Патриархальная теория происхождения государства аристотель: Аристотель: теория происхождения государства

Содержание

Аристотель: теория происхождения государства

Сущность теории

Смыслом патриархальной теории является то, что государство структурировано разрастающимися из поколения в поколение семьи. Главный человек этой семьи и является главой государства, то есть монархом. Его властность, этим образом является продолжением власти отца, монарх же представляется отцом всего круга своих подданных. Из патриархальной теории исходит вывод о необходимости для всего человечества подчиниться власти государства.

Замечание 1

Государство, по мнению Аристотеля, является не только результатом естественного развития, но и верховной формой общения людей. Оно охватывает все иные общественные формирования , такие как семья, селение.

В государстве находит свой конец и политическая природа человека. Аристотель, к примеру, исходит из того, что люди, являясь коллективными существами, устремлены к общению, образованию семей, а развитие семей приводит к формированию государства.

Аристотель объяснял государство продуктом умножения семей, их расселения, а так же соединения. Согласно Аристотелю, государственная власть является продолжением и развитие власти отца. Он считал тождественными государственную власть и патриархальную власть главы семейства.

Сторонником данной теории являлся Р. Филмер — политический писатель английского происхождения. Филмер, являясь сторонником неограниченной власти короля, делал попытки, опираясь на библию, доказывать, что Адам, который приобрел власть от бога, отдал потом эту власть собственному старшему сыну – патриарху, а позже и тот уже собственным потомкам (королям). Сочинение Филмера «Патриарх» считалось довольно-таки экзотической работой, которая выражала идеологию патриархальной теории. Современники Филмера обращали внимание на несопоставимость множества её положений. К примеру, из теории Филмера исходило, что монархов должно было быть такое количество, каким было количество отцов семейств, либо в мире должна существовать только единственная монархия.

Понятно, что такого никогда не было в истории, да и не представлялось возможным. Но множество других юристов и социологовнаиболее глубоко и полно рассматривали роли семей в происхождении государства, а также иных социальных институтов. В России сторонником похожей теории был социолог русского происхождения Н.К. Михайловский.

Замечание 2

Позитивным в патриархальной теории являлось то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призвали устранить из жизни все вредное, неразумное, безнравственное по отношению к человечеству. Такое представляется возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Создатели данной теории были ориентированы на Древнюю Грецию. Процессия создания государства в Древней Греции двигалась иначе. На холмах Греции не могли расти злаки, но была возможность разведения мелкого скота. Когда население увеличивалось, стал вопрос о поиске нового источника питания. Люди уделили свое внимание морю. Они стали получать из него продукты.

Но самое важное, море дало возможности вступления во взаимоотношения с Египтом и Передней Азией, осуществлять обмен существующими продуктами с людьми, которые их населяли. Было очень важно эффективно организовывать собственное производство и умело строить отношения с соседними регионами. Этим занялись старейшины, главы советов старейшин, позже вожди, которые, по уровню роста населения, преобразовались в царей. Вот почему в данном регионе Земли процессия образования государственности пошла как бы по форме патриархального типа, то есть по типологии разрастания кровнородственного семейства, а сам царь уже стал «патриархом» (отцом) целого народа.

Древняя Италия имела отличия от Древней Греции. Основная часть ее территории составлена горами, которые были покрыты лесами. Климатом ее представлялся куда более сырым и прохладным. Земель, пригодных для занятия земледелием, было слишком мало. Море в Италии не является столь приветливым, как в Греции, потому как на востоке оно чрезмерно бурное, его берега неприступны, на западе также почти не находится удобных бухт. Поэтому римляне (латиняне) являлись народом, у которого первоначально роль старейшин была велика. Но позже, возможно в связи с ростом населения, нехваткой пищи, когда надо было завоевывать новые территории, жизнедеятельностью стали управлять вожди. Но в Древнем Риме воздействие «отцов» крупнейших семей оставалось неизменно значительным и в будущем.

Семья, являясь первоначальной формой организованного общения, естественно увеличивалась, затем делилась. Но так как у людей есть естественная потребность в общении, а также при влиянии условий экономики, семьи, соединенные преданием об общем формировании, соединяются в племена, племенные союзы, народности, соединенные уже общим историческим прошлым. Именно государственная власть представляется постепенным преобразованием власти отца, которая переходит во власть монарха, власть государя.

Плюсы и минусы теории

К плюсам патриархальной теории следует относить то, что она может способствовать сплоченности в обществе; уважению, почету власти государства, а также взращивает дух родства, братства, взаимной связанности членов общества в образе членов семьи.

Минусом теории представляется прямое отождествление семьи и государства, власти отца и монарха Этому выражают противоречия следующие факты:

  1. Семья связана действительными родственными связями, в то время как весь народ, даже, несмотря на наличие конкретной общности, вряд ли правильно было объявить родственниками;
  2. Монарх является представителем публичной власти, которая отделена от народа, мощь его власти имеет другой базис, чем власть отца в семействе, ибо:

    • отец на самом деле — основатель рода, а монарх же, если и основал, то государство, а никак не народа;
    • монарх не может являться родственником практически всего населения;
    • довольно часто монарх приглашается из иностранного государства, то есть вообще не может иметь кровнородственных связей с управляемым государством;
    • власть отца является неформальной и непосредственной, власть монарха — формализованная, сопровождается церемониалом, опосредованно осуществима, посредством чиновников, иногда подкрепляется законами, хартиями, ставит опору на аппарат принуждения.
  3. Невозможно считать государство прямым продолжением семьи, потому как оба эти института зародились постепенно и как раз практически в одно и то же время в процессии разложения первобытнообщинного строя.

Патриархальная — Теории происхождения государства

Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский

Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.

Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.

В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.

В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье.

В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский .

Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку».  На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя.

Легитимация, благодаря этим основаниям,  происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности  биологических единиц.

С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, т.к  не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Но данная теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование есть факт проявления интереса  к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства. 

