Особенности консерватизма – Консерватизм — Википедия

Характерные черты консерватизма как идеологии:

1) пессимизм в оценке человеческой природы (идея несовершенства человека и общества, а, следовательно, неверие в неизбежность прогресса). Консерватизм опирается на разум, а не чувства.

2) необходимость укрепления таких традиционных ценностей как семья и государство.

3) провозглашение нравственного абсолютизма.

4) в области экономики: господство частной собственности, свободное предпринимательство как гарант личной свободы и социального порядка, исходят из принципа сильная экономика – пассивная политика.

5) дело государства – дать всем заработать, налоги на прибыль не превышают 33%.

6) идея социального неравенства в социальной сфере – отрицательное отношение к идее коммунистов. Считают, что социальное равенство ведет к моральной деградации, ликвидирует стимулы к эффективному труду, что порождает тунеядство.

7) защита сильной власти, сильного государства, недоверие к выборным органам власти, демократии, парламенту; против активного участия широких народных масс в политике, поддерживают демократические выборы элит

8) от консерваторов берет начало теория элитарности как продолжения аристократизма (у аристократов элементы управления заложены в генах). Консерватизм – идеология высших слоев.

9) приверженность к местному самоуправлению – перераспределение власти между центральными и местными органами.

10) национализм – идея национального величия, превосходства (поиск примеров славного прошлого)

Неоконсерватизм.

Американские политологи Белл, Гелен, Бенуасчитали, что консерватизм должен измениться в сторону популизма.

1) экономика: не отвергают государственного вмешательства в экономику

2) социальная политика: слабая социальная политика, дают возможность заработать. Каждый человек должен сам выбирать, где учиться и учить детей, где лечиться (бесплатная социальная клиника не очень качественная, но дешевая, частная – качественная, но дорогая). Однако в отличие от консерватизма выделяют часть средств на социальные программы (различные пособия, средства на переподготовку)

3) равенство всех перед Богом и перед законом

4) отрицают государство всеобщего благоденствия

5) в политической сфере выступают за сильное мощное государство, но вынуждены считаться и с выборными органами власти, с парламентом.

Консерваторы «левеют» (становятся ближе к народу).

Неоконсерватизм– опора на сильную власть и крепкий закон, гарантия свободы и предпринимательства.

Либеральный К. (Тори в Англии, республиканцы в США)

Авторитарный К. – основа такой политики – сильная личность (Наполеон, Бисмарк)

Христианско-демократический К. (ФРГ, Италия) – ценности христиан, дело гос-ва – защита традиций, морали, экономики

37. Современная социал-демократия: истоки, ценности и программные цели.

Социалистическая идеология

– идеология рабочего класса – разделилась на два направления: а) коммунистическая идеология б) социал-демократия.

Коммунистическая идеология.

Источники: Т.Мор, Н. Кампанелла, фр. просветители (Сен-Симон, Фурье), Р. Оуэн.Идеи:

а) классовая борьба (пролетарии против буржуазии)

б) классовая борьба ведет неизбежно к социальной революции

в) установление диктатуры пролетариата

г) ликвидация частной собственности и установление общенародной формы собственности – основа социального равенства и справедливости.

Даль: коммунизм – право каждого на чужое.

Раскол в 1903 г. на IIсъезде РСДП на большевиков и меньшевиков. Цели и задачи и у социал-демократов, и у коммунистов одни и те же – построение демократического социализма, пути достижения же различны. Если коммунисты шли коренным путем (революционно), то социал-демократы идут эволюционным путем.

Родоначальник западной социал-демократииЭ.Бернштейн, затем развивал Хауцкий. Худшими врагами коммунистов до 30-ыхXXвека считались именно социал-демократы. Термин социал-демократия введен в конце 19 в., когда в Европе начали возникать массовые партии. 1864 г. – создание первого Интернационала. На практике социал-демократы и коммунисты размежевались в годы первой мировой войны. В 1951 г. создан социалистический Интернационал (Коминтерн существовал с 1918 по 1943 г.г.). Численность социал-демократических партий превышает 20 млн человек. Голосуют за социал-демократов свыше 80 млн человек. В 30 странах мира они входят в состав правительства или формируют его (Швеция, Австрия, Греция, некоторые постсоветские страны). Основная доктрина западной С.-Д. –

модель демократического социализма:

1. В политической сфере:

а) гарантированное право на частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства

б) всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены правительства и власти мирным путем

в) наличие многопартийной системы и права на оппозицию

г) гарантия прав личности, национальных меньшинств

д) существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона

2. В экономической программе(претерпела значительные изменения по сравнению с 19 в.):

а) сначала преобладало планирование в государственной форме собственности, затем перешли к плюрализации форм собственности, отказались от огосударствления собственности (сдвигаются «вправо»)

б) существуют следующие формы собственности: государственная (транспорт, сырье, энергетика, природные ресурсы, военный комплекс), кооперативная, частная (земля, недвижимость). Все формы собственности равноправны.

в) определенную и значительную роль играет рынок, хотя есть и планирование

г) перераспределение доходов (70-80% налог – до войны, сейчас 45-47% от доходов — государству)

3. Социальная программа

самая сильная и мощная. Расходы на здравоохранение, образование, пособия, пенсии. Цель – государство всеобщего благоденствия, борьба за высокий уровень жизни для всего общества. Пенсия выплачивается всем, здравоохранение практически бесплатное, бесплатный проезд для детей (Швеция, Финляндия, Норвегия).

4. Международная программа: во внешней политике часто выступают против США.

Либералы и консерваторы – идеология богатых, правых, но в последнее время «левеют». Социал-демократы постепенно «правеют». Мир сближается («теория конвергенции»).

studfiles.net

Особенности консерватизма

в России во второй половине XIX в.

Введение.

Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры.

