По возрастному признаку выделяют следующую социальную группу: Тест по обществознанию 6 класса

Итоговая контрольная работа в 7 классе 1. По возрастному признаку выделяют следующую…

Категории

  • Все категории
  • Школа/Университет (76)
  • Геометрия (437 тыс.)
  • Алгебра (1.2 млн)
  • Английский язык (857 тыс.)
  • Українська мова (205 тыс.)
  • Математика (3.7 млн)
  • Химия (610 тыс.)
  • География (319 тыс.)
  • Физика (562 тыс.)
  • Другие предметы (275 тыс.)
  • Русский язык (2.2 млн)
  • Экономика (22.8 тыс.)
  • Обществознание (227 тыс.)
  • Информатика (207 тыс.)
  • Биология (521 тыс.)
  • История (515 тыс.)
  • Литература (755 тыс.)
  • Право (15.6 тыс.)
  • Українська література (54.2 тыс.)
  • Беларуская мова (17.0 тыс.)
  • Қазақ тiлi (198 тыс.)
  • Разные науки (112)
  • Окружающий мир (171 тыс.)
  • Немецкий язык (27.4 тыс.)
  • Музыка (50.2 тыс.)
  • Французский язык (13. 1 тыс.)
  • Технология (10.2 тыс.)
  • Черчение (2.8 тыс.)
  • Обж (18.8 тыс.)
  • Психология (6.4 тыс.)
  • Мхк (4.9 тыс.)
  • Егэ / огэ (17)
  • Астрономия (2.2 тыс.)
  • Физкультура и спорт (9.4 тыс.)
  • Оʻzbek tili (1.2 тыс.)
  • Кыргыз тили (919)
  • Уход за собой (766)
80 просмотров

Итоговая контрольная работа в 7 классе 1. По возрастному признаку выделяют следующую социальную группу: 1) женщины 2) мужчины 3) подростки 4) англичане 2. Широкому смыслу понятия «общество» соответствует определение: 1) группа людей с общими целями и идеалами 2) часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей 3) люди, проживающие в той или иной стране 4) все человечество в целом 3. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность возникает в результате биологического развития человека Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 4.

Что из перечисленного является деятельностью? Напишите ответ в виде набора цифр в порядке возрастания 1) Девочка занимается спортивной гимнастикой. 2) Пчелы делают мед 3) Бабушка вяжет носки 4) Бобры строят плотину 5) Малыш собирает пирамиду 6) Постовой регулирует уличное движение 7) Мальчик играет в компьютерную игру 8) Дети играют в футбол во дворе. 5. Что свойственно обществу традиционного типа? 1) преобладание сельского хозяйства в экономике 2) высокий уровень развития экономики 3) распространение компьютерных технологий 4) интенсивное развитие науки и техники 6. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Возрастной периодОсновная деятельность А) Детство Б) Подростковый период В) Взрослость1) Учеба 2) Игра 3) Труд 7.Укажите отличия человеческой деятельности от поведения животных 1.Взаимодействие с окружающим миром 2. Приспособление к окружающей среде 3. Наличие продуманной цели 4) Внешняя активность 8.
Распределите нижеперечисленное на: А — малые социальные группы, Б – большие социальные группы. Цифры в группах запишите в порядке возрастания. 1) женщины 2) россияне 3) 5-классники 4) футбольная команда 5) горожане 6) семья 9. Игра и труд являются видами человеческой деятельности. Сравните игровую и трудовую деятельность. Выберите и запишите в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем черт различия. 1) использование замещающих предметов 2) Преобразование внешней среды 3) Развитие личности 4) существование правил Черты сходства:Черты различия: 10. Установите соответствие между понятием и его определением. К каждой цифре из левого столбца подберите соответствующую букву из правого столбца: ПонятиеОпределение 1. ИндивидуальностьА. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель присущих именно ему специфических черт, характеризующих его биологическую природу 2. ИндивидБ. Характеристика человека исключительно со стороны его социально значимых качеств 3. ЛичностьВ.
Характеристика уникальности, неповторимости личности, включающая помимо психофизических характеристик особенности, сформированные в определённой социальной среде 11. Приведите три отличия человека от животного. 12. Какие из перечисленных терминов относятся к формам рационального познания? 1) ощущения 2) представление 3) умозаключение 4) восприятие 5) понятие 6) суждение 13. Дайте определение понятию «абсолютная истина».