Библиотека Воеводина _ «Теория государства и права» … Тема 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Часть I
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.
Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ — Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча — церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.
Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 — 1904 гг.).
Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Эта теория получила распространение в ХУII — ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.
Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние «войны всех против всех». Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был «золотой век» человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.
Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 — 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.
Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство — результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения — экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 — 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ — начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.
Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую основную причину возникновения государства называет теологическая теория?
2. Какую основную причину возникновения государства называет патриархальная теория?
3. Какую основную причину возникновения государства называет договорная теория?
4. Какую основную причину возникновения государства называет органическая теория?
5. Какую основные причины возникновения государства называет марксистская теория?
6. Какую основную причину возникновения государства называет психологическая теория?
7. Как Вы понимаете термин «государственный патернализм»?

ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5, с. 40-44.
Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993., с. 48-56.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. 11, параграф 3, с. 22-30.

Патриархальная теория. История государственного управления в России

Читайте также

Теория

Теория Теорией боевого применения конницы в СССР занимались вполне трезво смотревшие на вещи люди. Это, например, бывший кавалерист царской армии, ставший в СССР начальником Генерального штаба, Борис Михайлович Шапошников. Именно его перу принадлежит теория, ставшая

Теория

Теория Теорией боевого применения конницы в СССР занимались вполне трезво смотревшие на вещи люди. Это, например, бывший кавалерист царской армии, ставший в СССР начальником Генерального штаба, Борис Михайлович Шапошников. Именно его перу принадлежит теория, ставшая

Атомная теория

Атомная теория Некоторые древнегреческие философы, в отличие от Сократа, целиком и полностью разделяли идею о полной зависимости человеческой жизни от физических свойств окружающего мира. Одна из теорий на этот счет имела чрезвычайное значение.Для того чтобы чуть

Теория стратагемности

Теория стратагемности Применительно к разведывательной и контрразведывательной теории и практике основным продуктом древнекитайской философской, политической и военной мысли является теория стратагемности. Стратагемность мышления и поведения является характерной

4.

1. Восточная теория

4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с Востока, из Малой Азии. Это — так называемая восточная теория. Она основывается на авторитете древних авторов. «Древние» оставили много свидетельств об этрусках. То есть, как мы теперь начинаем

4.2. Северная теория

4.2. Северная теория В середине XVIII века Н. Фрере предложил другую теорию, согласно которой этруски пришли с. Альп. «Так возникла „северная версия“ происхождения этрусков, НЕ ИМЕЮЩАЯ НИКАКОЙ ОПОРЫ В АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ И НЫНЕ ПОЛНОСТЬЮ ПОТЕРЯВШАЯ СВОИХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ. Но в

ТЕОРИЯ ИМПЕРИАЛИЗМА

ТЕОРИЯ ИМПЕРИАЛИЗМА К концу XIX века многие исследователи заметили, что с капитализмом происходит что-то, заставляющее говорить о новой фазе его развития. Особенно остро дискуссия охватила сторонников социал-демократии. Общество и экономическая система изменились по

Теория вопроса

Теория вопроса Понятие «господство на море» появилось еще в древности — во всяком случае, о нем упоминается в связи с Греко-персидскими войнами 500–449 гг. до н. э. Но в широкий обиход оно попало после выхода в свет работ военно-морских теоретиков и историков: американского

Теория Ильина

Теория Ильина Однажды агентурные донесения Кузнецова прочитал комиссар госбезопасности Ильин, начальник третьего отдела секретно-политического Управления НКВД — отдела, ведавшего работой с творческой интеллигенцией. Генеральское звание не лишило Ильина

Суждения и теория

Суждения и теория Победа в России социалистической революции открыла новый этап не только в практическом применении военной хитрости, но и в теоретическом осмыслении ее места и роли как категории военного искусства. Характерно, что уже в первых военно-теоретических

Миграционная теория

Миграционная теория Но на этом кончается область бесспорного: дальше — все спорно. По отношению к основному массиву населения Италии (галлам, италикам и этрускам) большинство современных ученых стоит на миграционной точ­ке зрения, восходящей своими корнями еще к грекам

Теория эволюционизма

Теория эволюционизма Ведущие представителиЭдвард Беннет Тайлор (E. B. Tyler, 1832–1972) — основная работа — “Первобытная культура” (“Primitive Culture”) — вышла в 1871 году.Льюис Генри Морган (L. H. Morgan, 1818–1881) — основная работа “Древнее общество” (“Ancient Society”) — вышла в 1877

2.

 Теория групп и теория общества

2. Теория групп и теория общества Первая книга Лэйнга «Разделенное Я» должна была включать две части – «Я» и «Другие», в конце концов изданные отдельными книгами как «Разделенное Я» и «Я и Другие». Чистой теории личности без теории коммуникации Лэйнг никогда не мыслил.

Далай-лама и теория воплощений Еще в раннем буддизме было разработано учение о перерождениях, генетически восходящее к теориям упанишад. Это теория кармического перерождения, сводящаяся к распаду комплекса дхарм после смерти и восстановлению его в новом облике в зависимости от кармы, была развита и

Далай-лама и теория воплощений Еще в раннем буддизме было разработано учение о перерождениях, генетически восходящее к теориям упанишад. Это теория кармического перерождения, сводящаяся к распаду комплекса дхарм после смерти и восстановлению его в новом облике в

11.

Патриархальная теория происхождения государства.

Основатель патриархальной теории происхождения государства — Аристотель.

Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

Плюсы теории:

  • 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

  • 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

  • 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

  • 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим опытом.

Минусы:

  • 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

  • 2) Не объясняет, что если государство — единая семья, то почему происходит война?

  • 3) Не объясняет жесткость законов.

Патриархальная теория происхождения государства.

  • Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.

  • Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

  • Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам — королям.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

12. Теория насилия.

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутского и других.

По мнению Дюринга, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая — угнетенным и эксплуатируемым классом».

Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые возникали, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л. Гумплович сделал окончательный вывод, согласно которому «вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из потребности победителей обладать «живыми орудиями» возникали экономическая основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали существование любого государства (Римское, Древнегерманское государство, Киевская Русь).