Человечество ищет способы и возможности обустроить планету, предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства, — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания, его социального статуса и — как результат — к возобновлению дискуссий о роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д. Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести.

В современной России в условиях идущей переоценки ценностей, возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия, которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к. именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического развития России, необходимость выработки т.н. «национальной идеи», и национального самосознания общества, выбор пути его социально-экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско-ленинская философия объявила их «ненаучными» и даже противоречащими историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих, и особенно консерваторов. Они объявлялись «реакционерами», представителями идеалистической «помещичье-буржуазной» идеологии или «монархическим лагерем», а их труды — как не представляющие никакой ценности для настоящей науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести, религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности. Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями, лейтмотив которых — запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.

§ 1. Эволюция консервативных идей в России в XIX веке.

Само понятие «консерватизм» довольно многозначно. Многие ученые, исследователи характеризуют это направление по-разному, вкладывают свой особый смысл, наделяют его различными функциями. «Философский энциклопедический словарь» /М., 1989/ консерватизм определяет как «идейно-политическое учение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития». Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих порядков. Характерные особенности консерватизма — враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему, /консерватизм в переводе с латинского — сохраняю/.

Расп

mirznanii.com

11.3. Сущность и основные черты консерватизма и неоконсерватизма

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, беречь) как особая политическая идеология возник в конце XVIII в. в качестве реакции на идеи Просвещения и изменения в общественной жизни, вызванные Великой французской революцией. Родоначальниками консерватизма считаются английский философ Эдмунд Берк (1729–1797) и французские общественные деятели Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи Бональд (1754–1840).

Первое систематическое изложение идей консерватизма содержится в книге Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Термин консерватизм был впервые употреблен в 1818 г. французским писателем Франсуа де Шатобрианом (1768–1848).

В широком смысле политическим консерватизмом считается система идей, используемая для оправдания и сохранения любой общественной структуры независимо от ее роли и значения, то есть отрицание необходимости всяких изменений какого-то сложившегося порядка. Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.

Консерватизм Э. Берка и его последователей предполагает защиту не любых форм общественной жизни, но именно тех, которые базируются на традиционных устоях и ценностях, моральных и религиозных нормах, прошедших проверку на опыте в течение не одного столетия.

Рис. 15. Признаки консерватизма

Содержание классического консерватизма содержится в его ключевых постулатах, приведенных ниже.

  • Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.

  • Несовершенство природы человека, в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.

  • Нравственный абсолютизм, признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.

  • Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.

  • Традиционализм, основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.

  • Политический реализм. Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.

  • Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.

  • Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.

  • Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

Со второй половины XIX и до 70-х гг. XX вв. консерватизм и либерализм развивались во взаимодействии. В частности, либерализм взял в консерватизме идею порядка в противовес хаосу, консерватизм заимствовал положение о политическом равенстве и необходимости реформ для сохранения устойчивости общества.

Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма.

Формирование неоконсервативных идей в основном совпало с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом (1980 г.), в Великобритании – консерваторов во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.). Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США) и Р. Арон (Франция).

Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Либерализм рассматривается именно как оптимальная модель общественного устройства, базирующегося на многолетних традициях, а попытки отойти от него (неолиберализм), как утверждают неоконсерваторы, не привели к решению проблем.

Рис. 16. Признаки неоконсерватизма

Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма:

  • Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.

  • Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.

  • Социальная политика неоконсерватизмаограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих. Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.

  • Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.

  • В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

Виднейшим идеологом неоконсерватизма в области экономики является американский экономист М. Фридмен (р. 1912), получивший за свои разработки Нобелевскую премию по экономике в 1976 г., главный представитель монетаризма. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность.

Фридмен и его сторонники отмечают, что в силу традиционной неповоротливости государственного аппарата возникают временные разрывы между возникновением кризисной ситуации, реакцией на нее правительства и реализацией мероприятий по преодолению кризиса. Вследствие этого соответствующие меры могут оказаться бесполезными, а иногда даже и вредными для экономики, поскольку уже не будут отвечать реальной ситуации в постоянно развивающейся экономике.

Указывая на эти обстоятельства, монетаристы призывают существенно ограничить степень государственного регулирования экономики. Правительство должно решать одну ключевую задачу – следить за обеспечением необходимого объема денежной массы путем регулирования эмиссии национальной валюты.

Для снижения роли государства в экономике монетаристы предложили провести приватизацию значительной части государственных предприятий, снизить налоги на доходы, прибыль и собственность, сократить социальные программы, пособия по безработице, отменить устанавливаемый законом размер минимальной заработной платы. Эти меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). В монетаристском русле осуществлялись экономические реформы в первой половине 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.

studfiles.net

Особенности консерватизма — Информация

Особенности консерватизма в России во второй половине XIX в.

 

Введение.

Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры.

Человечество ищет способы и возможности обустроить планету, предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства, — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания, его социального статуса и — как результат — к возобновлению дискуссий о роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д. Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести.

В современной России в условиях идущей переоценки ценностей, возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия, которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к. именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического развития России, необходимость выработки т.н. «национальной идеи», и национального самосознания общества, выбор пути его социально-экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско-ленинская философия объявила их «ненаучными» и даже противоречащими историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих, и особенно консерваторов. Они объявлялись «реакционерами», представителями идеалистической «помещичье-буржуазной» идеологии или «монархическим лагерем», а их труды — как не представляющие никакой ценности для настоящей науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести, религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности. Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями, лейтмотив которых — запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.

 

1. Эволюция консервативных идей в России в XIX веке.

Само понятие «консерватизм» довольно многозначно. Многие ученые, исследователи характеризуют это направление по-разному, вкладывают свой особый смысл, наделяют его различными функциями. «Философский энциклопедический словарь» /М., 1989/ консерватизм определяет как «идейно-политическое учение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития». Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих порядков. Характерные особенности консерватизма — враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему, /консерватизм в переводе с латинского — сохраняю/.

