Охранительная функция государства – — ,
5. Функции государства
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
Внешние функции:
Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации — предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
Экономическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Культурно — воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательного процесса.
Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Внешние функции:
Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
Функция сотрудничества с другими странами:
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты — это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Участие в охране окружающей среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально — технической базы в государстве.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
studfiles.net
1.3 Функции государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства.
Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.
Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.
Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.
Государственные функции разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:
› содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,
› они охватывают всю деятельность государства в целом,
› отличаются от функций отдельных органов государства,
› носят комплексный, собирательный характер,
› отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).
Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.
Объект — это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.
Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.
Существует много классификаций функций государства.
По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.
По значимости выделяют: основные и неосновные.
По принципу разделения властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.
По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).
Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые предпосылки существования человеческого общества. К их числу относятся:
— природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека, нормальной среды его обитания,
— социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),
— экономические условия (собственность, труд, предпринимательство и т.п.), обеспечение необходимого уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здравоохранение, жилье, транспорт, связь и др.
— политические условия (участие в политике, демократия, гласность и т. п.).
Классификация функций государства
В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общества (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).
Применительно к социалистическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.
Функциональная деятельность демократического государства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной защищенности.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция — это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конституции России (ст. 7): «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.
Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в современных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.
Внешние функции — основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.
Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.
Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.
Оборона страны — это обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.
Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.
Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
Функции современного Российского государства:
Внутренние:
› обеспечение народовластия;
› экономическая;
› социальная функции;
› налогообложение;
› экологическая функция;
функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Внешние:
≈ функция внешнеэкономического партнерства;
≈ интеграция в мировую экономику;
≈ обороны страны;
≈ поддержка мирового правопорядка;
≈ сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).
studfiles.net
Внутренние и внешние, охранительные и регулятивные, основные и неосновные функции государства.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. По характеру государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция — это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.
Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.
б) Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в современных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.
Внешние функции государства — основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.
Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударс-твенных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.
Оборона страны — это обеспечение достаточного уровня обороноспособ-ности, защита суверенитета и территориальной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.
Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.
Функции современного Российского государства
Внутренние: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция; обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.
Внешние: внешнеэкономическая — партнерства и интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; борьба с терроризмом; экологическая; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).
Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.
Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства и, в частности, с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни — на основные и неосновные функции.
Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для совершения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.
В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.
Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важными направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие правления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства — неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.
У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть только одной основной (главной) функции
infopedia.su
5. Функции государства
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
Внешние функции:
Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации — предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
Экономическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Культурно — воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательного процесса.
Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Внешние функции:
Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
Функция сотрудничества с другими странами:
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты — это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Участие в охране окружающей среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально — технической базы в государстве.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
studfiles.net
1.3 Функции государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства.
Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.
Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.
Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.
Государственные функции разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:
› содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,
› они охватывают всю деятельность государства в целом,
› отличаются от функций отдельных органов государства,
› носят комплексный, собирательный характер,
› отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).
Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.
Объект — это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.
Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.
Существует много классификаций функций государства.
По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.
По значимости выделяют: основные и неосновные.
По принципу разделения властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.
По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).
Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые предпосылки существования человеческого общества. К их числу относятся:
— природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека, нормальной среды его обитания,
— социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),
— экономические условия (собственность, труд, предпринимательство и т.п.), обеспечение необходимого уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здравоохранение, жилье, транспорт, связь и др.
— политические условия (участие в политике, демократия, гласность и т. п.).
Классификация функций государства
В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общества (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).
Применительно к социалистическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.
Функциональная деятельность демократического государства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной защищенности.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция — это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конституции России (ст. 7): «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.
Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в современных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.
Внешние функции — основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.
Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.
Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.
Оборона страны — это обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.
Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.
Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
Функции современного Российского государства:
Внутренние:
› обеспечение народовластия;
› экономическая;
› социальная функции;
› налогообложение;
› экологическая функция;
функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Внешние:
≈ функция внешнеэкономического партнерства;
≈ интеграция в мировую экономику;
≈ обороны страны;
≈ поддержка мирового правопорядка;
≈ сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).
studfiles.net
Охранительной функции государства — Студопедия.Нет
Телеологические основы функционирования государства
Коренные изменения в мире и каждом государстве, в частности, требуют оценки огромного количества информации, ясного и правильного осмысления и понимания протекающих процессов, а также переоценки уже известных и очевидных явлений и состояний. В этой (и не только) связи в современных условиях актуальны вопросы целенаправленного воздействия социально-политических систем на важнейшие сферы социального бытия, а также вопросы программно-управляемых систем с присущим им целеобразованием, согласованием и корректировкой целей, программированием процессов их достижения.