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

§ 2. Патриархальная теория. Происхождение государства

Похожие главы из других работ:

Возникновение права

4.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в…

Исторический анализ происхождения государства и права

1.1 Патриархальная теория

Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том…

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

3.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю…

Основные теории происхождения государства и права

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи…

Происхождение государства

§ 2. Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства была распространена в Древней Греции и Риме, получила развитие в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней…

Происхождение государства и права

Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон (соч. «Государство») и Аристотель (соч. «Политика»), развил Фильмер (соч. «Патриархия»). В Китае эту теорию развивал Конфуций. В России последователем этой теории был социолог Н. К. Михайловский и видный историк М. Н…

Происхождение права

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в…

Происхождение права и государства

9. Патриархальная теория

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель…

Теоретическое обоснование происхождения права

2.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал…

Теории происхождения государства

2.
Патриархальная теория.

Теории происхождения государства и права

2.2 Патриархальная теория

Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. К. Михайловским (ХIХ в.). Смысл этой теории заключается в том…

Теории происхождения государства. Понятие формы государства и её влияние на развитие государства

1.2 Патриархальная теория происхождения государства

Как и все теории, эта теория имеет свои особенности и последователей. К наиболее известным представителям патриархальной теории мы можем с уверенностью отнести Аристотеля, древнегреческого философа и ученого, Филмера…

Теории происхождения государства. Правовые семьи современности

а) Патриархальная и социально-экономическая

По моему мнению, сходство патриархальной и социально-экономической теорий происхождения государства состоит в том, что в обеих теориях есть господствующая элита. В патриархальной теории это единоличный правитель, монарх…

Теория происхождения государства

2.2 Патриархальная теория происхождения государства

Основная идея данной теории — государство, как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории, является Аристотель, Фильмер, Михайловский. Представители этой теории утверждают, что люди — существа коллективные…

Характеристика основных теорий происхождения государства и права

1.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель…

Патриархальная теория происхождения государства — плюсы и минусы

Становление патриархальной теории происходило еще в VI-V веках до н.э. Впервые ее идеи были сформулированы китайским философом Конфуцием. В последующем она получила свое развитие в труде «Политика» греческого мыслителя Аристотеля. В процессе рассмотрения психологии поведения человека философ сформулировал вывод о том, что человек является коллективным существом, жить один он не может. Это послужило основанием для формирования идеи о создании общественных объединений по семейному принципу.

Суть теории

Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.

По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.

Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.

Оценка патриархальной теории

Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.

В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.

Плюсы теории

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:

  • Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
  • Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.
  • Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.
  • Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.

В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:

  1. Укреплению общественных отношений.
  2. Формированию уважительного отношения к власти монарха.
  3. Поддержание идеи единства духа, братства народа как членов семьи.

Минусы теории

Несмотря на то, что патриархальная теория справедливо определяет связь «семья и государство», исследователи в этом видят ее недостатки, которые обусловлены следующими противоречиями:

  • Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
  • Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальными и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей.
  • Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого.
  • В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
  • Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
  • Чаще всего монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.

Таким образом, патриархальная теория часто подвергалась критике, потому что объяснение столь сложного процесса как формирование государства приравнивалось к антинаучной биологизации, где вместо научного обоснования мы получаем «детские побасенки» (Дж. Локк).

Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:

  1. Необходимости жесткого законодательства.
  2. Возникновении военных столкновений, несмотря на то, что все государство – семья.
  3. Формировании государственного строя по всему миру в результате увеличения семьи.

Заключение

Хотя в текущей ой научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма. Она заключается в формировании системы отношений «власть-общество», где государство берет на себя ответственность о заботе о гражданах в неблагоприятной для них случаях.

Похожие записи

Заметки о патриархальной теории происхождения государства

В настоящее время общепринято, что организацию государства я начал в первобытной семье. Состояние является расширением семьи. Представление кажется весьма правдоподобным, потому что, по словам Макивера, семейство I содержит все ограничения и элементы управления, которые продолжают сущность состояния I.

»Семья обладает всеми основными характеристиками государства; его I члены составляют население; его дом представляет территорию; глава семьи символизирует власть; его свобода от вмешательства и неприкосновенность домашнего хозяйства показывает его суверенный характер.

Многие политические мыслители придерживаются мнения, что семья лежит в основе современного государства. Это матрица государства. Именно в семье первые! усвоены уроки дисциплины, приспособления и приспособления, прав и обязанностей, обязанностей и ответственности, духа сочувствия, любви и сочувствия.

Без этой базовой подготовки нельзя развить хороших граждан, что является необходимым условием жизни под властью государства. Однако существует большая полемика относительно того, кто был главой семьи, отец или мать, и откуда в примитивном обществе прослеживались порядочность. Некоторые считают, что патриархальная семья была самой ранней социальной единицей, в то время как другие утверждают, что матриархальная семья была первичной общественной организацией.

Патриархальная теория:

Сэр Генри Мэн — главный защитник патриархальной теории. Он определяет это как теорию происхождения общества в отдельных семьях, скрепляемых авторитетом и защитой старшего потомка мужского пола. Патриархальная теория прослеживает происхождение государства в патриархальной семье.

Патриархальная семья — это семья, в которой происхождение прослеживается через мужчин. Отец или патриарх занимает в семье доминирующее положение.Все члены семьи отдают ему должное. Его авторитет признают все. Патриархальная семья, согласно этой теории, — древнейшая социальная организация.

Первобытные люди были организованы в патриархальные семьи. Такая семья стала расширяться за счет браков и повторных браков. Он превратился в «Gen» или дом. Генерал превратился в «Клан». Клан превратился в «Племя». Всех членов племени объединяла какая-то родственная связь.

Племена, объединенные узами крови, действовали вместе для общих целей, в частности, для защиты от агрессии других племен. Это также требовало признания некой общей власти, которая могла бы поддерживать дисциплину в племенах.