  • личности
  • столбца
  • суждения
  • человека
  • деятельность
  • сходства
  • обществознание
  • 5 — 9 классы
спросил от VitoSkalet_zn (14 баллов) в категории Обществознание

1 Ответ

0 голосов

Виды социальной мобильности и ее последствия.

В наши дни, как и раньше, начальная стадия социальной мобильности выступает сходной для всех людей: при рождении ребенок получает соци­альный статус своих родителей, так называемый

аскриптивный, или предписанный, статус. Родители, родственники и близкие к семье люди передают ребенку тс нормы поведения, представле­ния о должном и престижном, которые господствуют в их среде. Однако в активный период жизни человек зачастую не доволь­ствуется положением в своем слое, добиваясь большего. В этом случае исследователи говорят, что человек меняет свой преж­ний статус и обретает новый достигаемый статус. Тем самым он включился в процессы восходящей мобильности.

Выделим случаи, когда представители социальных групп располагают предписанным статусом, который невозможно сменить по одному лишь желанию (разделение людей по поло­вому, расовому, возрастному признаку). Для представителей таких групп социальная мобильность бывает нередко затрудне­на из-за социальной дискриминации, закрепленной в данном обществе. В этой ситуации члены группы могут добиваться из­менения общественных стереотипов по отношению к себе и через инициативные акции требовать расширения каналов сво­ей социальной мобильности.

Вместе с тем в современном обществе множество людей осу­ществляют восходящую профессиональную мобильность через выбор той или иной профессии, достижение высокого уровня квалификации и профессионального образования, через переме­ну профессии и уход в высокооплачиваемую область труда или на престижную работу, через переезд на новое место работы в дру­гом городе или в другой стране. Имеется много случаев, когда люди меняют свой статус вне профессиональной сферы — вос­ходящую мобильность можно реализовать через изменение своего семейного положения, поддержку родственников и друзей.

Наряду с этим социологи выделяют нисходящую социальную мобильность. В этом случае речь идет об утрате многих преиму­ществ предыдущего статуса и о переходе человека в более низ­кую социальную группу. С данным видом мобильности люди сталкиваются, как правило, в силу неблагоприятных или неиз­бежных обстоятельств, например при достижении пенсионного возраста, а также из-за болезни, утраты трудоспособности и т.

п. Ситуация нисходящей мобильности расценивается обществом как нежелательная для человека, поэтому в рамках семьи и госу­дарственных институтов вырабатывается немало способов, при­званных сгладить ее остроту, снизить масштабы — родственная поддержка, система социального страхования и пенсионного обеспечения, социальное призрение и попечительство.

Помимо выделенных двух видов социальной мобильности, которые носят названия вертикальные (направленные или вверх или вниз), в науке рассматривается целый ряд других ее разно­видностей. Укажем на горизонтальную мобильность, связанную с переменой человеком места работы, места жительства, долж­ности, но без изменения статусного ранга. В данном случае так­же осуществляется важная форма социальной мобильности, ко­торая позволяет решать, например, какие-то личные пробле­мы, расширяет социальные возможности людей с прицелом на будущее, обогащает их профессиональный опыт.

Рассмотренные выше виды социальной мобильности могут существовать как в форме хаотических

индивидуальных переме­щений, так и в форме направленных коллективно-групповых трансформации. Другими словами, в одних условиях имеет мес­то индивидуальная мобильность, зачастую приобретающая случайный или хаотизированный характер, в других она реа­лизуется как сходные коллективные перемещения. В период ра­дикальных трансформаций свой социальный статус меняют целые слои и социальные группы, демонстрируя так называе­мую структурную мобильность, которая подготавливается и происходит под действием множества факторов, спонтанно, через трансформацию всего общества. Так, европейские рево­люции сопровождались уходом с социальной сцены старой аристократии, что открывало широкие возможности проявить свою активность буржуазии, интеллектуальной элите. В услови­ях эволюционного развития в 60—80-е гг. в СССР ряд социаль­но-профессиональных слоев переживали постепенную статус­ную трансформацию. Одни из них утрачивали свои позиции (педагоги, инженеры, ученые), другие их наращивали (работ­ники банковской сферы и сферы обслуживания, юристы), что находило яркое проявление в динамике профессиональных ориентации молодежи этих десятилетий
2
. Снижение статусных позиций у одних групп и повышение у других выступало пока­зателями структурной мобильности, свидетельствовало о скрытых сдвигах в социальной структуре, что рано или поздно должно было проявиться в трансформации всего общественно­го организма.

