Особенности православных храмов – Православный храм — Википедия

Содержание

Православный храм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм св. Иоанна Богослова в Канео — типичный крестовокупольный православный храм греческой архитектуры средневизантийского периода

Православный храм, це́рковь — православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения.

В православном храме выделяется три части:

  1. Алтарь с престолом,
  2. Наос — средняя часть (часто увенчанная куполом),
  3. Притвор;

что соотносится с устройством ветхозаветной скинии, также имевшей три части:

  1. Двор,
  2. Святилище,
  3. Святая святых,

однако не является прямым подражанием, а исторически развивается исходя из логики христианского богослужения.

Раннехристианская архитектура, ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

  • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
  • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.

Первый этап. Первым христианским храмом считается Сионская горница, где было установлено важнейшее таинство — Евхаристия. В этот период выступления проповедников (апостолов) происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. После разрыва с иудаизмом, для совершения богослужений христиане старались использовать наиболее подходящие чистые просторные помещения, изолированные от мірской суеты. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура-Европос, 231 г.).

При наступлении периодов гонений со стороны римских властей, положение христиан становилось нелегальным, поэтому места их собраний скрывались. В качестве храмов так

ru.wikipedia.org

православные, католические или протестанские 🚩 знаменитые католические храмы 🚩 Религия

Тонкостей в построении дома Божьего достаточно много и их знает далеко не каждый зодчий. Но многие верующие могут определить, к какой религии принадлежит храм, только взглянув на него.

Традиция строить прямоугольные храмы со сводчатым потолком и куполами пришла в Киевскую Русь из Византии. Для придания роскоши церковные купола покрывали зеленой или голубой краской, а в богатых областях – золотом.

Сегодня также архитектура православных храмов насыщена роскошью и плавными линиями. Количество куполов строго отвечает христианской символике и связано со святым или событием, которому посвящена церковь.

Красота внутренней отделки православного храма пленит каждого. Она всегда очень богата, сверкает множеством свечей и позолотой. А иконы, выполненные в аскетичном стиле, заключены в золоченый оклад. Алтарь отделен от верующих высоким, богато украшенным, часто резным, иконостасом.

Вытянутый, устремленный ввысь готический собор – что может быть краше? Только группа маленьких девочек, одетых в белое, чинно шествующих к первому причастию.

Кроме удлиненных верхушек костелы украшают статуи или иконы, изображающие Богоматерь. А внутренняя обстановка удивляет открытым алтарем и наличием скамеек для прихожан. Особое волнение вызывают натуроподобные изображения святых. Католический храм имеет исповедальню, множество фресок и цветные витражи. Часто в церкви присутствует кафедра, с которой проповедует священник.

Главным украшением любого католического храма является распятие и статуя Девы Марии.

Такую церковь определить по внешнему виду довольно сложно. Она может располагаться практически в любом отдельно стоящем здании. Внутри церковь напоминает зал, где собираются единомышленники. В протестантских церквях нет икон и иконостасов. Последователи этой церкви считают, что 10 заповедей запрещают использование образов для поклонения. Из украшений присутствует несколько изображений Христа. Протестантские служители, в отличие от православных и католических, не носят сутан.

Такую простоту обстановки с лихвой восполняет царящий здесь дух единства. Когда прихожане в едином порыве поддерживают песнь хора, забывается обстановка и сердце наполняется Божественной благодатью.

Несмотря на видимые отличия, все христианские церкви проповедуют одинаковые истины и верят в единого Бога.

www.kakprosto.ru

Строим Монастырь » Особенности русских храмов

В чем заключаются особенности архитектуры русских православных храмов? Как начинает свою работу архитектор, если он собирается проектировать церковь? И как вообще отважиться на этот шаг, ведь сейчас ни в одном специализированном ВУЗе не готовят архитекторов монастырей или храмов и со спецификой дела приходится знакомиться только на личном опыте, по ходу работы понимая, что тут важен каждый миллиметр и каждый изгиб стены.

Ведь только в единстве внешнего и сути – формы храма, Богослужения и молитвы – проявляет себя истина.

