Принцип народовластия. Народ – основной источник власти. Свобода выбора, свобода волеизлияния – решать какая политическая сила/партия будет у власти
Парламент – представительный орган власти, он же законодательный. Законы согласуются, при их составлении обсуждаются и учитываются интересы различных социальных групп
Принцип разделения властей: исполнительная, законодательная, судебная. Законодательная власть выше исполнительной, она ее контролирует. Если возникают конфликты, то судебные органы их решают.
Многопартийность
Гарантия свобод
Наличие легальной оппозиции, право меньшинства на легальную оппозицию( то есть в рамках закона)
Такой политический режим утвердился в большинстве стран Западной Европы(Франции, Италии, Испании, Греции и т.д.) а также в Австралии, Японии, Канаде, США. Имеется в виду в первую очередь механизм организация власти, принципы, формы и методы.
Тоталитарный режим
Означает тотальный(всеобщий) контроль правящей партии во всех сферах жизни общества.
Взращивание правящей партии в государственные структуры: идеология, культура, общественные организации и т.д.
Монополия политической власти одной партии
Экономический этап – в экономике господствуют методы администрировании и командования. Методы директивного контроля.
Разгон политической оппозиции и ее запрет, расправа с политическими противниками.
Монополия одной политической идеологии(нацизм, марксизм и т.д.) осуждение инакомыслия. Культ верховной власти, культ вождя( культ Гитлера, культ Сталина)
Формы и методы совпадают – это дает основание сказать, что тоталитарный режим сформировался в XX век в фашисткой Италии, Германии, в Советах. С натяжкой к КНДР, на Кубе. Но при этом у всех этих стран есть принципиальные различия:
экономическая основа
социальная основа
идеология
нравственная основа
судьба
цели внутренней и внешней политики
роль в истории
Поэтому ставить все эти страны в один ряд аморально и ненаучно.
-3-
studfiles.net
Политическая система общества и политические режимы
ПЛАН
- Институциональный и системный подходы к анализу политической системы
2. Модели политической системы и ее функции
3. Типология политических систем
4. Понятие и характеристика основных типов политических режимов
1. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы
Системность внутренне присуща человеческому обществу. Система [от греч. – systema – целое] – совокупность элементов находящихся в отношениях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. С середины XX в. понятие системы становится одним из основных общенаучных понятий, что связано с возникновением сложных промышленных, политических, социальных комплексов. Типы систем многообразны: материальные и духовные, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т.д. Любая система обладает структурой (строением) и организацией. Первую модель социальной системы предложил социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. При этом общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономику, гражданское общество (право), культуру (система верований и мораль) и политику. Политика выполняет функцию целедостижения. Модель политической системы впервые разработал Дэвид Истон в 50-е гг. XX в. Системные идеи развивали Г. Алмонд, К. Дойч, Э. Шилз и др.
Термин политической системы стал широко использоваться в политологических исследованиях в послевоенный период, что было вызвано необходимостью комплексного, системного описания современной политической реальности, политических изменений и процессов.
Политическая система имеет свою специфику.
Через политическую систему осуществляется власть в обществе.
Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.
Политическая система относительно самостоятельна, ее структурные элементы взаимодействуют, выполняют определенные функции.
Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества. Посредством своих институтов она обеспечивает устойчивость и стабильность всей логической жизни общества. Р. Даль в работе «Современный политический анализ» дает определение политической системы как любой постоянной совокупности человеческих отношений, которая в значительной мере включает отношения власти, управления I авторитета. Политическая система состоит из совокупности действий и структур, влияющих на процесс принятия и осуществления политических решений.
Политическая система — это совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.
В современном обществознании политическая система изучается исходя из двух подходов: системного и институционального. В отечественной литературе (и литературе советского периода) политическая система чаще всего определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Такое определение политической системы называют институциональным. Предметом исследования являются организационно оформленные центры власти (государство, партии, общественные объединения, нормы, регулирующие деятельность институтов системы).