Влиятельный член племени стал известен как вождь племени. Сочетание различных племен привело к образованию содружества, а содружество стало полноценным государством. Мэн прослеживает происхождение штата в следующих словах:

«Элементарная группа — это семья, связанная общим подчинением высшему восходящему мужчине.Объединение семей образует Gens или дома. Объединение домов составляет племя. Объединение племен составляет содружество.

Согласно Эдварду Дженксу, патриархальное общество, которое согласно этой теории было основой современного сланца, характеризовалось тремя чертами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью. Другими словами, происхождение происходило от отца, а не от матери.

Постоянный брак подразумевал, что один мужчина был постоянно женат на одной или нескольких женщинах, поскольку патриархальное общество допускало и моногамию, и полигамию.Самый старший член семьи мужского пола имел бесспорный контроль над жизнью и смертью всех членов семьи

Теория также нашла поддержку, прежде всего, в руках Аристотеля. Он считал, что «подобно тому, как мужчины и женщины объединяются, чтобы образовать семьи, так много семей объединяются, чтобы сформировать деревни, и объединение многих деревень образует государство, которое является единым целым». хозрасчетная единица ».

Теория дополнительно подтверждается историческими свидетельствами и библейским описанием. Древние евреи были народом из двенадцати племен, которые ведут свое происхождение от первого отца Иакова.В Риме было три племени с общим происхождением, и была «Patria Potestas», которая признавала неограниченную власть отца над членами семьи.

Очерк патриархальной теории политической науки

Самой важной среди таких теорий является патриархальная теория, которая пытается объяснить, что государство — это расширение семьи.

Первоначально семья состояла из мужчины, его жены и детей. Отец был главой семьи, и его контроль и власть были полными во всех отношениях над всеми ее членами.

Когда его дети поженились, в первоначальной семье произошло расширение, и это привело к созданию новых семей. Но авторитет отца и главы первоначальной семьи оставался неизменным, как и прежде, и был должным образом признан всеми его потомками. Это была патриархальная семья.

Источник изображения: depts.washington.edu

Со временем патриархальная семья расширилась и превратилась в клан. Члены клана были связаны друг с другом узами кровного родства, и все жили и функционировали под признанной властью старшего из ныне живущих мужчин-членов первоначальной семьи.

Клан в результате собственной экспансии превратился в племя. Со временем многие члены вышли из родительского племени и поселились на новых землях в поисках пропитания. Это привело, в силу того же процесса развития, к основанию множества новых племен.

Племена, объединенные узами кровного родства, действовали вместе для общих целей, в частности, защищаясь от агрессии других племен. Это предполагало признание некой общей власти, под влиянием которой они могли сплотиться.

Так развивалось государство. Ликок, описывая процесс этого развития, говорит: «Сначала семья, затем патриархальная семья, затем племя людей родственного происхождения и, наконец, нация, так возникает социальная серия, построенная на этой основе».

Аристотель считал, что государство возникло как естественное расширение семьи. Он отмечает, что общество, состоящее из многих семей, «называется деревней, и деревня естественным образом состоит из потомков одной семьи.

Дети и дети детей, по этой причине государства первоначально управлялись королями, как теперь варварские государства, которые состоят из тех, кто прежде подчинялся царскому правительству; ибо старейшина управляет каждой семьей, как и ее ветвями, в силу их родства с ними.

И когда многие деревни настолько целиком объединяются, как во всех отношениях, образуя только одно общество, это общество становится государством и содержит в себе, если можно так выразиться, цель и совершенство правительства ».

Согласно Аристотелю, государство представляет собой родственную группу как продукт семьи; а власть прежних царей проистекает из власти главы семейства.

Матриархальная и патриархальная теория

Происхождение государства

Политические мыслители пытались объяснить происхождение государства различными способами.Когда, где и как возникло государство, нигде в истории не зафиксировано. Поэтому политические мыслители были вынуждены принять различные гипотезы, многие из которых в настоящее время дискредитированы в свете современных знаний. Среди множества теорий, связанных с происхождением состояния, в этой главе объясняются следующие.

1. Теория божественного происхождения

2. Теория общественного договора.

3. Матриархальная и патриархальная теория.

4. Теория силы.

5. Эволюционная теория.

Матриархальная теория

Макленнан, Морган и Дженкс — известные представители матриархальной теории. Матриархальная система предшествовала патриархальной системе и племени. Постоянного института брака не было. У женщины было более одного мужа, и из-за неопределенности мужского происхождения родство считалось через женщину, то есть от матери к дочери.

Вместо семьи, состоящей из мужчины, его жены и детей, была большая и слабо связанная группа, называемая орда или стая, организованная для супружеских целей.

Матриархальная семья развивалась следующим образом.

1. Сначала было племя, и это была самая старая и основная социальная группа.

2. Со временем племя распадается на кланы.

3. Кланы, в свою очередь, уступают место домашним хозяйствам.

4. Семейство Atlast — современное.

Критика

Матриархальная теория больше социологическая, чем политическая. Он пытается объяснить происхождение семьи, а не государства.

Нет достаточных доказательств в поддержку матриархальной системы как универсального и необходимого начала общества.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Патриархальная теория объясняет, что государство возникло из патриархальной семьи или семьи, главой которой был отец или отец.

Состояние — это пополнение семьи. Изначально семья состояла из мужчины, его жены и детей. Отец был главой семьи, и его контроль и власть были полными во всех отношениях над всеми ее членами. Когда его дети поженились, в первоначальной семье произошло расширение, и это привело к созданию новых семей. Но авторитет отца и главы первоначального семейства остался прежним, и он был должным образом признан всеми его потомками.Это составляло патриархальную семью. Главный представитель патриархальной теории — сэр Генри Мэн.

Следующие важные моменты можно отметить в патриархальной теории штата Мэн.

1. В патриархальной семье элемент отцовства был главным фактом.

2. Происхождение прослеживается не только по самцам, но и от одного и того же предка. Ни один из потомков женщины не входил в примитивное понятие семейных отношений.Соответственно, родство было чисто отрицательным.

3. Постоянный брак был правилом, будь то моногамия или полигамия

Глава семьи был основой всей власти, и его власть была безоговорочной над его детьми, их домами и другими отношениями. все потомки. сколь бы многочисленны они ни были.

