Охранительная функция государства – — ,

5. Функции государства

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

  1. Охранительная.

  2. Экономическая.

  3. Социальная.

  4. Культурно-воспитательная.

  5. Природоохранительная.

Внешние функции:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

  3. Борьба с международной преступностью.

  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организации — предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Экономическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

Культурно — воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательного процесса.

Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты — это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально — технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

studfiles.net

1.3 Функции государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

   Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.

   Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы дея­тельности государства, выражающие его сущность. 

   Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

   Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

   Государственные функции разнообраз­ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

  › содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,

  › они охватывают всю деятельность государства в целом,

  › отличаются от функций отдельных органов государства,

  › носят комплексный, собирательный характер,

  › отличаются от методов их реализации (правотворчес­кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель­ной деятельности).

   Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

  Объект — это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

  Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются  органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

  Существует много классификаций функций государ­ства.

   По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.

   По значимости выделяют: основные и неосновные.

   По принципу разде­ления властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.

   По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

   Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред­посылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

  — природные  условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания,

  — социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

  — экономические условия (собственность, труд, предпри­нимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

  — политические условия (участие в политике, демокра­тия, гласность и т. п.).

Классификация функций государства

   В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

   Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест­вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со­противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общес­тва (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со­оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс­плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

   Применительно к социа­листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита­тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная, природоохранительная, социального обслужива­ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор­ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик­видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

   Функциональная деятельность демократического государ­ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за­щищенности.

   Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

   Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

   А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

   Экономическая  функция — это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

   Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

   Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конститу­ции России (ст. 7): «Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека».

   Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

   Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

   Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

   Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

   Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

   Внешние функции — основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

   Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

   Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

   В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.

   Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

   Оборона страны — это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

   Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами.   Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

  Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции современного Российского государства:

  Внутренние:

  › обеспечение  народовластия;

  › экономическая;

  › социальная функции;

  › налогообложение;

  › экологическая функция;

  функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Внешние:

  ≈ функция внешнеэкономического партнерства;

  ≈ интеграция в мировую экономику;      

  ≈ обороны страны;

  ≈ поддержка мирового правопорядка;

 ≈ сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

 

studfiles.net

Внутренние и внешние, охранительные и регулятивные, основные и неосновные функции государства.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. По характеру государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция — это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Опре­деленные основания для этого содержатся и в Конститу­ции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: «Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

б) Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

Внешние функции государства — основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударс-твенных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

Оборона страны — это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособ-ности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.

Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

Функции современного Российского государства

Внутренние: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция; обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Внешние: внешнеэкономическая — партнерства и интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; борьба с терроризмом; экологическая; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства и, в частности, с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни — на основные и неосновные функции.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для совершения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важными направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие правления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства — неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть только одной основной (главной) функции




infopedia.su

5. Функции государства

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

  1. Охранительная.

  2. Экономическая.

  3. Социальная.

  4. Культурно-воспитательная.

  5. Природоохранительная.

Внешние функции:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

  3. Борьба с международной преступностью.

  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организации — предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Экономическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

Культурно — воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательного процесса.

Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты — это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально — технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

studfiles.net

1.3 Функции государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

   Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.

   Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы дея­тельности государства, выражающие его сущность. 

   Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

   Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

   Государственные функции разнообраз­ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

  › содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,

  › они охватывают всю деятельность государства в целом,

  › отличаются от функций отдельных органов государства,

  › носят комплексный, собирательный характер,

  › отличаются от методов их реализации (правотворчес­кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель­ной деятельности).

   Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

  Объект — это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

  Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются  органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

  Существует много классификаций функций государ­ства.

   По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.

   По значимости выделяют: основные и неосновные.

   По принципу разде­ления властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.

   По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

   Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред­посылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

  — природные  условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания,

  — социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

  — экономические условия (собственность, труд, предпри­нимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

  — политические условия (участие в политике, демокра­тия, гласность и т. п.).

Классификация функций государства

   В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

   Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест­вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со­противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общес­тва (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со­оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс­плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

   Применительно к социа­листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита­тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная, природоохранительная, социального обслужива­ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор­ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик­видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

   Функциональная деятельность демократического государ­ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за­щищенности.

   Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

   Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

   А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

   Экономическая  функция — это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

   Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

   Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конститу­ции России (ст. 7): «Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека».

   Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

   Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

   Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

   Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

   Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

   Внешние функции — основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

   Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

   Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

   В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.

   Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

   Оборона страны — это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

   Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами.   Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

  Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции современного Российского государства:

  Внутренние:

  › обеспечение  народовластия;

  › экономическая;

  › социальная функции;

  › налогообложение;

  › экологическая функция;

  функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Внешние:

  ≈ функция внешнеэкономического партнерства;

  ≈ интеграция в мировую экономику;      

  ≈ обороны страны;

  ≈ поддержка мирового правопорядка;

 ≈ сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

 

studfiles.net

Охранительной функции государства — Студопедия.Нет

Телеологические основы функционирования государства

Коренные изменения в мире и каждом государстве, в частности, требуют оценки огромного количества информации, ясного и правильного осмысления и понимания протекающих процессов, а также переоценки уже известных и очевидных явлений и состояний. В этой (и не только) связи в современных условиях актуальны вопросы целенаправленного воздействия социально-политических систем на важнейшие сферы социального бытия, а также вопросы программно-управляемых систем с присущим им целеобразованием, согласованием и корректировкой целей, программированием процессов их достижения.

Нарастание сложности и дифференциации являются важнейшими признаками развития общества. Поэтому системе функционирования государства как целенаправленному воздействию на общество и его подсистемы для упорядочения, сохранения и развития его качественной специфики приходится решать все более сложные проблемы. Это не может не предъявлять к ней принципиально новые требования: быть эффективной, комплексной, долгосрочной, программно-целевой и научно обеспеченной. Проблема целей, точнее их отсутствия, в западной литературе относится к разряду общемировых. «Сегодня нашему миру, – отмечает М. Луис Хэкер, – не хватает единства, а также цели и уверенности».[13, c 56]

Увы, не всегда имеет место осознание того, что неотъемлемыми компонентами социально-преобразующей деятельности должны выступать осмысленность, планирование, координация, учет объективных возможностей. Не всегда учитывается, что деятельность является осознанной только при условии ее обусловленности подлинно глубинной потребностью, наличием целей, задач и средств реализации. Категория «цель» имеет непосредственное отношение к функциям государства. Во-первых, формально-логическим основанием следует считать известное положение об обусловленности функций целями и задачами государства. Некоторыми авторами целеполагание рассматривается в качестве политической функции государства. Во-вторых, выявление закономерностей структуры и содержания функций государства, их системный анализ в целом требует использования телеологического подхода.

В целом же оба обстоятельства можно условно объединить в рамках сложившегося в управленческих теориях и используемого в теории функций государства деятельностного подхода (праксиологии). Цель может быть определена как категория деятельности, познания, неотделимая от категорий «практика» и «творчество».

Отсутствие в социально-политической действительности того, что содержится в цели, является тем противоречием, которое выступает движущей силой, источником функций государства. Цель играет роль содержания деятельности, сохраняясь на всем ее протяжении. Причиной возникновения результата является деятельность, практика, а не цель сама по себе. По мнению Г.А. Туманова, содержание управления определяется категорией «цель», а его форма – категорией «деятельность». [20, c 34]

Таким образом, познание категориального статуса цели государства, обоснование механизма государственного целеполагания становятся методологическим условием познания функций государства, в том числе той, которая составляет предмет настоящего диссертационного исследования. Более того, определение цели может составлять весьма прочный и качественный признак государства, отличающий его от иных социальных институтов и позволяющий сформировать наиболее полное представление о нем. Некоторые авторы рассматривают цель как часть права, включая ее в его содержание. «Цели, – пишет М. Михайлова, – объясняют предназначение права и оправдывают его существование. Поскольку право связано с целью и не может быть объяснено без цели, это означает, что представление об этой категории имеет определяющее значение для права». [18, c 30]

Разумеется, не всеми учеными эта идея поддерживается. Думается, что рассмотрение категории «цель» в триаде «понятие, сущность и социальное назначение государства» вызовет меньшее количество критических оценок. Иногда тесная связь и логическая обусловленность функций государства его целями ставятся под сомнение.

