Почему вопрос о сущности человека формулируется что такое человек а не кто: Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»
Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 — 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение.
3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
Человек, как социальное существо имеет:
— высокоорганизованный мозг;
— мышление;
— членораздельную речь;
— умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
— способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
— способность к самопознанию и саморазвитию;
— способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
Самореализация — это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Американский учёный А. Маслоу (1908 — 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.
ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью.
В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.
Человек часть как общества, так и природы.
2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе.
3. Составьте схему «Социальные качества личности».
Лекция 1. Человек как член общества
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:
Видеозанятия по обществознанию:
Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека — биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т. п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями.
К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) — и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.п.) — они аккумулируются в понятии «личность». Человек как член общества проявляет себя именно в понятии «личность».
Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику. Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность– это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он ярчайшая индивидуальность — все легко узнают на картинах его профиль, а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры.
В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом).
Человек — сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом.
Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке:
- религиозная теория — предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек — «образ и подобие Божье», творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.;
- теория палеовизита — рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью;
- теория эволюции — предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории — Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека;
- трудовая теория — выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории — К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением.
Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек:
- обладает членораздельной речью и мышлением;
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий;
- преобразует окружающую действительность;
- способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ;
- удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности:
- поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции — проявления психики.
Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины — все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители — одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают — это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной.
Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой — загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение.
Рождённый человек имеет задатки. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами — природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности — зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс — однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человек можно сказать — «он способный математик». Т.е. человек может неплохо разираться в математических формулах, решать задачи и т.д. Иногда они могут развиться в талант. Талант — высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности. Редко кто обладает гениальностью. Гениальность — это высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности. К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария — его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах «Учитель года», его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах — тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. «Он был сам нашим первым университетом» — сказал о нём А.С. Пушкин.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Что такое человек?
Что такое человек?Что такое человек?
- Мир склонен рассматривать человека одним из двух идолопоклоннических взглядов.
- Материализм рассматривает человека как состоящего только из материальных компонентов. Его интеллектуальное, эмоциональное и духовные аспекты есть не что иное, как продукты его материальной природы, действующие в соответствии с законами физики и биология.
- Человек не несет ответственности за свое поведение. Окружающая среда виновата в недопустимом поведении. (Приводит к акцент на социальные программы, большое правительство)
- Человек неотличим от другого материала творения. Поэтому у него нет ни достоинства, ни врожденного стоит. Животные (или даже растения) имеют такую же неотъемлемую ценность, как и люди.
- Личность человека никак не связана с Богом. Следовательно, человек в каком-то смысле пределен, т. идолопоклонство.
- Идеализм рассматривает человека как существо по существу духовное, а его физическое тело чуждо его сущности. Тело не что иное, как оболочка для духа или интеллекта.
- Мужское тело в запущенном состоянии.
- Дела, совершаемые в теле, не загрязняют сущность человека.
- Мужское/женское тождество – это биологическая случайность.
- Христианская точка зрения объединяет эти два аспекта — материальный и духовный — в совершенной гармонии. Но Христианский взгляд выходит за рамки этого.
- Библия представляет человека в правильном контексте взаимоотношений Творца и творения.
- Человек создан и поддерживается Богом. Быт. 1:27, Деян. 17:25,28
- Человек — это человек и поэтому способен делать моральный выбор.
- Человек создан по образу Бога. Быт. 1:27
- Образ Божий является ключом к идентичности человека.
- Человек — представитель Бога. Быт. 9:6
- Человек в некотором отношении является прообразом Бога. Быт. 1:26-31
- Христос, Богочеловек, является совершенным представителем того, что значит изображать Бога. 2 Кор. 4:3-4, Кол. 1:15
- В результате грехопадения образ Божий в человеке искажается, но не утрачивается полностью. Пс. 58:3, Рим. 5:12, Рим. 8:7,8, 1 Кор. 2:14
- Образ Божий искажен во всех аспектах человеческого бытия.