Покровский храм монастыря. Фрагмент

У Виктора Орловского, архитектора Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря есть ответы на эти вопросы и он готов поделиться своим опытом.

«Созерцая древние храмы, церкви, часовни особенно остро чувствуешь их светлую поэзию, их гармонию с природой, — рассказывает архитектор Виктор Орловский. — Умение вписать храм в окружающий ландшафт, возможно, одна из самых сильных сторон древнерусского зодчества… …Нерли, Соловки, Мирожский, Кирилло-Белозерский, Спасо-Андрониковский монастыри и многие другие культовые объекты Руси имеют свои особые связи с природой, которые отражали понимание зодчими миропорядка космоса… Сакральный характер архитектуры храмов, обращение к возвышенному настраивали древних зодчих на особенный лад. Выбор места, художественная пластика Храма и огромная внутренняя ответственность способствовали созданию истинных шедевров архитектуры. Именно поэтому многие храмы, монастыри воспринимаются нами как нерукотворные, созданные как бы самой природой. Без них уже невозможно представить эти места…»

«Нашей мастерской повезло, — продолжает Виктор Орловский. – У нас работает сложившийся за многие годы профессиональный семейный коллектив-династия архитекторов Орловских. Это мой сын Максим Викторович, внук Филипп и я Виктор Федорович. В нашем случае органично слились опыт и новаторство. Максим Викторович универсальный архитектор в самом лучшем значении этого слова. Блестяще закончив институт, он полностью погрузился в архитектурную практику. За его плечами уже не один десяток реализованных проектов. Филипп заканчивает Московский архитектурный институт, но уже полон смелых идей. Все мы любим свою профессию и работаем с огромным энтузиазмом. Проектировать и строить в самых разных местах России — это огромное счастье. В практике древнерусского зодчества нет повторяющихся условий размещения храма в природе».

Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь с приходским храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Смоленской области, Вяземский район.

«Проектирование такого важного духовного объекта, как монастырь, в данном случае я говорю о Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре, который сейчас строится под Вязьмой, — это огромная ответственность. Работа ведется совместно с уважаемыми и энергичными коллегами – директором фонда Феодора Стратилата Игорем Алексеевичем Сазоновым, настоятельницей монастыря игуменией Ангелиной, старшим священником обители иеромонахом Даниилом.

7 июля 2012 года. Вид на монастырское поле с юга

Комплекс монастыря состоит из множества различных по форме и назначению строений. Поэтому и факторов, которые нужно учитывать, имея ввиду гармонию ансамбля, тоже немало. Функциональность, соответствие традициям, сакральность, — все должно сочетаться и дополнять друг друга. В том числе и окружающая природа.

Покровский храм весной 2015 года

Здесь – бескрайние поля, беспредельный горизонт, а вдалеке – леса и холмы. Этот характерный ландшафт Смоленской области и северная народная традиция подсказали архитектурное решение, ориентированное на свободную, живописную организацию, на естественное свободное расположение на участке.

Покровский храм после вечерней службы

Женский монастырь в соответствии с веками сложившейся традицией разместится у дороги, связанной с Вязьмой, на самой высокой части участка, в месте пересечения дорог с ответвлением, ведущим в деревню Всеволодкино.

Модель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С западной стороны будет мемориальный парк «Вяземского котла» 1941 года.

Внутренняя организация пространства монастыря, включающая соборную площадь, собор и колокольню, имеет свои закономерности. Важно учитывать, что монастырь проектируется и как памятник мужеству и стойкости наших солдат защитников Родины от фашизма.

Модель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Если верно выражение Николая Бердяева, что «Таинство есть точка, в которой происходит прорыв из иного мира в этот мир», то в архитектурном плане этот прорыв осуществляется именно в месте взаимодействия природы и храма».

Храм Николая Святителя в Московской области, Одинцовский район, село Дарьино.