Нарастание сложности и дифференциации являются важнейшими признаками развития общества. Поэтому системе функционирования государства как целенаправленному воздействию на общество и его подсистемы для упорядочения, сохранения и развития его качественной специфики приходится решать все более сложные проблемы. Это не может не предъявлять к ней принципиально новые требования: быть эффективной, комплексной, долгосрочной, программно-целевой и научно обеспеченной. Проблема целей, точнее их отсутствия, в западной литературе относится к разряду общемировых. «Сегодня нашему миру, – отмечает М. Луис Хэкер, – не хватает единства, а также цели и уверенности».[13, c 56]
Увы, не всегда имеет место осознание того, что неотъемлемыми компонентами социально-преобразующей деятельности должны выступать осмысленность, планирование, координация, учет объективных возможностей. Не всегда учитывается, что деятельность является осознанной только при условии ее обусловленности подлинно глубинной потребностью, наличием целей, задач и средств реализации. Категория «цель» имеет непосредственное отношение к функциям государства. Во-первых, формально-логическим основанием следует считать известное положение об обусловленности функций целями и задачами государства. Некоторыми авторами целеполагание рассматривается в качестве политической функции государства. Во-вторых, выявление закономерностей структуры и содержания функций государства, их системный анализ в целом требует использования телеологического подхода.
В целом же оба обстоятельства можно условно объединить в рамках сложившегося в управленческих теориях и используемого в теории функций государства деятельностного подхода (праксиологии). Цель может быть определена как категория деятельности, познания, неотделимая от категорий «практика» и «творчество».
Отсутствие в социально-политической действительности того, что содержится в цели, является тем противоречием, которое выступает движущей силой, источником функций государства. Цель играет роль содержания деятельности, сохраняясь на всем ее протяжении. Причиной возникновения результата является деятельность, практика, а не цель сама по себе. По мнению Г.А. Туманова, содержание управления определяется категорией «цель», а его форма – категорией «деятельность». [20, c 34]
Таким образом, познание категориального статуса цели государства, обоснование механизма государственного целеполагания становятся методологическим условием познания функций государства, в том числе той, которая составляет предмет настоящего диссертационного исследования. Более того, определение цели может составлять весьма прочный и качественный признак государства, отличающий его от иных социальных институтов и позволяющий сформировать наиболее полное представление о нем. Некоторые авторы рассматривают цель как часть права, включая ее в его содержание. «Цели, – пишет М. Михайлова, – объясняют предназначение права и оправдывают его существование. Поскольку право связано с целью и не может быть объяснено без цели, это означает, что представление об этой категории имеет определяющее значение для права». [18, c 30]
Разумеется, не всеми учеными эта идея поддерживается. Думается, что рассмотрение категории «цель» в триаде «понятие, сущность и социальное назначение государства» вызовет меньшее количество критических оценок. Иногда тесная связь и логическая обусловленность функций государства его целями ставятся под сомнение.
Так, Г. Еллинек пишет: «Утверждение, что важнейшей задачей учения о государстве является установление его целей, так как из них дедуктивно вытекает вся совокупность государственных функций, – в такой формулировке неверно».
Возможно в силу очевидности (на наш взгляд, явно преувеличенной) вопросы целей и задач государства, целеполагания и целеосуществления вотечественной теории государства ставятся довольно редко. «Вопрос о целеполагании в управлении вообще (в любом его виде), а в государственном управлении особенно, – отмечает Г.В. Атаманчук, – принадлежит к числу наиболее актуальных для управленческой теории и практики. И, к сожалению, к тем, чья методология менее всего разработана». [2, c 56]
Необходимо признать, что теория права в этом смысле находится в более выигрышном положении. Проблемы целей в праве как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне разработаны более обстоятельно.
Подобная асимметрия в определенной степени симптоматична. Несмотря на известную самостоятельность (обособленность) государства и права, правовые цели (отраслей права, правовых институтов и норм, правовых средств и правового воздействия в целом) так или иначе выступают продолжением целей и задач государства.
Таким образом, необходимым условием формирования концептуальных основ оптимизации механизма правового регулирования должен стать не менее концептуальный и комплексный анализ проблемы государственного целеполагания.
В философии понимание цели обычно связывается с мысленной моделью результата, который материализуется посредством практики3 . Цель есть конечный результат деятельности человека (или коллектива) людей, предварительное идеальное представление о котором и желание егодостигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению.
Функции государства познаются главным образом через категорию «деятельность», указывающую на активный, социально-преобразующий характер (созидание и сохранение) государства. В этом смысле исследование категории «цель» составляет неотъемлемую методологическую задачу.
«Практически любая человеческая целенаправленная деятельность, – отмечают И.С. Ладенко и Г.Л. Тульчинский, — организуется на основе представления о желаемом результате (цели), о путях ее достижения и о необходимых для этого средствах».[23, c 45]
Нужно учитывать, что содержание любой функции государства складывается из многообразных действий (поступков) государственных органов и должностных лиц (людей) и в конечном счете представляет собой особую разновидность социальной деятельности человека. Следовательно, цель может быть определена как категория деятельности, познания, неотделимая от категорий «практика» и «творчество».
В данном случае к пониманию целей государства наиболее приемлем антропологический подход. Формирование целей – это прерогатива субъектов, обладающих сознанием и способных создавать образ, модель объекта, его состояния в будущем.