Тесно связаны с индивидуальными и коллективно-групповы­ми перемещениями еще две разновидности социальной мобиль­ности: мобильность, основанная на добровольных перемещениях людей внутри групп и между группами, а также мобильность объективно неизбежная, по необходимости принудительная, выз­ванная структурными сдвигами в разных сферах общественной практики — в экономике, в политической практике, в демогра­фии.

Наконец, следует остановиться на внутригенерационной (внутрипоколенной) и интергенерационной (межпоколенной) мобиль­ности, которые свидетельствуют об изменении социального ста­туса как в рамках тех или иных возрастных когорт, так и от роди­телей к детям. Изменения этого рода определяются традициями, исторической ситуацией, определяющей тот или иной крупный сдвиг в данном обществе, геополитическим положением страны. Так, при прочих равных условиях межгенерационная мобиль­ность в современном английском обществе более замедленна, чем в США, что объясняется неодинаковой ролью традиций по сохранению молодым поколением принадлежности к свое­му классу, слою. Вместе с тем своеобразие процессов социаль­ной мобильности в США всегда определялось масштабным по­током иммигрантов из Старого Света и других регионов мира. В Японии межпоколенные статусные позиции за последние 50 лет трансформируются стремительнее, чем во второй поло­вине XIX в., что связано с активным включением страны в со­временное мировое динамичное развитие.

  1. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.

Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка — народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.

При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.

Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.

Решающую роль в расположении групп на социальной лестнице играл их политический потенциал, определявшийся местом в партийно-государственной иерархии.

Высшую ступень в советском обществе занимала партийно-государственная номенклатура, объединявшая высшие слои партийной, государственной, хозяйственной и военной бюрократии. Не являясь формально собственником национального богатства, она обладала монопольным и бесконтрольным правом его использования и распределения. Номенклатура наделила себя широким кругом льгот и преимуществ. Это был по существу закрытый слой типа сословия, не заинтересованный в росте численности, ее удельный вес был невелик — 1,5 — 2% населения страны.

Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.

Следующую ступеньку занимал слой, в той или иной степени причастный к функции распределения и использования национального богатства. К ним относились государственные чиновники, распределявшие дефицитные социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники материально-технического снабжения, торговли, сферы обслуживания и т. д.

Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.

Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры советского общества 40—50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.

На вершине находится правящая элита (партийно-государственная номенклатура, высшие военные чины).

На втором месте — высший слой интеллигенции (видные деятели литературы и искусства, ученые). Обладая значительными привилегиями, они не имели тех властных полномочий, которыми располагал высший слой.

Достаточно высокое — третье место отводилось «аристократии рабочего класса». Это стахановцы, «маяки», ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Именно он олицетворял «декоративную» демократию: его представители были депутатами Верховных Советов страны и республик, членами ЦК КПСС (но не входили в партийную номенклатуру).

Далее следовал основной отряд интеллигенции (управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, научные и научно-педагогические работники, офицеры и т. д. ).

Пятое место занимали «белые воротнички» (мелкие управленцы, служащие, не имевшие, как правило, высшего образования).

Шестой слой — «преуспевающие крестьяне», работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования «образцово-показательных» хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни.

На седьмом месте находились рабочие средней и низкой квалификации. Численный состав этой группы был достаточно велик.

Восьмое место занимали «беднейшие слои крестьянства» (а такие составляли большинство). И, наконец, внизу социальной лестницы находились заключенные, которые были лишены практически всяких прав. Данный слой был весьма значительным и составлял несколько миллионов человек.

Нельзя не признать, что представленная иерархическая структура советского общества весьма близка к той реальности, которая существовала.

Исследуя социальную структуру советского общества второй половины 80-х годов, отечественные социологи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выделили 12 групп. Наряду с рабочими (этот слой представлен тремя дифференцированными группами), колхозным крестьянством, научно-технической и гуманитарной интеллигенцией они выделяют такие группы: политические руководители общества, ответственные работники аппарата политического управления, ответственные работники торговли и бытового обслуживания, группа организованной преступности и др. Как видим, это уже далеко не классическая «трехчленка», здесь использована многомерная модель. Разумеется, это деление весьма условно, реальная социальная структура «уходит в тень», поскольку, к примеру, огромный пласт реальных производственных отношений оказывается нелегальным, скрытым в неформальных связях и решениях.

