Педагогические категории таблица – 1.1. : .

Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданные учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие “воспитание” нуждается в сужении и конкретизации.

Таблица 8

Воспитание в широком социальном смысле и педагогическом значении

Воспитание в узком социальном смысле и педагогическом значении

  1. Передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления) от старших поколений к младшим.

  2. Передача духовного наследия человечества (нравственных, этических, правовых норм) новому поколении.

  1. Направленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений со стороны общественных институтов.

  2. Формирование обществом нравственных ценностей и политической ориентации человека.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся. Он направлен:

    • на усвоение знаний, умений и навыков обучающихся;

    • формирование их мировоззрения;

    • развитие умственных сил и потенциальных возможностей;

    • закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

    Области понятий “воспитание” и “обучение” частично перекрываются: обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

    Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления, которыми овладел обучаемый.

    В связи с направленностью любого образовательного процесса на формирование устойчивого навыка мышления обучающегося есть большая доля истины в древнем афоризме: “Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается”.

    В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

    Таблица 9

    Общее образование

    Профессиональное образование

    Политехническое образование

    1. Такое образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке:

    • формирует диалектико-материалистическое мировоззрение;

    • развивает познавательные способности;

    • дает понимание основных закономерностей развития в окружающем мире;

    • предоставляет возможность обретения учебных и трудовых умений; а также разнообразных практических навыков, необходимых каждом человеку.

    1. Объем и направленность общего образования регулируется государством (во многих развитых странах оно обязательно).

    1. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениям (ПТУ, СПТУ и т.п.) готовят рабочих высокой квалификации.

    2. В средних и высших профессиональных учебных заведениях (гимназиях, лицеях, колледжах, техникумах, вузах) готовят специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

    1. Такое образование знакомит с основными принципами производства.

    2. Вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

    В педагогике широко используются международные понятия “формирование” и “развитие”.

    Таблица 10

    Формирование личности

    Развитие личности

    1. Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологически, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

    2. Оно подразумевает некую законченность процесса становления личности, достижение уровня ее зрелости и устойчивости.

    3. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности (см. пункт 1)

    1. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

    2. Развитие связано с постоянными, непрекращающимися изменениями и переходами из одного состояния в другое ,с восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

    3. Составные компоненты развития — физическое, психическое, духовное, социальное и пр.

    Педагогика изучает их во взаимосвязи и взаимозависимости.

    К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как “самовоспитание”, “самообразование”, “саморазвитие”, “педагогический процесс”, “продукты педагогической деятельности”, “социальное формирование” и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории современные дидакты рассматривают их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

    studfiles.net

    Характеристика основных педагогических категорий.

    Характеристика основных педагогических категорий.

    К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

    Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

    1. определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

    2. мировоззрения;

    3. поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

    Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

    Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

    Воспитание конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

    Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

    Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, социальное развитие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

    В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование – специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

    Образование в буквальном смысле обозначает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

    В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема. Это ядро образования – обучение.

    Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

    Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

    Но человек – не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

    Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

    (Педагогика для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.)

    infourok.ru

    2. Основные педагогические категории и их характеристика

    педагогический образование воспитание обучение

    2.1 Обучение и воспитание.

    Обучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.

    Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

    Обучение отличается от воспитания степенью организованности – оно определено более жесткими рамками. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный образовательный стандарт. А в воспитании такого стандарта нет. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), оно требует специальных наглядных, технических и электронных средств обучения.

    2.2 Развитие и образование. И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание – в социальной. А в целом предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии и ускорении процесса развития человека.

    Развитие человека – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.

    Освоение этих двух пластов идет не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Более того, освоение внутреннего потенциала может идти только через общечеловеческий опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

    В этом процессе существует и обратная связь – только поэтапно раскрывая свои внутренние возможности, человек способен во всей своей полноте осваивать общечеловеческий потенциал, делать это на все более и более высоких уровнях.

    Развитие человека может идти по разным направлениям. Специфика подготовки учащихся в разных странах и даже в разных учебных заведениях существенно отличается.

    Для уточнения требуемого в данном конкретном обществе (государстве) уровня развития выпускников может служить понятие «образование».

    Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития. В Республике Беларусь в качестве таких уровней утвердились: среднее, среднее специальное, профессионально-технические и высшее образование. Основную роль в образовании человека играют педагогический процесс и две его взаимосвязанные составляющие – обучение и воспитание.

    2.3 Педагогическое взаимодействие. Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. С этой точки зрения сам педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по вопросам содержания образования с использованием средств обучения и воспитания. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий. Педагогические взаимодействия – это преднамеренные контакты педагога с учащимся (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях обучающимся.

    Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние педагога на обучающегося, восприятие им учителя и его собственную активность. Активность обучающегося может проявляться в двух направлениях: в воздействии на педагога и в совершенствовании самого себя (самовоспитании). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому не идентично понятиям «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которые являются следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых.

    2.4 Взаимосвязь основных категорий педагогики

    studfiles.net

    ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Педагогика: конспект лекций

    ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

    Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

    1) образование;

    2) воспитание;

    3) обучение.

    Образование является:

    1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

    2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

    Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

    Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

    Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

    1) начальное;

    2) среднее;

    3) высшее.

    По характеру и направленности образование можно разделить на:

    1) общее;

    2) профессиональное;

    3) политехническое.

    Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

    В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

    В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

    В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

    1) семья;

    2) друзья;

    3) учебные заведения;

    4) средства массовой информации;

    5) литература;

    6) искусство;

    7) органы правопорядка и др.

    Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

    Основу обучения составляют:

    1) знания;

    2) умения;

    3) навыки.

    Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

    Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

    Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Основные категории педагогики

    Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

    В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

    «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

    В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

    1) передает опыт, накопленный человечеством;

    2) вводит в мир культуры;

    3) стимулирует к самовоспитанию;

    4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

    В свою очередь воспитанник:

    1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    2) работает над собой;

    3) обучается способам общения и манерам поведения.

    В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

    Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

    Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

    Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

    Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

    При этом учитель:

    1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

    3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

    В свою очередь ученик:

    1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

    2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

    3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

    Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

    В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

    Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:

    1) ценность развивающегося человека и общества;

    2) процесс обучения и воспитания человека;

    3) как результат последнего;

    4) как система.

    Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

    На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

    Как соотносятся три главные категории педагогики?

    По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

    В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

    Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

    Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

    В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

    Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

    Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

    Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

    Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

    Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

    Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

    Какое место занимает педагогика в человекознании?

    Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

    Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

    Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

    Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

    Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

    1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

    2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

    3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

    данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

    4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

    5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

    Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

    В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    << Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Следующая > Последняя >>

    Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

    В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

    Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

    Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

    Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.

    Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность.

    Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.

    «Когда двое делают одно и то же, это уже не одно и то же». Торенций

    Какие проблемы и задачи называют педагогическими?

    Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам.

    Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния?

    Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.

    Что представляют собой педагогическая проблема, задача и педагогическая ситуация?

    Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.

    Как они решаются — в повседневной жизни и профессионально?

    В жизни встречаются различные педагогические проблемы — формирование гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям. Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

    Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек—человек».

    Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

    То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

    Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

    Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.

    Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.

    Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

    Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

    Приведем примеры педагогических ситуаций.

    Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя математики, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на «хорошо» и «отлично». Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. Что пережил учитель в этот момент — чувство отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорблен?

    Он изменился в лице, сел за учительский стол и…

    Как поступил Виктор Петрович?

    Пример 2. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.

    — Что делать с Валерием?

    — А что случилось?

    — Перестал посещать уроки физкультуры, дважды не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю — городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» — А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»

    Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?

    Пример 3. В гимназии неожиданно узнали, что на квартире у Татьяны Р. часто собирается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты, курят, остаются на ночь. Родители Татьяны в длительной командировке, а бабушка больна и не может приезжать к внучке.

    Что могут предпринять педагоги в данной ситуации?

    На практике иногда путают педагогические и функциональные задачи. В чем заключается разница между ними? В отличие от педагогических, функциональные задачи связаны с реализацией профессиональной функции педагога. Примерами функциональных задач являются — чтение лекции, проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в России, организация математического кружка или спортивной секции.

    Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно распространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и… Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается крайне редко.

    В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).

    Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психологической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.

    Для профессионального решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.

    studfiles.net

    Основные педагогические понятия-категории

    (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Кн 1. — Казань 1996. — С. 24-35)

    Развитие педагогики как науки на ее современном этапе требует системно-скоординированного анализа и углубленного осмысления ее понятийно-терминологического аппарата и прежде всего ее наиболее общих понятий, которые принято называть педагогическими категориями.

    Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.

    В учебниках педагогики в качестве основных понятий-категорий чаще всего называют: образование, воспитание, обучение. Кроме того, к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие понятия, как «развитие» и «социализация личности», так как без них, и это будет показано далее, невозможно достижение системно-целостного понимания основных закономерностей развития образовательно-воспитательных систем.

    Одним из критериев истины, как известно, является практика. Если же обратиться к анализу практического опыта преподавания курса «Педагогика» в педагогических вузах и университетах, то именно в толковании и определении основных педагогических понятий-категорий студенты допускают наибольшую путаницу и часто одно понятие подменяют другим. Но это, скорее всего, не вина вузовских преподавателей или студентов, а беда самой педагогической науки, в которой до настоящего времени основные понятия четко не определены и системно не проанализированы.

    Более того, как показывает углубленный анализ педагогической литературы, за определение и корректировку основных понятий-категорий брались практически все авторы учебников педагогики. И, как следствие, каждый из них привносил свою долю смысла и часто превращал очевидные вещи в кусочек своей «мудрости», что, в конце концов, создавало еще большую неразбериху и путаницу в толковании этих понятий.

    Для того чтобы читатель мог убедиться в правоте наших суждений, приведем несколько типичных определений и толкований понятия «образование».

    М.А.Данилов и Б.П.Есипов, определяя дидактику как часть педагогики и как науку об образовании и обучении, писали: «…овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей ― это есть образование, а основной путь получения его ― обучение. Итак, в трактовке М.А.Данилова и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.

    В учебнике «Основы общей педагогики» под редакцией Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Влияние, оказываемое на нравственный облик личности в процессе образования, обычно рассматривается как его воспитательная сторона (функция, элемент)». Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман в понятии «образование» включает, кроме обучения, также и воспитание личности. Правда, далее в этом же учебнике они подчеркивают, что «сопоставляя понятия «воспитание» и «обучение», нетрудно убедится в том, что объем одного и другого понятия совпадает не полностью, а только частично», воспитание «может осуществиться и осуществляется во всех сферах жизни».

    Последняя мысль очень важна, так как объем понятия «воспитания» действительно выходит за пределы понятия «образования». Например, мы говорим о социальном воспитании или воспитании среды.

    Б.М.Бим-Бад, опираясь на антропологические основания в исследовании важнейших течений в мировой педагогике, пришел к следующим обобщающим выводам: «Человековедение, синтезируемое педагогикой, привело в конце XX века к пересмотру самого понятия «образование», включающего в себя и воспитание, и учение, и обучение».

    Можно было бы привести еще ряд определений понятия «образование», но в них, как и в вышеприведенных, усматривается ряд недостатков и соответственно возникает ряд вопросов:

    1. Ни в одном из вышеприведенных определений понятия «образование» нет даже попытки выйти на более широкое родовое понятие. Возникает вопрос: какое понятие является родовым по отношению к понятию «образование»?

    2. Почему некоторые авторы из процесса образования исключают воспитание, тогда как более чем, очевидно, что если человек получает среднее образование или высшее, то это результат не только обучения, но и целенаправленного воспитания?

    Поиски ответа на первый вопрос показывают, что более широким, то есть родовым, по отношению к понятию «образование» является понятие «культура». Этот чрезвычайно важный вывод сделан С.И.Гессеном в его «Основах педагогики. Введение в прикладную философию», где он в частности, писал: «…в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним, поэтому для обозначения совокупности всех трех слоев». И далее ученый курсивом выделяет: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура». Но культура чего и за счет чего? Размышление над этим вопросом приводит к утверждению, что образование достигается не иначе как за счет обучения и воспитания, но не любого, а систематического и целенаправленного.

    Здесь также уместно заметить, что каким бы хорошим ни было образование, его ни когда не следует считать завершенным. Более того, на определенных этапах своего развития образование переходит в самообразование. С учетом сказанного можно сформулировать следующее определение: Образование это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

    Если сказать коротко, то образование ― это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуществляется в различных формах и видах. К примеру, можно назвать: такие формы и виды образования, как дошкольное, школьное и вузовское, общее и профессиональное, гуманитарное и техническое. Если осмыслить и оценить результат образования, то в самом обобщенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурной различных видов деятельности и общения.