Политическая система общества с позиций институционального подхода представляет собой совокупность конкретных организаций и учреждений (государство с его системой учреждений, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие общественные организации и объединения), осуществляющих руководство, управление социальной жизнью. В рамках марксистского подхода политика интерпретировалась как область взаимоотношений между классами по поводу государственной власти, ее устройства и использования. Соответственно сущность политической системы трактовалась как производная, зависимая от ее классовой природы. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве. Так, в болгарской конституции 1971 г. был раздел «Социалистическая политическая система». Впоследствии этот термин использовался в конституциях СССР (1977 г.), Никарагуа (1987 г.), Эфиопии (1987 г.).
В структуре политической системы выделяют пять основных подсистем (или элементов): институциональную, регулятивную функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную). Итак, политическая система состоит из подсистем которые образуют целостность. Основной элемент политической системы – институциональная подсистема как совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических). Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.
Следующая подсистема – регулятивная — включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. Это правовые (Конституция), нормативные акты и моральные нормы, которые регулируют политическую жизнь общества, а также традиции, обычаи, которые влияют на регулирование политических отношений; нормы морали. Нормы фиксируются в конституциях и правовых актах в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.
Модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Именно функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.
Коммуникативная подсистема включает формы взаимодействия власти и общества, связи с общественностью. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия акторов, основанные на согласии и конфликте, формы взаимодействия власти, общества и индивида, которые во многом обусловлены характером культурно-религиозной среды.
Коммуникативная подсистема охватывает две основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и им регулируемые) и неформализованные (общественное мнение,
настроения и т.п.). В данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.
Политико-культурная (или политико-идеологическая) подстема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет (как совокупность устойчивых представлений об обществе, способ мышления). Она является сферой политического сознания и включает политические идеи, идеалы, ценности, политические теории, а также идеологические и эмоционально-психологические оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. К этой подсистеме часто относят и политическую культуру. Политическая культура – это исторически сложившиеся, устойчивые взгляды, ценности, традиции, стереотипы, модели поведения, которые выражаются в конкретных политических действиях.
2. Модели политической системы и ее функции
В современной политологии получили наибольшее распространение и активно используются несколько теоретических моделей политической системы: системная (вход-выход), структурно-функциональная, кибернетическая концепции. Создателем концепции политической системы «вход-выход» является американский политолог Дэвид Истон. Его основные работы: «Политическая система» (1953 г.), «Системный анализ политической жизни» (1965 г.). Истон применил общую теорию систем к анализу политики. Он исследовал факторы, при которых политическая система способна сохраняться во времени, а также обосновал стратегию сохранения через изменение как наиболее эффективный путь стабилизации политической системы.
Политическую систему можно определить как совокупность политических взаимодействий в обществе. Политические системы могут существенно различаться по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением и другими стимулами. Распределение ценностей (ресурсов) в обществе является одной из функций, необходимых для сохранения общества. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности.
Истон предлагает рассматривать центр принятия политических решений как «черный ящик», оставляя без внимания то, что происходит у него внутри, так как системный подход в основном сосредоточен на отношениях системы со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой – она является открытой системой. (см. рис.).
Механизм функционирования политической системы
Вход Выход
Требования Центр принятия политических решений Полит.решения
Поддержка
Апатия Полит.действия
обратная связь
Вход – это суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся политического давления. На входе политической системы Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования – это плоть и кровь всех политических систем. Если можно обнаружить политическую систему, где требования сведены к нулю, то такая система находится в процессе разрушения.
Требования подразделяются на распределительные (организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение), регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством), коммуникативные( право на информацию, реализация политических прав и свобод). Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Требования регулируются культурными нормами, которые определяют, какие потребности могут быть удовлетворены.
Кроме требований имеется и другой тип входов – поддержка. Она бывает двух видов: эмоциональная (безусловная, диффузная) и инструментальная (условная, специфическая). Эмоциональная поддержка – это доверие власти как результат длительной социализации; проявляется в форме преданности политическим ценностям, институтам и символам государства. Она прочна и стабильна. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных органов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня». Этот вид поддержки менее прочен.