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

К примеру, маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела «обвальный» характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность — это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс «классовой кристаллизации».

Дело в том, что именно эти слои опустились (и этот процесс продолжается) в низший класс, находясь на грани бедности или за ее чертой. Прежде всего это относится к интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно назвать феноменом «новых бедных», исключительным, не встречавшимся, вероятно, в истории цивилизации ни в одном обществе. И в дореволюционной России, и в развивающихся странах любого региона современного мира, не говоря уже, разумеется, о развитых странах, она имела и , имеет достаточно высокий престиж в обществе, ее материальное положение (даже в бедных странах) находится на должном уровне, позволяющем вести достойный образ жизни.

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция «бюджетная», на нее неотвратимо надвигается обнищание.

Происходит сокращение научных работников, немало специалистов переходят в коммерческие структуры (огромную долю в которых составляют торгово-посреднические) и дисквалифицируются. Падает престиж образования в обществе. Следствием может быть нарушение необходимого воспроизводства социальной структуры общества.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Наблюдается рост высшего класса (по сравнению с высшим классом советского общества). Его составляют несколько групп. Во-первых, это крупные предприниматели, владельцы капиталов разного типа (финансового, торгового, промышленного). Во-вторых, это государственные чиновники, имеющие отношение к государственным материально-финансовым ресурсам, их распределению и передаче в частные руки, а также осуществляющие надзор за деятельностью полугосударственных и частных предприятий и заведений.

Следует подчеркнуть при этом, что значительную часть этого слоя в России составляют представители бывшей номенклатуры, сохранившие места во властных государственных структурах.

Аппаратчики в основной своей массе сегодня осознают, что рынок экономически неизбежен, более того, они заинтересованы в появлении рынка. Но речь идет не о рынке «европейском» с безусловной частной собственностью, а о рынке «азиатском» — с усеченно-реформированной частной собственностью, где главное право (право распоряжения) оставалось бы в руках бюрократии.

В-третьих, это руководители государственных и полугосударственных (АО) предприятий («директорский корпус»), в условиях бесконтрольности как снизу, так и сверху назначающих себе сверхвысокие оклады, премии и использующих в своих интересах приватизацию и акционирование предприятий.

Наконец, это представители криминальных структур, которые тесно переплетаются с предпринимательскими (или собирают с них «дань»), а также все более смыкаются с государственными структурами.

Можно выделить еще одну особенность стратификации российского общества — социальную поляризацию, в основе которой лежит имущественное расслоение, которое продолжает углубляться.

Соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых россиян составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г. уже 26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение в СССР было 4:1, в США — 6:1, в странах Латинской Америки — 12:1. По официальным данным, 20% самых богатых россиян присваивают 43% совокупных денежных доходов, 20% самых бедных — 7%.

Существует несколько вариантов деления россиян по уровню материальной обеспеченности.

Согласно им, на вершине находится узкий слой сверхбогатых (3—5%), далее слой средне обеспеченных (7% по этим расчетам и 12—15% — по другим), наконец, бедные (25% и 40% соответственно) и нищие (65% и 40% соответственно).

Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

Особо следует остановиться на характеристике рабочего класса и крестьянства. Они представляют сейчас крайне неоднородную массу не только по традиционным критериям (квалификации, образованию, отраслевому признаку и т. д.), но и по форме собственности и доходам.

В рабочем классе происходит глубокая дифференциация, связанная с отношением к той или иной форме собственности — государственной, совместной, кооперативной, акционерной, индивидуальной и т. д. Между соответствующими слоями рабочего класса углубляются различия в доходах, производительности труда, экономических и политических интересах и т. д. Если интересы рабочих, занятых на государственных предприятиях, состоят прежде всего в увеличении тарифов, обеспечении финансовой поддержки со стороны государства, то интересы рабочих негосударственных предприятий — в сокращении налогов, в расширении свободы хозяйственной деятельности, правового обеспечения ее и т. д.