Таким образом, цель государства составляет главный регулятор общественных отношений и вытекает из потребностей социально- политического бытия. Социально-политический характер целей государства заключается в том, что деятельность государства, как правило, направлена на преобразование общественных отношений. Что касается соотношения и комбинаций субъективного и объективного в целях государства, то необходимо принять во внимание то, что цели как идеальные явления немыслимы без перехода в свою противоположность – нечто материальное.
Самое главное в исследовании ближайших и конечных целей государства состоит в признании их диалектического единства. Признание только конечных или только ближайших целей ведет к нарушению целесообразного характера всей системы функций государства. Приоритет только ближайших, сиюминутных эффектов и результатов оттеняет значение отдаленных последствий целей.
В результате отдаленные следствия могут нивелировать положительное воздействие ближайших целей, в связи с чем общественно-историческая практика утрачивает свою целесообразность и логику. Признание только конечных целей также недостаточно, если не ставятся ближайшие цели, то реализация конечных целей становится существенно затрудненной. В данном случае ближайшие цели по отношению к конечным целям могут рассматриваться в качестве задач.
Данная модель была весьма удачно закреплена в отечественном конституционном законодательстве. Построение бесклассового коммунистического общества как высшая и конечная цель государства ставилась в зависимость от выполнения главных задач:
– создание материально-технической базы коммунизма;
– совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические;
– воспитание человека коммунистического общества;
– повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся;
– обеспечение безопасности страны;
– содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.
Классификация целей государства на различные виды имеет практическое значение для познания закономерностей государственного целеполагания. На наш взгляд, каждая цель, относящаяся к той или иной классификационной группе, характеризуется наличием системных связей и отношений. Каждый из классификационных критериев может применяться в познании единичной, отдельно рассматриваемой цели и раскрывать ту или иную ее грань. В этом смысле одна и та же цель может быть главной, реальной, стратегической, общей и т.п.
Необходимо отметить, что приведенные выше модели не исчерпывают всего многообразия целей и их видовой характеристики.
Ю.А. Тихомиров выделяет органические и предметные цели. А.И. Экимов рассматривает функциональные и предметные цели. А.В. Малько и К.В. Шундиков дополняют классификацию целей за счет включения в нее следующих видов: [34, c 190]
– экономические цели, цели в социальной сфере, экологические цели, цели в духовно-культурной сфере, науке и образовании и другие, формулируемые в зависимости от сферы реализации и содержания государственной политики в конкретной сфере;
– внутренние (национальные) и внешние (геополитические), рассматриваемые в зависимости от того, внутри страны или за ее пределами осуществляется деятельность по их достижению. С.С. Щербинин классифицирует цели государства на холистические, партикуляристские и интегративистские.
Холистические (от греч. holos целое; холизм предполагает доминирование целого над частью) цели выступают отражением доминирования публично-властного интереса над частным. Для холистической телеологии характерно ограничение социально-политической роли личности, подчинение индивидуальных ценностейобщественным, государственным.
Партикуляристские цели выступают одной из форм естественно- правовой идеологии. В таких целях интересы личности всецело господствуют над интересами общества и государства. Само государство, порой вопреки своим интересам, практически растворяется в объекте своей политики – личности и преимущественно в ее правах и свободах видит свое предназначение.
Идея интегративной цели государства предполагает взаимоприемлемое, соразмерное, достаточное и пропорциональное сочетание общего и индивидуального, публичного и частного начал в государственной телеологии. Партикуляристская цель, при кажущейся эклектичности, представляется выше механического соединения составляющих ее компонентов. Это качественно новая, самоценная система, обладающая особым свойством – интегрировать, казалось бы, несовместимое в общепризнанные императивы личности, общества и государства, социально- политической организации в целом.
Данная телеологическая модельнаходится на вершине диалектической триады целей государстваи, таким образом, берется за основу дальнейшего рассмотрения феномена целей государства. Аналогичную точку зрения высказывает Л.С. Мамут, когда говорит о необходимости соединения общих и партикулярных потребностей и интересов в единые совместные цели.
Поскольку государство представляет собой сложноорганизованную систему, то вполне очевидно, что все звенья его механизма на различных уровнях публично-правового воздействия участвуют в формировании и реализации не только внутренних целей, но и общих, стратегических целей социального развития.
Учитывая комплексность системы органов государственной власти нетрудно представить, насколько сложно согласовать их целеполагающую деятельность и организовать ее в единое целое.
Главную роль в этом непростом, но необходимом процессе выполняет Президент Российской Федерации, обеспечивающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Система объективных знаний о закономерностях, формах, способах и средствах формирования государственных целей и механизмах их реализации может претендовать на статус относительно самостоятельной области научных знаний о государстве в рамках общей теории государства и права в виде государственной (политической) телеологии. Неразрывная связь между целями государства и его функциями предполагает научно- теоретическое решение вопросов телеологии государства, которое существенно обогащает теорию функций государства.
studopedia.net
2.Функции государства | spiruk
2.Функции государства
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
1. Внутренние функции представляют собой основные на правления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. Внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с
другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.
В свою очередь международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
spiruk.wordpress.com