5. Он контролировал не только бизнес группы, которую он возглавлял, но и ее религию и ее поведение.

Семья была первичной ячейкой политического общества, «семенем, ведущим все более крупные ростки правительств», как называет это Вудро Вильсон. Одна семья превратилась в несколько семей; однако все они полностью осознавали свое окончательное родство. Связанные узами общих якорей, они объединились в более широкую общую группу товарищества, род, благодаря преданности какому-то избранному старейшине — возможно, самому старому из ныне живущих или наиболее способных. Точно так же род расширился до племени.Скотоводческие занятия уступили место земледелию, и оседлая жизнь на определенной земле стала делом необходимости; земельные племена объединились в государство.

В подтверждение своего утверждения сэр Генри Мэн процитировал патриархов ветхозаветных «семей» и «братства» Афин, патриапотестов в Риме и систему индусских семей в Индии.

Критика

Современные теории показывают, что патриархальная семья не была универсальной, патриархальная теория подвергалась серьезным нападкам.

Патриархальные и матриархальные теории по своей сути являются социологическими, а не политическими.

Стивен Ликок, тем не менее, утверждает, что обе теории в достаточной мере подтверждают, что семья является исходным звеном в эволюции государства.

Обе эти теории не дают удовлетворительного объяснения происхождения государства. Матриархат и патриархат могли преобладать в некоторых ранних обществах.Но ошибочно полагать, что создание государства было вызвано этими системами. Не было существенных доказательств, подтверждающих универсальную справедливость этих теорий.

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминтаса III (правил ок. 393–370 до н. Э.), Царя Македонии и дедушки Александра Великого (правил 336–323 до н. Э.).После смерти своего отца в 367 году Аристотель эмигрировал в Афины, где присоединился к Академии Платона (ок. 428 — ок. 348 г. до н. Э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и соратник Платона.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Многие из более поздних диалогов Платона датируются этими десятилетиями и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в большинстве своем они сохранились лишь в виде фрагментов.Как и его учитель, Аристотель изначально писал в форме диалога, и его ранние идеи обнаруживают сильное платоническое влияние. Его диалог Eudemus , например, отражает платонический взгляд на душу как на заключенную в теле и способную к более счастливой жизни только тогда, когда тело было оставлено. Согласно Аристотелю, мертвые блаженнее и счастливее живых, а умереть — значит вернуться в настоящий дом.

Еще одно юношеское произведение, Protrepticus («Увещевание»), было реконструировано современными учеными по цитатам из различных сочинений поздней античности.Аристотель утверждает, что каждый должен заниматься философией, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Лучшая форма философии — это созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им божественный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Возможно, что две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутации, Темы и Софистические опровержения , относятся к этому раннему периоду.Первый демонстрирует, как строить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаруживать слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель может справедливо сказать в конце Soph

Во время пребывания Аристотеля в Академии король Македонии Филипп II (годы правления 359–336 гг. До н. Э.) Вел войну с рядом греческих городов-государств.Афиняне защищали свою независимость без особого энтузиазма и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 году стать хозяином греческого мира. Быть македонским жителем в Афинах было непросто.

Однако внутри Академии отношения, кажется, остались теплыми. Аристотель всегда признавал свой долг Платону; он взял большую часть своей философской повестки дня у Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отрицанием доктрин Платона.Однако уже Аристотель начал дистанцироваться от теории Платона форм или идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм, как задумал их Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм, как задумал их Аристотель, оно обычно пишется в нижнем регистре.) Платон считал, что, кроме того, для конкретных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны.Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, учитывая их общую природу: вещь является, например, лошадью, в силу того факта, что она разделяет или подражает форме «лошади». В утерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы основных диалогов Платона устанавливают только то, что, помимо частностей, существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто оспаривает теорию форм, иногда вежливо, а иногда и с презрением.В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не решает проблем, для решения которых она предназначена. Он не придает ясности частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частные вещи возникают и претерпевают изменения. Согласно Аристотелю, теория всего лишь вводит новые сущности, количество которых равно количеству сущностей, подлежащих объяснению, как если бы проблему можно было решить, удвоив ее. ( См. Ниже форму .)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины.Он мигрировал в Ассус, город на северо-западном побережье Анатолии (на территории современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечном Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341. Аристотель приветствовал его память в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в течение нескольких последующих лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии.Эта работа была обобщена в книге, позже известной, ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О порождении животных . Хотя Аристотель не утверждал, что является основателем науки зоологии, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов не имели прецедентов. Он или один из его помощников-исследователей, должно быть, обладал удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Размах научных исследований Аристотеля поражает. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; более 500 видов фигурируют в его трактатах, многие из них подробно описаны. Множество сведений об анатомии, диете, среде обитания, способах совокупления и репродуктивной системе млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь мелких исследований и пережитков суеверий. В некоторых случаях его неправдоподобные рассказы о редких видах рыб подтвердились много веков спустя.В других местах он ясно и справедливо заявляет о биологической проблеме, на решение которой потребовались тысячелетия, например о природе эмбрионального развития.

Несмотря на примесь невероятного, биологические труды Аристотеля следует рассматривать как грандиозное достижение. Его расследования проводились в подлинно научном духе, и он всегда был готов признаться в незнании, когда доказательств было недостаточно. Он настаивал на том, что всякий раз, когда возникает конфликт между теорией и наблюдением, следует доверять наблюдению, а теориям следует доверять только в том случае, если их результаты соответствуют наблюдаемым явлениям.

В 343 или 342 году Аристотель был вызван Филиппом II в столицу Македонии в Пеллу, чтобы он стал наставником 13-летнего сына Филиппа, будущего Александра Великого. Мало что известно о содержании наставлений Аристотеля; Хотя Риторика Александру была включена в аристотелевский корпус на протяжении веков, теперь она обычно рассматривается как подделка. К 326 году Александр стал хозяином империи, которая простиралась от Дуная до Инда и включала Ливию и Египет.Древние источники сообщают, что во время своих походов Александр организовал отправку биологических образцов своему наставнику со всех концов Греции и Малой Азии.

