Почему вопрос о сущности человека формулируется что такое человек а не кто: Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?

Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 — 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение.

Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

— высокоорганизованный мозг;

— мышление;

— членораздельную речь;

— умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

— способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

— способность к самопознанию и саморазвитию;

— способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация — это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 — 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью.

Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе.

Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

3. Составьте схему «Социальные качества личности».

Лекция 1. Человек как член общества

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Видеозанятия по обществознанию:

Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека — биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т. п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями. 

К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) — и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.п.) — они аккумулируются в понятии «личность». Человек как член общества проявляет себя именно в понятии «личность». 

Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику. Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.

Большинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека. Психикой обладают и животные. К примеру, разные собаки различно реалируют на вызовы внешней среды. Одна может испугаться и убежать, другая — начать лаять и бросаться «в бой». За эти реакции отвечает психика. Безусловно, психика человека намного более сложная и организованная, нежели у животных. 

В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность– это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он ярчайшая индивидуальность — все легко узнают на картинах его профиль, а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры. 

В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом).

По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека. Социологизаторство (социологизаторский подход) — подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек — «чистая доска», и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена. Этих двух крайностей желательно избегать в понимании человека. 

Человек — сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом. 

Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке: 

  • религиозная теория — предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек — «образ и подобие Божье», творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.; 
  • теория палеовизита — рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью; 
  • теория эволюции — предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории — Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека; 
  • трудовая теория — выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории — К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением. 

Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек: 

  • обладает членораздельной речью и мышлением; 
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий; 
  • преобразует окружающую действительность; 
  • способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ; 
  • удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности:
  • поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции — проявления психики.  

Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины — все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители — одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают — это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной. 

Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой — загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение. 

Рождённый человек имеет задатки. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами — природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности — зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс — однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человек можно сказать — «он способный математик». Т.е. человек может неплохо разираться в математических формулах, решать задачи и т.д. Иногда они могут развиться в талант. Талант — высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности. Редко кто обладает гениальностью. Гениальность — это высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности. К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария — его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах «Учитель года», его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах — тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. «Он был сам нашим первым университетом» — сказал о нём А.С. Пушкин.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Что такое человек?

Что такое человек?

Что такое человек?

  1. Мир склонен рассматривать человека одним из двух идолопоклоннических взглядов.
    1. Материализм рассматривает человека как состоящего только из материальных компонентов. Его интеллектуальное, эмоциональное и духовные аспекты есть не что иное, как продукты его материальной природы, действующие в соответствии с законами физики и биология.
    2. Последствия:

      1. Человек не несет ответственности за свое поведение. Окружающая среда виновата в недопустимом поведении. (Приводит к акцент на социальные программы, большое правительство)
      2. Человек неотличим от другого материала творения. Поэтому у него нет ни достоинства, ни врожденного стоит. Животные (или даже растения) имеют такую ​​же неотъемлемую ценность, как и люди.
      3. Личность человека никак не связана с Богом. Следовательно, человек в каком-то смысле пределен, т. идолопоклонство.
    3. Идеализм рассматривает человека как существо по существу духовное, а его физическое тело чуждо его сущности. Тело не что иное, как оболочка для духа или интеллекта.
    4. Последствия:

      1. Мужское тело в запущенном состоянии.
      2. Дела, совершаемые в теле, не загрязняют сущность человека.
      3. Мужское/женское тождество – это биологическая случайность.
    5. Христианская точка зрения объединяет эти два аспекта — материальный и духовный — в совершенной гармонии. Но Христианский взгляд выходит за рамки этого.
  2. Библия представляет человека в правильном контексте взаимоотношений Творца и творения.
    1. Человек создан и поддерживается Богом. Быт. 1:27, Деян. 17:25,28
    2. Человек — это человек и поэтому способен делать моральный выбор.
    3. Человек создан по образу Бога. Быт. 1:27
  3. Образ Божий является ключом к идентичности человека.
    1. Человек — представитель Бога. Быт. 9:6
    2. Человек в некотором отношении является прообразом Бога. Быт. 1:26-31
    3. Христос, Богочеловек, является совершенным представителем того, что значит изображать Бога. 2 Кор. 4:3-4, Кол. 1:15
  4. В результате грехопадения образ Божий в человеке искажается, но не утрачивается полностью. Пс. 58:3, Рим. 5:12, Рим. 8:7,8, 1 Кор. 2:14
  5. Человек в основе своей добрый или злой?