    Далее, если перейти к анализу понятия «воспитание», то только в отечественной педагогической литературе можно встретить более шести его определений и трактовок.

    1. Самая большая путаница в определение понятия «воспитание» вносится, когда оно трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

    2. Осознавая некорректность и нецелесообразность столь широкого толкования понятия «воспитания», в учебниках педагогики стали использовать это понятие в более узком педагогическом смысле. Так, в учебнике «Педагогике» Ю.К.Бабанского читаем: «воспитание в специальном педагогическом смысле ― есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношение, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе». Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое ― родовое ― понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

    3. Х.И.Лийметс, а вслед за ним Л.И.Новикова и А.В.Мудрик придерживались точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности». Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, то есть не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

    4. Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам и правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича. И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».

    5. В 70 ― 80-е годы в учебниках педагогики, как например, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной, воспитание все чаще трактуется уже как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

    6. При характеристике процесса и результатов воспитания в педагогической литературе можно встретить утверждение о том, что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социального воспитания», то есть по существу о «социализации личности».

    7. Определенный интерес представляет достаточно оригинальная характеристика воспитание, данное в одном из современных немецких учебниках педагогики Ф.В.Кроном. «Воспитание ― это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно».

    Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».

    Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общении воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

    В этом последнем определении понятия «воспитания» имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.

    Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.

    Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видами деятельности общения воспитанников.

    В-третьих, в определении обозначено, что одним из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.

    Определяя понятие «обучение», сразу отметим, что, несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов оно трактуется по- разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение.

    Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятия «обучение», приведем лишь одно определение.

    Обучение — это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавания деятельность учителя и учения деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

    В этом определении хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.

    К важнейшим педагогическим понятиям в современных учебниках педагогики причисляется также понятие «социализация личности». Не анализируя всех возможных определений и трактовок этого понятия, приведем то, которое предложено А.В.Мудрик и которое, на наш взгляд, наиболее удачно схватывает его суть: «Социализация ― развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализация в том обществе, которому он принадлежит». «Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, которому он принадлежит».

    Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально ― ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально ― ролевыми функциями овладевает личность.

    Так, например, подросток втягивается в преступную группировку. Ясно, что у него будут развиваться качество, характерные для подростков из преступного мира.

    Нелишне заметить, что социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

    С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализация в социуме.

    Одним из важнейших понятий-категорий, применяемых в педагогике, является также «развитие». Однако с определением, толкованием этого понятия в учебниках педагогики происходят странные вещи. В одних учебниках понятия «развитие» определяется через «формирование», в других «формирование» через «развитие».

    Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дает следующее определение: «Развитие человека ― это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль».

    У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания».

    Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И, несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

    Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие ― необходимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений».

    Если применить это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных) систем, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательной системе?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице «Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий», в которой можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:

    а) для образования ― это переход образования в самообразование;

    б) для воспитания ― это переход воспитания в самовоспитание;

    в) для социализации ― это переход социализации в самореализацию;

    г) для обучения ― это переход обучения в самообучение;

    д) для развития педагогических (образовательно-воспитательных) систем в целом ― это переход развития в саморазвитие.

    С учетом сказанного, понятие «развитие» для педагогических (образовательно-воспитательных) систем можно определить следующим образом: развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.

    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как например теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

    Таблица 1

    Понятия

    Формы и виды проявления

    Родовые понятия

    Закономерности развития пед. систем

    Отличи-

    тельные признаки

    Результаты

    Образование

    Дошкольное, школьное, вузовское, общее, профессиона-льное, гуманитарное, техническое

    Культура

    Переход образования в самообразова-ние

    Целостное системати-ческое обучение и воспитание

    Овладение культурой различных видов деятель-ности обще-ния, становле-ние (образова-ние) личности как человека культуры

    Воспитание

    Нравственное, умственное, физическое, эстетическое, половое и т. д.