Итак, поддержка центра принятия решений в концепции Истона по сути совпадает с понятием легитимности власти. Как уже было показано в предыдущей главе, в зависимости от объекта легитимации Истон выделил три типа поддержки: структурную, идеологическую, персональную. Структурная — поддержка всего политического сообщества, доверие граждан устройству государства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Идеологическая – поддержка режима как принятие ценностей, на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти. Персональная — основана на доверии граждан конкретному лидеру (главе государства, премьер-министру, депутату парламента и т.д.).
Понятие «выхода» политической системы проанализировано Д. Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия. Политические решения — это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия- система мер по проведению конкретного вида политики ( экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы (парламент, местные легислатуры, административно-бюрократический аппарат и т.д.). С их помощью решения и действия направляются адресатам-, гражданам и социальным группам, что вызывает новые импульсы на «входе». Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Если власть игнорирует обратную связь, то эффективность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы. Преобразование входящих факторов в ответные реакции системы называется процессом конверсии.
Система оказывает влияние на уровень поддержки, удовлетворяя требования. Никакая политическая система не может сохраниться без обеспечения консенсуса по поводу базовых норм и ценностей и без того, чтобы удовлетворять определенный объем ценностей (ресурсов).
Политическая система находится в глубокой взаимозависимости со средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия. Цель политической системы – сохранить себя через взаимодействие с окружающей средой. Это возможно при условии саморегуляции, т.е. наличия обратной связи в системе. Политическая система подобна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт – решения и действия по их реализации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.
После успешного применения Д. Истоном системной теории в политологии (1956 г.) тремя годами позднее Г. Алмонд применил его схему к национальным политическим системам. Г. Алмонд стал главой структурного функционализма в политической науке. Он разработал концепцию функционального анализа применительно к сравнительным исследованиям политических систем. С 1954 по 1963 г. Алмонд возглавлял Комиссию по сравнительной политике.
Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции политической системы.
Функции системы в целом: рекрутирование и социализация’ коммуникация. Они действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.
Функции процесса: на входе – артикуляция и агрегирование интересов; на выходе – определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений. Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения.
Функции политического курса: регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность
отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).
Функции политической системы с точки зрения институционального подхода: определение социально значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение.
Устойчивость политической системе придают действующие институты – установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт политических партий, институт избирательного права.
3. Типология политических систем
В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Скрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную тоталитарную политические системы.
Англо-американская система отличается гомогенной плюралистической политической культурой. Гомогенность означает, что граждане разделяют основополагающие принципы, нормы и ценности всей политической системы. Доминируют принципы свободы человека, приоритет законности, толерантность; прочный союз гражданского общества и политической элиты; сложная ролевая структура, где каждый индивид может одновременно принадлежать к множеству взаимно пересекающихся групп. Данной системе свойственны четкая организованность, высокая стабильность рациональность, антиэтатизм, эгалитаризм (равенство), секуляризованность и индивидуализм.
Континенталъно-европейская система – фрагментарность политической культуры, что означает сосуществование старых и новых культур, множественность субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами и стереотипами (часто несовместимыми). Возможности групп интересов, партий проводить потребности и требования ограничены. Сильно влияние этатизма, элементов авторитарности.
Доиндустриальные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Превалируют традиционные ценности: сохранение священности обычаев, традиций, но закладываются некоторые атрибуты западной политической системы. Характерно нечеткое разделение властей, ограничение свободы и применение насилия. Такие политические системы нестабильны. В поисках стабильности такие системы обращаются к харизматическому лидерству.
Тоталитарные системы отличаются принудительным типом политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата, как правило, контролируется монопольной партией, отсутствуют возможности реализации частных интересов.
Развернутую классификацию политических систем предлагает Чарльз Эндрейн в книге «Сравнительный анализ политических систем». Ч. Эндрейн вычленяет четыре типа политических систем: народную (племенную), бюрократическую авторитарную (в двух вариантах: государственный капитализм и государственный социализм), согласительную (в двух вариантах: конкурентные олигархии и плюралистические демократии) и мобилизационную в двух вариантах: популистском и элитистском) системы. Классификация политических систем Эндрейна строится по трем параметрам: 1) воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты; 2) иерархия и интерпретация культурных ценностей, воздействующих на формирование политических приоритетов;
3) поведение лидеров и масс.