Патриархат и патернализм | Encyclopedia.com

ПАТРИАРХИ И ПАТЕРНАЛИЗМ. Патриархальная политическая теория связана в первую очередь с сэром Робертом Филмером (ок. 1588–1653), английским роялистом, который получил политическую власть и основал политические обязательства на отцовской власти Адама. Хотя вряд ли он был уникальным, он был самым откровенным и непреклонным из писателей, излагавших предпосылки патриархализма, и вполне уместно, чтобы это учение было связано с его именем.Но связь политики и семьи была уже прочно установлена, когда Филмер писал; это было лейтмотивом европейской мысли, по крайней мере, со времен древних греков.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Аристотель (384–322 до н.э.) утверждает в Политике , что государство является телеологическим продуктом домашнего хозяйства, которое само по себе является естественным обществом, и что опыт управления им в детстве и родитель — лучшая подготовка к получению гражданства. В De officiis, одна из самых читаемых книг в Европе раннего Нового времени, Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.C.E.) называет семью «зародышем государства» (Seminarium re publicae), фраза, которая часто повторяется без указания авторства. Переведенная в нечто вроде антропологической теории — с имплицитным детерминизмом или без него — и в понимание биологического домохозяйства как рудиментарного и основополагающего социального института, изречение-близнец Аристотеля стало обычным явлением. Они были особенно популярны в учении римского католицизма, найдя выражение в трудах святого Фомы Аквинского (1225–1274), Марсилия Падуанского (ок.1280 – ок. 1343), а также схоластических теологов и теоретиков, включая, среди прочего, известного английского богослова Ричарда Хукера (1553 или 1554–1600). Но в первую очередь в качестве светской доктрины обращение к семье приобрело политическое значение, и неизменно патриархальная семья, в которой доминировали мужчины, служила политической моделью.

Аристотель провел четкое различие между «экономическими» отношениями в семье и политическими отношениями, существовавшими в государстве, и его телеология была основана на фундаментальной трансформации, которая произошла по мере того, как семья превращалась в государство.Формула Аристотеля была принята французским юристом Жаном Боденом (1530–1596) — впоследствии прославившимся своей концепцией суверенной власти как абсолютной, неделимой и неотъемлемой — который далее в своей книге Six livres de la république (1576) утверждал, что суверенная власть Политическое сообщество представляло собой союз, по крайней мере, трех семей, и что отцовство было естественным и данным Богом и влекло за собой обязанности по воспитанию и обучению своих детей. Йоханнес Альтузиус (1557–1638), голландский теоретик федерализма, согласился с Аристотелем и в своей книге Politica Methodice Digesta (Политика методически упорядоченная; 1603) использовал различие между семейными и гражданскими ассоциациями, чтобы укрепить свою концепцию государства как добровольного общества .Джон Селден (1584–1654), Хьюго Гроций (1583–1645) и Эдвард Кок (1552–1634), среди прочих, все приняли эту версию происхождения общества, но ни один из них не попытался извлечь политическое обязательство из патриархального истоки политической власти. Этот ход был впервые сделан Филмером, но ему предшествовало многое, что он включил в свою теорию.

Со времен Мартина Лютера протестантское христианство использовало предписание Десятисловия о послушании родителям, чтобы поддержать политический долг.«Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) — пятая заповедь англиканства и большинства других протестантских конфессий (четвертая для католиков и лютеран) — регулярно расширялась, чтобы оправдать обязанности повиноваться всем начальству, включая господ. , учителя, министры и магистраты. С удобным упущением слова «мать» эта заповедь стала обычным английским сокращением для обозначения обязанности подчиняться королю. Объединение библейского подтверждения отцовского права с политическим долгом было доктриной катехизиса и часто упоминалось в политических трактатах, юридических документах и ​​богословских сочинениях.Политической идеологии соответствовала очевидная социальная структура. Во все более популярной литературе о домашнем хозяйстве абсолютная власть монарха часто утверждалась как параллель всеобъемлющей власти отцов в том, что представлялось как традиционная патриархальная семья. Переданный образ был миром, в котором дом, экономика и государственное устройство находились в гармонии. В сочетании с антропологическим описанием политических истоков, заимствованным у Аристотеля, патриархальная доктрина была почти неотразимой и составляла основу имплицитной системы верований Европы.

ЗАЩИТА КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

Филмер довел все это до уровня сознания в ответ на теории общественного договора, естественного состояния и естественного права, которые использовались для нападок на королевскую власть в середине семнадцатого века. Его самая известная работа, Patriarcha, , не была опубликована до 1680 года, хотя была написана на 40-50 лет раньше. Это был один из ряда трактатов, в которых комментировались ведущие политические писатели и теории раннего Стюарта Англии.В своем Два трактата о правительстве (1690) Джон Локк атакует работы Филмера как «смородиновое божество времени». Филмер утверждает, что отцовская власть была дарована Адаму Богом в раю и что вся последующая власть носит патриархальный характер и напрямую проистекает из этого дара. Смесь библейской истории, социальных структурных выводов из характера управления домашним хозяйством, аргументированных аргументов и утверждений, а также интерпретаций английской конституционной практики, теории Филмера в конечном итоге основывались на бодинианской концепции суверенитета.Он настаивал на том, что вся власть является абсолютной и неделимой, обязана своим существованием и природой Богу, передается через наследников по первоначальному дарованию Адама и будет существовать в неизменном виде, если эти наследники известны. После раздела мира между сыновьями Ноя, последующего создания отдельных наций у Вавилонской башни и возможной утраты истинных наследников этих титулов вся власть, включая власть успешных узурпаторов, остается патриархальной. в природе. Это постоянно подтверждается библейской историей евреев, светскими практиками и философиями Древней Греции и Рима, а также политической историей Англии.