Так, Г. Еллинек пишет: «Утверждение, что важнейшей задачей учения о государстве является установление его целей, так как из них дедуктивно вытекает вся совокупность государственных функций, – в такой формулировке неверно».

Возможно в силу очевидности (на наш взгляд, явно преувеличенной) вопросы целей и задач государства, целеполагания и целеосуществления вотечественной теории государства ставятся довольно редко. «Вопрос о целеполагании в управлении вообще (в любом его виде), а в государственном управлении особенно, – отмечает Г.В. Атаманчук, – принадлежит к числу наиболее актуальных для управленческой теории и практики. И, к сожалению, к тем, чья методология менее всего разработана». [2, c 56]

Необходимо признать, что теория права в этом смысле находится в более выигрышном положении. Проблемы целей в праве как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне разработаны более обстоятельно.

Подобная асимметрия в определенной степени симптоматична. Несмотря на известную самостоятельность (обособленность) государства и права, правовые цели (отраслей права, правовых институтов и норм, правовых средств и правового воздействия в целом) так или иначе выступают продолжением целей и задач государства.

Таким образом, необходимым условием формирования концептуальных основ оптимизации механизма правового регулирования должен стать не менее концептуальный и комплексный анализ проблемы государственного целеполагания.

В философии понимание цели обычно связывается с мысленной моделью результата, который материализуется посредством практики3 . Цель есть конечный результат деятельности человека (или коллектива) людей, предварительное идеальное представление о котором и желание егодостигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению.

Функции государства познаются главным образом через категорию «деятельность», указывающую на активный, социально-преобразующий характер (созидание и сохранение) государства. В этом смысле исследование категории «цель» составляет неотъемлемую методологическую задачу.

«Практически любая человеческая целенаправленная деятельность, – отмечают И.С. Ладенко и Г.Л. Тульчинский, — организуется на основе представления о желаемом результате (цели), о путях ее достижения и о необходимых для этого средствах».[23, c 45]

Нужно учитывать, что содержание любой функции государства складывается из многообразных действий (поступков) государственных органов и должностных лиц (людей) и в конечном счете представляет собой особую разновидность социальной деятельности человека. Следовательно, цель может быть определена как категория деятельности, познания, неотделимая от категорий «практика» и «творчество».

В данном случае к пониманию целей государства наиболее приемлем антропологический подход. Формирование целей – это прерогатива субъектов, обладающих сознанием и способных создавать образ, модель объекта, его состояния в будущем.

Таким образом, цель государства составляет главный регулятор общественных отношений и вытекает из потребностей социально- политического бытия. Социально-политический характер целей государства заключается в том, что деятельность государства, как правило, направлена на преобразование общественных отношений. Что касается соотношения и комбинаций субъективного и объективного в целях государства, то необходимо принять во внимание то, что цели как идеальные явления немыслимы без перехода в свою противоположность – нечто материальное.

Самое главное в исследовании ближайших и конечных целей государства состоит в признании их диалектического единства. Признание только конечных или только ближайших целей ведет к нарушению целесообразного характера всей системы функций государства. Приоритет только ближайших, сиюминутных эффектов и результатов оттеняет значение отдаленных последствий целей.

В результате отдаленные следствия могут нивелировать положительное воздействие ближайших целей, в связи с чем общественно-историческая практика утрачивает свою целесообразность и логику. Признание только конечных целей также недостаточно, если не ставятся ближайшие цели, то реализация конечных целей становится существенно затрудненной. В данном случае ближайшие цели по отношению к конечным целям могут рассматриваться в качестве задач.

Данная модель была весьма удачно закреплена в отечественном конституционном законодательстве. Построение бесклассового коммунистического общества как высшая и конечная цель государства ставилась в зависимость от выполнения главных задач:

– создание материально-технической базы коммунизма;

 – совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические;

– воспитание человека коммунистического общества;

 – повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся;

 – обеспечение безопасности страны;

– содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Классификация целей государства на различные виды имеет практическое значение для познания закономерностей государственного целеполагания. На наш взгляд, каждая цель, относящаяся к той или иной классификационной группе, характеризуется наличием системных связей и отношений. Каждый из классификационных критериев может применяться в познании единичной, отдельно рассматриваемой цели и раскрывать ту или иную ее грань. В этом смысле одна и та же цель может быть главной, реальной, стратегической, общей и т.п.