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выделил пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные политические системы.
Немецкие политологи Д. Берг-Шлоссер, X. Майер, Т. Штаменн разделили политические системы по видам лидерства (индивидуальное, групповое, вождизм) следующим образом: традиционная (на основе религиозного культа), статическая и модернизованная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институционализации, личный или групповой интерес возведен в принцип «общего блага»), коммунистическая модели. Но наиболее жизнеспособной является пар-ламентарно-демократическая политическая система.
Д. Эптер выделял диктаторский, олигархический и консервативно-представительный типы систем.
Ш. Айзенштадт рассматривал шесть исторических типов политических систем: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые, или завоевательные, империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи, современные системы.
Выделяют и иные классификации. По типам легитимного господства – традиционные, харизматические, рационально-легальные; по критерию «стабильность – изменчивость» – консервативные и трансформирующиеся.
Широко распространена классификация политических систем различаемых в зависимости от типа политического режима. По типам политических режимов выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.
4. Понятие и характеристика основных типов политических режимов
Политический режим — это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Политический режим определяется характером законодательства, фактическими полномочиями государственных органов власти, соотношением политической системы с историческими традициями страны и международной обстановкой, положением личности в государстве.
Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Могут существовать и смешанные политические режимы: тоталитарно-авторитарный авторитарно-демократический.
Тоталитарный режим — режим насильственного контроля и всевластия государства над человеком и обществом; народ отстранен от власти и предельно ограничен в своих правах и свободах; монополизация власти одной партией, сращивание партии с государственным аппаратом; террор против граждан. Слово «тоталитаризм» (от лат. весь, целый, полный) начал употреблять итальянский ученый Джентиле, а затем его стал использовать Б. Муссолини. Теория тоталитаризма, описание его опасных черт были даны в 50-е гг. XX в. 3. Бжезинским, X. Арендт, К. Фридрихом.
Тоталитаризм характеризуется следующим:
• государственная власть полностью подчиняет и контролирует общество; нет разделения властей, запрещена всякая политическая конкуренция;
• принцип тоталитарного режима – «разрешено только то, что приказано»;
• существует одна партия, которая обладает монополией на власть, срастаясь с государственным аппаратом;
• существует одна государственная идеология. Свобода слова и печати запрещена. Идеологическое инакомыслие расценивается как преступление против партии, народа и государства;
• опора на силу, применяется террор, который направлен против всего общества.
Примерами тоталитарных режимов являются: фашистский режим в Италии, гитлеровский режим в Германии, режим Пол Пота в Кампучии.
Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц, не допускающей политическую оппозицию, но сохраняяющей автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Для авторитаризма характерно следующее:
• автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Это может быть один человек или группа лиц (олигархическая группа, военная хунта). Неограниченность власти, ее неподконтрольность обществу. Власть может реализовываться с помощью законов, которые санкционируются самим государством;
• реальная или потенциальная опора на силу. Массовые репрессии могут не использоваться, но силовой потенциал достаточен для принуждения граждан к повиновению;
• неконкурентная политика, монополизация политического пространства. Могут существовать политические партии и организации, но при условии их подконтрольности властям (проправительственной позиции или возможности блокировки их политической активности). Негосударственные институты могут быть неразвитыми в силу неготовности общества к защите интересов политическими средствами;
• рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы;
• отказ от полного контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы;
• корпоративные методы формирования и представительства интересов. Государство создает определенные ассоциации, обеспечивает их представительство.
Разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные, корпоративные режимы, режимы личной власти.
В странах азиатско-тихоокеанского региона авторитаризм продемонстрировал экономическую и социальную эффективность. В силу этого иногда авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом, так как он совместим с экономическим, культурным и частично с идеологическим плюрализмом.