Храм Николая Святителя с Юго-Запада

«Храм находится на территории старинной русской усадьбы в парке с дубами и липами. С севера и востока — деревня. Место ровное с уклоном в сторону реки, поэтому в объемах храма заложена доминирующая колокольня, а так же использован интенсивный, активный цвет. Старинный парк возле деревни с многовековыми дубами — это неповторимая аура дворянской усадьбы средней полосы России. Для фасадов характерна мягкая пластика, плавные линии (раковины, ангелы, барочные валюты) Перед тем как проектировать храм, мы сделали несколько этюдов акварелью, что помогло затем встроить его в наше ощущение от этого места».

Дорога к храму. Холст, смешанная техника

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тверской области, Селижаровский район, село Ельцы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

«И здесь работе предшествовали многочисленные зарисовки, эскизы. В итоге, место, выбранное на берегу Волги, само помогло нам в становлении архитектуры храма… Решили строить на крутом холме. Здесь чувствуется приволжский характер рельефа, с его долгим протяжным уклоном к реке. Чтобы храм органично вписался в природу, мы придали ему пропорциональный строй с сильным акцентом на вертикаль и высоким купол. Словно вытянули его ввысь к небесам. Храм белый и светится на фоне леса. Архитектура простая, главное – чистота пропорций, – куб-четверик, восьмерик, купол с соподчиненными колокольней притвора и абсидой. Думаю, сейчас уже трудно представить себе это место без храма».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

Общие закономерности православного храма

Православный храм чаще всего строится в виде креста — символ креста Христова как основы вечного спасения. Иногда храмы бывают в виде круга (символ вечности и бесконечности, тип «ротонда»), квадрата (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырех сторон света, либо восьмиугольника, звезды (восьмерик на четверике) — символ Рождества, путеводной Вифлеемской звезды.

Месторасположение храма строго регламентировано. Вход в храм — с западной стороны, на востоке всегда (за редкими исключениями) располагается алтарь — самая важная часть храма, место, где пребывает Бог.

Храм увенчан главами: обычно от 1 до 13.
Число тоже символично.
Самая большая, центральная глава символизирует Иисуса Христа, 2 главы — Два Его Естества, Божественное и Человеческое, 3 — Святая Троица, 5 — Господь и 4 евангелиста, 13 — Господь и 12 апостолов. Каждая глава увенчана крестом.

Сам храм поделен на 3 части: с запада — притвор (трапезная), непосредственно сам храм (неф), восточная часть — алтарь, он отделен от нефа иконостасом. Перед иконостасом находится небольшое возвышение — солея, передний, чаще всего полукруглый выступ — амвон. Большой храм может иметь несколько алтарей. Например, в храме Покрова Пресвятой Богородицы Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря – два придела, второй освящен в честь святого мученика Иоанна Воина.

stroimmonastir.ru

Внутреннее устройство православного храма | Я русский

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор.

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные — это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор,
  2. собственно храм или средняя часть храма, где стоят молящееся, и
  3. алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея — это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя,
а налево – икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот — это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест — звон в один колокол.

Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Материал создан: 01.06.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

Храм, его возникновение и символика

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базилика

Базили́ка прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

Корабль – символ христианской Церкви

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом . В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру . В центре солеи устраивался полукруглый амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16; 18).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

azbyka.ru

Устройство православного храма

Несмотря на то, что все православные храмы различаются по своим размерам, отличительным особенностям архитектуры, а также видам материалов, которые были использованы для их постройки, — все они имеют одинаковое внутреннее устройство.

Поэтому, где бы ни был расположен православный храм, он состоит из одних и тех же функциональных частей. Каждая из частей внутреннего устройства храма имеет свое особое , четко продуманное практическое назначение. Также все части имеют собственные названия, берущие свои истоки из глубины веков.

 

 

К тому же, наряду с функциональным предназначением, каждая часть во внутреннем  устройстве храма несет важное символическое значение, которое должно быть понятно каждому верующему, который приходит в храм для совершения молитвы. В этой статье мы рассмотрим основные части внутренней конструкции православного храма, а также узнаем значение некоторых слов из церковной терминологии.