Аргумент Филмера основан на предполагаемой идентичности патриархальной и политической власти, а не на метафорическом или аналогичном использовании отцовства. Эта строгая идентичность позволяет ему атаковать теории естественного состояния и общественного договора. Эти доктрины предполагали, что «изначальным» состоянием человечества была естественная свобода; правительство и политика были изобретены либо для исправления недостатков природы, либо для выполнения Божьего плана. Филмер, напротив, утверждает, что подчинение правлению было изначальным человеческим состоянием.Поскольку люди всегда были и естественно подчиняются авторитету отцов и поскольку нет различия между отцовской и политической властью, утверждает он, никогда не было естественной свободы, которая была бы необходима, если бы люди сами установили правительство. Соответственно, поскольку правительство является божественным, а не человеческим творением, «народ» не может управлять им. Правители несут ответственность исключительно перед Богом, а не перед своими подданными.

Широко распространенное использование семейной или патриархальной концепции происхождения гражданского общества для противодействия теориям естественного состояния и общественного договора, а также для защиты абсолютизма божественного права в Стюарте Инглэнд знаменует появление патриархализма как всеобъемлющей теории политического обязательство; именно эта теория была окончательно опровергнута нападками Локка и других, хотя антропологическая доктрина и традиционная структура домашнего хозяйства были невосприимчивы к этой критике.Но политический патриархализм не исчез после натиска Локка. Чарльз Лесли, английский не присяжный заседатель в начале восемнадцатого века, и Джонатан Баучер (1738–1804), американский тори-министр во время революции, оба защищали Филмера, и была утверждена версия патриархальной доктрины, которая могла соперничать с доктриной Филмера. французским епископом Жаком-Бенинь Босуэ (1627–1704) в его Politique tirée des propres paroles de l’Écriture Sainte

(1677–1679).

Основная концептуальная задача Локка состояла в том, чтобы подтвердить аристотелевское разделение семейной и политической власти, и он принял нетелеологическую версию этой позиции. Это модифицированное «локковское» описание, описывающее антропологическое происхождение политики из примитивной или «дополитической» семьи, оставалось стандартным описанием происхождения правительства на протяжении всего восемнадцатого века. Его можно найти в трудах Фрэнсиса Хатчесона (1694–1746), Жан-Жака Руссо (1712–1778), Дэвида Юма (1711–1776) и большинства других политических теоретиков, писавших о происхождении государства.До полной реализации достижений Локка оставалось как минимум сто лет, но в своем ответе Филмеру Локк заложил основу для понимания правительства как искусственного человеческого творения, которое могло быть подвергнуто конституционным ограничениям.

См. Также Аристотелизм ; Власть, Концепция ; Bodin, Jean ; Bossuet, Jacques-Bénigne ; Царство Божественного Права ; Hume, David ; Локк, Джон ; Monarchy ; Руссо, Жан-Жак ; Суверенитет, теория ; Государство и бюрократия .

БИБЛИОГРАФИЯ

Шохет, Гордон Дж. Патриархат в политической мысли: авторитарная семья, политические спекуляции и отношения, особенно в Англии семнадцатого века. New York, 1975.

Gordon Schochet

3 Теории происхождения государства в Древней Индии

Три теории происхождения государства в древней Индии следующие: 1. Теория общественного договора 2. Теория божественного происхождения 3. Органическая теория.

Ключевыми вопросами в изучении политологии являются государство и правительство.Институт государства изучается в связи с его происхождением, характером, целями и функциями государства в древней Индии. Утверждалось, что рассвет цивилизации положил начало зарождению государства.

Государство в древней Индии считалось необходимым, поскольку оно обеспечивает мир, порядок и счастье. Это была общественная организация с политической властью. Однако древние ученые не были единодушны в своем мнении относительно происхождения государства. По некоторым данным, государство было результатом договора, в основном политического по своему характеру, между правителями и управляемыми.

Они полагают, что до возникновения государства было нечто, называемое золотым веком, когда люди наслаждались жизнью мира, порядка, самодисциплины и счастья. Точно так же несколько теорий, таких как теория силы, патриархальная теория, матриархальная теория, теория божественного происхождения и, наконец, эволюционная теория продвинули происхождение государства.

Во-вторых, теория Саптанга, выдвинутая древними индийскими мыслителями, обсуждает формы и функции государства. Пропаганда Дхармы считалась главной заботой государства.В-третьих, большинство древнеиндийских мыслителей считали монархию идеальной формой правления.

Происхождение государства издавна оставалось предметом споров. Это был один из ведических учебников под названием «Аитрейя Брахмана», в котором содержится самая ранняя запись о происхождении государства и царствования. Работа представляет собой описание легенды, объясняющей войну между богами и демонами и поражение первых.

Это поражение, как описано в книге, заставило богов объединиться и назначить Сому своим королем, который должен был служить человеческим нуждам и спасать страну от военных нападений.С установлением королевской власти государство постепенно развивалось. Существует три основных теории, описывающих происхождение государства, а именно: Теория общественного договора, теория божественного происхождения и органическая теория.

Ниже приводится краткое объяснение каждой теории:

1. Теория общественного договора :

Теория общественного договора, одна из распространенных теорий происхождения государства, считает, что государство является результатом договора между королем и его подданными или представителями.Назначенный таким образом король должен был спасти государство и подданных от внешней агрессии и установить порядок и безопасность в государстве. Однако в самых ранних ведических произведениях никогда не говорилось, что состояние является результатом контракта. Но они пояснили, что король был избран, чтобы вести успешную войну против демонов.

2. Теория божественного происхождения :

Эта теория происхождения королевства, а также государства не получила широкого признания в древнеиндийской государственности.Согласно этой теории, король подчинялся закону, который был установлен обществом, а не им. Общине в целом придавалось большее значение, чем королю. Королю не разрешалось действовать без разбора, и ожидалось, что он будет действовать как отец для своих подданных и относиться к ним с любовью и добротой.

Тем не менее, некоторые древние писания, такие как Манусамхита, объясняют, что государство происходит от божественного. Одним из таких отрывков из Манусамхиты является то, что «Господь создал царя для защиты всего своего творения … даже царя-младенца нельзя презирать (исходя из идеи), что он всего лишь смертный, потому что он является великим божеством в человеческой форме. ‘.