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны. К сильным относят сравнительно высокую способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок; мобилизацию общественных ресурсов на решение определенных задач; возможность эффективного проведения реформ. К слабым – зависимость политики от позиции высших руководителей; отсутствие у граждан возможности предотвращения политического произвола; ограниченность (либо отсутствие) институтов артикуляции (выражения) общественных интересов.
Типы политических режимов
Компоненты политического режима | Демократический политический режим | Недемократические политические режимы | |
Авторитаризм | Тоталитаризм | ||
Представительные органы власти | Формируются в результате свободных, альтернативных выборов | Отсутствуют либо носят несамостоятельный характер | Формируются через номенклатуру (перечень должностей) либо отсутствуют |
Принцип разделения властей | Осуществляется | Формально признается | Отвергается |
Полномочия местных органов власти | Максимальные | Формально широкие | Минимальные |
Влияние и условия деятельности политических партий | Многопартийная система. Формирование правительства политическими партиями | Формальное наличие многопартийности | Правящая партия срастается с органами государственной власти. Другие партии запрещены |
Место и роль идеологии | Широкий политический плюрализм | Превалирование одной идеологии, ограниченный плюрализм | Господство одной. официальной идеологии |
Права и свободы граждан | Разрешено все, что не запрещено законом | Разрешено то, что не имеет отношения к политике | Гражданам разрешено то, что указано властью |
Деятельность карательных органов | Деятельность строго регламентирована законом | Тайный полицейский сыск | Массовые репрессии |
kursak.net
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: СУТЬ И ТИПЫ, Политический режим: сущность и цель, Понятие политический режим, Типы политических режимов
1 Политические режим: сущность и цель
Политический режим — теоретическая категория, которая существовала только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с категориями форма правления, форма государственного устройства. В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов осуществления государственной власти в политической науке понятие политического режима очень тесно связанными с понятием пол литическая система и рассматривается только в свя связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные различия. Иногда по литический режим и политическую систему рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяется, а в некоторых случаях политическую систему и политический режим разъем объединяют как достаточно дале ки друг от друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложноадно.
Политический режим — это способ функционирования и взаимно-связи основных элементов политической системы общества. Понятие политический режим включает следующие основные критерии: характер и степень осуществления вла ады; механизм формирования власти; взаимоотношения общества и власти, роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур; характер существующих в обществе запретов, роль идеологии в жиз те общества; характер политического лидерства, соотношение прав и свобод граждан, состояние средств массовой информации, роль политических партий; типы политического поведения, соотношение между законода ной и исполнительной властями, роль и значение органов принуждениеу.
Понятие политический режим
. Политический режим (от франц regime) — государственный общественный строй, образ правления. Это функционирования политической жизни, состоящий в результате политических действий социальных субъектов объектов в системе определенных политических властными них институтов, структур, политических отношений и взаимодействия человека и обществаа. . Политический режим — совокупность средств и методов, определяется-
ют способ осуществления власти, сложились относительно государственной власти и общества как наиболее показательные, и которые отражают положение прав и свобод граждан, отношение властных структур к правовым основам деятельности, государственных форм и идеологий, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культур.. Французский политолог. Морис. Дюверже дает содержательную формулу политического режима как»определенного сочетания системы политических партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления»теперь признано определение политического режима проф. Жан-Луи. Кермонн, который понимал под политическим режимом совокупность элементов идеологического институционального и социолог ичного порядке, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период. Политический режим — это порядок взаимоотношений гражданскогоомадянського общества и политической власти. Политический режим — система конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение политической системы и политической организации общества