 

 

При входе в православный храм нас встречает паперть — это крыльцо или небольшая открытая терраса, накрытые сверху крышей. Над входными дверями обязательно находится икона с изображением святого, определенного события или праздника, в честь которого и был возведен данный храм.

 

 

Интересен тот факт, что в храм ведут три двери. И этот обычай берет свое начало с древних времен раннего христианства, когда мужчины и женщины еще не могли входить в храм через одну и ту же дверь. Эта давняя традиция в архитектурном экстерьере храмов сохранилась и на сегодняшний день.

 

 

Части внутреннего устройства храма.

Внутренняя конструкция каждого православного храма делится на три основные части, каждая из которых несет свою собственную определенную функциональную и смысловую нагрузку. Среди них можно назвать следующие:

  • притвор;
  • средняя часть — это, собственно, и есть само помещение храма, значение которого подчеркивает соответствующее оформление интерьера;
  • алтарь.

Рассмотрим более подробно, какими признаками характеризуется каждая из этих конструкционных частей и какое функциональное назначение она выполняет. В христианской религиозной традиции мало что изменилось с древнейших времен, и поэтому можно смело говорить о том, что такое же устройство имели православные храмы, построенные еще несколько веков назад.

 

 

Роль притвора в храме.

В древние времена в притворе могли находиться те посетители, кто еще на успел принять христианское вероисповедание. Они просто могли приходить и смотреть на богослужение, но в середину храма им не было доступа. Это была мера предосторожности для того, чтобы в храм не проникали темные, неведомые силы и он не осквернялся. Но в то же время нужно было привлекать людей и наставлять их на путь христианского вероисповедания.

 

 

Именно в притворе ранее размещалась купель — специальный сосуд, предназначенный для проведения обряда крещения. И только после совершения над ним обряда крещения новоиспеченный христианин мог войти в храм, чтобы присутствовать на богослужении в качестве полноправного прихожанина. После этого ему был открыт доступ в среднюю часть храма, где он мог подойти и поклониться иконам, а также выслушать проповедь батюшки — православного священника.

 

 

Для крещения младенцев использовались купели небольшого размера, а вот для крещения взрослых прихожан впоследствии стали делать довольно вместительные купели, которые были искусно украшены изображениями из мозаики на религиозную тематику. И на сегодняшний день купели в некоторых храмах стали настоящими произведениями искусства.

 

 

В наши дни  притвор во многом утратил свое изначальное назначение, и представляет собой обыкновенное преддверие, через которое каждый желающий может попасть в среднюю часть храма. В праздничные дни, когда посетителей в храме очень много, в притворе толпятся те люди, которые пришли позже других, и поэтому не успели зайти внутрь храма.

 

 

Раньше православный храм  был условно разделен на три части небольшими деревянными решетками — перегородками, потому что считалось, что во время богослужения и молитвы мужчины и женщины не могут находиться вместе.

В наши дни храм представляет собой единое, просторное помещение, центральное место в котором занимает иконостас. Он представляет собой практически сплошную стену, украшенную множеством икон православных святых, которые размещены в четко установленном порядке.

 

 

Устройство солеи.

Перед иконостасом находится солея, которая представляет собой приподнятую на одну ступеньку часть храма, которая предназначена для того, чтобы верующие имели возможность лучше видеть и слышать богослужение.

 

 

Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном —  с него православный священник произносит проповедь, а дьякон читает Евангелие. Эта выступающая часть выполняет роль своеобразной сцены, с которой прихожанам лучше видны все действия священника и слышны его слова.

 

 

Также на солее находятся отгороженные места, которые называются » клиросы» — именно там во время богослужения размещается хор. Клиросы расположены с правой и с левой стороны. Это сделано затем, что некоторые церковные песнопения должны исполняться двумя хорами одновременно.

 

 

Назначение церковных светильников.

Также на солее находится большое количество самых разнообразные светильников, каждый из которых имеет свое собственное название и функциональное назначение. Обычные подсвечники ставятся на пол, а паникадила подвешиваются к потолку.