Необходимо отметить, что приведенные выше модели не исчерпывают всего многообразия целей и их видовой характеристики.

Ю.А. Тихомиров выделяет органические и предметные цели. А.И. Экимов рассматривает функциональные и предметные цели. А.В. Малько и К.В. Шундиков дополняют классификацию целей за счет включения в нее следующих видов: [34, c 190]

– экономические цели, цели в социальной сфере, экологические цели, цели в духовно-культурной сфере, науке и образовании и другие, формулируемые в зависимости от сферы реализации и содержания государственной политики в конкретной сфере;

– внутренние (национальные) и внешние (геополитические), рассматриваемые в зависимости от того, внутри страны или за ее пределами осуществляется деятельность по их достижению. С.С. Щербинин классифицирует цели государства на холистические, партикуляристские и интегративистские.

Холистические (от греч. holos целое; холизм предполагает доминирование целого над частью) цели выступают отражением доминирования публично-властного интереса над частным. Для холистической телеологии характерно ограничение социально-политической роли личности, подчинение индивидуальных ценностейобщественным, государственным.

Партикуляристские цели выступают одной из форм естественно- правовой идеологии. В таких целях интересы личности всецело господствуют над интересами общества и государства. Само государство, порой вопреки своим интересам, практически растворяется в объекте своей политики – личности и преимущественно в ее правах и свободах видит свое предназначение.

Идея интегративной цели государства предполагает взаимоприемлемое, соразмерное, достаточное и пропорциональное сочетание общего и индивидуального, публичного и частного начал в государственной телеологии. Партикуляристская цель, при кажущейся эклектичности, представляется выше механического соединения составляющих ее компонентов. Это качественно новая, самоценная система, обладающая особым свойством – интегрировать, казалось бы, несовместимое в общепризнанные императивы личности, общества и государства, социально- политической организации в целом.

Данная телеологическая модельнаходится на вершине диалектической триады целей государстваи, таким образом, берется за основу дальнейшего рассмотрения феномена целей государства. Аналогичную точку зрения высказывает Л.С. Мамут, когда говорит о необходимости соединения общих и партикулярных потребностей и интересов в единые совместные цели.

Поскольку государство представляет собой сложноорганизованную систему, то вполне очевидно, что все звенья его механизма на различных уровнях публично-правового воздействия участвуют в формировании и реализации не только внутренних целей, но и общих, стратегических целей социального развития.

Учитывая комплексность системы органов государственной власти нетрудно представить, насколько сложно согласовать их целеполагающую деятельность и организовать ее в единое целое.

Главную роль в этом непростом, но необходимом процессе выполняет Президент Российской Федерации, обеспечивающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Система объективных знаний о закономерностях, формах, способах и средствах формирования государственных целей и механизмах их реализации может претендовать на статус относительно самостоятельной области научных знаний о государстве в рамках общей теории государства и права в виде государственной (политической) телеологии. Неразрывная связь между целями государства и его функциями предполагает научно- теоретическое решение вопросов телеологии государства, которое существенно обогащает теорию функций государства.

studopedia.net

2.Функции государства | spiruk

2.Функции государства

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики обществен­ных отношений государственные функции подразделяются на внут­ренние и внешние.

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и социальное назначение го­сударственного управления обществом.

1. Внутренние функции представляют собой основные на­ правления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. Внутренние функции делятся на ох­ранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установ­ленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достой­ных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести эконо­мическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке эко­номической политики, установлению правовых основ предприни­мательской деятельности и ценовой политики, управлению государ­ственными органами и предприятиями и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании со­циальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.

Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в госу­дарственный бюджет.

2. Внешние функции государства заключаются в его дея­тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с
другими странами.
Внешние функции выступают в виде меж­дународного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.

В свою очередь международное сотрудничество осуществляет­ся по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивили­зованных государств основана на признании и уважении су­веренного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости ус­тановленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осу­ществляется экономическими, дипломатическими и военными сред­ствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное вре­мя — это прямая вооруженная борьба с противником.

Таким образом, функции государства представляют собой цель­ную, взаимосвязанную деятельность системы государственных ор­ганов, которая должна быть направлена на создание условий для гар­моничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

spiruk.wordpress.com