. Политический режим — система средств и методов осуществления политической власти, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения. Любой политический режим определяется, во-первых, процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти, во-вторых, стилем принятия общественно-политических решений; в-третьих, взаимоотношениями между политической властью и гражданами (населением) страны. Суверенность и социальный смысл политической системы, политической организации общества, структура власти, способы методы и средства ее осуществления и характеризуют политический режим общества. . Если в политическом курсе отражена цель общества, государства, то в политическом режиме — организационные средства и методы их достижения. Курс, как отражение политической цели, имеет приоритет перед политическим режимом. Какой политический курс, политическая система и организация общества, такой и содержание, характер политического режима. Однако в в такой субординации режим сохраняет однуу привилегии: если политический режим неверно определен по содержанию и характеру отношений, сложившихся в обществе, или неумело реализуется, то любой, даже самый умный, научно выверенный политический курс м может ошибиться. Любой политический режим является то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов человеческих взаимодействий: авторитарности, т.е. безотказного, безусловного подчинения законам и распоряжением нием власти, жесткой, прочной дисциплине и ответственности, и демократизма под которым понимается равноправие сторон, их согласие, свободный выбор, самоуправления и др.. Практически невозможно лишить политический режим форм реализации одного принципа и построить его на формах ре еализации только второго принципа. Такие политические режимы возможны как аномальные, разрушительные для общества, и поэтому эфемерные, есть мимолетные, недолговечны. Фактически в каждом политическом режиме преобладают та или иная сторона, черта в управленческой деятельности, но уравновешивая ее сторона определяет ее черты, имеет определенное значение. Здесь, в осуществлении управления государством, очевидно, очень важная конституционная система. Однако положение конституции не всегда соответствуют реальностиності.
Естественно, политический режим — политическое явление, создаваемое органическим сочетанием трех политических институтов — политической организации общества, системы прав и свобод человека, системы методов и мех механизма осуществления власти. Основными компонентами политического режима являются: принцип легитимности (законности), структура институтов, система политических партий и движений, и, наконец, форма и роль государства в. ВВИ йсненни власти. Принцип ветерок-мности предполагает соответствие политической власти ценностям, на которых базируется тот или иной режим, и которые отвечают интересам, потребностям и ожиданиям населения. Практически законность политического строя отражается через соответствие происхождения и действий власти требованиям демократии протяжении нескольких веков создавалась формула западной плюралистической демократии. Политолог. Жан-Луи. Кермонн отмечал, что»политическая власть народа, которая отправляется свободно, отображается большинством, уважающего права меньшинства»Здесь четко определено: демократия всегда является политической властью большего сти над всем народом, и всегда неизменные уважение мнения меньшинства и ее право свободно конституировать оппозицийтуювати опозицію.
Если формы государственности определяются тремя категориями: формой правления или отношениями между центральными органами государства; политическим режимом как совокупность способов и методов существования государственной политической власти; государственным устройством или структурой органов гос государственным управлением (отношения между центральной властью и властью на местах, а также системообразующий принцип государственной построения), то политический режим определяется тремя основаниями: экономической, политической и идеологической. Экономической основой выступает собственность на основные средства производства в различных формах (в чьих руках собственность, в интересах класса, социальной общности и создаются благоприятные условия политического и економичног го жизни) . Политической основой является государство, имеющее законодательные и исполнительные функции власти, устанавливает и поддерживает в обществе порядок, выгодный властям. Идеологической основой является идеология господствующего класса, политической элиты, утверждает в сознании людей мысль о целесообразности именно существующего общественного строя. Но на практике определенность проявляется, во-первых, в том, что д государство — главный институт диктатуры господствующего класса — по-разному подчиняет ему волю всех элементов социальной структуры. Во-вторых, класс — носитель диктатуры — самоорганизующаяся превращая свою во лю на волю государственной. Такой самовоздействие есть не что иное как демократический метод осуществления власти. Да, в зависимости от расчленения господствующего класса и характера внутришньокласових отношений, демократический метод может проявляться в пределах от полной самоорганизации к принуждению отдельных социальных общностей, господствующих слоев. Все решает степень единства эмулятора интереса. В отношении же к трудящимся и социальных слоев государство — власть богатых — выступает органом насилия, применяя к ним диктаторский метод осуществления власти. Степень и уровень диктаторства, насилия зависит не только от силы их сопротивления, а и от роста человеческого фактора в производственном процессе: чем больше от него зависит повышение производительности труда, тем меньше степень прямого насилия. В современных условиях это заставляет правящие круги в даваться к консенсусу, к допуску элементов самоорганизации чаще, чем к насильственному подчинению. Утверждение системы прав и свобод — не самоцель, а средство достижения экономических и политических и интересыінтересів.