На первый взгляд паникадило по своей конструкции напоминает очень красивую люстру, имеющую несколько ярусов, на каждом из которых горят зажженные свечи. Впрочем, в наши дни их зачастую заменяют электрическими лампочками.

 

 

Перед иконами подвешиваются лампады — светильники небольшого размера, наполненные маслом. Когда в них горят свечи, то их пламя, колеблющееся от малейшего движения воздуха, создает в храме атмосферу нереальности и таинственности всего происходящего. Это ощущение многократно усиливается посредством игры света и тени на многочисленных блестящих деталях иконостаса.

 

 

С точки зрения христианской религии, огонь выражает пламенную любовь верующих к Богу и конкретно к тому святому, перед ликом которого и поставлена свеча. Именно поэтому свечи принято ставить перед изображением того святого, к которому верующие обращается с просьбой о помощи или содействии в решении жизненных вопросов.

 

 

Во время проведения богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда службу проводит священник более высокого сана — архиерей или патриарх, то используется светильник в тремя свечами — он называется трикирий.

 

 

Важной частью богослужения является обряд использования кадила. В кадиле с древнейших времен сжигались особые ароматические вещества. Этот обычай сохранился и до наших дней в православной церковной традиции.

 

 

В кадило, которое представляет собой небольшой сосуд с щелями, предназначенными для прохождения воздуха, вкладываются тлеющие угли и кусочки ароматической смолы — ладана, который издавна используется в православных богослужениях. Во время службы священник раскачивает кадило и окуривает благовонным дымом ладана верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облачка ароматного дыма являются символом святого духа.

 

 

Устройство иконостаса.

Иконостас представляет собой стену, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Это одна из самых красивых частей во внутреннем убранстве православного храма, потому что вся стена иконостаса украшена иконами многочисленных христианских святых. Каждая икона изображает определенного святого или великомученика, и все они размещаются в строгом порядке.

В иконостасе расположены три двери. Две из них небольшие, и они находятся с правой и с левой стороны. А в центре расположена главная дверь — так называемые Царские врата.

 

 

Название этой двери означает, что сам Бог ( в христианской религиозной традиции его еще величают Царем) незримо входит в эту дверь во время проведения богослужения. Поэтому обычно Царские врата закрыты. Проходить сквозь них имеют право только священники.

 

 

Составные части алтаря.

Однако важнейшей частью каждого православного храма является алтарь. Это закрытая, последняя часть внутреннего устройства храма, в которую запрещен доступ верующих. Поэтому право входить туда имеют только священнослужители, которые совершают там определенные ритуальные действия для проведения церковной службы по всем канонам христианской религии.

 

 

Центральное место  в алтаре занимает престол, который по сути является обыкновенным столом. Он накрыт антиминсом — шелковым платком, на котором вручную вышито изображение сцены положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе также делается надпись о дате освящения данного храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени с ним можно совершать обряд богослужения.

 

 

Антиминс накрыт одеждами — сначала тонкой, которая называется срачицей, а сверху еще одной — индитией. Индития по своему внешнему виду напоминает скатерть из дорогой парчи, которая спускается до самого пола.

 

 

На престоле находится крест, Евангелие в богато украшенном переплете, а также дарохранительница — это специальный сосуд, который предназначен для хранения освященной просфоры.

 

 

С левой стороны от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды — потир и дискос. На жертвеннике также совершается приготовление святых даров для проведения богослужения.

 

 

design-fly.ru

Православный храм. Стиль, формы, символика – Ярмарка Мастеров

«Идея Христианства неизменна, а формы храмов изменчивы»

Н.В. Покровский

В этой статье будет предпринята попытка ответить на вопросы:

  1. Существует ли документально закрепленный регламент (или церковный архитектурный канон) строительства православных храмов, узаконенный церковной властью и государством и что он из себя представляет.
  2. Все ли православные храмы разных стран выдержаны в единой стилистике или отличаются внешним обликом друг от друга?