В Манусамхите также говорится, что «когда мир не был без царя и рассеялся в страхе во всех направлениях, господин создал царя для защиты всех. А поскольку он состоит из фрагментов всех этих богов, король превосходит все другие существа в великолепии ».

В великом индийском эпосе Рамаяна также ясно говорится, что царь имел божественное происхождение. В нем говорится, что люди подошли к Брахме (Создателю), чтобы дать им царя, и, соответственно, после того, как все боги пощадили часть своей власти, появилось существо в человеческой форме и стало царем.

«Махабхарата», другой великий эпос, объясняет, что царь — это человек, наделенный выдающимся талантом и достоинством, сошедший с небес до царя на земле. Точно так же Пураны также описывают божественное происхождение царя и государства. Агни Пурана утверждает, что цари были воплощениями или формами Господа Вишну (бога, поддерживающего землю). Также интересно отметить, что у некоторых царей были титулы вроде Чакраварти — вселенский император, в то время как некоторые императоры Маурьев даровали им титулы, такие как Деванам Прия, возлюбленный богов.

3. Органическая теория :

Эта теория придерживается мнения, что состояние похоже на организм и что каждый орган выполняет определенную функцию. Теория считает, что здоровое функционирование всего организма зависит от здорового состояния каждой части тела или организма и их эффективного функционирования.

Семь частей тела, то есть государство — это король или государь, министр, территория и население, укрепленный город или столица, казна, армия, друзья и союзники.Среди всех семи элементов или частей наиболее важен король.

Матсья Пурана утверждает, что царь был корнем, а подданными — деревьями. Точно так же Шукра Нитисаара сравнивает состояние с состоянием человеческого тела. Согласно Сукрачарье, царь — это голова, служители — глаза, казначей — рот, армия — сердце, крепость — руки, а территория — ноги. Махабхарата также поддерживает эту теорию и то, что каждый элемент или конечности важны для правильного функционирования государства.

Патриархальных и матриархальных теорий — Индийские судебные органы

Цель лекции:
Ознакомиться с теориями патриархата и матриархата и получить знания эволюционной теории, которая сейчас является общепринятой теорией происхождения государства.

Патриархальная теория пытается объяснить, что государство — это увеличение семьи. Главный представитель теории патриархата — сэр Генри Мэн. В патриархальной теории происхождения государства можно отметить следующие важные моменты.

  1. В патриархальной семье главным фактором было отцовство.
  2. Происхождение прослежено только через самцов.
  3. Постоянный брак был правилом.
  4. Глава семьи был основой всей власти.
  5. Глава контролировал предпринимательскую деятельность, а также религиозную деятельность.

Основные черты теории матриархата:

  1. Временные брачные отношения Родство прослеживается через женщин.
  2. Временные брачные отношения.
  3. Родство прослеживается через женщин.
  4. Материнский авторитет — это факт.
  5. Только женщины преуспевают в собственности и власти.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

«Государство — это естественный институт, возникший из жизненных потребностей человека». Теория, которая объясняет это, и есть сейчас, за исключением убедительной теории происхождения государства, это историческая или эволюционная теория.Он объясняет, что государство — это продукт роста, медленной и неуклонной эволюции. Помимо влияния физической среды и географических условий, пять важных факторов заставляли людей собираться в разных местах, тем самым прокладывая путь для подъема и роста государства. Эти факторы:

  1. Родство.
  2. Религия.
  3. Имущество и оборона.
  4. Force.
  5. Политическое сознание.

Все эти факторы действовали в различных комбинациях при формировании государства.

1. Родство

Самая ранняя форма социальных организаций была основана на кровных связях, и нельзя отрицать, что семья была первым звеном в процессе эволюции государства. Правительство должно было начаться с четко определенной семейной дисциплины.
Умножение. семьи привели к образованию кланов и племен. Он продолжал расти, что в конечном итоге способствовало формированию государства.

2. Религия

Религия была знаком общего родства.Когда облигации. Родство постепенно ослабляло обычную форму поклонения, усиливало чувство единства и уважения к власти.
Поклонение предкам

Первобытная религия, произошедшая от поклонения предкам, укрепила узы семьи, что в конечном итоге способствовало солидарности племени.

В первобытном обществе санкцией закона была религия. Религия была чрезвычайно привлекательна для примитивных умов, и люди боялись, что нарушение религиозного закона приведет к ужасному наказанию.
В первобытном обществе религия и политика сильно смешивались. Религия не только помогла объединению политических сообществ, но только религия была ответственна за подчинение варварской анархии и обучение Послушанию.

3. Имущество и оборона

Согласно Ласки. Основным фактором в любом обществе является способ заработка на жизнь. У первобытных людей были последовательные экономические этапы, которые отметили растущее значение собственности и привели к соответствующим изменениям в социальной организации.

Три экономических этапа в развитии человечества — это стадия егеря, стадия пастуха и стадия земледельца. Таким образом, институт частной собственности и его систематическое развитие поставили скотовода-кочевника на порог государства.

Изменение системы производства привело к большим социальным изменениям. Постепенно егеря стали пастухами, когда начали приручать животных. Позже пастухи стали земледельцами, когда занялись земледелием. Когда они поселились на клочке земли, концепция государства началась с по крайней мере трех элементов: населения государства, территории и правительства.Когда эти трое были достигнуты, начался поиск четвертого — суверенитета.

4. Усилие

Новая система также уделяла большое внимание военной жизни, сначала для защиты, а затем для завоеваний. Имущество, приобретенное людьми, необходимо было защитить от враждебных племен и групп. Самый влиятельный человек, взявший на себя эту ответственность, стал начальником. Пост вождя постепенно стал наследственным и, как следствие, привел к установлению монархии.

5.Политическое сознание

Когда люди обосновались на определенной территории, возникла потребность в регулировании вещей, и это было началом политического сознания. Лидер, который пользовался доверием своего народа; создали какую-то политическую организацию; Правительство — для удовлетворения потребностей в охране и порядке.