Изменилось и положение крестьянства. Наряду с колхозной собственностью возникли акционерная, индивидуальная и другие формы собственности. Процессы преобразования в сельском хозяйстве оказались крайне сложными. Попытка слепого копирования западного опыта в плане массированной замены колхозов фермерскими хозяйствами потерпела провал, поскольку изначально была волюнтаристской, не учитывающей глубокой специфики российских условий. Материально-техническая оснащенность сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, возможность государственной поддержки фермерских хозяйств, правовая необеспеченность, наконец, менталитет народа — учет всех этих составляющих является необходимым условием эффективных реформ и пренебрежение ими не может не дать негативного результата.

В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12—15%, то в 1991 — 1993 гг. — 7—10%. Для сравнения: государственные субсидии в доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США — 30%, Японии — 66%, Финляндии — 71 %.

Крестьянство в целом относят сейчас к консервативной части общества (что подтверждают результаты голосований). Но если мы сталкиваемся с сопротивлением «социального материала», разумный выход не в обвинении народа, не в использовании силовых методов, а в поиске ошибок в стратегии и тактике преобразований.

Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

Такой профиль не может не вызывать тревоги. Если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, «внешнее вторжение» власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества.

социальная группа | Британника

Похожие темы:
социальный класс меньшинство этническая группа народный путь коренные жители

Просмотреть весь связанный контент →

социальная группа , любой набор людей, которые либо находятся, либо недавно находились, либо ожидают вступления в какие-либо взаимоотношения. Термин группа или социальная группа использовался для обозначения многих видов скоплений людей. Совокупности двух членов и совокупности, включающие в себя все население крупного национального государства, называются группами.

Одна из первых и наиболее известных классификаций групп была предложена американским социологом Ч.Х. Различие Кули между первичными и вторичными группами, изложенное в его книге «Человеческая природа и социальный порядок» (1902). «Первичная группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными и интимными, такими как отношения в семье, группе близких друзей и т.п. «Вторичная группа» (выражение, которое сам Кули на самом деле не использовал, но возникло позже) относится ко всем другим отношениям между людьми, но особенно к тем группам или ассоциациям, таким как рабочие группы, в которых индивидуум связан с другими. через формальные, часто юридические или договорные связи. Кули считал, что первичные группы являются основными факторами, посредством которых формируется характер или личность человека. Американский социолог Талкотт Парсонс выделил пять факторов, отличающих первичные группы от вторичных: отношения между членами первичных групп, в отличие от вторичных групп, имеют тенденцию быть (1) диффузными, а не конкретными или ограниченными, (2) партикуляристскими, а не универсалистскими. , (3) на основе приписывания (т. е. на основе того, кем или чем вы являетесь), а не на основе достижений (т. е. на основе того, что вы делаете или сделали), (4) ориентированы на других или на группу, а не на ориентированы на себя, (5) аффективны или перегружены эмоциями, а не эмоционально нейтральны. Вторичные группы — это те, в которых отношения между членами имеют тенденцию соответствовать противоположным полюсам пяти факторов.

Подробнее по этой теме

социальная психология: малые социальные группы

Все малые социальные группы функционируют не по одним и тем же принципам, и, действительно, способы социальной активности различаются для…

Исторически для классификации групп использовалось много других пар терминов. Немецкий социолог Фердинанд Тённис ввел ныне известное различие между Gemeinschaft («сообщество») и Gesellschaft («общество» или «ассоциация»), которые во всех практических целях отражают то же различие, что и различие между первичным и вторичным . Американский антрополог Роберт Редфилд различал народное общество и городское общество. Английский юрист сэр Генри Мейн говорил об обществах статуса и обществах договора. Все эти категории практически совпадают с различием между первичной и вторичной группами. Существует также тесное соответствие между этими парами терминов и различием между механической солидарностью и органической солидарностью, которое подчеркивал французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Используются и другие наборы терминов, не в качестве основы для различения типов групп, а в качестве основы для описания отношения индивидуума к различным группам. Таким образом, термины мы-группа и они-группа , а также термины внутригруппа и внегруппа используются для противопоставления группы, референт или фокусное лицо которой, является членом (часто группы первичного типа) и какой-либо другой группы, не обязательно отличной по типу, членом которой не является фокусное лицо (и другие члены его мы-группы, или мы-группы) и по отношению к которой он чувствует некоторую степень враждебности или отрицательного аффекта.