До недавнего времени я жил с мыслью о том, что православные храмы стоятся по определенным правилам. То есть думал, что есть сложившаяся традиция, которой должны следовать при возведении православный церквей, закрепленная нормативными документами, скорее всего, изданными самой церковью.

Закрыв глаза, и вызвав образ православного храма, я видел его чаще всего золотыми куполами, которые завершались крестами, обязательно присутствовал церковный колокол. Цвета храма — в основном они представлялись мне белыми, с добавлением синего или голубого и золотого. В нашем городе именно так и выглядят. Таинство исповеди и причастия (незабываемое и ни с чем не сравнимое ощущение) первый раз я совершил в Ксение Покровском Монастыре в д. Михайловка (Яровое, Алтайский край) — он выглядел так же. Если задуматься и напрячь память, то при путешествиях по России можно вспомнить окраску наружных стен в другие цвета, ну и бревенчатые церквушки, которые видел воочию, или на картинках.

Особенность православия, оказавшая влияние на архитектуру храмов разных стран состоит в том, что Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви, есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все православные церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все православные церкви признают друг друга истинными церквями. Главой церкви православные считают Иисуса Христа. Административного органа всей православной церкви нет.

Территориальное деление, обособленность и этническая самобытность сказалось и на внешнем облике храмов различных православных стран. Посмотри на примерах разных стран, где православие — ведущая религия.

Грузия

Самый крутой — известный каждому жителю Грузии, и самый известный в мире — Собор Светицховели. В нем крестился первый царь Грузии. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь Святого Николая расположена в самом центре Батуми. Этой церкви больше 150 лет и она является одной из старейших в Батуми.

Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы . Начат в 1897 году, и закончен 1902 году.

После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Среди прихожан церквей были грузины, иностранные подданные — французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. Церковь спроектировали и построили в неоготическом стиле. Верх собора украшают три купола. По всем стандартам готических построек фасад храма украшен орнаментом.
А в 1989 году произошла торжественная передача его во владения православных служителей. Сегодня Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы это главный храм местной епархии.

Румыния

Церковь Святого Николая — румынская православная церковь в Брашове, в историческом районе Шкей. Начали строить в 1200-1300 г. Достраивали в 1495 году местные жители отстроили церковь в камне при поддержке сына Влада Дракулы. Ну и потом перестраивали. В XVIII веке за счет пожертвований русской императрицы Елизаветы Петровны к церкви была пристроена башня с часами, а также часовня и притвор. Императрица России Екатерина II присылала церкви Св. Николая дорогие подарки — золотые и серебряные предметы религиозного культа, иконы, церковные книги, деньги. Первоначально построенная в готическом стиле, позднее церковь была перестроена в стиле барокко.

И еще одна малюсенькая православная церковь Румынии Святая Параскева-Пятница на местном кладбище, интересна башенками как у мусульманских мечетей.

Сербия

1 Храм Святого Саввы — один из крупнейших Православных храмов мира. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы отличается от константинопольского образца — Софийского Собора. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Теперь — то что касается России-матушки.

Бревенчатые церквушки — чаще всего это шатровые церкви. (Были еще клетские и ярусные) Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Шатровый храм характерен тем, что на четырехугольный сруб (четверик) ставится восьмиугольный (восьмерик). Что и видно на схеме и фото шатровых церквей (на схеме слева направо — клетский храм, шатровый и ярусный).

Церковь Александра Невского в Архангельске

В ХVII веке патриарх Никон, который впервые начал составлять чертежи храмов, — запретил строительство шатровых церквей, а повелел строить пятиглавый храмы (М. Покровский «Памятники христианской архитектуры, особенно русские»).

И теперь здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Вернемся к вопросу — Православный архитектурный канон (правило) — существует ли он и что из себя представляет?