Распространено также т.н. «ситуационное» понимание консерватизма как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее значения и места в социально-историческом процессе. В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка, несовершенство человеческой природы, убеждение в природном неравенстве людей, ограниченные возможности человеческого разума, необходимость классовой иерархии и др.

Консерватизм обозначает также философско-политическое понятие, при котором его носители выступают как против любых радикальных, левых течений, так и против крайне правых сил, пытающихся остановить прогрессивное развитие общества. Одна из важнейших функций консерватизма — социальная, которая имеет следующие характеристики :

  1. сохранение и бережное отношение к национальному менталитету, моральным традициям и нормам человечества ;
  2. недопустимость вмешательства человека в ход исторического развития, насильственной ломки привычного образа жизни;
  3. трактовка общества как объективной реальности, которая имеет свою структуру и собственное развитие.

В современной научной литературе можно встретить и иную функцию консерватизма, которую можно назвать определенным типом или стилем мышления.

Теория консерватизма, ее основные положения были рассмотрены в работах Э. Берка /ХVIII в./. Он и его многочисленные последователи были убеждены, что социальный опыт передается из поколения в поколение, человек не может его сознательно прогнозировать и не в состоянии им поэтому управлять.

В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном /1812г./, восстанием декабристов /1825г./, отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-либеральных реформ /б0-70гг./. развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую «теорию официальной народности» /»самодержавие, православие, народность»/. Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца ХVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди «испорченной» части образованного общества. Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве «исконных» и «самобытных» черт народного характера. Уваров утверждал, что Россия «крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу».

Виднейшие представители официальной науки /например, историк М.П. Погодин/ были сторонниками «теории официальной народности» и в своих трудах восхваляли самобытную Россию и существующие порядки. Эта теория на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Славянофилы выступали за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Среди них своим значительным философским потенциалом выделялись И.В. Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков. Они стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Выступая с обоснованием самобытного, т.е. небуржуазного пути исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей — любви и свободы. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Благодаря православию и общинности, доказывали славянофилы, в России все классы и сословия мирно уживутся друг с другом. Реформы Петра I оценивались ими весьма критически. Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили ее внутренний строй и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу славянских народов.

Славянофилы даже выдвинули лозунг «Царю — власть, народу — мнение». Исходя из нее, они выступали против всяческих нововведений в области государственного управления, особенно против конституции по западному образцу. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический /диалектический/ идеализм Гегеля и Канта.

Со славянофильством многие исследователи связывают начало самостоятельной философской мысли в России. Особенно интересны в связи с этим взгляды основателей этого течения А.С. Хомякова /1804-1860/ и И.В. Киреевского /1806-1856/.

Для философского учения славянофилов основополагающим явля

www.studsell.com

Консерватизм, его виды, особенности и история развития

  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.
  • Понятие и виды хозяйственных товариществ.

    Главная » История нового времени. Лекции 2 » — Консерватизм, его виды, особенности и история развития


    — Консерватизм, его виды, особенности и история развития


    Духовное наследие Просвещения и коренные преобразования Французской революции конца XVIII в. решающим образом подорвали устои феодального строя, вызвали раскол в общественном сознании не только Франции, но и всей Европы, предопределили политические действия, соответствовавшие различным подходам к оценке прошлого, анализу конъюнктуры своего времени, прогнозам на будущее. Непримиримым противником революции, разорвавшей преемственность эпох, выступила та часть дворянства, которая была лишена феодальных прав. Не восприняли революционное насилие в его крайних формах финансовая аристократия и умеренные круги промышленно-торговой и даже мелкой сельской буржуазии. Идеалы и ценности тех классов и групп населения, которые опасались утраты социального статуса и нравственных ориентиров, испытывали страх перед несущими неопределенность экономическими и политическими переменами, нашли выражение в доктрине и практике консерватизма. Особенности консерватизма. Его теоретические постулаты впервые сформулировал английский публицист и парламентарий Эдмунд Бёрк, опубликовавший в 1790 г. книгу «Размышления о Французской революции». Вслед за Бёрком с апологией консерватизма выступил Жозеф де Местр некоторое время он являлся канцлером Сардинского королевства, а затем, в 1803 г., был назначен на пост посланника сардинского короля в России и лишь в 1817 г. вернулся во Францию. В числе его многочисленных трудов широкую известность получила работа «Размышления о Франции», изданная в 1796 г. В том же году французский аристократ и философ Луи де Бональд выпустил в свет труд «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе». Заметное влияние на общественную мысль оказал трактат Франсуа Рене де Шатобриана «Гений христианства, или Красота христианской религии» (1802). Именно Шатобриан впервые употребил термин «консерватизм», предприняв в 1818 г. издание журнала под названием «Консерватор». Указанные мыслители стали родоначальниками традиционалистского направления в консервативной идеологии и политике.
     