Другой набор различий, основанный на отношении человека к группе, выражается терминами членская группа и референтная группа . Первый имеет очевидное значение группы, членом которой индивид является здесь и сейчас, по той или иной причине (например, принадлежность к определенной семье или члену шестого класса в школе Джефферсона). ). Термин референтная группа используется двояко: для обозначения либо группы, к членству в которой индивидуум стремится, либо группы, чьи ценности, нормы и взгляды служат ориентирами для индивидуума. В любом случае ключевой особенностью является то, что индивид адаптирует свои установки и поведение, чтобы моделировать установки и поведение членов референтной группы. Очевидно, что группы принадлежности и референтные группы не исключают друг друга.

Термин группа или социальная группа использовался для обозначения очень различных групп людей. Действительно, этот термин используется настолько широко, что ставит под угрозу его плодотворность в качестве основной концепции. Во-первых, слово группа иногда использовалось для обозначения членов социальной категории, основанной на обладании общим признаком, даже когда члены не имеют значимой степени взаимосвязи. Таким образом, он использовался для обозначения таких коллекций, как лица определенного возраста, все лица, имеющие одинаковый доход или род занятий, и все лица со схожими привычками чтения. Это то, что можно было бы назвать статистическими группами, в отличие от реальных групп, причем последние характеризуются взаимосвязанностью членов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Практически все попытки классифицировать социальные группы приводят к определенной степени искусственности. Из-за этих и других проблем с определением и классификацией социологи пытались провести различие между различными видами социальных агрегатов, некоторые из которых следует рассматривать как группы, а другие — с помощью других терминов — аудитория, публика и т. п.; однако общепринятой классификации в настоящее время не существует.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Жаннетт Л. Нолен.

социальный класс | Определение, теории и факты

Томас Гоббс

См. все СМИ

Ключевые люди:
Хубилай-хан Вильфредо Парето Роберт Э. Парк В. Ллойд Уорнер К. Райт Миллс
Похожие темы:
классовое сознание элиты аристократия вассал самурай

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

социальный класс , также называемый классом , группа людей в обществе, обладающих одинаковым социально-экономическим статусом. Помимо важности в социальной теории, понятие класса как совокупности индивидов, находящихся в одинаковых экономических условиях, широко использовалось в переписях населения и в исследованиях социальной мобильности.

История и использование термина

Термин класс впервые стал широко использоваться в начале 19 века, заменив такие термины, как ранг и порядок в качестве описания основных иерархических группировок в обществе. Это использование отражало изменения в структуре западноевропейских обществ после промышленных и политических революций конца 18 века. Феодальные ранговые различия теряли свое значение, и формирующиеся новые социальные группы — торгово-промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках — определялись главным образом в экономическом отношении либо собственностью на капитал, либо, наоборот, по зависимости от заработной платы. Хотя термин 9Класс 0013 применялся к социальным группам в самых разных обществах, включая древние города-государства, ранние империи, а также кастовые или феодальные общества. Его наиболее целесообразно ограничивать социальными подразделениями в современных обществах, особенно в промышленно развитых. Социальные классы следует отличать от статусных групп; первые основаны прежде всего на экономических интересах, в то время как вторые состоят из оценок чести или престижа профессии, культурного положения или семейного происхождения.

Подробнее по этой теме

Индия: социальные последствия

Социальные последствия этого периода были значительны. Они принимали в основном форму смещения классов. Как уже отмечалось, было…

Ранние теории класса

Теории социального класса были полностью разработаны только в 19 веке по мере развития современных социальных наук, особенно социологии. Политические философы, такие как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, обсуждали вопросы социального неравенства и стратификации, а французские и английские писатели конца 18-го и начала 19-говыдвинули идею о том, что неполитические элементы общества, такие как экономическая система и семья, во многом определяют форму политической жизни общества. Эту идею развил французский социальный теоретик Анри де Сен-Симон, который утверждал, что форма правления государства соответствует характеру лежащей в основе системы экономического производства. Преемники Сен-Симона представили теорию пролетариата, или городского рабочего класса, как крупной политической силы в современном обществе, что напрямую повлияло на развитие теории класса Карла Маркса, которая доминировала в более поздних дискуссиях по этой теме.