Конечно же, на практике политический режим выступает одновременно демократическим (для имущих) и тоталитарным (для неимущих), что ставит трудящихся в полный (тотальный) контроль государства. Двойственность политичног го режима проявляется на всех этапах развития человеческого общества (в рабовладельческом государстве, в древних. Вавилоне,. Риме,. Афинах и др., в феодальных обществах, в капиталистическом т.д.). Согласно д о новых форм правления менялись и методы осуществления власти. Однако основную роль в предоставлении политическому режиму демократического фасада играетрає система политических прав и свобод. Множество определений политического режима, зачастую не исключают, а дополняют друг друга, говорит о том, что природа политического режима достаточно сложная, но имеет ряд тесно связанными друг с другом ным меров. Главным измерением содержания политического режима выступает мера осуществления власти и реализация субъектами, властвующих, принципов легитимности в политической деятельности ^ вые измерения содержания политического р ежиму следующие: средства и порядок формирования представительных учрежденийв;
взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей; положение и условия деятельности политических партий и массовых движений; правовой статус личности, гарантии осуществления прав человека, соотношение допустимого и запретного, порядок функционирования правоохранительных и карательных органов, политическая стабильность общества; характер политического сознания . Политический режим — это концентрированная характеристика системы, функционирующей, с позиций конкретно-исторических принципов ее легитимности
Типы политических режимов
Наука о политике не останавливается на констатации имеющихся политических реалий, а стремится научно разрабатывать их развитие, используя различные методы, средства, системы и т.д. для анализа всей политической ной сферы часто используются средства классификации, выделения и обобщения типов. Классификация основывается на выделении какого-либо общего признака в совокупности разнообразных явлений действительности. Наличие множества свойств позволяет выделить ряд оснований для классификации — универсальные взаимосвязи в природе и обществе позволяют выявлять общее в различных предметах и ??явленияхщах.
В отличие от классификации, цель типологии — отразить обобщенный образ совокупности. Создается особая абстракция — тип, что позволяет отразить совокупность не в ограниченно общем виде и не по какому-либо одной стороны, а в»чистом»виде, без второстепенных деталей. Классификация чистых или идеальных типов определяют термином тип, типология. Термин»идеальный тип»ввел. Макс. Вебер»Идеальный»не означает»совершенный», это -«чистый»,»простой»В этом смысле мир политики богаче, чем политические убеждения, что, вероятно, упрощенные, есть результат том типологизации. В действительности государства и режимы часто — комбинированные типы, включающие элементы более одного идеального типа. Современные политические режимы делятся на два больших типа: демокра энергетические ижими поділяються на два великих типи: демократичні та антидемократические. При анализе политических режимов ряд политологов (Борис. Курашвили,. Андроник. Мигранян) используют качественную шкалу, включающую шесть объективные возможных режимов: тоталитарный (чрезмерно, сфальсифицированы в авторитарный, конечно террористический, тиранический) режим; жестко авторитарный; авторитарно-демократический; демократично-авторитарный; развернуто-демократический ний; анархо-демократический (чрезмерно, сфальс ификовано демократический, что ведет к дезорганизации общественной жизни), перерастает в тоталитарный или просто жестко авторитарный режим. Недемократические режимы современного мира, по предложению испанского политолога. Хуана. Линдси, делятся на два типа: тоталитарные и авторитарные. Концепция тоталитаризма привнесена как аналитическая концепция 50-х годов XX века, когда еще жива память о нацистскую. Германию и фашистскую. Гталию. Именно тогда американские политологи, в основном эмигранты из. Европы, начали формировать концепцию тоталитарных политических структур и систестем.
В современных условиях в типологии политических режимов идет унификация. Выделяется четыре типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, либерально-демократический и демократичный. Каждый политический режим имеет свои свойства и признаки, которые составляют суть основы их отличия друг от друга
uchebnikirus.com