    Виды консерватизма: традиционный, либеральный, реформистский, экстремистский
     

    Мировоззренческие принципы традиционалистского консерватизма противостояли идеологии Просвещения и либерализма. В этой связи в концепции консерватизма одно из центральных мест заняло отрицание теории общественного договора и принципа народного суверенитета. Неприятие консерваторами этих основополагающих просветительских категорий вытекало из представления об ограниченности и слабости человеческого разума, в силу чего он не в состоянии осознать смысл и цели социального процесса, место человека в нем. Поэтому ни общество, ни его установления не могут возникнуть вследствие общественного договора, чисто человеческого деяния. Разум должен подчиниться воле Провидения, божественной силе. Только она управляет общественными делами, определяет судьбы людей и народов. Мудрость Бога проявляется в исторически сложившихся предрассудках, под которыми понимались опыт, традиции и обычаи. Нелюди конкретной эпохи, а они, передаваемые из поколения в поколение, создают почву для формирования нравственности человека, трансформации неписаного права в законы и конституции, устройства государства. Отсюда вытекало требование глубоко почитать старые предрассудки и тем больше, чем они древнее и шире распространены. Отказ же от обычаев и опыта прошлого привел Францию к революции, ниспосланной Богом как кара за «век преступлений и безумств», «дух бунта», который охватил Европу, начиная со времен Реформации и распространения философии Просвещения.
    Такими аргументами традиционалистский консерватизм обосновывал отрицание революций, разрывающих историческую связь прошлых и будущих эпох, позволяющих поступать со страной как с завоеванной территорией и проводить в ней преобразования «с чистого листа», предлагая рационально сконструированную абстрактную модель общественного устройства. С этой точки зрения Французскую революцию консерваторы осуждали и, наоборот, превозносили эволюционный путь развития, который обеспечивает преемственность социальных связей между поколениями, допускает лишь медленные изменения, сохраняющие полезные части старого общества и добавляющие лишь то, что им соответствует.
    Для консервативной доктрины характерна особая интерпретация сущности общества и государства, отношений между ними. Человеческое общество образуется согласно божественному плану, а не является продуктом социального взрыва. Это подразумевает его неизменяемость и противоестественность попыток революционного воздействия с целью насильственной модернизации. Равным образом государство представляет собой извечно существующую органическую сущность, которая допускает изменения только отдельных частей, сохраняя незыблемость в целом. При этом сами формы государства в силу связи с обычаями, традициями и характером народа относительны. По Местру, даже деспотизм лишь тогда плох, когда появляется в стране, предназначенной для другого рода правления. В традиционалистской консервативной концепции общество интегрировано в государство и построено на фундаменте жесткого иерархического порядка, подразумевающего ограниченную свободу и неравенство различных социальных групп. Вопреки положениям Руссо, утверждал Местр, человек не рождается свободным, во все времена рабство рассматривалось как обязательный элемент правления и политического состояния наций. Равенство существует только в области морали и добродетели, которая и заключается в обязанности исполнять предназначенный каждому долг. Лучшие люди страны не те, кто заботится о своих правах, а те, кто несет особые обязанности. Вершину общественной иерархии составляет абсолютная власть государства и Папы, аристократии надлежит править. Как полагал Бональд, человек существует лишь для общества, и он должен употреблять на службу обществу все, что получил от природы.

    В первой половине XIX в. сложилась ситуация, когда нисходящей аристократии приходилось противостоять не только восходившей к вершинам политического могущества буржуазии, но и народным низам, прежде всего формировавшемуся пролетариату. Это побуждало наиболее дальновидную и реалистически мыслившую часть аристократии пойти на сближение с буржуазией. В связи с этим внутри правоконсервативного лагеря происходит размежевание: выделяется умеренная либерально-консервативная фракция. Она стремится к установлению конституционной монархии с сохранением значительных полномочий государя, введению двухпалатного парламента с назначаемой аристократической верхней и выборной на основе различных высоких цензов нижней палатами. Во Франции революция 1830 г. разъединила правоконсервативный лагерь вследствие возникновения умеренного, «орлеанистского», течения. Сторонниками либеральных консерваторов слыли король Луи Филипп и его премьер-министр Франсуа Гизо. В 30-х гг. конституционно-династический конфликт в Испании обострил борьбу между правоконсервативными карлистами, сторонниками абсолютной монархии, и умеренными консерваторами, отражавшими интересы либерального дворянства и буржуазии. В Англии размежевание нашло выражение в расколе консервативной партии, произошедшем в 1846 г. Тори-протекционисты вышли из нее из-за несогласия с политикой умеренного крыла во главе с Робертом Пилем, поддержавшего отмену «хлебных законов». Однако в Европе того времени либеральный консерватизм не смог завоевать доминирующие позиции в спектре политических сил по той причине, что его социальную базу составлял узкий слой аристократической элиты, разбавленный крупными финансистами и приближенными к верхам общества интеллигентами.

    После революции 1848—1849 гг. антагонистические в прошлом аристократия и буржуазия начинают постепенно синтезироваться в единый господствующий класс буржуазного общества. Этот процесс протекал на протяжении второй половины XIX в. и захватил начало XX в. В этот период консерватизм приобретает современные черты, воспринимает многие важнейшие идеи и принципы, которые раньше отвергались. В их числе — рыночные отношения, конституционализм, парламентаризм, сиетема представительства и выборности органов власти, политический и идеологический плюрализм. На этой базе происходит сближение умеренных консерваторов с либералами и формируется течение, определяемое как реформистский консерватизм. Он проявил себя во всех странах, где у власти находились консерваторы. В Англии Бенджамин Дизраэли сформулировал программу «демократического торизма», которая предусматривала сохранение и упрочение роли монарха, палаты лордов и церкви, консолидацию и расширение колониальной империи, проведение твердой внешней политики, но в то же время и осуществление социальных реформ. В период деятельности кабинета Дизраэли была введена одинаковая ответственность предпринимателей и рабочих за досрочное расторжение договора найма, трудящиеся получили право на пикетирование, что облегчало борьбу за экономические права. Кабинет Артура Бальфура в 1902 г. обеспечил передачу начального и среднего образования в ведение государства. В Германской империи Отто фон Бисмарк в 80-х гг. XIX в. провел через Рейхстаг законы о социальном страховании, а Бернгард фон Бюлов в 1907 г. пошел на создание парламентского блока консерваторов и либералов. Реформистский консерватизм, признав необходимость социальных реформ, сблизился с либерализмом, что консолидировало господствующий класс и создало предпосылки для перехода к перманентной и системной политике реформизма. Последний стал важным элементом модернизации общества.