    Деятельность

    Переход воспитания в самовоспита-ние

    Педагоги-ческое управление развитием и самораз-витием (самовос-питанием личности)

    Разностороннее развитие лич-ности, включая ее способность к творческому саморазвитию

    Обучение

    Физике, математике, истории, литературе, иностранному языку

    Деятельность

    Переход обучения в самообучение

    Два взаи-мообусловленных вида дея-тельности: преподава-ние и уче-ние (учеб-ная дея-тельность)

    Овладение знаниями, умениями, навыками предметной деятельности

    Социализация

    Социальное обучение, социальное воспитание

    Деятельность

    Переход социализации в самореа-лизацию

    Социально – ролевое взаимодействие лич-ности в социуме

    Овладение человеком ролевыми функциями жизнедеятельности в социуме

    Развитие

    Развитие, саморазвитие

    Система

    Переход из состояния развития в саморазвитие

    Необрати-мое целе-направленное измене-ние систе-мы

    Способность системы к саморазвитию

    В отдельные периоды акцентировалось внимание то на процессе обучения, то на воспитании, то на развитии. А в настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а также его саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому будущее ― за системно ― скоординированным исследованием и углублением наших представлений об основных педагогических понятиях категориях, что неотделимо от развития педагогической теории и практики в целом.

    studfiles.net

    Основные педагогические категории — Педагогика Библиотека русских учебников

    Традиционно к важнейшим из них относятся воспитание, образование и обучение. Однако в последнее время их круг несколько расширяется за счет таких понятий, как едукация, развитие, учебный процесс, педагогическое ный процесс, учебно-воспитательный процесс и др. (ВБондар,. ОВишневський,. ОКобрий,. МЧепильепіль).

    Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Часто это понятие употребляют в разных значениях. ММФицула выделяет четыре из них:

    Воспитание в широком социальном смысле-процесс формирования личности под влиянием окружающей среды, условий, обстоятельств, общественного порядка

    Воспитание в широком педагогическом смысле — формирование личности ребенка под влиянием деятельности педагогического коллектива учебного заведения, которая базируется на педагогической теории, передовой педагогический м опыт.

    Воспитание в узком педагогическом смысле — целенаправленная воспитательная деятельность педагога, направленная на достижение конкретной цели в коллективе учащихся (например, воспитание здорового общественного мнения)

    Воспитание в предельно узком смысле — специально организованный процесс, что предполагает формирование определенных качеств личности. Процесс управления ее развитием происходит через взаимодействие воспитателя и в воспитанникамия.

    Образование — процесс и результат усвоения учащимися знаний, умений, навыков, опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, опыта творческой деятельности с целью стратегиальнои организации собственной жизни, самореа ализации и само актуализаций.

    Основными путями и средствами получения образования является обучение и самообучение, в процессе которых реализуются образовательные цели. Уровень образованности определяется понятиями: начальная, неполная средняя, ??средняя, ??общественность льна, профессиональная, высшее образование. Уровень образования отвечает также определенном ученой степени (согласно ст 37. Закона»Об образовании»- бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук). В понятие»система народного о миры»,»управление образованием»вкладывается понимание совокупности учебно-воспитательных заведений разных типов, их управленческой, хозяйственной и финансовой структурахсподарської та фінансової структур.

    Обучение — целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, направленная на усвоение всех компонентов содержания школьного образования: знаний, умений, навыков, опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, опыта тво орчои деятельности.

    Обучение тесно связано с развитием личности, поэтому важной закономерностью учебного процесса является его воспитательный и развивающий характер

    Развитие — процесс качественных изменений в личности, обусловлен усовершенствованием духовных, психических, физических и социальных возможностей человека с целью самореализации на основе внутренне заложенных способностей и и задатками.

    Развитие не тождественно обучению или воспитанию, хотя вместе с ними выступает в составе единого процесса

    Едукация — триединый процесс, охватывающий информатизацию ребенка (усвоения им информации), развитие и воспитание (ОВишневський)

    Этот термин в классической педагогике употребляется для определения процессуальных компонентов образования. Едукация (лат educate от exduco — вывожу) означает вывод, выращивание. То есть речь идет о формировании. Гармон линейных личности, которая развивается по восходящейною.

    Педагогический процесс — взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью выполнения поставленных воспитательных задач

    Учебный процесс — сотрудничество учителей и учащихся с целью усвоения определенной системы научных знаний, учебных умений и навыков, опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и опыта творческой действие тельности.

    Учебно-воспитательный процесс — сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности с целью достижения определенного уровня образованности

    uchebnikirus.com