Его нет. В изданном на бумаге или оном носителе я его не обнаружил. Но есть так называемое Богословское понимание канона — то есть символика — как прикладной язык выражения религиозной идеи. Священник Б. Михайлов в своей статье «Критерии церковности в храмовом зодчестве» пишет, что «Мы живем в своеобразное время: искусственный перерыв в храмовом строительстве привел к утрате и навыков и преемственности и чувства живой традиции. Поэтому мы сейчас находимся в поисках церковности, мы ее соборне определяем» Как образцы Православной архитектуры он приводит пример подворья в Оптинской пустыне в Троицкой церкви в Останкино, храм св. Николая в Клепниках и прочее. Итог его статьи выражается следующей фразой «Если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна».

На иллюстрации ниже — традиционная схема православного храма и Троицкая церковь в Останкино как признанный церковью образец архитектуры Православия.

Ну, понятно, что в ситуации отсутствия церковных норм самую решающую роль при создании и утверждении внешнего лика Православного храма играет человеческий фактор. С одной стороны — это личность художника, создающего эскиз или проект. Его богословское понимание, его красота, его понимание Бога, его приемы и методы. Ну и с противоположной стороны — это Православная Епархия той административно-территориальной единицы, где этот храм собираются возводить. То есть церковная власть, утверждающая проект, и дающая ему дальнейшую жизнь. А далее, уже органы государственной власти.

Яркий тому пример. Март 1837 года. Митрополит Филарет, причисленный к лику Святых, дает план строительства в Москве храм во имя Христа Спасителя, «совершенно в новых значениях, основанных на символах видения св. Иоанна Богослова» . По его словам этот проект был внушен ему свыше.

Три раздела по обыкновению — трапеза, сама церковь, и алтарь. Семь престолов — по числу семи церквей — два престола в трапезе, пять — в церкви (посвящены Благовещению, Рождеству, Богоявлению, Преображению, Воскресению). В верхней части храма, символизирующей престол Всевышнего, — изображено всевидящее око. Вместо окон — семь прорезов со стеклами — подобие семи светильников пред Господом. В верхней части — четыре дуги из семицветных стекол, изображающих радугу — символ примирения Бога с человеком.

Основанный на священном Писании, исходящий от одного из первых иерархов Православной церкви, проект остался без внимания, по причине его «нецерковности».

Что же остается неизменным на протяжении всей истории православия в языке строительства храма?

  1. В планировке — это трехчастность — притвор, храм и алтарь или двухчастность — храм и алтарь. Это символ Троицы.
  2. Число глав — обязательно символично. Одна большая глава окружена двенадцатью — по числу учеников Иисуса. Одноглавый — Единство Спасителя. Пятиглавые — образуя через этот символ Христа, окруженного четырьмя евангелистами.
  3. Ориентация алтаря храма на Восток (допускается отклонение на 15 градусов) — непременное условие при строительстве православного храма. Символизирует сторону света потерянного рая.

А вот со стороны государства есть норматив, регламентирующий строительство православного храма. В России издан документ — Свод правил по проектированию и строительству СП – 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. В этом своде собраны воедино и перемешаны все существующие требования градостроительных планов и церковные традиции.

В нем обобщены, систематизированы, скорее всего, совместно с церковными представителями данные о постройках церквей. Даны определения частей храма, его внешнего вида, планировочного типа и его символичных элементов.

Здесь же мы найдем и трехчастность.

И увидим, признанные церковью примеры планировочных типов храмов — на правой схеме. Рисунок 1, 2,3 — кубический тип, 4 и 5 — центрический тип, 6 — крестово-купольный. Есть еще один тип храмовой планировки, называемый «кораблем» — он прямоугольный, но почему-то в этот сборник он не вошел, хотя и признается церковью и часто встречается в другой литературе.

В общем, достаточно скромная информация об архитектурных канонах православия, да и сами нормы, обнаруженные в специально литературе тоже немногочисленны. То есть в православии архитектурный канон выражается в символике храма, которая в свою очередь подчинена самой идее православия и предназначению храма — как места для поклонения и молитвы. Ну и еще можно сделать вывод о том, что здания храмов, построенные в определенной традиции, со временем и становятся этим самым архитектурным каноном — то есть приводятся как образец. Ну, вот, пожалуй, и всё, друзья мои 🙂

www.livemaster.ru