    Реформистские тенденции укрепляли буржуазную демократию, что привело к усилению борьбы с ней наиболее реакционного крыла консервативного лагеря. Последний консолидировался в различные политические объединения с соответствующей идеологией, обобщенно определяемой как праворадикальный консерватизм, или экстремистский консерватизм. Своих сторонников это течение рекрутировало из аристократической среды, финансовой и военной олигархии, части интеллигенции. В основе политических представлений и действий экстремистских консерваторов лежало стремление заменить буржуазно-демократическую парламентскую систему авторитарно-диктаторским режимом. Наибольшее развитие экстремистский консерватизм получил в Германии в связи с деятельностью таких организаций, как Союз сельских хозяев. Центральный союз германских промышленников, Имперско-германский союз среднего сословия, Пангерманский союз. Флотский союз. Германское колониальное общество. Антисоциалистическая, националистическая и экспансионистская программа и деятельность этих организаций дают основание полагать, что с 90-х гг. XIX в. в консервативном лагере формируется неформальное сообщество, которое можно охарактеризовать как германский предфашизм.
    Идеи экстремистского консерватизма нашли сторонников и во Франции. Созданная в 1898 г. крайне правая организация «Аксьон франсез» («Французское действие») руководствовалась принципом «интегрального национализма» и считала необходимым возродить традиционную, наследственную, антипарламентскую децентрализованную монархию. Не ограничиваясь пропагандой политического насилия, «Аксьон франсез» в 1905 г. сформировала боевые вооруженные отряды под названием «Королевские молодчики». Политической целью итальянских экстремистских консерваторов, в 1910 г. объединившихся в Националистическую ассоциацию, являлось создание альтернативного демократии и парламентаризму сильного государства, способного обеспечить подъем производства и рост богатства, воспитание национального сознания и прочной дисциплины, поставить барьер на пути социализма, осуществить территориальные захваты и установить контроль над Средиземноморским бассейном. В Англии лагерь экстремистского консерватизма включал сторонников концепции Альфреда Милнера, служившего в 1897—1901 гг. верховным комиссаром Капской колонии, а затем получившего титул лорда. Под лозунгом борьбы за «национальную эффективность» Милнер выступил с резкой критикой партийно-парламентской системы и выдвинул идею создания правительства из компетентных специалистов, бизнесменов, менеджеров, т.е. некоего технократического органа, эффективно действующего, но без парламентского контроля. Практическим воплощением правого радикализма стала деятельность ольстерских консерваторов, не останавливавшихся перед угрозой мятежа ради срыва парламентского билля об ирландском гомруле.
    Различные модификации консерватизма с присущими им специфическими признаками обусловливались конкретными социально-политическими обстоятельствами и потребностями соответствующих эпох. Способность трансформироваться обеспечила ему жизнестойкость и свойства стабильного идейно-теоретического и политического явления, важного фактора социальной эволюции. Идеи и предостережения, высказанные консервативными мыслителями прошлого, не утратили своего морального и интеллектуального воздействия на современную политическую мысль и практику вследствие того, что консерватизм продолжает отражать идеалы, взгляды и нравственные ценности многих общественных групп. Жизнестойкость консервативной идеологии основана на его двойственной природе. С одной стороны, идеология консерватизма привлекает тех, кто в процессе перемен видит угрозу своему социальному статусу и экономическому положению, т.е. привилегированные классы и социальные группы, которые заинтересованы в сохранении отвечающего их интересам государственного и общественного устройства. Консерватизм, и это его вторая сторона, стремится перенести из прошлого и сохранить в настоящем традиционные ценности, духовные и общественные институты, что отвечает менталитету не только привилегированных социальных групп, но и массовых слоев населения. В этом аспекте консервативные тенденции близки людям, стремящимся к исторической преемственности поколений, сохранению утвердившихся нравственных общечеловеческих ценностей и традиций, обеспечению стабильности и порядка в обществе.
    Лекция, реферат. — Консерватизм, его виды, особенности и история развития — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

     

referatwork.ru

Особенности современного консерватизма

Особенности современного консерватизма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Филиал ТюмГНГУ в г. Нижневартовске

Контрольная работа

по социологии и политологии

Выполнил: студент группы

МОПзс-10 Сухов А.Н.

Проверил: к. и. н Ульянов В.П.

Нижневартовск 2013

План

Введение

1. Сущность консерватизма, его социальные и идейные истоки

1.1 Философское обоснование консерватизма с точки зрения философов Э. Берга, Л. Бональда, Ж. де Местра

1.2 Отстаивание устоев общества ранним или классическим консерватизмом

2. Особенности современного консерватизма

2.1 Восприятие идей которые ранее были отвергнуты

2.2 Анализ факторов, обусловившие рост популярности консерватизма

2.3 Раскрытие особенностей неоконсервативной модели

Заключение

Список литературы

Введение

В политической лексике понятие консерватизм. (от лат. conservare — сохранять) долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике, однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стремлением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан прежде всего с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических ценностей.

В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так. и отдельным индивидам в самых различных странах.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции, англичанина Эдмунда Берка (1729-1797), французов Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи Бональда (1754-1840). Безусловно, пальма первенства среди указанных «отцов-основателей» консерватизма как социально-политического течения по праву принадлежит Эдмунду Берку. Его книга «Размышления о революции во Франции», которая появилась в 1790 г., до сих пор считается чем-то вроде библии консерватизма.

В последующем видными представителями консервативной мысли являлись французы Франсуа де Шатобриан (1768-1848), Фелиста де Ламенне (1782-1854), Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), англичанин Бенджамин Дизраэли (1804-1881), испанец X. Доноса Кортес (1809 — 1853), немец Отто фон Бисмарк (1815-1898). Из известных ученых XX в. к числу последователей этой аналитической традиции можно отнести итальянца Гаэтано Моска (1858-1941), немцев Карла Шмитта (1888-1985), Мартина Хайдеггера (1889-1976), американцев Даниэла Белла (р. 1919), Сеймура Мартина Липсета (р. 1922). Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную социально-политическую традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.