Социальная теория класса Карла Маркса

Для Маркса то, что отличает один тип общества от другого, — это его способ производства (т. производства, в то время как другой класс является или другие классы являются непосредственными производителями и поставщиками услуг для господствующего класса. Отношения между классами антагонистичны, потому что они находятся в конфликте по поводу присвоения произведенного, а в известные периоды, когда самый способ производства изменяется в результате развития техники и использования труда, такие конфликты становятся крайний и новый класс бросает вызов господству существующих правителей общества. Господствующий класс, по Марксу, контролирует не только материальное производство, но и производство идей; Таким образом, он устанавливает особый культурный стиль и господствующую политическую доктрину, а его контроль над обществом закрепляется в политической системе определенного типа. Восходящие классы, набирающие силу и влияние в результате изменений в способе производства, порождают политические доктрины и движения, противостоящие господствующему классу.

Теория классов находится в центре социальной теории Маркса, поскольку именно социальные классы, сформированные в рамках определенного способа производства, имеют тенденцию устанавливать определенную форму государства, оживлять политические конфликты и вызывать серьезные изменения в структуре общества. общество.

Современные теории класса

Последующие теории класса в основном занимались пересмотром, опровержением или предоставлением альтернативы марксизму. В начале 20 века немецкий социолог Макс Вебер поставил под сомнение важность социальных классов в политическом развитии современных обществ, указав, что значительную роль играют религиозные нравы, национализм и другие факторы. Вебер предложил ограничить понятие класса безличными различиями в доходах между группами, тем самым отделяя класс от социального статуса, коллективов или политических иерархий. Но марксистский акцент на важности классового конфликта, т. е. на конфликте и борьбе между классами за контроль над средствами производства, был самым спорным вопросом, разделяющим социальных теоретиков в их анализе классовой структуры. Многие противники марксистской теории обращали внимание на функциональную взаимозависимость различных классов и их гармоничное сотрудничество друг с другом. И действительно, к середине 20-го века казалось бесспорным, что классы в капиталистических обществах имели тенденцию терять часть своего самобытного характера, а антагонизм между ними уменьшился до такой степени, что в большинстве экономически развитых стран он уже не производил серьезный политический конфликт. Однако к началу 21 века эта тенденция, казалось, была остановлена, поскольку растущее неравенство в богатстве и доходах стало серьезной политической проблемой в некоторых развитых странах, особенно в Соединенных Штатах. Более того, предсказания марксизма об успешной революции пролетариата против буржуазии и замене им капиталистической системы бесклассовым обществом оказались несостоятельными в свете мрачной истории большинства марксистских правительств и их полного краха по внутренним причинам между 19 и 19 веками. 89 и 1991.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Характеристики основных классов

Несмотря на разногласия по поводу теории классов, среди социологов существует общее согласие относительно характеристик основных социальных классов в современных обществах. Социологи обычно выделяют три класса: высший, рабочий (или низший) и средний.

Высший класс в современных капиталистических обществах часто отличается владением в значительной степени унаследованным богатством. Владение большим количеством имущества и доход, получаемый от него, дает много преимуществ представителям высшего класса. Они способны развивать особый стиль жизни, основанный на обширных культурных занятиях и досуге, оказывать значительное влияние на экономическую политику и политические решения и обеспечивать своим детям лучшее образование и экономические возможности, которые помогают увековечить семейное богатство.

Исторически основной контраст с высшим классом в индустриальных обществах составлял рабочий класс, который традиционно состоял из рабочих добывающей и обрабатывающей промышленности. Учитывая значительное расширение сектора услуг в наиболее развитых странах мира, возникла необходимость расширить это определение, включив в него тех лиц, которые занимают низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу, не связанную с профсоюзами, в таких отраслях, как общественное питание и розничная торговля. Однако внутри рабочего класса существуют значительные различия, и существует полезное различие между квалифицированными, полуквалифицированными и неквалифицированными рабочими, которое в целом соответствует различиям в уровне доходов. Что характеризует рабочий класс в целом, так это отсутствие собственности и зависимость от заработной платы. С этим условием связаны относительно низкий уровень жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и в значительной степени исключение из сфер принятия важных решений. Помимо резкого повышения уровня жизни, которое произошло в течение десятилетий после Второй мировой войны, основным фактором, повлиявшим на рабочий класс с середины 20-го века, был общий сдвиг в экономике от производства к сфере услуг, что привело к сокращению количества ручного труда.