    1. Образ Божий искажен во всех аспектах человеческого бытия.
    2. Образ Божий не утрачен полностью. Быт. 9:6, Иакова 3:9-12
    3. Бог сдерживает грех действием общей благодати. Быт. 20:6, Рим. 2:14,15
    4. Образ Божий обновляется через спасение во Христе. ПЗУ. 8:29, Кол. 3:9-10
  6. Христианский взгляд на человека имеет значение.
    1. Лечение слабых и беззащитных
    2. Правильное место самооценки
    3. Критика поведения
    4. Критика конструктивистских теорий образования

Ссылки

Создано по образу Божьему Энтони А. Хукема, Эрдманс, 1986, 264 стр. Это превосходное исследование библейского учение о человеке. Он обращается к результатам грехопадения и трудным вопросам, таким как самооценка и свобода человека, как к моральным ценностям. агент.
Доступность: библиотека AU

Назад к свободе и достоинству , Фрэнсис А. Шеффер. Прямой ответ с христианской точки зрения на высказывание Б. Ф. Скиннера. манифест бихевиоризма, За гранью свободы и достоинства . Каждый христианин в области образования или психологии должен понять эти вопросы. Книга Шеффера — отличное место для начала.
Наличие: Библиотека AU (Полное собрание сочинений Фрэнсиса Шеффера)

The Bondage of the Will Мартина Лютера. Классическая трактовка состояния воли человека после грехопадения.
Наличие: Библиотека AU (Luther’s Works, Vol. 33)

Создан для достоинства: что Бог сделал возможным для вас быть Ричард Л. Пратт-младший, пресвитерианский и реформатский, 1993, 206 стр. На фоне Божьей благодати, проявляющейся в Писании, Пратт исследует, что значит быть человеком и другие вопросы, касающиеся самооценки.
Доступность: библиотека CPC

«Бихевиоризм Б. Ф. Скиннера», план № 48, составленный христианским информационным министерством. Это краткий, легко читаемый обзор и критика бихевиоризма с христианской точки зрения.
Доступность: http://www.fni.com/cim/briefing/behave.html

Что означает, что человечество создано по образу Божию (imago dei)?

ГлавнаяМатериалыИндексЧеловечествоЧеловеческая природа Образ Бога

Вопрос

Ответ

В последний день творения Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он завершил Свою работу с «личным подходом». Бог создал Адама из праха и дал ему жизнь, разделив с ним Свое дыхание (Бытие 2:7). Соответственно, человечество уникально среди всех творений Бога, имея как материальное тело, так и нематериальную душу/дух.

Иметь «образ» или «подобие» Бога означает, говоря простым языком, что мы были сотворены подобными Богу. Адам не был похож на Бога в том смысле, что Бог имел плоть и кровь. Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и поэтому существует без тела. Однако тело Адама отражало жизнь Бога, поскольку оно было создано в совершенном здоровье и не подлежало смерти.

Образ Божий (лат. imago dei ) относится к нематериальной части человечества. Оно отличает людей от животного мира, делает их способными к владычеству, которое Бог предназначил им для них на земле (Бытие 1:28), и дает им возможность общаться со своим Создателем. Это сходство умственно, морально и социально.

В ментальном плане человечество было создано как рациональный волевой агент. Другими словами, люди могут рассуждать и выбирать. Это отражение разума и свободы Бога. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему животному, он или она провозглашает тот факт, что мы созданы по образу Божьему.

В нравственном отношении человечество было создано в праведности и совершенной невинности, что является отражением святости Бога. Бог видел все, что Он создал (включая человечество), и назвал это «весьма хорошим» (Бытие 1:31). Наша совесть или «моральный компас» — это пережиток этого изначального состояния. Всякий раз, когда кто-то пишет закон, отвращается от зла, восхваляет хорошее поведение или чувствует себя виноватым, он или она подтверждает тот факт, что мы созданы по образу и подобию Бога.

В социальном отношении человечество было создано для общения. Это отражает триединую природу Бога и Его любовь. В Эдеме основные отношения человечества были с Богом (Бытие 3:8 подразумевает общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть мужчине одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, заводит друга, обнимает ребенка или посещает церковь, он или она демонстрирует тот факт, что мы созданы по подобию Бога.

Часть того, что Адам был создан по образу и подобию Бога, заключается в том, что Адам обладал способностью делать свободный выбор.