консерватизм неоконсервативная модель

1. Сущность консерватизма, его социальные и идейные истоки

1.1 Философское обоснование консерватизма с точки зрения философов Э. Берга, Л. Бональда, Ж. де Местра

Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Эдмунд Берк (1729-1797) Английский публицист и философ, политический деятель, идеолог консерватизма.

Главный труд — Размышления о революции во Франции. В нем с наибольшей полнотой выражена философия консерватизма, которая является вкладом Бёрка в мировую политическую мысль. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Берк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что в виду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой. Традиции — единственное разумное средство достижения справедливости, следовать традиции — действовать в соответствии с вековой мудростью; выступал за естественное неравенство, за сильное централизованное правление, т.к. без стабильного правительства нет истинной свободы, был против революций как способа реформирования общественной жизни.

Луи Бональд (1754-1840)

Французский политический деятель и публицист, философ-идеалист.

В главном сочинении «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796) с позиции консервативного католицизма полемизировал с философией французского Просвещения; защищал идею божественного происхождения монархии. Взгляды Бональда получили название «традиционализма». Власть <#»justify»>1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).

1.2 Отстаивание устоев общества ранним или классическим консерватизмом

«Классический консерватизм» сначала выражал интересы дворянства. Постепенно он стал превращаться в оружие буржуазии, особенно тех его слоев, которые не желали радикальных социально-политических преобразований.

Еще во времена «классического консерватизма» его сторонники выступали против идей технократии, безраздельного господства рынка, что под такими лозунгами буржуазия начала борьбу с феодализмом. Они отвергали возможность установления равенства людей, добивались формирования общества на принципах иерархии, сохранение сословных привилегий, наследственной власти. Консерваторы призвали к восстановлению монархии и возрождение традиционных ценностей феодально-аристократического строя: «гармонии» и «порядка» средневековья, крестьянских общин, семьи, школы, церкви, то есть всего того, что, на их взгляд, объединяло общество обеспечивало его единство и преемственность в развитии.

Наиболее интересным является учение консерватизма о природе общества и общественной жизни. Консерваторы-традиционалисты не восприняли основной идеи Просвещения о необходимости рассматривать общество только с позиций разума и естественного права. На их взгляд, общество не является результатом взаимодействия людей, а государство возникло не через соглашение между ними, как утверждали сторонники теории общественного договора. Общество — это сложное органическое целое. Все части его так взаимосвязаны, что изменение одной из них нарушает равновесие всего общественного целого. В социально-политической сфере нельзя действовать по ранее намеченному плану или исходя из некой социальной теории. Надо опираться только на опыт. Общество же постепенно совершенствоваться по внутренним законам, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Решающее значение в жизни, консерваторы утверждали, имеют привычки, вкусы, традиции людей. Вот почему основным критерием общественного развития они считали изменение обычаев и характера народа.

Таким образом, консерватизм не отрицал идею общественного прогресса, но истолковал его как смену, что не нарушала «принципов гуманности и нравственности» и не влекла анархии. Развитие общества должен быть безопасным как для отдельного человека, так и для всего общественного организма. Поскольку натура и характер народа, его традиции раскрываются в течение длительного времени, социально-политические структуры общества также будут формироваться на протяжении многих веков. Важное значение для улучшения общества консерваторы предоставляли нравственному совершенствованию человека.

2. Особенности современного консерватизма

2.1 Восприятие идей которые ранее были отвергнуты

С конца XIX — начала XX века консерватизм претерпевает существенные изменения. Консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые ими раньше отвергались — например, свободно-рыночные отношения, конституционализм, систему представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и ряд других.

2.2 Анализ факторов, обусловившие рост популярности консерватизма

В современной России консерватизм до последнего времени понимался как реакционность. С большевистских времен он (наравне с религиозностью) несет негативный подтекст. Но консерватизм действительно является реакцией — реакцией на дестабилизацию, на распад социальных институтов, на результат действий в результате которых люди себя чувствовали дискомфортно… Когда все распадалось буквально на глазах, возникало стремление к сохранению оставшегося, к консерватизму. И именно поэтому консерватизм становится крайне востребованным сейчас, когда на наших глазах мир приходит в хаос.

В современной Европе консерватизм проявляется прежде всего в желании сохранить национальную идентичность, в условиях, когда приходят мусульмане из Северной Африки и говорят: «Мы работать не хотим, это точно. Мы хотим получать социальное пособие, а вы, европейцы, христиане, обязаны нам платить, потому что вы потомки колонизаторов, которые нас угнетали 150 лет, тех, кто проводил крестовые походы огнем и мечем, поэтому вы виноваты в том, что у нас дома не все хорошо и поэтому вы должны платить».

Вторая важнейшая причина актуальности консерватизма — это партия большинства, этнического большинства, религиозного большинства, сейчас уже и сексуального большинства! Постепенно формируются в Европе партии большинства и партии меньшинств. Классическая социал-демократия сегодня превращается из партии рабочих в партию меньшинств. В России подобным образом эволюционирует «Правое Дело», пытаясь стать партией национальных меньшинств: еврейского, кавказского, и т.д. Именно эта партия сейчас защищает мигрантов, права которых, кстати сказать, действительно нарушают. Поэтому наибольшую поддержку на федеральных выборах «ПД» получает в Северо-Кавказских республиках. А Дагестан — единственный регион, где «Правое дело» преодолело 5% барьер. И это объективно, такая партия должна присутствовать. Но тогда должна быть и партия большинства. И консервативная «Единая Россия» — это партия большинства во всех смыслах. Именно поэтому после событий на Манежной площади в партии «Единая Россия» однозначно прозвучало: «Никоим образом мы не должны дать сотворить хаос националистическим радикалам, но мы напоминаем о том, что русский вопрос существуют, о том что у нас действительно произошло снижение социального статуса этических русских». И в той мере, в которой будет «Единая Россия» партией большинства, в том числе этнических русских, она и будет реализовываться как консервативная партия. При этом «Единая Россия» остается партией многонационального народа РФ, как единого целого.