- Образ Божий не утрачен полностью. Быт. 9:6, Иакова 3:9-12
- Бог сдерживает грех действием общей благодати. Быт. 20:6, Рим. 2:14,15
- Образ Божий обновляется через спасение во Христе. ПЗУ. 8:29, Кол. 3:9-10
- Христианский взгляд на человека имеет значение.
- Лечение слабых и беззащитных
- Правильное место самооценки
- Критика поведения
- Критика конструктивистских теорий образования
Последствия:
Последствия:
Человек в основе своей добрый или злой?
Ссылки
Создано по образу Божьему Энтони А. Хукема, Эрдманс, 1986, 264 стр. Это превосходное исследование библейского
учение о человеке. Он обращается к результатам грехопадения и трудным вопросам, таким как самооценка и свобода человека, как к моральным ценностям.
агент.
Доступность: библиотека AU
Назад к свободе и достоинству , Фрэнсис А. Шеффер. Прямой ответ с христианской точки зрения на высказывание Б. Ф. Скиннера.
манифест бихевиоризма, За гранью свободы и достоинства . Каждый христианин в области образования или психологии должен
понять эти вопросы. Книга Шеффера — отличное место для начала.
Наличие: Библиотека AU (Полное собрание сочинений Фрэнсиса Шеффера)
The Bondage of the Will Мартина Лютера. Классическая трактовка состояния воли человека после грехопадения.
Наличие: Библиотека AU (Luther’s Works, Vol. 33)
Создан для достоинства: что Бог сделал возможным для вас быть Ричард Л. Пратт-младший, пресвитерианский и реформатский,
1993, 206 стр. На фоне Божьей благодати, проявляющейся в Писании, Пратт исследует, что значит быть человеком и
другие вопросы, касающиеся самооценки.
Доступность: библиотека CPC
«Бихевиоризм Б. Ф. Скиннера», план № 48, составленный христианским информационным министерством. Это краткий, легко читаемый обзор
и критика бихевиоризма с христианской точки зрения.
Доступность: http://www.fni.com/cim/briefing/behave.html
Что означает, что человечество создано по образу Божию (imago dei)?
ГлавнаяМатериалыИндексЧеловечествоЧеловеческая природа Образ Бога
Вопрос
Ответ
В последний день творения Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он завершил Свою работу с «личным подходом». Бог создал Адама из праха и дал ему жизнь, разделив с ним Свое дыхание (Бытие 2:7). Соответственно, человечество уникально среди всех творений Бога, имея как материальное тело, так и нематериальную душу/дух.
Иметь «образ» или «подобие» Бога означает, говоря простым языком, что мы были сотворены подобными Богу. Адам не был похож на Бога в том смысле, что Бог имел плоть и кровь. Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и поэтому существует без тела. Однако тело Адама отражало жизнь Бога, поскольку оно было создано в совершенном здоровье и не подлежало смерти.
Образ Божий (лат. imago dei ) относится к нематериальной части человечества. Оно отличает людей от животного мира, делает их способными к владычеству, которое Бог предназначил им для них на земле (Бытие 1:28), и дает им возможность общаться со своим Создателем. Это сходство умственно, морально и социально.
В ментальном плане человечество было создано как рациональный волевой агент. Другими словами, люди могут рассуждать и выбирать. Это отражение разума и свободы Бога. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему животному, он или она провозглашает тот факт, что мы созданы по образу Божьему.
В нравственном отношении человечество было создано в праведности и совершенной невинности, что является отражением святости Бога. Бог видел все, что Он создал (включая человечество), и назвал это «весьма хорошим» (Бытие 1:31). Наша совесть или «моральный компас» — это пережиток этого изначального состояния. Всякий раз, когда кто-то пишет закон, отвращается от зла, восхваляет хорошее поведение или чувствует себя виноватым, он или она подтверждает тот факт, что мы созданы по образу и подобию Бога.
В социальном отношении человечество было создано для общения. Это отражает триединую природу Бога и Его любовь. В Эдеме основные отношения человечества были с Богом (Бытие 3:8 подразумевает общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть мужчине одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, заводит друга, обнимает ребенка или посещает церковь, он или она демонстрирует тот факт, что мы созданы по подобию Бога.
Часть того, что Адам был создан по образу и подобию Бога, заключается в том, что Адам обладал способностью делать свободный выбор.