Именно поэтому консерватизм сейчас востребован. Просто ненормального настолько много, что нормального почти не видно. Например, телевидение: сплошные фрики, клоуны, маньяки, убийцы, а люди хотят видеть нормальных людей. Современный консерватизм не выступает за запрет разнообразия, а стремится, чтобы с развитием разнообразия не потерялись отличия нормального от ненормального. Должна быть какая-то норма. И извращения — нельзя говорить, что это другая норма, все-таки вещи надо называть своими именами, это извращения. Гомосексуализм — не другая норма, а отклонение от нормы.

Еще одна причина востребованности консерватизма связана со скоростью изменения. Человеческое развитие убыстряет свой темп. Оно настолько стремительно, что среднестатистический обыватель растерян и не может адаптироваться к этой реальности. То есть прогресс настолько быстрый, тотальный и ошеломляющий, что он постепенно превращается из друга во врага человечества, поскольку заставляет жить человека нечеловеческой жизнью. Таким образом один, может быть главнейший вызов человечеству, на который должен прежде всего консерватизм дать ответ: возвратить прогрессу человеческую сущность, человеческое измерение. Сделать так, что бы не человек был рабом прогресса, а прогресс был слугой для людей, что бы прогресс делал жизнь людей лучше, а не хуже. Потому что, например, когда у человека нет выбора, какой мобильный телефон выбирать — это плохо; когда у человека выбор из 20-30-40 телефонов — это хорошо; но когда у человека выбор из тысячи он не в состоянии его сделать! И это человеческое измерение прогресса, что бы человек ощущал, что он способен соответствовать прогрессу, что это его свободный выбор делать что-то, что предполагает прогресс — это его право, а не бремя. Это является важнейшей причиной почему консерватизм является сейчас крайне востребованным — необходимо вернуть прогрессу человеческое лицо.

Консерватизм набирает популярность во всех странах мира, поскольку является естественной реакцией на хаос, на глобализацию, на стремительную скорость изменения, на размывание идентичности. Россия здесь находится в майнстриме, да и у нас все эти вещи работают сильнее. Во-первых, как говорится, сравнили бы наш хаос 90-х годов, с их хаосом. Следовательно, реакция людей — требование восстановить стабильность и порядок — для наших соотечественников значительно сильнее.

Кроме того, проблема идентичности у нас наиболее обострена, т.к. у нас происходит прямое вымирание народа России, со скоростью примерно миллион в год на протяжении последних 20-ти лет. Это, конечно, заставляет этнос просто бороться за свою жизнь. Не менее, чем русскими, традиционализм (а следовательно консерватизм) востребован Северо-Кавказскими, Поволжскими и другими народами, где преобладает мусульманство. Ярким примером, в частности, является роль церкви в обществе, которая у нас гораздо больше в реальности, чем в странах Евросоюза. Таким образом, Россия имеет все шансы, что бы вернуться на то место, которое было у нее в 19-ом веке, когда Россия была наиболее консервативной, если не сказать патриархальной частью Европы. Мы в радикальной форме реализовали в 90-е годы либеральные идеи, но это нам дает в качестве отдачи право восстановить консерватизм сейчас. И в этом Россия находится полностью в майнстриме развития Европейской цивилизации.

Практически мы в одном ритме пульсируем вместе с остальной Европой. Нужно делать то, о чем мечтает большинство европейцев, но не могут сделать из-за своей инерционности. Прежде всего сделать государство более сильным. Тоже самое касается религии. Консервативный путь — это наш российский путь. Нужно более активно религию задействовать в общественной жизни, прежде всего в таких важнейших целях как возрождение морали. У нас есть колоссальная проблема аморализма. Посмотреть телевиденье, которое просто захлебывается от призывов: «Убей!», «Укради!», «Предай!». Этому надо противостоять. Это задание от общества всем традиционным религиозным организациям страны. Необходимо сделать все для восстановления морали. И для этого необходимо поработать в обществе.

Современный подход к реализации консервативных идей — это значит примирить человека с прогрессом, сделать прогресс более человеческим, не допустить свержения социальных норм и сделать для человека некую мягкую теплую нишу в обществе, в рамках которой он мог бы чувствовать себя комфортно и, сидя в которой, он не боялся бы растущего прогресса. Реализовав эту модель, мы сделаем жизнь свою лучше и в тоже время принесем большой вклад в развитие европейской цивилизации в целом, которая сейчас так же приходит к консервативному решению стоящих перед ней проблем.

2.3 Раскрытие особенностей неоконсервативной модели

Современная, новейшая модификация этого политического течения называется неоконсерватизмом. В его политической философии доминируют две центральные идеи: подчинение индивида государству и обеспечение политической и духовной общности нации. Разумеется, новые консерваторы в экономике исходят из свободы рыночных отношений, и в этом вопросе они не имеют существенных расхождений с либералами. Но они категорически против того, чтобы глубинный смысл и конечные цели общественного развития объяснялись в категориях индивидуализма, свободы личности, демократии и т.д. Согласно консервативному мышлению, этот смысл и цели определяются интересами общности (государства, нации), другими политическими приоритетами. Отсюда и основной постулат неоконсерватизма — политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-либо личных, частных, групповых.

Значительное место в политической философии неоконсерватизма занимает международная проблематика. Увеличение власти своей страны, превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены частные и групповые интересы. Когда политическое мышление, объясняет один из апостолов неоконсерватизма в Германии Клаус Хорнунг, сводится к внутренней экономической и социальной политике, оно обесценивается, выхолащивается сама сущность его. «Самоутверждение общности как целостности, — пишет он, — и притом внешнеполитическое, как государства среди других государств в конфликтном поле мирового противостояния, — вот что в значительной степени упускается тогда из виду».

Новые консерваторы отличаются готовностью к применению более действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная политика предполагает постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».

Неоконсерваторы выдвинули на первый план положение о том, что «суверен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении». Лишь в чрезвычайной ситуации выявляется «сущность государственного авторитета», нормальное же положение вообще ни о чем не свидетельствует. Тема «вражеского заговора» для неоконсервативного сознания — одна из ведущих в аспекте политической психологии.

Реализацию данных подходов в политике неоконсерваторы связывают с укреплением властных функций государства. Они стремятся восстановить доверие народов к власти, которое, по их мнению, было подорвано политикой неолибералов. Однако укрепление властных функции-государства связывается ими не с осуществлением идеи равноправия всех социальных слоев общества, а с сохранением и усилением в нем иерархичности. Консерваторы признают совершенной только такую структуру организации политической власти, к которой допускаются лишь представители элитарных слоев общества.

В то же время неоконсерватизм значительно сблизился с либерализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовал процесс трансформации последнего в неолиберализм. В частности, неоконсерватизм воспринял от него идеи общественного развития, социальной, экономической и политической активности человека, государственного вмешательства в экономические процессы. Одновременно неоконсерватизм воспринял некоторые идеи классического либерализма, от которых отказался его обновленный оппонент: неоконсерватизм решительно выступает против государственного капитализма, политики обобществления и национализации средств производства, передачи части промышленности корпорациям. Все это дало основание некоторым аналитикам квалифицировать неоконсерватизм как либерализм XIX в.

Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консервативного направления. Они действуют во многих странах под различными названиями. Наиболее заметными из них являются Консервативная партия Великобритании и Республиканская партия США. Консервативными являются христианско-демократические партии. В 1983 г. они образовали Международный демократический союз, т.е. своего рода «консервативный интернационал». В политическом процессе, в политической борьбе такие партии отстаивают интересы уходящих или ныне господствующих социальных групп, их ценности и структуры. В то же время изменение исторической обстановки постоянно вынуждает эти партии пересматривать, уточнять свои теоретические и практические постулаты.

Заключение

Несмотря на то, что либерализм и консерватизм являют собой два неодинаковых подхода к рассмотрению и решению социально-политических проблем, они все же во всех западных обществах довольно мирно сосуществуют друг с другом. Современные парламентарные демократии поочередно выбирают то один, то другой подход при решении насущных проблем общественного развития. Из этого следует, что нельзя заранее полагать, что одна из этих политических традиций, например консервативная, «хуже», а другая, либеральная, — «лучше». Нетрудно видеть, что и в нашей стране сегодня при обсуждении различных общественных проблем предлагаются разные, в своей сути также «либеральные» и «консервативные» подходы к их решению. С нашей точки зрения, нынешней политической жизни недостает консерватизма, т7е. бережного отношения к наследию прошлого, сохранению всего лучшего в общественных отношениях, что было достигнуто как в дооктябрьский период нашей истории, так и в советское время. Истина же, видимо, состоит в разумном сочетании этих двух политических подходов.

Таким образом, можно утверждать, что нет непреодолимой грани между консервативной и либеральной политическими позициями. В каждом обществе среди различных категорий граждан обнаруживается склонность к тому или иному типу политического сознания. Это обусловливается социальными, групповыми, профессиональными, возрастными и индивидуальными особенностями людей. Как отмечают аналитики, во всем мире люди, связанные с армией и охраной общественного порядка, более консервативны, а представители художественной интеллигенции более чувствительны к теме личной свободы. Старшее поколение, как правило, более консервативно, а молодежь более либеральна.

Более того, в одном лице вполне могут и должны сочетаться как консервативные, так и либеральные подходы к различным социально-политическим явлениям. Ибо как иначе можно обеспечить преемственность при осуществлении социально-политических инноваций, если не путем бережного отношения к наследию прошлого? Так что в политике можно было быть не только «чистым» либералом или консерватором, но и либеральным консерватором, и наоборот. Собственно, именно как либерально-консервативные можно характеризовать социально-политические взгляды таких видных мыслителей, как уже упоминавшиеся французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль, английский философ и социолог Карл Поппер и австро-американский экономист и философ Фридрих фон Хайек. Такая же позиция характерна сегодня для многих других ученых и политических деятелей в западных странах. Оба начала — консервативное и либеральное — проявляются и в политическом поведении большинства граждан этих стран, которые неизменно оказывают поддержку умеренно консервативным или реформистским программам и отказывают в доверии радикальным социально-политическим проектам.

Список литературы

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. 2001.

. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос, 2005. — 448 с.

. Жирнов Н.Ф. Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма // Социально — гуманитарные знания. 2008. №5. С. 279-286.

. Иванчук Н. В, Целищев Н.Н. Основы политологии. Екатеринбург 1994.

. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 2000. — 480 с.

. Мельник В.А. Политология. Минск 1997.

. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. — 3-е. изд., перераб. и допл. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 495 с.

.А.С. Тургаева, А.Е. Краснова. Политология в схемах и комментариях: Учебное пособие / Под ред. — СПб, Питер, 2005. — 300 с.

. Шамилева Р.К. Истоки и реальность либертарной «индивидуальной свободы» как принцип социальной справедливости // Социально — гуманитарные знания. 2005. №5. С. 298-313.

. Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).


diplomba.ru

Кратко и понятно — консерватизм, что это: понятие, определение

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди — разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм — определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод, а социализм — социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал — это человек, который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор — человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

psiho.guru